Научная статья на тему 'Оценка эффективности пилотного проекта по реализации цикла обучающих занятий, направленных на изучение основ профайлинга сотрудниками уголовно-исполнительной системы (на примере УФСИН России по Томской области)'

Оценка эффективности пилотного проекта по реализации цикла обучающих занятий, направленных на изучение основ профайлинга сотрудниками уголовно-исполнительной системы (на примере УФСИН России по Томской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники уголовно-исполнительной системы / пилотный проект / обучение / профайлинг / критерии оценки / профессиональные компетенции / employees of the penal system / pilot project / training / profiling / assessment criteria / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олег Михайлович Писарев, Мария Владимировна Прохорова

В статье представлены результаты реализации в 2021– 2022 годах пилотного проекта, направленного на обучение профайлингу сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Обозначена актуальность подготовки персонала уголовно-исполнительной системы по формированию и развитию профессиональных компетенций, направленных на учет, грамотный и валидный анализ социально-психологических явлений в ходе выполнения служебных задач, поступающей от окружающих информации с использованием методов профайлинга. Описана процедура осуществления проекта на базе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области по обучению профайлингу, позволившая сформулировать критерии оценки осуществленных мероприятий. Приведен анализ полученных данных, включающих в себя ряд важных показателей, позволяющих оперативно оценить актуальную обстановку в исправительном учреждении. Дается оценка эффективности реализации пилотного проекта с учетом определенных критериев, акцентируется внимание на важности дальнейшего обучения сотрудников профайлингу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олег Михайлович Писарев, Мария Владимировна Прохорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the effectiveness of a pilot project for implementing a series of training sessions aimed at studying the basics of profiling by employees of the penal system of the Russian Federation (using the example of the FPS of Russia in the Tomsk region)

In the article the authors present the results of the implementation of a pilot project in 2021-2022 aimed at training employees of the penal system of the Russian Federation in profiling. The relevance of preparing personnel of the penal system for the formation and development of professional competencies aimed at the competent and valid analysis of socio-psychological phenomena in the course of performing official tasks, processing incoming information from the surroundings using profiling methods is indicated. The procedure for implementing the project at the Federal Government Institution Correctional Colony-4 Administration of the FPS of Russia in the Tomsk region on profiling training is described, which allows formulating criteria for evaluating the implemented activities. An analysis of the data obtained, including a number of important indicators that allow for a timely assessment of the current situation in the correctional facility, is provided. An evaluation of the effectiveness of implementing the pilot project is given considering certain criteria, emphasizing the importance of further training employees in profiling.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности пилотного проекта по реализации цикла обучающих занятий, направленных на изучение основ профайлинга сотрудниками уголовно-исполнительной системы (на примере УФСИН России по Томской области)»

УДК 34.08

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-261-2-50-56

ОЛЕГ МИХАИЛОВИЧ ПИСАРЕВ

начальник кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, полковник внутренней службы И ti.okspvr@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3559-6524

Томск

OLEG M. PISAREV

Head of the Department of Organization of Personnel, Social, Psychological and Educational Work of the FGI APE Tomsky IPDE FPS of Russia, Candidate of Psychology, Associate Professor, Colonel of the Internal Service El ti.okspvr@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3559-6524 Tomsk

МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА ПРОХОРОВА

начальник кафедры организации исполнения

наказаний ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России,

кандидат юридических наук,

полковник внутренней службы

И prohorova@rambler.ru,

https://orcid.org/0009-0005-0742-7765

Томск

MARIA V. PROKHOROVA

Head of the Department of Organization of Execution of Punishments of the FGI APE Tomsky IPDE FPS of Russia, Candidate of Law, Colonel of the Internal Service E prohorova@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0005-0742-7765 Tomsk

Оценка эффективности пилотного проекта по реализации цикла обучающих занятий, направленных на изучение основ профайлинга сотрудниками уголовно-исполнительной системы (на примере УФСИН России по Томской области)

Evaluation of the effectiveness of a pilot project for implementing a series of training sessions aimed at studying the basics of profiling by employees of the penal system of the Russian Federation (using the example of the FPS of Russia in the Tomsk region)

