Научная статья на тему 'Из доклада о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году'

Из доклада о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
435
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

ИЗ ДОКЛАДА О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В 2010 ГОДУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из доклада о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году»

Щ

ЕВ июле 2011 Минздравсоцразвития России представило доклад о реализации Программы государственных гарантий в 2010 году http://www.minzdrаv-soc.rU/docs/mzsr/otchety/4.

ИЗ ДОКЛАДА О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В 2010 ГОДУ

Правительством Российской Федерации на 2010 год установлен подушевой норматив финансового обеспечения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в целом, в том числе базовой программы обязательного медицинского страхования (далее — ОМС), в размере 7633,4 рубля и 4059,6 рубля, соответственно.

Подушевой норматив финансового обеспечения Программы рассчитан исходя из установленных нормативов объемов по условиям оказания медицинской помощи в расчете на одного человека в год и нормативов финансовых затрат на единицу объема по видам медицинской помощи. Установленный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи в рамках Программы по каждому виду включал все виды финансовых затрат медицинских организаций.

Установленный подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования (4059,6 рубля) включал расходы медицинских организаций на оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование и не включал расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств.

Установленный Правительством Российской Федерации подушевой норматив финансового обеспечения Программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (3573,8 рубля) включал расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (сани-тарно-авиационной), специализированной меди-

цинской помощи, включая высокотехнологичную, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, содержание медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования (расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств).

Кроме того, из этих же средств финансировались медицинские и иные услуги, предоставляемые лепрозориями, центрами по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрами медицинской профилактики, врачебно-физ-культурными диспансерами, отделениями и центрами профессиональной патологии, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, хосписами, больницами сестринского ухода, бюро судебно-медицинской, судебно-пси-хиатрической и патолого-анатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями (отделениями, кабинетами) переливания крови, центрами планирования семьи и репродукции человека, а также осуществлялись расходы на дополнительные меры по оказанию медицинской помощи, лекарственному обеспечению и протезированию (зубному, глазному, ушному) отдельных категорий граждан.

Установленные финансовые нормативы являлись минимальными и не учитывали районные коэффициенты.

Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. №811 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательно-

Менеджер

Таблица 7

Финансирование Программы за период с 2008 по 2010 гг. (по источникам финансирования; млрд. рублей)

2008 год 2009 год 2010 год

Источники финансирования абсолютные данные % абсолютные данные % абсолютные данные %

А 1 2 3 4 5 6

1. Федеральный бюджет 288,6 24,4 391,6 28,4 393,1* 27,1

2. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 483,7 40,8 481,6 34,9 516,4 35,6

3. Средства системы ОМС 412,8 34,8 505,4 36,7 540,4** 37,3

Итого 1185,1 100,0 1378,6 100,0 1449,9 100,0

в % ВВП 2,8 - 3,5 - 3,2 -

) в том числе: расходы на медицинскую помощь в федеральных медицинских организациях, подведомственных Минздравсоцразвития России, ФМБА и РАМН) (101,6 млрд. рублей, включая расходы на высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь 37,2 млрд. рублей); оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (40,5 млрд. рублей); обеспечение необходимыми лекарственными препаратами больных гемофилией, муковисцидозом, гипо-физарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (42,5 млрд. рублей, включая субсидии на организационные мероприятия по доставке дорогостоящих лекарственных препаратов); денежные выплаты участковым и др. врачам и медицинским сестрам на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи (20,9 млрд. рублей), денежные выплаты медицинскому персоналу ФАПов и учреждений скорой медицинской помощи (9,6 млрд. рублей); оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению (5,0 млрд. рублей); профилактику, выявление и лечение ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С (13,3 млрд. рублей); иммунизацию населения в рамках Национального календаря профилактических прививок (5,3 млрд. рублей); дополнительную диспансеризацию работающих граждан (4,2 млрд. рублей); диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, пребывающих в трудной жизненной ситуации (0,8 млрд. рублей); дополнительные медицинские осмотры граждан, работающих в отраслях с вредными и (или) опасными производственными условиями (0,4 млрд. рублей) и др.

