Научная статья на тему 'Угрозы правовой безопасности фармацевтических организаций'

Угрозы правовой безопасности фармацевтических организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
761
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УГРОЗЫ ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / PHARMACEUTICAL ORGANIZATIONS / MENACES OF LEGAL SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Д. А.

Сформулировано определение правовой безопасности фармацевтических организаций. Выявлены основные внешние и внутренние факторы угроз правовой безопасности, проведена экспертная оценка их значимости, рассчитаны числовые значения весовых коэффициентов факторов угроз. Предложена система количественной оценки угроз правовой безопасности с помощью расчета оценочного показателя на основе метода взвешенной суммы оценок критериев с точечным оцениванием весов. Разработана применимая в практике фармацевтических организаций концепция принятия управленческих решений по предотвращению угроз правовой безопасности на основе принципа субсидиарности и теории нечетких множеств. Концепция реализована с помощью программы для ЭВМ «Угрозы фармацевтической экономической безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENANCES OF LEGAL SAFETY OF THE PHARMACEUTICAL ORGANIZATIONS

The definition of legal safety of pharmaceutical organizations is formulated. Principle external and internal factors of menaces of legal safety are revealed; the expert assessment of their significance is carried out; the numerical value of menace factor weight coefficients is calculated. The system of quantitative assessment of legal safety menaces by means of evaluative index on the basis of the method of the weighed sum of criteria assessments with point wise estimation of balances is offered. The concept of acceptance of administrative solutions on preventing menaces of legal safety on the basis of the subsidiary principle and the theory of fuzzy sets applicable in practice of the pharmaceutical organizations is developed. The concept has been realized by means of computer software "Menaces of pharmaceutical economic safety".

Текст научной работы на тему «Угрозы правовой безопасности фармацевтических организаций»

ственно) и болезней эндокринной системы (14,8% и 16,6%, соответственно). В 2007 году первичная заболеваемость была наиболее высокой для болезней эндокринной системы (23,8%), мочеполовой системы (20,3%) и системы кровообращений (17,7%). В 2009 году первичная заболеваемость была выше для болезней кровообращения (20,3%), мочеполовой системы (18,6%), заболеваний глаз (17,6%) и эндокринной системы (17,3%). В 2007 году на поздней стадии с большей распространенностью выявлялись болезни кровообращения (22,8%), мочеполовой системы (21,1%) и глазная патология (13,2%). В 2009 году среди заболеваний на поздней стадии с большей частотой выявлялись болезни эндокринной системы (18,5%), мочеполовой системы (18,2%) и заболевания глаз (16,1%). Обращает на себя внимание факт высокой встречаемости болезней кровообращения среди пациентов, которые после ДД в 2009 году были взяты на диспансерной наблюдение (31,6%), а также высокая выявляемость заболеваний кровообращения в течение 6 месяцев после ДД (30,8%) в этом же году.

Таким образом, анализ результатов ДД выявил стабильно высокую распространенность среди работников бюджетной сферы болезней системы кровообращения, мочеполовой системы, глазной патологии, заболеваний эндокринной системы. Реализация программы ДД ставит вопрос о переходе государственных и муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений на новые методики массовых медицинских осмотров, об изменениях нормативной базы и совершенствовании статистической информации. С учетом многолетнего отхода от принципов профилактической медицины при планировании проведения ДД в масштабах области следует также учитывать материально-технические, финансовые и кадровые возможности. Введение активной диспансеризации должно привести к снижению показателей смертности и инвалидности населения, снижению экономических потерь за счет восстановления трудового потенциала страны, так как затраты на лечение в 14 раз превышают затраты на профилактическую работу.

Выводы.

1. Проведение ДД работающего населения является необходимой мерой для систематического контроля за состоянием здоровья граждан.

2. По итогам ДД в Ростовской области в 2009 г. практически здоровыми признаются 25,8% обследованных лиц (I группа); имеют риск развития заболевания - 11,6% (II группа); нуждаются в дополнительном обследовании и лечении в амбулаторных условиях - 46,1% (III группа); нуждаются в стационарном обследовании и лечении - 1% (IV группа); нуждаются в высокотехнологичной медицинской помощи - 0,03% работающих в бюджетных организациях граждан (V группа).

