Научная статья на тему 'Оценка финансирования здравоохранения, в том числе Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году. Часть1'

Оценка финансирования здравоохранения, в том числе Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году. Часть1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Флек В. О., Соколов Д. А.

ОЦЕНКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В 2006 ГОДУ. ЧАСТЬ 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Флек В. О., Соколов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка финансирования здравоохранения, в том числе Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году. Часть1»

Экономика здравоохранения

В.О. Флек, Д.А. Соколов,

г. Москва

ОЦЕНКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В 2006 ГОДУ. ЧАСТЬ 1

В 2006 году фактические расходы на финансирование системы здравоохранения Российской Федерации из государственных источников составили 868,2 млрд руб. и возросли по сравнению с 2001 годом в 3,4 раза (таблица 1).

Основным источником финансирования здравоохранения в России остаются консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, но их доля в динамике постепенно снижается. Так, если в 2001 году показатель составлял 54,9% всех государственных средств, то в 2006 году — 40,1%. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение увеличились с 2001 года в 2,5 раза и составили в 2006 году 348,3 млрд рублей (без учета взносов на ОМС неработающих граждан — 113,2 млрд руб.), в том числе расходы бюджетов субъектов Российской Федерации — 194,9 млрд рублей, расходы бюджетов муниципальных образований — 153,4 млрд руб. Расходы системы обязательного медицинского страхования возросли за шестилетний период в три раза и составили в 2006 году 278,4 млрд руб., их доля в структуре всех государственных расходов в 2006 году составила 32,1%.

Наиболее существенно за период 2001-2006 гг. увеличилось финансирование системы здравоохранения из федерального бюджета, в 2006 году показатель составил 241,5 млрд руб. (27,8% всех государственных расходов).

В 2006 году из средств федерального бюджета на реализацию Национального проекта (НП) «Здоровье» израсходовано 59,7 млрд рублей. Структура этих расходов представлена следующим образом:

— осуществление денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики и медицинским сестрам, работающими с названными врачами — 14,6 млрд рублей;

— осуществление денежных выплат медицинскому персоналу (с 1 июля 2006 г.) фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи — 4,1 млрд рублей;

© В.О. Флек, Д.А. Соколов, 2007 г.

Экономика здравоохранения

Таблица J

Фактическое финансирование системы здравоохранения Российской Федерации за 2001—2006 гг.

(по источникам финансирования, млрд рублей)

Источники финансирования 200J год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год

абс. данные % абс. данные % абс. данные % абс. данные % абс. данные % абс. данные %

А | 1 i 1 2 3 | 4 1 5 1 6 | 1 7 | 8 1 9 1 1 10 || 11 | 12

1. Федеральный бюджет 22,2 8,7 30,6 9,1 37,0 9,5 45,9 9,6 142,3 21,7 241,5’’ 27,8

2. Консолидированные бюджеты субъектов РФ

(без учета взносов на ОМС неработающих граждан) 139,9 54,9 171,7 51,2 198,9 50,8 241,9 50,4 288,0 43,9 348,3 40,1

3. Средства системы ОМС 92,9 36,4 133,4 39,7 155,6 39,7 191,8 40,0 225,7 34,4 278,4 32,1

Итого 255,0 100,0 335,7 100,0 391,5 100,0 479,6 100,0 656,0 100,0 868,2 100

в % ВВП 2,8 - 3,1 - 2,9 - 2,9 - 3,0 - 3,2

’ с учетом расходов на дополнительное лекарственное обеспечение (42,6 млрд рублей), меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению (9,6 млрд рублей), страхование неработающего населения (11 млрд рублей, включая 3,2 млрд рублей — детей и 7,8 млрд рублей — неработающих пенсионеров) и на национальный проект «Здоровье» (59,7 млрд рублей).

— подготовка врачей по специальностям «Общая врачебная практика», «Терапия», «Педиатрия» — 0,2 млрд рублей;

— оснащение диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений — 14,3 млрд рублей;

— оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями с кувезами — 3,6 млрд рублей;

— обследование населения с целью выявления ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатитов В и С — 2,7 млрд рублей;

— проведение дополнительной иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок — 4,5 млрд рублей;

— обследование новорожденных детей на галактоземию, муковисцидоз и адреноге-нитальный синдром — 0,4 млрд рублей;

— строительство новых центров высоких медицинских технологий — 3,2 млрд рублей;

— оказание высокотехнологичной помощи на основе государственного задания — 9,9 млрд рублей;

— методическое обеспечение и информационная поддержка — 0,6 млрд рублей;

— проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан — 1,6 млрд рублей.

