Научная статья на тему 'Отраслевые механизмы взаимодействия базовых параметров управления рыбопродуктовым комплексом в региональной экономике'

Отраслевые механизмы взаимодействия базовых параметров управления рыбопродуктовым комплексом в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курдюков Сергей Иванович

In the branch mechanism of fishing complex management in regional economy the strategy of fishing market should be considered as a complex instrument of its regulation, which can be classified according to the following principles: the strategy of market behaviour (active development, adaptive stabilization); the strategy taking into account differences in tendencies of organization development and resource supplying (integration and differentiation); functional strategies as basic elements of the whole strategy, among which the leading position belongs to marketing strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Branch mechanisms of interaction of basic management parameters of fishing complex in regional economy

In the branch mechanism of fishing complex management in regional economy the strategy of fishing market should be considered as a complex instrument of its regulation, which can be classified according to the following principles: the strategy of market behaviour (active development, adaptive stabilization); the strategy taking into account differences in tendencies of organization development and resource supplying (integration and differentiation); functional strategies as basic elements of the whole strategy, among which the leading position belongs to marketing strategy.

Текст научной работы на тему «Отраслевые механизмы взаимодействия базовых параметров управления рыбопродуктовым комплексом в региональной экономике»

турный и научный потенциал страны. Система информационной безопасности призвана обеспечивать сохранение государственной и других тайн, защищать информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру от воздействия информационного оружия, угроз информационного терроризма и информационного криминала;

- принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг;

- принцип социальной ориентации -основные мероприятия информационной политики направляются на обеспечение социальных интересов всех жителей области;

- принцип государственной поддержки -мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются из федерального, областного и местных бюджетов;

- принцип приоритетности общественной идеологии и права - развитие и применение правовых и экономических методов

имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы [2].

По нашему мнению, хоть определенная в Концепции группа принципов, сформирована не полностью, но все-таки она позволяет в достаточно короткие сроки сформировать адекватную сложившимся условиям информационную базу.

Функционирование системы мониторинга социально-экономического развития региона - основа эффективного территориального управления. При этом необходимо помнить о взаимосвязанном развитии этих двух процессов.

1. Сайт Научно-исследовательской лаборатории по проблемам качества жизни населения Белгородской области - http://www.bel.edu.ru/lab

2. Концепция программы развития информационного пространства Белгородской области на 2006-2008 годы от 9 июня 2006 г. № 69-рп.

Поступила в редакцию 16.10.2006 г.

ОТРАСЛЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ УПРАВЛЕНИЯ РЫБОПРОДУКТОВЫМ КОМПЛЕКСОМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

С.И. Курдюков

Kurdyukov S.I. Branch mechanisms of interaction of basic management parameters of fishing complex in regional economy. In the branch mechanism of fishing complex management in regional economy the strategy of fishing market should be considered as a complex instrument of its regulation, which can be classified according to the following principles: the strategy of market behaviour (active development, adaptive stabilization); the strategy taking into account differences in tendencies of organization development and resource supplying (integration and differentiation); functional strategies as basic elements of the whole strategy, among which the leading position belongs to marketing strategy.

Предпочтение того или иного инструмента для достижения результативности управления развитием рыбопродуктовой отраслью во многом предопределяется отраслевой спецификой движения спроса и предложения. «Менеджмент развития» обладает различной степенью адекватности к внешней среде, в которой функционирует отрасль, что, следовательно, делает невозможным

шаблонное, массовое использование одних и тех же способов продвижения товара к конечному потребителю.

В результате, критерием выбора «режима управления» является обеспечиваемое им сокращение продолжительности временного интервала, в течение которого происходит согласование спроса и предложения. При этом важно сочетание, с одной стороны, наиболее вы-

годных для предприятия темпов производства, распределения и реализации товара (при минимальных затратах на всех стадиях продвижения товара от производителя к потребителю), с учетом своевременного удовлетворения покупательского спроса, с другой.

В настоящее время, с точки зрения защиты своего национального рынка рыбной продукции, объективно назрела необходимость создания в самое ближайшее время благоприятных условий для развития океанических предприятий рыбной отрасли.