3. В Ростовской области при ДД работающего населения стабильно отмечается высокая распространенность болезней системы кровообращения, патология глаз и заболевания эндокринной системы.

Литература

1. Алексеева, В.М. Правовые основы дополнительной диспансеризации работающего населения в рамках Национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения / Алексеева

B.М., Шастин И.В. // Медицинское право.- 2007.- №4 (20).- С.6-9.

2. Алексеева, С.В. Дополнительная диспансеризация работающего населения как способ выявления факторов риска и ранних стадий сердечно-сосудистых заболеваний / С.В. Алексеева, О.Ю. Кореннова // Российские медицинские вести.- 2009.- № 3.-

C. 56-61.

3. Головин, С.В. Алгоритмизация рационального управления дополнительной диспансеризации при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» Воронежской области на основе прогнозирования / Головин С.В. // Вестник Воронежского государственного технического университета.- 2009.- Т.5.-№3.- С. 148-154.

4. Деларю, В.В. Отношение населения к эффективности и правовому полю дополнительной диспансеризации / Деларю В.В., Свердлин Д.С., Ковалёва М.Д. // Философия права.- 2009.-№ 5.- 0,45 п. л.

THE EFFECTIVENESS OF ADDITIONAL EXAMINATIONS OF PUBLIC-SECTOR WORKERS IN THE ROSTOV REGION

T.YU. BYKOVSKAYA Rostov Region Ministry of Health

The article presents the efficiency analysis of additional examination of budgetary workers in the Rostov region. It was revealed that in the Rostov region in 2009 25,8% of surveyed budgetary persons were recognized as practically healthy; 11,6% had a risk of disease developing; 46,1% needed further examination and treatment in the outpatient setting; 1% required inpatient examination and treatment; 0,03% required high-tech health care. Among the working population a high prevalence of cardiovascular diseases, pathology of the eye and endocrine diseases is stable there is.

Key words: the Rostov region, additional clinical examination, efficiency.

УДК 615.1:614.27.008.2:33]:517

УГРОЗЫ ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Д.А. КУЗНЕЦОВ*

Сформулировано определение правовой безопасности фармацевтических организаций. Выявлены основные внешние и внутренние факторы угроз правовой безопасности, проведена экспертная оценка их значимости, рассчитаны числовые значения весовых коэффициентов факторов угроз. Предложена система количественной оценки угроз правовой безопасности с помощью расчета оценочного показателя на основе метода взвешенной суммы оценок критериев с точечным оцениванием весов. Разработана применимая в практике фармацевтических организаций концепция принятия управленческих решений по предотвращению угроз правовой безопасности на основе принципа субсидиарности и теории нечетких множеств. Концепция реализована с помощью программы для ЭВМ «Угрозы фармацевтической экономической безопасности». Ключевые слова: фармацевтические организации, угрозы правовой безопасности.

Целесообразность изучения и анализа угроз правовой безопасности фармацевтических организаций продиктована необходимостью оптимизации и совершенствования всестороннего правового обеспечения фармацевтической деятельности, соблюдением организацией и её персоналом современного действующего законодательства в области медицины и фармации. Угрозы политико-правовой безопасности фармацевтической организации представляют собой явления и процессы, отрицательно влияющие на её экономическое состояние, ограничивающие развитие и ущемляющие корпоративные интересы за счет политико-правовой составляющей экономической безопасности. По этому представляется актуальной необходимость разработки подходов к анализу и оценке угроз правовой безопасности; подготовке и реализации комплексных управленческих решений по защите корпоративных правовых интересов фармацевтической организации [1-4].

Цель исследования - выявить основные факторы угроз правовой безопасности, установить их значимость, предложить систему количественной оценки уровня угроз правовой безопасности фармацевтической организации; разработать матрицу управленческих решений по противодействию угрозам правовой безопасности фармацевтических организаций.

