Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «ЖУКИ В КОРОБКЕ»'

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «ЖУКИ В КОРОБКЕ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
174
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ ДИЛЕММА / ЖУКИ В КОРОБКЕ / МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / АНИМЕ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лапатин Владимир Викторович, Старых Егор Иванович, Жуков Александр Иванович

В данной научной работе были рассмотрены предпосылки появления философской дилеммы под названием «Жуки в коробке» за авторством австрийско-британского философа Людвига Витгенштейна. Автором была детально исследована суть данной дилеммы, проанализированы следствия появления данной дилеммы в мультипликации, в частности, в аниме на примере нескольких героев популярного аниме-произведения, а также исследовано отражение таких исторических событий, как Вторая мировая война и Великая Отечественная Война в мировой культуре в ключе рассматриваемой философской дилеммы. Проанализированы предпосылки формирования различного индивидуального взгляда людей на одни и те же события. Приведены рассуждения в области возможного решения рассматриваемой дилеммы. Поставлены вопросы к дальнейшему рассуждению и анализу проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лапатин Владимир Викторович, Старых Егор Иванович, Жуков Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MUTUAL UNDERSTANDING BETWEEN PEOPLE - A THOUGHT EXPERIMENT «BUGS IN A BOX»

In this scientific work, the prerequisites for the emergence of a philosophical dilemma called «Bugs in a box» by the Austrian-British philosopher Ludwig Wittgenstein were considered. The author investigated in detail the essence of this dilemma, analyzed the consequences of the appearance of this dilemma in animation, in particular, in anime on the example of several heroes of a popular anime work, and also studied the reflection of such historical events as World War II and the Great Patriotic War in world culture in the key of the philosophical dilemma under consideration. The prerequisites for the formation of different individual views of people on the same events are analyzed. The arguments in the field of a possible solution to the dilemma under consideration are given. Questions are raised for further reasoning and analysis of the problem.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «ЖУКИ В КОРОБКЕ»»

Проблемы взаимопонимания между людьми - мысленный эксперимент «Жуки в коробке»

Лапатин Владимир Викторович,

студент, кафедра «Разработка и эксплуатация газовых и нефтегазоконденсатных месторождений», Уфимский государственный нефтяной технический университет E-mail: lapatin.vladimir@mail.ru

Старых Егор Иванович,

студент, кафедра «Разработка и эксплуатация газовых и нефтегазоконденсатных месторождений», Уфимский государственный нефтяной технический университет E-mail: george010798@gmail.com

Жуков Александр Иванович,

студент, кафедра «Разработка и эксплуатация газовых и нефтегазоконденсатных месторождений», Уфимский государственный нефтяной технический университет E-mail: alexander.zhukov0@list.ru

В данной научной работе были рассмотрены предпосылки появления философской дилеммы под названием «Жуки в коробке» за авторством австрийско-британского философа Людвига Витгенштейна. Автором была детально исследована суть данной дилеммы, проанализированы следствия появления данной дилеммы в мультипликации, в частности, в аниме на примере нескольких героев популярного аниме-произведения, а также исследовано отражение таких исторических событий, как Вторая мировая война и Великая Отечественная Война в мировой культуре в ключе рассматриваемой философской дилеммы. Проанализированы предпосылки формирования различного индивидуального взгляда людей на одни и те же события. Приведены рассуждения в области возможного решения рассматриваемой дилеммы. Поставлены вопросы к дальнейшему рассуждению и анализу проблемы.

Ключевые слова: философская дилемма, жуки в коробке, мультипликация, аниме, Вторая мировая война, Великая Отечественная война.

Смогут ли люди когда-нибудь достичь полного взаимопонимания между собой, или мысли и чувства окружающих так и останутся тайной для нас? Предметом исследования данной статьи является мысленный эксперимент под названием «Жуки в коробке», предложенный Людвигом Витгенштейном в 1922 году и впервые опубликованный в его работе «Философские исследования». Посредством данного эксперимента автор пытается показать, что сознание каждого человека, как и его взгляды на мир, являются сугубо индивидуальными, и порой ход мыслей и спектр чувств одного человека могут быть недоступны окружающим его людям. Человек, будучи существом социальным, стремится сблизиться с другими людьми и обществом, однако данная философская дилемма доказывает, что не всегда это является возможным. [1]

Суть мысленного эксперимента заключается в следующем. Автор предлагает представить группу людей, находящихся в одном помещении. У каждого в руках имеется коробка, содержимое которой можно описать как «жук». Под жуком можно подразумевать в принципе любой предмет, обладающий какими-либо качествами, но при этом «жук» каждого человека отличается от жуков остальных людей, участвующих в эксперименте. Каждый из них знает, что находится в его коробке, знает все качества своего жука и его характеристики, однако никто не знает наверняка, что находится в коробках других людей: в них может находиться совершенно другой предмет, либо вообще отсутствовать что-либо. Участников эксперимента просят по очереди описать, что находится в их коробках. [2]

