Научная статья на тему 'Государственная поддержка в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства'

Государственная поддержка в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3452
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AGRICULTURE / SUBSIDIES / STATE SUPPORT / AGRARIAN POLICY / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СУБСИДИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Наталья Владимировна, Шаповалова Галина Ивановна

В настоящее время, в условиях импортозамещения и ориентации на экспорт, особую актуальность стали приобретать проблемы развития сельского хозяйства. Отрасль нуждается в активной поддержке со стороны государства, в связи со специфическими особенностями, свойственными данному сектору экономики, необходимой для эффективного функционирования, динамического развития, а также поддержания высокого уровня конкурентоспособности. Государственная поддержка должна обеспечивать благоприятные условия для функционирования отечественных товаропроизводителей, стимулировать производство высококачественной продукции, а также повышать конкурентоспособность сельскохозяйственных товаров и услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В данной статье были выявлены факторы, обуславливающие потребность агропромышленного производства в государственной поддержке, установлены основные направления финансирования агропромышленного комплекса в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы; приведены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации; представлена структура государственного субсидирования фермерских хозяйств в различных регионах, а также рассмотрен новый кредитный продукт с низкой процентной ставкой, подбираемой индивидуально для каждого заемщика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климова Наталья Владимировна, Шаповалова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT IN THE ACHIEVEMENT OF TARGET INDICATORS OF THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURE

Currently, we experience particular problems of development of agriculture in conditions of import substitution and export. The industry needs active support from the government due to the specific features, which are typical to this sector of the economy, and necessary for the effective functioning and dynamic development, and maintaining a high level of competitiveness. Government support has to provide favorable conditions for functioning of domestic producers to stimulate the production of high quality products, and to increase the competitiveness of agricultural products and services in both domestic and foreign markets. In this article, factors have been revealed, which lead to the need of agricultural production state support The main directions of financing of the agro-industrial complex were established within the framework of the state program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020; the rules for granting and distribution of subsidies from the Federal budget to constituent entities of the Russian Federation; the structure of government subsidies to farmers in different regions, and also considered a new loan product with a low interest rate, which is adjusted individually for each borrower

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства»

УДК 338.43.02

08.00.00 Экономические науки

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Климова Наталья Владимировна д.э.н., профессор

Шаповалова Галина Ивановна Магистрантка экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет им И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

В настоящее время, в условиях импортозамещения и ориентации на экспорт, особую актуальность стали приобретать проблемы развития сельского хозяйства. Отрасль нуждается в активной поддержке со стороны государства, в связи со специфическими особенностями, свойственными данному сектору экономики, необходимой для эффективного функционирования, динамического развития, а также поддержания высокого уровня конкурентоспособности. Государственная поддержка должна обеспечивать благоприятные условия для функционирования отечественных товаропроизводителей, стимулировать производство высококачественной продукции, а также повышать конкурентоспособность сельскохозяйственных товаров и услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В данной статье были выявлены факторы, обуславливающие потребность агропромышленного производства в государственной поддержке, установлены основные направления финансирования агропромышленного комплекса в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы; приведены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации; представлена структура государственного субсидирования фермерских хозяйств в различных регионах, а также рассмотрен новый кредитный продукт с низкой процентной ставкой, подбираемой индивидуально для каждого заемщика

Ключевые слова: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС, СУБСИДИИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

Рок 10.21515/1990-4665-130-053

UDC 338.43.02 Economic sciences

STATE SUPPORT IN THE ACHIEVEMENT OF TARGET INDICATORS OF THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURE

Klimova Natalia Vladimirovna Doctor of Economic science, professor

Shapovalova Galina Ivanovna Master student of the Economics department Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia

