Научная статья на тему 'Оценка эффективности бюджетных субсидий в сельское хозяйство'

Оценка эффективности бюджетных субсидий в сельское хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СУБСИДИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / AGRICULTURE / SUBSIDIES / EFFICIENCY / IMITATION MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришакина Н. И.

Предложена имитационная экономико-математическая модель функционирования сельского хозяйства в его взаимосвязи с бюджетными субсидиями. На основе созданной модели дана оценка эффективности системы бюджетных субсидий в сельское хозяйство на примере Новгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE SYSTEM OF BUDGETARY SUBSIDIES IN AGRICULTURE

The imitation economic-mathematical model of functioning of agriculture in its interrelation with budgetary subsidies is offered. On the basis of the created model the evaluation of the efficiency of the system of budgetary subsidies in agriculture on an example of the Novgorod region is given.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности бюджетных субсидий в сельское хозяйство»

Экономика

Согласно ст. 622 ГК РФ, в случае прекращения договорных отношений, связанных с арендой имущества, независимо от причин такого прекращения, арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в том состоянии,

которое предусмотрено договором. Если данная обязанность не будет исполнена арендатором, он должен уплатить арендодателю за все время просрочки возврата имущества арендную плату и, кроме того, возместить ему убытки в части, не покрытой суммой арендных платежей. Эта норма

ГК РФ вполне отвечает природе обязанностей субъектов земельных отношений и повышает их ответственность за эффективное использование аренды земли. Таким образом, аренда выступает как важный инструмент регулирования земельных отношений, эффективного использования и охраны земель.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009).

2. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-Ф3.

3. Федеральный Закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

4. Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

5. Федеральный Закон от 21.07.1997 № 112-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

6. Федеральный Закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

7. Федеральный Закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

8. Федеральный Закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

оценка эффективности бюджетных субсидий в сельское хозяйство

н. и. гришакина,

кандидат экономических наук, доцент, новгородский Гу

173015, г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 3, ИЭУ; тел. 89602084983; e-mail: gnisemm@mail.ru.

Ключевые слова: сельское хозяйство, субсидии, эффективность, имитационное моделирование. Keywords: agriculture, subsidies, efficiency, imitation modeling.

Цель и методика исследования.

Организация рационального и эффективного расходования финансовых ресурсов необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач. Теоретически любое общество стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно. Следовательно, необходимость оценки результативности и эффективности расходования бюджета продиктована требованиями современной экономики. Из этого следует, что система субсидий должна быть пересмотрена таким образом, чтобы максимально способствовать достижению данных целей.

Для решения поставленной задачи предлагается использовать созданную автором экономико-математическую модель, описывающую производственный процесс в сельском хозяйстве и влияние бюджетных субсидий на результаты производства. Модель реализуется в среде имитационного моделирования Anylogic на основе имеющихся данных и описания взаимосвязи основных процессов в отрасли [1].

Базис модели составляет имитация производственного процесса. В качестве переменных, характеризующих объем производства продукции, используем производство продукции в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах (PS,F) и производство продукции в хозяйствах населения (PN).

Объем производства, в свою очередь, определяется количественными и качественными факторами. Среди

количественных факторов основными являются: поголовье основного скота в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах (^), поголовье неплеменного скота в сельскохозяйственных организациях, фермерских хозяйствах и хозяйствах населения (SL, FL, NL), трендовые посевные площади в сельскохозяйственных организациях, фермерских хозяйствах и хозяйствах населения (SS, FS, NS). Отдельно в модели должны быть учтены количественные переменные, характеризующие степень повышения качества стада и используемых семян. Такими переменными являются поголовье племенного скота (BL), маточное поголовье племенного скота (ML), выход приплода племенного скота (ВЕ), посевная площадь элитными семенами (ES).

Качественные показатели определяют интенсивность производственного процесса и способствуют переходу от экстенсивного к интенсивному. В контексте описываемой модели, основными качественными показателями являются: продуктивность неплеменного скота, племенного скота и средняя продуктивность (Ри, РВ, РА), убойный выход скота и птицы ^Е), выход приплода на 100 племенных маток (1Е), удельный вес приплода, направляемого на расширение родительского стада (PL), урожайность репродукционных и гибридных семян, семян элиты и средняя урожайность ^ги, FrE, FrA), норма внесения семян под посевы ^^.

