Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУДЕЙ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВООТНОШЕНИЕ / СУДЬЯ / СТРУКТУРА / ПРАВОПОНИМАНИЕ / НОРМА / КУЛЬТУРА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагындыкова Рауна Сейткамаловна, Жамбаев Ержан Сагынханович, Сагадиев Азамат Нурланович

В настоящей статье предпринята попытка исследования отдельных теоретических аспектов структуры правовой культуры судей. В настоящей работе авторы приходят к пониманию права как средства компромисса, которое необходимо, прежде всего судьям. Подробно проведен анализ таких элементов правовой культуры как право - феномен общества; правосознание - отражение общественной жизни; правоотношение - претворение права в жизнь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сагындыкова Рауна Сейткамаловна, Жамбаев Ержан Сагынханович, Сагадиев Азамат Нурланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУДЕЙ»

УДК 340.1 Научная статья

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУДЕЙ

Сагындыкова Р.С., Жамбаев Е.С., Сагадиев А.Н. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В настоящей статье предпринята попытка исследования отдельных теоретических аспектов структуры правовой культуры судей. В настоящей работе авторы приходят к пониманию права как средства компромисса, которое необходимо, прежде всего судьям. Подробно проведен анализ таких элементов правовой культуры как право - феномен общества; правосознание - отражение общественной жизни; правоотношение -претворение права в жизнь.

Ключевые слова. Право, правосознание, правоотношение, судья, структура, правопонимание, норма, культура, юридическая психология.

Для цитирования: Сагындыкова, Р.С. Некоторые аспекты структуры правовой культуры судей. / Р.С. Сагындыкова, Е.С. Жамбаев, А.Н. Сагадиев // Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). -С. 101-106.

Для раскрытия правовой культуры, полагаем необходимым обратиться к ее структуре. Отметим, что правовая культура как показатель качественного развития правовых явлений, состоит из множества элементов. Для раскрытия темы исследования обратимся к следующим элементам правовой культуры. Это само право как феномен общества; правосознание как отражение общественной жизни; правоотношение как претворение права в жизнь. Также отметим законность и правопорядок как показатели правовой культуры. Внешней формой проявления правовой культуры является правомерное поведение. При этом высшей формой правомерного поведения является правовая активность. Особо отметим такой элемент как правовой акт. Именно правовой акт является формальным отражением правовой культуры общества. На наш взгляд, также одним из главных элементов правовой культуры, является правовой менталитет.

Обратимся к каждому элементу правовой культуры. Раскрытие содержания каждого элемента необходимо для понимания предмета исследования - правовой культуры судей.

Отметим, что вопросы право понимания являются актуальными для юридической науки. Сам вопрос о происхождении права исследовался на протяжении многих столетий. «Для правоведа, - замечал И. Кант, - остается тайной - является ли правом то, что требует законы, каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и неправовое» [1, с. 107- 453].

Понятие права, по словам американского юриста Лоуренса Фридмэна, «имеет большое количество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время» [2, с. 8].

На наш взгляд, необходимо, прежде всего, право понимать как явление, появившееся в эпоху цивилизации, направленное на установление определенных границ поведения людей, основанное на определенных принципах и идеях. Такими принципами, являются общеобязательность, регулятивность, ценностность, нормативность, выражающуюся в том,

что право определяет меру свободы, равенства и справедливости. Именно эти грани права воспринимаются людьми, прежде всего, когда речь идет о праве. Также, полагаем подчеркнуть такое свойство права как стремление к достижению социального компромисса. Такое понимание права мы видим в трудах академика Зиманова С.З. и в трудах известного российского ученого Лившица Р.З. По мнению Лившица Р.З. «право есть нормативно закрепленная справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса» [3, с. 56].

Понимание права как средства компромисса необходимо, прежде всего, для судей. Особенно это касается разрешения гражданских споров. Для того чтобы привести стороны к компромиссу, надо чтобы конкретный судья был, как минимум, уважаем как человек и личность, чтобы он имел способность именно судить, а не только принимать те или иные решения. Академик Зиманов С.З. отмечает: «Судебная система Казахстана уходит корнями в древнее степное правосудие, когда с младых ногтей ребенка готовили к высокой миссии -быть бием, а значит, быть символом честности, неподкупности, быть знатоком законов и традиций кочевого общества. Преемником таких высоких идеалов должен быть современный судья» [4].