Аннотация. В статье представлены результаты реализации в 20212022 годах пилотного проекта, направленного на обучение профайлингу сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Обозначена актуальность подготовки персонала уголовно-исполнительной системы по формированию и развитию профессиональных компетенций, направленных на учет, грамотный и валидный анализ социально-психологических явлений в ходе выполнения служебных задач, поступающей от окружающих информации с использованием методов профайлинга. Описана процедура осуществления проекта на базе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области по обучению профайлингу, позволившая сформулировать критерии оценки осуществленных мероприятий. Приведен анализ полученных данных, включающих в себя ряд важных показателей, позволяющих оперативно оценить актуальную обстановку в исправительном учреждении. Дается оценка эффективности реализации пилотного проекта с учетом определенных критериев, акцентируется внимание на важности дальнейшего обучения сотрудников профайлингу.

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, пилотный проект, обучение, профайлинг, критерии оценки, профессиональные компетенции

Abstract. In the article the authors present the results of the implementation of a pilot project in 2021-2022 aimed at training employees of the penal system of the Russian Federation in profiling. The relevance of preparing personnel of the penal system for the formation and development of professional competencies aimed at the competent and valid analysis of socio-psychological phenomena in the course of performing official tasks, processing incoming information from the surroundings using profiling methods is indicated. The procedure for implementing the project at the Federal Government Institution Correctional Colony-4 Administration of the FPS of Russia in the Tomsk region on profiling training is described, which allows formulating criteria for evaluating the implemented activities. An analysis of the data obtained, including a number of important indicators that allow for a timely assessment of the current situation in the correctional facility, is provided. An evaluation of the effectiveness of implementing the pilot project is given considering certain criteria, emphasizing the importance of further training employees in profiling.

Keywords: employees of the penal system, pilot project, training, profiling, assessment criteria, professional competencies

© Писарев О. М., Прохорова М. В., 2024

Для цитирования

Писарев О. М., Прохорова М. В. Оценка эффективности пилотного проекта по реализации цикла обучающих занятий, направленных на изучение основ профайлинга сотрудниками уголовно-исполнительной систем Российской Федерации (на примере УФСИН России по Томской области) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 2. С. 50-56. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-261-2-50-56.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

For citation

Pisarev O. M., Prokhorova M. V. Evaluation of the effectiveness of a pilot project for implementing a series of training sessions aimed at studying the basics of profiling by employees of the penal system of the Russian Federation (using the example of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Tomsk region) // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 2. P. 50-56. https://www.doi.org/10.51522/ 2307-0382-2024-261-2-50-56.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Современный этап развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) определяет поиск инновационных решений, направленных на дальнейшее повышение эффективности исполнения уголовных наказаний, усиление понимания важности подготовки специалистов пенитенциарного профиля, овладение ими солидной и соответствующей современным реалиям базой профессиональных знаний, умений и навыков, успешное применение их в пенитенциарной практике.

Сегодня профессии, относящиеся к пенитенциарной сфере, требуют наличия у сотрудника широкого круга компетенций не только в области управления персоналом и юриспруденции. Все чаще на первый план выходят вопросы, решаемые такими науками, как социология, социальная и клиническая психология, конфликтология, которые помогают «своевременно и обоснованно принимать грамотные служебные решения, грамотно выстраивать и поддерживать межличностные отношения в профессиональной сфере, качественно и эффективно выполнять специфические функции, связанные с исполнением уголовных наказаний. К числу таких направлений относится обучение профайлингу» [1]. Относительно новое направление подготовки уже подтверждает свою значимость и своевременность как для практических учреждений уголовно-исполнительной системы, так и для ведомственных образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования [2]. Это связано с тем, что многие сотрудники пенитенциарных учреждений не имеют достаточных знаний и навыков в области профайлинга, что позволяет нам указать на имеющиеся противоречия,

которые и предопределяют необходимость реализации цикла обучающих занятий, направленных на изучение основ данного метода диагностики.

Без понимания основных принципов психологии, которые лежат в основе техник профайлинга, сотрудники могут допускать системные ошибки при анализе потенциально опасного поведения лиц, находящихся в местах лишения свободы. Другим противоречием является то, что сотрудники не в полной мере обладают достаточными техниками в области профессионального общения, коммуникативного воздействия, что затрудняет выявление мотивации, целей и психологических особенностей осужденного в ходе осуществления воспитательного процесса. Наконец, можно указать на определенное несоответствие эффективности мер обеспечения безопасности в пенитенциарных учреждениях и имеющихся возможностей в получении объективной информации, фиксировании потенциально опасных деталей и фактов, носящих в том числе криминальный характер.