Материалы и методы исследования. Методы теории нечетких множеств, методы анкетирования, интервьюирования, коллективных экспертных оценок, использовались принципы системного подхода. Объектами исследования явились оптовые и розничные фармацевтические организации: Рязанской, Московской, Тульской, Владимирской, Тамбовской областей.

Результаты и их обсуждение. На первоначальном этапе исследования было проведено интервьюирование и анкетирование фармацевтических работников. В качестве критериев отбора экспертов выступили: 1) квалификация - провизор; 2) опыт работы по специальности более 5 лет; 3) знание и опыт управленческой фармацевтической деятельности в вопросах нормативно-правового регулирования и обеспечения; 4) работа в оптовых и

* ГОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Минздравсоцразвития, кафедра управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, 9, тел.: 8 (4912) 44-43-40, e-mail: oef@pharm.rzn.ru

розничных фармацевтических организациях различных организационно-правовых форм.

Для обеспечения достоверности и объективности исследования проводился учет компетентности фармацевтических работников. Например, компетентность провизоров-экспертов определялась структурой аргументации, а также степенью знакомства с вопросами политико-правовой безопасности фармацевтической организации с помощью расчета коэффициентов аргументированности Ка, коэффициентом степени знакомства Кз, коэффициентом компетентности провизора-эксперта по вопросам угроз фармацевтической экономической безопасности Кк.ср..

В ходе исследования установлено, что значение весового коэффициента факторов угроз политико-правовой безопасности составляет ^=0,112, что подтверждает проведенное ранее исследование факторов правовой безопасности; значение весового коэффициента факторов политико-правовой безопасности составляет ^1=0,132, таким образом, значение факторов угроз правовой безопасности также располагается на пятом месте. Значимость факторов угроз политико-правовой безопасности уступают значениям факторов угроз финансовой безопасности, кадровой безопасности, информационной безопасности и технико-технологической безопасности, кроме того, превышает значения факторов угроз экологической безопасности и силовой безопасности.

При системном анализе научных исследований по проблеме факторов угроз правовой безопасности в различных отраслях экономики установлено, что на сегодняшний день установились взгляды деления на факторы угроз, как связанные с деятельностью самой организации - внутренние, так и не зависящие от нее - факторы внешней среды. Таким образом, при изучении этих двух групп факторов угроз с позиций деятельности фармацевтических организаций нами были выбраны следующие десять факторов угроз политико-правовой составляющей экономической безопасности:

• внешние: несовершенство нормативно-правовой базы фармацевтического рынка, криминализация фармацевтического рынка, низкая эффективность системы государственно-правового контроля, разница в уровне социально-экономического развития регионов, наличие административно-правовых барьеров, высокий уровень коррупции, низкая эффективность реализации социальных государственных программ. Внешние факторы угроз политико-правовой безопасности в целом определяют внешние правоотношения и характеризуют неспособность фармацевтической организации противостоять и предотвращать внешние негативные политико-правовые воздействия.

• внутренние: низкая эффективность нормативно-правового администрирования, низкая инвестиционная привлекательность, высокий уровень социальных конфликтов. Внутренние факторы угроз политико-правовой безопасности проявляются субъектами внутренней среды и реализуются внутри фармацевтической организации, в силу многообразия их действия определяют неспособность менеджмента организации адаптировать внутреннюю систему управления к изменяющимся факторам правовых угроз внешней среды.

На следующем этапе исследования нами было проведено интервьюирование фармацевтических работников с помощью специально разработанных анкет, которые включали в себя названия указанных выше десяти факторов угроз политико-правовой безопасности. Провизоры-эксперты выбирали семь наиболее значимых, по их мнению, факторов угроз, которые в дальнейшем были подвергнуты экспертной оценке. Основной задачей проведения экспертной оценки факторов угроз политико-правовой безопасности являлось определение их соотношения и значимости, расчете числовых значений весовых коэффициентов. В анкете провизоры-эксперты оценивали степень влияния угроз на политико-правовую безопасность в баллах, при этом максимально значимому, по их мнению, фактору угрозы присваивалось 7 баллов, минимально значимому фактору угрозы 1 балл. Остальные факторы угроз получали промежуточные значения. Полученные результаты использовались для расчета численных значений весовых коэффициентов факторов угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации.