Currently, we experience particular problems of development of agriculture in conditions of import substitution and export. The industry needs active support from the government due to the specific features, which are typical to this sector of the economy, and necessary for the effective functioning and dynamic development, and maintaining a high level of competitiveness. Government support has to provide favorable conditions for functioning of domestic producers to stimulate the production of high quality products, and to increase the competitiveness of agricultural products and services in both domestic and foreign markets. In this article, factors have been revealed, which lead to the need of agricultural production state support The main directions of financing of the agro-industrial complex were established within the framework of the state program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 20132020; the rules for granting and distribution of subsidies from the Federal budget to constituent entities of the Russian Federation; the structure of government subsidies to farmers in different regions, and also considered a new loan product with a low interest rate, which is adjusted individually for each borrower

Keywords: AGRICULTURE, AGRICULTURE, SUBSIDIES, STATE SUPPORT, AGRARIAN POLICY

Агропромышленный комплекс является одной из важнейших отраслей российской экономики. В АПК сконцентрировано порядка 14 % ос-

новных производственных мощностей, около 15 % всех трудовых ресурсов, производится белее 7 % валового внутреннего продукта. В последнее время со стороны государства данному комплексу уделяется особое внимание, так как высокий уровень продовольственной безопасности в совокупности с эффективным механизмом функционирования комплекса, являются основой стабильности страны.

Адаптация механизма господдержки хозяйствующих субъектов к современным условиям должна способствовать единению организационно-экономических, социально-трудовых и административно-правовых процессов, формируя тем самым эффективное конкурентоспособное производство. Этим обуславливается острая необходимость реновации настоящего механизма господдержки, способного обеспечить качественный рост в аграрном секторе экономики. Государственная поддержка является основным экономическим инструментом аграрной политики в России, который реализуется посредством субсидирования.

В настоящее время, реализация аграрной политики России осуществляется посредством Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая ориентирована на приоритетную поддержку животноводства, что связано с политикой импорто-замещения и нашло свое отражение в структуре финансирования [1].

Можно выделить ряд причин, обуславливающих необходимость государственной поддержки АПК:

1. Специфика сельского хозяйства - зависимость от природных ресурсов, сезонной, влияние факторов окружающей среды. Эти факторы не позволяют рыночным механизмам функционировать с такой же эффективностью, как в других отраслях экономики.

2. Снижение уровня эффективности производства отечественного сельхозпроизводства, обусловленного снижением технологического уровня и утратой финансовой независимости.

3. Изъятие дохода и диспаритет цен, являющиеся реальной угрозой для аграрной экономики. Ежегодно через систему цен изымается порядка 8-10 % валовой продукции.

Данные факторы указывают на необходимость повышения роли государства в поддержке аграрного комплекса. Усиление регулирующего воздействия со стороны правительства является объективной потребностью для эффективного функционирования АПК. Реализация механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов в современных условиях должна обеспечивать базовое единство организационно-экономических, социально-трудовых и административно-правовых процессов, а также формировать эффективное конкурентоспособное агропромышленное производство, гарантирующее продовольственную безопасность страны. Государственная поддержка в России является важнейшим экономическим инструментом в рамках аграрной политики. Она реализуется преимущественно посредством субсидирования производства. Данная поддержка направляется на компенсацию части затрат на производство продукции в целях последующего расширения воспроизводства, что будет оказывать позитивное влияние на продовольственную безопасность страны.

В 2012 году была разработана и утверждена госпрограмма, которая по сути является стратегией развития агропромышленного комплекса, включающей в себя определенный план действий. Данная стратегия позволит отработать наиболее эффективные механизмы регулирования рынков, продовольственных продуктов и сырья до 2020 года. Ключевая задача программы заключается в создании стабильно функционирующего агропромышленного комплекса. В рамках программы планируется рост индек-

са производства сельскохозяйственной продукции минимум до 120 %, а индекса инвестиций в основной капитал - до 140 %.

Государственная программа предполагает реализацию ряда мероприятий, затрагивающих весь агропромышленный комплекс:

1. Активное развитие приоритетных отраслей АПК;

2. Создание надежной материально-технической базы;

3. Рост доходности товаропроизводителей;

4. Формирование устойчивой сельской кооперации;

5. Стабильное развитие и рационализация использования сельскохозяйственных угодий.

