вию угрозам политико-правовой безопасности фармацевтических организаций. Особенность применения принципа субсидиарно-сти, в данном случае, заключается в том, что противодействие угрозам политико-правовой безопасности осуществляется на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне фармацевтической организации - где это оптимально, наиболее эффективно и целесообразно. Концепция реализована с помощью Матрицы управленческих решений по предотвращению угроз правовой безопасности фармацевтической организации (табл. 2), которая представляет собой таблицу, состоящую из шести столбцов (уровни правовой безопасности) и семи строк (факторы угроз правовой безопасности); на пересечениях строк и столбцов располагаются ячейки с вариантами управленческих решений по противодействию угрозам. Правило принятия решений означает, что чем левее расположен столбец и выше - строка, тем выше значимость и результативность управленческого решения противодействию угрозам правовой безопасности.
Рис.2. Экранная форма «Факторы угроз экономической безопасности Оценочный показатель: политико-правовая безопасность».
С использованием языка программирования Microsoft Visual FoxPro 6.0 разработана прикладная программа «Угрозы фармацевтической экономической безопасности», в которой воплощен методологический подход по анализу, учету и количественной оценке угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации (рис. 2. Экранная форма «Факторы угроз экономической безопасности». Оценочный показатель: политико-правовая безопасность). Программа предназначена для проведения автоматизированного моделирования, анализа и прогнозирования угроз политико-правовой безопасности фармацевтических организаций. Программа позволяет оценивать уровень угрозы политико-правовой безопасности фармацевтических организаций и аптечных сетей с использованием различных факторов; предусмотрена возможность корректировки математической модели угроз политико-правовой безопасности посредством изменения числовых значений весовых коэффициентов факторов угроз, а также корректировки самих факторов [3,4].
Выводы.
1. Сформулировано определение угрозы политико-правовой безопасности фармацевтической организации как явления и процессы, отрицательно влияющие на её экономическое состояние, ограничивающие развитие и ущемляющие корпоративные интересы за счет политико-правовой составляющей экономической безопасности.
2. В ходе анкетирования и интервьюирования фармацевтических работников установлены основные факторы угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации (внешние и внутренние факторы), проведена экспертная оценка их значимости, рассчитаны числовые значения весовых коэффициентов факторов угроз.
3. Разработана система количественной оценки угроз правовой безопасности с помощью расчета оценочного показателя факторов угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации; в основу системы положен метод взвешенной суммы оценок критериев с точечным оцениванием весов.
4. Установлена направленность вектора приоритета основных факторов угроз и оценочного показателя факторов угроз политико-правовой безопасности с помощью лингвистических переменных.
5. Разработана применимая в практике фармацевтических организаций и аптечных сетей концепция принятия управленче-
ских решении по предотвращению угроз политико-правовои безопасности на основе принципа субсидиарности и теории нечетких множеств.
6. Разработана и внедрена в деятельность аптечных учреждении программа для ЭВМ «Угрозы фармацевтической экономической безопасности», позволяющая анализировать угрозы поли-тико-правовои безопасности фармацевтических организации и аптечных сетей. Программа прошла все этапы добровольной государственнои регистрации и сертификации, включена в Реестр программ для ЭВМ.
Литература
1. Кузнецов, Д.А. Изучение политко-правовой безопасности фармацевтической деятельности / Д. А. Кузнецов // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы: Всерос. науч.-практ. конф. (2009, Волгоград) / отв. ред. А. А. Огарков [и др.].-Волгоград: М.: ООО «Глобус», 2009.- С. 34-36.
2. Кузнецов, Д. А. Правовые аспекты фармацевтической экономической безопасности / Д.А. Кузнецов // Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И.П.Павлова.- 2009.- № 4.- С. 129-136.
3. Кузнецов, Д. А. Угрозы фармацевтической экономической безопасности: программа /Д.А. Кузнецов.- М., 2010.- (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2010615910/Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам).
4. Кузнецов, Д.А. Исследование угроз экономической безопасности фармацевтических организаций с использованием новых информационных технологий / Д.А. Кузнецов // Вестник новых медицинских технологий.- Тула, № 1. (Т. 18).- 2011.-С.170-171.
