Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования механизма кредитования и субсидирования предприятий АПК в рамках региональных систем'

Перспективы совершенствования механизма кредитования и субсидирования предприятий АПК в рамках региональных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АПК / ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / AIC / REGION PROGRAM / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цифрова Роз-мари Васильевна, Казакова Лилия Викторовна

В статье рассмотрены основные направления Областной целевой программы развития сельского хозяйства в Саратовской области на 2008-2012 годы и предложены мероприятия, касающиеся бюджетного финансирования сельхозтоваропроизводителей по направлениям их субсидирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospects of perfection of mechanism of credit and financing enterprises AIC by regional program

In this article there are examined principal tasks of region financing program for agriculture development in Saratov region at 2008 2012 years and the measures of credit funding of producers are offered.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования механизма кредитования и субсидирования предприятий АПК в рамках региональных систем»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

оборудования, проведения конференций, внедрения специальных программ обеспечить общение российских ученых с зарубежными коллегами. Необходимо увеличить финансирование научной сферы: закупить необходимое оборудование, программное обеспечение, снабдить исследователей современной литературой; обеспечить ученых достойными условиями труда, проживания и вознаграждения; реализовать государственную поддержку научных исследований, особенно по направлениям, которые отвечают задачам сохранения уникального научного потенциала страны. Необходимо сконцентрировать материальные возможности государства исключительно на развитии фундаментальной науки и постоянно подчеркивать российским предприятиям выгоду от инвестиций в нау чные разработки и исследования, развитие прикладной науки. Важно стимулировать обратный поток российских научных кадров и продолжать растить новые поколения ученых, привлекать молодежь. Причем важно сочетать принятие этих мер с проведением эффективной социальной и демографической политикой.

Библиографический список

1. Кириченко, Э. От «утечки умов» к глобальному «круговороту умов» / Э. Кириченко // МЭиМО. — 2008. — № 10. — С. 3-11.

2. Опрос ВЦИОМ населения в 100 населенных пунктах

46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 29 — 30 марта 2008 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

3. Наумова, Т.В. Отток кадров из российской науки: выигрыш или проигрыш? / Т.В. Наумова // Социологические исследования = СОЦИС. - 2008. - №9. - С. 93- 101.

4. Федеральная служба государственной статистики «Информация о социально-экономическом положении России», 18фев-раля 2009 года, № 4 — 1 — 8/3.

5. Источник: Группа 808 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.g808.ru/ и Агентство «Контент-Медиа» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.con 1еп1-ma.ru/.

6. Ерохина, К.С. Социальная мобильность ученых и проблемы ее государственного регулирования / К.С. Ерохина // Социологические исследования = СОЦИС. — 2008. — №9. — С. 85 —

93.

БОЯРКИН Геннадий Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и информационных систем. ГРОМОВА Елена Анатольевна, ассистент, аспирантка кафедры прикладной математики и информационных систем.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.10.2009 г.

© Г. Н. Бояркин, Е. А. Громова

УДК 338.24 01 р._М. в. ЦИФРОВА

Л. В. КАЗАКОВА

Поволжская академия государственной службы им. П. Л. Столыпина, г. Саратов

Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КРЕДИТОВАНИЯ И СУБСИДИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ_______________________________________________

В статье рассмотрены основные направления Областной целевой программы развития сельского хозяйства в Саратовской области на 2008—2012 годы и предложены мероприятия, касающиеся бюджетного финансирования сельхозтоваропроизводителей по направлениям их субсидирования.

Ключевые слова: АПК, областная целевая программа, государственная поддержка.

Интеграция России в мировое сельскохозяйственное производство и обеспечение ее продовольственной безопасности настоятельно требуют устойчивого развития аграрного сектора страны, его высокой адаптивности к меняющимся внешним условиям, восприимчивости к инновациям и научно-техническо-

му прогрессу. Решение этих вопросов во многом зависит от состояния и условий функционирования сельского хозяйства на уровне территориальных образований, которое претерпело существенные трансформационные изменения в ходе проводимых реформ и продолжает оставаться в сложном финан-

Информация о ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 году на 1.02.2007г. в Саратовской области (ускоренное развитие животноводства)

Лимит субсидий из федерального бюджета — 0,0 млн рублей, поступило 0,0 млн рублей, плановый лимит из областного бюджета — 5 млн руб.

Коли- чество креди- тов Сумма кредитов, млн руб. Сумма субсидий на 2006г., млн руб. Получено кредитов , млн руб. Сумма субсидий на 2007г., млн руб. Представлено к субсидированию Выплачено субсидий, млн руб.