В качестве приоритетной цели изучения профай-линга для специалистов УИС определена углубленная профессиональная подготовка в области использования приемов рассматриваемой технологии при выполнении задач служебной деятельности, в первую очередь - для обеспечения безопасности на объектах уголовно-исполнительной системы, позволяющая снизить риск совершения ошибочных действий в системе взаимоотношений с осужденными и сотрудниками. Заявленная цель определяет круг задач, направленных на умение распознавать потенциально опасные признаки в поведении осужденных и сотрудников, анализировать полученную характерологическую ин-

формацию, осуществлять действия, способствующие пресечению каких-либо противоправных деяний лиц, так или иначе включенных в пенитенциарную деятельность. Особенно важно овладеть методикой профайлинга сотрудникам оперативных подразделений, подразделений безопасности (режима), психологических служб и лабораторий, а также отделов воспитательной работы с осужденными в силу специфики их ежедневной практической деятельности [3].

Реализация пилотного проекта по обучению сотрудников УИС основам профайлинга с привлечением профессорско-преподавательского состава образовательных организаций ФСИН России была запланирована в 2020 году на основании решения директора ФСИН России. В этих целях 30 сотрудников образовательных организаций ФСИН России (в том числе пять сотрудников ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России) в период 2019-2020 годы прошли обучение по программе повышения квалификации «Основы профайлинга в обеспечении безопасности» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва).

Результатом обучения стала разработка цикла обучающих занятий (объемом 24 аудиторных часа) с его последующей реализацией в 2020 году на базе следующих учреждений: ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области. Данный цикл состоял из занятий, рассматривающих учет проявлений темперамента, акцентуаций характера, эмоциональных состояний, особенности антиманипулятивного поведения, коммуникативных аспектов, а также профессионально важные качества специалиста-профайлера. Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и вызванные этим массовые ограничения обусловили необходимость внесения определенных корректив в сроки реализации проекта. В связи с этим решением руководства ФСИН России проведение цикла обучающих занятий, направленных на изучение основ профай-линга, было продлено до декабря 2021 года. В течение 2021 года пилотный проект был успешно реализован в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области.

В этот период силами профессорско-преподавательского состава ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России был проведен основной массив выездных занятий как лекционного, так и практического характера. К занятиям в качестве слушателей привлекались сотрудники подразделений безопасности (режима), охраны, сотрудники кадрового аппарата, психологических служб, отделов по воспитательной работе с осужденными. Всего в занятиях приняли участие более 100 человек, проходящих службу в исправительном учреждении. В ходе реализации проекта трудностей не возникало, представители УФСИН России по Томской области оказывали максимальное содействие в организации и проведении учебных занятий. Обучение проводилось в период времени, отведенный на служебную подготовку сотрудников.

Во исполнение письма ФСИН России от 31.12.2021 № исх-03-91457 в 2022 году обучающие занятия с сотрудниками были продолжены. Также письмо содержало требование в срок до 15.04.2022 разработать и направить в УВСПР ФСИН России критерии эффективности реализации цикла обучающих занятий. По итогам их проведения в УВСПР ФСИН России были разработаны и направлены следующие критерии оценки эффективности проведения цикла обучающих занятий по основам профайлинга:

1. Количество предотвращенных сотрудниками конфликтов, возникающих между осужденными (на основе профилирования личности в актуальной конфликтной ситуации, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ), до проведения занятий).

2. Количество предотвращенных конфликтов между осужденными и сотрудниками учреждения (на основе профилирования личности в актуальной конфликтной ситуации, в сравнении с АППГ, до проведения занятий).

3. Качество проводимых обыскных мероприятий (в сравнении с АППГ, до проведения занятий) а именно:

- количество и характер изъятых запрещенных предметов у осужденных, в отношении которых использовались методы профайлинга;

- количество перекрытых каналов поступления запрещенных предметов.

4. Количество нарушений установленного порядка отбывания наказания (на основе профилирования личности предполагаемого нарушителя) (в сравнении с АППГ, до проведения занятий).

5. Количество осужденных, состоящих на профилактическом учете (на основе профилирования личности осужденных) (в сравнении с АППГ, до проведения занятий).

