Научная статья на тему 'Вторая мировая война в контексте японской культуры аниме'

Вторая мировая война в контексте японской культуры аниме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1488
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / JAPAN / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / WORLD WAR II / АНИМЕ / ANIME / ЯПОНСКАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / JAPANESE MASS CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лебедев Максим Сергеевич

В работе рассматривается проблема освещения событий Второй мировой войны и ее последствий в трансформирующейся культуре японской анимации середины ХХ-ХХI вв. Автор приходит к выводу, что все анимационные фильмы и сериалы по данной тематике можно разделить на три группы, каждой из которых присущ особый набор визуальных приемов и образов. К первой группе относится анимация военных лет, которая имеет сугубо пропагандистский характер, достигаемый путем модификации образов японского фольклора. Вторую группу составляет аниме 80-х - начала 90-х гг. XX в., которому присущи реалистичность визуальной части и драматичность сюжетных коллизий. Третья группа объединяет мультипликацию XXI в., в ней темы Второй мировой войны не затрагиваются напрямую, а используются в качестве сюжетного фона. Таким образом, культуру аниме можно с уверенностью изучать в качестве индикатора национального исторического самосознания японского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World War II in the context of Japanese anime culture

The paper considers the issue of coverage of the events of the Second World War and its consequences in the transforming culture of Japanese animation since the middle of XX century till XXI century. The author comes to the conclusion that all animated films and series on this problem can be divided into three groups. Every group has a special set of visual characteristics. The first group includes the animation of the war years, which has a purely propagandistic character, achieved by modifying the images of Japanese folklore. The second group consists of the anime of the 80s - early 90s of XX century. This is inherent in the realism of the visual part and the dramatic nature of the plot collisions. The third group unites the animation of the XXI century, when the themes of the Second World War are not directly affected, but used as a plot background. Thus, the culture of anime can be confidently studied as an indicator of the national historical self-consciousness of the Japanese people.

Текст научной работы на тему «Вторая мировая война в контексте японской культуры аниме»

ИСКУССТВО И ЕГО ОБРАЗЫ: В ПОИСКЕ ЗНАЧЕНИЙ

ББК 85.377(5Япо) УДК 791.228(520)

М.С. Лебедев

Вторая мировая война в контексте японской культуры аниме

В работе рассматривается проблема освещения событий Второй мировой войны и ее последствий в трансформирующейся культуре японской анимации середины ХХ-ХХ1 вв. Автор приходит к выводу, что все анимационные фильмы и сериалы по данной тематике можно разделить на три группы, каждой из которых присущ особый набор визуальных приемов и образов. К первой группе относится анимация военных лет, которая имеет сугубо пропагандистский характер, достигаемый путем модификации образов японского фольклора. Вторую группу составляет аниме 80-х - начала 90-х гг. XX в., которому присущи реалистичность визуальной части и драматичность сюжетных коллизий. Третья группа объединяет мультипликацию XXI в., в ней темы Второй мировой войны не затрагиваются напрямую, а используются в качестве сюжетного фона. Таким образом, культуру аниме можно с уверенностью изучать в качестве индикатора национального исторического самосознания японского народа.

Ключевые слова: Япония, Вторая мировая война, аниме, японская массовая культура.

Современная культура Страны восходящего солнца совершенно неотделима от искусства анимации, занявшего преобладающие позиции в художественном пространстве Японии еще в конце предыдущего века. Несмотря на стремительное распространение аниме по всему миру, зарождалось оно, прежде всего, как феномен национальной культуры и до сих пор во многом сохраняет эту локальную ориентацию. Специфика интеллектуального конструирования событий Второй мировой войны в рамках этого особого вида искусства представляет собой большую исследовательскую ценность, так как позволяет выявить серьезные трансформации в историческом самосознании японского общества.

