Научная статья на тему 'Оценка экономического потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа и возможности его реализации'

Оценка экономического потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа и возможности его реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1012
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПОТЕНЦИАЛ / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ / РАНЖИРОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПРИОРИТЕТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Школьникова Н.Н.

Статья затрагивает вопросы оценки экономического потенциала регионов Северо-Кавказского федерального округа. Обобщение дифференцированных показателей имеющегося ресурсного и производственного потенциала проведено путем расчета коэффициента интегральной оценки с дальнейшим ранжированием субъектов по степени убывания его значения. Обозначены вероятные пути модернизации экономики проблемных регионов Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономического потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа и возможности его реализации»

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕсКОГО ПОТЕНЦИАЛА

субъектов северо-кавказского федерального округа и возможности

ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Н. Н. ШКОЛЬНИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail: altu77@mail.ru Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия

Статья затрагивает вопросы оценки экономического потенциала регионов Северо-Кавказского федерального округа. Обобщение дифференцированных показателей имеющегося ресурсного и производственного потенциала проведено путем расчета коэффициента интегральной оценки с дальнейшим ранжированием субъектов по степени убывания его значения. Обозначены вероятные пути модернизации экономики проблемных регионов Юга России.

Ключевые слова: экономика, потенциал, природ-но-ресурсный потенциал, специализация, коэффициент интегральной оценки, ранжирование субъектов, стратегия развития, приоритет, модернизация, туристско-рекреационный комплекс.

В процессе рыночных реформ регионы получили значительную финансовую самостоятельность, у них появилась возможность определять направления социально-экономического развития на местах, формировать такую структуру регионального хозяйства, которая бы соответствовала имеющейся ресурсной базе и возможностям ее использования.

Экономический потенциал региона рассматривается как совокупная способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления [2].

Эффективность реализации стратегии социально-экономического развития субъектов Рос-

сийской Федерации зависит от качества анализа располагаемой базы регионального развития: ресурсов, факторов, условий. Природно-ресурсный потенциал определяется как совокупность всех видов природных ресурсов, которые можно использовать. В основе экономической классификации природно-ресурсного потенциала заложено их преимущественное использование в сферах и отраслях хозяйственной деятельности. Наличие природных ресурсов является главным условием размещения производительных сил на данной территории. Количество, качество и сочетание ресурсов определяют природно-ресурсный потенциал региона, который оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда.

Производственный потенциал представляет собой один из основных объектов стратегического анализа регионального развития, включающий реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся локальных ресурсов.

Экономический потенциал отдельно взятого региона можно охарактеризовать по его основным составляющим: природно-ресурсный потенциал, население и трудовые ресурсы, производственный потенциал, научно-технический и экспортный потенциал.

Образование в январе 2010 г. Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) вызвано необходимостью концентрации внимания федеральных властей на состоянии экономики проблемных территорий Юга России.

- 77

Республика Дагестан. Основа экономики — добыча и переработка нефти и газа. Разрабатываются месторождения природных строительных материалов. Шельфовая зона Каспийского моря используется для промышленного рыболовства. Благоприятные природные условия республики обусловили приоритетное развитие сельского хозяйства со специализацией на виноградарстве, садоводстве, овощеводстве. Развито овцеводство мясошерстного направления, козоводство.

Республика Ингушетия. Минерально-сырьевая база состоит из месторождений следующих полезных ископаемых: нефти (прогнозные запасы — более 60 млн т, разведанные запасы — 11 млн т), газа, мрамора и мраморовидных строительных материалов, доломитов, известняка-ракушечника, кирпичных глин высокого качества, термальных лечебных вод и минеральных вод типа «Боржоми», запасов чистой горной родниковой воды. Сельское хозяйство специализируется на выращивании овощей, фруктов, зерновых культур. Развито тонкорунное овцеводство, разведение крупного рогатого скота.

Кабардино-Балкарская Республика. Регион располагает огромным потенциалом рекреационных ресурсов как для развития внутреннего, так и иностранного туризма. В структуре валового внутреннего продукта основной отраслью является сельское хозяйство со специализацией на производство зерна, плодов и овощей, скота и птицы, молока, яиц.

Карачаево-Черкесская Республика. Специализация сельского хозяйства — животноводство (в т. ч. горнопастбищное) мясомолочного направления, овцеводство, коневодство. Растениеводство представлено выращиванием сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника, пшеницы. Республика обладает уникальными рекреационно-туристичес-кими, бальнеологическими ресурсами.

Республика Северная Осетия-Алания. Природ-но-ресурсный потенциал республики включает ресурсы строительных материалов, водные, агроклиматические и рекреационные ресурсы. На территории республики находятся месторождения нефти, перспективные запасы которой составляют 10 млн т. На севере республики выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник. В южных горных районах основа сельского хозяйства — мясомолочный скот, овцеводство.

