Научная статья на тему 'УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОЕКТ / УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА / РИСКИ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антипов Алексей Николаевич, Строгович Юрий Николаевич

В статье рассматривается одно из направлений перспективного развития учреждений уголовно-исполнительной системы - создание учреждений объединенного типа для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Предметом статьи выступили Концепция развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года, официальные статистические данные, литература по теме работы. Цель исследования - в постановочном варианте изучить необходимость и целесообразность создания учреждений объединенного типа для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Методологическую основу работы составили анализ, синтез, статистический, системно-структурный методы, метод прогнозирования. В результате проведенного исследования обоснована необходимость создания учреждений объединенного типа, его внедрения в качестве пилотного в одном или нескольких территориальных органах (субъектах Российской Федерации). Рассмотрены риски и рискообразующие факторы внедрения подобного проекта. В качестве выводов сделаны отдельные предположения относительно положительных и отрицательных моментов реализации проекта, перспектив его распространения. Научному сообществу и практическим работникам предложено организовать диспут в целях формирования наиболее эффективной модели рассматриваемого учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антипов Алексей Николаевич, Строгович Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNITED TYPE INSTITUTIONS: PROBLEM SETTING

The article analyzes one of the directions of the future development of the penal system institutions - the creation of institutions of a combined type for the maintenance of suspects, accused and convicted persons. The subject of the article was the Concept of the Development of the Penitentiary System for the Period until 2030, official statistics, literature on the topic of the work. The purpose of the research is to consider within the problem setting stage the necessity and feasibility of creating institutions of a combined type for the maintenance of suspects, accused and convicted persons. The methodological basis of the research included methods of analysis and synthesis, statistical and system-structural method, as well as prediction method. As a result of the study, the necessity of creating institutions of a combined type, their creation as a pilot project in one or several territorial bodies (constituent entities of the Russian Federation) has been substantiated. The risks and risk-forming factors of the implementation of such a project are considered. As conclusions, separate assumptions were made regarding positive and negative aspects of the project implementation, the prospects for its unrolling. The scientific community and practitioners were invited to organize a debate in order to form the most effective model of the institution in question.

Текст научной работы на тему «УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

УДК 343.8

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-236-1-9-12

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ АНТИПОВ

ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, Aleksant1@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9910-1260 Москва

ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СТРОГОВИЧ

старший научный сотрудник

ФКУ НИИ ФСИН России,

государственный советник юстиции 3 класса,

ustrogovich@yandex.ru,

https://orcid.org/0000-0003-1345-3220

Москва

ALEXEY N. ANTIPOV

Leading Researcher of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Candidate of Law, Associate Professor, Aleksant1@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9910-1260 Moscow

YURI N. STROGOVICH

Senior Researcher of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», State Counselor of Justice of the 3rd class, ustrogovich@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1345-3220 Moscow

Аннотация. В статье рассматривается одно из направлений перспективного развития учреждений уголовно-исполнительной системы - создание учреждений объединенного типа для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Предметом статьи выступили Концепция развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года, официальные статистические данные, литература по теме работы. Цель исследования - в постановочном варианте изучить необходимость и целесообразность создания учреждений объединенного типа для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Методологическую основу работы составили анализ, синтез, статистический, системно-структурный методы, метод прогнозирования. В результате проведенного исследования обоснована необходимость создания учреждений объединенного типа, его внедрения в качестве пилотного в одном или нескольких территориальных органах (субъектах Российской Федерации). Рассмотрены риски и рискообразующие факторы внедрения подобного проекта. В качестве выводов сделаны отдельные предположения относительно положительных и отрицательных моментов реализации проекта, перспектив его распространения. Научному сообществу и практическим работникам предложено организовать диспут в целях формирования наиболее эффективной модели рассматриваемого учреждения.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, проект, учреждение объединенного типа, риски, проблемы.

Abstract. The article analyzes one of the directions of the future development of the penal system institutions - the creation of institutions of a combined type for the maintenance of suspects, accused and convicted persons. The subject of the article was the Concept of the Development of the Penitentiary System for the Period until 2030, official statistics, literature on the topic of the work. The purpose of the research is to consider within the problem setting stage the necessity and feasibility of creating institutions of a combined type for the maintenance of suspects, accused and convicted persons. The methodological basis of the research included methods of analysis and synthesis, statistical and system-structural method,

Учреждения объединенного типа: постановка проблемы

United type institutions: problem setting

Для цитирования

Антипов А. Н., Строгович Ю. Н. Учреждения объединенного типа: постановка проблемы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 1. С. 9-12. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-236-1-9-12.

12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки) Criminal Law and Criminology; penal law (legal sciences)

5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)* Criminal law sciences (legal sciences)

* В соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24.02.2021 № 118

as well as prediction method. As a result of the study, the necessity of creating institutions of a combined type, their creation as a pilot project in one or several territorial bodies (constituent entities of the Russian Federation) has been substantiated. The risks and risk-forming factors of the implementation of such a project are considered. As conclusions, separate assumptions were made regarding positive and negative aspects of the project implementation, the prospects for its unrolling. The scientific community and practitioners were invited to organize a debate in order to form the most effective model of the institution in question.