© Лебедев М.С., 2018

Вопросы, связанные с различными аспектами развития японской анимации, в отечественной науке разрабатывались целым рядом авторов, среди которых можно выделить Е.Л. Катасонову («Анимэ: вчера, сегодня, завтра»1), Ю.В. Понамореву («Аниме как отражение японской культурной идентичности»2), В.Ю. Леонова («Становление аниме, его стилистические особенности, различия с манга и художественно-технологические этапы создания»3), В. Корнеева («Первые полвека аниме: японская анимация с 1907 по 1957 гг.»4), Б.А. Иванова (Введение в японскую анимацию5) и др. Существует и корпус англоязычной литературы, посвященной искусству аниме. Наиболее пристальное внимание данной проблематике уделено в трудах Дж. Клементса и Х. Маккарти («Энциклопедия аниме: путеводитель по японской анимации с 1917 г.»6), Р.Е. Бреннер («Осмысление манги и аниме»7). Однако стоит отметить, что подавляющее большинство исследователей анализируют анимацию либо как отдельный вид искусства, либо в контексте японских культуры и философии, при этом совершенно не рассматривая аниме в пространстве истории и конкретно - исторической памяти.

Первая половина XX века считается временем зарождения аниме-фильма. В те годы еще не существовало тех характерных черт, без которых современное аниме представить невозможно. Оно еще не было индивидуальным, «японским» видом анимации, а лишь пробами, вдохновленными американскими мультфильмами, которые технологически во много раз превосходили работы японских художников-аниматоров. Впечатление от показа мультфильма «Белоснежка и семь гномов» побудило японцев к созданию первого большого анимационного фильма8 (до этого их длительность ограничивалась несколькими минутами), которым стал «Морской орел Момотаро»9, а двумя годами позднее на свет появился и его сиквел «Божественный моряк Момотаро»10.

Уже к тому моменту милитаристское правительство Японии осознало роль анимации как средства пропаганды и активно использовало ее в целях поддержания патриотического духа11.

Оба фильма обыгрывают сюжет истории сказочного персонажа Момотаро. Божественный мальчик Момотаро, найденный в персике, заручившись помощью собаки, обезьяны и фазана, сражается с бандой демонов на «демоническом острове» и побеждает их. В каждый из поворотных моментов сюжета заложен новый смысл: сам Момотаро олицетворяет японское правительство, животные-помощники - общество, демоны - американцев, «демонический остров» - Пёрл-Харбор. Происходит неоднократное сопоставление американских военных с силами зла, что является ключевым элементом психологического воздействия.

Первый фильм достаточно прямолинейно отсылает к событиям, связанным с нападением на Пёрл-Харбор. Задачей режиссера было, прежде всего, «правильно» рассказать о них детям12. Американские солдаты представлены весьма карикатурно: им присущи вредные привычки (американский командующий, употребляющий

1 Катасонова Е.Л. Аниме: вчера, сегодня, завтра // Япония: Ежегодник. 2013. № 5. С. 221-239.

2 Понаморева Ю.В. Аниме как отражение японской культурной идентичности // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1298-1300.

3 Леонов В.Ю. Становление аниме, его отличительные стилистические особенности, различия с манга

и художественно-технологические этапы создания // Манускрипт. 2012. № 12-3 (26). С. 99-103.

4 Корнеев В. Первые полвека аниме: японская анимация

с 1907 по 1957 гг. // АнимеГид. 2008. № 29. С. 36-45.

5 Иванов Б.А. Введение

в японскую анимацию. М.: Фонд развития кинематографии, 2001. 336 с.

6 Clements J., McCarthy H. The anime encyclopedia: a guide to Japanese animation since Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2006. 867 p.

7 Brenner R.E. Understanding Manga and Anime. Westport, CT: Libraries Unlimited, 2007. 333 p.

8 Иванов Б.А. Указ. соч. С. 44.

