УДК 340. 12 (574) Научная статья
ОТРАЖЕНИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО И СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИКО-
ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
Сванбаева А.Б., Жамбаев Е.С., Сагадиев А.Н.
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. Авторы статьи, опираясь на методы дискурс-анализа и сравнительного подхода, анализируют попытку реализации идеи правового и сильного государства в Древней Греции. В статье отмечается, что впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме, и там впервые было построено сильное государство. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Исследователи приходят к выводу о том, что в период перед началом первых буржуазных революций в построение концепции правового государства значительный вклад внесла целая плеяда мыслителей, среди них они особо отмечают Гуго Гроция, Томаса Гоббса, Джона Локка, Шарля Луи Монтескье, Томаса Джефферсона.
Ключевые слова: право, правовое государство, разделение властей, закон, справедливость, граждане, власть, принцип.
Для цитирования: Сванбаева, А.Б. Отражение идеи правового и сильного государства в политико-правовой мысли. / А.Б. Сванбаева А.Б., Е.С. Жамбаев Е.С., А.Н. Сагадиев, // Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 89-92.
Идея правового и сильного государства волновала умы передовых людей и в древнем мире, и в средние века, и в эпоху Просвещения и, особенно, в наше время. Философы, юристы, историки вне зависимости от их взглядов и точек зрения и от того, как они это называли - верховенство закона, справедливость, государство всеобщего благоденствия или государство законности, всегда задавались вопросами о том, что такое правовое и сильное государство, когда оно проявляется и как развивается идея о нем, каковы его основные характеристики, что собой представляют цели и миссия правового государства.
Зачатки теории правового государства в форме гуманистической идеи, как требование восстановления принципа демократизма, установления и обеспечения свободы людей, руководствование правом и законом - мы встречаем уже у мыслителей-философов древней Греции, Рима, Китая, Индии.
Помимо объективных исторических процессов, которые вели народы к реализации принципов демократического, правового государства, существовали также и теоретические учения о том, каким должно быть государство, как оно должно строиться и как управляться. Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить связи и взаимодействие между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Они связывали идею господства закона в жизнедеятельности общества и государства с возможностью противостоять деспотии и
произволу. Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» [1, с.188-189].
Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства. К примеру, в своей книге "Политика" Аристотель (389-328 гг. до н.э.) писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми» [2, с. 165].
Однако в Древней Греции правовое и сильное государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого народа могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям. А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: "Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно...". Цицерон говорил о государстве как о правовом обществе и общем порядке. Государственно-правовые институты древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. Древние мыслители пытались государственность связать с существованием справедливости и справедливых законов. Платон считал, что погибнет то государство, «где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», а его последователь Аристотель свою идею о справедливости резюмирует так: «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения». Изучение история концепции «правового государства» или история концепции «господства права» исходит из той социально-экономической и политической среды, где вызревала идея «господства закона», идея «правового государства». Только при этих условиях достоверно можно понять рождение, историческую суть и влияние концепции правового государства на последующие эпохи [3, с. 10].
Исторически правовое и сильное государство возникло на основе либерального государства, принципы существования которого сводились в основном к обеспечению «общественного порядка и спокойствия» и которое благодаря этому создавало возможность для успешной деятельности и развития гражданского общества [4].
В период перед началом первых буржуазных революций в построение концепции правового государства значительный вклад внесла целая плеяда мыслителей. Среди них особо следует отметить Гуго Гроция, Томаса Гоббса, Джона Локка, Шарля Луи Монтескье, Томаса Джефферсона.
В своих трудах Монтескье большое внимание уделяет свободе, заключающуюся в том, чтобы человека не принуждали совершать действия, которых ему не предписывает [5, с.576.]. Таким образом, определив свободу, как дозволенность совершать все, что не запрещено законом, он, задумывается над органами, издающими законы и органами, исполняющие законы, и приходит к выводу о необходимости разделения государственной власти на три ветви. При этом каждой из ветвей власти вверена различным государственным органам и функционирует раздельно друг от друга. Монтескье замечает: «Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждений, ... были соединены эти три власти: создавать законы, приводить в исполнение общеобязательные постановления и судить преступления и тяжбы частных лиц» [5, с.293.]. В отличие от Локка, Монтескье четко выделил судебную систему как самостоятельную ветвь власти и высказал мысли о ее основных функциях.
