Научная статья на тему 'Повышение эффективности бюджетных вложений в сельское хозяйство путем оптимизации ставок субсидий'

Повышение эффективности бюджетных вложений в сельское хозяйство путем оптимизации ставок субсидий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СУБСИДИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / AGRICULTURE / GRANTS / EFFICIENCY / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов Н. А., Гришакина Н. И.

Рассмотрена методика поиска оптимальных параметров системы субсидирования сельскохозяйственного производства с использованием имитационной модели. На примере сельского хозяйства Новгородской области обосновано увеличение эффективности бюджетных субсидий путем изменения ставок субсидий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности бюджетных вложений в сельское хозяйство путем оптимизации ставок субсидий»

УДК 338.43

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПУТЕМ ОПТИМИЗАЦИИ СТАВОК СУБСИДИЙ

Н.А.Семенов, Н.И.Гришакина

Институт экономики и управления НовГУ, gnisemm@mail.ru

Рассмотрена методика поиска оптимальных параметров системы субсидирования сельскохозяйственного производства с использованием имитационной модели. На примере сельского хозяйства Новгородской области обосновано увеличение эффективности бюджетных субсидий путем изменения ставок субсидий.

Ключевые слова: сельское хозяйство, субсидии, эффективность, оптимизация

In this article it is considered a technique of searching of the optimum subsidizing system parameters of agricultural production using simulation model. By the example of the Novgorod region agriculture the increase of the budget grants efficiency by changing grants's rates is proven.

Keywords: agriculture, grants, efficiency, optimization

Сельское хозяйство по праву считается одной из основополагающих сфер материального производства, играющей важную роль в жизнедеятельности всего общества. Именно продукция сельского хозяйства обеспечивает человечество продовольствием, а также служит источником сырья для других отраслей производства. В связи с этим вопросам развития отрасли должно уделяться самое пристальное внимание со стороны государства.

Для любого государства, в том числе и России, развитое сельское хозяйство является элементом национальной безопасности. Речь в этом случае идет о продовольственной безопасности, под которой следует понимать состояние экономики, при котором собственное сельскохозяйственное производство гарантирует физическую и экономическую доступность для граждан продовольственных товаров надлежащего качества в объемах не менее обоснованных норм потребления. Необходимость обеспечения продовольственной безопасности — одна из важнейших причин, по которой в настоящее время вопросам поддержки сельского хозяйства уделяется повышенное внимание [1].

Основным инструментом поддержки сельхозтоваропроизводителей является предоставление бюджетных субсидий. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов остро стоит вопрос о том, как получить максимальный эффект от расходуемых на ту или иную отрасль средств [2]. Критерием для оценки эффективности бюджетных субсидий может выступать уровень продовольственной безопасности, важнейшим элементом которой является достаточность физического объема собственного производства сельскохозяйственной продукции [3]. На примере сельского хозяйства Новгородской области исследуем, как изменится эффективность бюджетных вложений в отрасль при изменении ставок субсидий.

Для решения поставленной задачи использовали созданную авторами экономико-математическую модель, описывающую производственный процесс в сельском хозяйстве и влияние бюджетных субсидий на результаты производства. Модель, реализованная в среде имитационного моделирования AnyLogic на

основе имеющихся данных и описания взаимосвязи основных процессов в отрасли, позволяет прогнозировать динамику производства основных видов продукции сельского хозяйства и посредством изменения ставок бюджетных субсидий прогнозировать такое состояние отрасли, при котором будет обеспечиваться продовольственная безопасность на уровне региона. Отличие данной модели от других методов исследований в том, что используются не только факторные и результативные переменные, но моделируется весь процесс их взаимодействия. Иными словами, создается имитационная модель реального сельского хозяйства.

Созданная модель является динамической, в ней моделируется поведение во времени отдельных объектов системы: поголовье скота, объем производства сельскохозяйственной продукции, численность населения области и т.д. Изменение состояния системы во времени — это отклонение значений переменных в соответствии с законами, определяющими связи данных переменных и их зависимости друг от друга [4].