С введением 200-мильных экономических зон прибрежными государствами в конце 70-х гг. XX в. в корне изменились условия океанического рыболовства. Возникла необходимость закупки своими силами лицензий, горюче-смазочных материалов. Нарушение хозяйственных связей с предприятиями из России, присвоение Россией всех квот на вылов 1992 г. привели к тому, что увеличились затраты, в результате каждая тонна добытой рыбы и переработанной рыбопродукции практически оплачивается тонной дизельного топлива. В настоящее время работающие российские суда в океане бункеруются за счет продажи пойманной рыбы, что не приносит ощутимой прибыли.

Снижение объемов добычи, постановка в отстой добывающих судов в связи с недостатком финансирования расходов по приобретению топлива и старение флота вызывают резкое сокращение кадров, что создало сложную экономическую обстановку для рыбодобывающих хозяйствующих субъектов. Это дает возможность использовать для развития новых структур производства на коммерческой основе высвобождающуюся высококвалифицированную и сравнительно дешевую рабочую силу.

Россия как морская держава должна способствовать оптимальному, а следовательно, и эффективному развитию национального океанического рыболовства. К числу практических мер общегосударственного характера можно отнести:

- предоставление некоторых льгот по налогообложению прибыли;

- субсидирование затрат на оплату лицензий на ведение промысла;

- организация межправительственных соглашений с иностранными государствами для создания специальных баз для обслужи-

вания российских судов, находящихся в местах промысла, что позволит увеличить промысловый фонд времени и реально расширить границы промысла;

- кардинальное изменение ситуации по финансированию обновления флота, поскольку нормативный срок эксплуатации старых судов к 2005 г. закончился;

- проведение комплекса маркетинговых исследований на предмет изучения емкости национального рынка с целью его насыщения и другие.

Логическим довершением к вышесказанному могла бы стать разработка специальной программы развития рыбной отрасли с ориентацией на повышение эффективности деятельности океанических предприятий. Тем более что в настоящее время разработана концепция развития рыбной отрасли, реализация которой рассчитана до 2005 г.

Необходимо подчеркнуть, что российское правительство с 1997 г. последовательно проводит политику, направленную на обновление флота. Подтверждением активизации управления рыбной отраслью со стороны правительства может служить создание государственной рыболовецкой компании посредством привлечения средств национальных и зарубежных кредиторов для достройки четырех крупнотоннажных рыбопромысловых траулера и в будущем строительства новых судов. Однако этот положительный процесс необходимо закрепить рядом законодательных актов, направленных на стимулирование развития, прежде всего океанических предприятий как базы для эффективного развития рыбной отрасли.

Таким образом, одним из главных направлений функционирования рыбной отрасли является развитие океанического промысла, что и предопределило выбор океанических рыбодобывающих предприятий.

Долгосрочная программа целевой рыночной поддержки рыболовной отрасли страны должна предусматривать:

- создание механизма объективной оценки реального экономического потенциала, экономической эффективности и экономических границ рыночных преобразований в отрасли;

- ограничение административно-чиновничьего произвола в управлении рыбохозяйственным комплексом;

- создание условий антикоррупционного дележа морских биоресурсов;

- преодоление «узкобюджетного» подхода к отрасли, ведущего к развалу отечественного рыбного хозяйства;

- формирование политики активного государственного протекционизма по отношению отечественных (а не иностранных) рыбопромышленников, поскольку аукционная продажа квот, предусмотренная этим постановлением, делает отечественных рыбопромышленников неконкурентоспособными на мировом рынке: в то время как российские рыбопромышленники в цену своей продукции вынуждены закладывать стоимость купленного ресурса, иностранный судовладелец получает ее бесплатно у своего правительства;

- организацию единого рыночно-конкурентного пространства в отрасли, противодействие выборочной поддержке производственной деятельности отдельных компаний административными методами.

