Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ДИЛЕММЫ «СТОЛКНОВЕНИЕ ШАРОВ» В АСПЕКТЕ КРИТИКИ ИДЕЙ ПРИЧИННОСТИ ДЭВИДА ЮМА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ДИЛЕММЫ «СТОЛКНОВЕНИЕ ШАРОВ» В АСПЕКТЕ КРИТИКИ ИДЕЙ ПРИЧИННОСТИ ДЭВИДА ЮМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
196
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ ДИЛЕММА / СТОЛКНОВЕНИЕ ШАРОВ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ / КРИТИКА ПРИЧИННОСТИ / КИНЕМАТОГРАФ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лапатин Владимир Викторович, Старых Егор Иванович, Ахметзянов Артур Маратович

В данной научной работе были рассмотрены предпосылки появления философской дилеммы под названием «Столкновение шаров» за авторством шотландского философа Дэвида Юма. Автором была детально исследована суть данной дилеммы, проанализорованы следствия появления данной дилеммы в таких науках, как квантовая физика и биология. Приведен критический взгляд на традиционно сложившиеся в науке и обществе идеи причинно-следственных связей. Проведены параллели между рассматриваемой философской дилеммой и фактом возникновения психологического триллера, как жанра литературы и кинематографа. Проведен анализ фактов появления следствий данной дилеммы в современной культуре, в частности, в кинематографе. Приведены рассуждения в области возможного решения рассматриваемой дилеммы. Поставлены вопросы к дальнейшему рассуждению и анализу проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лапатин Владимир Викторович, Старых Егор Иванович, Ахметзянов Артур Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PHILOSOPHICAL DILEMMA “COLLISION OF BALLS” IN THE ASPECT OF CRITICISM OF THE IDEAS OF CAUSALITY BY DAVID HUME

In this scientific work, the prerequisites for the emergence of a philosophical dilemma called «Collision of balls» by the authorship of the Scottish philosopher David Hume were considered. The author has studied in detail the essence of this dilemma, analyzed the consequences of the appearance of this dilemma in such sciences as quantum physics and biology. A critical look at the ideas of cause-and-effect relationships that have traditionally developed in science and society is given. Parallels are drawn between the philosophical dilemma under consideration and the fact of the emergence of the psychological thriller as a genre of literature and cinema. The analysis of the facts of the appearance of the consequences of this dilemma in modern culture, in particular, in cinema. The arguments in the field of a possible solution to the dilemma under consideration are given. Questions are raised for further reasoning and analysis of the problem.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ДИЛЕММЫ «СТОЛКНОВЕНИЕ ШАРОВ» В АСПЕКТЕ КРИТИКИ ИДЕЙ ПРИЧИННОСТИ ДЭВИДА ЮМА»

Исследование философской дилеммы «столкновение шаров» в аспекте критики идей причинности Дэвида Юма

Лапатин Владимир Викторович,

студент, кафедра «Разработка и эксплуатация газовых и нефтегазоконденсатных месторождений», Уфимский государственный нефтяной технический университет E-mail: lapatin.vladimir@mail.ru

Старых Егор Иванович,

студент, кафедра «Разработка и эксплуатация газовых и нефтегазоконденсатных месторождений», Уфимский государственный нефтяной технический университет E-mail: george010798@gmail.com

Ахметзянов Артур Маратович,

студент, кафедра «Разработка и эксплуатация газовых и нефтегазоконденсатных месторождений», Уфимский государственный нефтяной технический университет E-mail: akhmetzyanov.artur@bk.ru

В данной научной работе были рассмотрены предпосылки появления философской дилеммы под названием «Столкновение шаров» за авторством шотландского философа Дэвида Юма. Автором была детально исследована суть данной дилеммы, проанализорованы следствия появления данной дилеммы в таких науках, как квантовая физика и биология. Приведен критический взгляд на традиционно сложившиеся в науке и обществе идеи причинно-следственных связей. Проведены параллели между рассматриваемой философской дилеммой и фактом возникновения психологического триллера, как жанра литературы и кинематографа. Проведен анализ фактов появления следствий данной дилеммы в современной культуре, в частности, в кинематографе. Приведены рассуждения в области возможного решения рассматриваемой дилеммы. Поставлены вопросы к дальнейшему рассуждению и анализу проблемы.