Реализация динамической модели подразумевает наличие некоторого периода, в течение которого модель функционирует. Задачу сформулировали следующим образом: в 2020 г. производство продукции сельского хозяйства в Новгородской области должно достигнуть объемов, обеспечивающих продовольственную безопасность региона: производство мяса — не менее 70 кг на душу населения в год, молока — не менее 300 кг, яиц — не менее 250 шт., более 95 кг зерна, а также не менее 95 кг картофеля и 120 кг овощей [5]. Обозначим данные критерии переменной Р$.

Ранее было сказано, что базис модели составляет имитация производственного процесса, поэтому опишем основные его элементы. В качестве переменных, характеризующих объем производства продукции, используем производство продукции в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах (Р^р) и производство продукции в хозяйствах населения (Рдт).

Объем производства в свою очередь определяется количественными и качественными факторами.

Среди количественных факторов основными являются такие, как поголовье основного скота в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах (ТЕ), поголовье не племенного скота в сельскохозяйственных организациях, фермерских хозяйствах и хозяйствах населения (БЬ, ЕЬ, ЫЬ), трендовые посевные площади в сельскохозяйственных организациях, фермерских хозяйствах и хозяйствах населения (ББ, ЕБ, ЫБ). Отдельно в модели должны быть учтены количественные переменные, характеризующие степень повышения качества стада и используемых семян. Такими переменными являются поголовье племенного скота (БЬ), маточное поголовье племенного скота (МЬ), выход приплода племенного скота (БЕ), посевная площадь элитными семенами (ЕБ).

Качественные показатели определяют интенсивность производственного процесса, именно повышение качественных характеристик способствует переходу от экстенсивного к интенсивному росту. В контексте описываемой модели основными качественными показателя являются такие, как продуктивность не племенного скота, племенного скота и средняя продуктивность (Ри, РБ, РА), убойный выход скота и птицы (БЕ), выход приплода на 100 племенных маток (1Е), удельный вес приплода, направляемого на расширение родительского стада (РЬ), урожайность репродукционных и гибридных семян, семян элиты и средняя урожайность (Еги, ЕгЕ, ЕгА), норма внесения семян под посевы (БЫ) и объем вносимых удобрений (ЕЯ).

В связи со спецификой производственного процесса в животноводстве, необходимо учитывать также коэффициенты выбытия в течение года племенного скота из основного стада и выбытия маточного племенного поголовья (БЬ, БМ). В связи с необходимостью ускоренного расширения племенного стада в модель следует ввести такой параметр, как количество дополнительно приобретаемого племенного скота (АЬ).

С учетом вышесказанного процесс производства продукции животноводства можно выразить следующей системой уравнений:

(1) (2)

а (ть )/аг=бь+еь+бь, (3)

РБ Е = ТЬ ■ РА ■ БЕ, РЫ = ЫЬ ■ Ри,

БЬ, ЕЬ = /(г) = «о +Х& (г),

г=1

а ( бь)/ аг=(мь ■ 1Е/100 • (1 - бе ■ рь а (мь)аг=(мь+бе ■ РЬпогт + аь) ■ бм Ри • (БЬ + ЕЬ + ЫЬ) + РБ • БЬ

РА = -

при

БЬ + ЕЬ + ЫЬ + БЬ

БЕ ~ и[БЕтт; БЕтах], Ри ~ и[ Ритп; Ритах],

РБ ~ и [ рБт1п ; РБтах ],

Е (1Е) =-

)л/2п

2с 2

,2 Л

а^,

(4)

)) ■ БЬ, (5) (6)

(7)

(8) (9)

(10)

(11)

где а0, у(г) — коэффициенты уравнения тренда и функционал в зависимости от формы регрессии; г — период (номер года); с — среднеквадратическое отклонение; 5 — параметр распределения, д — момент 2-го порядка.

Как следует из уравнений (1)-(7), данная система решается в динамике, а уравнения (8)-(11), задающие распределения случайных величин, вносят элементы неопределенности, которая свойственна производственному процессу в сельском хозяйстве и должна быть учтена в экономико-математической модели.