6. Отрицательная динамика количества преступлений, совершенных в учреждении (на основе профилирования личности осужденных) (в сравнении с АППГ, до проведения занятий).

7. Динамика результатов работы сотрудников отделов кадров и психологических служб по приему кандидатов на службу (в части отказов в приеме на службу, решения о которых были приняты на основе использования методов профайлинга).

8. Количество сотрудников учреждения, обративших внимание на неадекватные поведенческие реакции осужденных или работников УИС, которые могли бы способствовать возникновению опасной для жизни ситуации (суицид, членовредительство и другое), информировавших сотрудников психологической лаборатории.

9. Оценка социально-психологического климата и психологического состояния сотрудников учреждений сотрудниками психологической службы с использованием методов профайлинга.

10. Общее состояние оперативной обстановки в учреждении (в сравнении с АППГ, до проведения занятий).

УВСПР ФСИН России были проанализированы поданные ведомственными образовательными организациями ФСИН России предложения, что позволило сформулировать общие критерии оценки эффективности проведенных занятий, состоящие из следующих пунктов:

1. Количество предотвращенных сотрудниками учреждений территориальных органов ФСИН России (далее - учреждения) конфликтов, возникающих между подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (на основе профилирования личности в актуальной конфликтной ситуации, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до проведения занятий).

2. Количество предотвращенных конфликтов между подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и сотрудниками учреждения (на основе профилирования личности в актуальной конфликтной ситуации, в сравнении с АППГ, до проведения занятий).

3. Количество проведенных сотрудниками обыскных мероприятий и изъятых запрещенных предметов с использованием методов профайлинга;

4. Количество выявленных нарушений установленного порядка отбывания наказания (на основе профилирования личности предполагаемого нарушителя, в сравнении с АППГ, до проведения занятий).

5. Количество подозреваемых, обвиняемых и осужденных, поставленных в учреждении на различные виды профилактического учета (на основе профилирования личности, в сравнении с АППГ, до проведения занятий).

6. Количество преступлений, выявленных сотрудниками учреждения (на основе профилирования личности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в сравнении с АППГ, до проведения занятий).

7. Количество отрицательных решений, принятых сотрудниками отделов кадров учреждений территориальных органов ФСИН России на этапе проведения первичной беседы (на основе профилирования личности) с кандидатами, поступающими на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации.

8. Количество сотрудников учреждения, обративших внимание на неадекватные поведенческие реакции подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которые могли бы способствовать их деструктивному поведению, проинформировавших сотрудников психологической лаборатории учреждения.

Одновременно с этим письмом ФСИН России от 10.06.2022 № исх-07-38011 было поручено «организовать изучение указанных критериев сотрудниками учреждений, участвующих в пилотном проекте, образовательных организаций ФСИН России, осуществляющих его реализацию с последующей оценкой его эффективности».

Во исполнение данного поручения было выполнено следующее:

1. Организовано изучение направленных критериев участниками проекта (сотрудниками ФКУ ИК-4

УФСИН России по Томской области, профессорско-преподавательским составом ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России).

2. Произведен сбор и анализ эмпирического материала, содержащего количественные показатели реализации пилотного проекта в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области в период 2021-2022 годы.

3. Профессорско-преподавательским составом ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России произведена оценка эффективности пилотного проекта согласно представленным критериям.

Предложенные УВСПР ФСИН России критерии так или иначе касались основных характеристик деятельности исправительного учреждения. Анализ представленной информации позволил сделать следующие выводы:

1. Наблюдается некоторое увеличение количества предотвращенных сотрудниками учреждения конфликтов, возникающих между осужденными, на основе профилирования личности в актуальной конфликтной ситуации. Обращает на себя внимание тот факт, что если в 2020 году количество предотвращенных сотрудниками учреждения конфликтов с использованием методов профайлинга составило 15 % (два случая из 13), то уже в 2021 году этот показатель составил 26 % (четыре случая из 15), а по итогам 2022 года он равен 29 %. Увеличение случаев недопущения возникновения конфликтных ситуаций, возникающих между осужденными, на основе предпринятого сотрудниками профилирования личности данных лиц указывает на своевременность предпринимаемых персоналом учреждения мер, реализуемых с учетом полученных знаний о психологии личности осужденного, специфике криминогенного общения в пенитенциарной среде.

