Научная статья на тему 'Проблема продвижения на мировые рынки рыбной продукции'

Проблема продвижения на мировые рынки рыбной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ЭКСПОРТ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ / РЫБООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРАНЫ АТР / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / РЫНОК РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ / РАЗВИТИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА / FISH INDUSTRY / PRIMORSKIY REGION / FISH EXPORT / FISH-PROCESSING INDUSTRY / ASIAN-PACIFIC COUNTRIES / FAR EAST / FOREIGN TRADE / FISH MARKET / PRIMORSKIY REGION ENTERPRISES / PRIMORSKIY REGION DEVELOPMENT / MARKET RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова Валерия Евгеньевна, Ильина Кристина Борисовна, Царькова Александра Игоревна

The following article provides the analyses of the main problems of the fish promotion from Primorskiy region the on world market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of the fish promotion the on world market

The following article provides the analyses of the main problems of the fish promotion from Primorskiy region the on world market.

Текст научной работы на тему «Проблема продвижения на мировые рынки рыбной продукции»

УДК 339.5

Ершова Валерия Евгеньевна, Ильина Кристина Борисовна,

Царькова Александра Игоревна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Проблема продвижения на мировые рынки рыбной продукции

В представленной статье рассмотрены основные проблемы продвижения рыбной продукции Приморского края на мировые рынки.

Ключевые слова и словосочетания: рыбная промышленность, Приморский край, экспорт рыбной продукции, рыбообрабатывающая промышленность, рыбоперерабатывающая промышленность, страны АТР, Дальний Восток, внешняя торговля, рынок рыбной продукции, предприятия Приморского края, развитие Приморского края, исследование рынка.

Промышленный комплекс является наиболее развитой частью экономики Приморья. Он дает почти треть валового регионального продукта. Здесь сосредоточено 30% основных производственных фондов и 27% трудоспособного населения края, занятого в экономике.

Основными являются рыбообрабатывающая и рыбоперерабатывающая отрасли.

Рыбная промышленность занимает лидирующее место в структуру промышленности края и оказывает большое влияние не только на экономику края и Дальнего Востока, но и России.

На ее долю приходится 33% от общероссийских уловов рыбы и добычи морепродуктов, 30% выпуска в России пищевой рыбной продукции, включая консервы и 53% производства рыбной муки. Доля рыбной отрасли в объеме промышленного производства края составляет 29%.

Ежегодно на экспорт вывозится более 400 тыс. тонн рыбной продукции. Крупнейшие потребители - Япония, США, Южная Корея.

В 2010 году предприятия рыбной отрасли Приморья произвели на 20% больше товарной продукции, чем в предыдущем. В натуральном выражении - 523 тыс. тонн, на сумму 19,5 млрд рублей.

Такие данные прозвучали на заседании ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРПП). Однако оптимальных результатов реально достичь только при условии непрекращающейся государственной поддержки. Она будет решающей, считают специалисты,

при строительстве нового рыбодобывающего флота. Но помимо этого вопроса, неоднократно обсуждавшегося, существуют и другие, требующие совместных усилий обеих сторон.

Власти Приморья уже перешли от обсуждений к конкретным мерам. Сейчас большие надежды рыбаков края связаны с программой поддержки береговой переработки. В 2011 году в территориальном бюджете на ее реализацию заложено 189 млн рублей. Всего же до 2013 года включительно на эти цели планируется потратить 689 млн.

Утвержден порядок предоставления субсидий и размеры ставок для их расчета. Предприятиям, занятым в выпуске продукции из водных биоресурсов, будут возмещать часть затрат. Дотации на килограмм готовой продукции составят от 1,2 до 25 рублей в зависимости от ее вида.

Еще одно направление программы - возможность получения льготных кредитов на приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию производства. Предприятиям возместят 80% ставки рефинансирования Центрального банка России. Приобрести технологическое оборудование они также смогут в лизинг.

Работники отрасли рассчитывают на то, что с введением федерального закона об аквакультуре, обсуждение проекта которого наконец-то началось в Росрыболовстве, ситуация начнет улучшаться.

Другая надежда - на меры местных властей. Администрация Приморского края приняла решение о разработке программы по поддержке аквакультуры на 2011 - 2015 годы.