Математическая модель, описывающая динамику производства продукции растениеводства, представлена следующей системой уравнений:

РБ Е = (ББ + ЕБ + ЕБ) ■ ЕгА,

РЫ = ЫБ ■ Еги,

ТБ = ББ+ЕБ+ЕБ,

ББ, ЕБ = «0 +^ /г (г,е(Б),),

,=1

Еги, ЕгЕ = а0 +£/г (ЕЯ,е(Ег),),

ЕгА =

Еги ■ (ББ + ЕБ + ЫБ) + ЕгЕ ■ ЕБ ББ + ЕБ + ЫБ + ЕБ ’

при

Р(е( Ег ),) =-

а«,

Р(е(Б), ) =-

.к—1 2с2

,2 Л

а«,

где а0, /(г,е(Ег)) — коэффициенты уравнения тренда и функционал в зависимости от формы регрессии с учетом распределения остатков; е(Б), е(Ег) — регрессионные остатки.

В модель, описывающую динамику производства продукции растениеводства, также внесены элементы неопределенности, что выражается в учете случайной компоненты зависимости урожайности от внесения удобрений и в наличии отклонений от тренда в динамике посевной площади.

Отдельная подсистема описывает финансовое состояние сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств. Финансовое состояние производителей определяется количественными и качественными переменными. Основными качественными переменными являются цены производителей на реализуемую продукцию (Ргг) и себестоимость производства и реализации продукции (С,-).

С целью обеспечения продовольственной безопасности требуется увеличение производства продукции. Для постепенного роста объемов производства сельскохозяйственной продукции необходимо приобретение средств производства. Данный фактор в модели учтен в виде следующих параметров: увеличение площади посевов семенами элиты (АБ), дополнительный объем внесения удобрений (АЕ), дополнительное количество сельхозтехники (АТ), количество приобретаемого племенного скота (АЬ).

,=1

Ег

1

1

1

Для оценки расходов производителей на приобретение данных ресурсов необходимо введение в модель соответствующих ценовых переменных: цена 1 кг семян элиты (РгБ), цена 1 кг минеральных удобрений (РгЕ), цена единицы сельхозтехники (РгТ), цена за 1 голову племенного скота (РгС).

Взаимодействие факторов, характеризующих расширение производственных ресурсов и соответствующих им ценовых переменных, определяет дополнительные расходы производителей на приобретение семян элиты (ЛЕБ), удобрений (ЛЕЕ), сельхозтехники (ЛЕТ), племенного скота (ЛЕС). В сумме данные расходы образуют издержки на расширение объема производства (ЛЕ).

Рассматриваемая имитационная модель предполагает финансирование дополнительных расходов на расширение производства не только за счет субсидий, но и за счет собственных и заемных средств производителей. Величина необходимых заемных средств определяется как разница между дополнительными расходами на расширение производства и имеющимися собственными средствами производителей с учетом субсидий. Для описания динамики ссудной задолженности и расходов по ее обслуживанию используется ряд основных переменных: уплаченные проценты по кредитам (РС), сумма задолженности по кредитам (СС), средняя процентная ставка по полученным кредитам (КС), затраты на выплату суммы кредита и процентов (ЕС).

Описанные ранее параметры характеризуют производственный процесс и финансовое состояние производителей. На их основе определяются расходы бюджета на субсидирование сельхозтоваропроизводителей (Б), в том числе субсидий на уплату части процентов по кредитам (БС). Уровень субсидий в свою очередь характеризуется расчетной базой объема предоставляемых субсидий (ВБир), ставками субсидий (Бир) (оптимизируемый параметр) и ставками субсидий на уплату части процентов по кредитам и займам (БирР).

Финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей (прибыль или убыток В) и уровень бюджет-

ных субсидий описываются следующей системой уравнений:

В = 2 Р • (Ргг -Сг) + Б - ЛЕ + БС - ЕС, і=1

ЛЕ = ЛЕБ+ЛЕЕ+ЛЕТ+ЛЕС,

п

ЛЕБ = 2 БЫг ■ ЛБІ ■ РгБі,

і=1

п

ЛЕЕ = 2 ЛЕг Щ ■ РтЕі, і=1

п

ЛЕТ = 2ЛТ, ■РгТ,,

}=1

п

ЛЕС = 2ЛЦ ■ РгСі, і=1

п

Б = 2 Бирі ■ ВБирі + БС, і=1

БС = БирР ■ РС,

РС = СС ■ КС.

После подробного описания производственного процесса необходимо задать воздействующие на систему параметры, т. е. значения переменных Бир, и БирР. В качестве целевого функционала при определении оптимальных ставок субсидий выберем уравнение вида

ер=2 бт

при условиях

Р = 2 бт ^ тт

^=l

РЕ(2020) - РБ(2020) ■ О,85,

В, - 0,

где РЕ(2020) — фактический объем производства продукции сельского хозяйства на душу населения.

В результате реализации модели получаем конкретные ставки субсидий (табл.1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Смоделированные и действующие ставки субсидий

Назначение субсидии Ставка субсидии

расчетная действующая

На приобретение элитных семян зерновых культур, руб. за 1 кг 6 3,5

На приобретение элитных семян зернобобовых культур, руб. за 1 кг 6 4,5

На приобретение и внесение минеральных удобрений, руб. за 1 кг 3,2 3,2

На приобретение инкубационного племенного яйца, руб. за 1 шт 5 5

На приобретение племенного КРС, руб. за 1 кг живого веса 20 15

На приобретение племенных свиней, руб. за 1 кг живого веса 18 15

На приобретение племенных овец, руб. за 1 кг живого веса 20 15

На содержание племенного маточного поголовья коров, руб. за 1 голову 8000 4200 — 5200

На содержание племенного поголовья свиноматок, руб. за 1 голову 800 420

На компенсацию части затрат на приобретение сельхозтехники, % от фактических расходов 47 25

На содержание маточного поголовья, руб. за 1 голову 5000 2000 — 4000

На содержание поголовья свиноматок, руб. за 1 голову 740 400

На содержание поголовья овцематок, руб. за 1 голову 500 400

При указанных в табл.1 смоделированных ставках субсидий должно происходить планомерное увеличение производства сельскохозяйственной продукции до достижения уровня продовольственной безопасности. Помимо этого пересмотр ставок субсидий призван обеспечить повышение эффективности бюджетных вложений в сельское хозяйство.

Для оценки эффективности в данном случае использовали следующую методику. Так как первостепенной задачей пересмотра системы субсидирования является повышение уровня продовольственной безопасности, необходимо сопоставление данного показателя с объемом бюджетных субсидий. В то же время некоторый объем производства продук-

1 руб. объема субсидий, рассчитывается по следующей формуле:

К = тРг (О) .100%,

! ТРг ( Б)

где Трг(О), Трг(Б) — темп роста уровня обеспечения продовольственной безопасности и темп роста объема субсидий в г-м году соответственно.

В табл.2 представлены данные оценки эффективности бюджетных субсидий в сельское хозяйство Новгородской области. При этом уровень продовольственной безопасности определяется как среднее отношений собственного производства основных видов сельскохозяйственной продукции к рекомендуемым нормам их потребления.

Таблица 2

Эффективность бюджетных субсидий в сельское хозяйство Новгородской области*

Год Уровень продовольственной безопасности, % Объем бюджетных субсидий, млн руб. Коэффициент эластичности, %

по продукции растениеводства (без картофеля) по продукции животноводства в растение-водстве(без картофеля) в животноводстве