9 Momotarou no umiwashi (Морской орел Момотаро); производство: Япония; жанр: военный, исторический; тип: короткометражный фильм, 36 мин; премьера: 25.03.1943; режиссер: Мицуё Сэо; студия: Geijutsu Eigasha.

10 Momotarou: umi no shinpei (Божественный моряк Момотаро); производство: Япония; жанр: военный, исторический; тип: полнометражный фильм, 74 мин; премьера: 12.04.1945; режиссер: Мицуё Сэо; студия: Shochiku.

11 Катасонова Е.Л. Указ. соч. С. 226.

12 Иванов Б.А. Указ. соч. С. 45.

алкоголь)13, трусость. Кроме того, их персонажи прорисованы нарочито непропорционально. Японская же армия, хотя и представлена комично, однако вызывает расположение зрителя. Данный эффект достигается с использованием юмора. Звери, изображающие японских солдат, демонстрируют стойкость, воинскую отвагу, охотно следуют указаниям командования, а эпизод со спасением своего товарища из готового взорваться самолета передает их представление о ценности командного духа14.

Персонаж Момотаро в фильме сдержан, величав, он строит четкие планы и отдает команды, сообщает о понесенных потерях хладнокровно, воплощая собой эталонного офицера. Таким образом, создается образ военного руководства, на которое можно положиться.

Второе из упомянутых нами аниме этой серии является уже настоящим полнометражным фильмом, с выхода которого отсчитывают второй этап в развитии анимации в Японии15. Сюжет картины выстраивается вокруг оккупации Индонезии и Малайзии японской армией.

Коренное население островов, как и сама японская армия, изображено в виде животных, однако, в отличие от последней, аборигены не носят никакой одежды, не имеют представлений о технологиях, некоторые из них даже не владеют речью и не имеют антропоморфных черт. Япония же предстает просветителем: обучает грамоте, привлекает местных жителей к труду. Они, в свою очередь, не оказывают солдатам сопротивления, встречают их приветственно, предлагая дары. Режиссер выставляет ситуацию абсолютно неконфликтной, дружественной.

Важным эпизодом фильма является подготовка и выполнение боевой операции против британцев. Япония одерживает победу, и начинаются переговоры, которые ведутся командованием обеих сторон16. Британцы изображены антропоморфно, но выглядят крайне искаженно, отталкивающе. Как и в предыдущем фильме, существует отсылка к сказочным демонам: британские солдаты имеют рога на голове, их территория названа демоническим островом.

Оба фильма придерживаются единой концепции, повторяющей фольклорный сюжет. Хотя в них описываются разные военные события, зрителю транслируются подобные образы, дублирующиеся в той или иной форме.

Через восприятие визуальных образов прослеживается смысл произведений. Изображение японской армии в виде антропоморфных зверей вызывает симпатию (в особенности у детей), в то время как противник - отвращение, потому что неизменно предстает в искаженном и гротескном виде.

Таким образом, анализ приведенных примеров позволяет охарактеризовать анимационные фильмы о Второй мировой войне рассматриваемого периода как пропагандистские. Их содержание обусловлено изменениями во внешней политике Японии, необходимостью создать положительный образ Страны восходящего солнца, в первую очередь в сознании молодого поколения.

13 Momotarou no umiwashi [Электронный ресурс] // Youtube. URL: https:// www.youtube.com/ watch?v=a6I5FjPxDuU (дата обращения: 06.06.2017). (Хронологический диапазон: 19:40-20:15.)

14 Там же. (Хронологический диапазон: 26:30-26:40.)

15 Леонов В.Ю. Указ. соч. С. 100.

16 Momotarou umi no shinpei [Электронный ресурс] // Youtube. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=8Dsh49HD08Y (дата обращения: 06.06.2017). (Хронологический диапазон: 1:09:40-1:10:50.)

80-е - начало 90-х гг. ХХ в. - время резкого подъема аниме-культуры, для которого характерно появление новых жанров, усовершенствование технической базы анимации, расширение ани-ме-сообщества, развитие полнометражных фильмов, зарождение классических японских визуальных приемов, таких как увеличенные глаза у персонажей17. Аниме уже приобретает свой индивидуальный характер.

