Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ХУРУФИТОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ'

ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ХУРУФИТОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУРУФИЁН / ВЕРА / РЕЛИГИЯ / ИБНИ НАДИМ / АЛ-ФЕХРИСТ / ИБНИ ХАЛДУН / ХИРОТ / КУРАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Раджабов Абдукарим Азамович

В этой статьеавтор на основе исторических источников собрал ценную информацию о судьбе Хуруфитов и отражении их движения в XVвеке. Он также изучал множество произведений, относительно социального и религиозного положения таджикского народа во второй половине XVвека. В частности, он предоставляет интересную информацию об одном из свободолюбивых движений под названием «Движение Хуруфитов» в этот период. Следует отметить, что о периоде правления династии Тимуридов написано много работ и статей, содержащих ценную информацию. Однако многие аспекты нашей средневековой истории и культуры все еще нуждаются в дополнительных исследованиях. Все усилия и труды, проделанные нашими предками против захватчиков и будущего их поколения, с сегодняшней точки зрения, конечно же требуют дополнительных исследований. По мнению многих источников, одна из основных причин недовольства людей того времени и их восхождение на борьбу за свободу, отсутствие социальной справедливости и нарушение их прав и интересов правителями тех времен. Одной из основных причин возникновения движения Хуруфитов под руководством ФазлуллыАстарабада была социальная несправедливость того времени. Согласно источникам, Фазлуллах, который был свидетелем всех притеснений и тирании, с большим упорством и поддержкой своих последователей сыграл значительную роль в организации и развитии этого движения. Согласно источникам, большинство сторонников движения хуруфитов были таджиками, и этот фактор сыграл ключевую роль в других движениях того времени. Углублённый анализ таких ценных моментов показывает, что предки таджиков в этот исторический период усилили свое присутствие в различных сферах правления Темуридов. С другой стороны, обзор содержания исторических источников показывает, что добродетели человечности, трудолюбия, городского планирования и развития, патриотизма и толерантности, в целом миролюбивого взгляда на общественную жизнь, издавна существовали в мышлении и деятельности таджиков. В истории зарождения и становления движения хуруфи, согласно историческим источникам, последователи движения в большинстве регионов Хорасана и Трансоксианы принимали активное участие в национально-освободительной борьбе. История династии Тимуридов на протяжении более ста тридцати лет также свидетельствует о героической и непримиримой борьбе широких масс населения против гнёта захватчиков. В период правления династии Тимуридов возникли освободительные движения широких масс населения, и историки того времени в своих трудах зафиксировали ценные сведения о возникновении и развитии движения Хуруфитов и их национально-освободительной борьбе в различных регионах. В частности, известный историк Мухаммад ибн ХовандшохиМирханд в «Равзату-с-сафо» во второй половине XV века, в период правления Тимуридов о социальных проблемах, борьбе, вопросах религиозной жизни и культуры таджикского народа, исследовал много материалов. В своем произведении он реалистично описал восстания таджикского народа, которые произошли практически одновременно в трех центрах их расселения (сегодня на территории Ирана, Афганистана и Таджикистана).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE HISTORY OF THE KHURUFIT MOVEMENT IN HISTORICAL SOURCES