2. Представляется достаточно актуальным критерий, касающийся деятельности персонала уголовно-исполнительной системы по производству обысков и досмотров. Это связано со стабильно высоким уровнем изъятия запрещенных предметов в учреждениях УИС, разнообразными ухищрениями, используемыми осужденными для их сокрытия. В данном случае представляет важность применение в исправительных учреждениях и следственных изоляторах именно тех методов, в основе которых лежит практи-

ческая психология. При проведении обыскных мероприятий и изъятии запрещенных предметов сотрудниками с использованием методов профайлинга наблюдается увеличение числовых показателей в сравнении с АППГ. Если в 2020 году сотрудники учреждений УИС в своей служебной деятельности практически не использовали методы профайлинга, а количество изъятых запрещенных предметов было невелико, то в последующие годы зафиксировано изменение картины, указывающей на возрастающую эффективность проводимой работы, где немаловажную роль играет применение персоналом УИС знаний профилирования личности подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Анализ имеющихся данных показывает, что если в 2021 году при обнаружении и изъятии запрещенных предметов используемые методы профайлинга помогли сотрудникам в 34 случаях, то в 2022 году данный показатель вырос в 1,3 раза и составил 44 случая. Однако необходимо отметить имеющуюся тенденцию снижения общего количества осуществленных обыскных мероприятий (10 008 в 2020 году, 8 812 в 2021 году и 8 031 в 2022 году).

3. Данная тенденция наблюдается также в оценке количества выявленных нарушений установленного порядка отбывания наказания (на основе профилирования личности предполагаемого нарушителя). Если в 2020 году применение сотрудниками методов про-файлинга при оценке деструктивных действий со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных позволило выявить 31 нарушение, то в 2021 году данный показатель составил 53 нарушения, а в 2022 году с помощью методов профилирования личности было выявлено уже 61 нарушение. Несмотря на то что процент выявленных сотрудниками нарушений установленного порядка отбывания наказания с использованием методов профилирования личности предполагаемого нарушителя не так высок по сравнению с общим количеством выявленных нарушений, наблюдается положительная динамика роста данного показателя за последние три года.

4. Положительная динамика прослеживается в количестве осужденных, поставленных в исправительном учреждении на разные виды профилактического учета на основе профилирования личности. Применение методов профайлинга позволило в 2020 году

поставить на профилактический учет шесть осужденных, что составило 13 % от общего количества лиц, в отношении которых была применена данная режимная мера. В 2021 году наблюдался рост поставленных на профилактический учет осужденных (всего 109), в отношении 21 осужденного (19 %) из них были применены методы профайлинга. В 2022 году количество подлежащих различным видам профилактического учета осужденных, в отношении которых сотрудники использовали полученные знания о профилировании личности, составило 32 человека (52 % от общего количества привлеченных к указанной мере).

5. Следует отметить увеличение количества специалистов исправительных учреждений, обративших внимание на неадекватные поведенческие реакции осужденных, которые могли бы способствовать возникновению опасных для жизни и здоровья окружающих ситуаций, проинформировавших сотрудников психологической лаборатории. Представленные данные убедительно показывают высокий процент сотрудников, опирающихся на полученные в сфере профайлинга знания при оценке модели поведения осужденных, склонных к совершению различных неадекватных действий и поступков (70 % в 2020 году, 83 % в 2021 году и 83 % в 2022 году).

6. Имеет большое значение и носит весьма актуальный характер применение кадрового профай-линга при рассмотрении вопросов, касающихся поступления на службу в УИС. В настоящее время кадровый профайлинг имеет своей целью «установление соответствия профиля кандидата должностным требованиям, идентификацию его сильных и слабых сторон, оценку и анализ сообщаемой кандидатом информации, ее достоверности, исключение наличия у кандидата криминального прошлого или преступного замысла, а также решение других кадровых задач» [4]. По итогам 2021-2022 годов отмечается стабильная динамика по количеству отрицательных решений, принятых сотрудниками кадрового аппарата учреждений УИС в ходе первого этапа проведения первичных бесед с кандидатами, поступающими на службу в уголовно-исполнительную систему (с использованием диагностики профилирования личности), в 2021 году количество случаев отказа в принятии на службу в УИС с применени-

ем методов профайлинга составило три из восьми (37,5 % от общего показателя), за 10 месяцев 2022 года -три из пяти (60 % от общего показателя).