Для получения достоверных результатов в исследовании использовались данные 70 провизоров-экспертов, что с точки зрения системных исследований вполне достаточно для получения достоверных результатов. Результаты исследования показали, что мнения экспертов относительно рангов факторов угроз

политико-правой безопасности имеют расхождения. В этой связи, была проведена оценка степени согласованности мнений экспертов относительно ранжирования факторов угроз правовой безопасности. В результате вычислена средняя сумма рангов всех факторов угроз политико-правой безопасности (среднее арифметическое суммы рангов факторов угроз) - 1^=280,428, 8=115830,396. Критическое значение %2(0,95)=12,6; установлено, что расчетное значение %2=355,944 больше критического. По этому, коэффициент конкордации W можно признать значимым. Рассчитанное значение коэффициента конкордации W=0,847, следовательно, согласованность мнений провизоров-экспертов относительно значимости факторов угроз политико-правовой безопасности можно признать высокой.

Представляет значительный практический интерес разработка системы количественной оценки степени угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации, с учетом вектора приоритета. Система количественной оценки использует в своей основе метод теории нечетких множеств и в частности -метод взвешенной суммы оценок критериев с точечным оцениванием весов. Преимущество данного метода заключается в логическом упорядочении вариантов решения многокритериальной задачи определения степени угрозы политико-правовой безопасности.

С этой целью нами предлагается производить расчет Р -оценочного показателя факторов угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации по формуле:

Р = Р1V + Р2 V + Р3 V + Р4^4 + Рз^рз + Рб^рб + Р7 V, где, Р1 - несовершенство нормативно-правовой базы фармацевтического рынка, направленность вектора приоритета в сторону снижения уровня несовершенства нормативно-правовой базы фармацевтического рынка по шкале оценки угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации; ^ -весовой коэффициент несовершенства нормативно-правовой базы фармацевтического рынка, численное значение ^1=0,236; Р2 - криминализация фармацевтического рынка, направленность вектора приоритета в сторону снижения уровня криминализации фармацевтического рынка по шкале оценки угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации, большему значению фактора угрозы соответствует большее значение градации (безразмерной численной характеристики); Хр2 - весовой коэффициент криминализации фармацевтического рынка, численное значение Хр2=0,069; Р3 - низкая эффективность системы государственно-правового контроля, направленность вектора приоритета в сторону повышения эффективности системы государственно-правового контроля по шкале оценки угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации, большему значению фактора угрозы соответствует большее значение градации (безразмерной численной характеристики); Хр3 - весовой коэффициент эффективности системы государственно-правового контроля, численное значение Хр3=0,049; Р4 - низкая эффективность нормативно-правового администрирования, направленность вектора приоритета в сторону повышения эффективности нормативно-правового администрирования по шкале оценки угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации, большему значению фактора угрозы соответствует большее значение градации (безразмерной численной характеристики); Хр4 - весовой коэффициент эффективности нормативно-правового администрирования, численное значение Хр4=0,211; Р5 - низкая инвестиционная привлекательность, направленность вектора приоритета в сторону повышения уровня инвестиционной привлекательности по шкале оценки угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации, большему значению фактора угрозы соответствует большее значение градации (безразмерной численной характеристики); Хр5 -весовой коэффициент уровня инвестиционной привлекательности, численное значение Хр5=0,113; Р6 - высокий уровень коррупции, направленность вектора приоритета в сторону снижения уровня коррупции по шкале оценки угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации, большему значению фактора угрозы соответствует большее значение градации (безразмерной численной характеристики); Хр6 - весовой коэффициент уровня коррупции, численное значение Хр6 = 0,138; Р7 -низкая эффективность реализации социальных государственных программ, направленность вектора приоритета в сторону повышения эффективности реализации социальных государственных программ по шкале оценки угроз политико-правовой безопасно-

сти фармацевтической организации, большему значению фактора угрозы соответствует большее значение градации (безразмерной численной характеристики); Хр7 - весовой коэффициент эффективности реализации социальных государственных программ, численное значение Хр7 =0,184.