In this article, the author, based on historical sources, has collected valuable information about the fate of the Khurufites and the reflection of their movement in the 15th century. He also studied many works concerning the social and religious position of the Tajik people in the second half of the 15th century. In particular, he provides interesting information about one of the freedom-loving movements called the Hurufi Movement during this period. It should be noted that many works and articles containing valuable information have been written about the period of the Timurid dynasty. However, many aspects of our medieval history and culture still need additional research. All the efforts and labors done by our ancestors against the invaders and their future generation, from today's point of view, certainly require additional research. According to many sources, one of the main reasons for the dissatisfaction of the people of that time and their ascent to the struggle for freedom, the lack of social justice and the violation of their rights and interests by the rulers of those times. One of the main reasons for the emergence of the Khurufi movement under the leadership of Fazlullah Astarabad was the social injustice of that time. According to sources, Fazlullah, who witnessed all the oppression and tyranny, played a significant role in the organization and development of this movement with great persistence and support of his followers. According to sources, most of the supporters of the Hurufi movement were Tajiks, and this factor played a key role in other movements of the time. An in-depth analysis of such valuable moments shows that the ancestors of the Tajiks in this historical period strengthened their presence in various spheres of the Temurids' rule. On the other hand, a review of the content of historical sources shows that the virtues of humanity, industriousness, urban planning and development, patriotism and tolerance, a generally peaceful view of social life, have long existed in the thinking and activities of Tajiks. In the history of the origin and formation of the Khurufi movement, according to historical sources, the followers of the movement in most regions of Khorasan and Transoxiana took an active part in the national liberation struggle. The history of the Timurid dynasty for more than one hundred and thirty years also testifies to the heroic and irreconcilable struggle of the broad masses of the population against the oppression of the invaders. During the reign of the Timurid dynasty, liberation movements of the broad masses of the population arose, and historians of that time in their writings recorded valuable information about the emergence and development of the Khurufi movement and their national liberation struggle in various regions. In particular, the famous historian Muhammad ibn Khovandshohi Mirkhand in «Ravzatu-s-safo» in the second half of the 15th century, during the Timurid rule, studied a lot of materials on social problems, struggle, issues of religious life and culture of the Tajik people. In his work, he realistically described the uprisings of the Tajik people, which took place almost simultaneously in three centers of their settlement (today in Iran, Afghanistan and Tajikistan).

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ХУРУФИТОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ»

CONTRIBUTION OF THE FOUNDER OF PEACE AND NATIONAL UNITY, LEADER OF THE NATION, PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN EMOMALI RAHMON IN

STRENGTHENING PEACE IN AFGHANISTAN

In this article, the author analyzes the, his international initiatives in the international arena. It was noted that Emomali Rahmon supports the political solution of the Afghan problem and from the high tribunes of regional and international organizations, including the United Nations stressed the need to combat extremism, international terrorism and drug trafficking in Afghanistan and called on the international community to promote peace in Afghanistan. calls.

The Government of the Republic of Tajikistan, together with the United Nations Permanent Coordinator in Dushanbe, the United Nations Office for the Coordination of Humanitarian Affairs, and the International Food Program, has been active in addressing Afghanistan's humanitarian needs and economic reconstruction. Also, during the Taliban occupation of Kabul, Emomali Rahmon responsibly warned the CIS leaders that the fate of Afghanistan was in danger. At the same time, the Founder of Peace and National Unity, Leader of the Nation Emomali Rahmon facilitated the accession of Afghanistan as a partner state with international and regional organizations such as the OSCE, OIC, SCO.

Keywords: President, Founder, Unity, Peace, Leader of the Nation, Afghanistan, Tajikistan, UN, OIC, OSCE, SCO, Government, CIS, organization, international, regional, terrorism, extremism.

Сведения об авторах:

Абдусаматов Бекбобо Бурихонович - докторант PhD факультета истории Таджикского государственного педагогического унивситета имени С. Айни. тел:(+992) 911146165. E-mail: b.abdusamadov@yandex.ru

About the author:

Abdusamatov Bekbobo Burikhonovich - doctor PhD of the history faculty of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini. phone:(+992) 911146165; E-mail: b.abdusamadov@yandex.ru

ИНЪИКОСИ ТАЪРИХИ ХАРАКАТИ ^УРУФИЁН ДАР САРЧАШМАХРИ ТАЪРИХЙ

Рацабов А.А.

Донишгоуи миллии Тоцикистон

Мавриди зикр аст, ки муаррихони маъруфи асримиёнагии форсу точик аз кабили Мухдммад Ибни Ховандшох,и Мирхонд, Еиёсуддин Ибни Хумомиддини Хондамир, Шарафиддин Алии Яздй, Хрфизи Абру, Абдураззоки Самаркандй, Мухдммад Ибни Арабшох,, Муинуддин Мухдммади Исфизорй, Низомиддини Шомй ва дигарон, ки аксаран шох,иди салтанати сулола ва давлати Темуриён буданд, дар бораи таърихи он маълумоти фаровон медихднд. Ин муаррихон то х,адди имкон дар бораи вокеоту ходисоти замон аз кабили часорату мардонагии оммах,ои васеи ахдлй, катлу Fорати истилогарон, бухлу кинаи х,окимон ва дигар падидах,ои ин давраи пурфочиаи мардумони Мовароуннахру Хуросон барои наслх,ои оянда хотироти зиёд таърихи бою ганй бокй гузоштанд. Ин аст, ки сах,ифах,ои ибратомузи таърихи халки точик то х,ол мавриди омузиш ва тахкики муаррихону мухдккикони чах,онй карор мегирад ва х,ар хдрфу х,ичои он дар аксари х,олат, барои кору пайкори халку миллагх,о чун тачрибаи талхи таърихй истифода бурда мешавад.