7. Отсутствует информация (представлены нулевые значения), позволяющая проанализировать количество предотвращенных конфликтов между подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и сотрудниками учреждения (на основе профилирования личности в актуальной конфликтной ситуации) в сравнении с АППГ (до проведения занятий). Следует отметить, что возникновение конфликтов между осужденными и персоналом представляет собой определенную опасность, связанную с высокой вероятностью дестабилизации оперативной обстановки в исправительном учреждении. В этой связи наличие этой информации в дальнейшем позволит сотрудникам выбрать наиболее адекватный и рациональный способ поведения в конфликтной ситуации при проведении комплексной работы с различными категориями осужденных.

8. Также представлены нулевые значения, касающиеся количества преступлений, выявленных сотрудниками учреждения (на основе профилирования личности подозреваемых, обвиняемых и осужденных) в сравнении с АППГ (до проведения занятий). Полагаем, что в ходе дальнейшей работы данная информация также будет иметь особое значение, поскольку одной из важных задач, возложенных на сотрудников УИС, выступает недопущение криминальных деяний осужденными в процессе отбывания ими наказания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не все указанные критерии эффективности реализации цикла обучающих занятий имеют положительную динамику. Однако следует отметить, что отсутствие значимой информации по последним двум критериям скорее указывает на необходимость проведения дополнительных мероприятий в области прогнозирования поведения человека в специфических условиях пенитенциарного социума. Полагаем, что лонгитюд-ность исследования в дальнейшем сделает возможным получение новых данных относительно применения методов профайлинга в служебной деятельности, качественную обработку дополнительной имеющейся информации, что положительно скажется на получении более полных и объективных результатов.

Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что реализованный в 2021-2022 годах на базе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области пилотный проект, направленный на изучение сотрудниками УИС основ профайлинга, показал свою эффективность. Занятия были направлены на развитие наблюдательности сотрудников, формирование уме-

ния распознавать невербальные сигналы при взаимодействии с окружающими. Новые знания позволили сотрудникам исправительного учреждения использовать их при прогнозе деструктивных явлений как со стороны осужденных, так и со стороны сотрудников (кандидатов на службу в уголовно-исполнительной системе).

1. Писарев О. М. Актуальные вопросы обучения профайлингу персонала УИС в образовательных организациях ФСИН России // VII Педагогические чтения, посвященные памяти профессора С. И. Злобина (5-7 окт. 2021 г.) : сборник материалов. В 3 т. Т. 3. Психолого-педагогические проблемы в системе современного образования. Пермь : ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2021. С. 103.

2. Вербина Г. Г., Андреев А. И. Профайлинг в профессиональной деятельности сотрудников УИС, других правоохранительных органов и служб безопасности // Проблемы современного педагогического образования. 2016, № 51-5. С. 504.

3. Профайлинг в деятельности уголовно-исполнительной системы : учебное пособие. Рязань, 2023. 84 с.

4. Александров Б. В., Тавтилова Н. Н. Проблемы и перспективные направления кадрового профайлинга в УИС // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения — 2021) : материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 16 апр. 2021 г.). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. С. 18.

1. Pisarev O. M. Current issues in teaching profiling of penal system personnel in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia // VII Pedagogical Readings dedicated to the memory of Professor S. I. Zlobin (October 5-7, 2021): collection of materials. In 3 volumes. V. 3. Psychological and pedagogical problems in the system of modern education. Perm : Federal Government Educational Institution of Higher Education The Perm Institute of the FPS of Russia, 2021. P. 103.

2. Verbina G. G., Andreev A. I. Profiling in the professional activities of employees of the penal system, other law enforcement agencies and security services // Problems of modern pedagogical education. 2016, No. 51-5. P. 504.

3. Profiling in the activities of the penal system : a textbook. Ryazan, 2023. 84 p.

4. Aleksandrov B. V., Tavtilova N. N. Problems and promising directions of personnel profiling in the penal system // Current problems of the psychology of law enforcement: concepts, approaches, technologies (Vasiliev Readings - 2021) : materials of the international scientific and practical conference (St. St. Petersburg, April 16, 2021). SPb.: Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, 2021. P. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.