В связи с требованиями теории нечетких множеств, а также с общим порядком нормирования, сумма числовых значений весовых коэффициентов оценочного показателя факторов угроз политико-правовой безопасности равна единице, числовые значения, а также соотношение факторов угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации представлены на рис. 1.

Рис.1. Числовые значения факторов угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации.

Для практической фармацевтической деятельности представляет обоснованный интерес предлагаемая нами система количественной оценки факторов угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации. Система оценки представляет собой расчет числового значения показателя Р - оценочного показателя факторов угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации. Предложенное нами правило оценки означает, что меньшему численному значению показателя Р соответствует меньшая степень угрозы политико-правовой безопасности фармацевтической организации. В ходе проведенного исследования установлена направленность вектора приоритета по каждому фактору угрозы, а также вектора приоритета оценочного показателя факторов угроз политико-правовой безопасности. Значения весовых коэффициентов и направленность векторов приоритета факторов угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации представлены в табл. 1.

Методологический подход по оценке факторов угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации, разработанный и внедренный нами в ряд аптечных учреждений, предполагает нормирование значения безразмерной численной характеристики Р^7 по вербально-числовой шкале Харрингтона. Установлено, что использовать вербально-числовую шкалу Хар-рингтона в первоначальном виде не представляется возможным. В этой связи, шкала Харрингтона была адаптирована для оценки угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации (табл. 1).

Таблица 1

Шкала оценки угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации

Градация Оценка в % Количественная оценка степени угрозы политико-правовой безопасности фармацевтической организации

1 0-10 Очень низкая степень угрозы политико-правовой безопасности фармацевтической организации.

2 10-25 Низкая степень угрозы политико-правовой безопасности фармацевтической организации.

3 25-40 Степень угрозы политико-правовой безопасности фармацевтической организации ниже среднего.

4 40-55 Средняя степень угрозы политико-правовой безопасности фармацевтической организации.

5 55-70 Высокая степень угрозы политико-правовой безопасности фармацевтической организации.

6 70-85 Высочайшая степень угрозы политико-правовой безопасности фармацевтической организации.

7 85-100 Максимально высокая степень угрозы политико-правовой безопасности фарм. организации.

В результате проведенного исследования определена направленность вектора приоритета факторов угроз политико-правовой безопасности - в сторону снижения. Меньшему числовому значению факторов угроз соответствует меньшее значение градации (безразмерной численной характеристики) по Шкале оценки угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации. Разработана матрица управленческих решений по предотвращению угроз правовой безопасности фармацевтической организации (табл. 2), включающая основные факторы угроз безопасности и управленческие решения противодействия угрозам.

Таблица 2

Матрица управленческих решений по предотвращению угроз правовой безопасности фармацевтической организации

Уровни правовой безопасности

Факторы угроз правовой безопасности

1. Несовершенство нормативно-правовой базы фармацевтического рынка.

2. Низкая эффективность нормативно-правового администрирования.

3. Низкая эффективность реализации социальных государственных программ.

4. Высокий уровень коррупции.

5. Низкая инвестиционная привлекатель-

6. Криминализация фармацевтического рынка.

7. Низкая эффективность системы государственно-правового контроля.

уровень:

собственники, учредители, акционеры.

Финан-сирова-ние мер оптимизации нормативно-правовой базы.

Преодоление админи-стратив-

ных барьеров.

Участие в госу-дарственно-частном партнерстве социальных программ.

Использование менталитета неприятия коррупции.

Финан-сирова-

ние эффективных проектов.

Противодействие рейдер-

ским захватам.

Внесение предложений повышения эффективности государственно-го кон-^рол^^

2

уровень:

топ-менеджмент, дирекция.

ботка локальных правовых

актов и документов.

