Научная статья на тему 'Отражение философской дилеммы «Машина ощущений» в современной культуре'

Отражение философской дилеммы «Машина ощущений» в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / философская дилемма / машина ощущений / кинематограф / матрица / philosophy / philosophical dilemma / sensation machine / cinema / matrix

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гилимханов Данияр Венерович, Сунагатова Элина Маратовна

В данной научной работе были рассмотрены предпосылки появления философской дилеммы под названием «Машина ощущений» за авторством американского философа Роберта Нозика. Авторами была детально исследована суть данной дилеммы, были проведены параллели c аналогичными философскими дилеммами за авторством других известных философов, в частности, известного древнегреческого философа Платона. Исследованы и описаны преимущества и недостатки рассматриваемой дилеммы, приведен ее критический анализ. Проведен анализ фактов появления следствий данной дилеммы в современной культуре, в частности, в кинематографе, а также приведена и проанализирована точка зрения экспертов по исследуемому вопросу. Рассмотрена возможность и целесообразность применения подхода, предлагаемого автором философской дилеммы, на практике. Приведены рассуждения в области возможного решения рассматриваемой дилеммы. Поставлены вопросы к дальнейшему рассуждению и анализу проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гилимханов Данияр Венерович, Сунагатова Элина Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE PHILOSOPHICAL DILEMMA «THE MACHINE OF SENSATIONS» IN MODERN CULTURE

This scientific work examined the prerequisites for the emergence of a philosophical dilemma called “The Sensation Machine” authored by the American philosopher Robert Nozick. The authors examined in detail the essence of this dilemma, drawing parallels with similar philosophical dilemmas authored by other famous philosophers, in particular, the famous ancient Greek philosopher Plato. The advantages and disadvantages of the dilemma under consideration are investigated and described, and its critical analysis is given. An analysis of the facts of the emergence of the consequences of this dilemma in modern culture, in particular in cinema, is carried out, and the point of view of experts on the issue under study is presented and analyzed. The possibility and feasibility of applying the approach proposed by the author of the philosophical dilemma in practice is considered. Reasoning in the area of a possible solution to the dilemma under consideration is given. Questions are raised for further reasoning and analysis of the problem.

Текст научной работы на тему «Отражение философской дилеммы «Машина ощущений» в современной культуре»

Отражение философской дилеммы «Машина ощущений» в современной культуре

Гилимханов Данияр Венерович,

студент, кафедра «Разработка нефтяных и газонефтяных месторождений», Уфимский государственный нефтяной технический университет E-mail: daniar2351418@gmail.com

Сунагатова Элина Маратовна,

студент, кафедра «Разработка нефтяных и газонефтяных месторождений», Уфимский государственный нефтяной технический университет E-mail: Elinasunagatova48@gmail.com

В данной научной работе были рассмотрены предпосылки появления философской дилеммы под названием «Машина ощущений» за авторством американского философа Роберта Нозика. Авторами была детально исследована суть данной дилеммы, были проведены параллели c аналогичными философскими дилеммами за авторством других известных философов, в частности, известного древнегреческого философа Платона. Исследованы и описаны преимущества и недостатки рассматриваемой дилеммы, приведен ее критический анализ. Проведен анализ фактов появления следствий данной дилеммы в современной культуре, в частности, в кинематографе, а также приведена и проанализирована точка зрения экспертов по исследуемому вопросу. Рассмотрена возможность и целесообразность применения подхода, предлагаемого автором философской дилеммы, на практике. Приведены рассуждения в области возможного решения рассматриваемой дилеммы. Поставлены вопросы к дальнейшему рассуждению и анализу проблемы.

Ключевые слова: философия, философская дилемма, машина ощущений, кинематограф, матрица.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом: «Реально ли все то, что происходит вокруг него?» Реальны ли окружающие люди и чувства, которые мы испытываем к ним, или же весь наш мир является искусной проекцией, созданной высшими силами, которые преследуют неведомые нам цели? Этими же вопросами задавался и американский философ Роберт Нозик в своей книге 1974 года «Анархия, государство, утопия и исследуемая жизнь», в которой он предлагает мысленный эксперимент под названием машина ощущений (англ. Experience machine - машина опыта, удовольствий). Главной целью этого мысленного эксперимента было опровергнуть основной тезис идей гедонизма, а именно то, что смысл жизни человека состоит в получении удовольствия.

Суть машины ощущений можно описать следующим образом: представим себе некую машину, которую ученые-нейробиологи с помощью передовых достижений науки могут подключить напрямую ко всем нейронам мозга человека таким образом, чтобы искусственно сообщать различные сигналы в мозг. В результате, в мозге человека можно воссоздать все то, что могло произойти с ним в реальности - ощущения вкуса, запаха, зрения и многое другое - причем сам человек не сможет отличить реальность от проекции.

