Научная статья на тему 'Бюджетная поддержка сельского хозяйства (на примере Новгородской области)'

Бюджетная поддержка сельского хозяйства (на примере Новгородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / AGRICULTURE / BUDGET SUPPORT / SUBSIDIES / NOVGOROD REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Сергей Александрович

В статье рассматривается система бюджетной поддержки сельского хозяйства. на примере Новгородской области проанализированы ее характерные особенности и воздействие на сельскохозяйственное производство. с учетом проведенного анализа предложены меры по совершенствованию системы бюджетной поддержки отрасли на основе унификации видов субсидий на федеральном и региональном уровнях, изменения сроков распределения средств федерального бюджета между субъектами российской Федерации, а также системы целевых показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT SUPPORT OF AGRICULTURE: THE CASE OF THE NOVGOROD REGION

Agriculture providing population with food is one of the most important industries. The article analyzes the current state of the system of budgetary support for agriculture in the Russian Federation. On the example of the Novgorod region, the main shortcomings of the current budget support system for the industry are demonstrated: an insufficient level of budget support; a large number of types of subsidies; instability of the amount of support for types of subsidies; untimely delivery of federal funds to regional budgets; weak linkage of the target indicators of the effectiveness of the use of subsidies with subsidy directions. In general, it can be said that the current budget support system for the sector could not overcome the main negative trends: low profitability of agricultural production, unsatisfactory material and technical security and relatively low wages. It is necessary to improve budgetary support for agriculture in the following areas: to formulate a budget for the development of agriculture, taking into account the balance of production and use of basic types of food; distribute federal budget funds among the constituent entities of the Russian Federation no later than January of the current fiscal year; unify the types of subsidies at the regional and federal levels; to adjust the system of indicators of the effectiveness of the use of subsidies from the federal budget. This will improve the efficiency of budget support for the industry, create prerequisites for the growth of agricultural production and ensure food security.

Текст научной работы на тему «Бюджетная поддержка сельского хозяйства (на примере Новгородской области)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УДК: 631.151+332.2 JEL: H310

С. А. Ефремов

бюджетная поддержка сельского хозяйства (на примере новгородской области)

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Российская Федерация, 173015, Великий Новгород, Псковская ул., 3

В статье рассматривается система бюджетной поддержки сельского хозяйства. На примере Новгородской области проанализированы ее характерные особенности и воздействие на сельскохозяйственное производство. С учетом проведенного анализа предложены меры по совершенствованию системы бюджетной поддержки отрасли на основе унификации видов субсидий на федеральном и региональном уровнях, изменения сроков распределения средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации, а также системы целевых показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета.

Ключевые слова: сельское хозяйство, бюджетная поддержка, субсидии, Новгородская область.

government support of agriculture: the case of the Novgorod region

S. A. Efremov

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, 3, Pskovskaya ul., Velikiy Novgorod, 173015, Russian Federation

Agriculture providing population with food is one of the most important industries. The article analyzes the current state of the system of budgetary support for agriculture in the Russian Federation. On the example of the Novgorod region, the main shortcomings of the current budget support system for the industry are demonstrated: an insufficient level of budget support; a large number of types of subsidies; instability of the amount of support for types of subsidies; untimely delivery of federal funds to regional budgets; weak linkage of the target indicators of the effectiveness of the use of subsidies with subsidy directions.

In general, it can be said that the current budget support system for the sector could not overcome the main negative trends: low profitability of agricultural production, unsatisfactory material and technical security and relatively low wages.

Автор выражает благодарность Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области за предоставленные материалы.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2017

It is necessary to improve budgetary support for agriculture in the following areas: to formulate a budget for the development of agriculture, taking into account the balance of production and use of basic types of food; distribute federal budget funds among the constituent entities of the Russian Federation no later than January of the current fiscal year; unify the types of subsidies at the regional and federal levels; to adjust the system of indicators of the effectiveness of the use of subsidies from the federal budget.

This will improve the efficiency of budget support for the industry, create prerequisites for the growth of agricultural production and ensure food security. Keywords: agriculture, budget support, subsidies, Novgorod region.

ВВЕДЕНИЕ

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики, обеспечивающей население продовольствием, а промышленность — сырьем. Вместе с тем ряд характерных особенностей аграрного сектора: сезонный характер производства, высокая фондоемкость, иммобильность материально-технических ресурсов, зависимость от природно-климатических условий и, следовательно, наличие постоянного риска в получении стабильных доходов, ценовая неэластичность спроса на многие виды продукции, большой временной разрыв между произведенными затратами и получением продукции и т. д. — приводят к его неконкурентоспособности по сравнению с другими отраслями экономики и существенному снижению привлекательности для инвесторов. Поэтому успешное развитие сельского хозяйства невозможно без государственной поддержки. В большинстве развитых стран аграрная политика входит в число приоритетных.

Рассматривая систему бюджетной поддержки сельского хозяйства на примере Новгородской области, следует отметить, что помимо перечисленных особенностей на развитие сельскохозяйственного производства региона влияет еще ряд факторов:

1) территория области находится в зоне рискованного земледелия, причем наиболее плодородные и пригодные для возделывания сельскохозяйственные угодья расположены в зоне избыточного увлажнения (Приильменская низменность) [Ломакин, 1982];

2) в отрасли имеется недостаток квалифицированных кадров [О государственной программе Новгородской области..., 2013, с. 16];

3) Новгородская область характеризуется невысоким уровнем развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства в сельской местности с низким качеством дорог и малой степенью газификации, проблемами водоснабжения, недостатком комфортного жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского населения [Сельское хозяйство., 2015, с. 56-60; 2016, с. 56-60].

В связи с этим бюджетная поддержка сельского хозяйства приобретает особенно большое значение. К числу ее главных задач на современном этапе можно отнести улучшение финансового состояния сельскохозяйственных организаций

и крестьянских (фермерских) хозяйств, укрепление их материально-технической базы, снижение разрыва в оплате труда между работниками сельского хозяйства и других отраслей экономики, обеспечение занятости сельского населения, а также продовольственной безопасности страны.

В настоящее время как в России, так и в зарубежных странах широкое распространение получили различные формы государственной поддержки аграрного сектора, в том числе бюджетная поддержка развития сельскохозяйственного производства, консультационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей, стимулирование развития отраслевой кооперации и интеграции, дотации малоимущим гражданам на питание, инженерное и социальное обустройство сельских населенных пунктов и т. д. Основной формой бюджетной поддержки сельского хозяйства выступают субсидии из федерального, регионального и местного бюджетов на развитие сельскохозяйственного производства.