Коли- чество Сумма кредита, млн руб. Субсидия, млн руб.

Заключено договоров и соглашений 19 481,1 7,0 261,0 5,0 10 132,9 2,964 4,274

В т.ч. кредиты 4 22,8 1,2 21,0 0,9 2 18,0 0,908 ...

Кредитные линии 15 458,3 5,8 241,0 4,1 8 114,9 2,056 ...

Таблица 2

Информация о ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2007 году на 1.01.2008г. в Саратовской области (ускоренное развитие животноводства)

Лимит субсидий по 8-летним кредитам из федерального бюджета — 45,2 млн рублей, выделено 45,2 млн рублей, плановый лимит из областного бюджета — 5,0 млн руб.

Количество кредитов Сумма кредитов, млн руб. Сумма субсидий, млн руб. Получено кредитов, млн руб. Сумма субсидий, млн руб. Представлено к субсидированию Выплачено субсидий, млн руб.

Коли- чество объектов Сумма кредита, млн руб. Субсидия, млн руб.

Заключено договоров и соглашений в 2007 году 9 173,4 26,7 222,2 29,4 14 27,4

Из них: по объектам 2006 г. 6 131,4 25,3 193,7 31,1 11 26,8

По объектам 2007 г. 3 42,0 1,4 28,5 1,7 3 ... ... 0,6

Лимит (федер. Бюджет), млн руб. Выделено, млн руб. Выплачено субсидий, млн руб.

Племенное животноводство 27,69 27,69 27,69 федер. бюджет + 66,2 областной

Овцеводство 7,655 7,655 7,655 федер. бюджет + 7,879 областной

сово-экономическом положении [1].

Повышение финансовой устойчивости функционирования сельского хозяйства невозможно без обоснованной системы государственной поддержки, направленной на мобилизацию использования имеющегося производственного потенциала. Среди мер по ее реализации в условиях нестабильности, сложившейся в аграрном секторе экономики, и отсутствия равноправных взаимовыгодных отношений между предприятиями сельского хозяйства и промышленности, на первое место следует поставить кредитование и субсидирование сельхозтоваропроизводителей.

В странах с развитой экономикой прямое бюджетное субсидирование сельского хозяйства включает широкий спектр различных типов платежей, оказывающих различное воздействие на экономику отрасли: компенсационные платежи, субсидии в расчете на единицу площади или поголовье скота, страховые и возмещаемые платежи и другие выплаты. В целом около 2/3 выплат в странах с развитой рыночной экономикой осуществляются в расчете на земельную площадь и поголовье животных.

Основными проблемами, связанными с распределением бюджетных средств, остаются:

— усложненность условий и порядка распределения бюджетных средств;

— определение необходимого уровня субсидирования сельского хозяйства.

На наш взгляд, обе эти проблемы можно решить, определяя потребность в бюджетных субсидиях по нормативу субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий, на поголовье или по нормативу от стоимости

валовой продукции сельского хозяйства.

Объективный анализ процессов государственной поддержки сльхозтоваропроизводителей позволит более эффективно и обоснованно защищать интересы сельхозтоваропроизводителей, грамотно распоряжаться выделенными лимитами средств финансирования, а также контролировать использование средств господдержки бюджетополучателями.

В настоящее время следует выделить два направления в анализе государственной поддержки:

1) макроэкономический — рассматривает уровень и эффективность государственной поддержки, предоставляемой на разных уровнях власти;

2) микроэкономический — анализ эффективности использования организацией государственной помощи за определенный этап ее функционирования.

Анализируя изменение прибыли с учетом влияния государственной поддержки, можно выявить в функционировании сельскохозяйственных организаций некоторые закономерности:

1) в животноводстве изменение уровня прибыли практически прямо пропорционально изменению уровня государственной поддержки;

2) в растениеводстве размер прибыли изменяется также пропорционально уровню государственной поддержки, но с задержкой в 1 год, что объясняется спецификой данной отрасли.

Организационную перестройку кредитной системы целесообразно осуществлять, прежде всего, путем создания сельскохозяйственных кооперативных и других банков, действующих на принципах кредитной кооперации. Это будет способствовать удешев-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

Прогноз финансирования в соответствии с программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008—2012 годы», млрд руб.