Чеченская Республика. Основные отрасли промышленности — добыча нефти и нефтехимические отрасли. Чеченская республика занимает выгодное транспортно-географическое положение, через ее

78 -

территорию проходят: железнодорожная и автомобильная трассы «Баку — Ростов», а также магистральный нефтепровод «Баку-Новороссийск». В структуре продукции сельского хозяйства доминирует продукция животноводства.

Ставропольский край. Специализацию края определяют 3 крупных агрегированных отраслевых комплекса, каждый из которых занимает существенную долю в общем объеме занятости и хозяйственной деятельности и является основой формирования соответствующего кластера: санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс; комплекс торговля-транспорт-логистика; агропродовольственный комплекс. Регион представляет собой уникальное территориальное образование, расположенное в границах месторождения минеральных вод Кавминводского артезианского бассейна. Доля региона составляет около 10 % в объеме услуг российского санаторно-курортного комплекса. Сырьевые отрасли представлены добычей нефти и газа. Сельское хозяйство специализируется на выращивании зерна и подсолнечника, ведущая роль в животноводстве принадлежит скотоводству.

Экономический потенциал региона может быть оценен с учетом таких показателей, как площадь территории, налоговые доходы бюджета, экономически активное население и т. д. Стартовые условия регионов объективно различаются (прежде всего, по площади, численности населения, уровню развития производственной базы и пр.). В связи с этим в целях достижения сравнимости данных рассматриваемые показатели рассчитываются в расчете на душу населения, а затем соотносятся со среднероссийским уровнем. Коэффициент интегральной оценки, характеризующий уровень экономического потенциала, определяется извлечением из произведения показателей экономического потенциала корня (степень соответствует количеству используемых показателей) [3]

Большая часть субъектов СКФО значительно отстает в оценке экономического потенциала от среднероссийского уровня рассматриваемых показателей. Игнорировать специфику действия пространственных факторов экономического роста невозможно. При этом сама по себе подобная дифференциация — совершенно нормальное явление, основанное на естественных различиях условий применения капитала и проживания населения. Эти различия (особенности климата, рельефа, местоположение к сложившимся рынкам и источникам снабжения, размещение природных ресурсов, степень заселенности, исторические и

этнические особенности того или иного региона и т. п.) требуют для своего изменения длительного времени и концентрации ресурсов [1].

Существующие сегодня различия регионов по уровню экономического развития и уровню жизни столь значительны, что ставить задачу выравнивания этих уровней нереалистично. Сейчас целесообразно сосредоточиться на том, чтобы остановить дальнейшее отставание районов-аутсайдеров, сократить в этих регионах минимум в 2 раза долю населения, живущего за чертой бедности, создать условия для ускорения в них экономического роста. Эти задачи должны решаться не только за счет прямых государственных расходов — необходимо в полной мере использовать рыночные и социальные механизмы.

Анализируя использование экономического потенциала, можно проследить ранжирование субъектов СКФО по производству валового регионального продукта на душу населения: Ставропольский край, РСО-Алания, КЧР, Республика Дагестан, КБР, Чеченская Республика, Республика Ингушетия. Сравнения показывают, что обобщение

результатов интегральной оценки экономического потенциала, рассчитанного исходя из удельных показателей (см. рисунок, табл. 1), практически совпадает с этим ранжированием. Из этого следует, что субъекты СКФО реализуют свои конкурентные преимущества в основном в соответствии с имеющимися ресурсами (природно-климатическими, трудовыми, производственными, рекреационными и пр.). Однако, учитывая высокий уровень безработицы во всех регионах (до 63,2 % в 2008 г.) и низкую степень загрузки производственных мощностей различных отраслей экономики по сравнению с дорыночным уровнем развития, можно утверждать, что экономический потенциал субъектов СКФО используется лишь частично.

В целом социально-экономическое положение Северного Кавказа весьма неустойчивое. Регионы СКФО, за исключением Ставропольского края, входят в замыкающую группу субъектов России, характеризуемую низкими значениями комплекса показателей территориального развития. Состояние базовых отраслей регионов определило различия в их бюджетной обеспеченности. Практически

Таблица 1

Относительные значения показателей экономического потенциала субъектов СКФО в 2008 г. в расчете на душу населения*, ед.