*) в том числе расходы на родовые сертификаты (16,9 млрд. рублей).

9715,0 /~7|

3406,3

А 2906Л

3393.8 3561.6

—2С-

2759,6

~7|

2749,7

=71

2008 г. 2009 г. 2010 г.

■ Всего □ Средства консолидированных бюджетов субъектов РФ

□ Средства обязательного медицинского страхования □ Средства Федерального бюджета

Рис. 1. Финансовое обеспечение Программы за период с 2008 по 2010 гг. (рублей; в расчете на душу населения)

Менеджер №3

\ здравоохранения ЗОЮ

го медицинского страхования (далее — ФФОМС) было подготовлено и направлено руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и исполнительным директорам территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации Информационное письмо «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» от 21 декабря 2009 г. № 20-0/10/2-10360, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации (Письмо от 17 декабря 2009 г. № 12-03-08).

Годовая форма федерального государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению за 2010 год» (далее — форма федерального государственного статистического наблюдения № 62) утверждена Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 июля 2009 г. № 154.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях обеспечения унифицированного подхода к формированию и своевременному предоставлению сведений статистического наблюдения за 2010 год по форме федерального государственного статистического наблюдения № 62 подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации разъяснения по вопросам формирования и предоставления сведений об оказании и финансировании медицинской помощи населению (Информационное письмо от 28 декабря 2010 г. № 20-6/10/2-12637).

В Докладе представлены результаты комплексной экспертной оценки уровня реализации и эффективности территориальных программ на основе не только фактически выполненных объемов медицинской помощи и финансового обеспечения территориальных программ, но и показателей качества и доступности медицинской помощи.

Результаты комплексной оценки эффективности реализации территориальных программ за 2010 год будут учтены при распределении средств нормированного страхового запаса ФФОМС для стимулирования эффективности реализации территориальных программ в 2011 году.

Для оценки эффективности реализации территориальных программ в 2010 году Министерством здравоохранения и социального развития

Российской Федерации использованы и приводятся в Докладе показатели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 июня

2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

1. Фактическое выполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году

Расходы государственных источников финансового обеспечения Программы в 2010 году составили 1449,9 млрд. рублей и возросли в текущих ценах на 22,3% по сравнению с 2008 годом (таблица 1). Программа финансировалась в отчетном году за счет бюджетов всех уровней (62,7%) и средств системы ОМС (37,3%). Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на Программу увеличились с

2008 года на 6,8% и составили в 2010 году 516,4 млрд. рублей (35,6% всех расходов).

Расходы системы обязательного медицинского страхования (как источника финансирования территориальных программ ОМС) возросли за три года на 30,9% и составили в 2010 году 540,4 млрд. рублей (37,3% всех расходов).

В 2010 году в территориальные фонды ОМС поступило средств за счет страховых взносов на ОМС неработающего населения 213,3 млрд. рублей, единого социального налога и иных налоговых поступлений 179,7 млрд. рублей, прочих поступлений, включая дотации из бюджета ФФОМС, направляемые на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, 151,0 млрд. рублей.

Расходы федерального бюджета на финансирование Программы увеличились за период 2008-2010 гг. на 36,2% и составили в 2010 году 393,1 млрд. рублей (27,1% всех расходов).

Доля финансового обеспечения Программы в валовом внутреннем продукте составила в 2010 году 3,2% (в 2008 году — 2,8%, в 2009 году — 3,5%).

Подушевые показатели финансового обеспечения Программы за счет различных источников представлены на рисунке 1. Так, в отчетном году показатель подушевого финансового обеспечения Программы в целом (включая средства федерального бюджета) составил 10 141,8 рубля и за период с 2008 по 2010 год в текущих ценах увеличился на 21,5%.