Гарчанде доир ба замони ^укумронии сулолаи Темуриён асару маколах,ои зиёд таълиф шудаву маълумотх,ои арзишманд фарохдм омада бошанд, вале х,ануз х,ам па^лух,ои зиёди таъриху фархднги асримиёнагии мо зарурат ба тадкикоти васеъ доранд. Зеро он х,ама талошу зах,мат ва чоннисорих,ое, ки ниёгони мо ба мукобили истилогарон ва ба^ри ояндаи насли худ кардаанд, бешубхд аз мавкеи имруза тах,кикотх,ои бештарро такозо менамояд.

Дар солх,ои ^укумронии сулолаи Темуриён х,аракатх,ои озодихох,ии табаках,ои васеи ах,олй зу^ур намуданд ва муаррихони замон дар асарх,ои хеш, оид ба зу^ур ва рушди хдракати Хуруфиён ва муборизах,ои миллй-озодихох,онаи онх,о дар минтаках,ои гуногун маълумоти арзишмандеро сабт намудаанд.

Муаррихи номвар Мухдммад Ибни Ховандшох,и Мирхонд дар "Равзату-с-сафо" доир ба масоили ичтимой, муборизахо, масоили хдёти динй ва фарх,анги халки точик дар нимаи дуюми асри XV, замони Темуриён матолиби зиёдеро ба риштаи тах,кщ кашидааст. Муаллиф дар асари худ чунбишх,ои мардумии точиконро, ки асосан дар се маркази сукунати онх,о кариб, ки дар як вакт (ки имруз дар ^удуди Эрон, АфFOнистон ва Точикистон карор доранд) зу^ур намудаанд, вокеъбинона тасвир намудааст [4, с.17].

Чунончи дар сарчашмах,ои таърихй оварда шудааст, яке аз сабабх,ои асосии норозигих,ои мардумони он давр ва ба муборизах,ои озодихох,она бархостани онхо, вучуд надоштани адолати

ичтимой Ba пoймoл шyдaни xyKyKy мaнфиaтx,oяшoн as чониби xoкимoни зaмoн мебoшaд. Мaxз ин caбaбy омилдо бoиcи cap зaдaни xapaкaти Xypyфиëн 6o poxбapии Фaзлyллoxи Acтapoбoдй гapдидa 6уд. Фaзлyллox, ки xyд шoxиди ин xaмa чaбpy зулм Ba бедoдгapиxo 6уд, чacypoнa, 6o мaтoнaти здед Ba дacтгиpии пaйpaвoнaш дap тaшкилy вycъaт гиpифтaни ин xapaкaт нaкши apзaндa дoштaacт.