MENANCES OF LEGAL SAFETY OF THE PHARMACEUTICAL ORGANIZATIONS
D.A. KUZNETSOV
Ryazan State Medical University after I.P. Pavlov, Chair of Management and Pharmacy Economy
The definition of legal safety of pharmaceutical organizations is formulated. Principle external and internal factors of menaces of legal safety are revealed; the expert assessment of their significance is carried out; the numerical value of menace factor weight coefficients is calculated. The system of quantitative assessment of legal safety menaces by means of evaluative index on the basis of the method of the weighed sum of criteria assessments with point wise estimation of balances is offered. The concept of acceptance of administrative solutions on preventing menaces of legal safety on the basis of the subsidiary principle and the theory of fuzzy sets applicable in practice of the pharmaceutical organizations is developed. The concept has been realized by means of computer software "Menaces of pharmaceutical economic safety".
Key words: pharmaceutical organizations, menaces of legal safety.
УДК613.955:613.7:612.76
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙКИНЕЗИОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Л.П. СЛИВИНА, Е.И. КАЛИНЧЕНКО*
В статье представлены материалы исследования влияния образовательной кинезиологии (гимнаситики Брейн Джим) на учебную дееспособность учащихся младших классов. Выявлено положительное влияние на умственную работоспособность, улучшение психоэмоционального состояния учащихся. Учителя также положительно оценили влияние упражнений Брейн Джим на учебную дееспособность учащихся.
Ключевые слова: кинезиология, упражнения Брейн Джим, умственная работоспособность, тревожность, успеваемость.
Одним из наиболее неблагоприятных последствий социально-экономических преобразований в обществе, изменения уровня антропогенной нагрузки является ухудшение популяционного здоровья, которое затронуло практически все слои населения, в том
Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1
числе детей и подростков [4,5,8,9].
В этой возрастной группе дополнительным стресс-воздействием социального генеза является обучение в школе. Среди основных школьных факторов риска для здоровья учащихся -стрессовый характер педагогики, несоответствие дидактических технологий возможностям детей и подростков, информационная перегрузка [1,2,6,7,8]. Потенцирует эффект школьных факторов риска деформация образа жизни, в том числе уменьшение продолжительности сна, прогулок, снижение двигательной активности [4].
Снижение потенциала здоровья школьников, являющееся во многом ответом биосистемы на ситуацию социального стресса, предопределяет важность формирования системы оздоровительных мероприятий, в первую очередь, реальных для использования в условиях общеобразовательного учреждения [1,2,8].
Цель исследования. Нами был апробирован в реалиях современной школы комплекс оздоровительных мероприятий, включающий в себя элементы образовательной кинезиологии -упражнения системы Брейн Джим (БД), разработанной П.Деннисоном с соавт. (1992) [10]. Оценка эффективности включала в себя изучение как «немедленных», так и «накопленных» эффектов оздоровительного воздействия на детей младшего школьного возраста (9-10 лет) - в группах оздоровления (140 человек) и контроля (49 человек).
Материалы и методы исследования. Для изучения «немедленных» эффектов влияния образовательной кинезиологии на показатели школьно-значимых функций у младших школьников использовался графический вариант теппинг-теста [3] и оценка умственной работоспособности (УР) [6], характеризующей связь результатов работы в процессе учебной деятельности с функциональным состоянием центральной нервной системы. Влияние упражнений Брейн Джим на показатели УР учащихся оценивали по динамике этих показателей в течение учебного дня - конец первого, третьего и последнего (четвертого) уроков - во вторник и пятницу на протяжении 2 недель в группе оздоровления и контрольной. Исходные показатели УР и расписание учебных занятий в сравниваемых группах были сопоставимы. В группе оздоровления в структуру каждого урока, кроме физкультуры, были включены элементы кинезиологического воздействия - в начале урока («настройка») и во время физкультминуток (упражнения, направленные на улучшение психофизиологических характеристик, необходимых для выполнения конкретной задачи урока). По мнению ряда авторов [1,2,6,8], положительная динамика показателей УР может отражать оптимизацию учебного процесса, эффективность применяемых здоровьесберегающих технологий. Теппинг-тест проводился до и непосредственно после выполнения упражнений, активизирующих движения руки при письме - «Ленивые восьмерки» (координация совместного движения рук и глаз при выполнении тонких моторных движений), «Активизация предплечья» (снятие напряжения мышц руки и стимуляция тонкой моторики), «Симметричные рисунки (гармонизация работы полушарий мозга в процессе письма).