Из средств системы ОМС, как источника финансирования, на НП «Здоровье» в 2006 году направлено в Фонд социального страхования России 12,8 млрд рублей, включая 9,1 млрд рублей на оплату медицинской помощи, оказанной во время беременности, родов и в послеродовом периоде женщинам и детям первого года жизни (родовой сертификат) и 3,7 млрд рублей на дополнительную оплату первичной медико-

Менеджв1

Экономика здравоохранения

санитарной помощи работающим гражданам. Кроме того, из средств системы ОМС 1,9 млрд рублей израсходовано на проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и 4,3 млрд рублей — на дополнительную оплату медико-санитарной помощи неработающим пенсионерам.

В целом на финансирование НП «Здоровье» в 2006 году израсходовано 78,7 млрд руб., доля этих расходов в финансировании здравоохранения составила 9,1%. Кроме того, по данным статистической формы № 62 дополнительно осуществлялось софинансирование НП «Здоровье» за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 1,3 млрд рублей.

Доля расходов на финансирование системы здравоохранения от валового внутреннего продукта составила в 2006 году 3,2% (в 2001 году — 2,8%).

Структура расходов бюджетов всех уровней на здравоохранение за период с 2001 по 2006 год представлена на рисунке J. При анализе данных выявлена тенденция к увеличению доли расходов федерального бюджета с 16,4% в 2001 году до 34,4% в 2006

году. Впервые в отчетном году значительные средства федерального бюджета направлены на финансирование национального проекта «Здоровье». Удельный вес расходов бюджетов муниципальных образований существенно сократился с 42,2% в 2001 году до 21,8% в 2006 году. Доля расходов бюджетов субъектов Российской Федерации составила в отчетном году 43,8%.

Данные о финансировании системы здравоохранения России по распорядителям финансовых средств представлены в таблице 2.

Средства федерального бюджета, направляемые через систему ОМС на дополнительное лекарственное обеспечение, составили по кассовым расходам территориальных фондов ОМС 42,6 млрд рублей, страхование неработающего населения — 11 млрд рублей (в том числе 3,2 млрд рублей — детей и 7,8 млрд рублей — неработающих пенсионеров).

Фонд социального страхования как распорядитель финансовых средств в отчетном году израсходовал 9,6 млрд рублей на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, 9,1 млрд рублей — на оплату родовых сертификатов и 3,7 млрд рублей — на дополни-

2001 г. 2002 г. 2003 г.

2004 г. 2005 г. 2006 г.

Рис. J. Структура расходов бюджетов всех уровней на здравоохранение за период с 2001 по 2006 год (по источникам финансирования, в % к итогу)

"Менеджер

\ здравоохранения

Я

Экономика здравоохранения

Таблица 2

Фактическое финансирование системы здравоохранения Российской Федерации за 2001—2006 гг.

(по распорядителям финансирования, млрд рублей)

2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год Распорядители ------------------------------------------------------------------

финансирования абс- % абс- % тс. % тс. % тс. % тс. %

данные данные данные данные данные данные

А Г 1 || 2 3 |ГМ 5 1ГМ 7 |ГМ 9 II 10 II 11 || Т2Л

1. Федеральные органы государственной власти в области охраны здоровья граждан

22,2 8,7 30,6

9,1

37,0 9,5 45,9 9,6 93,9 14,3 162,4 18,7

2. Органы государственной власти

субъектов РФ

и органы 139,9 54,9 171,7 51,2 198,9 50,8 241,9 50,4 288,0 43,9 335,9'> 38,7

местного самоуправления в области охраны здоровья граждан

3. Федеральный

и территориаль- 92,9 36,4 133,4 39,7 155,6 39,7 191,8 40,0 262,3 40,0 347,5"! 40,0

ные фонды ОМС

4. Фонд социального страхования Российской Федерации

22,4"'* 1 2,6

Итого 255,0 100,0 335,7 100,0 391,5 100,0 479,6 100,0 656,0 100,0 868,2 100

без учета средств, безвозмездно переданных территориальным фондам ОМС (12,4 млрд рублей).