Бинo бap мaълyмoти бештapи capчaшмaxo Фaзлyллoxи Acтapoбoдй шли 740-и xичpии кaмapй, бapoбap бa 1339-и мелoдй дap шaxpи Acтapoбoд бa дyнë oмaдaacт. Дap aкcapи мaтнxoи вoбacтa бa xapaкaти xypyфиëн oмaдaacт, ки нacaби y бa Имoм Мycoи Кoзим меpacaд. Пaдapи Фaзлyллox, Сaидбaxoyддин, козиюлкузаг буд^ xaнyз дap aйëми тифлии y aB дyнë мегyзapaд. Гyфтa мешaвaд, ки нoибoни пaдapaш ypo xap py бa acпе caBop кapдa бa дopy-л-кaзo мебypдaнд Ba Фaзлyллoxи нaвчaвoнpo, ки 8з кyдaкй дap oн 4o xyзyp дoшт мaлoл меcoxт. To oн ки pyзe 6o шyнидaни бaйте aз Мaвлoнo тapки диëp гуфт Ba capaнчoм дap cинни 18 coлaгй нaxycт бa Иcфaxoн paфт Ba 8з oн 4o pyM бa Мaккa никод [5, c.37B]. Фaзлyллox зaмoни бapгaштaн aз Мaккa нaxycт бa Хopaзм paфтa чaнд мyддaт дap oн 4o мoнд. Сипac 6o мaкcaди гyзapoнидaни xaччи дyвyм бa cyи Fapб pox пеш мегиpaд. Aммo 6o caбaби дидaни Имoм Ризо aз ними pox 6a MamxaA бapмегapдaд Ba чaнд мyддaт вaкти xyдpo дap кaнopи мapкaди oн xaзpaт гyзapoнидa, cипac бopи дт^ 6a чониби Мaккa paxcипop мешaвaд. Ин мapагибa низ xaнгами бoзгaшт 8з Maraa, дyбopa 6a Хopaзм меpaвaд Ba мyддaти нoмaълyм шкини oн 4o мегapдaд. Дap ин aë^ пac aз тaвбaвy ибoдaгx,oи зиëд, дap 6opaH мaъмypияти oяндaи бyзypги xyд Ba axaмияти raope, ки 6ap yxaa дopaд, xo6 мебинaд. Фaзлyллoxи Acтapoбoдй мaxз 6o ca6a6rn зувди биcëp Ba тaвoнoияш дap тaъбиpи xo6xo, пaйвacтa мaшxyp гapдидa дap aтpoфи xyд пaйpaвoни зиëд мутти^ид менaмoяд [б, c.379].

Чунин менaмoяд, ки дap гиpyдopи aвзoи oшyфтaи cиëcй-ичгимoии дaвpoни aBBanrn темypй Ba бapxypди aкcapи пaйpaвoн, иxтилoфoти фaкеxoни мyxтaлифи иcлoмй 6o якдигap, Фaзлyллox тaвoниcт 6o огс^й aз capчaшмaxoи бoзмoндa aз дищои дигap, 6a вижa aз мaзxaбxoи я^удй Ba мacexият, oшнoй 6o китoби мyкaддacи oнoн Ba мутонши бoвapиxo Ba aкoиди мaзxaби иcмoилия Ba шиaи дyвoздaxимoмй низ oшнoй пaйдo нaмoяд. Хaмзaмoн фapo гиpифтaни тaълимаг Ba aндешaxoи cyфиëн, дap зеxни xyд ин aндешaxopo 6o якдигap мyвoфикa кyнaд Ba 6o acocнoк кapдaни мaвзyи ««^уфи» Ba мaънoи багинии он^о, ки дap фapxaнги иcлoмй coбикaи деpинa дoшт, тaълимoти xyдpo 6a yнвoни «Ойини mb» pивoч диxaд Ba capaнчoм 6o иддaoи динoвapй, 6a тaъбиpи xypyфия, «eyxyp» кyнaд [7, c.381].

Хaмин тaвp пac aз дacтгиpии ин 6oBapxo Ba эътикoдoти y aз тapaфи пaйpaвoни зиëд мyвoфики мaълyмoти capчaшмaxo 6a Фaзлyллoxи Acтapoбoдй мyяccap мегapдaд, ки зaминapo 6aporn cap зaдaни xapaкaтxoи oзoдиxoxй дap чaнд минтaкaи кaлaмpaви дaвлaти Tемypиëн фapoxaм coзaд.

Нaкши xapaкaти Х^уф^н дap бедop нaмyдaни xиccи xyдшинocй Ba xyдoгoxии мapдyм xеле apзaндa acт. Aъзoëни ин xapaкaт нaтaнxo 6a capкaдaxoи Tемypй xymaop дoдaнд, бaлки вoдop меcoxтaнд, ки дap cиëcaти xyд aз ифpoт дap зулму тaъaддй дacт кaшидa xoкимиятдopии xyдpo 6a poxи ocoиштa тaъмин нaмoянд. Миpxoнд кaйд мекyнaд, ки 6a^rn ин xy^oprno aгapчй raprn ^a6py cитaм дap ин capзaмин идoмa дoшт, Bane шиддaти oн xеле пoëн paфт, яъне «o6 пoшидaни мapдyм 6a oтaши зулм» бexyдa нaбyдa, бaлки нaкши мyaccиp гyзoшт.