43,4

27,2

■ Больничные

□ Диспансеры

□ Охраны материнства и детства

□ Скорой медицинской помощи и переливания крови

■ Амбулаторно-поликлинические

□ Особого типа и прочие

□ Центры, включая научно-практические

□ Санаторно-курортные

Рис. 2. Структура медицинских учреждений и организаций, участвующих в реализации территориальных программ в 2010 г., по типам (в % к итогу; по данным статистической формы № 62)

2009 год 2011 год

■ Муниципальной собственности

□ Собственности субъекта Российской Федерации

□ Федеральной собственности (подведомственные Минздравсоцраэвития России, РАМН, и другим Министерствам и ведомствам)

□ Негосударственных форм собственности

Рис. 3. Структура медицинских учреждений и организаций, участвующих в реализации территориальных программ в 2009 и 2010 гг., по формам собственности (в % к итогу; по данным статистической формы № 62)

Показатель подушевого финансового обеспечения Программы за счет бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и средств системы ОМС составил в 2010 году 7392,1 рубля, что на 17,1% выше по сравнению с 2008 годом.

2. Характеристика медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году

В реализации территориальных программ в 2010 году приняли участие 11,3 тыс. медицинских организаций различных типов и уровней подчиненности (в 2008 году — 11,6 тысяч, в 2009 году — 11,5 тысяч).

Больничные учреждения составили около половины общего числа медицинских организаций (43,4%), амбулаторно-поликлинические учреждения — 27,2%, диспансеры — 9,1%, учреждения особого типа и прочие — 5,4%, учреждения охраны материнства и детства — 4,5%, центры — 4,0%, учреждения скорой медицинской

помощи и переливания крови и санаторно-курортные учреждения по 3,2% (рисунок 2).

В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализации территориальных программ, преобладали муниципальные медицинские учреждения, которые составили 55,2% общего числа организаций (6222), медицинские учреждения субъекта Российской Федерации — 34,9% (3928), федеральные медицинские организации, подведомственные агентствам, Российской академии медицинских наук (далее — РАМН), другим министерствам и ведомствам — 4,4% (500), медицинские организации негосударственных форм собственности — 5,5% (623) (рисунок 3).

В 2010 году по сравнению с предыдущим годом отмечено снижение удельного веса медицинских организаций федеральной собственности (с 4,7 до 4,4%) и увеличение удельного веса медицинских организаций негосударственных форм собственности (с 4,7 до 5,5%).

В отчетном году в системе обязательного медицинского страхования работали 72,4% медицинских учреждений и организаций, реализующих территориальные программы (в 2009 году —

Менеджер №3

\ здравоохранения ЗОЮ

—82 Я

Таблица 2

Нормативы объемов медицинской помощи по условиям ее предоставления и их фактическая реализация в рамках Программы за период с 2008 по 2010 гг. (на одного жителя в год; по данным статистической формы № 62)

Условия оказания медицинской Единица Норматив по Фактически выполнено в

помощи измерения РФ на 2010 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

А 1 2 3 4 5

1. Скорая медицинская помощь вызов 0,318 0,343 0,344 0,336

2. Амбулаторная медицинская помощь посещение 9,500 9,126 9,314 9,312

3. Стационарная медицинская помощь койко-день 2,780 2,878 2,828 2,733

4. Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов пациенто-день 0,590 0,496 0,509 0,523

70,7%). Большинство муниципальных медицинских учреждений работали в системе ОМС (87,5%), среди сельских муниципальных медицинских учреждений этот показатель составил 86,6%. Доля медицинских учреждений субъекта Российской Федерации, работающих в системе ОМС, была ниже (40,9%). Подавляющее большинство негосударственных медицинских организаций (99,2%) работали в системе ОМС.