Ключевые слова: философская дилемма, столкновение шаров, причинно-следственная связь, критика причинности, кинематограф.

В жизни человека имеется целый ряд непреложных истин, которые он, не задумываясь, делает основой любой своей деятельности будь то учеба, работа или занятия спортом. Например, каждый человек уверен, что после ночи наступит день, что Земля имеет форму шара, а если с дерева упадет яблоко, то оно обязательно приземлиться на голову знаменитого физика и простимулирует его к научному открытию. Однако действительно ли все эти вещи можно назвать истиной, или же данные факты являются плодом наших предубеждений и веры в то, что они истинны? [1]

Этим вопросом задался известный шотландский философ Дэвид Юм, представитель эмпиризма, психологического атомизма, номинализма и скептицизма. Еще в XVIII веке Юм выразил сомнение в том, что мы называем причинно-следственными связями. На примере двух бильярдных шаров он изобразил модель своих измышлений: «Если я ударяю одним бильярдным шаром по другому, то говорю, что первый стал причиной движения второго; однако движение второго бильярдного шара - это совершенно отличный от движения первого факт, не включенный априори в первый. Давайте предположим, что мы явились неожиданно: в таком случае, увидев бильярдный шар, мы не можем априори знать, что, если его подтолкнуть, он вызовет своим действием движение другого шара. То же самое можно сказать обо всех подобных случаях...». Таким образом, когда дело касается таких вещей как смена дня и ночи или любого другого общеизвестного факта, мы принимаем этот факт за истину лишь потому, что так было всегда, мы доверяем этому факту. Однако стопроцентной уверенности в том или ином событии у нас быть никогда не может. [3] Исследователи в области квантовой физики давно доказали: на процесс столкновения двух шаров может влиять и сам процесс наблюдения за тем или иным событием, то есть имеет место так называемый «эффект наблюдателя». Однако нет никаких гарантий, что физические законы существуют на самом деле и каждое явление им беспрекословно подчиняется. Становится очевидно - в таком слепом доверии человека науке тоже имеется элемент веры.

Широко известно, что человеческий глаз способен различать не весь спектр солнечного излучения, а лишь так называемый видимый свет, а именно с длиной волны 390-750 нанометров. Фактически это означает, что нашему зрению, например, недоступно инфракрасное излучение, которое с легкостью воспринимают другие живот-

сз о

о Л о

о сз о в

ные, такие как летучие мыши и некоторые виды змей. Человек не может подобно китам ориентироваться в пространстве с помощью эхолокации. Данные научные факты говорят нам о том, что человеческий глаз действительно не видит полную картину мира, а лишь ее часть. Неизвестным одновременно является следующее: насколько наше восприятие далеко от истинного положение вещей во вселенной, сможет ли когда-нибудь человек уравнять понятия «восприятие» и «действительность», а главное, так ли это необходимо для комфортной и счастливой жизни человека.

Сомнение человека в том, что он называет правдой или истиной, породили жанр психологического триллера в литературе и кинематографе. Например, в художественном фильме Мартина Скорсезе «Остров проклятых» 2010 года, снятом по одноименному роману, главный герой на протяжении практически всего действия фильма яростно убежден в том, что он является маршалом США, имеет напарника и расследует крайне важное дело об исчезновении человека в клинике для душевнобольных. Он также уверен и в том, что потерял однажды жену и детей, был ветераном Второй Мировой войны. Однако развитие сюжета внезапно сталкивает зрителя с полной нереальностью происходящего - главный герой сам оказывается душевнобольным, проходящим лечение в этой клинике, его напарник - лечащим врачом, а образ женщины, безвестно пропавшей на таинственном острове - плодом воспаленного сознания героя, вызванным болезненными воспоминания об усопшей жене. Более того, оказывается, что главный герой не в первый раз ввергается в свои иллюзии - сюжет фильма описывает очередной рецидив прогрессирующей шизофрении. [2]

