Научная статья на тему 'Результаты мониторинга зрительных функций учащихся с миопией и спазмом аккомодации в школе санаторного типа'

Результаты мониторинга зрительных функций учащихся с миопией и спазмом аккомодации в школе санаторного типа Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
144
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИОПИЯ / ШКОЛА САНАТОРНОГО ТИПА / КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / MYOPIA / A SANATORIUM TYPE SCHOOL / COMPLEX TREATMENT

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Адельшина Надия Анверовна

Было изучено влияние факторов школьной среды и организации учебного процесса на состояние зрительных функций учащихся с миопией и спазмом аккомодации в школе санаторного типа. Миопия является наиболее распространенной причиной снижения зрения у школьников. Отмечена эффективность комплексного лечения миопии и спазма аккомодации в условиях школы санаторного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF VISUAL FUNCTIONS MONITORING IN MYOPIC PUPILS AND AN ACCOMMODATION SPASM AT A SANATORIUM TYPE SCHOOL

We studied the influence of factors of the school environment and the organisation of educational process on the condition of visual functions in pupils with myopia and an accommodation spasm at a sanatorium type school. Myopia is the most widespread cause of vision impairment in schoolchildren. Efficiency of complex treatment of myopia and the spasm of accommodation in the conditions of a sanatorium type school is noted

Текст научной работы на тему «Результаты мониторинга зрительных функций учащихся с миопией и спазмом аккомодации в школе санаторного типа»

[¡К^ззшщЖ

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ежеквартальный научно-практическии журнал

Главный редактор

B. И. Петров, академик РАМН Зам. главного редактора

М. Е. Стаценко, профессор

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

А. Р Бабаева, профессор А. Г. Бебуришвили, профессор

A. А. Воробьев, профессор

C. В. Дмитриенко, профессор

B. В. Жура, доцент

М. Ю. Капитонова, профессор (научный редактор)

C. В. Клаучек, профессор

Н. И. Латышевская, профессор В. Б. Мандриков, профессор И. А. Петрова, профессор

B. И. Сабанов, профессор Л. В. Ткаченко, профессор

C. В. Туркина (ответственный секретарь)

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

А. Б. Зборовский, академик РАМН (Волгоград)

Н. Н. Седова, профессор (Волгоград)

A. А. Спасов, чл.-кор. РАМН (Волгоград)

B. П. Туманов, профессор (Москва)

Г. П. Котельников, академик РАМН (Самара)

П. В. Глыбочко, чл.-кор. РАМН (Москва)

В. А. Батурин, профессор (Ставрополь)

3 (35)

ИЮЛЬ-СЕНТЯБРЬ 2010

vox

AUDITA LATET, LITTERA SCRIPTA MANET

ИЗДАТЕЛЬСТВО ВОЛГМУ

9771994948340

УДК 617.751-07:362.13

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ С МИОПИЕЙ И СПАЗМОМ АККОМОДАЦИИ В ШКОЛЕ САНАТОРНОГО ТИПА

Н. А. Адельшина

Кафедра офтальмологии ВолГМУ

Было изучено влияние факторов школьной среды и организации учебного процесса на состояние зрительных функций учащихся с миопией и спазмом аккомодации в школе санаторного типа. Миопия является наиболее распространенной причиной снижения зрения у школьников. Отмечена эффективность комплексного лечения миопии и спазма аккомодации в условиях школы санаторного типа.

Ключевые слова: миопия, школа санаторного типа, комплексное лечение.

RESULTS OF VISUAL FUNCTIONS MONITORING IN MYOPIC PUPILS AND AN ACCOMMODATION SPASM AT A SANATORIUM TYPE SCHOOL

N. A. Adelshina

We studied the influence of factors of the school environment and the organisation of educational process on the condition of visual functions in pupils with myopia and an accommodation spasm at a sanatorium type school. Myopia is the most widespread cause of vision impairment in schoolchildren. Efficiency of complex treatment of myopia and the spasm of accommodation in the conditions of a sanatorium type school is noted.

Key word: myopia, a sanatorium type school, complex treatment.