При разработке стратегии в программе был выделен ряд подпрограмм:

1. Развитие отрасли растениеводства с организацией дальнейшей переработки и реализации выращенной продукции;

2. Поддержка отрасли животноводства с организацией производства и сбыта продукции;

3. Развитие мясного скотоводства;

4. Поддержка со стороны государства, в том числе субсидирование, малых форм крестьянского и фермерского хозяйства;

5. Освоение и внедрение инновационных технологий;

6. Модернизация производственных процессов;

7. Устойчивое развитие сельскохозяйственных отраслей;

8. Мелиоративное освоение земель [6].

Реализация данных программ должна принести следующие результаты:

1. Рост ассортимента сельскохозяйственной продукции высокого качества;

2. Внедрение инновационных технологий в агропромышленный комплекс;

3. Создание новых рабочих мест;

4. Расширение рынков сырья;

5. Реальный рост заработной платы в АПК;

6. Стабильное развитие сельскохозяйственной отрасли в будущем.

Принятая стратегия развития будет являться драйвером для прогрессивного развития, однако для этого необходима финансовая поддержка государства.

В 2017 году Правительством России планируется выделение из госбюджета средств в сумме, превышающей 240 млрд. рублей, которые будут направлены на развитие сельскохозяйственного производства. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» 31 марта 2017 года было подписано постановление с параметрами финансирования государственной программы. В государственную программу включены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на:

-оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

-повышение продуктивности в молочном скотоводстве;

-содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса;

-возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе;

-возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования;

-возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах [5].

В целом на развитие сельского хозяйства из федерального бюджета в 2016 году были выделены субсидии в сумме 155,5 млрд. рублей, из которых:

- 12 млрд. руб. на субсидирование краткосрочных кредитов и займов;

- 56 млрд. руб. на субсидирование инвестиционных кредитов;

- 12 млрд. руб. на субсидирование затрат по созданию и модернизации объектов АПК;

- 2,5 млрд. руб. на субсидирование затрат по уплате страховой премии, начисленной в рамках договора сельскохозяйственного страхования;

- 11,5 млрд. руб. на возмещение скидки, предоставляемой сельскохозяйственным товаропроизводителям при покупке техники.

Возмещение Краткосрочные

скидки при кредиты и займы

Затраты по уплате покупке с/х 13% гтрашои премии техники

11%

Рисунок 1 - Основные направления субсидирования сельского хозяйства

в 2016 году

С текущего года заработало льготное кредитование, среднегодовая ставка не превышает 5 %. Помимо этого, снижение к требованиям размера уставного капитала банка вдвое (с 20 до 10 млрд. руб.) увеличил круг аккредитованных банков.

Кроме субсидий возможно получение кредитов на льготных условиях. ОАО «Россельхозбанк» предлагает воспользоваться специальным кредитным продуктом, в рамках которого процентная ставка подбирается индивидуально под каждого заемщика. Благодаря действию такой лояльной программы кредитования возможен заем до 15 млн. руб. со сроком погашения до 10 лет. Такая финансовая поддержка со стороны государства позволяет небольшому фермерскому хозяйству в течение 5 лет превратиться в успешное сельскохозяйственное предприятие с высоким уровнем доходности.

Правительственная поддержка приоритетных точек роста значительно повышает рост интереса инвесторов к молочному и мясному скотоводству, овощеводству и садоводству, несмотря на длительный срок окупаемости в данных отраслях. По результатам 2016 года сохранился рост инвестиционной активности: на 1 рубль господдержки привлекалось более 6 рублей инвестиций. Данный факт свидетельствует об эффективности работы экономических рычагов, задача которых заключается в стимулировании развития сельскохозяйственных отраслей.