2002 54,6 63,1 26,1 — —

2003 48,1 64,1 30,4 75,5 87,0

2004 48,2 60,8 45,2 67,5 63,9

2005 44,5 66,6 66,6 62,7 74,3

2006 43,8 58,2 94,6 69,2 61,4

2007 46,7 58,1 192,5 52,4 49,1

2008 50,4 62,5 482,8 43,0 42,9

2009 50,3 64,3 255,5 188,5 194,4

2010 52,2 63,5 222,0 119,5 113,6

2011 54,0 61,6 274,0 83,8 78,7

2012 56,0 60,4 290,4 97,8 92,5

2013 58,4 59,6 300,6 100,7 95,3

2014 61,0 62,0 311,4 101,0 100,5

2015 64,1 62,3 344,7 94,9 90,7

2016 67,5 66,7 272,9 132,9 135,2

2017 71,2 71,6 319,5 90,1 91,7

2018 75,3 76,5 396,9 85,1 86,0

2019 79,7 86,6 608,6 69,1 73,9

2020 83,9 95,6 688,4 93,1 97,6

Примечание. * Начиная с 2010 г. указаны смоделированные значения показателей.

ции сельского хозяйства существует независимо от того, осуществляет ли государство поддержку отрасли. Следовательно, существует и определенный теоретический минимальный уровень продовольственной безопасности без воздействия бюджетных субсидий. Для исключения влияния данного независимого уровня продовольственной безопасности на результаты оценки следует рассматривать темп изменения этого показателя в увязке с темпом изменения объема субсидий. Коэффициент эластичности Кг, показывающий изменение уровня обеспечения продовольственной безопасности при изменении на

Данные таблицы позволяют констатировать, что в период с 2002 по 2009 гг. эффективность бюджетных субсидий в растениеводство соответствовала в среднем 61,7%, в животноводство — 63,1%. При этом уровень обеспечения продовольственной безопасности составлял в среднем 48% в растениеводстве и 61,9% и животноводстве.

При найденных оптимальных ставках субсидий по прогнозу на 2010 — 2020 гг. их средняя эффективность в растениеводстве будет равна 104,7%, а в животноводстве — 104,2%. Значения коэффициента эластичности показывают, что при увеличении объе-

ма субсидий на 1% уровень продовольственной безопасности возрастает более чем на 1%. Уровень продовольственной безопасности за прогнозный период составит в среднем по растениеводству 64,4%, по животноводству — 69,2%, а в 2020 г. он может достигнуть 83,9% и 95,6% соответственно.

Вывод

Как показали наши исследования, предложенная экономико-математическая модель позволяет внести изменения в действующую систему субсидирования таким образом, чтобы повысить продовольственную безопасность региона путем повышения эффективности бюджетных субсидий в отрасль.

1. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

2. Экономика отраслей АПК / И.А.Минаков, Н.И.Куликов,

О.В.Соколов и др.; Под ред. И.А.Минакова. М.: Колос, 2004. С.86.

3. Экономика предприятий и отраслей АПК: Учебник / П.В.Лещиловский, В.Г.Гусаков, Е.И.Кивейша [и др.] под

ред. П.В.Лещиловского, В.С.Тонковича, А.В.Мозоля. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: БГЭУ, 2007. С.103.

4. Емельянов В.В., Ясиновский С.И. Имитационное моделирование систем. М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2009. С.15.

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. №593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания».

Bibliography (Translitirated)

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30 janvarja 2010 g. №120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'st-vennoj be-zopasnosti Rossijskoj Federacii».

2. Jekonomika otraslej APK / I.A.Minakov, N.I.Kulikov, O.V.Sokolov i dr.; Pod red. I.A.Minakova. M.: Kolos, 2004. S.86.

3. Jekonomika predprijatij i otraslej APK: Uchebnik /

P.V.Lewilovskij, V.G.Gusakov, E.I.Kivejsha [i dr.] pod red. P.V.Lewilovskogo, V.S.Tonkovicha, A.V.Mozolja. 2-e izd., pererab. i dop. Minsk: BGJeU, 2007. S.103.

4. Emel'janov V.V., Jasinovskij S.I. Imitacionnoe mode-lirovanie sistem. M.: MGTU im. N.Je.Baumana, 2009. S.15.

5. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 2 avgusta 2010 g. №593n «Ob ut-verzhdenii rekomendacij po racional'-nym normam pot-reblenija piwevyh produktov, otvechaju-wim sovremennym trebovanijam zdorovogo pitanija».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.