Фaъoлиягx,oи пypcaмapи шoгиpдoн Ba ëpoни нaвдики Фaвлyллox дap oн шляо имконият фapoxaм мecoзaд, ки тaълимoти xypyфия дap мaнoтики мyxтaлифи Эpoн, Хypocoн, Х^от, Гилoн, Озapбoйчoн, Кypдиcтoн, Иcфaxoн бeштap гycтapиш нaмoяд. Рушди бeштapи тaълимoти xypyфия ca6a6rn зиëд гapдидaни aъзoëни ин xapaкaт гapдидa, aлaлxycyc xypyфиëн дap шaxpи Х^от - пoйтaxти Teмypиëн ceшyмop бyдaнд. ХоФизи A6py мaкcaди acnrnrn aъзoëни cepшyмopи ин xapaкaтpo тaвceaи бeштapи нуфуз Ba дacт ëфтaн 6a кyдpaт Ba aв ин pox бexтap кapдaни вaвъияти crnëœBy ичтимой Ba иктиcoдии зaмoни xeш мeдoнaд [В, c.179].

Яке aз camx^ acocии фaъoлияти xypyфиëн пaйвacтa гycтapиш дoдaни fo^^ мaвxaби xyд буд. Шoгиpдoни Фaвлyллox бapoи тaшвики бeштapи aндeшaxoи xypyфия xaттo то 6a capзaмини Amanm paфтa чунин фaъoлияти тaблиFOтиpo дap ин минтaкa низ aнчoм дoдaaнд.

Дap xycycrn aдaбиëти xypyфия чунин гyфтa мeшaвaд, ки xypyфиëн, нaxycт ocopи xyдpo 6a зaбoни фopcй мeнaвиштaнд, aммo пac aв capкyбии xypyфиëн дap Эpoн Ba мyx,oчиpaти ощо 6a Aman™ Ba интишopи aкoиди xypyфия дap он чо, нaвиcaндaгoни xypyфия низ дap пaйи омузиши ин зaбoн шуд^ то aндoзae 6a мaкcaд мepacaнд Ba чaндe aз ocopи xyдpo 6o ин зaбoн xaм мeнaвиcaнд [9, c.3B3].

Taxnanrn мaълyмаги capчaшмaxopo нишон медшад, ки бeштapи чoнибдopoни xapaкaти xypyфиëн точикон бyдaнд Ba ин омил дap дигap xapaкaтx,oи он зaмoнa rna^rn acocй дошт. Лз тaxлилy 6appacrnrn чунин нyктaxoи apзишмaнд нaтичaгиpй кapдaн мумкин acт, ки aчдoдoни ^amarn точикон дap ин дaвpoни тaъpиxй xyзypи xyдpo дap coxaxoи гуногуни дaвлaтдopии Teмypиëн тaквият бaxшидa бyдaнд.

Лз чониби дигap aв 6appacrnrn мyxтaвoи capчaшмaxoи тaъpиxй aëн мeгapдaд, ки xиcлaтx,oи шкуи инcoнй, мexнaтдycтй, шaxpcoзивy oбoдкopй, вaтaндycтивy тaxaммyлпaвиpй, дap умум бо чaшми cynxxy ocoиштaгй нигapиcтaн 6a xaëти ичтимой, xaнyз aв кaдимyлaйëм дap тaфaккyp Ba фaъoлияти точикон вyчyд дoштa буд. Дap тaъpиxи пaйдoиш Ba тaшaккyли xapaкaти xypyфиëн, тибки мaълyмаги

сарчашмахои таърихй пайравони харакат накши асосй доштанд, зеро аъзоёни ин харакат дар аксар минтаках,ои Хуросону Мовароуннахр дар муборизахои миллии озодихох,она фаъолона иштирок варзидаанд. Таърихи беш аз яксаду сисолаи хукуматдории сулолаи Темуриён низ аз муборизах,ои оммахои васеи ах,олй ба мукобили зулму ситами истилогарон аз кахрамонй ва оштинопазирй нисбат ба душманон шаходат медихад.