Но самым поражающим сознание зрителя моментом является концовка кинофильма. Главный герой осознает, наконец, то, что все окружающие называют реальностью, однако истина оказывается для него невыносимой из-за глубокой эмоциональной травмы, и он принимает решение и дальше жить в иллюзиях, вновь притворившись душевнобольным. Руководством больницы решено провести лоботомию, и главный герой смиренно идет на этот шаг, желая унять терзающее его чувство боли и вины. Таким образом, авторы фильма предлагают нам задуматься о том, что каждый из нас называет реальностью. Возможно, причинно-следственные связи, улавливаемые нашим мозгом являются ложными, возможно мира как такового не существует, возможно в настоящей реальности мы все ходим вверх ногами и задом наперед, а возможно, что вселенная является хаотическим скоплением тех или иных молекул, и тот порядок, который мы видим является е лишь следствием ограниченности нашего созна-Е ния и восприятия.

й В фильме «Начало» Кристофера Нолана ° 2010 года объективная реальность сталкивается ав со сновидениями. Найдя способ осознанно дей-

ствовать внутри сна и погружаться в многоуровневые «сны внутри сна», герои фильма предлагают своим клиентам услуги по внедрению тех или иных мыслей в умы своих жертв. Проецируя события фильма на наш мир, можно задуматься: а не являются ли окружающие нас события и предметы умело навязанными кем-то незримым для нас. По большому счету, среди коммуникативных технологий, развитых человеком, можно найти и такие манипуляции, которые действительно могут внести нужную манипулятору мысль в беззащитное сознание любого человека. Даже не находясь в художественном фильме, мы никогда с уверенностью не сможем утверждать, что все то, что мы называем истиной, не является плодом нашего воображения и домыслов, либо искусно навязанной нам ложью. В фильме «Начало» своеобразным маяком того, что окружающая действительность не является очередным сном, герой называет небольшой волчок, свойства и качества которого ему досконально известны. Если волчок крутится и падает - происходящее реально, если не падает - это сон. Режиссер оставляет нас в конце фильма с немой открытой сценой - крутящимся волчком. Упадет он или нет? Было ли реально все то, ради чего боролся главный герой на протяжении всего фильма, или это лишь сон, в котором он безвылазно заключен? [4]

Еще одним ярким представителем жанра психологический триллер является фильм Джима Шеридана «Дом грез» 2011 года. Как и в «Острове проклятых», главный герой убежден в реальности всего происходящего вокруг него. У него есть любящая жена и две прекрасные дочки, хорошая работа и уютный дом. Внезапно в его жизни начинают происходить странные и пугающие события - героя и его семью начинает преследовать загадочный человек. В процессе тщательного расследования он так же, как и герой «Острова проклятых», посещает психиатрическую клинику и входит в палату потенциального недоброжелателя. Истина потрясает его - палата принадлежит ему самому. Его жена и две точки оказываются трагически убитыми много лет назад, дом стал давно заброшенным, а сам герой остается наедине со своим собственным воспаленным рассудком, не выдержавшим боль утраты. Сюжет фильма крайне похож на сюжет «Острова проклятых» с единственным отличием в том, что главный герой принимает реальность, отказывается от иллюзий и делает шаг в новую реальную жизнь. Таким образом, некоторые люди имеют стойкое стремление к нахождению истины и намерены идти к ней всю жизнь, твердо шагая через все жизненные события, будучи уверенным в полной реальности происходящего, другие же не выдерживают гнета реальности и принимают решение жить в плену своих иллюзий.

Некоторые режиссеры намеренно разрушают причинно-следственные связи в своих творениях. Наглядным примером является представитель американского независимого кинематогра-

фа Дэвид Линч, в чьих кинокартинах зачастую происходит расщепление сюжетной структуры, и порой нельзя однозначно сказать, к чему приведет то или иное действие героя. При этом сюжет его фильмов, довольно часто состоящий из двух и более независимых частей, с материалистической точки зрения не является чем-то из ряда вон выходящим, ведь в голове режиссера причинно-следственные связи присутствуют, пусть они и могут быть недоступными для зрителя. Фильмы Дэвида Линча являются примером того, какой может оказаться наша реальность на самом деле, со всей ее нелогичностью и отсутствием четкой последовательности. [5]

Невозможно с полной уверенностью утверждать, является ли окружающая нас действительность настоящей и имеет ли она ровно такой вид, какой мы ее воспринимаем с помощью наших органов чувств. На данный момент наука не может дать ответ на этот вопрос несмотря на то, что довольно точно может описывать происходящие в мире процессы с помощью различных физических законов. Критерий истинности все еще для нас не достижим. Однако это не повод опускать руки и прекратить наше развитие и совершенствование. Возможно, в будущем мы сможем со стопроцентной вероятностью утверждать, что законы физики реальны, что человек и его действия реальны, и сможем смотреть на этот мир с широко открытыми глазами.