В настоящей статье анализируется современное состояние системы бюджетной поддержки сельского хозяйства Российской Федерации и предложены меры по ее совершенствованию. Статья имеет следующую структуру. В первом разделе рассмотрена система бюджетной поддержки сельского хозяйства Новгородской области за период с 2009 по 2015 г., во втором — представлены ее основные результаты, а в третьем разделе предложены меры по совершенствованию системы бюджетной поддержки сельского хозяйства.

система бюджетного финансирования сельского хозяйства новгородской области: общая характеристика

В настоящей статье система поддержки развития сельскохозяйственного производства из средств федерального, областного и местного бюджетов анализируется на примере Новгородской области за период с 2009 по 2015 г. Бюджетная поддержка сельского хозяйства области реализуется в рамках областных целевых программ, а с 2014 г. — в соответствии с государственной программой Новгородской области «Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2014-2020 годы» [О государственной программе Новгородской области., 2013].

субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям1 носят заявительный характер и выплачиваются в виде компенсации части уже осуществленных затрат за фактически произведенную (приобретенную) продукцию и/или выполненные услуги на основе подтверждающих документов2.

1 В российском законодательстве выделяются следующие категории сельскохозяйственных товаропроизводителей: организации; индивидуальные предприниматели; граждане, ведущие личное подсобное хозяйство; сельскохозяйственные потребительские кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства [О развитии сельского хозяйства., ст. 3].

2 Это не относится к грантовой поддержке на развитие начинающих крестьянских хозяйств и семейных животноводческих ферм, но она составляет не более 3% от общего объема бюджетной поддержки из федерального и областного бюджетов.

Условия, сроки и перечень необходимых документов для получения средств из федерального и областного бюджетов по каждой субсидии устанавливаются в особом документе — порядке предоставления, — который утверждается Правительством Новгородской области на основе федеральных нормативных правовых актов.

В 2015 г. 63,0% от общего объема производства аграрной продукции области приходилось на долю сельскохозяйственных организаций3 (для сравнения: в 2009 г. — 47,5%) [Продукция сельского хозяйства..., 2015, с. 12; 2016, с. 12]. Сельскохозяйственные организации Новгородской области выступают также получателями большинства видов субсидий: на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур, племенного поголовья сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники и оборудования, компенсацию части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам на развитие сельскохозяйственного производства и т. д. (табл. 1).

Таблица 1. Количество видов субсидий на развитие сельского хозяйства из федерального и областного бюджетов в Новгородской области, 2009-2015 гг.

Получатели субсидий 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Сельскохозяйственные товаропроизводители всего, 24 26 41 41 41 31 30

в том числе сельскохозяйственные организации 20 21 33 31 31 21 21

Рассчитано по: данные Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области.

Таблица 1 наглядно демонстрирует, что количество видов предоставляемых субсидий каждый год меняется, иногда существенно. так, в 2009 г. на развитие сельскохозяйственного производства было предусмотрено 24 вида субсидий, в период с 2011 по 2013 г. — по 41, а в 2015 г. — только 30 видов субсидий. Такая политика свидетельствует об отсутствии системного подхода к развитию отрасли и препятствует формированию долгосрочных планов у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

3 Органы государственной статистики для целей статистического учета к сельскохозяйственным организациям относят: производственные кооперативы; закрытые и открытые акционерные общества; государственные организации; общества с ограниченной ответственностью; подсобные хозяйства промышленных, транспортных, других организаций, научно-исследовательских учреждений и организаций [Статистический ежегодник., 2016, с. 199].

Данные об объеме бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными организациями Новгородской области в 2009-2015 гг., приводятся в табл. 2.

Таблица 2. Бюджетное финансирование сельскохозяйственных организаций Новгородской области, 2009-2015 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего субсидий, млн руб., 753,1 767,7 1095,7 889,5 1204,0 990,9 659,6

в том числе:

- из федерального бюджета 496,1 545,7 816,0 622,9 926,3 725,4 423,2

- из областного бюджета 256,9 221,3 277,8 264,8 276,6 264,4 235,2

- из местных бюджетов 0,1 0,7 1,9 1,9 1,1 1,1 1,2

Доля субсидий из

областного бюджета, 34,1 28,8 25,3 29,8 23,0 26,7 35,6

%

Составлено по: данные Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области.

Таким образом, данные табл. 2 свидетельствуют, что основная часть бюджетной поддержки на развитие сельского хозяйства Новгородской области приходится на федеральный бюджет. Расходы областного бюджета составляют не более трети от общего объема субсидирования сельскохозяйственных организаций. Муниципальные районы в силу дотационности их бюджетов практически не принимают участия в государственной поддержке сельского хозяйства.

Кроме того, в результате изменения количества видов субсидий (табл. 1) и объемов поддержки по субсидиям в разные годы, возникает большая разница между объемами государственных субсидий по годам (особенно — из федерального бюджета), а следовательно, и доли расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, возмещаемой в виде субсидий из бюджетов всех уровней. Как отмечалось, все это не способствует повышению прогнозируемости развития бизнеса.

Изменение объемов и уровня поддержки по видам субсидий проиллюстрировано по наиболее крупным субсидиям в сельском хозяйстве (табл. 3).

Таблица 3. Основные виды субсидий в сельском хозяйстве Новгородской области,

2009-2015 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Субсидии на возмещение части затрат на 1 кг реализованного и/ или отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и/ или первого сорта, тыс. руб.* — — — — 77 052,1 34 274,3 37 785,4

Субсидии в расчете на 1 т субсидированного коровьего молока, руб. — — — — 2 327,9 1 438,1 1 624,5

Субсидии на поддержку доходов в области растениеводства (погектарная поддержка), тыс. руб.* — — — — 72 166,3 58 512,3 58 864,2

Субсидии в расчете на 1 га субсидируемой посевной площади, руб. — — — — 707,9 528,4 415,3

Субсидии на возмещение части затрат на проведение культуртехнических работ на мелиорируемых землях, тыс. руб. 46 331,7 9 419,4 9 383,3 12 355,2 0,0 10 412,0 10 996,9

Субсидии в расчете на 1 га выполненных субсидируемых культуртехнических работ, руб. 3 861,0 1 046,6 938,3 988,4 0,0 1 706,9 1 571,0

Субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам на возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения**, тыс. руб. — — 588,6 1 013,6 611,7 793,9 685,7

Субсидии в расчете на 1 га оформленного в собственность земельного участка, руб. — — 1 790,1 1 403,8 1 775,1 1 831,8 865,8

Примечания: * — субсидия введена в 2013 г.; ** — введена в 2011 г., но с 2016 г. не предоставляется, хотя крестьянские (фермерские) хозяйства продолжают оформлять земельные участки в собственность.