Источники финансирования Годы

2009 2010 2011 2012 Итого

Федеральный бюджет 2,0 2,5 3,3 3,4 11,2

Областной бюджет 1,4 2,0 2,7 2,8 8,9

Внебюджетные источники 2,4 3,4 4,7 4,8 15,3

Таблица 4

Сведения о субсидируемых кредитах сельхозтоваропроизводителям Саратовской области в 2008 году и по состоянию на 1 июня 2009 года

Кредиты и займы По состоянию на 1.01.2009 По состоянию на 1.06.2009

Предприятия малых форм собственности Крупные сельхозпредприятия Предприятия малых форм собственности Крупные сельхозпредприятия

Коли- чество Сумма, млн рублей Сумма, млн рублей Коли- чество Сумма, млн рублей Сумма, млн рублей

Оформлено кредитов 5580 2143,9 *** 7344 2760,1 ***

Из них субсидируемых 5353 1947,5 *** 7110 2502,5 ***

В том числе по договорам, заключенным в текущем году 1829 954,1 *** 1824 616,2 ***

Получено займов 98 58 *** 65 35,6 ***

Из них по договорам прошлых лет 62 34,7 *** 65 35,6 ***

Получено субсидируемых кредитов и займов *** *** 6202,1 *** *** 4781,7

Из них кратко-срочных *** *** 2974,3 *** *** 4698,4

Инвестиционных *** *** 3227,9 *** *** 83,3

лению кредитов и предотвратит утечку целевых кредитных ресурсов в несельскохозяйственные сферы (прежде всего в торгово-посредническую), созданию конкурентной среды в сфере банковского обслуживания даже в отдаленных сельских районах.

Для удешевления кредитов, выделяемых сельхозпредприятиям, целесообразно уменьшить учетную ставку Центрального банка России, а также списать или отсрочить задолженность хозяйств по возврату ссуд и выплате процентов по ним.

Расширить базу кредитования сельского хозяйства можно за счет разработки механизма ипотечного долгосрочного кредитования под залог земли и другой недвижимости, трансформации части ссуд под сезонные затраты и кредиты под залог сельхозпродукции в целях повышения надежности кредитного обеспечения [2]. Увеличению числа источников кредитования будут способствовать: сосредоточение сбережений сельского населения в кооперативных банках для использования в аграрном секторе; широкое применение бюджетных кредитов, выдаваемых прежде всего под контракты на продажу сельхозпродукции в региональные продовольственные фонды; авансирование сельских товаропроизводителей через систему залоговых операций; привлечение в кредитную базу АПК свободных остатков средств на счетах других юридических лиц.

В реформировании нуждается система налогообложения в сельском хозяйстве. С ее помощью изымается 80 — 90% получаемой в отрасли прибыли, что ухудшает и без того трудное экономическое положение сельхозпредприятий. Основным налогом для них должен стать рентный платеж, дифференцированный с учетом плодородия и местоположения земель.

В современных условиях в России сформирован двухуровневый механизм государственного регулирования АПК. На федеральном уровне устанавливаются основные аспекты взаимодействия органов власти и сельскохозяйственных предприятий, а также способы их поддержки государством и финансирования. Региональный уровень дополняет федеральный с учетом местной специфики.

С 2008 года развитие АПК на федеральном уровне регламентировано Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446.

После завершения реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (в частности, данные по 2006 — 2007 гг. о финансировании ускоренного развития животноводства в Саратовской области представлены в таблицах 1 и 2, в соответствии с Государственной Программой и распоряжением Правительства Саратовской области от 2 августа 2007 года №196-Пр, была утверждена целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 — 2012 годы». Общий объем финансирования в соответствии с Программой на период 2008 — 2012 гг. составит 35,4 млрд рублей. Структура финансирования по источникам и годам представлена в таблице 3.

Для Саратовской области основной трудностью, с которой приходится сталкиваться местным предприятиям АПК, вследствие влияния кризисных явлений на всех экономических уровнях, является кризис денежной ликвидности финансово-кредитной инфраструктуры. В частности, по действующим кредитным договорам наблюдается повышение процентной ставки, сокращение сроков и объемов кредитования, проблемы с получением субсидии по кредитам. По вновь выдаваемым кредитам отмечаются значительные сложности в получении, отсутствие инвестиционного кредитования.

В настоящий момент возможность получения краткосрочных и сверхкраткосрочных кредитов сельскохозяйственными предприятиями существенно ограничена. Единственным кредитным продуктом, представленным на кредитном рынке для сельскохозяйственных предприятий, является только кредит Россельхозбанка на срок кредитования до года под эффективную процентную ставку 19% годовых (эффективная процентная ставка при этом может дос-

тигать 21%) на приобретение ГСМ, семян, удобрений и других материалов. При этом данный кредитный продукт предоставляется, как правило, только наиболее ликвидным предприятиям, имеющим в своем составе отрасли, приносящие регулярную выручку (птицефабрики, колбасные цеха, пекарни и т.д.), а также имеющим ликвидное залоговое обеспечение (новые здания и сооружения, новую технику).