Рост инвестиционной активности стимулирует обновление и создание новых производственных мощностей, повышая тем самым производительность труда, уровень материального достатка работников и увеличивая количество рабочих мест. По результатам прошлого года рост заработной платы в сельском хозяйстве в среднем по России превысил 10 %, а средний уровень оплаты труда в данной сфере - до 24 тыс. руб.

Благодаря принятой программе сохраняется приемлемый уровень рентабельности и наблюдается рост количества прибыльных хозяйств.

Наблюдается положительная динамика прибыльных и вышедших из банкротства предприятий (за последние 5 лет данный показатель вырос с 55 % до 80%).

Существенный рост наблюдается в секторе кредитования отрасли. Объем выданных средств выросли более чем в 1,5 раза и составили на конец 2016 года почти 1 трлн. рублей. Также наблюдается рост выданных инвестиционных кредитов - в 1,6 раза (260 млрд. рублей) и кредитов для полевых сезонных работ - в 1,3 раза (250 млрд. рублей).

Наиболее динамичный рост наблюдается в секторе фермерских хозяйств: в 2016 году рост производства составил 15 %, что превышает темпы роста данного показателя в сельскохозяйственных организациях на 7 %. Общий вклад фермерства в сельскохозяйственное производство стабильно растет и уже составляет порядка 13 % от общей суммы произведенной продукции.

В рамках программы предусмотрены субсидии фермерским хозяйствам. Это позволит создать надежную материально-техническую базу для эффективной работы субъектов хозяйствования. Для получения финансовой помощи необходимо соответствовать ряду критериев. Данная программа предусматривает субсидирование при создании фермерского хозяйства (максимально предусмотренная сумма выплат - 1,5 млн. руб.), а также единовременную выплату процентов и организации бытовых условий начинающего фермера (250 тыс. руб.).

Таблица 1 - Сводная информация по мерам государственной поддержки в виде краткосрочных кредитов

Федеральный округ Краткосрочные кредиты (по льготному механизму), млн. руб. в 2016 г. 2017 год (01.01.2017-01.04.2017) Доп. потребность на доведение размеров лимитов до уровня 2016 г. Лимиты в случае выделения дополнительных средств ФБ

Краткосрочные кредиты (по льготному механизму), млн. руб. Удельный вес по РФ, % Отклонение к 2016 г., млн. руб. Итоговый лимит, млн. руб. Удельный вес по РФ, % Отклонение к 2016 г., млн.руб.

Центральный ФО 4 733,0 5 106,0 45,2 107,9 592,2 5 698,2 37,83 0,12

Северо-Западный ФО 582,8 571,9 5,1 98,1 50,7 622,5 4,13 0,11

Южный ФО 1 022,4 2 117,8 18,8 207,2 74,8 2 192,6 14,56 0,21

Северо-Кавказский ФО 763,2 362,1 3,2 47,4 412,2 774,3 5,14 0,10

Приволжский ФО 3 194,5 1 797,7 15,9 56,3 1 471,2 3 268,9 21,70 0,10

Уральский ФО 799,7 357,8 3,2 44,7 441,9 799,7 5,31 0,10

Сибирский ФО 1 238,2 744,3 6,6 60,1 586,4 1 330,7 8,84 0,11

Дальневосточный ФО 357,7 229,0 2,0 64,0 145,3 374,3 2,49 0,10

Итого 12 691,5 11 286,6 100,0 88,9 3 774,7 15 061,3 100,0 0,12

сельскому хозяйству РФ в 2016-2017 гг.

