Научная статья на тему 'Бюджетное финансирование сельского хозяйства региона: назначение, состояние, проблемы'

Бюджетное финансирование сельского хозяйства региона: назначение, состояние, проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ЗАКРЕДИТОВАННОСТЬ / BUDGET FINANCING / CO-FINANCING / AGRICULTURE / REGIONAL BUDGET EXPENDITURES / ACCOUNTS PAYABLE / DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наминова Кермен Антоновна

Исследование посвящено бюджетному финансированию сельского хозяйства региона: назначению, состоянию, проблемам. Выделены ключевые направления бюджетного финансирования сельского хозяйства региона. Установлена причина невозможности обеспечения региона в достаточном объеме средств государственной поддержки из федерального бюджета. Современное состояние сельского хозяйства в Республике Калмыкия показывает рост. Вместе с тем, автор подчеркивает, что финансовые проблемы в развитии сельского хозяйства имеют системный характер. Проведен анализ реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия, их финансирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET FINANCING OF AGRICULTURE IN THE REGION: PURPOSE, STATUS, PROBLEMS

The study is devoted to the budget financing of agriculture in the region: purpose, condition, problems. The key areas of budget financing of agriculture in the region are identified. The reason of impossibility of providing the region with sufficient funds of the state support from the Federal budget is established. The current state of agriculture in the country shows growth. At the same time, the author emphasizes that financial problems in the development of agriculture are systemic. The analysis of the implementation of departmental target programs and main activities in the context of subprograms of the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food of the Republic of Kalmykia, their financing.

Текст научной работы на тему «Бюджетное финансирование сельского хозяйства региона: назначение, состояние, проблемы»

УДК 332.12:336.1 ББК 65.32:65.26 Н 24

К.А. Наминова,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бизнеса и информационных систем в экономике Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова, г. Элиста. Тел.: +7 (906) 176-62-70, e-mail: ker-men.09@yandex.ru

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА: НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

(Рецензирование)

Аннотация. Исследование посвящено бюджетному финансированию сельского хозяйства региона: назначению, состоянию, проблемам. Выделены ключевые направления бюджетного финансирования сельского хозяйства региона. Установлена причина невозможности обеспечения региона в достаточном объеме средств государственной поддержки из федерального бюджета. Современное состояние сельского хозяйства в Республике Калмыкия показывает рост. Вместе с тем, автор подчеркивает, что финансовые проблемы в развитии сельского хозяйства имеют системный характер. Проведен анализ реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия, их финансирование.

Ключевые слова: бюджетное финансирование, софинансирование, сельское хозяйство, расходы регионального бюджета, кредиторская задолженность, за-кредитованность.

K.A. Naminova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Business and Information Systems in Economics, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista. Ph.: +7 (906) 176-62-70, e-mail: kermen.09@yandex.ru

BUDGET FINANCING OF AGRICULTURE IN THE REGION: PURPOSE, STATUS, PROBLEMS

Abstract. The study is devoted to the budget financing of agriculture in the region: purpose, condition, problems. The key areas of budget financing of agriculture in the region are identified. The reason of impossibility of providing the region with sufficient funds of the state support from the Federal budget is established. The current state of agriculture in the country shows growth. At the same time, the author emphasizes that financial problems in the development of agriculture are systemic. The analysis of the implementation of departmental target programs and main activities in the context of subprograms of the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food of the Republic of Kalmykia, their financing.

Keywords: budget financing, co-financing, agriculture, regional budget expenditures, accounts payable, debt.

Сельское хозяйство является базисом обеспечения продовольственной безопасности любой страны. Данный постулат позволяет сделать вывод о том, что государство играет управляющую роль в сфере регулирования сельского хозяйства. В связи с этим отметим, что созданы и создаются конкретные условия для поддержки агропромышленного комплекса в виде субсидий, льготного кредитования, компенсации затрат, инвестиций.

Калмыкия позиционирует себя как сельскохозяйственная республика, состоящая из 90 сельскохозяйственных предприятий, 3474 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 60 000 личных подсобных и индивидуальных хозяйств.

Бюджетное финансирование сельского хозяйства Калмыкии осуществляется по следующим направлениям:

- единая субсидия;

- несвязанная поддержка в области растениеводства. Введение данной формы поддержки заменило собой субсидии на компенсацию части затрат на приобретение различных материальных ресурсов, в том числе на ГСМ и субсидии на минеральные удобрения и средства защиты растений;

- инвестиционное кредитование в АПК;

- мелиорация;

- устойчивое развитие сельских территорий.