Рассчитано по: данные Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области.

Итак, на протяжении рассматриваемого периода изменение объемов финансирования приводило к существенному изменению уровня субсидирования. Например, в 2009 г. в расчете на 1 га выполненных культуртехнических работ было выплачено в среднем 3 861 руб., а в 2010 г. — только 1 046,6 руб., т. е. почти в четыре раза меньше. В 2011 г. уровень поддержки стал еще ниже. В 2013 г. субсидия не предоставлялась, а в 2015 г. в среднем было выплачено 1 571 руб. на 1 га, что больше, чем в 2010-2012 гг., но меньше, чем в 2009 или 2014 г. Ситуация с другими рассмотренными видами субсидий аналогична.

необходимо отметить, что система бюджетной поддержки сельского хозяйства области характеризуется несвоевременностью поступления средств федерального бюджета. Данный фактор негативно влияет на эффективность бюджетной поддержки отрасли. Лимиты средств по соглашениям, которые заключаются с Минсельхозом России (табл. 4) в конце февраля — начале марта текущего финансового года, с учетом соблюдения требований бюджетного законодательства РФ доводятся до сельскохозяйственных товаропроизводителей в лучшем случае в начале посевной кампании, поэтому товаропроизводители, планируя проведение посевных работ, приобретение техники, оборудования, скота и т. д., не знают ни условий предоставления субсидий, ни ставок.

Таблица 4. Соглашения с Минсельхозом России о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Новгородской области на поддержку сельскохозяйственного производства, 2009-2015 гг.

Соглашение Количество дополнительных соглашений в течение года Дата заключения последнего дополнительного соглашения

№ 589/17 от 12.03.2009 1 10.12.2009

№ 214/17 от 17.02.2010 2 08.12.2010

№ 53/17 от 09.02.2011 2 22.11.2011

№ 233/17 от 20.02.2012 6 07.12.2012

№ 207/17 от 18.03.2013 7 23.12.2013

№ 196/17 от 11.02.2014 5 22.12.2014

№ 85/17-с от 09.02.2015 9 30.10.2015

Составлено по: данные Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области.

Из табл. 4 видно, что нередки случаи, когда последние дополнительные соглашения с Министерством сельского хозяйства РФ о предоставлении субсидий заключаются уже в декабре, в то время как по требованиям бюджетного законодательства России до конца финансового года все дополнительные лимиты так же,

как и первоначальный лимит средств, необходимо внести в бюджет Новгородской области, в программу по развитию агропромышленного комплекса и в «Порядок предоставления субсидий». После выхода указанных документов сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны предоставить пакет соответствующих документов (на основании «Порядка предоставления субсидий») в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области, который должен его проверить и перечислить им причитающуюся сумму через Казначейство Российской Федерации. И все это необходимо сделать до конца финансового года.

В качестве примера частой корректировки нормативных правовых актов по предоставлению субсидий можно рассмотреть изменения процедуры отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации. Распределение лимитов по данному направлению между субъектами также включается в соглашения о предоставлении субсидий. Общий порядок отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации определен постановлениями Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» (№ 1096 от 31 декабря 2008 г.; утратило силу с 17 декабря 2010 г.) и «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» (№ 1042 от 17 декабря 2010 г.). Всего в указанные постановления за 2009-2015 гг. было внесено 10 изменений.

Что касается критериев отбора, то в целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации № 1096 от 31 декабря 2008 г. и № 1042 от 17 декабря 2010 г. приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации утверждались порядки отбора данных программ и формы отчета по ним. Таких приказов было пять (№ 21 от 20 января 2009 г.; № 437 от 17 декабря 2010 г.; № 270 от 15 августа 2011 г.; № 131 от 12 марта 2013 г. и № 134 от 13 апреля 2015 г.), и за 2009-2015 гг. в них было внесено восемь изменений.

Таким образом, в 2009-2015 гг. было издано пять приказов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, которыми утверждался порядок отбора региональных экономически значимых программ и формы отчета по ним, а с учетом внесенных в них изменений — 13 нормативных правовых актов. Частое внесение изменений в приказы министерства не позволяет адекватно и вовремя приводить в соответствие региональное законодательство. В результате перенастройка сельскохозяйственного производства крайне затрудняется, а сами сельскохозяйственные товаропроизводители иногда остаются без субсидий по данному направлению. Поскольку основная часть субсидий приходится на средства из федерального бюджета, это негативно сказывается на финансовом состоянии хозяйств.

Доведение федеральных средств до бюджета области начинается во второй половине февраля, а с учетом подготовки региональных нормативных правовых актов хозяйства получают их в лучшем случае в середине марта накануне весенних полевых работ. Последние дополнительные лимиты средств из федерального бюджета могут быть распределены только в декабре, т. е. в конце финансового года, а до этого хозяйства не знают, получат они субсидию или нет. При этом в большинстве порядков предоставления субсидий оговорено, что возмещаются расходы, осуществленные в текущем финансовом году, в пределах лимитов бюджетных обязательств текущего года — значит, возможности получить возмещение по данным расходам в следующем финансовом году у хозяйства нет. В таких условиях составить финансовый план хозяйства, рассчитать объем средств для погашения/получения кредита крайне затруднительно. Дополнительным фактором дестабилизации выступает частое изменение нормативных правовых актов, в том числе и форм отчета по субсидиям.

При рассмотрении системы бюджетной поддержки сельского хозяйства не менее важно принимать во внимание целевые показатели результативности использования субсидий. Эти показатели и их значения устанавливаются Минсель-хозом РФ. В настоящее время для субъектов Российской Федерации разработана двухуровневая система целевых показателей.

Первый уровень — соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о реализации мероприятий «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.», принятой в 2012 г. [О Государственной программе развития сельского хозяйства., 2012]. Новгородская область заключила такое соглашение 17 декабря 2012 г. (№ 2583/17), и в нем определены значения 35 целевых показателей на период с 2013 по 2020 г. включительно. Эта система целевых показателей имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, она слабо связана с самими субсидиями. Так, установлены целевые показатели по производству зерна, картофеля, скота и птицы на убой, сыров, плодоовощных консервов и т.д. Однако субсидии из федерального бюджета на производство зерна, картофеля, скота и птицы на убой не предусмотрены, имеются только субсидии на приобретение элитных семян, содержание племенного скота, выполнение мелиоративных работ, несвязанную (погектарную) поддержку, льготное кредитование и т. п. На производство пищевых продуктов субсидии совсем не выделяются. Во-вторых, целевые показатели установлены в целом для всех категорий хозяйств. И хотя граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, по действующему российскому законодательству субсидии практически не получают, объем производства этих хозяйств в целевых показателях учитывается. В-третьих, устанавливая целевые показатели, соглашение не содержит каких-либо обязательств по бюджетной поддержке для достижения их значений.