В связи со спецификой производственного процесса в животноводстве, необходимо учитывать также коэффициенты выбытия в течение года племенного скота

из основного стада и выбытия маточного племенного поголовья (DL, DM). В связи с необходимостью ускоренного расширения племенного стада, в модель введен такой параметр, как количество дополнительно приобретаемого племенного скота (AL).

Процесс производства продукции животноводства выразим следующей системой уравнений:

РБ, Р = ТЬ * РА * БЕ , (1) Рм = Ж * Ри , (2) й(ТЬ )/ й = (БЬ + РЬ + ВЬ) , (3)

БЬ, РЬ = / () = а0 + () ' (4 }

d ( BL)/ dt = (ML * IE /100 *(1 - BE * PLnorm )) * DL

(5)

d(ML)dt = (ML + BE * PLnorm + AL) * DM

PA :

PU *(SL + FL + NL) + PB * BL

SL + FL + NL + BL

(6)

(7)

при

БЕ ~ и[БЕпнп; ЯЕ^ ] ,(8)

Ри ~ и[Рип,п;ри„„] да РВ ~ и[РВпПп; РВт, ] ,(10)

Р('Е) -Ж1{-^К'”’

где а0, ^) — коэффициенты уравнения тренда и функционал в зависимости от формы регрессии;

t — период времени (номер года); а — среднеквадратическое отклонение; s — параметр распределения.

Аграрный вестник Урала №4 (83), 2011 г.-<^К{^=^

______________________Экономика

Математическая модель, описывающая динамику производства продукции растениеводства, представлена системой уравнений 12-19.

РБ Р = (ББ + РБ + ЕБ)* РгА ,(12) РМ = МБ * Рги ,(13)

ТБ = ББ + РБ + ЕБ ,(14)

ББ,РБ = а0 + (,е(Б)) ,(15)

1=1

Рги,РгЕ = а0 + (РЯ,е(Рг).) ,(16)

1=1

РгА = Рги *(ББ + РБ + МБ) + РгЕ * ЕБ ,(17)

Г = ББ + РБ + МБ + ЕБ

при ™РГ»=^ТЗлК-^К(18)

Р(ф »=}5'(19)

где а0, ^,е^г) — коэффициенты уравнения тренда и функционал в зависимости от формы регрессии с учетом распределения остатков;

е^) , £^Г) — регрессионные остатки.

Отдельная подсистема описывает финансовое состояние сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств. Основными качественными переменными являются цены производителей на реализуемую продукцию (Рп ) и себестоимость производства и реализации продукции (С ).

Для обеспечения продовольственной безопасности требуется увеличение производства продукции. Данный фактор в модели учтен в виде следующих параметров: увеличение площади посевов семенами элиты (AS), дополнительный объем внесения удобрений (AF), дополнительное количество сельхозтехники (АТ), количество приобретаемого племенного скота (А1-). Для оценки расходов производителей на приобретение данных ресурсов необходимо введение в модель соответствующих ценовых переменных: цена 1 кг семян элиты (Ргё), цена 1 кг минеральных удобрений (Р^), цена единицы сельхозтехники (РгТ), цена за 1 голову племенного скота (РгС). Взаимодействие факторов, характеризующих расширение производственных ресурсов и соответствующих им ценовых переменных, определяет дополнительные расходы производителей на приобретение семян элиты (AES), удобрений (AEF), сельхозтехники (АЕТ), племенного скота ^ЕС). В сумме данные расходы образуют издержки на расширение объема производства ^Е).

Для характеристики динамики ссудной задолженности и расходов по ее обслуживанию используется ряд основных переменных: уплаченные проценты по кредитам (РС), сумма задолженности по кредитам (СС), средняя процентная ставка по полученным кредитам ^С), затраты на выплату суммы кредита и процентов (ЕС).

Описанные параметры характеризуют производственный процесс и финансовое состояние производителей. На их основе определяются расходы бюджета

на субсидирование сельхозпроизводителей ^), в том числе субсидий на уплату части процентов по кредитам ^С). Уровень субсидий определяется расчетной базой объема предоставляемых субсидий (Bsup) и оптимизируемым параметром системы — ставками субсидий ^ир) и ставками субсидий на уплату части процентов по кредитам и займам ^ирР).