Обеспечение свободы и справедливого правления в государстве Монтескье видит в разделении власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. При этом
он выдвинул идею «равновесия властей», которая противоречит идеи Дж.Локка о верховенстве законодательной власти. Также Монтескье придерживался идеи о суверенности каждой из ветви власти и выступал против соединения двух или трех ветвей власти в одних руках, поскольку это может привести к произволу. Произволом он считал любое интерпретированное соединение ветвей власти, например, судебной с исполнительной или законодательной с исполнительной. В таком соединении судья или председатель парламента будет иметь широкий круг полномочий и будет сам судить и исполнять законы или издавать такие законы, которые при исполнении будут следовать интересам издающего закон [6, с. 144-145].
Локк, проводя связь между свободой и законом и обосновывая принцип верховенства закона, вводит категорию общего блага как один из критериев справедливости законов. «Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага», - пишет Локк [7, с. 336].
Мысль о необходимости ограничения государственной власти была продолжена Монтескье, которым впервые в истории философии права выдвинута мысль об имманентной ограниченности самой свободы. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами, - считает философ, - Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане» [8, с. 540].
Свобода, с точки зрения Монтескье, всегда ограничена свободой другого человека, и цель закона в таком случае - найти гармоничное сочетание свобод.
Выдающимся мыслителем Х1Х века о формировании правового государства был И. Кант (1724-1804 г).
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права он считает прерогативу народа требовать свое участие в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа создает условия для свободы, равенства и независимости всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там правовое государство, там не может быть ограничений прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности.
Кант выдвигает идею правовой организации государства с разделением властей, идею законодательной власти, формируемой на основе заимствованной им от Ж.Ж. Руссо идеи народного суверенитета: «Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа». Значит, народу принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной власти. И тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение. Он выделяет две формы правления: республику (это есть по существу правовое государство) и деспотию [9, с. 209].
Также он писал, что «республиканизм - есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительство) от законодательной. А деспотизм - принципы самовластного исполнения государственных законов, данных им самим, стало быть, публичная власть выступает в качестве частной воли правителя».
И.Кант создал учение об идеальном правовом государстве, которое может быть только конечной целью исторического развития общества. Приближение к этой цели может быть лишь постоянным и составляет обязанность и привилегию существующей государственной власти.
Таким образом, главными идеями правового и сильного государства являются, во-
первых, верховенство права в государстве - основополагающий принцип правового государства. Во-вторых, представители этого периода отстаивали теорию разделения властей. В-третьих, концепция правового и сильного государства опиралась на естественно-правовые традиции. Одним словом, можно сказать, что ученые творчески подходили к проблеме построения правового и сильного государства. В частности, к теории разделения властей, взаимоотношения государства и граждан.
Библиографический список
1. Платон. Соч.- Т.3, Ч.2. - М., 1972. - С.188-189.
2. Аристотель. Политика. - М., 1911. - С.165.
3. Сартаев С.С. Некоторые вопросы истории и теории правового государства / Известия АН КазССР. Серия общественных наук. - 1989. - № 5.- С.10.
4. Баялджиев Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода // Вестник МГУ Серия 11. Право. - 2018. - № 6. - С.76-92.
5. Монтескье Ш. О духе законов. Избранные произведения. - М., 1955. - 800 с.
6. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., профессора В.С. Нерсесянца. - М.: Изд-во Норма, 2002. -352 с.
7. Локк Д. Сочинения: В 3 т. - М.: Мысль, 1988. - Т. 3. - 668 с.
8. Монтескье Ш.Л. О духе законов /Антология мировой философии: в 4 т. - М., 1970. - Т. 2. - 776 с.
9. Кант И. Сочинение. - М.: «Мысль», 1966. - Т.6. - 743 с.
Сванбаева Акмарал Бегеновна, магистрант кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Жамбаев Ержан Сагынханович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Сагадиев Азамат Нурланович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
: [email protected]. Дата поступления: 21.01.2023
© Сванбаева А.Б., Жамбаев Е.С., Сагадиев А.Н., 2023.