.kubagro.ru/2017/06/рёГ/53.рёГ

Таблица 2 - Рейтинг регионов по субсидированию фермерских хозяйств в

2016 году, тыс. руб. [2]

Наименование субъекта РФ На развитие семейных животноводческих фирм На создание и развитие фермерского хозяйства Субсидии на с/х земли Итого

1. Ставропольский край 149 040 172 900 0,00 321 940,0

2. Республика Дагестан 109 406 150 907 0,00 260 313,0

3. Ростовская область 72 582 99 073 1 297,2 172 952,2

4. Республика Саха 58 933 88 359 0,00 147 292,0

5. Республика Башкортостан 45 140 62 817 62,18 108 019,2

6.Кабардино-Балкарская Республика 42 321 61 590 0,00 103 911,0

7. Краснодарский край 74 984 27 861 0,00 102 845,0

8. Чеченская республика 43631 58 673 0,00 102 304,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Республика Калмыкия 33 285 46 173 0,00 79 458,0

10. Волгоградская область 32 644 43 506 2 872,6 79 022,6

11. Саратовская область 31 525 43 292 2 739,0 77 556,0

12. Алтайский край 31790 44 864 0,00 76 654,0

13. Оренбургская область 26 915 36 739 1 806,1 66 233,9

14. Иркутская область 25 781 35 839 2 253,3 63 873,3

15. Воронежская область 24 243 32 908 589,0 57 739,7

16. Республика Крым 22 686 34 772 0,00 57 458,0

17. Республика Татарстан 22 723 31 301 1 806,1 55 830,0

18. Астраханская область 24 413 29 364 542,0 54 319,0

19. Московская область 22 312 29 695 39,8 52 046,8

20. Республика Хакасия 19 591 29 363 2 695,4 51 649,4

Другие регионы 511 055 740 004 96 524,0 1 347 583,0

Всего 1 425 000 1 900 000 114 000 3 439 000,0

До 2020 года планируется выделение 85 млрд. рублей для оказания безвозмездной помощи начинающим фермерам и семейным хозяйствам.

В рамках программы «Начинающий фермер» возможно получение средств для развития бизнеса на начальном этапе. Гаранты выдаются государством, однако в каждом регионе действуют собственные программы поддержки

фермерских хозяйств, поэтому в их рамках могут быть также предусмотрены и дополнительные субсидии.

В 2017 году на мероприятия в рамках единой субсидии предусмотрено 36 млрд рублей. Дефицит средств на 2017 год не позволил учесть дополнительную потребность в средствах на закладку садов и поддержку фермеров для сохранения набранных темпов роста. Однако данные меры пользуются спросом, в очереди на получение гарантов стоят около 7 тысяч фермерских хозяйств и кооперативов. Потребность на гаранты малым формам превышает 11 млрд. рублей.

Министерством сельского хозяйства РФ была проведена работа по консолидации субсидий, направленных на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции. Так как развитие малых форм хозяйствования является приоритетным направлением, из 36 млрд. рублей федеральных средств единой субсидии на поддержку развития фермеров и кооперативов в 2017 году будет направлено 7,5 млрд. рублей или 21,2% средств. Из этого объема на поддержку начинающих фермеров запланировано перечислить порядка 3,1 млрд рублей; на развитие семейных животноводческих ферм - 3,2 млрд. рублей; на гранто-вую поддержку кооперативов - 1,6 млрд. рублей [7].

Крупные предприятия являются локомотивом развития сельских территорий, так как вблизи их расположения всегда появляются различные коммуникации (свет, газ, прокладываются дороги), однако фермеры могут стать средним классом на селе и стать фундаментом отрасли в целом.

Именно поэтому поддержка фермеров является приоритетным направлением работы министерства, и в новом механизме льготного кредитования была зафиксирована 20-ти процентная квота для малых форм хозяйствования.

Изменение условий предоставления займов и кредитов для сельского хозяйства, в том числе снижение процентных ставок, а также рост объемов субсидирования повлекло за собой количественных рост компаний, которые воспользовались внешними источниками финансирования в виде субсидий.