Не следует забывать и азбучных истин экономической науки - необходимость определенного уровня материально-технической базы отрасли для рыночной реорганизации механизма ее функционирования, поскольку в настоящее время, даже после десяти лет работы предприятий рыбной отрасли в новых экономических условиях и изменения форм собственности, производственные проблемы не изменились - та же крайне низкая производительность труда, допотопные технологии, физически и морально устаревшие производственные фонды. Если в ближайшее время не предпринять ряд мер, в том числе и государственного уровня, то действие этой группы факторов в отношении океанических предприятий, может изменить результативность всей Программы в рамках национальной экономики. Среди основных факторов, объективно влияющих на изменение позиций России в рыбной отрасли, можно выделить следующие:

- моральное и физическое старение флота, составившее более 65 %; увеличение кредиторской задолженности;

- тенденция к сокращению реализации продукции на отечественном рынке, т. к. данные предприятия вынуждены продавать большую часть (до 80 %) изготовленной рыбопродукции за рубежом в оплату за лицен-

зии на осуществление промысла в экономических зонах иностранных государств, ремонт судов, приобретение горючего и продукты питания для экипажей;

- ценовая дискриминация на внешнем рынке относительно российских предприятий;

- финансовое состояние предприятий рыбной отрасли не позволяет в сжатые сроки производить ремонт своих судов, а также приобретать новые, поэтому они вынуждены сдавать их в аренду иностранным и отечественным владельцам.

Реализационные операции рыбопродукции образуют особый и экономически наиболее эффективный сегмент отечественного рынка океанической рыбопродукции. Главная особенность подобных операций в условиях слабого развития рыночной инфраструктуры заключается в значительном удельном весе транзакционных издержек. Действительно, реализация политики «развития» имеет исходным пунктом межкорпора-тивное соглашение, в рамках которого определенное число оптовых предприятий сообща формируют масштабный долгосрочный заказ (например, у рыбохозяйственной иностранной структуры, специализированной на экспортных операциях). Технология любой реализационной операции (в том числе и экспортно-импортной) в значительной мере определяется и объемом транспортируемой рыбопродукции. В ситуации, когда подобный объем приближается к розничным параметрам, то экономическим более выгодным считается его поставка с помощью автотранспорта.

Основная форма маркетинговых операций - закупка рыбы всеми участниками рынка (мороженой рыбы), которую осуществляют все фирмы, независимо от размера их торгового кругооборота. Специфической маркетинговой формой, отражающей особенности океанической мороженой рыбы как товарной продукции, выступает такая система оборота, в центре которой находится «хо-лодильниковая» фирма, имеющая сеть региональных представителей (оптовых фирм и предприятий). Важно учитывать, что мороженая рыбопродукция обычно совершает много торговых оборотов, прежде чем достается конечному покупателю, выступающему ее же и конечным потребителем. Но это значит, что в результате многократных спекуля-

тивных сделок стоимость рыбопродукции многократно увеличивается. Особенности экономики переходного к рынку периода предопределили то обстоятельство, что значительное место в структуре рынка океанической мороженой рыбопродукции занимают операции мелкого и среднего опта. Такие операции являются отчасти конечными, отчасти промежуточными. К конечным операциям мелко-среднего опта мы относим закупку мороженой рыбы теми оптовиками, которые стремятся таким образом диверсифицировать свой текущий товарный ассортимент и этим укрепить свои рыночные позиции на довольно высококонкурентном рынке океанической рыбопродукции. Однако таким же мелко-средним оптом закупают продукцию и небольшие фирмы для розничной торговли ею. Наконец, мелко-средний опт экономически выгоден и тем фирмам, которые приобретают мороженую продукцию для дальнейшей переработки (например, копчения). Технологическая необходимость закупки мороженой рыбы небольшими партиями и постоянного ее обновления привели к тому, что одной основных особенностей маркетинговой организации океанической мороженой рыбы является формирование значительного (по сравнению с другими рынками) числа транспортно-посреднических фирм.

В конкретных условиях недостаточной специализации рыночно-производственной инфраструктуры розничного звена дальнейшее перераспределение мороженой рыбы во многом зависит от наличия у данной торгово-предпринимательской структуры специализированного транспорта. Специализация значительного числа фирм малого бизнеса в сфере реализации рыбопродукции в том-то и состоит, что они сосредоточены на скупке рыбы из холодильников мелким оптом и развозом этой рыбы по розничным магазинам. А поскольку основная масса розничных магазинов страны не имеют своего транспорта, то они вынуждены прибегать к услугам соответствующих фирм (самообеспечением занимается не более 10 % розничных магазинов).