«Накопленные» эффекты оценивались в динамике учебного года - до начала использования кинезиологических воздействий, на фоне полной адаптации учащихся к учебному процессу (первая четверть, октябрь месяц) и после 6 месяцев регулярного выполнения упражнений БД (четвертая четверть, апрель месяц). Анализировались показатели тревожности [3], рубежная успеваемость, субъективные оценки педагогами применяемого метода.
Результаты и их обсуждение. В целом отмечалось положительное влияние применяемых упражнений системы БД на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата младших школьников. Так, по результатам теппинг-теста до выполнения упражнений коэффициент моторной частоты руки (КМЧ) составлял 3,6±0,1, после - 4,04±0,1 (р<0,01). В ходе контрольного тестирования утомление, о развитии которого судили по уменьшению показателя моторной частоты кисти в двух последних квадратах теста, отмечалось у 52,3% детей, после выполнения упражнений - у 44,6% (р>0,05).
Важными показателями учебной дееспособности школьников являются характеристики УР в динамике учебного процесса. В группе оздоровления во вторник, традиционно характеризующийся высокой УР, отмечалась стабильная скорость работы на протяжении всего учебного дня (233,7±15,4; 239,7±10,4; 219,±7,6 просмотренных знаков; р>0,05). В пятницу на третьем и четвертом уроках скорость работы была выше, чем на первом уроке (р<0,001-0,05). Темп прироста на последнем уроке по сравнению с
первым составил 12,4%. У детей контрольной группы во вторник средняя скорость работы к концу учебного дня значительно снижалась по сравнению с третьим и, особенно, с первым уроками (р<0,05-0,01), при этом темп убыли достигал 15,0%. В пятницу также отмечалось достоверное уменьшение этого показателя УР от первого урока к четвертому (р<0,01-0,001), темп убыли — 19,3%.
Более информативной характеристикой состояния корковой нейродинамики является точность работы, изменение этого показателя считается ведущим при оценке УР учащихся [6]. В группе оздоровления существенной динамики качества выполняемой работы в течение учебного дня во вторник не отмечалось (темп убыли количества ошибок в пересчете на 500 знаков на последнем уроке по сравнению с третьим составил 9,5%), в пятницу среднее количество ошибок на четвертом уроке было ниже, чем на третьем (р<0,05), темп убыли - 21,0%. В группе сравнения в анализируемые дни учебной недели показатели точности работы на всех уроках не имели статистически значимых различий (р>0,05), однако, в отличие от группы оздоровления, на последнем (четвертом) уроке по сравнению с третьим отмечался прирост среднего количества ошибок при выполнении задания как во вторник, так и в пятницу, составивший 14,6%.
Показатель комплексной оценки УР учащихся, выполнявших упражнения БД, свидетельствовал о преобладании доли работ, выполненных на «хорошо» и «отлично», над работами, выполненными с оценками «плохо» и «неудовлетворительно» - коэффициент преобладания (КП), в основном, превышал 1. Во вторник КП возрастал к третьему уроку и снижался к последнему (1,49-1,78-1,0). Снижение КП, в основном, происходило за счет достоверного уменьшения количества работ, выполненных на «хорошо» и «отлично» (34,6-36,8%) на первом и третьем уроках и 21, 4% на четвертом; р<0,001), динамика неудовлетворительных работ не существенна (р>0,05). В пятницу КП на третьем и четвертом уроках был выше, чем на первом (0,75 - 1,13 -1,30). Более высокая величина КП на этих уроках определялась достоверно большим количеством хороших и отличных работ (соответственно, 34,8-37,7 и 22,9%; р<0,01-0,001). В контрольной группе доминировали работы, получившие оценку «плохо» и «неудовлетворительно», т.е. в большинстве случаев КП был ниже 1. Во вторник отмечалась относительная стабильность КП (1,10 - 0,85-0,96). В пятницу отмечалось снижение КП к концу учебного дня (1,0-0,87-0,59), в основном, за счет уменьшения количества хороших и отличных работ. В целом для группы оздоровления более характерна удовлетворительная динамика УР, для контрольной группы - неблагоприятная.