Таблица 3 - Динамика сельскохозяйственных организаций, воспользовавшихся внешними источниками финансирования с целью поддержки и развития бизнеса, %

Оцениваемый признак 2015 год 2016 год Отклонение, + -

Всего 83 94 11

Компании с годовой выручкой менее 10 млрд. руб. 88 100 12

Компании с годовой выручкой более 10 млрд руб. 80 90 10

Компании с краткосрочной стратегией развития 86 100 14

Компании с долгосрочной стратегией развития 82 89 7

Компании, положительно оценивающие состояние АПК 80 92 12

Компании, отрицательно оценивающие состояние АПК 88 100 12

Компании с численностью менее 1 тыс. сотрудников 91 100 9

Компании с численностью более 1 тыс. сотрудников 71 88 17

Так как льготные кредиты оказались высоко востребованными, а выделенные средства практически в полном объеме освоены, согласно прогнозам, для обеспечения осенних полевых работ краткосрочными кредитами потребуется выделение дополнительных средств - около 10 млрд. руб.

Регионы самостоятельно определяют объёмы кредитования по приоритетным направлениям и могут перераспределять средства между отраслями.

Для расширения числа получателей льготных кредитов, целесообразно предложить регионам не только определять лимит по направлениям, но и устанавливать на уровне региона максимальный размер кредита на одно предприятие. Данное ограничение верхней границы позволит сократить объём льготного кредитования на одно предприятие и предоставить субсидии большему количеству заёмщиков.

Важно отметить, что дефицит средств может повлечь за собой отказ инвесторов от реализации новых проектов в сфере АПК. Учитывая инерционность отрасли, это может привести к сокращению производства в течение двух-трех лет.

В заключение можно сделать вывод, что государственная поддержка аграрного сектора экономики в рамках принятой стратегии является мощным рычагом воздействия на рост эффективности функционирования сельского хозяйства. Принятое решение о льготном кредитовании и субсидировании позволит динамично развиваться как крупным предприятиям, так и небольшим фермерским хозяйствам, причем речь идет не только о росте эффективности производства и производительности в целом, но и качестве, оказывающим положительное влияние на конкурентоспособность производимой продукции. В свою очередь, достижение высокого уровня конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности станет инструментом для роста инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности отрасли, повышения уровня жизни и материального благосостояния, то есть рычагом для решения задач развития сельского хозяйства и сельских территорий, а также обеспечения продовольственной безопасности.

Список использованной литературы:

1. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.»: постановление от 14.07.2012 г № 717

2. Агропромышленный портал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://agro2b.ru/ru/

3. Климова Н.В., Семак Н.А. Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор повышения конкурентоспособности экономики России / Н.В. Климова, Н.А. Семак // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. - № 100. С.1034-1050.

4. Климова Н.В. Особенности регулирующего воздействия государства на агробизнес в зарубежных странах / Н.В. Климова // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. - № 90. С.713-729.

5. Министерство сельского хозяйства РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm

6. Официальный сайт Правительства России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/

7. Российская экономическая модель - 6: сценарии будущего. Под общей редакцией проф. А.И. Трубилина, В.И. Гайдука. Краснодар, КубГАУ. - 2016. -498 с.

References:

1. Gosudarstvennaja programma «Razvitie sel'skogo hozjajstva i regulirovanie ryn-kov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gg.»: postanov-lenie ot 14.07.2012 g № 717

2. Agropromyshlennyj portal. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: // agro2b. ru/ru/

3. Klimova N.V., Semak N.A. Gosudarstvennaja podderzhka sel'skogo hozjajstva kak faktor povyshenija konkurentosposobnosti jekonomiki Rossii / N.V. Klimova, N.A. Semak // Poli-tematicheskij setevoj jelektronnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2014. - № 100. S.1034-1050.

4. Klimova N.V. Osobennosti regulirujushhego vozdejstvija gosudarstva na agrobiznes v zarubezhnyh stranah / N.V. Klimova // Politematicheskij setevoj jelektronnyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2013. - № 90. S.713-729.

5. Ministerstvo sel'skogo hozjajstva RF. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm

6. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Rossii. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostu-pa: http://government.ru/

7. Rossijskaja jekonomicheskaja model' - 6: scenarii budushhego. Pod obshhej redakciej prof. A.I. Trubilina, V.I. Gajduka. Krasnodar, KubGAU. - 2016. -498 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.