Литература

1. Вострикова, Е.В. Эпистемологическая проблематика в рамках международной конференции «Дэвид Юм и современная философия» / Е.В. Вострикова // Эпистемология и философия науки. - 2012. - Т. 32. - № 2. - С. 224-229.

2. Гацура, Н.И. Подтекст как средство создания психологического портрета персонажа (на материале романа «Проклятый остров» Денниса Лихейна) / Н.И. Гацура // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 3. - № 4. -С.190-196.

3. Дмитриева, А.А. Концептуализация интроспекции в философии Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, Дэвид Юм) / А.А. Дмитриева // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2014. - № 2. - С. 24-39.

4. Киричук, Е.В. Моделирование в литературе и кинотексте: Кристофер Нолан и Умберто эко / Е.В. Киричук, А.А. Кузьо // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. -№ 3(13). - С. 133-136.

5. Кнышева, А.А. Смысл и абсурд в фильмах Дэвида Линча «затерянное шоссе» и «Мал-холланд драйв» / А.А. Кнышева // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. - 2016. -№ 3(9). - С. 125-131.

THE STUDY OF THE PHILOSOPHICAL DILEMMA "COLLISION OF BALLS" IN THE ASPECT OF CRITICISM OF THE IDEAS OF CAUSALITY BY DAVID HUME

Lapatin V.V., Starykh E.I., Akhmetzyanov A.M.

Ufa State Petroleum Technological University

In this scientific work, the prerequisites for the emergence of a philosophical dilemma called «Collision of balls» by the authorship of the Scottish philosopher David Hume were considered. The author has studied in detail the essence of this dilemma, analyzed the consequences of the appearance of this dilemma in such sciences as quantum physics and biology. A critical look at the ideas of cause-and-effect relationships that have traditionally developed in science and society is given. Parallels are drawn between the philosophical dilemma under consideration and the fact of the emergence of the psychological thriller as a genre of literature and cinema. The analysis of the facts of the appearance of the consequences of this dilemma in modern culture, in particular, in cinema. The arguments in the field of a possible solution to the dilemma under consideration are given. Questions are raised for further reasoning and analysis of the problem.

Keywords: philosophical dilemma, collision of balls, causality, criticism of causality, cinematography.

References

1. Vostrikova, E.V. Epistemological problems in the framework of the international conference "David Hume and Modern Philosophy" / E.V. Vostrikova // Epistemology and philosophy of science. - 2012. - Vol. 32. - No. 2. - pp. 224-229.

2. Gatsura, N.I. Subtext as a means of creating a psychological portrait of a character (based on the novel "The Cursed Island" by Dennis Lehane) / N.I. Gatsura // Successes of modern science and Education. - 2017. - Vol. 3. - No. 4. - pp. 190-196.

3. Dmitrieva, A.A. Conceptualization of introspection in the Philosophy of Modern Times (Rene Descartes, John Locke, David Hume) / A.A. Dmitrieva // Bulletin of the Moscow University. Series 7: Philosophy. - 2014. - No. 2. - pp. 24-39.

4. Kirichuk, E.V. Modeling in literature and film text: Christopher Nolan and Umberto eco / E.V. Kirichuk, A.A. Kuzyo // Science of Man: Humanitarian studies. - 2013. - № 3(13). - Pp. 133-136.

5. Knysheva, A.A. Meaning and absurdity in David Lynch's films "The Lost Highway" and "Mulholland Drive" / A.A. Knysheva // Praxema. Problems of visual semiotics. - 2016. - № 3(9). -Pp. 125-131.

C3

о

о сз о в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.