Показатель Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия — Алания Чеченская Республика Ставропольский край

1. Площадь территории, км2/чел. 0,15 0,06 0,12 0,28 0,09 0,11 0,2

2. Собственные (налоговые) доходы консолидированного бюджета, руб. /чел. 0,16 0,07 0,16 0,21 0,2 0,15 0,4

3. Экономически активное население, чел. /чел. 0,91 0,7 0,85 0,89 0,94 0,74 0,96

4. Стоимость основных фондов, руб. /чел. 0,37 0,15 0,26 0,45 0,32 0,34 0,51

5. Инвестиции в основной капитал, руб. /чел. 0,52 0,17 0,25 0,41 0,38 0,5 0,42

6. Численность работников, занятых исследованиями и разработками, чел. /чел. 0,12 0,03 0,14 0,22 0,18 0,05 0,14

7. Густота железных дорог, км/10 000 км2 2,06 2,16 2,14 0,7 3,6 3,9 2,78

8. Густота автодорог, км/1 000 км2 4,11 6,51 12 6,57 8,43 4,84 3,38

9. Коэффициент интегральной оценки экономического потенциала**

70,00427« «0,51 V'0,00003« «0,27 У0,00381« «0,49 УО,00977« «0,56 УО,01124« «0,57 У 0,00196« «0,46 У 0,02164« «0,62

* Кроме густоты железнодорожных и автомобильных дорог, средние по РФ значения = 1.

** Рассчитывается путем извлечения из произведения показателей экономического потенциала корня, причем степень соответствует количеству используемых показателей.

Коэффициент интегральной оценки

100%

100% 91,9%

1111111

1 2 СО 4 5 6 7

Коэффициенты интегральной оценки экономического потенциала субъектов СКФО

по отношению к максимальному значению в 2008 г., %: 1 — Ставропольский край; 2 — РСО-Алания; 3 — Карачаево-Черкесская Республика;

4 — Республика Дагестан; 5 — Кабардино-Балкарская Республика; 6 — Чеченская Республика; 7 — Республика Ингушетия

все республики являются высокодотационными реципиентами. Серьезные бюджетные ограничения выступают тормозом для наращивания здесь производственного потенциала, развития инфраструктурного обеспечения территориального развития, привлечения инноваций, освоения имеющейся природно-ресурсной базы, развития рыночных институтов, структурной переориентации региональной экономики. Невозможность реализации последней собственными силами блокирует эффективное решение социальных проблем, вопросов занятости трудовых ресурсов. С учетом этого, негативные оценки социально-экономической ситуации в отношении большей части северокавказских регионов представляются вполне обоснованными.

Вышеизложенное позволяет определить требования к региональной политике субъектов СКФО: она должна строиться с учетом объективных социально-экономических трудностей, переживаемых сегодня регионами, нерешенности комплекса проблем становления многоукладности, незрелости рыночных институтов, отсутствия в отдельных регионах значимых традиций эффективного ведения промышленного производства, значительных размеров теневого сектора экономики и т. д.

Тем не менее, наметить «точки роста» можно, анализируя передовые позиции субъектов Юга России в российском производстве различных видов сельскохозяйственной и промышленной продукции [3]. В первую двадцатку регионов вошли 6 из 7 субъектов СКФО за исключением Республики Ингушетия. Особо выделяется Ставропольский край,

80 -

который удерживает 16 позиций из 21 (табл. 2). Сельскохозяйственный профиль экономики регионов Северного Кавказа определяет их первенство по производству продукции пищевой промышленности.

С целью выхода из текущего экономического кризиса в субъектах СКФО были разработаны антикризисные меры, обобщенные в региональных программах, учитывающих индивидуальные конкурентные преимущества.

К отраслевым приоритетам Республики Дагестан отнесены: опережающее развитие топливно-энергетического комплекса, модернизация и реструктуризация агропрома в высокотехнологичную отрасль экономики, формирование развитой индустрии производства стройматериалов, инновационно-технологическая модернизация промышленности, развитие санаторно-курортного и туристско-рекреационного сервиса, создание транспортного и логистического комплекса.

Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010—2016 годы» предусматривается развитие, прежде всего, инженерной и социальной инфраструктуры республики. В ФЦП предусматривается проведение институциональных преобразований, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала; усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста; создание благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства; подготовка кадрового и материально-технического потенциала; максимизация прогрессивных изменений в структуре сфер и отраслей, необходимых для проведения модернизации экономики региона на инновационной основе.

Учитывая уникальное сочетание природных условий в Кабардино-Балкарии, созданию современного многопрофильного курорта мирового класса на базе горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье» отведена значительная роль в формировании высокоэффективного и конкурентоспособного рекреационного кластера, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности

Таблица 2

Место, занимаемое субъектом СКФО в 2008 г. *

Показатель Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия — Алания Чеченская Республика Ставропольский край

1. Добыча нефти, включая газовый - - - - - 18 -

конденсат

2. Добыча естественного газа - - - - - 17 20

3. Производство мяса, включая суб- - - - - - - 9

продукты 1 кат.