Государственная политика в области снижения количества субсидий позволило каждому региону определить приоритетные направления

развития сельского хозяйства, что позволяет эффективнее использовать выделенные бюджетные средства. Так, для Республики Калмыкия основными приоритетами в 2018 г. являются следующие:

1) в рамках обеспечения продовольственной независимости Российской Федерации - развитие племенного животноводства; развитие элитного семеноводства;

2) в рамках сохранения и развития традиционных видов производства сельскохозяйственной продукции: поддержка производства шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец, поддержка мясного скотоводства, поддержка мясного табунного коневодства, поддержка овцеводства и козоводства;

3) в развитие малых форм хозяйствования: поддержка фермерских хозяйств, поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.

В табл. 1 представлено исполнение расходов федерального бюджета и бюджета Республики Калмыкия, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

Из данных, представленных в табл. 1, следует, что при сохранении условий софинансирования именно ограниченность средств республиканского бюджета не позволила обеспечить в достаточном объеме привлечение средств государственной поддержки из федерального бюджета.

Современное состояние сельского хозяйства в республике показывает

Таблица 1

Исполнение расходов федерального бюджета и бюджета Республики Калмыкия, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по состоянию

на 25 октября 2018 г. [1]

Показатели Предельный объем финансирования на текущую дату, млн руб. Перечислено сельхозтоваропроизводителям за счет средств бюджетов, млн руб. % исполнения средств бюджетов

Федеральный бюджет 675,2 592,4 87,7

Бюджет Республики Калмыкия 51,7 37,8 73,2

рост, так, по статистическим данным, индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства в 2017 году составил 101,1%, в том числе продукции животноводства -98,8%, продукции растениеводства -110,1% [2].

Объем продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств увеличился с 21,1 млрд руб. в 2015 г. до 25,9 млрд руб. в 2017 г., структурно наибольший прирост обеспечила продукция животноводства, на 17,7 млрд руб. и 20,4 млрд руб., соответственно. Преимущественно выполнение данного показателя в 2018 г. обеспечили, в первую очередь, хозяйства населения - 54,05%, далее крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели - 32,43%, сельскохозяйственные организации - 13,51% [2].

Рентабельность проданных товаров составила в 2017 г. 11,4% [2]. В динамике наблюдается снижение показателя. Внешнеэкономическая направленность экономики страны в области сельского хозяйства повлияла на рост арендной платы за пользование землями сельскохозяйственного назначения, стоимости кормов, опережающий рост цен на материально-технические ресурсы в сравнении с ростом закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, ростом тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Указанные причины явились толчком для ликвидации части хозяйств региона.

Сложившаяся ситуация повлияла на прогрессирующий рост кредиторской задолженности по полученным кредитам банков и предоставленным займам. Несмотря на государственную поддержку на обслуживание кредитов для отрасли сельского хозяйства в регионе в размере 104,6 млн руб. в 2017 г., объем задолженности сельскохозяйственных предприятия и крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей по

кредитам и займам за этот же период составил 3,4 млрд руб. [2]. Исходя из следующего определения кредита, представленного в Законе «О банках и банковской деятельности» [3], «особый вид кредитных отношений, с предоставлением денежных ресурсов разным категориям товаропроизводителей кредитными организациями в сочетании с государственным регулированием», можно утверждать, что кредитные отношения банков с сельским хозяйством складываются с учетом отраслевых и внутриотраслевых особенностей сельскохозяйственного производства, что определяет его менее благоприятное положение для кредитования по сравнению с другими отраслями экономики. Основными причинами отказа в кредите для субъектов сельского хозяйства региона являются традиционные: недостаточность залоговой базы, неудовлетворительная кредитная история. Вместе с тем, для аграриев Калмыкии присуща проблема закредитованности.

Оценка эффективности реализации ведомственных целых программ в разрезе подпрограмм Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы позволяет представить следующие результаты (табл. 2).