Key words: penitentiary system, project, combined type institution, risks, problems.

Изменение парадигмы назначения и исполнения уголовных наказаний в сторону альтернативных, не связанных с лишением свободы видов, а также применения мер пресечения, не предусматривающих заключение под стражу, предопределило постепенное сокращение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС). Так, в 2017 году в исправительных колониях УИС содержалось 495 016 человек, в 2018 - 460 923, что на 6,89 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ), в 2019 - 423 825 (на 8,05 % меньше, чем за АППГ), в 2020 - 376 128 (на 11,25 % меньше, чем за АППГ), на 1 ноября 2021 года -357 649 человек [1].

Сформировавшаяся тенденция сокращения численности тюремного населения сначала привела к недолимиту наполнения ряда исправительных учреждений УИС, затем актуализировала вопрос использования освободившихся и освобождающихся площадей (в первую очередь в целях экономии государственных средств), что потребовало поиска более оптимального и экономически выгодного решения в части организационного построения учреждений УИС. Существенным вкладом в понимание существующей проблемы стала разработка Генеральной схемы развития уголовно-исполнительной системы до 2026 года, базирующейся на положениях Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года [2] и федеральной целевой

программы «Развитие уголовно-исполнительной системы до 2026 года» [3]. Именно в ней закреплено перспективное развитие учреждений на предстоящий пятилетний срок.

Следующим шагом в данном направлении стала идея проработки и создания учреждения нового типа.

Согласно разделу XII Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в целях совершенствования организационно-структурного построения учреждений УИС обозначены разработка и реализация проекта создания учреждения объединенного типа в одном регионе или на межрегиональной основе. Предполагается, что данное концептуальное положение будет реализовано к 2024 году. Соответственно, работа должна, как представляется, начаться в 2021-2022 годах и предусматривать, в частности:

- в правовом аспекте: подготовку правовой основы проекта учреждения объединенного типа. Начало перехода к учреждениям объединенного типа представляется в форме пилотного проекта, в ходе которого будут выявлены и решены все проблемные моменты. В дальнейшем (в зависимости от результата реализации пилотного проекта) потребуется проработка вопроса о правовом закреплении всех предусмотренных проектом новшеств в части организации деятельности такого учреждения -внесение соответствующих изменений и дополнений в действующие нормативные правовые

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

акты в части закрепления его правового статуса и регламентации отдельных вопросов, связанных с функционированием;

- в организационно-техническом аспекте: разработку технической документации, а также финансово-экономического обоснования предлагаемого проекта. При необходимости решать вопрос о выделении соответствующего финансирования, согласовывать проект с заинтересованными федеральными органами государственной власти.

Каким же должно быть учреждение объединенного типа? По нашему мнению, в идеале это будет многофункциональное, многопрофильное учреждение, аккумулирующее внутри себя учреждения разного вида из тех, что предусмотрены действующим законодательством, в частности: следственный изолятор (помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора, далее - ПФРСИ), исправительные колонии разного вида режима, лечебно-профилактические учреждения, лечебно-исправительные учреждения, колонии-поселения, воспитательные колонии, тюрьмы.

Очевидно, что на первоначальном этапе (как правило, осуществляемого в рамках пилотного проекта) учреждения объединенного типа будут включать некоторые участки наиболее востребованных учреждений, например, участок ПФРСИ, отдельные виды исправительных учреждений, участки колоний-поселений. В случае положительных результатов пилотного проекта целесообразно подготовить проект правового документа, предполагающего поэтапное создание подобных учреждений на территории субъектов Российской Федерации, там, где это необходимо и оправдано. Как представляется, до 2026 года основные вопросы, связанные с реорганизацией учреждений УИС, будут решаться согласно действующим документам в рамках предусмотренного бюджетного финансирования.

Создание учреждений объединенного типа, с одной стороны, должно снять ряд имеющихся на сегодняшний день проблем, а также повысить результативность деятельности учреждений УИС, в частности:

- сократить число перевозок обвиняемых в суды, к месту отбывания наказаний, в лечебные учреждения и тому подобные;

- сократить расходы финансовых средств, которые могут быть перспективно использованы на иные цели развития УИС;

- повысить эффективность применения системы охраны и надзора, уровень безопасности, качество исполнения законодательно установленных правовых ограничений; реализация постепенного вывода учреждений УИС за пределы крупных населенных пунктов [4];

- повысить результативность деятельности территориальных органов ФСИН России в субъектах Российской Федерации.