В группе детей, выполнявших упражнения БД, к концу учебного года достоверно уменьшилась распространенность тревожных состояний - с 52,4% до 27,1%, т.е. в 1,93 раза; в контрольной группе этот показатель в динамике наблюдения практически не изменился (57,1% и 51,0%; р>0,05). При этом различия темпов убыли статистически значимы (47,9% и 9,7%; р<0,001). В сравниваемых группах отмечалась противоположная направленность изменений такого вида тревожности как учебная - снижение распространенности в опытной группе (на 23,3%) и рост - в контрольной (на 23,6%о). Темпы убыли межличностной и, особенно, самооценочной тревожности в группе оздоровления были значительно выше, чем в контрольной - соответственно, 77,7%-19,6% (р<0,001) и 81,7%-67,8% (р<0,07). Однако в обеих группах обследованных к концу учебного года распространенность межличностной тревожности достоверно снизилась по сравнению с исходными показателями (р<0,001). Однотипность изменений этого вида тревожности в группе оздоровления и в контрольной группе позволяет предположить наличие общей причины - улучшение взаимоотношений со сверстниками в процессе длительного формального и неформального общения.
Отмечены различия динамики рубежной успеваемости в связи с использованием упражнений БД, в первую очередь по таким предметам как чтение и математика. В группе оздоровления имело место увеличение среднего балла (на 4,4 и 4,7%), в контроле -успеваемость по этим предметам снижалась (на 2,5 и 2,2%).
Для выявления мнения учителей об эффективности использования упражнений БД в учебном процессе было проведено анкетирование педагогов (10 человек), занимавшихся с учащимися групп оздоровления. Предлагались вопросы, на которые нужно было дать альтернативные ответы (табл.1).
Таблица 1
Оценка эффективности использования упражнений Брейн Джим (мнение педагогов)
Вопросы Распределение ответов (чел.)
да нет
Отмечаете ли Вы положительное влияние гимнастики БД на умственную работоспособность учащихся 9 1
Отмечаете ли Вы уменьшение волнения у детей при проведении контрольных работ 9 1
Отмечаете ли, Вы улучшение качества выполнения учебных работ 8 2
Отмечаете ли Вы повышение у детей способности концентрировать внимание 8 2
Улучшилась ли успеваемость учащихся 9 1
Нравится ли учащимся выполнять предложенные упражнения 10 -
Считаете ли Вы. что в целом гимнастика БД оказывает положительное влияние на учебную деятельность учащихся и использование этого метода целесообразно продолжить 10 -
Дополнительно учителя могли в произвольной форме охарактеризовать влияние кинезиологических воздействий на учащихся. Были отмечены следующие эффекты кинезиологического воздействия: собранность учащихся, меньшая утомляемость, повышение мотивации обучения, положительный настрой на выполнение учебных заданий, уверенность, активность на уроке.
Выводы.
1. Кинезиологические воздействия (упражнения БД) имеют как «немедленный», так и «накопленный» эффекты.
2. Среди «немедленных» эффектов - положительное влияние на динамику показателей УР в течение учебного дня; улучшение моторных возможностей кисти, что у младших школьников повышает работоспособность при выполнении наиболее утомительного для этой возрастной группы элемента учебной деятельности -письменных работ. Последнее особенно важно в связи с использованием в современной школе методики безотрывного письма, которая не соответствует возрастным и функциональным возможностям ребенка [1].
3. Систематическое использование в течение учебного года элементов образовательной кинезиологии положительно сказалось на психоэмоциональном состоянии учащихся, что проявилось в снижении уровня тревожности, в том числе учебной.
4. Прослеживалось позитивное влияние упражнений БД на динамику рубежной успеваемости.
5. Большинство респондентов-учителей положительно оценили влияние упражнений БД на учебные качества учащихся и считают целесообразным использовать эти упражнения в дальнейшем
Литература
1. Валеева Э. Р. Гигиеническое обоснование приоритетных задач по охране здоровья школьников: автореф. Дис... докт. мед. наук.- Казань, 2007.- 48 с.