Важно также отметить, что с момента разработки соглашения в первой половине 2012 г. существенно изменились как законодательство Российской Феде-

рации, так и экономическая ситуация. Условия ведения сельскохозяйственного производства в целом ухудшились, в связи с чем либо реализация ряда планировавшихся инвестиционных проектов была перенесена на более поздние сроки, либо инвесторы полностью отказались от их осуществления. При этом значения целевых показателей по соглашению ни разу не корректировались, несмотря на то что правительство и Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области неоднократно обращались с такой просьбой в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Второй уровень — ежегодные соглашения с Министерством сельского хозяйства РФ о предоставлении субсидий (табл. 4). Целевые показатели данных соглашений, как правило, не совпадают с целевыми показателями первого уровня, хотя есть исключения (в большинстве случаев это показатели, касающиеся индексов производства продукции животноводства и растениеводства). перечень целевых показателей второго уровня меняется каждый год. Например, по субсидии на оказание несвязанной поддержки (погектарная поддержка) в соглашении на 2014 г. целевым показателем является «уровень интенсивности использования посевных площадей, тонн/га», а на 2015 г. — «сохранение посевных площадей, тыс. га».

В соответствии с «Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» невыполнение целевых показателей приводит к штрафным санкциям для бюджетов субъектов Российской Федерации [О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета., 2014, п. 16]4. Это отрицательно сказывается на финансировании сельского хозяйства из областного бюджета, ухудшает финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, снижает их производственный потенциал.

Как показал анализ, в Новгородской области 2/3 объема субсидирования сельского хозяйства осуществляется из федерального бюджета. Соответственно, на многие параметры государственной агропродовольственной политики правительство области влиять не может.

основные результаты бюджетной поддержки сельского хозяйства новгородской области

Анализ результатов бюджетной поддержки сельского хозяйства проводится преимущественно по данным о сельскохозяйственных организациях. Это обусловлено двумя обстоятельствами: сельскохозяйственные организации являются основными производителями аграрной продукции в Новгородской области и по ним имеется более обширная статистика. В 2015 г. прибыль сельскохозяйствен-

4 По каждой субсидии Минсельхоз России определяет лимит средств из федерального бюджета и целевой показатель. Если получатель субсидии не достиг плановых значений, установленных соглашением, то из средств областного бюджета в федеральный бюджет перечисляется сумма, пропорциональная уровню невыполнения целевого показателя (сумма субсидии умножается на коэффициент выполнения целевого показателя).

ных организаций (с учетом субсидий) до налогообложения составила 573,6 млн руб., что на 498,5 млн руб., или почти вдвое меньше показателя 2014 г. Уровень рентабельности в 2015 г. составил 4,3% (табл. 5).

Таблица 5. Бюджетная поддержка и рентабельность сельскохозяйственных организаций

Новгородской области, 2009-2015 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество сельскохозяйственных организаций, предоставивших годовую бухгалтерскую отчетность, ед., 147 155 157 129 111 109 104

в том числе прибыльных 94 83 97 71 60 68 75

Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в их общем числе, % 63,9 53,5 61,8 55,0 54,0 62,4 72,1

Прибыль/убыток до налогообложения (включая субсидии), млн руб. 143,2 159,6 515,7 814,0 -254,9 1 072,1 573,6

Получено субсидий, млн руб. 753,1 767,7 1 095,7 889,5 1 204,0 990,9 659,6

получено субсидий в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, руб. 4 124,3 4 181,4 6 632,6 5 384,4 8 712,0 6 914,9 4 059,1

Получено субсидий в расчете на 1 руб. затрат на основное производство, руб. 0,14 0,12 0,12 0,09 0,13 0,09 0,04

Уплачено налогов, сборов и платежей на 1 руб. субсидий, руб. 0,38 0,74 0,58 0,72 0,49 0,72 1,59

Уровень рентабельности по всем видам деятельности без учета субсидий, % -13,3 -9,3 -6,9 -0,8 -17,0 0,9 -0,6

Уровень рентабельности (убыточности) по всем видам деятельности с учетом субсидий, % 3,1 2,4 6,1 8,9 -3,0 11,5 4,3

Прирост уровня рентабельности производства за счет субсидий, пр. п. + 16,4 + 11,7 + 13,0 +9,7 + 14,0 + 10,6 +4,9

Рассчитано по: данные Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области.

В 2015 г. выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг составила 14 529,3 млн руб. (увеличение к 2014 г. — на 37,0%), при этом затраты на производство и продажу товаров, продукции, работ и услуг выросли за год на 43,8% и достигли 13 409,2 млн руб., т. е. темп роста затрат на производство продукции выше, чем прирост цен на произведенную продукцию.

Прибыль сельскохозяйственных организаций Новгородской области была получена преимущественно за счет Крестецкого района (596,9 млн руб.). На долю еще трех районов — Батецкого, Боровичского и Шимского5 — приходится прибыль в размере 53,6 млн руб. При этом 29 сельскохозяйственных организаций области, или 27,9% от общего числа предоставивших годовую бухгалтерскую отчетность за 2015 г., понесли убытки в размере 537,4 млн руб.

В целом можно вести речь о сильных колебаниях объемов бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций области по отдельным годам: в 2009 г. было направлено 753,1 млн руб., в 2015 г. — 659,6; при этом в 2013 г. — 1 204,0, в 2011 г. — 1 095,7, а в 2014 г. — 990,9 млн руб. Аналогичная картина наблюдается по бюджетной поддержке в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий: ее максимальный уровень приходится также на 2011, 2013 и 2014 гг.

оказываемая бюджетная поддержка существенно влияет на финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, фактически выводя их в зону рентабельности. Прирост уровня рентабельности производства в разные годы составлял от 4,9 до 16,4 пр. п. На размер этой величины влияли объем субсидий, уровень реализационных цен на сельскохозяйственную продукцию и закупочных цен на приобретаемые промышленные товары и услуги, погодные условия (в частности, 2013 г. был очень дождливым) и т. д.