Существенным структурным сдвигом в территориальной организации бизнеса рыбопродукцией явился финансовый кризис 1998 г., показавший, что и российскому рынку во всех его сегментах присуща общемировая закономерность связи уровня дохода и

объема закупок. Иными словами, на просторах отечественного рынка подтвердилась универсальность законов спроса и предложения. Действительно, если до кризиса основное поле реализации рыбопродукции располагалось в торговых залах розничных магазинов, то после кризиса опережающими темами растет доля мелкооптовых рынков. В этой тенденции следует видеть отражение ценовой эластичности спроса по доходам, а не дополнительный спектр торгового сервиса, который якобы обеспечивается мелкооптовым рынком по сравнению с «розничным» магазином. Действительно, высокая корреляция между покупательной способностью и ценой позволяет характеризовать ту категорию покупателей, которые приобретают рыбу в магазинах, как относящихся к достаточно обеспеченным социальным группам общества, тогда как покупатели с более низкими уровнями доходов ориентируются на мелкооптовые рынки (по некоторым данным, продажи розничных магазинов в настоящее время в полтора раза меньше, чем у мелкооптовых рынков). Предприниматели на мелкооптовых рынках стремятся максимально сократить издержки производства и обращения.

Основные направления реализации политики «развития» фирмы сводятся к управлению товарным ассортиментом, уровнями розничной и оптовой цены, оптимизацией каналов сбыта и системами стимулирования покупателей, посредников и поставщиков.

Поскольку ценовая структура предложения свежемороженой рыбы базируется на наиболее ходовых видах рыбы и поэтому составляет базу торговли многих предпринимателей в сфере рыбного бизнеса, постольку однородность ассортимента торговых компаний обеспечивает «однородность дешевизны» и высокий стабильный спрос, что существенно снижает финансовый риск. Преодоление дешевизны связано с расширением ассортимента, а это выступает сегодня самым эффективным инструментом маркетинга в рыбном бизнесе. Дело в том, что диверсификация товарного ассортимента поможет предпринимателям стать более гибкими к текущим изменениям спроса, распространять свою деятельность на другие сегменты рынка, а также устанавливать контакты с новыми партнерами; в специфических условиях рыбопродуктового рынка расширение ассорти-

мента к тому же означает меньшую зависимость от сезонных и конъюнктурных деформаций.

Емкость национального рыбного рынка должна оцениваться с учетом того обстоятельства, что оптовые цены на рыбу здесь значительно ниже, чем на аналогичную рыбу на зарубежных рынках (так, если в США килограмм филе трески стоит около 5 долл., то на украинском рынке - 2-2,5 долл.); кроме того, не только отечественная, но и зарубежная рыба продается на российском рынке рыбопродукции по ценам ниже, чем на западных рынках. Однако это обусловлено не экономическими, а вторичными, привходящими факторами - некачественностью ввозимой рыбы, «внедренческой» политикой зарубежных предприятий на российском рынке, насыщенностью европейских рынков и др.

Конечно, уровень оптовых цен на мороженую рыбу имеет неизменяемый нижний предел, который образует сумма трех факторов - закупочные цены, транспортные и складские издержки. Это и есть минимальный уровень оптовой цены. Розничная цена обычно выше оптовой. Вот эта количественная разница между уровнями розничной и оптовой цены и составляет реальный диапазон конъюнктурно-конкурентной маркетинговой стратегии рыбного бизнеса. Естественно, чем уже этот диапазон, тем меньше возможности влиять на рыбный рынок с помощью регулирования конъюнктурных факторов, тем больше усилий применяется к сокращению издержек производства (в том числе и транспортных). Практически экономическое содержание маркетингового маневрирования сводится к определению реальной величины торговой наценки на рыбу. Есть все основания полагать, что маркетинговая политика ценобразования в оптовой торговле рыбой представлена двумя типами. Незначительная часть товаров продается с довольно высокими наценками (10-20 %), -благородная рыба типа семги и форели. Другая ценовая политика заключается в стремлении фирм контактировать с крупными оптовиками, что способствует значительному снижению цен. В целом цивилизованный оптовый рынок рыбы начинается с равновесия и преодоления огромного дисбаланса спроса и предложения. По мере же его преодоления достижение рентабельности становится все

более труднодостижимой целью. В свою очередь, цивилизованный рынок повышает требования к управленческому учету, маркетингу, финансовому анализу. Таким образом, отечественный рынок рыбопродукции уже сформировался, определились лидеры, установились связи. Возникает система управления движением рынка, и это - самый важный результат рыночных реформ отрасли.