3. Анализ реализации территориальных программ по видам и условиям предоставления медицинской помощи

В 2010 году первичная медико-санитарная помощь предоставлялась в амбулаторных условиях (число посещений — 1182,4 млн. на сумму 253,1 млрд. рублей), в условиях больничных учреждений (число койко-дней — 204,2 млн. на сумму 236,1 млрд. рублей), а также в условиях дневных стационаров (число пациенто-дней — 58,4 млн. на сумму 17,9 млрд. рублей). По неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях выполнено 18,7 млн. посещений на сумму 3,1 млрд. рублей.

Специализированная медицинская помощь предоставлялась в амбулаторных условиях (число посещений — 148,9 млн. на сумму 41,8 млрд. рублей), в условиях больничных учреждений (число койко-дней — 186,5 млн. на сумму 298,4 млрд. рублей), а также в условиях дневных стационаров (число пациенто-дней — 16,4 млн. на сумму 8,0 млрд. рублей).

Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемой населению по условиям ее оказания в рамках территориальных программ по Российской Федерации в целом за период

2008-2010 гг., представлены в таблице 2.

Отмечена позитивная тенденция дальнейшего сокращения числа койко-дней, проведенных больными в стационарных медицинских учреждениях, в расчете на одного жителя (с 2,878 в 2008 году до 2,733 в 2010 году), а также увеличения объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, с 0,496 пациенто-дней на 1 жителя в 2008 году до 0,523 пациенто-дней на 1 жителя в 2010 году. Число посещений амбула-торно-поликлинических учреждений в расчете на одного жителя возросло с 9,126 в 2008 году до 9,314 в 2009 году, однако в 2010 году отмечено незначительно сокращение до 9,312 посещений на 1 жителя. Объем скорой медицинской помощи сократился с 0,343 вызова на 1 жителя в 2008 году до 0,336 вызова на 1 жителя в 2010 году.

Объем амбулаторной медицинской помощи в 2010 году не достиг норматива: число посещений на 1 жителя (9,312) и пациенто-дней в дневных стационарах (0,523) ниже соответствующих нормативов (9,5 посещений и 0,59 пациенто-дней на 1 жителя).

Впервые в 2010 году фактически выполненный объем стационарной медицинской помощи (2,733 койко-дня на 1 жителя) сократился до уровня, не превышающего норматив стационарной медицинской помощи (2,78 койко-дня на 1 жителя).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сохраняется превышение фактически выполненного объема по наиболее затратной скорой медицинской помощи по сравнению с нормативом (на 5,7%).

В субъектах Российской Федерации сохраняется существенная дифференциация фактических среднероссийских показателей объема медицинской помощи по условиям ее предоставления. Число посещений на одного жителя в год варьиро-

Таблица 3

Подушевое финансовое обеспечение Программы в 2009 и 2010 гг. по условиям

предоставления медицинской помощи (рублей на одного жителя в год; по данным статистической формы № 62)

Условия предоставления медицинской помощи 2009 ? год 2011 ? год

Фактический показатель Приведенный показатель* Фактический показатель Приведенный показатель*

А 1 2 3 4

1. Скорая медицинская 440,4 367,9 455,0 380,1

2. Амбулаторная медицинская помощь 1900,7 1587,9 2063,1 1723,6

3. Стационарная 3547,5 2963,7 3738,9 3123,5

4. Медицинская помощь в дневных стационарах 164,8 137,7 181,3 151,5

5. Медицинская помощь в условиях иных учреждений здравоохранения 783,5 654,5 835,3 697,8

6. Итого 6836,9 5711,7 7273,6 6076,5

*без учета влияния районных коэффициентов

вало от 5,292 в Карачаево-Черкесской Республике до 13,307 в г. Москве, число койко-дней на одного жителя в год — от 1,757 в Республике Ингушетия до 4,458 в Сахалинской области (приложение 1).

В 2010 году фактический и приведенный показатели финансового обеспечения Программы в расчете на 1 жителя увеличились по сравнению с предыдущим годом на 6,4% и составили 7273,6 и 6076,5 рубля, соответственно (табл. 3).