Мы полагаем, что у современных казахстанских судей необходимо культивировать способность примирить стороны и найти компромисс. Об этом говорилось на прошедших съездах судей. Так, на V Съезде судей РК было отмечено, что процессы совершенствования судоустройства и судопроизводства позволили обеспечить обозначенный Президентом страны стратегический курс на сохранение стабильности в обществе и стабильности институтов, обеспечивающих в государстве верховенство права. При этом было подчеркнуто, что взвешенные судебные решения - это не только результат цивилизованного разрешения конфликтов и надежный инструмент защиты прав и свобод граждан, но и действенный механизм в решении возникающих проблем, в предупреждении социальной напряженности в обществе [4].

Приведем мнение Алимбекова М.Т.: «мы до сих пор ищем на судебных процессах так называемую истину при том положении вещей, когда между спорящими сторонами истина где-то посередине. В процессе отправления правосудия по гражданским делам мы должны искать компромисс между сторонами, что практикуется в западных странах. Тогда, когда суд императивным образом диктует условия той истины, которую он сам считает, она воспринимается сторонами очень агрессивно. И зачастую из-за этого граждане выражают свое мнение о несправедливом правосудии. Все эти концептуальные подходы мы должны более детально изучить. И я думаю, в процессе отправления правосудия по гражданским делам нужно искать компромисс, золотую середину, практикуемую в западных судебных системах. Это заслуживает широкого обсуждения и соответствующей корректировки в гражданском процессе» [4].

Известный российский процессуалист дореволюционного периода Е. Нефедов в свое время отмечал, что законодательство, развиваясь, стремится к смягчению власти суда. Цель должна достигаться при возможно меньшем употреблении прямого принуждения тяжущихся [4].

Таким образом, можно заключить, что право - это целостная система норм, которые опираются на идеи свободы и справедливости, выражаются посредством законодательства и регулируют общественные отношения. Мы полагаем, что право есть важная часть человеческой культуры, поскольку оно позволяет сохранять человеческое общество от разрушения.

Следующим элементом правовой культуры является правосознание.

Правосознание является одной из форм общественного сознания и обладает своей спецификой. Прежде всего, оно отражает почти всю совокупность правовых явлений общественной жизни (правопорядок, правовую систему, правовое регулирование и т.п.). На наш взгляд, правосознание можно раскрыть как систему правовых эмоций, идей, чувств, оценок, взглядов, установок, выражающих отношение каждого человека как к действующей правовой системе, к правам, свободам, обязанностям граждан, так и к позитивным моментам желаемого права, правовых явлений.

Главными аспектами изучения структуры правосознания являются познавательный и общественный, которые независимо от того, что отличны друг от друга, но все же во многом дополняют друг друга. При первом подходе само общественное правосознание рассматривается как отражение, форма общественного познания, при втором -рассматривается с позиций его места и значения в системе общественных явлений развитии всего общества в целом.

При изучении структуры правосознания, рассматриваемой в познавательном аспекте, можно выделить два уровня отражения правовой действительности. Это правовая психология и правовая идеология. Юридическая психология как правило, возникает под непосредственным влиянием окружающей нас правовой действительности и является начальным практическим элементом правосознания. Именно с этого элемента правосознания начинается полное осознание правовой реальности, действительности. Правовая идеология в отличие от юридической психологии представляет собой более высший уровень правосознания, т.е. более глубокое понимание человеком правовых явлений общественной жизни. Если рассматривать идеологическую сферу правосознания, то в процессе ее усвоения происходит окончательное становление и оформление идей, воззрений и представлений о правовой реальности, которые, в свою очередь, формируют волю каждого человека.

В Республике Казахстан основные идеи правовой идеологии выражены в ст. 1 Конституции РК: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте».

Идеи правовой идеологии были разработаны в трудах академика Сапаргалиева Г.С. В частности, ученый больше всего акцентирует внимание на политическом характере государства как социального и общечеловеческого явления. По мнению академика Сапаргалиева Г.С., государство - это политическая организация общества, которая охватывает и представляет его интерес в целом. Именно в этом и отличия его от других политических организаций, существующих в обществе, которые представляют интересы определенных слоев или группы населения, а не всеобщий интерес всего общества [5, с. 45].

Профессор Кенжалиев З.Ж., исследуя взгляды академика Сапаргалиева Г.С., подчеркивает: «Академику Г.С. Сапаргалиеву также импонируют конституционно -правовые качества и свойства государства, как уникального феномена человеческой истории. Он детально анализирует такие всеобще-правовые свойства государства как -демократизм, суверенность, социальная обусловленность и направленность. А характеристика фунциональных возможностей и свойств государства - одна из тем к исследованию которой Г. Сапаргалиев возвращается на разных этапах своего творчества с

завидным постоянством и каждый раз старается по-новому и все полнее раскрыть ее содержание» [6].