Реализация Государственной программы в 2017 году осуществлялась по 10 подпрограммам [4]. Финансирование подпрограммы 4 «Развитие рыбохозяйственного комплекса», подпрограммы 6 «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в 2017 г. не осуществлялось. Эти данные показывают тревожный знак для развития регионального сельского хозяйства, статистические данные свидетельствуют, что в последние годы происходит уменьшение парка основных видов техники, так, например, если в 2015 г. тракторов в отрасли насчитывалось 930 штук, то в 2017 г. -731 трактор, на 1000 га пашни за

Таблица 2

Анализ реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Республики Калмыкия [5]

Подпрограммы

Направления поддержки в 2017 г., их финансирование

1

2

Ф cd

К я

н ^

В и-

8 §

dg 8

% к

v и

т-Ч Ф

I I

5 а Й s

6 ч Й Ü о ^ В "

3 о

о Ч

К о

м в

S Я К Н

я ф

н

в

ф

н %

Л

н к а

и

ft чу ц

Несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства. Объем поддержки по данному направлению составил 66,6 млн. рублей.

Возмещение части затрат на приобретение элитных семян. Объем поддержки по данному направлению составил 15,4 млн рублей.

Государственная поддержка кредитования подотрасли растениевод-ства. Сумма поддержки по данному направлению составила 2,3 млн. рублей.

Возмещение части затрат на закладку

и уход за виноградниками. Объем поддержки по данному направлению

составил 0,357 млн рублей.

Возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями. Объем поддержки по данному направлению составил 1,6 млн рублей.

cd я

Е-<

О

Ч О

w Я EHgB

ОЧИ

НФ"

ES в S

я „ ti

«cd«

РчНц;

cd яр f- Bs

S ^ cd о

ft я

f4

о ft в

4

о

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

Cd

со К 4 cd ф ft

Поддержка племенного животноводства (без КРС мясного направления). На предоставление субсидий племенных заводам и племенным репродукторам было направлено 87,7 млн рублей.

Возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз. Профинансировано 71,9 млн рублей.

Возмещение части затрат по наращиванию мясных табунных лошадей. Профинансировано 1,6 млн рублей.

Государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства. Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства. Профинансировано 0,1 млн рублей.

Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства. Профинансировано 0,4 млн рублей.

ф

к

Е-< *

К й

Я Я

со Н

cd о

CL, Ч

» О Я

СО О

cd g

| К

Е о

о 0

О и

Л 5

в ts

о ^ К

Субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления. Профинансировано 66,3 млн рублей.

Возмещение части процентной ставки по инвестиционным

кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства.

Профинансировано 71,7 млн рублей.

Возмещение части затрат на откорм мясного молодняка крупного рогатого скота при реализации в возрасте до 2 лет и субсидии на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород. Профинансировано 103,8 млн рублей.

* «Ъ

се ю

I Я

мр ае & я

£ я

да

И1^

Финансирование Подпрограммы, в том числе ведомственной целевой программы «Развитие аквакультуры в Республике Калмыкия на 2015-2017 годы» из республиканского бюджета в 2017 году не осуществлялось.

Продолжение таблицы 2

2

св

а

Ш *

& к

н в

g S

К g

ее Ч,В SgK

св А h О

А =

Н О

к

о X

S

А

О

Поддержка начинающих фермеров осуществляется посредством предоставления грантов. По результатам конкурсного отбора

отобраны для реализации проекты 105 начинающих фермеров. Профинансировано всего 104,5 млн руб.

Развитие семейных животноводческих ферм также осуществляется посредством предоставления грантов. В рамках данного мероприятия в 2017 году 10 крестьянских (фермерских) хозяйств получили государственную поддержку. Профинансировано всего 29,5 млн. руб.

Предоставление грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на укрепление материально-технической базы. На реализацию указанного мероприятия направлено 6,3 млн руб. Государственная поддержка оказана 1 СПоК.

СП ®

« *

| К

s и

се се

п а

h о

о ®

t

о х

К £

2як йон в я

к я

- в

и

се ~

к Sä

8 и *

осе щ

§ § g

В и

Финансирование Подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» из республиканского бюджета в 2017 году не осуществлялось.

t>

се

се Ф

& Я

м Б.

¡2 в

& w

В в

Э се

о х

к 3

О м

Й в

s е„

В=В ®

се ®

Мероприятия, предусмотренные Подпрограммой, профинансированы в размере 246,9 млн рублей, в том числе строительство, реконструкция и модернизации мелиоративных систем - 64,6 млн рублей, фитомелиоративные мероприятия -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

182,3 млн рублей.