1 с учетом расходов на дополнительное лекарственное обеспечение (42,6 млрд рублей), страхование неработающего населения (11 млрд рублей, включая 3,2 млрд рублей — детей и 7,8 млрд рублей — неработающих пенсионеров), национальный проект «Здоровье», без учета расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (9,1 млрд руб.) и первичной медико-санитарной помощи работающим гражданам (3,7 млрд руб.) млрд рублей.

”) расходы на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению (9,6 млрд рублей), оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (9,1 млрд рублей) и диспансеризацию работающих граждан и оказания им первичной медико-санитарной помощи (3,7 млрд рублей).

Менедже1

Экономика здравоохранения

Рис. 2. Фактическое финансирование системы здравоохранения Российской Федерации из государственного сектора за 2005—2006 гг. (по источникам финансирования и распорядителям финансирования, в % к итогу)

Источники финансирования

Распорядители финансирования

□ Федеральный бюджет □ Консолидированные бюджеты субъектов РФ

□ Средства системы ОМС □ Система социального страхования

тельную оплату первичной медико-санитарной помощи и диспансеризацию работающих граждан.

На рисунке 2 представлены различия в структуре расходов государственного сектора на здравоохранение по источникам финансирования и распорядителям финансовых средств за период с 2005 по 2006 год.

Показатель подушевого финансирования системы здравоохранения в 2006 году возрос в 3,5 раза по сравнению с 2001 годом и составил 6081,8 рублей на душу населения (рисунок 3).

Расходы на Программу государственных гарантий из государственных источников составили в 2006 году 690,7 млрд руб. и возросли в 2,9 раза по сравнению с 2001 годом (таблица 3). Данная программа финансировалась в отчетном году за счет бюджетов всех уровней (62,9%) и средств системы ОМС (37,1%).

Расходы консолидированных бюджетов на Программу государственных гарантий увеличились с 2001 года в 2,4 раза и составили в 2006 году 317,2 млрд руб. (45,9% от всех расходов). Расходы системы обязательного медицинского страхования возросли

IS

6500-

6000-

5500-

5000-

4500-

4000-

3500-

3000-

2001 г. 2002 г.

6081,8 ____у

4570,4 ___у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3358,1

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

■ Всего В Средства обязательного медицинского страхования

■ Средства консолидированных бюджетов субъектов РФ Средства Федерального бюджета

Рис. 3. Финансирование системы здравоохранения из государственных источников за 2001-2006 гг. (в расчете на душу населения)

енеджер

здравоохранения .

8

Экономика здравоохранения * I

Таблица 3

Фактическое финансирование Программы государственных гарантий за 2001—2006 гг. (по источникам финансирования, млрд рублей)

Источники финансирования 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год

абс. данные % абс. данные % абс. данные % абс. данные % абс. данные % абс. данные %

А | 1 i 1 2 3 1 4 1 5 1 6 | 1 7 | 8 1 9 || 10 || 11 | 12

1. Федеральный бюджет 18,0 7,5 24,8 8,0 27,9 7,8 31,5 7,3 89,3 16 117,4’’ 17,0

2. Консолидированные бюджеты

субъектов РФ (без учета взносов на ОМС неработающих граждан) 130,1 54,9 162,3 52,0 178,4 50,2 217,3 49,9 253,0 45,2 317,2 45,9

3. Средства системы ОМС 90,3 37,9 123,9 40,0 149,3 42 186,4 42,8 217,2 38,8 256,1 37,1

Итого 238,4 100,0 311,0 100,0 355,6 100,0 435,2 100,0 559,5 100,0 690,7 100

в % ВВП 2,6 - 2,9 - 2,7 - 2,7 - 2,6 - 2,6

’) включая расходы на дополнительное лекарственное обеспечение (42,6 млрд рублей), меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению (9,6 млрд рублей), страхование неработающего населения (11 млрд рублей) и на медицинскую помощь в федеральных медицинских организациях (54,2 млрд рублей), в том числе на высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь (9,9 млрд рублей).

5000

4500

4000

3500

3000

I 2500 £

2000

1500

1000

500

0

4838,4

2001 г. 2002 г. 2003 г.

■ Всего

■ Средства консолидированных бюджетов субъектов РФ

2004 г. 2005 г. 2006 г.

■ Средство обязательного медицинского страхования

■ Средства Федерального бюджета

Рис. 4. Финансирование Программы государственных гарантий за 2001-2006 гг.

(в расчете на душу населения)

\

Экономика здравоохранения

Таблица 4

Фактическое финансирование Программы государственных гарантий за 2001-2006 гг.