Вместе с тем с учетом увеличения объема производимой продукции, удорожания приобретаемых промышленных товаров и услуг бюджетная поддержка сокращается. Так, в 2015 г. в расчете на 1 руб. затрат на основное производство сельскохозяйственные организации получили всего 4 коп. субсидий. Это минимальный уровень поддержки за семь лет, максимальный уровень — 14 коп. — наблюдался в 2009 г. В совокупности с большим количеством видов субсидий (табл. 1) это приводит к «растеканию» бюджетных средств, росту документооборота (для получения каждого вида субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо предоставлять отдельный пакет документов) и в итоге — к снижению общей эффективности бюджетной поддержки сельского хозяйства.

Необходимо подчеркнуть, что с каждого полученного из бюджетов всех уровней рубля сельскохозяйственные организации отдают в виде налогов, сборов, обязательных платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды от 38 до 74 коп. В 2015 г. эти платежи превысили объем субсидий: на 1 руб. субсидии приходилось 1,59 руб. уплаченных налогов, сборов и платежей.

5 Всего в Новгородской области 21 район.

Начиная с 1991 г. для сельскохозяйственных товаропроизводителей действует система льгот, которая включает отдельную систему налогообложения — единый сельскохозяйственный налог, льготы по налогам (по ставкам налога на прибыль, транспортному налогу, на имущество организации, на добавленную стоимость), льготное кредитование и ряд других льгот. Однако эти льготы не смогли оказать стимулирующего воздействия на экономику сельского хозяйства области (табл. 5).

В табл. 6 приведены годовая выручка, дебиторская и кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций области в рассматриваемый период.

Таблица 6. Годовая выручка, дебиторская и кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций Новгородской области, 2009-2015 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг, всего, млн руб. 4 593,0 6 896,1 8 883,1 9 812,3 8 066,0 10 603,0 14 529,3

Дебиторская задолженность на конец года, всего, млн руб. 1 877,3 3 345,3 3 349,5 3 797,2 874,9 1 175,8 2 445,0

Кредиторская задолженность на конец года, всего, млн руб., в том числе в расчете на одну организацию, млн руб. 8 767,8 59,6 12 404,0 80,0 13 885,3 88,4 15 090,1 117,0 13 492,4 121,6 12 920,3 118,5 14 901,5 143,3

Отношение выручки к кредиторской задолженности, % 52,4 55,6 64,0 65,0 59,8 82,1 97,5

Составлено по: данные Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области.

По данным годовых бухгалтерских отчетов сельскохозяйственных организаций Новгородской области их кредиторская задолженность по состоянию на 31 декабря 2015 г. составила 14 901,5 млн руб., что превысило годовую выручку. При этом просроченная задолженность достигла 71,0 млн руб. Дебиторская задолженность была равна только 2 445,0 млн руб., что в 6 раз меньше кредиторской задолженности (табл. 6).

Доля поддержки кредитования в сельском хозяйстве в субсидиях из федерального бюджета составляет более 2/3, а в субсидиях из областного — превышает половину. В то же время многие сельскохозяйственные организации не могут воспользоваться банковским кредитом из-за их неудовлетворительного финансового состояния.

Помимо значительных колебаний в объемах субсидирования сельского хозяйства наблюдается и несоответствие уровня бюджетной поддержки и рентабельности в отношении основных видов продукции сельскохозяйственных организаций (табл. 7).

Таблица 7. Уровень бюджетной поддержки производства основных видов продукции сельскохозяйственных организаций Новгородской области, 2009-2012 гг.

Вид продукции Бюджетная поддержка, % к средней цене реализации Рентабельность реализации, %

В среднем без субсидий В среднем с учетом субсидий

Зерно 15,2-43,8 -21,4 +9,8

Льнотреста 32,0-243,1 -1,1 +2,1

Картофель 1,2-7,2 +27,6 +32,6

Овощи открытого и закрытого грунта, всего менее 1 +25,1 +25,1

Мясо свиней, включая промышленную переработку 0,1-3,4 + 13,3 + 14,5

Мясо птицы, включая промышленную переработку 0,1-2,1 + 10,6 + 11,3

Мясо крупного рогатого скота, включая промышленную переработку 1,3-15,3 -40,8 -37,2

Молоко, включая промышленную переработку 2,7-9,7 + 11,4 + 16,8

Яйцо, все виды 0,3-3,4 +8,5 +9,9

Р а с с ч и т а н о п о: данные Департамента сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области.

Данные свидетельствуют, что уровень субсидирования производства картофеля выше, чем овощей, хотя средняя рентабельность реализации этих продуктов без субсидий практически одинаковая. уровень обеспеченности населения области картофелем и овощами собственного производства составляет более 120% [Потребление основных продуктов питания., 2016, с. 7], поэтому причины для разного уровня стимулирования производства отсутствуют. В то же время уровень субсидирования производства мяса крупного рогатого скота явно недостаточен, поскольку даже с учетом субсидий убыточность достигает 37,2%. таков один из главных факторов снижения производства данного вида продукции в Новгородской области. При этом обеспеченность населения области говядиной собственного производства составляет менее 45% [Потребление основных продуктов питания., 2016, с. 5; Сельское хозяйство., 2016, с. 40; Рекомендации по рациональным нормам потребления., 2016]. Кроме того, недостаточная бюджетная поддержка оказывается производителям яиц, зерна и льнотресты: рентабельность с учетом субсидий составляет менее 10% в среднем за 2009-2012 гг. В то же время обеспеченность области яйцом собственного производства достигает 97,1%, а зерном — менее 30% [Потребление основных продуктов питания., 2016, с. 6; Сельское хозяйство., 2016, с. 27, 37]. Следовательно, необходимо стимулировать рост производства данных видов продукции.

В связи с уменьшением количества используемой сельскохозяйственной техники нагрузка на все виды машин значительно возросла (табл. 8). так, в среднем по России нагрузка на один трактор составляет 144 га пашни, на один зерноуборочный комбайн — 266 га площади посевов зерновых культур. В то же время в США — 39 и 56 га, во Франции — 12 и 63 га, в Германии — 8 и 67 га соответственно [Аронов и др., 2005, с. 72]6.

Таблица 8. Техническая вооруженность сельскохозяйственных организаций Новгородской области, 2009-2015 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество тракторов на 1 000 га пашни (на конец года) 4,9 3,9 3,5 3,1 2,5 2,4 2,0

Нагрузка пашни на 1 трактор, га 205,7 253,8 285,7 327,8 397,9 417,5 438,0

Энергетические мощности на 100 га посевной площади, л. с. 249 244 206 242 212 215 192

Составлено по: [Сельское хозяйство., 2014; 2015; 2016].