Поколение японцев, родившихся в 1960-х, вырастало на этой зарождающейся мультипликационной культуре, поэтому к 1980-м они созрели для серьезного аниме, отвечающего их интересам18. В связи с этим японская анимация пошла дальше, не остановившись на создании мультфильмов для детей, и начала привлекать внимание к взрослым проблемам, в связи с чем в военном аниме этого периода мы уже видим намного больше реалистичности и даже жестокости.

Именно в 1980-х - начале 1990-х гг. выпускаются самые известные аниме-фильмы о Второй мировой войне, некоторые из которых стали классикой японской анимации. Рассмотрим такие аниме-фильмы, как «Могила светлячков»19, «Босоногий Гэн»20, «Кокпит»21.

«Могила светлячков» - первая режиссерская работа Исао Така-хата, сооснователя известной студии Гибли22. Аниме основано на одноименном романе Акиюки Носака и повествует о жизни подростка по имени Сэйта и его младшей сестры Сэцуко. Во время бомбардировки города Кобэ их мать получает серьезные ранения и умирает, отец же служит в императорском флоте и потому неотлучно находится на войне. Дети оказываются вынужденными жить у своей тети, которая относится к ним весьма недружелюбно. В итоге они уходят из ее дома и поселяются в заброшенном убежище у реки. Сэйта всеми силами пытается добыть пропитание, но его стараний оказывается недостаточно, и Сэцуко умирает от болезни и истощения. Япония капитулирует, и подросток делает вывод о вероятной смерти своего отца. Немного позже Сэйта сам умирает от истощения на станции в Кобэ.

Посыл фильма, безусловно, антимилитаристский, так как обращен к личной трагедии детей, ставшей следствием ведения военных действий. Визуальная часть довольно жестока и реалистична, здесь мы видим изображения израненных людей23 и трупов24.

Таким образом, исходя из сюжета и художественной составляющей, можно заключить, что автор произведения намеренно оказывает эмоциональное давление на зрителя.

В том же ключе можно рассматривать аниме «Босоногий Гэн» довольно известной анимационной студии Madhouse (режиссер Мори Мосаки). Произведение основано на одноименной манге Кейдзи Накадзава. Стоит отметить определенное сходство с «Могилой светлячков»: в обеих работах режиссеры взяли за основу уже готовые и известные сюжеты. Б.А. Иванов указывает, что «полнометражные аниме-фильмы, как правило, создавались только как продолжения популярных ТВ-сериалов - в условиях жесткой конкуренции трата ресурсов на создание "нераскрученных" фильмов

17 Иванов Б.А. Указ. соч. С. 125.

18 Там же. С. 85.

19 Hotaru no Haka (Могила Светлячков); производство: Япония; жанр: драма, исторический; тип: полнометражный фильм,

88 мин; премьера: 16.04.1988; режиссер: Исао Такахата; снято по книге «Hotaru no haka»; автор оригинала: Акиюки Носака; студия: Studio Ghibli.

20 Hadashi no Gen (Босоногий Гэн); производство: Япония; жанр: драма, исторический; тип: полнометражный фильм, 83 мин; премьера: 21.07.1983; режиссер: Мори Масаки; снято по манге «Hadashi no Gen»; автор оригинала: Кэйдзи Накадзава; студия: Madhouse.

21 The Cockpit (Кокпит); производство: Япония; жанр: исторический, военный; тип: OVA (3 эп.), 23 мин; показ с 22.10.1994 по 21.12.1994; режиссеры: Ёсиаки Кавадзири

(1-й эп.), Такаси Иманиси (2-й эп.), Рёсукэ Такахаси (3-й эп.); снято по манге: «Senjou»; автор оригинала: Лейдзи Матсумото; студии: Madhouse (1-й эп.), Jacom (2-й эп.), Visual 80 (3-й эп.).