Для преодоления отрицательных последствий кризисных явлений, влияющих на деятельность предприятий АПК Саратовской области, государством уже реализуются некоторые мероприятия. Предлагается также комплекс мер, направленных на расширение государственной поддержки агропромышленного комплекса.

1. В отношении кризиса ликвидности.

Государственное обеспечение залога по кредитам для крупнейших предприятий

Повышение федеральной доли в компенсации части ставки рефинансирования.

Выделение лимитов Центробанком для коммерческих банков с целью целевого финансирования предприятий АПК.

Государственные гарантии товарного залога по кредитам для предприятий АПК.

В настоящий момент правительством и министерством сельского хозяйства Саратовской области разработан план поддержки крупнейших агропромышленных предприятий области, предусматривающий государственное обеспечение залога при выдаче Россельхозбанком краткосрочных и, возможно, инвестиционных кредитов.

В ближайшее время будет разработан механизм консолидированного субсидирования процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам в следующих размерах: для животноводческих предприятий — 100% ставки рефинансирования из федерального бюджета и 20% из областного бюджета; для остальных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий — 80% ставки рефинансирования из федерального бюджета и 20% из регионального. Таким образом, минимальная эффективная процентная ставка по привлеченным в 2009 г. кредитам может составить 6 — 8%, что соответствует эффективной процентной ставке в 2007 — 2008 гг.

Для целей субсидирования процентных ставок федеральным бюджетом уже выделено 7 млрд руб. для предприятий отрасли животноводства и 10 млрд руб. для предприятий остальных отраслей АПК [3].

Для целей реализации кредитных проектов Правительство РФ планирует осуществить вливание в уставной капитал Россельхозбанка дополнительно 45 млрд руб. Часть этих средств должна пойти также на кредитное обеспечение лизинговых проектов льготного федерального лизинга, осуществляемых ОАО «Росагролизинг», с эффективной процентной ставкой — 8%. По нашему мнению, в кратчайшие сроки необходимо дополнительно рассмотреть возможность выдачи Центробанком лимитов другим коммерческим банкам, в том числе Сбербанку и Внешторгбанку для целей кредитования предприятий АПК.

Необходимо максимально быстро и оперативно решить вопрос с финансированием компенсации по процентным ставкам со стороны областного бюджета, иначе это непременно приведет к сокращению лимитов, выделяемых федеральным бюджетом для Саратовской области.

Повышение уровня финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в Саратовской области в перспективе следует обеспечи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вать с помощью совокупности мер по их государственной поддержке, в том числе повышения доступности кредитов, укрепления финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, технической модернизации сельского хозяйства, снижения рисков сельскохозяйственных товаропроизводителей и предоставления субсидий для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам..

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями, организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, для пополнения оборотных средств, привлечения инвестиционных кредитов для обновления основных фондов, а также организациями агропромышленного комплекса - для развития первичной переработки мяса и молока.

По данным таблицы 4, в 2008 году сельхозпредприятиями малых форм собственности (КФХ, ЛПХ, сельскохозяйственные кооперативы) всего к субсидированию было представлено 6542 заявки. В результате по договорам, заключенным в 2008 году, было выдано 1829 кредитов на сумму 954,1 млн рублей.

Всего по состоянию на 1 января 2009 года было оформлено 5520 кредитов на общую сумму 2143,9 млн рублей. Из них субсидируемые кредиты (кроме кредитных кооперативов) — 5353 кредита на сумму 1947,5 млн рублей. Таким образом, по долгосрочным кредитам, переходящим с прошлых лет, сумма кредитования составила 1189,8 млн руб.

Кроме того, было получено 98 займов на сумму 58 млн рублей. Из них по договорам прошлых лет — 62 займа на сумму 34,7 млн рублей.

Крупные сельхозпредприятия и предприятия АПК получили в 2008 году субсидируемых кредитов и займов на сумму 6202,1 млн рублей. Из них: краткосрочных — 2974,3 млн рублей, инвестиционных — 3227,9.

По состоянию на 1 июня 2009 года оформлено всего 7344 кредита для малых предприятий на сумму 2760,1 млн рублей. За 5 месяцев текущего года малыми предприятиями было привлечено 1824 кредита на сумму 616, 2 млн рублей. Из них субсидируемых — 1757 на сумму 555 млн рублей.