В настоящее время миопия является актуальной медицинской и социальной проблемой, что обусловлено ее широким распространением [1, 2]. Так, по данным Волгоградского областного медицинского информационно-аналитического центра, заболеваемость миопией в детском возрасте за 2008 г. в Волгоградской области составила 10648 чел. В последние годы распространение миопии имеет тенденцию к росту [2, 4]. В этой связи приобретает большое значение реализация системы охраны зрения в организованных детских коллективах, что регламентируется приказом МЗ РФ от 04.04.2003 г. № 139 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений». Одним из примеров эффективной работы в этом направлении может стать организация учебного процесса в средней школе санаторного типа.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 (СОШ № 31) функционирует в Красноармейском районе Волгограда. Целью создания школы санаторного типа стало обеспечение учащимся, страдающим разнообразными отклонениями в здоровье (бронхиальной астмой, нарушениями функции почек и желудочно-кишечного тракта, нейроциркуляторной дистонией, патологией органа зрения) щадящих санитарно-гигиенических, психологических, дидактических условий обучения. Педагогический коллектив представлен высококвалифицированными учителями, тифлопедагогами, логопедами, психологами. В штате школы врачи-педиатры, офтальмолог, невролог, отоларинголог, физиотерапевт, стоматолог, врач ЛФК, другие

специалисты. В составе медицинского блока работает кабинет офтальмолога, оснащенный необходимой лечебно-диагностической аппаратурой.

Влияние факторов школьной среды и организации учебного процесса на состояние зрения учеников отмечается многими авторами [1,3]. В этой связи администрацией и педагогическим коллективом СОШ № 31 обеспечено:

1. Индивидуальный подбор мебели с учетом роста ученика.

2. Обеспечение необходимого уровня освещенности в классах.

3. Рассаживание учеников по рабочим местам с учетом рекомендаций врача-офтальмолога.

4. Чередование во время уроков периодов зрительной нагрузки с периодами зрительной релаксации.

5. Проведение во время уроков зрительной гимнастики с использованием элементов тренировки аккомодации.

6. Использование в ходе урока метода «динамических поз», исключающего длительное пребывание ученика в моторнозакрепощенном статичном положении [1].

Все эти мероприятия были направлены на решение общей задачи — сохранение и улучшение зрения школьников.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучение распространенности миопии и спазма аккомодации среди учащихся и анализ результатов комплексного лечения этих состояний в условиях школы санаторного типа.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для реализации цели настоящего исследования был проведен мониторинг состояния зрительных функций учащихся в СОШ № 31 санаторного типа.

Непосредственный сбор первичной информации, назначение лечения и анализ его эффективности были осуществлены автором. Обработка и интерпретация данных осуществлялась методами анализа частотных распределений и таблиц сопряжения. Расчеты проводились в программе MS Excel. Использованные методы обработки и анализа данных были адекватны целям проекта и позволили решить поставленные задачи исследования.

Комплекс офтальмологического обследования включал в себя: визометрию с оптической коррекцией и без нее, биомикроскопию, офтальмоскопию, определение рефракции методом скиаскопии, исследование запаса аккомодации.

Комплекс лечебных мероприятий, положительным образом влияющих как на общее состояние организма ребенка, так и на орган зрения в частности (гемодинамику глаз, фоторецепторный аппарат сетчатки, аккомодацию), включал в себя:

1. Соблюдение режима зрительной нагрузки, создающего условия для правильной работы всех структур глаза и сдерживающее появление зрительного утомления.

2. Включенные в распорядок дня прогулки на свежем воздухе, послеобеденный сон, ЛФК, сбалансированное трехразовое питание, улучшающее общее состояние детей.

3. Медикаментозное лечение: прием витаминов групп А, В, С, препаратов кальция, оказывающих общеукрепляющее и склероукрепляющее действие, инстилляции фенилэфрина 2,5 % (препарат «Ирифрин 2,5 %») для расслабления аккомодации [5].

4. Сеансы магнитотерапии для улучшения микроциркуляции и трофики цилиарной мышцы, сеансы лазерстимуляции для активизации деятельности фоторецепторов.

5. Тренировки аккомодации на офтальмологическом тренажере по методике Аветисова-Мац с целью увеличения резервов аккомодации.