Отметим, что правовая идеология и юридическая психология при взаимодействии обуславливают формирование единого явления - правового сознания. Однако они отличаются друг от друга. Главное различие между ними заключается не только в том, что они отражают общественное бытие и правовую реальность при помощи совершенно разных социальных инструментов: правовая идеология - посредством теорий, идей; юридическая психология - посредством психических проявлений, эмоций и чувств.

Различие состоит, прежде всего, в различных уровнях, способах отражения общественного бытия и правовой реальности. Если отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне теоретического, научного осознания, теоретических знаний и оценок законодательства, правопорядка, законности и иных правовых явлений, то такое отражение в юридической психологии осуществляется, прежде всего, на уровне обыденного, повседневного сознания [7, с. 63-64].

Отсюда можно полагать, что главным элементом в структуре правосознания является совокупность правовых идей и убеждений. Именно идеи и убеждения доминируют в процессе выработки стратегии и реализации людьми на практике своего поведения, имеющего правовое значение. Вместе с тем нельзя упускать значение правовых эмоций и чувств.

Особенно важно изучать отношения эмоции, настроения людей относительно новых законов, новых правовых инициатив, поскольку правовые нормы затрагивают все устои общественной жизни и влияют на будущее. В качестве примера приведем негативное отношение граждан Казахстана к нормам земельного права, касающегося возможности передачи земли в собственность иностранцем. В связи с этим в мае 2016 г. Президентом РК был введен мораторий на некоторые нормы Земельного кодекса, которые вызвали общественный резонанс. Отметим, что правовые нормы должны быть понятными обществу, не идти разрез с общественным сознанием.

Вспомним знаменитые слова Ч. Валиханова, сказанные им в произведении «Записка о судебной реформе». Так мыслитель полагал, что юридически закрепляясь, законы должны отражать публичные интересы. Потому он призывал к тому, чтоб к созданию и изменению законов относиться с величайшей осторожностью. Если имеющийся закон порождает пороки, то «закон этот, как рожденный под воздействием бюрократических мыслей единственный в видах формализма и порядка, следует отменить». Разумное законодательство, верно составленные законы, учитывающие интересы народа, - считал Ч. Валиханов, - являются основным средством решения гармонического сочетания личных и публичных интересов. В законах он усматривал главную силу, которая способна привести к вожделенному единству интересов. Корень зла ученый видел «в формализме и бюрократической рутине» чиновников, отобравших липовые источники для составления законов и преподносивших их в качестве народного представления.

По мысли Ч. Валиханова, для народа хорошим является тот закон, который более ему известен с детства, в критериях которого человек вырос и воспитывался. Таковой закон должен казаться народу лучше, понятнее самых мудрейших законодательств, взятых снаружи либо навязанных сверху [8, с. 30].

Уровень правосознания общества является индикатором общественного восприятия социумом законов и иных правовых инициатив. Именно поэтому проводятся специальные научные исследования, касающиеся развития правосознания.

Рассматривая структуру правосознания, можно выделить три элемента, составляющих правосознание - познавательный, оценочный и практический.

С этой позиции можно выделить следующие функции правосознания: гносеологическую, регулирующую и функцию юридического моделирования. Гносеологическая функция отражает познание различных правовых явлений в объективной реальности, функция регулирования позволяет путем сопоставления своего поведения с необходимыми требованиями правовых предписаний совершенствовать его. Функция юридического моделирования является важным средством формирования соответствующей модели и поведения, которое будет рассматриваться как необходимое.

Познавательная функция правосознания проявляется в познавательной деятельности и выполняет функцию правовой реальности. Она включает в себя комплекс последовательно появляющихся психических образований: ощущений, восприятий, памяти, мышления, результатом которого являются идеи, убеждения и понятия. Человек познавая правовую реальность, закономерно проявляет определенное отношение к ней. В этом и выражается оценочная функция правосознания, когда посредством психических эмоциональных процессов и состояний (чувства, эмоции и т.п.) происходит процесс осознания правовой действительности.

Поведенческая функция правосознания является практической стороной правосознания, которая осуществляет разумную реализацию определенных намерений человека посредством воли. Воля в своей реализации охватывает: понимание и уяснение правовых знаний и информации; согласовывает возникающие побуждения со сложившимися правовыми убеждениями, с существующей объективной реальностью, которая включает в себя совокупность норм и ценностей; четкое определение цели, предполагаемое решение и процесс исполнения этого решения.