Наиболее значительно по сравнению с предыдущим годом увеличилось подушевое финансовое обеспечение медицинской помощи в дневных стационарах (на 10,0%). Подушевые расходы на финансовое обеспечение амбулаторной медицинской помощи возросли на 8,5%, прочих медицинских и иных услуг — на 6,6%, стационарной медицинской помощи — на 5,4%. Показатель подушевого финансового обеспечения скорой медицинской помощи возрос лишь на 3,3%.

Несмотря на увеличение фактических и приведенных показателей стоимости единиц объемов медицинской помощи в 2010 году, по всем видам медицинской помощи они ниже нормативов (табл. 4).

Приведенный показатель стоимости одного пациенто-дня лечения в дневных стационарах в 2010 году составил лишь 60,6% норматива, одного вызова скорой медицинской помощи — 66,2%, одного койко-дня лечения в стационарах — 82,8%, одного посещения поликлиники — 84,8% норматива.

Фактические показатели реализации территориальных программ государственных гарантий по объемам и финансовому обеспечению оказанной медицинской помощи в 2010 году представлены в приложении 1.

В 2010 году число вызовов скорой медицинской помощи уменьшилось на 1,6% по сравнению с 2009 годом и составило 48,0 млн. вызовов (приложение 2, таблица 2.1). Снизилась дифференциация показателей объема скорой медицинской помощи по субъектам Российской Федерации, при этом высокое число вызовов в расчете на 1 жителя сохраняется в регионах Дальневосточного федерального округа (в Еврейской автономной области — 0,547, Амурской области — 0,467, Сахалинской области — 0,444, Камчатском крае — 0,440 и Магаданской области — 0,404), а также в Астраханской области (0,444), Новосибирской области (0,433), Республике Адыгея (0,423), Оренбургской области (0,408) и Республике Карелия (0,407).

Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации в основном оказывалась на муниципальном уровне — 39,5 млн. вызовов (82,3% общего числа вызовов).

На скорую медицинскую помощь в 2010 году израсходовано 65,0 млрд. рублей, из них 41,6 млрд. рублей (64,0%) составляли средства местных бюджетов. Средняя стоимость одного вызова скорой медицинской помощи в 2010 году составила

Менеджер №3

\ здравоохранения ЗОЮ

84 Я

Таблица 4

Финансовое обеспечение Программы в 2009 и 2010 гг. по условиям предоставления медицинской помощи (рублей в расчете на единицу объема медицинской помощи;

по данным статистической формы № 62)

Условия Норматив 2009 ? год 2011 7 год

предоставления медицинской помощи по РФ на 2010 г. Фактический показатель Приведенный показатель* Фактический показатель Приведенный показатель*

А 1 2 3 4 5

1. Скорая медицинская 1710,1 1280,9 1070,1 1354,6 1131,7

2. Амбулаторная 218,1 204,1 170,5 221,5 185,0

медицинская помощь

3. Стационарная 1380,6 1254,3 1047,9 1368,1 1142,9

4. Медицинская помощь 478,0 323,5 270,2 346,6 289,6

в дневных стационарах

*без учета влияния районных коэффициентов

1354,6 рубля (в 2009 году - 1280,9 рубля). Стоимость одного вызова скорой медицинской помощи в 2010 году за счет местных бюджетов составила в среднем 1052,6 рубля, а за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации — 3648,4 рубля.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь населению в рамках территориальных программ, число посещений в 2010 году составило 1331,3 млн., что на 0,7% больше по сравнению с 2009 годом (.приложение 2, таблица 2.2). Вместе с тем число посещений в расчете на 1 жителя в 2010 году незначительно сократилось по сравнению с 2009 годом (с 9,314 в 2009 году до 9,312 в 2010 году).

Амбулаторная медицинская помощь гражданам Российской Федерации в основном оказывалась в рамках территориальных программ ОМС — 1116,3 млн. посещений (83,8% всех посещений). Общее количество обращений в связи с заболеваниями (законченных случаев лечения) составило 540,4 млн., в том числе в рамках территориальных программ ОМС — 458,4 млн. (84,8%).