Повышение эффективности взаимодействия

с гос. органами управления.

Внесение предложений повышения эффективности государственных программ.

Противодействие коррупционным схемам.

Повышение инвестиционной привле-катель-ности.

Создание службы собственной безопасности.

Внедрение системы менеджмента качества.

3

уровень:

фарма-цевтиче-

ский персонал.

Повышение квалификации и уровня правовой грамотности персонала.

Личное участие в осуществлении мероприятий.

Эффективное участие в государственных социальных программах.

Личное участие в антикор-рупцион-ных меро-прияти-ях.

Повышение производитель-ности труда персонала.

Противодействие криминальным посяга-тельст-вам.

Личная ответственность персонала за фарм. деятельность.

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровень:

организация бизнес-процессов.

Использование передового международного опыта и стандартов.

Оптимизация внутри-фирменного управления.

Внедрение компенсаторно-го механизма при реализации гос. программ.

Разработка мер противодействия коррупционным воздействиям.

Эффективное бизнес-планирование.

Внедрение современных охранных систем.

контроль бизнес-процессов.

5

уровень:

текущая фарма-цевтиче-

ская деятельность

Внесение предложений по

совершенство-ванию фарм. порядка.

Соблюдение законо-дательст-ва по фарма-цевтиче-

ской деятельности.

Предотвращение возможных отрицательных последствий.

Взаимодействие с право-охранительными органами.

Привлечение инвесторов и банковских кредитов.

Страхование фарм. деятельности от противоправных действий.

Соблюдение лицензионных требований.

6

уровень:

учет, анализ, аудит.

Учет последних измене -

ний правового регу-лирова-ния.

Аудит исполнения правовых норм.

Контроль и аудит эффективности социальных государственных программ.

Контроль, аудит антикор-рупцион-ных мероприятий.

Аудит инвестиционных

мероприятий.

Контроль, аудит антикри-миналь-ных мероприятий.

Внутренний контроль, аудит фарма-цевтиче-

ской деятельности.

С позиций принципа субсидиарности нами сформулирована концепция принятия управленческих решений по противодейст-

1

Само-

вию угрозам политико-правовой безопасности фармацевтических организаций. Особенность применения принципа субсидиарно-сти, в данном случае, заключается в том, что противодействие угрозам политико-правовой безопасности осуществляется на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне фармацевтической организации - где это оптимально, наиболее эффективно и целесообразно. Концепция реализована с помощью Матрицы управленческих решений по предотвращению угроз правовой безопасности фармацевтической организации (табл. 2), которая представляет собой таблицу, состоящую из шести столбцов (уровни правовой безопасности) и семи строк (факторы угроз правовой безопасности); на пересечениях строк и столбцов располагаются ячейки с вариантами управленческих решений по противодействию угрозам. Правило принятия решений означает, что чем левее расположен столбец и выше - строка, тем выше значимость и результативность управленческого решения противодействию угрозам правовой безопасности.

Рис.2. Экранная форма «Факторы угроз экономической безопасности Оценочный показатель: политико-правовая безопасность».

С использованием языка программирования Microsoft Visual FoxPro 6.0 разработана прикладная программа «Угрозы фармацевтической экономической безопасности», в которой воплощен методологический подход по анализу, учету и количественной оценке угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации (рис. 2. Экранная форма «Факторы угроз экономической безопасности». Оценочный показатель: политико-правовая безопасность). Программа предназначена для проведения автоматизированного моделирования, анализа и прогнозирования угроз политико-правовой безопасности фармацевтических организаций. Программа позволяет оценивать уровень угрозы политико-правовой безопасности фармацевтических организаций и аптечных сетей с использованием различных факторов; предусмотрена возможность корректировки математической модели угроз политико-правовой безопасности посредством изменения числовых значений весовых коэффициентов факторов угроз, а также корректировки самих факторов [3,4].

Выводы.

1. Сформулировано определение угрозы политико-правовой безопасности фармацевтической организации как явления и процессы, отрицательно влияющие на её экономическое состояние, ограничивающие развитие и ущемляющие корпоративные интересы за счет политико-правовой составляющей экономической безопасности.