Финансовое состояние сельхозпроизводителей и уровень бюджетных субсидий описываются следующей системой уравнений:

В = ¿Р *(РК - Сг) + Б - АЕ + БС - ЕС ,(20)

г-1

АЕ = АЕБ + АЕР + АЕТ + АЕС ,(21)

АЕБ = ¿^БЫ1 * АБг * РгБі ,(22)

г=1

п

ЛЕР = £ АРг *ТБг * РгРг ,(23) і=1

АЕТ = ¿п АТ] *РтТ] ,(24)

7=1

АЕС = ¿п АЬг * РгСг -(25) і=1

Б = | Бирг *ЕБирі + БС ,(26)

7=1

БС = БирР * РС ,(27)

РС = СС * ЯС ,(28)

В качестве целевого функционала при определении оптимальных ставок субсидий выберем уравнение вида:

РР = £БТ ^ шіп ,(29)

г=1

при условиях:

Р > Р * 0 85

Р (2020) Б (2020 ) , (30)

Еі > 0 . (31)

где PF(2020) — фактический объем производства продукции сельского хозяйства на душу населения.

Результаты исследования.

В результате реализации модели получаем конкретные ставки субсидий. Пересмотр имеющихся ставок субсидий призван обеспечить повышение эффективности бюджетных вложений в сельское хозяйство. Для оценки эффективности использована следующая методика. Так как первостепенной задачей пересмотра системы субсидирования является повышение уровня продовольственной безопасности, необходимо сопоставление данного показателя с объемом бюджетных субсидий [3]. В то же время некоторый объем производства продукции сельского хозяйства производится независимо от того, осуществляет ли государство поддержку отрасли. Следовательно, существует и определенный теоретический минимальный уровень продовольственной безопасности без воздействия бюджетных субсидий. Для исключения влияния данного фактора на результаты оценки следует рассматривать темп изменения этого показателя в увязке с темпом изменения объема субсидий. По формуле 32 рассчитывается коэффициент эластичности, показывающий изменение уровня обеспечения продовольственной безопасности при изменении на 1 руб. объема субсидий:

К. = ^ — *100% (32),

’ Трг (Б)

где К — коэффициент эластичности,

Тр^О), Тр^) — темп роста уровня обеспечения продовольственной безопасности и объема субсидий в иом году.

Расчетные данные для оценки эффективности бюджетных субсидий в сельское хозяйство Новгородской области представлены в таблице. При этом уровень продовольственной безопасности определяется как среднее соотношений собственного производства основных видов сельскохозяйственной продукции к рекомендуемым нормам их потребления [2].

Выводы.

При найденных оптимальных ставках субсидий, по прогнозу на 2010-2020 гг., их средняя эффективность в растениеводстве

Таблица 1

Эффективность бюджетных субсидий в сельское хозяйство Новгородской области

Год Уровень продовольственной безопасности, % Объем бюджетных субсидий млн руб. Коэффициент эластичности, %

по продукции растениеводства (без картофеля) по продук- ции животно- водства растение- водство (без картофеля) животно- водство

2011 54,0 61,6 274,0 83,8 78,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012 56,0 60,4 290,4 97,8 92,5

2013 58,4 59,6 300,6 100,7 95,3

2014 61,0 62,0 311,4 101,0 100,5

2015 64,1 62,3 344,7 94,9 90,7

2016 67,5 66,7 272,9 132,9 135,2

2017 71,2 71,6 319,5 90,1 91,7

2018 75,3 76,5 396,9 85,1 86,0

2019 79,7 86,6 608,6 69,1 73,9

2020 83,9 95,6 688,4 93,1 97,6

Экономика

будет равна 104,7 % и 104,2 % — в живот- продовольственной безопасности воз- растениеводству 64,4 %, по животновод-

новодстве. Значения коэффициентов эла- растает более чем на 1 %. Уровень про- ству — 69,2%, причем в 2020 г. он достиг-

стичности показывают, что при увели- довольственной безопасности за про- нет 83,9 % и 95,6 % соответственно.

чении объема субсидий на 1 % уровень гнозный период составит в среднем по

Литература

1. Карпов Ю. Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 5. СПб. : БХВ-Петербург, 2006. С. 32.

2. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

3. Экономика предприятий и отраслей АПК : учебник / под ред. П. В. Лещиловского, В. С. Тонковича, А. В. Мозоля. 2-е изд., перераб. и доп. Минск : Изд-во БГЭУ, 2007. С. 103.

зарубежный опыт организации сельскохозяйственного кредитования

А. я. Кибиров

доктор экономических наук, профессор, руководитель отдела инвестиционно-финансовых ресурсов,

Е. Е. Бурых,

аспирант, АПК Гну ВниоптуСХ

111621, г. Москва, ул. Оренбургская, д. 15

Ключевые слова: кредитование, сельское хозяйство, зарубежные страны, эволюция кредитных отношений, государственное регулирование.