(по распорядителям финансирования, млрд рублей)

Распорядители финансирования 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год

абс. данные % абс. данные % абс. данные % абс. данные % абс. данные % абс. данные %

1 А || 1 || 2 3 || 4 || 5 6 || 7 || 8 9 || 10 || 11 12

1. Федеральные органы государственной власти в области охраны здоровья граждан

18,0

7,5 24,

1,0 27,9 7,8 31,5 7,3 40,9 7,3 54,2* 7,9

2. Органы государственной власти

субъектов РФ

и органы 130,1 54,9 162,3 52,0 178,4 50,2 217,3 49,9 253,0 45,2 317,2 45,9

местного самоуправления в области охраны здоровья граждан

3. Федеральный

и территориаль- 90,3 37,9 123,9 40,0 149,3 42,0 186,4 42,8 253,8 45,4 309,7”) 44,8

ные фонды ОМС

4. Фонд социального страхования Российской Федерации 1

2,1 9,6"’) 1,4

Итого 238,4 100,0 311,0 100,0 355,6 100,0 435,2 100,0 559,5 100,0 690,7 100

расходы на медицинскую помощь в федеральных медицинских учреждениях РАМН, ФМБА и Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации, в том числе — высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь (9,9 млрд рублей);

1 с учетом расходов на дополнительное лекарственное обеспечение (42,6 млрд рублей), страхование неработающего населения (3,2 млрд рублей — детей и 7,8 млрд рублей — неработающих пенсионеров);

) расходы на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению.

Экономика здравоохранения

Таблица 5

Нормативы объемов медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий и их фактическая реализация за 2001-2006 гг.

(на одного жителя в год, по данным статистической формы № 62)

Виды Единица Норматив Фактически ' выполнено

медицинской помощи изме- рения в 2001 г. в 2002 г. в 2003 г. в 2004 г. в 2005 г. в 2006 г.

А i 3 4 5 6 7 8

1. Скорая медицинская вызов 0,318 0,341 0,343 0,344 0,336 0,339 0,342

2. Амбулаторнополиклиническая посеще- ние 9,918 8,646 8,772 8,712 8,685 8,523 8,527

3. Стационарная койко- день 2,812 3,297 3,228 3,149 3,100 3,038 3,002

4. Медицинская помощь в дневных стационарах пациенто- день 0,577 0,287 0,334 0,392 0,444 0,457 0,456

за шестилетний период в 2,8 раза и составили в 2006 году 256,1 млрд. руб. (37,1%).

Наиболее существенно (в 6,5 раз) увеличились за период 2001-2006 гг. расходы на финансирование Программы государственных гарантий из федерального бюджета. В 2006 году они составили 117,4 млрд руб. (17,0% от всех расходов).

Расходы федерального бюджета на реализацию Программы государственных гарантий в 2006 году включали расходы на дополнительное лекарственное обеспечение (42,6 млрд рублей), социальную поддержку отдельных категорий неработающего населения (20,6 млрд рублей) и на медицинскую помощь в федеральных медицинских учреждениях (54,2 млрд рублей), в том числе, на высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь (9,9 млрд рублей).

Доля расходов на финансирование Программы от валового внутреннего продукта составила в 2006 году 2,6%.

Данные о финансировании Программы государственных гарантий в 2006 году по распорядителям финансовых средств представлены в таблице 4.

Данные о подушевом финансировании Программы государственных гарантий пред-

ставлены на рисунке 4. В отчетном году на эти цели израсходовано 4838,4 рубля на душу населения. За период 2001-2006 гг. подушевой показатель финансирования Программы возрос в 2,9 раза.

Фактические объемы медицинской помощи, оказываемой населению по отдельным видам в рамках территориальных программ государственных гарантий в целом по Российской Федерации, представлены в таблице 5. В 2006 году объемы медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах, ниже норматива на 21%, объемы амбулаторно-поликлинической помощи — на 7,3%. Вместе с тем, фактически выполненные объемы по скорой медицинской и стационарной помощи превышали нормативы на 7,5% и 6,8% соответственно.

Отмечена позитивная тенденция к дальнейшему сокращению объемов стационарной медицинской помощи в расчете на одного жителя с 3,038 в 2005 году до 3,002 в 2006 году. Объемы амбулаторно-поликлинической помощи в расчете на одного жителя в отчетном году не увеличились.

Продолжение статьи — в следующем номере.

Менеджер

здравоохранения .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.