4. Производство масел растительных - - - - - - 9

5. Производство масла животного - - 9 - - - -

6. Производство хлеба и хлебобулоч- - - - - - - 12

ных изделий

7. Производство сахара-песка - - - 18 - - 11

8. Производство водки и ликерово- - - 4 - 16 - -

дочных изделий

9. Производство коньяков 1 - 18 - 10 13 2

10. Производство вин виноградных - - 3 - 6 - 2

11. Производство вин шампанских и 4 - 11 - 3 - 10

игристых

12. Производство трикотажных - - 6 - - - 12

изделий

13. Производство чулочно-носочных - - 18 - - - 17

изделий

14. Производство обуви - - - - - - 9

15. Производство минеральных удобрений - - - - - - 4

16. Производство синтетических - - - - - - 6

смол и пластических масс

17. Производство цемента - - - 14 - - -

18. Производство строительного - - - - - - 17

кирпича

19. Производство металлорежущих - - - - - - 20

станков

20. Производство экскаваторов - - - - - - 16

21. Производство легковых автомобилей - - - 12 - 15 -

* Из первых двадцати мест в рейтинге субъектов РФ.

для удовлетворения потребностей граждан в рекреационных услугах и лечебном туризме, с другой — значительный вклад в развитие экономики республики. Создание мощного туристско-рекреацион-ного оздоровительного центра позволит обеспечить прием до 700 тыс. рекреантов в год.

В целях развития на территории Карачаево-Черкесской Республики высокотехнологичных отраслей, производства новых видов конкурентной продукции, обрабатывающих отраслей, туризма и санаторно-курортной сферы, а также транспортной, энергетической, инновационной и социальной инфраструктуры целесообразно создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Перспективным направлением для развития экономики региона является использование ми-

неральных, питьевых вод. Реализация аграрного потенциала республики связана с формированием и развитием специализированного мясного скотоводства на основе малозатратной интенсивно-пастбищной технологии; производством сахара, кормов; выращиванием зерна, картофеля, овощей в закрытых грунтах.

В целях реализации стратегии экономического развития Республика Северная Осетия — Алания предлагает первоочередные региональные проекты, имеющие федеральное значение и требующие совместных действий администрации РСО-Алания и федеральных органов исполнительной власти. Эти проекты позволят реализовать имеющийся природно-ресурсный и производственный потенциал республики, способствовать созданию высо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 81

кооплачиваемых рабочих мест, решить ключевые проблемы отдельных муниципальных образований. Наиболее крупные среди них: строительство малых ГЭС на горных реках РСО-Алания, строительство магистрального газопровода Дзуарикау — Цхинвал (Республика Южная Осетия), создание горно-рекреационного комплекса «Мамисон» и т. д.

В Чеченской Республике программа антикризисных мер включает в себя восстановление объектов реального сектора экономики, ориентированных на создание рабочих мест. В число привлекательных инвестиционных проектов вошли такие, как: использование гидроэнергетических ресурсов на реке Аргун, переработка попутного газа, восстановление и развитие садоводства, производство в республике автомобилей, организация тепличных овощеводческих и цветоводческих хозяйств на основе геотермальных источников энергии.

В Ставропольском крае основные ориентиры модернизации экономики связаны, в первую очередь, с развитием туристско-рекреационного комплекса, базирующегося на ресурсах Кавказских Минеральных Вод. Развитию курорта будет способствовать реализация транспортного потенциала (аэропорт в г. Минеральные Воды в свое время принимал 6 млн пассажиров в год, а в последние годы — не более 200 тыс. чел.). Регион КМВ — крупнейший и уникальный курортный регион Российской Федерации, который может обеспечивать существенное улучшение здоровья более 2 млн чел. в год. Его значимость подчеркивается присвоением статуса особо охраняемого эколого-курортного региона РФ.

Современный экономический статус субъектов РФ требует использования разнообразных инстру-

ментов оценки их экономического потенциала, уровней их социально-экономического развития, финансовой сбалансированности, условий конкуренции на отечественном и мировом рынках. Подобные инструменты необходимы для проведения активной федеральной политики, направленной на устранение межрегиональных диспропорций, укрепление экономической целостности страны. Очевидно, что аргументированный диалог «федерального центра» и регионов по согласованию бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, структурно-инвестиционной и социальной политики должен опираться на объективные национально-региональные экономические индикаторы.

Целевые ориентиры социально-экономического развития субъектов СКФО должны быть основаны на устранении монопрофильности развития экономики, усилении интеграционных процессов, реализации совместных научно обоснованных проектов по созданию многофункциональных территориальных кластеров для получения синергети-ческого эффекта в регионах вновь образованного Северо-Кавказского федерального округа.

Список литературы

1. Канцеров Р. А. Многоукладность региональных экономик: стратегии и механизмы модернизации. Ростов-на-Дону: Терра Принт, 2006.

2. Мельничук М. В., Скоробогатов А. А. Экономический потенциал Ростовской области и резервы его роста // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 4.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.