АДАБИЁТ

1. Мирхонд. Таърихи равзату-с-сафо. -Ч..6. Техрон, Асотир - 175-183 с.

2. Ин сифатхои бештаре ба савияи кутохнависии хуруфия ёчх, ёх ва вачх. Навишта мешавад (Васиятномаи Гургонй).

3. Хабибу-с-сияр, чидди 3, чузъи 3.

4. Дар журнали Озётик, соли 1889 милодй, дар тахти унвони «Notice dun manuscript pehlevi - musulmane».

5. Мастур Барованй ба накл аз мукаддимаи чилди дуввуми «Кашфу-з-зунун» ба калами Фалугули Олмоний, табъ ва тарчумаи у, Лондон 1835м.

6. Хамза Камол. Хоча Исхок. К.Хамза // Чахордах мазор.

7. Абулхай Хабибй. Таърихи мухтасари / Х. Абулхай Афгонистон -Ч..2.

8. Неъматов Н.Н., Нурмухаммад Амиршохй, Мирбобоев А.К., Пирумшоев Хайдаршо. Таърихи халки точик. Хучанд.

2008.

10. Донишномаи чахони ислом. Ч,илди хаштум.

11. Алиакбари Деххудо. Лугатномаи деххудо. / ДАлиакбари Ч,.6.-Техрон, 1338. - 8880-8883

12. Хофизи Абру // Доирату-л-маорифи бузурги ислом. 4,8. -Техрон. 1393. С. 477-483.

13. Донишномаи чахони ислом. 413. -Техрон. 1388.

ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ХУРУФИТОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ

В этой статьеавтор на основе исторических источников собрал ценную информацию о судьбе Хуруфитов и отражении их движения в ХУвеке. Он также изучал множество произведений, относительно социального и религиозного положения таджикского народа во второй половине ХУвека.

В частности, он предоставляет интересную информацию об одном из свободолюбивых движений под названием «Движение Хуруфитов» в этот период. Следует отметить, что о периоде правления династии Тимуридов написано много работ и статей, содержащих ценную информацию. Однако многие аспекты нашей средневековой истории и культуры все еще нуждаются в дополнительных исследованиях. Все усилия и труды, проделанные нашими предками против захватчиков и будущего их поколения, с сегодняшней точки зрения, конечно же требуют дополнительных исследований.

По мнению многих источников, одна из основных причин недовольства людей того времени и их восхождение на борьбу за свободу, отсутствие социальной справедливости и нарушение их прав и интересов правителями тех времен. Одной из основных причин возникновения движения Хуруфитов под руководством ФазлуллыАстарабада была социальная несправедливость того времени. Согласно источникам, Фазлуллах, который был свидетелем всех притеснений и тирании, с большим упорством и поддержкой своих последователей сыграл значительную роль в организации и развитии этого движения.

Согласно источникам, большинство сторонников движения хуруфитов были таджиками, и этот фактор сыграл ключевую роль в других движениях того времени. Углублённый анализ таких ценных моментов показывает, что предки таджиков в этот исторический период усилили свое присутствие в различных сферах правления Темуридов.

С другой стороны, обзор содержания исторических источников показывает, что добродетели человечности, трудолюбия, городского планирования и развития, патриотизма и толерантности, в целом миролюбивого взгляда на общественную жизнь, издавна существовали в мышлении и деятельности таджиков. В истории зарождения и становления движения хуруфи, согласно историческим источникам, последователи движения в большинстве регионов Хорасана и Трансоксианы принимали активное участие в национально-освободительной борьбе. История династии Тимуридов на протяжении более ста тридцати лет также свидетельствует о героической и непримиримой борьбе широких масс населения против гнёта захватчиков.