в

ф се

=В и

£ °

8 ° В*?

ft S

А Н

£ н

Н о

х 5 в &

к 2

о в

hP cö

ч В о В

S s я g

СО

В £

5" «?

■В*

S 4

S се се Ü л ^ h в о х

н ю

П8

За счет средств федерального бюджета профинансировано 85,6 млн руб., в том числе на мероприятия:

- по улучшению жилищны х условий граждан, проживающих в сельской

местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов -4,94 млн руб.;

- по развитию водоснабжения в сель-

ской местности - 25,6 млн руб.;

- по развитию сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности - 1,2 млн руб.;

- по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской

местности - 2,96 млн руб.; - по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности - 0,83 млн руб.;

- по развитию сети учреждений куль-турно-досугового типа в сельской местности - 13,59 млн руб.;

- по развитию сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым

объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции - 36,5 млн руб.

По состоянию на 01.01.2018 г., профинансировано за счет средств республиканского бюджета - 51,9 млн руб., в том числе на мероприятия: - по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов - 2,12 млн руб.;

- по развитию водоснабжения в сельской

местности - 12,48 млн руб.; - по развитию газификации в сельской местности - 6,17 млн руб.;

- по развитию сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности -

0,67 млн руб.;

- по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности - 1,27 млн руб.;

- по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности - 0,39 млн руб.;

- по развитию сети учреждений культур-но-досугового типа в сельской местности

- 5,82 млн руб.;

- по развитию сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции - 23,04 млн руб.

1

Продолжение таблицы 2

1 2

Подпрограмма 9 «Обеспечение реализации Государственной программы» На реализацию подпрограммы было направлено 70,3 млн рублей.

Подпрограмма 10 «Развитие коневодства» На реализацию подпрограммы было направлено 1,6 млн рублей.

этот же период приходилось 9 тракторов, то уже в 2017 г. - 6,1 единицы [2]. Кроме того, сельскохозяйственная техника - морально устаревшая, имеет высокую степень износа. Подобная тенденция негативно сказывается на сборе урожая, приводя 10 его значительным потерям.

Необходима техническая модернизация сельскохозяйственного производства. В республике не внедряются научные результаты в агропромышленное производство, все так же используется ручной труд, отсталые технологии.

■ Управление ветеринарии Республики Калмыкия Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия

■ Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики К а лмыкия

Рис. 1. Исполнение Государственной программы развития сельского хозяйства ирегулированиярынковселъскохозяйственной продукции, сыръяипродоволъствияРеспубликиКалмыкияпоее участникамв2017г.,%

По всем остальным ведомственным целевым программам и Пос-новным мероприятиям в разрезе подпрограмм Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия наблюдаются положительные результаты.

В общем за счет средств республиканского бюджета было профинансировано мероприятий на сумму 310,8 млн руб., что составляет 96,3% от запланированного объема бюджетных средств. На рис. 1 отражено исполнение данной программы по ее участникам.

В заключение отметим, что бюджетное финансирование сельского

хозяйства региона является неотъемлемой частью в современных условиях, с его помощью ситуация в регионе изменилась в лучшую сторону.

Примечания:

1. По данным официального сайта Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://mcx.ru/.

2. Калмыкия в цифрах, 2018: краткий стат. сб. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. Элиста, 2018. 140 с.

3. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 03.08.2018) // СПС КонсультантПлюс. М., 2018.

4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы: постановление Правительства Республики Калмыкия от 29 ноября 2012 г. № 457. URL: http://docs.cntd. ru/document/460202702.

5. По данным официального сайта Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия. URL: http://mcx.rk08.ru/.

References:

1. According to the official website of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. URL: http://mcx.ru/.

2. Kalmykia in figures, 2018: a brief statistical compendium / Office of the Federal State Statistics Service for the Astrakhan Region and the Republic of Kalmykia. Elista, 2018. 140 p.

3. On banks and banking: Feder. Law of December 2, 1990 No. 395-1 (as amended on August 3, 2017) // ConsultantPlus. M., 2018.

4. On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of the Markets for Agricultural Products, Raw Materials and Food of the Republic of Kalmykia for 2013-2020: Resolution of the Government of the Republic of Kalmykia dated November 29, 2012 No. 457. URL: http://docs. cntd.ru/ document / 460202702.

5. According to the official website of the Ministry of Agriculture of the Republic of Kalmykia. URL: http://mcx.rk08.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.