На ту же дату займов имеется 65 на сумму 35,6 млн рублей. В текущем году договора на получение займов не заключались.

На расчетные счета крупных сельхозпредприятий и предприятий АПК по состоянию на 1 июня 2009 года поступило субсидируемых кредитов и займов на сумму 4781,7 млн рублей. Из них: краткосрочных — 4698,4 млн рублей, инвестиционных — 83,3 млн рублей.

Для КФХ кредиты в строке «малым предприятиям» учитываются при сумме только до 3 млн. рублей. Свыше этой суммы кредит уже относится к краткосрочным или инвестиционным кредитам для крупных предприятий. Кредитные кооперативы в рамках Областной программы не субсидируются вообще.

Одним из приоритетных и перспективных направлений льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей Саратовской области в настоящее время является техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства. Целью кредитования таких мероприятий является повышение уровня технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе обновле-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

ния и модернизации основных фондов.

При предоставлении таких кредитов для хозяйств было необходимо выполнение следующих условий:

— стимулирование освоения сельхозтоваропроизводителями современных аграрных технологий;

— создание условий для повсеместного внедрения в сельскохозяйственное производство высокотехнологичных машин и оборудования;

— приобретение новой высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования;

— формирование эффективно действующего парка машин и оборудования, позволяющего освоить прогрессивные технологии;

— организация и развитие технических центров для комплексного обеспечения новой техникой и технологиями и технического сервиса.

Для получения кредитов такого рода будет необходимо предоставление следующего пакета документов:

— бухгалтерский баланс и формы финансовой отчетности сельскохозяйственного предприятия за последние 3 года, для оценки его финансового состояния;

— сведения об остатке средств на банковских счетах предприятия;

— стратегический план обновления парка сельхозмашин на предприятии.

— документы, подтвержающие наличие движимого и недвижимого имущества, находящегося в распоряжении предприятия, и его обремененности залогом и другими кредитными формами.

В дальнейшем, при использовании предоставленных средств, сельхозпредприятие должно будет предоставить перечень документов, подтверждающих целевое использование кредитов:

— документы, подтверждающие создание центра технического обслуживания в рамках организационной структуры сельхозпредприятия;

— копии контрактов на покупку новой сельхозтехники в течение срока использования кредита;

— документы, подтверждающие поставки на ус-

ловиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий.

В условиях финансового кризиса необходимо диверсифицировать экономику, в том числе это возможно за счет развития сельского хозяйства. Бюджетная поддержка аграриев в ближайшей перспективе вызовет активное привлечение инвестиций и увеличение объемов производства. Государству необходимо лишь создать ресурсные возможности для реализации конкурентных преимуществ сельского хозяйства.

Библиографический список

1. Ушвицкий, Л. Финансовая устойчивость аграрного сектора региона и пути ее повышения/Л. Ушвицкий, Н. Васильева, М. Ушвицкий // АПК : экономика и управление. — 2008. — №5. - С. 57-60.

2. Алтухов, А. Финансово-кредитные механизмы регулирования агропроизводства / А. Алтухов // Экономика сельского хозяйства России. — 2007. — № 2. — С.17.

3. Алиев, М. И. Роль государства в адаптации предприятий АПК Саратовской области к кризисным явлениям в экономике в 2009 г. /М. И. Алиев //Вестник СТАУ им. Н. И. Вавилова. — 2009.

- №4. - С. 46-51.

ЦИФРОВА Роз-Мари Васильевна, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина.

Адрес для переписки: 410031, ул. Соборная, 23/25. КАЗАКОВА Лилия Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова.

Адрес для переписки: 410012, ул. Театральная пл., 1.

Статья поступила в редакцию 07.10.2009 г.

© Р.-М. В. Цифрова, Л. В. Громова

УДК 336.71 Е- ю. БИРЮКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

БАНКОВСКОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Ключевая проблема банковского предпринимательства на современном этапе — совершенствование деятельности банков в условиях жесткой конкуренции. Банки вынуждены искать новые методы работы, повышая качество обслуживания, которое является определяющим фактором конкурентоспособности.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, банковское предпринимательство, система менеджмента качества.

Важная роль в стабилизации функционирования нув в результате функционального разделения и спе-и становлении цивилизованной рыночной экономи- циа-лизации форм общественного капитала, банков-ка России принадлежит банковской системе. Возник- ский капитал в его функциональном состоянии пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.