6 Как отмечалось, из-за снижения уровня механизации сельскохозяйственного производства (по сравнению с советским периодом) Россия теряет не менее 30% урожая сельскохозяйственных культур [Аронов и др., 2005, с. 71].

Нехватка собственных и ограниченный доступ к кредитным средствам влияют и на объемы работ по поддержанию плодородия почв. Сельскохозяйственные организации области практически прекратили работы по известкованию и вносят недостаточное количество органических и минеральных удобрений (табл. 9).

Таблица 9. Мероприятия по повышению плодородия почв в сельскохозяйственных организациях Новгородской области, 2009-2015 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество внесенных минеральных удобрений на 1 га посева, кг (в пересчете на 100% питательных веществ) 17,7 13,5 17,8 18,7 23,5 24,4 23,4

Удельный вес удобренной минеральными удобрениями площади во всей посевной площади, % 29,7 28,3 26,2 30,3 15,2 19,8 22,4

Количество внесенных органических удобрений на 1 га посева, т 1,6 1,7 2,6 2,3 2,5 2,2 2,1

Удельный вес удобренной органическими удобрениями площади во всей посевной площади, % 10,7 9,7 10,4 15,9 9,7 9,3 7,9

Количество внесенной известняковой муки и других известняковых материалов на 1 га, т 3,6 5,7 3,9 4,1 0,0 3,1 0,0

Площадь произвесткованных кислых почв, га 1 198 813 722 507 0 20 0

Составлено по: [Сельское хозяйство., 2014; 2015; 2016].

При соответствующей технической обеспеченности и внесении удобрений на уровне нормативов валовой сбор сельскохозяйственных культур был бы существенно выше. Вместе с тем даже при недостаточно развитой материально-технической базе, дефиците собственных средств и ограниченном доступе к кредитным средствам в условиях рыночной экономики хозяйства увеличивают эффективность использования имеющихся ресурсов. Одним из результатов этого

является рост продуктивности скота и птицы, урожайности сельскохозяйственных культур (табл. 10).

Таблица 10. Продуктивность скота и птицы и урожайность сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях Новгородской области, 2009-2015 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Среднесуточный привес на

выращивании, откорме и

нагуле, г:

- крупного рогатого скота 420 408 428 451 448 428 460

- свиней 431 442 520 497 512 517 459

Среднегодовой надой на одну корову, кг 3 880 3 836 3 942 4 188 4 024 4 108 4 422

Средняя годовая

яйценоскость кур-несушек, 288 322 312 310 259 279 262

шт.

Урожайность с 1 га

убранной площади, ц:

- зерновые и зернобобовые (в весе после 20,0 15,5 24,4 26,7 22,7 30,2 32,5

доработки)

- картофель 131,6 164,8 174,2 176,5 167,8 240,9 246,2

- овощи открытого грунта 198,4 124,9 261,2 219,0 243,9 424,0 250,9

- лен-долгунец, волокно 8,0 8,1 8,1 7,6 7,7 13,6 8,2

- кормовые корнеплоды 118,3 10,0 50,8 117,5 260,0 270,0 300,0

Составлено по: [Сельское хозяйство., 2014; 2015; 2016].

В течение рассматриваемого периода возросла продуктивность сельскохозяйственных животных (за исключением кур-несушек), а также повысилась урожайность культур. При этом, если сравнить 2015 г. и 1990 г., который характеризовался максимальными объемами производства и уровнем эффективности

сельского хозяйства за весь советский период, то наблюдается впечатляющий рост: от 10,6% по привесу крупного рогатого скота на выращивании, откорме и нагуле до 239,0 — по урожайности зерновых и зернобобовых (в 1990 г. урожайность — 13,6 ц/га), 241,0 — по кормовым корнеплодам (124,5 ц/га), 289,0 — по картофелю (85,2 ц/га) и до 410,0% — по льну-долгунцу (в 1990 г. — 2,0 ц/га).

однако в целом, несмотря на наличие роста технической эффективности, имеющаяся система бюджетной поддержки отрасли не способствует преодолению основных негативных тенденций, таких как низкая рентабельность сельскохозяйственного производства, неудовлетворительная материально-техническая обеспеченность и относительно низкая оплата труда. в настоящее время заработная плата в отрасли составляет порядка 70% от средней по экономике области (табл. 11).

Таблица 11. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства Новгородской области, 2009-2015 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Заработная плата*

в среднем по области, 14 795 16 751 18 637 21 297 23 494 25 225 25 343

руб.,

в том числе

в сельском 11 097 13 830 14 819 18 030 18 318 17 396 18 122

хозяйстве, руб.

Отношение заработной платы в сельском хозяйстве к средней по области, % 75,0 82,6 79,5 84,7 78,0 69,0 71,5

Примечание:* — без выплат социального характера. Рассчитано по: [Сельское хозяйство., 2014; 2015; 2016].

Как отмечалось, без учета субсидий производство сельскохозяйственных организаций Новгородской области убыточно. Средняя рентабельность за 20092015 гг. с учетом субсидий составила 5,9%, но этого недостаточно для ведения расширенного воспроизводства. Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства России не сравним с поддержкой, которую получают фермеры США, Германии, Франции и других промышленно развитых стран. Например, в Швейцарии уровень поддержки в 1,3 раза, в США — в 5,4, в Японии — в 14,6, в ЕС — в 24,5 раза выше российского [Бабкин, 2013, с. 5; Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия., 2014, с. 197-198].

В то же время наличие субсидий позволяет многим хозяйствам Новгородской области оставаться на плаву, сглаживать диспаритет цен, неблагоприятные погодные условия и другие риски.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предложения по совершенствованию бюджетной поддержки сельского хозяйства

В настоящее время система бюджетной поддержки сельского хозяйства характеризуется многообразием видов субсидий, число которых год от года меняется. Кроме того, меняется и объем поддержки по видам субсидий. Это приводит к существенным колебаниям уровня бюджетной поддержки и по видам сельскохозяйственной продукции, и по годам и, как следствие, к общей неуверенности сельскохозяйственных товаропроизводителей, что препятствует формированию у них долгосрочного горизонта планирования. Формирование бюджета на поддержку сельского хозяйства происходит без достаточного экономического обоснования. Система субсидирования в аграрном секторе не учитывает в полной мере результативность использования средств бюджета и рентабельность получаемой продукции.

Развитие сельского хозяйства и повышение его эффективности невозможно без принятия мер по совершенствованию бюджетной поддержки. На основе проведенного анализа предлагается следующее.