2. В ходе анкетирования и интервьюирования фармацевтических работников установлены основные факторы угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации (внешние и внутренние факторы), проведена экспертная оценка их значимости, рассчитаны числовые значения весовых коэффициентов факторов угроз.

3. Разработана система количественной оценки угроз правовой безопасности с помощью расчета оценочного показателя факторов угроз политико-правовой безопасности фармацевтической организации; в основу системы положен метод взвешенной суммы оценок критериев с точечным оцениванием весов.

4. Установлена направленность вектора приоритета основных факторов угроз и оценочного показателя факторов угроз политико-правовой безопасности с помощью лингвистических переменных.

5. Разработана применимая в практике фармацевтических организаций и аптечных сетей концепция принятия управленче-

ских решении по предотвращению угроз политико-правовои безопасности на основе принципа субсидиарности и теории нечетких множеств.

6. Разработана и внедрена в деятельность аптечных учреждении программа для ЭВМ «Угрозы фармацевтической экономической безопасности», позволяющая анализировать угрозы поли-тико-правовои безопасности фармацевтических организации и аптечных сетей. Программа прошла все этапы добровольной государственнои регистрации и сертификации, включена в Реестр программ для ЭВМ.

Литература

1. Кузнецов, Д.А. Изучение политко-правовой безопасности фармацевтической деятельности / Д. А. Кузнецов // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы: Всерос. науч.-практ. конф. (2009, Волгоград) / отв. ред. А. А. Огарков [и др.].-Волгоград: М.: ООО «Глобус», 2009.- С. 34-36.

2. Кузнецов, Д. А. Правовые аспекты фармацевтической экономической безопасности / Д.А. Кузнецов // Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И.П.Павлова.- 2009.- № 4.- С. 129-136.

3. Кузнецов, Д. А. Угрозы фармацевтической экономической безопасности: программа /Д.А. Кузнецов.- М., 2010.- (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2010615910/Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам).

4. Кузнецов, Д.А. Исследование угроз экономической безопасности фармацевтических организаций с использованием новых информационных технологий / Д.А. Кузнецов // Вестник новых медицинских технологий.- Тула, № 1. (Т. 18).- 2011.-С.170-171.

MENANCES OF LEGAL SAFETY OF THE PHARMACEUTICAL ORGANIZATIONS

D.A. KUZNETSOV

Ryazan State Medical University after I.P. Pavlov, Chair of Management and Pharmacy Economy

The definition of legal safety of pharmaceutical organizations is formulated. Principle external and internal factors of menaces of legal safety are revealed; the expert assessment of their significance is carried out; the numerical value of menace factor weight coefficients is calculated. The system of quantitative assessment of legal safety menaces by means of evaluative index on the basis of the method of the weighed sum of criteria assessments with point wise estimation of balances is offered. The concept of acceptance of administrative solutions on preventing menaces of legal safety on the basis of the subsidiary principle and the theory of fuzzy sets applicable in practice of the pharmaceutical organizations is developed. The concept has been realized by means of computer software "Menaces of pharmaceutical economic safety".

Key words: pharmaceutical organizations, menaces of legal safety.

УДК613.955:613.7:612.76

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙКИНЕЗИОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Л.П. СЛИВИНА, Е.И. КАЛИНЧЕНКО*

В статье представлены материалы исследования влияния образовательной кинезиологии (гимнаситики Брейн Джим) на учебную дееспособность учащихся младших классов. Выявлено положительное влияние на умственную работоспособность, улучшение психоэмоционального состояния учащихся. Учителя также положительно оценили влияние упражнений Брейн Джим на учебную дееспособность учащихся.

Ключевые слова: кинезиология, упражнения Брейн Джим, умственная работоспособность, тревожность, успеваемость.

Одним из наиболее неблагоприятных последствий социально-экономических преобразований в обществе, изменения уровня антропогенной нагрузки является ухудшение популяционного здоровья, которое затронуло практически все слои населения, в том

Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.