Смысл мысленного эксперимента в том, что каждый из участников будет иметь собственное представление о «жуке» другого человека, ведь его описание они могут только услышать, и никогда их индивидуальное представление не будет точно соответствовать тому, что действительно находится в чужой коробке. Суждение каждого участника эксперимента будет основываться на его личном субъективном впечатлении от увиденного «жука» в своей коробке, а также на личностных качествах человека и уже имевшихся до начала эксперимента знаниях и опыте. Например, в коробке одного из участников эксперимента будет находиться большой «жук», и участник сообщит об этом всем остальным. Однако у каждого из слушающих это описание сложится свое представление о размерах данного «жука», ведь понятие «большой» является достаточно растяжимым. Суждение о размере описываемого «жука» будет получено посредством сравнения с размером собственного «жука» каждого участника эксперимента. Каждое из их представлений при этом скорее всего будет отличаться от представлений других. [3]

Витгенштейн предлагает нам проецировать этот мысленный эксперимент на разум людей и их взаимоотношения. Каждый раз, общаясь друг с другом на бытовые темы, делясь своими переживаниями по поводу будущего своей страны или яростно доказывая смысл концовки любимого фильма, мы считаем, что именно наша точка зрения является справедливой и что наши измышления дойдут до собеседника ровно в том виде,

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

со

I_

u

CM CO

в каком задумывались. Однако в большинстве случаев ситуация является обратной - каждый человек в том или ином смысле является индивидуальностью, ему присущи собственный взгляд на мир, свои ценности и черты характера, полученные им на протяжении жизни.

Многое в сущности человека может зависеть от генетики - даже образ жизни потенциального родителя может тем или иным образом повлиять на то, каким будет его ребенок. В конечном счете это приводит к тому, что информация, передаваемая собеседнику, будет отличаться от информации, воспринятой последним. По мнению авторов данной статьи, это явление служит одной из причин целого ряда общественных конфликтов разного масштаба, зачастую приводящих к таким ужасным последствиям как войны или иные конфронтации между государствами и другими группами людей.

Витгенштейн подчеркивает, что такие категории как любовь, страх, боль также являются субъективными и понятие о них может различаться у разных людей, что по большому счету лишь наносит вред нормальным взаимоотношениям между людьми. [4]

Отголоски этих измышлений можно наблюдать и в массовой культуре. В аниме «Наруто: Ураганные хроники» (режиссер Хаято Датэ), снятому по одноименной сёнэн-манге Масаси Кисимото, можно назвать целый ряд персонажей, чьи рассуждения и поступки касательно вопросов мира между людьми и способов его достижения корневым образом отличались друг от друга, хотя они и преследовали идентичные цели. Например, лидер и один из основателей группировки «Акацки», а также ее наиболее сильный участник, Нагато Узумаки мечтал принести мир в жестокую реальность мира шиноби (нин-дзя). Именно с этой целью он основал Акацки вместе со своими друзьями. Вместе они достигли определенного успеха на пути к своей мечте, однако трагическая гибель друзей Нагато в ходе кровопролитной войны перевернула его представления о мире. Ключевым понятием философии Нагато стала «боль», в его представлении для того, что прекратить все войны на земле, каждый человек должен почувствовать боль - ту боль, которую люди приносят друг другу во время войны, боль, которую испытал и сам Нагато от утраты друзей.

Взгляды Нагато Узумаки сталкиваются со взглядами на мир его, как оказалось, родственника, Наруто Узумаки. По мнению последнего, человечество еще не обречено, и мир для него вполне достижим. Он уверен, что для достижения мира не нужно причинять окружающим еще большую боль, а нужно, наоборот, продвигать в обществе идеи любви, равенства и справедливости, и он готов на это пойти, чего бы это не стоило. Результатом конфронтации между Наруто и Нагато становится то, что Нагато принимает позицию Наруто и ликвидирует ужасающие последствия войны. В реальном мире, такой расклад событий на данном этапе развития общества скорее всего не достижим, что является прямым следствием мысленного эксперимента, рассматриваемого в данной статье, однако к такому взаимопониманию нужно стремиться.

Другим персонажем аниме-эпоса «Наруто», задававшимся вопросами мира между людьми, является Учиха Мадара. Его взгляды схожи со взглядами на мир Нагато, по его мнению, люди не могут достичь полноценного мира друг с другом и полного взаимопонимания, поэтому необходимо создать этот мир искусственно. Для этого он погружает все человечество в «бесконечное цукуёми» -нечто наподобие сна, в котором у них нет возможности воевать друг с другом, и в котором они могут получить все, что захотят, не причиняя вреда окружающим. Различное понимание мира этими персонажами привело

к кровопролитной войне, унесшей жизни многих людей. Неспособность каждого из них заглянуть в «чужую коробку» и увидеть там «жука» соперника оказалась катастрофичной для мира шиноби.