Что касается внешних условий функционирования рыбного бизнеса, то особую актуальность сегодня приобрел вопрос о рыночном механизме распределения квот на добычу рыбы. Между тем Министерство финансов страны давно и упорно пытается реализовать курс на проведение аукционов по продаже квот. Все попытки доказать ее практическую неэффективность оказываются безуспешными. Однако, по нашему мнению, такой курс свидетельствует только о стремлении добыть финансовые средства в данный момент неадекватным потребностям отрасли способом, не учитывающим реальные нужды производительной рыбодобывающей отрасли российской экономики. Дело в том, что само понятие «аукционы по продаже квот» нуждаются в исходном уточнении своей теоретической состоятельности. Необходимы глубокие предварительные разработки сущности и специфики «квоты» как объекта товарных сделок. А если учесть, что в условиях свободного аукционирования квот как механизма аукционного распределения биоресурсов преимущество получат богатые иностранные компании, то защита отечественных предпринимателей становится практически невозможной.

Иногда утверждают, что, во-первых, только благодаря аукционному механизму распределения квот можно будет узнать цену на сырец. Во-вторых, что аукционы позволят рационально и справедливо распределять биоресурсы. В-третьих, пополнится бюджет. В правовом отношении для принятия решения об аукционах по продаже квот на биоресурсы необходимо через соответствующие государственные органы изменить не только Основной закон страны, но и еще три закона: об исключительной приоритетности российских пользователей в зонах рыболовства, о континентальном шельфе и о животном мире.

Разумеется, за биоресурсы платить необходимо. Но не за нынешние полтора десятка видов рыбы и краба - наиболее валютоем-

ких, а за все без исключения. Тогда финансовая нагрузка станет более приемлемой, она равномерно распределится между предприятиями отрасли. Наконец, если идея аукционов окажется реализованной, то рыбопромышленным компаниям потребуются новые дополнительные кредиты на покупку права ловить рыбу, краба и прочие «дары» моря, неприобретение которых не позволит флоту выйти на промысел.

Однако сложившаяся диспропорция между возможностями флота по добыче и прогнозами на разрешенные объемы изъятия биоресурсов в традиционных районах промысла сдерживает повышение эффективности работы судов. В то же время использование части флота, прежде всего крупнотоннажных судов, в дальних районах промысла, открытой части морей и океанов, зонах иностранных государств сдерживается их низкой производительностью и значительными эксплуатационными затратами по сравнению с мировыми аналогами.

Что касается транспортного флота, то сегодня еще работают 15 специализированных судов, а на некоторых флотах используются для транспортных целей старые промысловые суда. Однако большинство из них скоро будет списано, и тогда понадобятся небольшие транспорты емкостью до 500 т для прибрежных районов и до 2000 т для отдаленных районов, с экономичными силовыми установками и оборудованием для комплексной обработки промысловых судов.

Почти в 60 раз упал выпуск рыбопродукции в сравнении с доперестроечным периодом. Значительно увеличить количество перерабатываемой продукции на береговых предприятиях в ближайшие годы невозможно из-за низкой эффективности старых предприятий и недостаточного спроса на нее (низкая покупательная способность населения).

В отрасли еще сохраняются черты единого комплекса: промысловый и транспортный флоты, рыбный порт, сфера переработки и обслуживания, развитая инфраструктура по хранению и отгрузке рыбопродукции. И при должной организации работы этого комплекса могут быть достигнуты положительные результаты. Многое зависит от федеральной политики в отрасли, поскольку сохранить комплекс может получение государственного

заказа на вылов, переработку и отгрузку продукции из массовых видов рыб.

Возможности традиционных районов промысла достаточно изучены и могут быть прогнозированы. Запас наиболее ценного биоресурса - трески и пикши - возрастает, лишь после 2010 г. начнет сокращаться. Стабильными остаются прогнозы и на промысел в Норвежском море, в Северо-Западной Атлантике. Следовательно, необходимо в этих районах разумное сочетание промысловых запасов и промысловых усилий. Можно дополнительно сосредоточиться на организации прибрежного промысла, а также добычи ламинарии, кукумарии и других недоиспользуемых объектов. При должной подготовке судов реальны хорошие результаты работы в Центрально-Восточной Атлантике.