6. Компьютерную программу «RELAX», оказывающую нормализующее влияние на аккомодацию путем вывода ее из фиксированного напряженного состояния.

Этот комплекс лечебных мероприятий проводился пациентам исследуемой группы в течение учебного года.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В 2007/08 учебном году в школе обучалось 227 человек. Нарушение зрения выявлено у 134 учеников, из них у 40 человек — миопия и спазм аккомо-

дации, то есть у 18 % от общего числа учащихся. Все они постоянно находились под наблюдением офтальмолога и были включены в исследуемую группу. В результате анализа половозрастной структуры этой группы детей получены следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Половозрастной состав группы учащихся с миопией и спазмом аккомодации

Возраст, (лет) Мальчики Девочки Всего

7-9 3 10 13

10-15 4 7 11

16-17 5 1 16

Всего 12 28 40

Структура близорукости: спазм аккомодации (ложная миопия) выявлен у 20 % учеников (8 чел.), миопия слабой степени — у 62,5 % (25 чел.), миопия средней степени — у 10 % (4 чел.) и миопия высокой степени — у 7,5 % (3 чел.) (рис.).

миопия слабой степени 62,5%

миопия средней степени 10 %

аккомодации (ложная миопия) 20 %

миопия высокой степени

7,5 %

Рис. Структура миопии среди учащихся СОШ № 31

Результаты проведенного анализа согласуются с данными других авторов о распространенности близорукости у лиц школьного возраста [4, 5].

После проведения комплекса лечебных мероприятий у пациентов во всех подгруппах была отмечена положительная динамика со стороны исследованных зрительных функций: повышение некорригиро-ванной и корригированной остроты зрения, увеличение запаса относительной аккомодации. Наибольшая эффективность достигнута у школьников со спазмом аккомодации и миопией слабой степени (табл. 2, 3).

Таблица 2

Динамика зрительных функций у школьников со спазмом аккомодации и миопией слабой степени

Показатели Школьники со спазмом аккомодации Школьники с миопией слабой степени

В начале учебного года (до лечения) В конце учебного года (после лечения) В начале учебного года (до лечения) В конце учебного года (после лечения)

Некорриги рованная острота зрения, ед. 0,56 ± 0,04 0,70 ± 0,04 0,42 ± 0,03 0,63 ± 0,02

Острота зрения с оптимальной коррекцией, ед. 0,97 ± 0,03 0,99 ± 0.04 0,73 ± 0,04 0,91 ± 0,03

Запас относительной аккомодации, Д 2,60 ± 0,04 4,60 ± 0,03 2,70 ± 0,03 4,20 ± 0,04

44

Выпуск 3 (35). 2010

Таблица 3

Динамика зрительных функций у школьников с миопией средней и высокой степени

Показатели Школьники с миопией средней степени Школьники с миопией высокой степени

В начале учебного года (до лечения) В конце учебного года (после лечения) В начале учебного года (до лечения) В конце учебного года (после лечения)

Некорригированная острота зрения, ед. 0,21 ± 0,02 0,30 ± 0,03 0,11 ± 0,03 0,19 ± 0,02

Острота зрения с оптимальной коррекцией, ед. 0,71 ± 0,03 0,89 ± 0,04 0,68 ± 0,04 0,78 ± 0,03

Запас относительной аккомодации, Д 2,90 ± 0,04 3,60 ± 0,04 2,70 ± 0,03 3,90 ± 0,04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленные данные являются статистически достоверными (p < 0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. По нашим наблюдениям, миопия является основной причиной снижения зрения у школьников, чаще встречается у девочек, больше представлена миопией слабой степени, максимальное число пациентов — старшеклассники и учащиеся начальных классов.

2. В условиях соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса, регулярного наблюдения, адекватной терапии, совместной работы педагогического и медицинского персонала средней школы № 31 санаторного типа, в группе школьников, страдающих миопией и спазмом аккомодации, удалось достичь стабилизации и улучшения зрительных функций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Латышевская Н. И., Сливина Л. П., Давыденко Л. А., Калиниченко Е. И. Профилактика и выявление нарушений зрения у детей: Учебное пособие для врачей. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2007. — 56 с.