Keywords: Crediting, agriculture, foreign countries, the evolution of credit relations, government regulation.

Обобщение зарубежного опыта свидетельствует о том, что сельскохозяйственный кредит в зарубежных странах является важным элементом экономического развития аграрного производства. Рост использования кредита в сельском хозяйстве развитых стран послужил базой для интенсивного накопления аграрного капитала и для осуществлявшейся на основе этого процесса индустриализации сельскохозяйственного производства, тогда как в экономической литературе не совсем правомерно говорят об отрицательном влиянии кредита на сельское хозяйство. На наш взгляд, специфические особенности отрасли в том, что растянут период производства и имеет место постоянный недостаток свободных собственных денежных средств для финансирования аграрного производства. Сельское хозяйство лишено долгосрочного и среднесрочного собственного капитала, а, следовательно, вынуждено прибегать к кредиту с тем, чтобы осуществлять техническое и технологическое перевооружение в важнейшей отрасли АПК — сельском хозяйстве.

Анализ и обобщение литературных источников позволяет сделать вывод о том, что финансирование сельского хозяйства различных стран происходит по нескольким сценариям. При этом следует отметить, что четких граней между ними нет, а в каждой стране проявляются различные формы организации сельскохозяйственного кредитования.

Привлечение в аграрный сектор сети коммерческих банков путем предоставления государственных гарантий банковских кредитов и субсидирования процентных ставок (Великобритания, Чехия, Словакия, Китай, Голландия, Австрия).

Так, в Великобритании нет специализированных сельскохозяйственных банков, кредитная политика по отношению к

сельскому хозяйству осуществляется на тех же принципах, что и к другим отраслям экономики. Ведущее место в кредитовании сельского хозяйства принадлежит крупнейшим коммерческим банкам: Ллойд Банк, Мидланд Банк, Барклайз Банк. Причем финансирование инвестиций в сельском хозяйстве осуществляется в основном по так называемому перманентному кредиту: банк и фермер ежегодно договариваются

0 процентной ставке, объеме кредита в зависимости от экономического положения фермера.

Кроме того, широкое распространение здесь имеют небанковские специализированные организации. В частности, английская компания по мелиорации земель предоставляет фермерам займы сроком на 40 лет для оплаты стоимости модернизации объектов собственности при фиксированной ставке процента на все время предоставления займа. Фермерская молочная корпорация Великобритании предоставляет займы фермерам для приобретения молочных цистерн или же сама покупает и сдает их в аренду хозяйствам. Фермерская мясная корпорация предлагает необеспеченные займы на срок до

1 года для приобретения животных на откорм, покупку племенных овец и откорм собственного скота, которые затем должны быть проданы корпорации. Процент по кредиту рассчитывается с учетом цены реализации и банковских ставок [4].

В Китае в последнее время проводилась «коммерциализация» банковской системы, где ряд банков (Сельхозбанк и др.) был переведен в разряд коммерческих, специализированных государственных банков, успешно осуществляющих государственную политику поддержки и развития сельского хозяйства. Создание и развитие этого Банка развития сельского хозяйства

призвано обеспечить стабильную поддержку сельскохозяйственного производства с участием государства. Выделение средств этим банком осуществляется по следующим направлениям:

— кредиты на закупку основных видов сельхозпродукции, ее хранение, переработку, на звено оптовой торговли;

— кредиты на оказание помощи бедным сельским районам;

— кредиты на комплексное освоение сельскохозяйственных ресурсов [1].

В Голландии функционирует специализированный аграрный банк — Рабобанк, обеспечивающий около 90 % кредитного финансирования аграрного производства. Условия кредитования определяются после анализа деятельности сельскохозяйственного предприятия путем переговоров между банком и заемщиком. Процентная ставка может быть изменена во время действия кредитного договора.

Наиболее распространенным видом льготного кредитования сельского хозяйства в Австрии являются инвестиционные аграрные кредиты, где процентная ставка рассчитывается на основе ставки банка-кредитора и корректируется Австрийским национальным банком несколько раз в год. Министерство сельского и лесного хозяйства Австрии субсидирует сельхозтоваропроизводителей в пределах сумм, соответствующих 50 % ставки банковского кредита, предоставленного сель-хозорганизациям, ведущим производство в горных условиях, на строительство теплиц и на 14 % — при применении альтернативных источников энергии. Срок льготного кредита достигает десяти лет, а при покупке техники — шести лет [2].

Кредитование аграрного сектора через систему кооперативных банков распространено во Франции, Германии, Японии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.