На оказание медицинской помощи в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений в 2010 году израсходовано 294,9 млрд. рублей, из них 240,4 млрд. рублей (81,5% всех государственных средств) — в рамках территориальных программ ОМС (с учетом средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на территориальные программы ОМС).

Средняя стоимость одного посещения составила 221,5 рубля (в 2009 г. — 204,1 рубля). Стои-

мость одного посещения медицинского учреждения субъекта Российской Федерации составила в среднем 415,5 рубля, а посещения муниципального медицинского учреждения — 158,2 рубля.

Средняя стоимость одного обращения в амбула-торно-поликлинические учреждения составила 545,8 рубля. В муниципальных медицинских учреждениях средняя стоимость одного обращения составила 448,8 рубля, в медицинских учреждениях субъекта Российской Федерации — 965,7 рубля.

В 2010 году впервые проведен анализ объема и финансового обеспечения службы неотложной медицинской помощи, созданной в структуре медицинских учреждений муниципальной системы здравоохранения в целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства.

В 2010 году служба неотложной медицинской помощи отсутствовала в большинстве субъектов Российской Федерации. В целом по Российской Федерации в 2010 году объем неотложной медицинской помощи составил 0,2 посещения на 1 жителя, что существенно ниже норматива, рекомендуемого Минздравсоцразвития России (0,96 посещений на 1 жителя). Среди субъектов Российской Федерации, имеющих службу неотложной медицинской помощи, наиболее низкие объемы посещений (около 0,01 посещения на 1 жителя) отмечены в Брянской, Астраханской, Саратовской и Курганской областях.

№3 Менеджер

2010

здравоохранения

Таблица 5

Структура расходов по основным видам медицинской помощи в рамках Программы за период с 2008 по 2010 гг. (в процентах к итогу)

Виды медицинской помощи 2008 г. 2009 г. 2010 г.

А 1 2 3

1. Скорая медицинская 7,0 7,3 7,1

2. Амбулаторная медицинская 31,2 31,4 32,0

3. Стационарная 59,1 58,6 58,1

4. Медицинская помощь в дневных стационарах 2,7 2,7 2,8

Итого 100,0 100,0 100,0

19,4

■ Расходы на оплату труда с начислениями

□ Расходы на медикаменты и перевязочные средства

□ Расходы на продукты питания

□ Расходы на мягкий инвентарь и обмундирование

60,9

■ Прочие расходы

□ Расходы на оплату коммунальных услуг

□ Расходы на оплату горюче-смазочных материалов

Рис. 4. Структура расходов из государственных источников финансового обеспечения медицинской помощи в рамках территориальных программ в 2010 году (в % к итогу)

В следующих субъектах Российской Федерации объем посещений по неотложной медицинской помощи превышал среднероссийский показатель и составил в: Чувашской Республике 1,26, Республике Дагестан — 0,81, Республике Марий-Эл — 0,78, Республике Башкортостан — 0,65, Курской области — 0,4, Воронежской области — 0,27 и Ульяновской области — 0,21 посещения на 1 жителя.

Средняя стоимость 1 посещения по неотложной медицинской помощи в 2010 году составила 176,8 рубля, при этом минимальный показатель отмечен в Астраханской области (87,3 рубля), а максимальный — в Хабаровском крае (1530,2 рубля).

В 2010 году число больных, которые проходили лечение в стационарах, незначительно снизилось по сравнению с предыдущим годом и составило 31,0 млн. человек, из них 27,4 млн. больных (88,4 %) получили медицинскую помощь в рамках территориальных программ ОМС .

Структура финансовых расходов по основным видам медицинской помощи в рамках Программы в динамике за три года представлена в таблице 5.