22 Ghibli Wiki [Электронный ресурс]. URL: http://www. nausicaa.net/miyazaki/ takahata/ (дата обращения: 19.04.2017).

23 Hotaru no Haka [Электронный ресурс] // Sibnet. ru, 2007-2017. URL: http://video.sibnet.ru/ video1034908-Mogila_ Svetlyachkov_Subtitryi_/?utm_ source=player&utm_ medium=video&utm_ campaign=EMBED (дата обращения: 19.04.2017). (Хронологический диапазон: 14:50-14:55; 15:20-16:10.)

24 Там же. (Хронологический диапазон: 34:10-34:20; 1:40-2:30.)

могла обернуться для студий финансовыми катастрофами. Заметим, что эта тенденция сохраняется до сих пор»25. Данное утверждение в полной мере относится и к рассматриваемой картине. И этот, и другие примеры, на которых мы остановились, свидетельствуют о том, что создатели не сомневались в будущем успехе, они не имели причин рисковать и использовать нестандартные, оригинальные концепции и сюжеты, потому что финансовый провал мог стать фатальным для студии. Это несомненно доказывает то, что аудитория подобного рода фильмов и сериалов уже существовала и на нее можно было «положиться», а значит, сюжеты, подсказанные историей Второй мировой войны, были однозначно востребованными на тот момент.

Аниме «Босоногий Гэн» рассказывает о жизни мальчика Гэна и его семьи, ставших жертвами атомной бомбардировки города Хиросима в 1945 году. Фильм иллюстрирует повседневную жизнь мирного населения города незадолго до трагедии. Относительное спокойствие разрушается атомным взрывом, в результате которого отец, сестра и младший брат Гэна погибают в пожаре. Мальчик и его мать пытаются выжить среди разрушений и хаоса.

Так как фильм рассказывает о катастрофе, произошедшей в Хиросиме, визуальная часть жестока. Во всех подробностях иллюстрируется ядерный взрыв26, страдания людей27, наглядно изображаются последствия взрыва. Создается образ, который воспринимается очень тяжело даже взрослым зрителем, не говоря о детях.

Таким образом, «Босоногий Гэн» имеет много сходств с фильмом «Могила Светлячков». Во-первых, в обоих произведениях главными героями являются дети, на плечи которых падает бремя войны. Во-вторых, визуальный ряд способствует созданию сильного психологического давления на зрителя. В-третьих, сюжет фильмов завязан на трагедии, представляет собой изображение реальных событий (в первом случае - бомбардировки города Кобэ, во втором - ядерной атаки на Хиросиму).

Аниме-фильм «Кокпит» также произведен компанией Madhouse. Это аниме не является полнометражным фильмом, как ранее проанализированные работы, но издавалось в формате «OVA».

OVA (Original video animation) - одна из форм реализации японской анимации, которая раньше распространялась на видеокассетах, а впоследствии - на DVD-дисках. Длина одной серии обычно составляет около 40 минут, количество же серий может быть совершенно разным. Кроме того, особенностью OVA является то, что создатели имеют возможность прекратить выпуск аниме, это открывает дорогу для использования принципиально новых сюжетов, потому что при провале фильма в прокате потери не станут чересчур тяжелыми, что обеспечивает возможность быстро переориентироваться на нечто новое.

Учитывая специфику такой формы выпуска, сюжет аниме «Кокпит» опирается на менее известную мангу Лейджи Матсумо-то «Поле битвы» (Senjou)28. Произведение состоит из трех серий. Первая часть повествует о немецком пилоте, покинувшем битву, а позже жертвующем своей избранницей ради уничтожения

25 Иванов Б.А. Указ. соч. С. 66.