2. Нефедовская Л. В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. — М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008. — 240 с.

3. Обрубов С. А, Делягин В. М., Демидова М. Ю., Уча-ева Н. С. Близорукость детей школьного возраста как педиатрическая проблема. Материалы научно-практической конференции «Детская офтальмология: итоги и перспективы». — М.: Изд-во «Лесарарт», 2006. — С. 225—228.

4. Петухов В. М., Медведев А. В. Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости в условиях современного школьного процесса и ее профилактика: Учебно-методическое пособие для врачей. — Самара: ООО «Офорт»; ГОУ ВПО «СамГМУ», 2005. — 32 с.

5. Сидоренко Е. И., Маркова Е. Ю., Калинина А. В. // Российская педиатрическая офтальмология. — 2007.— № 1 — С. 24—27.

Контактная информация:

Адельшина Надия Анверовна — аспирант кафедры офтальмологии ВолГМУ врач микрохирургического отделения глаза (детского) ГУЗ «Волгоградская областная клиническая больница №1», e-mail: nadadel@mail.ru

Адельшина Н. А.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ С МИОПИЕЙ И СПАЗМОМ АККОМОДАЦИИ В ШКОЛЕ САНАТОРНОГО ТИПА 43

Стрельцова Е. В., Калмыкова А. С.

АНАЛИЗ ФЕНОТИПИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ СИНДРОМА ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ У ДЕТЕЙ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ 46

Смирнова О. В., Манчук В. Т., Савченко А. А.

СОСТОЯНИЕ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СТАТУСА ЛИМФОЦИТОВ КРОВИ БОЛЬНЫХ ОСТРЫМ НЕЛИМФОБЛАСТНЫМ ЛЕЙКОЗОМ 49

Покровский М. В., Кочкаров В. И., Покровская Т. Г, Артюшкова Е. Б., Пашин Е. Н., Даниленко Л. М., Корокин М. В., Белоус А. С., Малыхин В. А.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭНДОТЕЛИОПРОТЕКТИВНЫХ ЭФФЕКТОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НА МОДЕЛИ L-NAME-ИНДУЦИРОВАННОГО ДЕФИЦИТА ОКСИДА АЗОТА 52

Барулин А. Е., Рыбак В. А., Курушина О. В., Саранов А. А. ВЫЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ЛОКОМОТОРНОЙ СФЕРЕ ПРИ ОСТРОЙ БОЛИ В НИЖНЕЙ ЧАСТИ СПИНЫ 56

Кудрин Р. А., Кочегура Т. Н.

БИОРЕЗОНАНСНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАТОРСКОЙ РАБОТЫ ПРИ РАЗЛИЧНОМ УРОВНЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 59

Гумилевский Б. Ю., Гумилевская О. П.

АЛЛЕЛЬНЫЙ ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНОВ ЦИТОКИНОВ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ОТТОРЖЕНИИ РЕНАЛЬНОГО ТРАНСПЛАНТАТА 62

Толкач А. Б., Мороз В. В., Долгих В. Т. ВЛИЯНИЕ ПЛАЗМАФЕРЕЗА НА ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У БОЛЬНЫХ С АБДОМИНАЛЬНЫМ СЕПСИСОМ 65

Зборовский А. Б., Заводовский Б. В., Никитина Н. В., Яшина Ю. В., Будкова Е. В., Доронина И. В., Павлова А. Б., Зборовская И. А.

КЛИНИКО-ПАТОГЕНЕТИЧЕКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЛИПИДНОГО ОБМЕНА У БОЛЬНЫХ С ОСТЕОАРТРОЗОМ 69

Парамонова О. В., Гонтарь И. П., Александров А. В., Романов А. И.

КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТИТЕЛ К ТИРЕОИДНЫМ ГОРМОНАМ У БОЛЬНЫХ РЕВМАТОИДНЫМ АРТРИТОМ 72

Сонис А. Г.

ВЛИЯНИЕ ГРАВИТАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ НА РЕГИОНАРНОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ У ПАЦИЕНТОВ С ОСТЕОМИЕЛИТОМ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ 76

Романчук Е. В.