Большую роль в усвоении и анализе поступающей в правосознание правовой информации, играет модель механизма психической регуляции поведения человека, которая включает в себя такие моменты, как осознание возникшего интереса, определение цели, система волеизъявлений и мотивов. Правосознание не просто отражает окружающую правовую реальность, но и выявляет три компонента, позволяющих рассматривать человеческую индивидуальность с позиций влияния на нее правовой действительности. К этим компонентам можно отнести, прежде всего, особенности психического уклада личности; уровень жизненного опыта каждого человека; круг общения отдельного индивида, который оказывает на него определенное воздействие.

Правосознание по своей природе является одним из самых сложных социальных явлений. Если рассматривать правосознание с позиции субъектов (тот, кто им обладает), то его можно разделить на групповое, индивидуальное и общественное (общесоциальное, имеющее массовый характер действия).

Если же рассматривать правосознание с позиций социального уровня, то его можно подразделить на обыденное, научное, профессиональное. Обыденное правосознание образуется под влиянием условий жизни людей, их личного жизненного опыта. Здесь большую роль играют элементы психологического значения (эмоции, чувства).

Научное правосознание формируется на основе широких и глубоких правовых обобщений, а его внутреннее содержание составляют такие понятия, как правовая идеология, совокупность теоретических правовых знаний. Профессиональное правосознание - это правосознание, прежде всего юристов-практиков, т.е. той категории людей, которая занимается непосредственно юридической деятельностью и обладает специальной подготовкой. Данный вид правосознания обладает особенностью, выражающуюся в том, что в нем духовные элементы связаны с навыками и умениями практического познания юридических норм и способами их применения.

Существует разновидность профессионального правосознания работников юридических специальностей (сотрудники органов внутренних дел, органов прокуратуры, судебных органов и т.п.). Здесь правосознание рассматривается как совокупность правовых знаний, представлений, взглядов, установок, чувств и других духовных проявлений людей, которые профессионально занимаются правоохранительной деятельностью, защитой прав и свобод граждан, пресечением и раскрытием преступлений, охраной общественного порядка и т.д.

Таким образом формирование правовой культуры личности - сложный процесс, в котором взаимосвязаны и социальные, и психологические факторы. Именно поэтому оценивать правовую культуру личности можно в нескольких формах. Так, правовая культура личности как степень особого развития индивида проявляется в ее подготовленности к восприятию прогрессивных идей и законов, умений и навыков, а также в оценке знаний, умений, реального права. С этих позиций она характеризуется наличием правовых культурных ориентаций. Также правовая культура личности, проявляется как определенный уровень характера деятельности личности, в процессе которого она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. И, наконец, она может существовать как культурный потенциал личности, т.е. как совокупность соответствующей степени правовых знаний и умений, навыков личности.

Библиографический список

1. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Сочинения: в 6-ти т. - М., 1965. - Т.4, ч.2. - 478 с.

2. Фридмэн Л. Введение в американское право. - М.: Прогресс, 1993. - 286 с.

3. Лившиц Р.З. Теория права. - М., 2004. - 219 с.

4. Рахымгожина У. Поиск истины-золотая середина//иКЬ: http://www.zakon.kz/4613631-poisk-istiny-zolotaja-seredina-u..html

5. Сапаргалиев Г.С., Ибраева А.С. Мемлекет жэне теориясы. - Алматы: Жет Жаргы, 2014. - 244 б.

6. Кенжалиев З.Ж. Штрихи к взглядам академика Г.С. Сапаргалиева на государство // Проблемы совершенствования политической системы казахстанского общества в современных условиях: сборник материалов конференции, посвященной юбилею - 80-летию академика НАН РК, доктора юридических наук, профессора Сапаргалиева Г.С. -Алматы, 2010. - С. 12-19.

7. Ибраева А.С. Правовая культура: проблемы теории и практики. - Алматы, 2002. - 344 с.

8. Валиханов Ч. Записка о судебной реформе. Вступительное слово С. Ударцева. -Алматы, 2008. - 190 с.

Сагындыкова Рауна Сейткамаловна, магистрант кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Жамбаев Ержан Сагынханович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Сагадиев Азамат Нурланович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: zhambaev_es@mail.ru. Дата поступления: 24.01.2023

© Сагындыкова Р.С., Жамбаев Е.С., Сагадиев А.Н., 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.