Отмечена позитивная тенденция сокращения доли расходов на стационарную медицинскую помощь (с 59,1% в 2008 году до 58,1% в 2010 году) и возрастания доли расходов на амбулатор-

ную медицинскую помощь (с 31,2% в 2008 году до 32,0% в 2011 году), а также медицинскую помощь, предоставляемую в дневных стационарах (с 2,7% в 2008 году до 2,8% в 2010 году).

Проведен анализ расходов из различных источников финансирования по видам затрат и условиям предоставления медицинской помощи.

В структуре всех государственных расходов на медицинскую помощь в 2010 году преобладали расходы на оплату труда с начислениями (60,9%). Прочие расходы составили 19,4%, расходы на медикаменты и перевязочные средства — 12,1%, продукты питания — 3,5%, оплату коммунальных услуг — 3,1%, оплату горюче-смазочных материалов — 0,7% и мягкий инвентарь и обмундирование — 0,3%.

В структуре государственных расходов на скорую медицинскую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 72,2%, прочие расходы, включая транспортные, — 18,0%, горюче-смазочные материалы — 4,9%, медикаменты и перевязочные средства — 2,7%, оплата коммунальных услуг — 2,1%, мягкий инвентарь и обмундирование — 0,1%.

В структуре государственных расходов на амбулаторную медицинскую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 73,2%, прочие расходы — 16,0%, медикаменты и перевя-

енеджер №3

здравоохранения ЗОЮ

зочные средства — 6,0%, оплату коммунальных услуг — 4,1%, горюче-смазочные материалы — 0,5%, мягкий инвентарь и обмундирование — 0,2%.

В структуре государственных расходов на стационарную медицинскую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 57,7%, прочие расходы — 18,0%, медикаменты и перевязочные средства — 15,6%, продукты питания — 5,3%, оплату коммунальных услуг — 2,6%, горюче-смазочные материалы — 0,4%, мягкий инвентарь и обмундирование — 0,4%.

В структуре государственных расходов на медицинскую помощь в дневных стационарах затраты на оплату труда с начислениями составили 55,5%, медикаменты и перевязочные средства — 24,3%, прочие расходы — 11,9%, оплату коммунальных услуг — 6,0%, продукты питания — 1,6%, горюче-смазочные материалы — 0,3%, мягкий инвентарь и обмундирование — 0,4%.

По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, в 2010 году в среднем по Российской Федерации показатель удовлетворенности населения медицинской помощью составил 34,0% от числа опрошенных (в 2009 году — 34,5%) . Максимальные уровни удовлетворенности населения медицинской помощью отмечены в Ханты-Мансийском (52,1%) и Чукотском (50,1%) автономных округах, Республике Мордовия (48,8%), Псковской области (47,0%), Красноярском крае (46,8%), Республике Татарстан (46,5%), Пермском крае (44,8%), Курской (43,2%) и Воронежской (42,6%) областях. Минимальные показатели удовлетворенности населения медицинской помощью отмечены в Калининградской области (20,3%), Камчатском крае (22,8%) и Свердловской области (23,2%).

По результатам комплексной оценки уровня реализации и эффективности территориальных программ с учетом критериев доступности и качества медицинской помощи, динамики основных показателей здоровья населения и удовлетворенности медицинской помощью в 2010 году субъекты Российской Федерации распределены на четыре группы (приложение 6).

К первой группе регионов, с высоким уровнем реализации территориальных программ в 2010 году, отнесены 7 субъектов Российской Федерации, что составило 8,4% общего числа регионов: Республика Бурятия, Краснодарский край, Белгородская, Владимирская, Липецкая, Московская и Омская области.

К территориям с низким уровнем реализации территориальных программ отнесены 15 регионов (18,1%): республики Карелия, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Алтайский, Камчатский, Хабаровский края, Орловская, Кировская, Курганская, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.

Выводы

1. Анализ хода реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году показал, что все субъекты Российской Федерации реализовывали территориальные программы в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 811.