Расчеты объемов вылова показывают, что в настоящее время появилась потребность в новых мощностях. И даже задержка на 5 лет списания части судов за счет их модернизации не решит проблемы этого дефицита.

Для районов Северо-Западной Атлантики требуются суда, имеющие вместительные трюмы и запасы для длительной работы без захода в порт. Необходимо возобновить строительство супертраулеров с вместимостью трюмов до 6 тыс. т и возможностями для заморозки 300 т рыбы в сутки для работы в открытой части океана и в зонах иностранных государств.

Начиная с 2008 г. следует приступить к строительству новых судов в кооперации с западными поставщиками оборудования. Принимая этот вариант, необходимо предусмотреть укрепление докового хозяйства на основных судоверфях страны, произвести специализацию предприятий по ремонту и производству отдельных узлов. Данная работа потребует определенных инвестиций, поэтому предлагается создать отраслевой инвестиционный фонд за счет средств, получаемых от аукционной продажи квот и платы за ресурсы. Параллельно возможно рассмотрение вопроса о льготном налогообложении этих предприятий. Предстоит выйти в федеральные органы власти с предложением об освобождении от таможенных пошлин текущие ремонты судов, если это не связано с модернизацией или установкой нового оборудования.

С учетом модернизации части флота, а так же строительства новых судов прогнозируется снижение численности работников, занятых в добывающей отрасли. Вместе с тем должно сохраниться количество людей, занятых в сфере переработки рыбы на берегу, агентском обслуживании.

Основополагающим условием сохранения и развития рыбной отрасли является совершенствование нормативно-правовой базы. Необоснованно долго на федеральном уровне принимается закон об использовании водных биоресурсов, что приводит к принятию бессистемных распоряжений на уровне Государственного комитета по рыболовству и местных органов власти. Прежде всего, законодательство должно определить постоянный порядок наделения предприятий квотами на вылов, что позволит планировать их работу. Учитывая международный характер использования биоресурсов и геополитические интересы России, должна быть четко организована властная вертикаль руководства отраслью. Требуют упорядочения и или отмены такие решения, как организация аукционной продажи квот, указание об обязательной доставке в порт всей выловленной рыбы, ограничение вылова «судосутками» промысла и так далее. На местном уровне необходимо принять четкие критерии распределения ресурсов между пользователями, резкое сокращение числа контролирующих организаций в рыбной отрасли, сокращение числа лицензируемых видов деятельности и создание конкурентных условий обработки судов в порту по сравнению с иностранными портами.

В маркетинговом аспекте устройство любой сферы народного хозяйства принципиально одинаково, если только оно осуществляется на рыночных основах. Отрасль рыбного хозяйства (включая и ее океаническую подотрасль) схематически также не представляет собой сложности, если ее рассматривать как упорядоченную систему множества взаимнофункционирующих предпринимательских и управленческих структур, специализирующихся на отдельных этапах рыбохозяйственной деятельности, но объединенных конечной целью - иметь стабильный доход за счет поставок и реализации рыбопродукции по выгодным производителю и потребителю ценам.

Конечно, «организационная простота» рыбохозяйственной отрасли в рыночной системе качественно отлична от организационной простоты в директивной системе, когда бюрократический аппарат изготавливал директивы (что, когда, куда и по какой цене), а предприятиям оставалось только их выполнять. Отсюда становится очевидным, что приход рыночных отношений на начальном этапе не мог не сопровождаться потерей управляемости отрасли (дезорганизацией внутриотраслевых связей), а также противоречием между бюрократической направленностью прежнего «рыбохозяйственного» законодательства и требованиями ее нового рыночного функционирования.

Вместе с тем, оценивая состояние управление «развитием» рыбохозяйственной отрасли, следует учитывать ее неразрывную связь с состоянием всего народнохозяйственного комплекса страны. Общий кризис -спад производства и ускорение темпов инфляции, - не обошли стороной и рыбохозяйственную отрасль. Те же неблагоприятные экономические условия заставили поставлять основную часть валютоемких объектов лова (в том числе и треску) на зарубежный рынок. Поставки же рыбы на внутренний рынок уменьшились в несколько раз. В результате производственные мощности береговых рыбоперерабатывающих предприятий оказались систематически не загруженными.