В период правления династии Тимуридов возникли освободительные движения широких масс населения, и историки того времени в своих трудах зафиксировали ценные сведения о возникновении и развитии движения Хуруфитов и их национально-освободительной борьбе в различных регионах. В частности, известный историк Мухаммад ибн ХовандшохиМирханд в «Равзату-с-сафо» во второй половине XV века, в период правления Тимуридов о социальных проблемах, борьбе, вопросах религиозной жизни и культуры таджикского народа, исследовал много материалов. В своем произведении он реалистично описал восстания таджикского народа, которые произошли

практически одновременно в трех центрах их расселения (сегодня на территории Ирана, Афганистана и Таджикистана).

Ключевые слова: Хуруфиён, вера, религия, Ибни Надим, Ал-фехрист, Ибни Халдун, Хирот, Куран.

REFLECTION OF THE HISTORY OF THE KHURUFIT MOVEMENT IN HISTORICAL SOURCES

In this article, the author, based on historical sources, has collected valuable information about the fate of the Khurufites and the reflection of their movement in the 15th century. He also studied many works concerning the social and religious position of the Tajik people in the second half of the 15 th century.

In particular, he provides interesting information about one of the freedom-loving movements called the Hurufi Movement during this period. It should be noted that many works and articles containing valuable information have been written about the period of the Timurid dynasty. However, many aspects of our medieval history and culture still need additional research. All the efforts and labors done by our ancestors against the invaders and their future generation, from today's point of view, certainly require additional research.

According to many sources, one of the main reasons for the dissatisfaction of the people of that time and their ascent to the struggle for freedom, the lack of socialjustice and the violation of their rights and interests by the rulers of those times. One of the main reasons for the emergence of the Khurufi movement under the leadership of Fazlullah Astarabad was the social injustice of that time. According to sources, Fazlullah, who witnessed all the oppression and tyranny, played a significant role in the organization and development of this movement with great persistence and support of hisfollowers.

According to sources, most of the supporters of the Hurufi movement were Tajiks, and thisfactor played a key role in other movements of the time. An in-depth analysis of such valuable moments shows that the ancestors of the Tajiks in this historical period strengthened their presence in various spheres of the Temurids' rule.

On the other hand, a review of the content of historical sources shows that the virtues of humanity, industriousness, urban planning and development, patriotism and tolerance, a generally peaceful view of social life, have long existed in the thinking and activities of Tajiks. In the history of the origin andformation of the Khurufi movement, according to historical sources, the followers of the movement in most regions of Khorasan and Transoxiana took an active part in the national liberation struggle. The history of the Timurid dynastyfor more than one hundred and thirty years also testifies to the heroic and irreconcilable struggle of the broad masses of the population against the oppression of the invaders.

During the reign of the Timurid dynasty, liberation movements of the broad masses of the population arose, and historians of that time in their writings recorded valuable information about the emergence and development of the Khurufi movement and their national liberation struggle in various regions.

In particular, the famous historian Muhammad ibn Khovandshohi Mirkhand in «Ravzatu-s-safo» in the second half of the 15 th century, during the Timurid rule, studied a lot of materials on social problems, struggle, issues ofreligious life and culture of the Tajik people. In his work, he realistically described the uprisings of the Tajik people, which took place almost simultaneously in three centers of their settlement (today in Iran, Afghanistan and Tajikistan).

Ключевые слова: Хуруфиён, вера, религия, Ибни Надим, Ал-фехрист, Ибни Халдун, Хирот, Куран.

Сведение об авторе:

Раджабов Абдукарим Азамович - доктор Phd кафедры историографии и архивоведения Таджикского национального университета, Тел: (+992) 900068713

About the author:

Radzhabov Abdukarim Azamovich Doctor Phd of the Department of Historiography and Archival Studies of the TajikNationalUniversity. Phone: (+992) 900068713

УДК 323.4

ЗАМИНАХРИ ТАЪРИХИЮ КОНСЕПТУАЛИИ ТАШАККУЛЁБИИ СИЁСАТИ ХДРБЙ

Олимшозода Ф.О.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи САйни

Пайдоиш ва ташаккулёбии чанщо ва сиёсати хдрбй таърихи хеле кадима доранд. Дар ин маврид асарх,ои гуногун низ интишор гардидаанд ва ин вокеияти бебах,с аст. Х,ануз аз даврах,ои кадим сар карда чанщои байникабилавй ва байни хащиятх,ои гуногун бо максади шрат намудани якдигар доимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.