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС И ЭФФЕКТИВНОСТЬ САНАЦИИ ПОЛОСТИ РТА У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА 80

Ипполитова Л. И., Логвинова И. И., Коротких И. Н. ОСОБЕННОСТИ ПОСТНАТАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ ПУТЕМ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ 84

Лопухова В. А., Тарасенко И. В.

ФАРМАКОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ У БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ И ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЁГКИХ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ 87

Adelshina N. A.

RESULTS OF VISUAL FUNCTIONS MONITORING

IN MYOPIC PUPILS AND AN ACCOMMODATION SPASM

AT A SANATORIUM TYPE SCHOOL 43

Streltsova E. V., Kalmykova A. S.

THE PHENE ANALYSIS OF CONNECTIVE TISSUE

DYSPLASIA SYNDROME IN CHILDREN

AND THEIR RELATIVES 46

Smirnova O. V., Manchuk V. T, Savchenko A. A.

THE STATE OF METABOLIC STATUS OF LYMPHOCYTES IN THE BLOOD OF PATIENTS WITH ACUTE

ALYMPHOBLASTIC LEUKEMIA 49

Pokrovskiy M. V., Kochkarov V. I., Pokrovskaia T. G., Artiushkova E. B., Pashin E. N., Danilenko L. M., Korokin M. V., Belous A. S., Malyhin V. A.

STUDY OF ENDOTHELIOPROTECTIVE EFFECTS OF DIFFERENT DRUG GROUPS ON MODELS OF L-NAME-INDUCED DEFICIENCY OF NITROGEN OXIDE 52

Barulin A. E., Rybak V. A, Kurushina O. V., Saranov A. A.

DETERMINATION OF FUNCTIONAL CHANGES OF LOCOMOTOR SYSTEM

IN ACUTE LOW BACK PAIN 56

Kudrin R. A., Kochegura T. N. BIORESONANCE CORRECTION OF OPERATORS WORK EFFICIENCY AT

DIFFERENT EMOTIONAL INTELLIGENCE LEVELS 59

Gumilevskiy B. Y., Gumilevskaya O. P.

ALLELIC POLYMORPHISM OF CYTOKINE GENES IN CHRONIC RENAL TRANSPLANT REJECTION

Tolkach A. B., Moroz V. V., Dolgih V. T. PLASMAPHERESIS EFFECT ON VALUES OF CENTRAL HAEMODYNAMICS IN PATIENTS WITH ABDOMINAL SEPSIS

Zborovsky A. B., Zavodovsky B. V., Nikitina N. V., lashina Y. V., Budkova E. V., Doronina I. V., Pavlova A. B., Zborovskaia I. A.

CLINICAL AND PATHOGENETIC IMPORTANCE OF LIPID METABOLISM DISTURBANCE IN OSTEOARTHRITIC PATIENTS

Paramonova O. V., Gontar I. P., Alexandrov A. V., Romanov A. I.

CLINICAL AND DIAGNOSTIC VALUE OF EVALUATION OF ANTIBODIES TO THYROID HORMONES IN PATIENTS WITH RHEUMATOID ARTHRITIS

Sonis A. G.

THE INFLUENCE OF GRAVITATIONAL THERAPY ON REGIONAL BLOOD CIRCULATION IN PATIENTS WITH OSTEOMYELITIS OF THE LOWER EXTREMITIES

Romanchuk E. V.

ORAL HEALTH AND EFFECTIVENESS

OF DENTAL TREATMENT IN PRIMARY

SCHOOLCHILDREN

Ippolitova L. I., Logvinova I. I., Korotkikh I. N. THE PECULIARITIES OF POSTNATAL ADAPTATION AND FEEDING OF INFANTS BORN BY CESAREAN SECTION

Lopukhova V. A., Tarasenko I. V.

PHARMACOEPIDEMIOLOGICAL STUDY OF MEDICATIONS CONSUMPTION BY PATIENTS WITH BRONCHIAL ASTHMA AND CHRONIC OBSTRUCTIVE PULMONARY DISEASE AT THE INPATIENTS DEPARTMENT

62

65

69

72

76

80

84

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.