Одна из серьезнейших проблем: экспорт легальный и нелегальный рыбы и рыбной продукции. Отсутствие четкого государственного регулирования внешней торговлей рыбой и продуктами переработки привело к увеличению в несколько раз экспорта рыбы (при ее дефиците, и дороговизне в России). Средняя цена 1 кг мороженой рыбы на продовольственных рынках столицы стоит столько же, сколько 1 кг мороженой свинины, говядины или мяса птицы.

В последнее время в отрасли (рыбохозяйственном комплексе страны) наблюдаются положительные тенденции экономического оживления - увеличился грузооборот рыбной продукции в морских рыбных портах, количество обработанных судов и вагонов с рыбопродукцией, возросла доля рыбной промышленности в общем объеме промышленного производства страны, произошел рост объема пищевой рыбопродукции

Таблица 1

Производственные показатели деятельности предприятий рыбопродуктового комплекса РФ

Показатели Годы

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1999

Улов рыбы и добыча морепродуктов, млн. т 7,0 5,3 4,4 3,5 3,5 4,1 3,9 4,1

Пищевая рыбная продукция (включая консервы), млн. т 3,7 3,3 2,8 2,4 2,4 2,4 2,4 2,4

Потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения (кг) 16 13 12 10,4 10,4 9 9 9

Таблица 2

Экспорт и импорт рыбопродуктов РФ

Показатели Экспорт Импорт

1996 1997 1998 1996 1997 1998

Рыба свежая и мороженая, тыс. т 1154 1022 838 351 488 339

Стоимость, млн. долл. 1135 891 875 249 264 153

Средняя цена 1 кг, долл. 0,98 0,87 1,04 0,69 0,54 0,45

Прочие морепродукты, тыс. т 50,3 47,0 41,3 7 12,3 9,6

Стоимость, млн. долл. 408 336 190 13,4 14,5 10,7

Средняя цена 1 кг, долл. 8,1 7Д 4,6 1,9 1,2 1,1

(в сопоставимых ценах), увеличились инвестиции в рыбную промышленность.

Таким образом, финансово-экономическое положение многих предприятий отрасли остается нестабильным, если не сказать крайне тяжелым, для преодоления которого необходима разработка специальной антикризисной программы, в которой были бы четко обозначена система приоритетов деятельности администрации в рыбохозяйственной сфере.

Целью программы должно быть обеспечение сбалансированного развития рыбного хозяйства и удовлетворения потребности страны в рыбопродукции различного назначения с учетом устойчивого развития экосистем. Для достижения цели необходимо решение следующих задач: активизация морского рыбного промысла в открытых водах Мирового океана и увеличение добычи рыбы в близлежащих районах экономических зон иностранных государств; развитие промысла в традиционных рыбопромысловых районах; обеспечение научного мониторинга сырьевой базы промысла; создание соответствующей законодательной базы, направленной на развитие рыбного хозяйства в новых международно-правовых и социально-экономических условиях; разработка системы комплексного научного прогнозирования состояния сырьевых ресурсов рыб, беспозвоночных и водорослей; создание научно обоснованных схем управления промыслом; расширение масштабов воспроизводства и товарного выращивания гидробионтов путем развития аквакультуры (акклиматизация, рыбоводство:

проведение мелиоративных и других работ по восстановлению прибрежных экосистем; расширение ассортимента выпускаемой продукции и обеспечения рационального безотходного использования промысловых объектов; обеспечение отрасли добывающим, приемо-транспортным, научно-поисковым и научно-исследовательским флотом, а также соответствующей береговой базой; развитие береговой инфраструктуры, обеспечивающей расширение масштабов воспроизводства, товарного выращивания и переработки гидробионтов; выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит стабильность функционирования продуктового рынка.

В отраслевом механизме взаимодействия базовых параметров управления рыбопродуктовым комплексом в региональной экономике стратегия рыбопродуктового продовольственного рынка должна рассматриваться как сложный комплексный инструмент его регулирования, который может классифицироваться с учетом ряда принципов, в частности: стратегия рыночного поведения (активное развитие, адаптационная стабилизация); стратегия, учитывающая различия в тенденциях организационного развития и ресурсного обеспечения (интеграция и дифференциация); стратегии функциональные, как составные элементы общей стратегии, среди которых маркетинговая стратегия занимает ведущее место.

Поступила в редакцию 8.11.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.