Такое глубокое видение истинных причин войны в аниме является следствием того, что Япония, как никто другой осведомлена в вопросах войны и ее последствиях, ведь Вторая Мировая война оставила неизгладимый след на истории этой страны. Практически сразу после появления жанра «аниме», он стал целью военно-политических агитаций населения. Чиновники и государственные деятели Японии навязывали свои собственные интересы рядовым гражданам всеми доступными способами, в том числе с помощью аниме, как бы заставляя всех вокруг увидеть в своих коробках одного конкретного выгодного для них жука [5].

Подобное насаждение идеологии является постоянным спутником любых военных конфликтов. Самым ярким примером пагубного эффекта от этого процесса, являющимся прямым следствием от мысленного эксперимента «жук в коробке», для нашей страны можно безусловно назвать действия Адольфа Гитлера и его соратников во время Великой Отечественной войны. Их взгляд на правильное будущее общества, в котором немецкая нация является доминирующей над остальными, привел к ужасным последствиям как для всего человечества, так и для самого немецкого народа. Если бы руководство нацистской Германии могло заглянуть «в чужую коробку», увидеть чужую боль и страдания, выбрать иной путь развития своего государства, миллионы людей могли остаться в живых.

Яркие образы подобных правителей-тиранов являются неотъемлемой частью и современного кинематографа. В цикле кинокомиксов Marvel, например, в таких фильмах, как «Мстители», «Мстители: Война Бесконечности» и «Мстители: Финал» антагонистом главных героев является титан Танос. Смыслом своей жизни и главной движущей силой достижения мира он считает разрушение, а именно полное уничтожение половины всего живого во Вселенной. С точки зрения Таноса, его цель является благородной и необходимый к исполнению, ведь уничтожив половину живых существ в мире, он освободит жизненно необходимое для выживания место для развития второй половины существ. С этим, разумеется, несогласны все, находящиеся под угрозой уничтожения существа во Вселенной - для них то, что Танос называет благом, является безумием.

Достижение взаимопонимания между людьми является важной целью для всего человечества, и с каждым годом принимаются все новые меры для осуществления данной цели. Витгенштейн предложил интересную и важную тему для рассуждений. Решив данную философскую дилемму, человечество могло бы достигнуть светлого и счастливого будущего.

Литература

1. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. - Ч. 1. - М., 1994.

2. Витгенштейн Л. Избранные работы. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 440 с.

3. Левин С.М. Жуки Витгенштейна против философского зомби Чалмерса. - М.: Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2016. Т. 17. № 3. С.127-134.

4. Зубков Р.Е. «Критика языка» Л. Витгенштейна и проблема коммуникации (на примере анализа мысленного эксперимента «Жук в коробке»). - М.: Студенты - будущие педагоги об актуальных про-

блемах теории и практики образования, материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 85-летию МГОУ. 2016. С. 2528.

5. Gamarra Stagnaro, Alessandra Tatiana. El camino del dolor: el discurso sobre el ciclo bélico de violencia representado en el anime shonen Naruto Shippuden a partir del relato de Nagato/Pain. Pontificia Universidad Católica del Perú. 2019. 260 p.

PROBLEMS OF MUTUAL UNDERSTANDING BETWEEN PEOPLE - A THOUGHT EXPERIMENT «BUGS IN A BOX»

Lapatin V.V., Starykh E.I., Zhukov A.I.

Ufa State Petroleum Technological University

In this scientific work, the prerequisites for the emergence of a philosophical dilemma called «Bugs in a box» by the Austrian-British philosopher Ludwig Wittgenstein were considered. The author investigated in detail the essence of this dilemma, analyzed the consequences of the appearance of this dilemma in animation, in particular, in anime on the example of several heroes of a popular anime work, and also studied the reflection of such historical events as World War II and the Great Patriotic War in world culture in the key of the philosophical dilemma under consideration. The prerequisites

for the formation of different individual views of people on the same events are analyzed. The arguments in the field of a possible solution to the dilemma under consideration are given. Questions are raised for further reasoning and analysis of the problem.

Keywords: philosophical dilemma, bugs in a box, animation, anime, World War II, the Great Patriotic War.

References

1. Wittgenstein L. Philosophical research // Wittgenstein L. Philosophical works. - Part 1. - M., 1994.

2. Wittgenstein L. Selected works. - M.: Publishing House «Territory of the Future», 2005. - 440 p.

3. Levin S.M. Wittgenstein's Beetles against Chalmers' Philosophical Zombie. - M.: Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy, 2016. Vol. 17. No. 3. pp. 127-134.

4. Zubkov R.E. «Criticism of language» by L. Wittgenstein and the problem of communication (by the example of the analysis of the thought experiment «Beetle in a box»). - M.: Students -future teachers about current problems of theory and practice of education, materials of the annual All-Russian scientific and practical conference of teachers, graduate students and students dedicated to the 85th anniversary of Moscow State University. 2016. pp. 25-28.

5. Gamarra Stagnaro, Alessandra Tatiana. El camino del dolor: el discurso sobre el ciclo bélico de violencia representado en el anime shonen Naruto Shippuden a partir del relato de Nagato/ Pain. Pontificia Universidad Católica del Perú. 2019. 260 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.