Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1418
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРИЗНАКИ / ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ПРАВА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сванбаева Акмарал Бегеновна, Жамбаев Ержан Сагынханович, Сагадиев Азамат Нурланович

Авторы статьи, опираясь на методы дискурс-анализа и сравнительного подхода, представляют авторскую трактовку основных признаков правового государства в его современной интерпретации. В статье выявляется взаимосвязь конкретных определений правового государства с исходными методологическими и мировоззренческими позициями исследователей. Авторы в статье подробно анализируют и выделяют пять характерных признаков правовой активности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сванбаева Акмарал Бегеновна, Жамбаев Ержан Сагынханович, Сагадиев Азамат Нурланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА»

УДК 340.12 (574)

Научная статья

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Сванбаева А.Б., Жамбаев Е.С., Сагадиев А.Н. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Авторы статьи, опираясь на методы дискурс-анализа и сравнительного подхода, представляют авторскую трактовку основных признаков правового государства в его современной интерпретации. В статье выявляется взаимосвязь конкретных определений правового государства с исходными методологическими и мировоззренческими позициями исследователей. Авторы в статье подробно анализируют и выделяют пять характерных признаков правовой активности граждан.

Ключевые слова: правовое государство, признаки, эволюция государства, разделение властей, права, ответственность.

Для цитирования: Сванбаева, А.Б. Понятие и сущность правового государства./А.Б. Сванбаева, Е.С. Жамбаев, А.Н.Сагадиев // Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 48-52.

В настоящее время для Республики Казахстан вопрос формирования правового государства актуален как никогда. При этом рассмотрение данной проблемы осуществляется под различными, нередко диаметрально противоположными точками зрения. Полярность высказываемых суждений обусловливает неослабевающие споры по поводу определения места и роли государства в политической системе общества. По данному аспекту абсолютно правильно высказался Глава Казахстана в своем ежегодном послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 год «ЕДИНСТВО НАРОДА И

СИСТЕМНЫЕ РЕФОРМЫ - ПРОЧНАЯ ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ», «...Для

последовательного укрепления государственности мы будем осуществлять все преобразования постепенно, с учетом нашей специфики. Это единственно верный путь построения сильного, справедливого и прогрессивного государства. Наши граждане всецело разделяют такой подход.» [1].

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Другое определение правового государства: правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения правонарушений [2, с. 113-115].

При формировании правового государства актуальная задача состоит в том, чтобы радикально укрепить законность в стране, исключив, чей бы то ни было произвол, обеспечить равенство перед законом всех, невзирая на лица; эффективно противостоять бюрократизму; исключить возможность узурпации власти и злоупотреблений [3, с. 100]. Такой подход признан юридической наукой весьма актуальным - несмотря на то, что принципы демократического правового государства последовательно закреплены в

Основном законе, однако они скорее являются задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования.

А.В. Герасимов в научном исследовании рассматривает о механизме правового государства. Механизм правового государства - это система государственных органов, направленная на защиту прав и свобод граждан посредствам разделения властей в целях наиболее полной и эффективной реализации задач и функций, стоящих перед государством. В условиях становления новой системы национальной безопасности, формирующейся при существенно изменившихся внешних и внутренних условиях необходима разработка соответствующей новым национальным целям страны научно обоснованной политики и стратегии обеспечения национальной безопасности, базирующихся на ее современной теории и методологии, определения четкой и ясной для граждан системы ценностей и обоснования жизненно важных интересов личности, общества и государства, установления реальных и потенциальных угроз этим интересам, а также принятия адекватных мер со стороны соответствующих правоохранительных органов, направленных на обеспечение безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества. Национальная безопасность определяется автором, как состояние защищенности интересов личности, общества и государства, включающее политические, экономические, военные, социальные, экологические, информационные и иные аспекты, которые направлены на предотвращение существующих или ожидаемых внутренних и внешних угроз в целях свободной реализации творческих и духовных потенциалов всех граждан, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [4].