Возникает закономерный вопрос: если главный аргумент гедонизма справедлив, то может всем людям просто стоит подключиться к подобной машине для достижения полноценного счастья? Однако далеко не все люди согласятся променять свою настоящую, полную событий (пусть и довольно драматичных), жизнь на нечто, всего лишь способное удовлетворить основные потребности человека в счастье. Нозик делает из этого вывод, что гедонизм ложен, и что в человеческой жизни есть нечто кроме удовлетворения потребностей. [1]

Вопросы, поставленные Нозиком в «машине ощущений», волновали умы людей задолго до появления науки о мозге, компьютеров и уж тем более интернета. Еще в IV веке до н.э. Платон в 7 книге диалога «Государство» описал свою знаменитую аллегорию под названием «Миф о пещере». В ней он усомнился в истинности познаваемой человеком с помощью органов чувств реальности. По его мнению, философ может получить представление о действительности, задавая верные вопросы и отвечая на них, но даже в этом случае остальные люди могут не поверить, что все окружающее их является лишь иллюзией. [2]

По большому счету, существует целая разновидность мысленных экспериментов под общим названием «мозг в колбе», показывающая, насколько человек зависим от своих ощущений в вопросах понимания реальности. Само название «мозги в колбе» было предложено Хилари Патнэмом в 1981 году и является по сути адаптацией гипотезы «Злого демона» Рене Декарта. [3] Автор «машины ощущений» Роберт Нозик утверждает, что существует как минимум три причины, почему не стоит подключать себя к машине ощущений. Первая состоит в том, что люди по своей природе хотят не просто получать удовольствие от тех или иных действий, а хотят выполнять их самостоятельно и получать удо-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

вольствие от самого процесса. На взгляд авторов данной статьи, это ошибочное утверждение, ведь если машина может моделировать подобный процесс, то она также сможет моделировать и иллюзию того, что человек лично производит действие.

Второй причиной Нозик называет то, что люди имеют склонность и стойкое желание являться людьми определенного типа, с конкретным набором личностных качеств, а не просто аморфной субстанцией, получающей удовольствие. Однако и здесь можно заметить, что с помощью машины можно убедить находящегося в ней, что он является конкретным человеком с особым набором качеств, и он не распознает разницы. Заключительной причиной, почему не стоит подключаться к машине ощущений является то, что человек, находясь в ней, будет чувствовать некое ограничение, отсутствие свободы.

Последний аргумент является ключевой идеей трилогии кинофильмов «Матрица», снятый братьями Ва-човски, первая часть которого вышла в 1999 году. Сценарий «Матрицы» по сути является компиляцией и обобщением трех литературных произведений, а именно «Города живых мертвецов» Флетчера Прэтта и Лоурен-са Мэннинга, «Неприятной профессии Джонатана Хога» Роберта Хайнлайна и «Нейроманта» Уильяма Гибсона. Поэтому вопросы, поставленные Робертом Нозиком, активно исследовались еще за 30 лет до написания им книги.

Сюжет «Матрицы» повторяет суть мысленного эксперимента: что случится, если весь мир будет подключен к своего рода машине ощущений, к матрице? Как уже было сказано выше, причины, почему не стоит подключать себя к «Матрице», обозначенные Нозиком, ловко опровергаются братьями Вачовски. У людей, находящихся в матрице, нет возможности понять, что их мир нереален. Они ходят на работу, в рестораны, учатся, влюбляются и каждый день встают по утрам с полным осознанием того, что это действительно происходит на самом деле, и они являются сами собой. В реальности люди порабощены машинами с искусственным интеллектом, использующими людей в качестве топлива для продолжения своего функционирования, а бывшие человеческие города стоят в руинах. Те немногие, кому удалось избежать участи, заготовленной людям машинами, вынуждены скрываться в катакомбах и вести партизанскую войну за свою свободу. [4]

Один из персонажей матрицы, Сайфер, находясь в объективной реальности, предал своих соратников в обмен на то, чтобы совершенный компьютер, руководящий матрицей, поместил его обратно в качестве успешного и ни в чем не отказывающего себе человека. Можно назвать этот поступок аналогом машины ощущений, потому как Сайфер имел возможность выбрать для себя наиболее благоприятную судьбу внутри матрицы. Данный пример является еще одним доказательством того, что некоторые люди возможно и подключили бы себя к машине ощущений, несмотря на лишение основных человеческих прав и свобод в реальном мире.

По сюжету люди побеждают «Матрицу», выходят в настоящий мир свободными от навязанных иллюзий благополучной жизни и начинают сами строить свою судьбу. Казалось бы, у человечества есть все шансы избежать трагической участи, однако у кинематографи-^ ческой машины Голливуда было свое видение концовки О «Матрицы», которое они и воплотили. Здесь мы плавно переходим к опровержению третьего аргумента Роберта еЗ Нозика, ведь по оригинальному сценарию конец был далеко не таким радужным. По первоначальной задумке, ^ «Матрица» оказывалась квадратичной, таким образом

самоотверженная война человечества с машинами являлась такой же иллюзией, как и все остальное. Смысл помещения людей в двойную матрицу по задумке режиссеров был в том, что людям жизненно необходимо быть свободными для полноценного счастья, либо они хотя бы должны иметь возможность бороться за свою свободу. [5]

Таким образом, даже если на самом деле весь мир является иллюзией, а все человечество погружено в аналог «Матрицы», мы никогда возможно об этом не узнаем. Более того, с развитием технологий виртуальной реальности и интернета есть все шансы, что мы сами когда-нибудь погрузим себя в матрицу, и в случае, если наш нынешний мир также является проекцией, то такого рода матрица будет иметь по крайней мере два уровня.