26 Barefoot Gen [Электронный ресурс] // Муви, 2006-2017. URL: http://www.myvi. ru/watch/FB91hIjCAke XKwqD2CjNXA2

(дата обращения: 20.04.2017). (Хронологический диапазон: 32:20-34:30.)

27 Там же. (Хронологический диапазон: 53:00-54:00.)

28 Senjou [Электронный ресурс] // Baka - Updates. URL: https://www. mangaupdates.com/series. html?id=98524 (дата обращения: 23.04.2017).

ядерной бомбы. Вторая сообщает о пилоте-камикадзе, который с успехом выполняет свою миссию, взрывая американский корабль. Третья часть рассказывает о том, как рядовой пехотинец и автомеханик отбились от своих товарищей и погибли от рук американских солдат.

Сериал немного отличается от двух предыдущих фильмов, так как повествует не о мирном населении, несущем военные тяготы, а о войне и о солдатах, непосредственно участвующих в боевых действиях. Визуальный ряд не наполнен шокирующими моментами, упор сделан на эмоциональный аспект и на сюжетные коллизии, но тем не менее аниме является антивоенным, на что указывают многочисленные высказывания персонажей и закадровое повествование. В целом война выставляется в крайне негативном свете.

Соответственно аниме, относящиеся к периоду 80-х - начала 90-х гг. ХХ в., посвящены одной тематике и выполнены в одном ключе, передавая антимилитаристские идеи. Создатели крупных работ в основном предпочитают не изображать ход военных действий непосредственно, а показывать войну глазами гражданского населения29. Кроме того, принимая к сведению вышеперечисленные аргументы, можно установить, что на данный период приходится пик интереса аудитории к сюжетам Второй мировой войны. В эти годы режиссеры старались максимально серьезно и близко к реальности передать атмосферу войны и связанных с ней событий, и такие произведения пользовались большой популярностью в Японии, а также стали известными за ее пределами.

Период 2000-2017 гг. имеет собственные отличительные черты. За почти целый век своего существования аниме-индустрия претерпела множество преобразований и выросла до внушительных размеров. Когда речь заходит о современном аниме, имеется в виду по-настоящему массовое искусство, которое распространено по всему свету, и соответственно аудиторией его являются не только японцы, но и поклонники во многих странах мира.

Наряду с небывалыми успехами полнометражной анимации большую популярность получают TV-сериалы, в связи с чем есть смысл в рамках данного исследования обратить внимание и на них - в настоящее время именно этот жанр, как лакмусовая бумажка, отражает актуальные предпочтения аудитории.

Полнометражный фильм «Ветер крепчает» выпущен студией Гибли30, подарившей зрителям уже известную нам работу «Могила Светлячков». Указанный факт представляется важным, поскольку позволяет проследить прогрессию, изменения в содержании видеопродукции компании, характерные отличия процесса ее трансформации, что еще раз доказывает справедливость отнесения этапов развития аниме к определенным историческим периодам. Фильм основан на биографии японского авиаконструктора Дзиро Хори-коси, создавшего знаменитый истребитель времен Второй мировой войны - «Mitsubishi A6M Zero». Аниме рассказывает о взрослении инженера, его личной жизни, стремлениях и мечтах, то есть в целом сфокусировано на личности Хорикоси, в том числе на его переживаниях.

Brenner R.E. Op. cit. P. 6.

30 Kaze Tachinu (Ветер крепчает); производство: Япония; жанр: драма, исторический, биографический; тип: полнометражный фильм, 126 мин; премьера 20.07.2013; режиссер: Хаяо Миядзаки, студия: Studio Ghibli.

Эпизодов, демонстрирующих боевые действия, всего два31 - это картины воздушного боя, пожара и разрушений, но в целом в сравнении с предыдущим периодом нет какой-либо отталкивающей жестокости (человеческих смертей, ранений, крови), что говорит о смещении акцентов. События войны уходят на второй план, выступая фоном для развития другого сюжета, который связан со Второй мировой войной не напрямую, а косвенно.