С другой стороны, не исключено, что могут возникнуть определенные проблемы, а также сформироваться риски и опасности, обусловленные значительным скоплением в одном месте большого числа криминально настроенных лиц. В качестве рисков и рискообразующих факторов можно обозначить следующие:

- формирование криминального объединения и попытки дезорганизации деятельности учреждений, входящих в состав учреждения объединенного типа;

- ухудшение состояния работы по поддержанию осужденными социально полезных связей, обусловленное сложностями материального характера, что может привести к росту числа обращений как лиц, содержащихся в учреждениях УИС, так и их близких;

- снижение трудовой занятости лиц, содержащихся в учреждении объединенного типа.

Существуют проблемы, несомненно требующие серьезной проработки уже на этапе реализации пилотного проекта для последующего решения при распространении модели объединенного учреждения в других территориальных органах ФСИН России. Обратим внимание на некоторые из них.

Проблема комплектования персонала учреждения объединенного типа связана в первую очередь с необходимостью обеспечить работникам УИС и членам их семей надлежащие условия для исполнения служебных (трудовых) обязанностей, достойные условия жизнедеятельности (жилье, социальная инфраструктура, обеспечение занятости для совершеннолетних членов их семей).

Проблема создания новых рабочих мест для осужденных с учетом социально-экономических особенностей состояния и развития конкретного региона (субъекта Российской Федерации), в том числе за счет развития в учреждении объединенного типа собственной производственной инфраструктуры, государственно-частного партнерства и коммерческих организаций.

Проблема прогнозирования развития ситуации на долгосрочную перспективу в динамике по

периодам среднесрочного планирования по конкретным территориальным органам ФСИН России (субъектам Российской Федерации), в первую очередь прогноз численности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС. Результаты такого прогнозирования помимо точности выбранных моделей во многом будут определяться тенденциями развития уголовного законодательства, его стабильностью на прогнозируемые периоды.

Высказанные соображения, в том числе перечисленные плюсы и минусы, носят дискуссионный характер. Это только предположения, хотя и небезосновательные, которые требуют проработки в целях недопущения серьезных ошибок и устранения (минимизации) возможных рисков.

Об одном можно говорить вполне обоснованно и категорично - в учреждении объединенного типа планируется клиентоцентричный подход, предполагающий:

- создание условий для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

- предоставление подозреваемым, обвиняемым и осужденным свиданий с родственниками;

- обеспечение более удобного осуществления деятельности адвокатов, представителей различных общественных организаций, в част-

ности членов общественных наблюдательных комиссий.

Кроме того, планируется оборудование помещений для осуществления деятельности судов, органов прокуратуры Российской Федерации, следователей.

В настоящее время в Федеральной службе исполнения наказаний прорабатывается вопрос реализации пилотного проекта, предполагающего строительство комплексного (объединенного) учреждения уголовно-исполнительной системы, в котором предусматривается размещение всех категорий лиц, содержащихся в учреждениях УИС [5].

Подобных проектов в России не было, в связи с чем существует объективная неопределенность в вопросах о конкретных этапах осуществления данной работы, их последовательности, предполагаемых сроках выполнения, условиях и многом другом. Однако это позволяет начать научный диспут, к которому приглашают авторы, относительно предмета исследования в целях выявления всех проблемных моментов в этой работе, определения наиболее оптимальных подходов к формированию модели учреждения объединенного типа, создания правовых основ его функционирования.

1. Статистические данные // ФСИН России : [сайт]. 08.11.2021 URL: https://fsin.gov.ru/statistics/ (дата обращения: 15.12.2021).

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р. Доступ из СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения: 02.12.2021).

3. Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» : утв. пост. Правительства Рос. Федерации от 06.04.2018 № 420. Доступ из СПС «Гарант». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71821634/ (дата обращения: 02.12.2021).

4. Колония «всё включено» // Российская газета. 2020. 28 декабря.

5. Все колонии и СИЗО планируют вывести из российских городов // Российская газета от 03 декабря 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/12/03/vse-kolonii-i-sizo-planiruetsia-vyvesti-iz-rossijskih-gorodov.html (дата обращения: 02.12.2021).

1. Statistical data // FPS of Russia : [site]. 08.11.2021 URL: https://fsin.gov.ru/statistics/ [Accessed 15th December 2021].

2. The concept of development of the penal system of the Russian Federation until 2030 : approved by Ordinance of the Government of the Russian Federation of 29.04.2021 No. 1138-r. Access from Legal Reference System «Garant». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ [Accessed 2nd December 2021].

3. The federal target program «Development of the penal system (2018-2026)» : approved by Resolution of the Government of the Russian Federation of 06.04.2018 No. 420. Access from Legal Reference System «Garant». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71821634/ [Accessed 2nd December 2021].

4. «All-inclusive» colony // Rossiyskaya Gazeta. 2020. December 28.

5. All colonies and pre-trial detention centers are planned to be withdrawn from Russian cities // Rossiyskaya Gazeta of December 03, 2020 [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2020/12/03/vse-kolonii-i-sizo-planiruetsia-vyvesti-iz-rossijskih-gorodov.html [Accessed 2nd December 2021].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.