Т.Н. Довбуш в диссертации «Принципы правового государства и механизм их реализации: теоретико-правовой аспект» рассматривает, что сущность правового государства как в теории, так в практике государственно-правового развития, определяется через его принципы. Практическое становление и развитие правового государства может иметь место только при условии успешной реализации его принципов. В современных условиях ряд принципов правового государства претерпевает значительную трансформацию, в частности это касается принципа разделения властей. Следовательно, речь должна идти и об изменениях традиционных правовых средств, входящих в механизм реализации соответствующих принципов правового государства.

Разделение властей как принцип правового государства в настоящее время претерпевает значительную трансформацию. В ряде стран складывается единый блок власти в виде правящего большинства в парламенте и сформированного этим большинством правительства. Этот блок, как единое целое, противостоит оппозиции меньшинства, представляющей интересы иных политических групп. Линия раздела проходит не между законодательной и исполнительной властью, как в классической теории разделения властей, а между парламентским большинством и правительством, с одной стороны, и оппозицией -с другой. При этом контроль над правительством перемещается в руки парламентской оппозиции и к средствам массовой информации [5].

М.В. Мельникова в работе «Эволюция идей о гражданском обществе и правовом государстве в России и проблемы их реализации в советском и российском государстве» рассматривает, что гражданское общество должно стать базой формирования демократического политического режима и правового государства. При правовом государстве и гражданское общество претерпевает определенные эволюционные процессы. Оно строится не только как перспектива, идеал, но и как реальное движение на принципах социальной справедливости. Основой такого общества должны выступать не только частная

собственность, экономические основы, но и духовные, которым особое значение придавали многие зарубежные и русские ученые и общественные деятели. К тому же гражданское общество характеризуется той системой общественных отношений, которая базируется на уважении человека, его чести и достоинства. Главное действующее лицо гражданского общества и правового государства - человек. Человек как личность имеет определенные потребности, интересы и ценности. Возможности их реализации превращают человека в главного участника общественного развития, члена гражданского общества. Иначе говоря, гражданское общество должно создавать такие условия жизни, которые обеспечивали бы социальную самореализацию человека в качестве личности [6].

В.Ю. Пиотровский «Правоохранительная система в условиях формирования правового государства в России» дает понятие правового государства. В настоящее время под правовым государством можно понимать юридическую форму функционирования государства и его публично-правовых институтов в гражданском демократическом обществе, обеспечивающую приоритет права, оптимальный баланс публичных и частных интересов, признание и реальную защиту общечеловеческих ценностей и правового статуса субъектов права - граждан и юридических лиц [7, с. 154].

Н.А. Карпова в диссертации «Правоохранительная функция правового государства» отмечает что, провозглашение России правовым государством свидетельствует не только об изменении способа организации политической власти, но и о трансформации государственных функций: некоторые из них отпадают вообще, у других существенно меняется объем и содержание, а, следовательно, изменяется и сама значимость функции. Изменяется также соотношение функций в единой системе, которую они образуют. Главной задачей современного правового государства, определяющей эту систему, является защита прав и свобод человека и гражданина. Безусловно, само правовое государство невозможно рассматривать в отрыве от социальной сущности государства, от характеристики демократической направленности современных государств, а также вне вопросов развития гражданского общества. Достичь идеала правового государства можно лишь при реализации всех названных аспектов. В российском правовом государстве должна быть учреждена надежная система охраны права, с тем чтобы право исполнялось, а нарушения его исправлялись. Эта задача должна решаться конкретными государственными средствами и способами, и, прежде всего, посредством реализации правоохранительной функции правового государства [8, с. 159].