Элементы, связанные со Второй мировой войной, можно обнаружить в аниме-сериале «Скитальцы»32, вышедшем совсем недавно и очень быстро набравшем популярность благодаря несвойственному индустрии сеттингу33. По сюжету сериала в типичную фэнтезийную страну с эльфами, людьми и гномами начинают попадать различные погибшие исторические личности со всего света. Среди героев и Ода Нобунага, и Ганнибал со Сципионом Африканским, и даже Григорий Распутин и Анастасия Романова. Как часть нескольких эпизодов, необходимая для внесения исторического разнообразия, комедийных элементов, предстает изображенный в аниме Наоши Канно34, японский пилот времен Второй мировой войны. Появляется он в третьей серии и показан как грубый, жестокий и неуравновешенный человек.

Определенно заслуживает внимания аниме-сериал под названием «Хеталия и страны Оси»35, который, будучи посвящен исключительно Второй мировой войне, тем не менее лишь подтверждает выдвинутую гипотезу о второплановости сюжетов, относящихся к рассматриваемой эпохе. Концепция данного произведения основана на том, что каждая страна, участвовавшая в конфликте, так или иначе с ним связанная, представлена в виде человеческого персонажа, который несет в себе основные стереотипы, ассоциирующиеся с различными народами. Исторические, политические события представлены как социальные, даже романтические взаимодействия между персонажами. Данное аниме является скорее комедийным, развлекательным примером своего жанра. Оно не претендует на серьезность и реалистичность отображения событий войны, поэтому очевидно, что на первом месте здесь находится игровой аспект, а не исторический.

Рассмотрев наиболее популярные аниме XXI в., касающиеся событий Второй мировой войны и ее последствий, можно установить, что война как таковая в подобных произведениях остается на втором плане. В ряде случаев исторический период используется как фон для развития самых разных сюжетов, но акцентированного внимания не получает. Эпизоды Второй мировой войны теперь используются для придания некоторого разнообразия, исторического колорита стандартным ситуациям, причем подчас даже предстают в комичном свете. За редким исключением в этих фильмах не идет речи ни о патриотическом изображении японских солдат, как в 1940-е гг., ни о какой-либо трагедии, драме, как в 1980-1990-е гг. Отсюда можно сделать вывод, что интерес ключевой аудитории японской анимации к данному историческому событию в сравнении с предыдущими периодами развития аниме находится в стадии угасания, что, впрочем, лишний раз свидетельствует о том, что культуру аниме можно с уверенностью рассматривать в качестве яркого индикатора национального исторического самосознания японского народа.

31 Kaze Tachinu [Электронный ресурс] // Муви, 2006-2017. URL: http://www.myvi. ru/watch/2I GWVvo4j EuYqSXoj92Q6Q2 (дата обращения: 06.06.2017). (Хронологический диапазон: 1.52.00-1.52.20; 1.59.05-1.59.40.)

32 Drifters (Скитальцы); производство: Япония; жанр: боевик, фэнтези; тип: TV (12 эп.) 23 мин; показ с 07.10.2016 по 23.12.2016 на Tokyo MX, GYT, KBS, MBC, GBC; режиссер: Кенъити Судзуки; снято по манге: «Drifters»; автор оригинала: Кота Хирано; студия: Hoods Drifters Studio.

33 Сеттинг - среда, описание мира, в котором происходят события художественного произведения.

34 World War II Database [Электронный ресурс]. URL: http://ww2db.com/ person_bio.php?person_ id=779 (дата обращения: 06.06.2017).

35 Hetalia Axis Powers (Хета-лия и страны Оси); производство: Япония; жанр: комедия, исторический; тип: TV (52 эп.) 5 мин; показ с 24.01.2009 по 05.03.2010; режиссер: Боб Широхата; снято по манге: «Hetalia Axis Powers»; автор оригинала: Хидэкадзу Химаруя; студия: Studio Deen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.