1. Необходимо изменить сроки распределения средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации. Распределение этих средств целесообразно осуществлять не позднее января текущего финансового года, чтобы товаропроизводители, начиная сельскохозяйственный год, знали объемы лимитов и ставки по каждому виду субсидий.

2. Целесообразно скорректировать систему целевых показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета, которая применяется для оценки эффективности осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Связь между направлением субсидирования и целевым показателем должна быть более прямой, очевидной. Например, целевыми показателями результативности использования субсидии на приобретение элитных семян зерновых культур могли бы стать «удельный вес посевов элитными семенами в общей площади посевов зерновых культур» или «объем приобретенных элитных семян зерновых культур», а не «валовой сбор зерновых. в хозяйствах всех категорий», как в настоящее время (см.: [Правила предоставления и распределения субсидий., 2016, п. 29а]).

3. Субсидирование следует предоставлять всем сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, например, на гектар сельскохозяйственной продукции и на голову сельскохозяйственного животного. (Первый шаг в этом направлении уже сделан — в растениеводстве введена погектарная поддержка.) Бюджетная поддержка сельского хозяйства должна приво-

дить к выравниванию условий хозяйствования с другими отраслями народного хозяйства.

4. Предоставлять субсидии с целью повышения интенсивности производства тем товаропроизводителям, которые осуществляют проекты по развитию производства (на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур и племенного поголовья сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники и оборудования и т. д.). Количество видов субсидий по данному направлению не должно быть очень большим во избежание «распыления» средств, как это имеет место в настоящее время. Кроме того, их перечень не должен постоянно меняться.

Основное внимание необходимо уделять приобретению новой техники и оборудования для технического перевооружения сельского хозяйства. Сегодня лимиты на данное направление крайне ограничены, а перечень машиностроительных заводов, у которых можно приобретать технику и оборудование, сравнительно небольшой. Покупка новой техники и оборудования позволит восстановить и сельскохозяйственное машиностроение с последующим ростом производства в других отраслях экономики. Ставка по каждой субсидии данного направления должна составлять не менее 20% субсидируемых затрат (сейчас по некоторым видам субсидий — минимум 5%). в дополнение предлагается снизить процентные ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения ставок субсидирования или специальных программ.

5. важно унифицировать виды предоставляемых субсидий на региональном и федеральном уровнях.

Учет данных предложений позволит создать целостную систему бюджетной поддержки сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях, обеспечить ее предсказуемость для сельскохозяйственных товаропроизводителей, существенно повысить эффективность бюджетной поддержки отрасли и тем самым создать предпосылки для роста производства продукции сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности.

заключение

в статье проанализировано современное состояние системы бюджетной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации. На примере Новгородской области продемонстрированы недостатки существующей системы бюджетной поддержки отрасли: недостаточный уровень бюджетной поддержки; большое количество видов субсидий, которое год от года меняется; нестабильность объема поддержки по видам субсидий; несвоевременность доведения федеральных средств до региональных бюджетов и, как следствие, до сельскохозяйственных товаропроизводителей; слабая связь целевых показателей результативности использования субсидий с направлениями субсидирования.

В целом современная система бюджетной поддержки отрасли не смогла преодолеть негативные тенденции — низкую рентабельность сельскохозяйственного производства, неудовлетворительную материально-техническую обеспеченность и относительно низкую оплату труда.

Как представляется, необходимо совершенствовать бюджетную поддержку сельского хозяйства по следующим направлениям: формировать бюджет на развитие сельского хозяйства с учетом балансов производства и использования основных видов продовольствия; распределять средства федерального бюджета между субъектами Российской Федерации не позднее января текущего финансового года; унифицировать виды субсидий на региональном и федеральном уровнях; скорректировать систему показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета, используемых для оценки эффективности осуществления расходов бюджетов субъектов российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

литература

Аронов Э. Л., Нино Т. П., Суркова Т. А., Вернер Е. А., Королько А. А. 2005. Продовольственная безопасность России и ведущих стран мира: Аналитический обзор. М.: ФГНУ «Росинфор-магротех».

Бабкин К. А. 2013. Дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 года. М.: Московский Экономический Форум. URL: http://www.agro.permkrai.ru/upload/iblock/674/ Dor_karta_RF_do_%202020.pdf (дата обращения: 28.12.2016). Ломакин В. А. (ред.). 1982. Научные основы системы земледелия Новгородской области. Новгород: Отделение ВАСХНИЛ по Нечерноземной зоне РСФСР. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. 2012. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717. О государственной программе Новгородской области «Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2014-2020 годы». 2013. Постановление Правительства Новгородской области от 17 октября 2013 г. № 271. О развитии сельского хозяйства. 2006. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ (ред. от 1 июля 2017 г.).

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования средств федерального бюджета, направленных в 2012 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также оценка достижения ее целевых показателей». 2014. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации (2): 134209.

О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. 2014. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999. Потребление основных продуктов питания населением области в 2015 году: Статистический

бюллетень. 2016. Великий Новгород: Новгородстат. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1556 (ред. от 23 января 2017 г. № 49).

Продукция сельского хозяйства Новгородской области. 2015: Статистический сборник. 2015. Великий Новгород: Новгородстат.

Продукция сельского хозяйства Новгородской области. 2016: Статистический сборник. 2016. Великий Новгород: Новгородстат.

Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания. Утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 614.

Сельское хозяйство в Новгородской области. 2014: Статистический сборник. 2014. Великий Новгород: Новгородстат.

Сельское хозяйство в Новгородской области. 2015: Статистический сборник. 2015. Великий Новгород: Новгородстат.

Сельское хозяйство в Новгородской области. 2016: Статистический сборник. 2016. Великий Новгород: Новгородстат.

Статистический ежегодник Новгородской области. 2016. URL: http://novgorodstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/novgorodstat/resources/380306004f6babdd8048c28250d62a05/%D0% 95%D0%B62016_%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82.pdf (дата обращения: 28.12.2016).

Russian language references translated into English

Aronov E. L., Nino T. P., Surkova T. A., Verner E. A., Korol'ko A. A. 2005. Prodovol'stvennaia bezopasnost' Rossii i vedushchikh stran mira: Analiticheskii obzor [Food Safety of Russia and the World Leading Countries: An Analytical Overview]. Moscow: FGNU «Rosinformagrotekh».

Babkin K. A. 2013. Dorozhnaia karta razvitiia sel'skogo khoziaistva Rossii do 2020 goda [Road Map for the Agriculture Development in Russia until 2020]. Moscow: Moskovskii Ekonomicheskii Forum. URL: http://www.agro.permkrai.ru/upload/iblock/674/Dor_karta_RF_do_%202020.pdf (accessed: 28.12.2016).