Основатель компаний Space X и Tesla Motors Илон Маск в одном из своих выступлений заявил, что вероятность того, что наша реальность является настоящей, а не симуляцией, составляет один к миллиарду. Таким образом, Илон Маск убежден, что весь наш мир находится в своеобразной матрице, запущенной более продвинутой и совершенной цивилизацией. В качестве одного из аргументов своего высказывания он приводит прогресс, достигнутый в сфере компьютерных игр и виртуальной реальности. Совсем недавно игры были угловатыми и линейными, а виртуальная реальность была лишь футуристической мечтой. Однако сейчас графика многих игр практически дублирует то, что мы видим своими глазами в реальном мире, а технологии виртуальной реальности непрерывно развиваются, как и растет число исследований человеческого мозга.

Еще одним аргументом в пользу своей теории Илон Маск называет возраст Вселенной, составляющий примерно 13,8 миллиардов лет. Учитывая, что человечество добилось таких высот в сфере науки всего лишь за несколько тысяч лет, есть огромная вероятность того, что за это время успело развиться бесчисленное множество других цивилизаций, обгоняющих людей в сфере науки и техники на миллионы, а может и миллиарды лет, и имеющих физическую возможность создать аналог машины ощущений.

Таким образом, нельзя доподлинно утверждать, существует ли объективная реальность, и находимся ли мы в ней. Нельзя также с уверенностью утверждать, захотели ли бы люди променять свою текущую жизнь на нечто более идеальное и заранее спланированное по их предпочтениям. Единственное, что может сделать человечество, это продолжить свое развитие и надеяться, что однажды на эти вопросы будет дан ответ.

Литература

1. Нозик Роберт. Анархия, государство и утопия (глава X) / Пер. с англ. Б. Пинскера под ред. Ю. Кузнецова и А. Куряева. - М.: ИРИСЭН, 2008. 424 с.

2. Платон. Государство. Книга седьмая (в переводе А.Н. Егунова) // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1994. - С. 295-296. - (Философское наследие).

3. Патнэм, Х. Мозги в бочке // Разум, истина и история / Хилари Патнэм. - М.: Праксис, 2002. - Гл. 1. -296 с.

4. Дино Феллуга, Эндрю Гордон. «Матрица»: парадигма постмодернизма // Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице». - М.: Уль-тра.Культура, 2003. С. 87-102.

5. «Матрица» как философия: Эссе / Пер. с англ. О. Ту-рухиной - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 384 с.

REFLECTION OF THE PHILOSOPHICAL DILEMMA «THE MACHINE OF SENSATIONS» IN MODERN CULTURE

Gilimkhanov D.V., Sunagatova E.M.

Ufa State Petroleum Technological University

This scientific work examined the prerequisites for the emergence of a philosophical dilemma called "The Sensation Machine" authored by the American philosopher Robert Nozick. The authors examined in detail the essence of this dilemma, drawing parallels with similar philosophical dilemmas authored by other famous philosophers, in particular, the famous ancient Greek philosopher Plato. The advantages and disadvantages of the dilemma under consideration are investigated and described, and its critical analysis is given. An analysis of the facts of the emergence of the consequences of this dilemma in modern culture, in particular in cinema, is carried out, and the point of view of experts on the issue under study is presented and analyzed. The possibility and feasibility of applying the approach proposed by the author of the philosophical dilemma in practice is considered. Reasoning in the area of a possible solution to the di-

lemma under consideration is given. Questions are raised for further

reasoning and analysis of the problem.

Keywords: philosophy, philosophical dilemma, sensation machine,

cinema, matrix.

References

1. Nozick Robert. Anarchy, state and utopia (chapter X) / Trans. from English B. Pinsker, ed. Yu. Kuznetsova and A. Kuryaev. -M.: IRISEN, 2008. 424 p.

2. Plato. State. Book seven (translated by A.N. Egunov) // Collected works in 4 volumes. T. 3. - M.: Mysl, 1994. - P. 295-296. -(Philosophical heritage).

3. Putnam, H. Brains in a vat // Reason, truth and history / Hilary Putnam. - M.: Praxis, 2002. - Ch. 1. - 296 p.

4. Dino Felluga, Andrew Gordon. "The Matrix": a paradigm of postmodernism // Take the red pill: Science, philosophy and religion in "The Matrix". - M.: Ultra.Culture, 2003. P. 87-102.

5. "The Matrix" as a philosophy: Essay / Trans. from English O. Tu-rukhina - Ekaterinburg: U-Factoria, 2005. - 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.