2. Калинченко Е.И. Гигиеническое обоснование и оценка эффективности оздоровления обучающихся в образовательном учреждении: Автореф. дис. канд.мед. наук. -Волгоград, 2002.-22с.
3. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей.- Иркутск, 1992.-108 с.
4. .Латышевская Н.И. Гигиенические и социальные аспекты образа жизни школьников крупного промышленного города. / Давыденко Л. А., Сливина Л.П. - Волгоград, 2006. -263 с.
5. Латышевская Н.И., Сливина Л.П., Давыденко Л. А. // Матер. Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине, М., 2010.-С. 350-352.
6. .Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков: Руководство для врачей / Под ред. В.Р. Кучмы. - М., -1999.- 607 с.
7. Надеждин Д.С., Раппопорт И.К. // Гигиена и санитария. -2009.-№2.-С. 56-60.
8. Сливина Л.П. Гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков, проживающих на урбанизированных территориях: Автореф . дис. д-ра мед. наук. - Ростов-на-Дону, 2002.-48 с.
9. Сливина Л.П., Калинченко Е.И., Великопорльская М.Ю. //
«Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения». -Рязань, 2008.- С. 228-231.
10. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн Джим»: Пер. с англ.- М., 1992.52 с.
EVALUATING EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL KINESIOLOGY USAGE FOR IMPROVEMENT OF THE PRIMARY SCHOOLCHILDREN LEARNING ACTIVITY, EDUCATIONAL PROCESS
L.P. SLIVINA, YE.I. KALINCHENKO Volgograd State Medical University
The article presents studying the effect of educational kinesiology (the Brain Gym exercises) upon school progress at primary school children. Positive influence upon mental efficiency and increase of psycho-emotional state are noted. Teachers also assess favourably the effect of impression of using the Brain Gym exercises upon the educational process.
Key words: kinesiology, Brain Gym exercise, mental efficiency, anxiety, progress.
УДК 301:616.31
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЕЙНОГО СТОМАТОЛОГА ПО ДАННЫМ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Е.И. ГУБАНОВА, С.А. КОТАНИДИ*
Выявлены региональные потребности в получении стоматологической помощи жителей г. Волгограда и Волгоградской области у семейного врача-стоматолога. Эксплицирован социальный статус семейного стоматолога. Определены правовые и социально-экономические факторы, препятствующие предоставлению стоматологических услуг семейным стоматологом.
Ключевые слова: семейный стоматолог, Волгоград, Волгоградская область.
В системе здравоохранения за границей, начиная с 50-х годов XX в., ведущая роль отводится семейной медицине. В настоящее время в большей части стран за рубежом лечебно-профилактическая стоматологическая помощь оказывается в 8085% случаев специалистами общей практики и только в 15-20% -узкими специалистами. Семейный принцип в организации стоматологической помощи населению является новым подходом в Российской Федерации. В 2008 г. издан приказ «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» от 11.03.2008 г. №112н, в котором вводится специальность «стоматология общей практики». Внедрение системы семейной стоматологии позволит реализовать потребность части населения в постоянном наблюдении у одного врача-стоматолога. Важнейшей причиной торможения в развитии института врача-стоматолога общей (семейной) практики является отсутствие в стране концепции его внедрения. Сильное влияние на указанный процесс оказывает и отсутствие должного инструктивно-методического сопровождения процесса реформирования оказания стоматологической помощи.
Установлено, что наиболее высокая эффективность комплекса профилактических мероприятий в семьях, которые получают постоянную помощь по программе семейного врача-стоматолога и психолога. Формирование стоматологического здоровья через семью позволяет создать модель работы семейного врача. Доказано, что модель развития стоматологической помощи по семейному принципу может стать наиболее эффективной и экономически выгодной формой в современных экономических условиях [1].
В Российской Федерации отсутствие полностью разработанных технологических моделей общей (семейной) врачебной практики в стоматологии сдерживает ее распространение, поэтому необходима усиленная подготовительная работа с различными контингентами населения. Все вышеизложенное позволило считать данную тему актуальной и послужило мотивом к проведению настоящего исследования.
* ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Кафедра патологической физиологии, 400131, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1, e-mail: [email protected]