Lomakin V. A. (red.). 1982. Nauchnye osnovy sistemy zemledeliia Novgorodskoi oblasti [Novgorod Region Agricultural System Scientific Foundations]. Novgorod: Otdelenie VASKhNIL po Nechernozemnoi zone RSFSR.

O Gosudarstvennoi programme razvitiia sel'skogo khoziaistva i regulirovaniia rynkov sel'skokhoziaistvennoi produktsii, syr'ia i prodovol'stviia na 2013-2020 gody. 2012. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 14 iiulia 2012 g. N 717 [On the State Program of Agriculture Development and Markets Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food for 2013-2020. 2012. The Russian Federation Government Resolution of 14 July, 2012, N 717].

O gosudarstvennoi programme Novgorodskoi oblasti «Razvitie agropromyshlennogo kompleksa v Novgorodskoi oblasti na 2014-2020 gody». 2013. Postanovlenie Pravitel'stva Novgorodskoi oblasti ot 17 oktiabria 2013 g. N 271 [On the State Program of the Novgorod Region "Development of the Agro-Industrial Complex in the Novgorod Region for 2014-2020". 2013. The Novgorod Region Government Resolution of 17 October, 2013, N 271].

O razvitii sel'skogo khoziaistva. 2006. Federal'nyi zakon ot 29 dekabria 2006 g. N 264-FZ [About the Agriculture Development. 2006. Federal Law of 29 December 2006, N 264-FZ] (red. ot 1 iiulia 2017 g.).

Otchet o rezul'tatakh ekspertno-analiticheskogo meropriiatiia «Analiz ispol'zovaniia sredstv federal'nogo biudzheta, napravlennykh v 2012 godu na realizatsiiu Gosudarstvennoi programmy razvitiia sel'skogo khoziaistva i regulirovaniia rynkov sel'skokhoziaistvennoi produktsii, syr'ia i prodovol'stviia na 2008-2012 gody, a takzhe otsenka dostizheniia ee tselevykh pokazatelei» [Report on the Expert-Analytical Performance Results "Analysis of Federal Budget Funds Consumption Directed in 2012 for State Program Implementation of the Development of Agriculture and Markets Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food for 2008-2012, as well as Evaluation of Achievement of Its Targets"]. 2014. Biulleten' Schetnoi palaty Rossiiskoi Federatsii (2): 134-209.

O formirovanii, predostavlenii i raspredelenii subsidii iz federal'nogo biudzheta biudzhetam sub'ektov Rossiiskoi Federatsii. 2014. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 sentiabria 2014 g. № 999 [On the Forming, Granting and Distribution of Subsidies from the Federal Budget to the Budgets of the Russian Federation Constituent Entities. 2014. The Russian Federation Government Resolution of 30 September, 2014, N 999]. Potreblenie osnovnykh produktovpitaniia naseleniem oblasti v 2015godu: Statisticheskii biulleten [Basic Food Products Consumption by the Population of the Region in 2015: Statistical Bulletin]. 2016. Velikii Novgorod: Novgorodstat. Pravila predostavleniia i raspredeleniia subsidii iz federal'nogo biudzheta biudzhetam sub'ektov Rossiiskoi Federatsii na sodeistvie dostizheniiu tselevykh pokazatelei regional'nykh programm razvitiia agropromyshlennogo kompleksa. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabria 2016 g. № 1556 [The Rules for Granting and Distributing Subsidies from the Federal Budget to the Budgets of the Russian Federation Constituent Entities to Promote the Achievement of the Regional Programs for the Agro-Industrial Complex Development Target Indicators. The Russian Federation Government Resolution of 30 December, 2016, N. 1556] (red. ot 23 ianvaria 2017 g. N 9). Produktsiia selskogo khoziaistva Novgorodskoi oblasti. 2015: Statisticheskii sbornik [Agricultural Production of Novgorod Region. 2015: A Statistic Book]. 2015. Velikii Novgorod: Novgorodstat. Produktsiia selskogo khoziaistva Novgorodskoi oblasti. 2016: Statisticheskii sbornik [Agricultural Production of Novgorod Region. 2016: A Statistic Book]. 2016. Velikii Novgorod: Novgorodstat. Rekomendatsii po ratsional'nym normam potrebleniia pishchevykh produktov, otvechaiushchim sovremennym trebovaniiam zdorovogo pitaniia. Utverzhdeny prikazom Ministerstva zdravookhraneniia Rossiiskoi Federatsii ot 19 avgusta 2016 g. N 614 [Rational Norms of Food Consumption Recommendations Meeting the Healthy Nutrition Modern Requirements. Approved by the Ministry of Health of the Russian Federation Order of 19 August, 2016, N 614.]. Sel'skoe khoziaistvo v Novgorodskoi oblasti. 2014: Statisticheskii sbornik [Agriculture in the Novgorod

Region. 2014: A Statistical Book]. 2014. Velikii Novgorod: Novgorodstat. Sel'skoe khoziaistvo v Novgorodskoi oblasti. 2015: Statisticheskii sbornik [Agriculture in the Novgorod

Region. 2014: A Statistic Book]. 2015. Velikii Novgorod: Novgorodstat. Sel'skoe khoziaistvo v Novgorodskoi oblasti. 2016: Statisticheskii sbornik [Agriculture in the Novgorod

Region. 2014: A Statistic Book]. 2016. Velikii Novgorod: Novgorodstat. Statisticheskii ezhegodnik Novgorodskoi oblasti [Novgorod Region Statistic Yearbook]. 2016. URL: http://novgorodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novgorodstat/resources/380306004f6 babdd8048c28250d62a05/%D0%95%D0%B62016_%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82.pdf (accessed: 28.12.2016).

Для цитирования: Ефремов С. А. Бюджетная поддержка сельского хозяйства (на примере новгородской области) // Вестник СПбГУ. Менеджмент. 2017. Т. 16. Вып. 3. С. 424-446 . DOI: 10.21638/11701/spbu08.2017.304.

For citation: Efremov S. A. Government support of agriculture: The case of the Novgorod region. Vestnik of Saint Petersburg University. Management, 2017, vol. 16, issue 3, pp. 424-446. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2017.304.

Статья поступила в редакцию 5 сентября 2016 г.; принята к печати 3 июля 2017 г.

Контактная информация

Ефремов Сергей Александрович — кандидат экономических наук; efremofsergey@mail.ru Efremov Sergey A. — PhD; efremofsergey@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.