2. В 2010 году в Российской Федерации в медицинских организациях различных форм собственности в рамках Программы бесплатно получили стационарную медицинскую помощь свыше 31,0 млн. человек, медицинскую помощь в дневных стационарах — 6,7 млн. человек. Общее число лиц, обслуженных скорой медицинской помощью, составило 48,3 млн., число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений и на дому — свыше 1331 миллионов. Высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь в федеральных учреждениях здравоохранения получили 255,0 тыс. человек, в государственных и муниципальных учреждениях субъектов Российской Федерации — 34,7 тыс. человек.

3. В 2010 году расходы из государственных источников финансового обеспечения на реализацию Программы возросли на 5,2% по сравнению с предыдущим годом и составили 1449,9 млрд. рублей.

Расходы федерального бюджета увеличились на 0,4% по сравнению с 2009 годом и составили 393,1 млрд. рублей. В рамках Программы за счет средств федерального бюджета профинансированы оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами; обеспечение необходимыми лекарственными препаратами больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными

новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, высокотехнологичные виды медицинской помощи, а также ряд новых направлений приоритетного национального проекта «Здоровье».

По сравнению с 2009 годом расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию территориальных программ возросли на 7,2% и составили 516,4 млрд. рублей, средства системы ОМС возросли на 6,9% и составили 540,4 млрд. рублей.

4. В 2010 году в целом по Российской Федерации и в большинстве субъектов Российской Федерации отмечены позитивные тенденции дальнейшего увеличения объемов амбулаторной медицинской помощи и высокотехнологичной специализированной медицинской помощи, сокращения объемов стационарной медицинской помощи, а также сокращения доли расходов на стационарную медицинскую помощь и возрастания доли расходов на амбулаторную медицинскую помощь, в том числе предоставляемую в дневных стационарах.

5. Основными проблемами реализации Программы в 2010 году являлись:

— значительный дефицит финансового обеспечения Программы, который составил в 74 субъектах Российской Федерации 337,3 млрд. рублей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— недофинансирование стоимости единиц объемов по всем видам медицинской помощи в большинстве субъектов Российской Федерации;

— отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации службы неотложной медицинской помощи.

Предложения

1. Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется:

— обеспечить обоснованное планирование объемов по видам медицинской помощи, предоставляемой гражданам в рамках территориальных программ, с учетом особенностей возрастно-поло-вого состава населения, уровня и структуры его заболеваемости в субъекте Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций, а также сбалансированности планируемых

объемов медицинской помощи и их финансового обеспечения, включая уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в размере, необходимом для реализации Программы в соответствии с нормативами;

— своевременно утвердить и выполнять нормативы финансового обеспечения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации;

— не допускать сокращения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и средств системы ОМС на территориальные программы, включая расходы на оплату труда работников здравоохранения, медикаменты и изделия медицинского назначения и продукты питания в стационарах, для чего осуществлять мониторинг выполнения государственных и муниципальных заданий учреждениями и организациями здравоохранения;

— для оценки эффективности реализации территориальных программ, наряду с показателями объемов медицинской помощи и их финансового обеспечения, необходимо учитывать выполнение целевых значений основных критериев здоровья населения, качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой населению в рамках территориальных программ.

2. Продолжить работу по обоснованию потребности во врачебных кадрах и коечном фонде, необходимых для реализации территориальных программ, и установить территориальные нормативы обеспеченности врачебными кадрами по видам медицинской помощи, а также больничными койками по основным профилям отделений больниц.

3. В целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществлять работу по созданию службы неотложной медицинской помощи, развивать профилактическое направление в здравоохранении, принимать меры по увеличению обеспеченности населения врачебными кадрами, что будет способствовать повышению доступности первичной медико-санитарной помощи и увеличению объема посещений амбулаторно-поликлинических учреждений.

4. Предусмотреть соответствующее структурное подразделение в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для осуществления деятельности по формированию, экономическому обоснованию и мониторингу реализации территориальной программы государственных гарантий и региональной программы модернизации системы здравоохранения.

енеджер №3

здравоохранения ЗОЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.