Правовое государство означает такое взаимодействие государства и права, при котором государство, используя право, основанное на общечеловеческих ценностях, регулирует общественные отношения, в центре которых стоит человек, его права и свободы. Можно утверждать, что движение к правовому государству - это уже не просто определение формальных признаков (демократии, разделения властей, взаимной ответственности и т.д.), это, во-первых, создание механизма приведения данных признаков в соответствие с общечеловеческими принципами, и, во-вторых, обеспечение их действительного функционирования. Правовая активность граждан - это их энергичная деятельность в сфере права, которая характеризуется следующими признаками: Во-первых, это всегда свободное правомерное поведение. Во-вторых, она характеризуется активным взаимодействием с правом, выражающемся в активном участии во всех сферах общественной деятельности, а также в процессе становления законодательной базы в государстве. В-третьих, - правовая активность граждан содержит психологическую готовность к общению с правом. Этот признак, в рамках правовой активности, может присутствовать у граждан в виде устойчивой убежденности в высоком назначении права, порождаемая наличием соответствующей правовой базы в государстве, правовых навыков и умений у граждан. Соответственно,

данный элемент, в свою очередь, немыслим без наличия в обществе надлежащей правовой культуры, а значит и правосознания. В-четвертых, правовая активность в процессе своего функционирования, соблюдает и ориентируется на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями. В-пятых, правовая активность, исходит в первую очередь от граждан [9, с. 189].

Особое значение в системе принципов правового государства занимает взаимная ответственность государства и гражданина. Реализация этого принципа гарантирует существование подлинно правового государства, дает возможность государству и гражданину предъявлять взаимные требования, позволяет применять меры принуждения по отношению к субъектам, нарушающим установленный порядок. Содержание принципа предусматривает наличие двух аспектов: ответственность гражданина перед государством и ответственность государства перед гражданином. Если первый достаточно широко исследован в юридической литературе, то второй становится предметом изучения весьма небольшого круга ученых, затрагивающих его отдельные стороны.

Таким образом, эффективная и многогранная государственно-правовая политика, активная деятельность институтов гражданского общества призваны в целом способствовать формированию и развитию комплексного конституционно-правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, составными частями которого являются обеспечение прав и свобод, их беспрепятственная и всесторонняя реализация; гарантированная охрана и защита прав и свобод личности, включая государственную защиту СМИ, правозащитных организаций и других НПО.

Библиографический список

1. Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «ЕДИНСТВО НАРОДА И СИСТЕМНЫЕ РЕФОРМЫ - ПРОЧНАЯ ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ» [Электронный ресурс]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K210000202 (дата обращения 07.01.23).

2. Булгакова Д.А. Теория государства и права. Учеб. Пос. / Академия экономики и права. - Алматы, 1999. - 84 с.; Правовое государство // Зан жэне заман. - 1991. - №«1. - С.113-115.

3. Алексеев С.С. Правовое государство - судьба социализма. - М.: Юридическая литература. - 1988. - 174 с.

4. Герасимов А.В. Органы государственной безопасности в механизме правового государства (Теоретико-правовой аспект): автореф ... канд... юрид... наук : 12.00.01 : Краснодар, 2004. - 25 c.

5. Довбуш Т.Н. Принципы правового государства и механизм их реализации: Теоретико-правовой аспект: автореф. канд. юрид. наук:. 12.00.01. - Санкт-Петербург, 2005. - 23 с.

6. Мельникова М.В. Эволюция идей о гражданском обществе и правовом государстве в России и проблемы их реализации в советском и российском государстве: автореф. канд. юрид. наук:. 12.00.01. - Казань, 2004. - 23 с.

7. Пиотровский В.Ю. Правоохранительная система в условиях формирования правового государства в России (Историко-правовой и теоретико-правовой аспекты): автореф. канд. юрид. наук:. 12.00.01. - Санкт-Петербург, 2003. - 23 с.

8. Карпова Н.А. Правоохранительная функция правового государства: автореф. канд. юрид. наук: 12.00.01 - М., 2007. - 25 с.

9. Тепляшин И.В. Правовая активность граждан в условиях становления правового государства: автореф. канд. юрид. наук: 12.00.01: Екатеринбург, 2002.- 23 с.

Сванбаева Акмарал Бегеновна, магистрант кафедры юриспруденции, Кокшетауского университета им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Жамбаев Ержан Сагынханович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Сагадиев Азамат Нурланович - кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: zhambaev_es@mail.ru Дата поступления: 21.01.2023

© Сванбаева А.Б., Жамбаев Е.С., Сагадиев А.Н., 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.