Рынок рыбной продукции

Конкурентная среда в сфере рыбохозяйственного комплекса формируется под воздействием процессов изменения структуры рынка рыбной продукции, сочетания рыночной конкуренции и государственных механизмов регулирования. По итогам 2008 года доля вылова водных биологических ресурсов и выпуска пищевой рыбной продукции составила более 20% в общем показателе по России. Приморский край занимает лидирующие позиции среди регионов Дальнего Востока по рыболовству -около 32%, по выпуску товарной пищевой рыбной продукции - 29%, по выпуску рыбных консервов - 72%, по экспорту - 33%.

Крупнейшими рыбодобывающими предприятиями Приморского края являются ОАО «НБАМР», имеющий долю на рынке 19,8%, ОАО «ПБТФ» - 12,8 % и ОАО «ТУРНИФ» - 12,6%. Существенный объём добычи также обеспечивают ОАО «Дальморепродукт» - 8,6%, ЗАО «Ин-трарос» - 6,6%, ЗАО «Рыболовецкий колхоз Восток-1» - 2,6%. Всего на данном рынке представлено более 70 предприятий. Анализ коэффициента рыночной концентрации позволяет охарактеризовать данный рынок как умеренно-концентрированный.

На рынке рыбопереработки максимальные доли имеют ОАО «ПБТФ», ОАО ХК «Дальморепродукт» соответственно - 15,8, 10,7 и 9,0%. Значительный объём рыбопереработки обеспечивают ОАО «ТУРНИФ» - 8,1%, ЗАО «Интрарос» - 5,3%, ОАО «Южморрыбфлот» - 5,1%. Практически все крупные рыбодобывающие предприятия края занимаются рыбопереработкой. Данный рынок характеризуется как низкоконцентрированный.

На долю 25 крупнейших предприятий рыбохозяйственного комплекса, наиболее эффективно использующих выделенные квоты на вылов водных биоресурсов, производственные мощности и кадровый потенциал, приходится по вылову - 83,%, по выпуску пищевой продукции, включая консервы рыбные - 80,%. На этом фоне доли крупных хозяйствующих субъектов рыбохозяйственного комплекса не достигают 35% на рынке рыбных товаров.

В целом региональный рынок рыбных товаров является умеренноконцентрированным с развивающейся конкурентной средой. В связи с введением новой системы выделения квот на вылов водных биоресурсов по заявительному принципу 37 предприятий малого бизнеса также получили возможность вести промысел, в результате чего прибрежный вылов в Приморском крае увеличен более чем на 20%, степень концентрации рынка снизилась.

В результате оценки значимости барьеров входа на внутренний рынок рыбопродукции потенциальных конкурентов и препятствий для развития деятельности уже функционирующих на нем хозяйствующих субъектов выявлены следующие барьеры:

- недостаточно развитая технологическая база;

- высокие стартовые затраты на приобретение промысловых судов и перерабатывающего оборудования;

- дефицит традиционных водных биоресурсов исключительной экономической зоны России;

- недостаточный объем выделяемых квот на вылов водных биоресурсов для обеспечения рентабельной работы судов.

Большое значение имеют барьеры входа, связанные с действием таких факторов, как сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса.

Высокие барьеры входа на рынки связаны с низкой доступностью получения кредитов рыбохозяйственными предприятиям края. Так, основная масса предприятий не имеет возможности получить кредиты в связи с высокими требованиями банков к залоговому обеспечению и высокими процентными ставками - от 16 до 23 % годовых.

Практически все предприятия испытывают острый недостаток оборотных средств и продолжают пользоваться заемными банковскими средствами только для обеспечения текущих нужд.

Существенным инфраструктурным барьером является высокая степень износа основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса, которая к концу 2008 года составила более 60%.

Существует ряд административных барьеров. Во-первых, это ограничение районов промышленного рыболовства. Пользователям, осуществляющим добычу водных биоресурсов по промышленным квотам, закрыт доступ к водным биоресурсам, находящимся в территориальном море Российской Федерации, пользователи прибрежного рыболовства имеют ограниченный доступ к ресурсам исключительной экономической зоны.

Во-вторых, высокие транспортные тарифы ставят приморских производителей в невыгодное положение по сравнению с другими рыбодобывающими регионами России (Прикаспийские регионы, Калининградская область), затраты на транспортировку рыбной продукции в центральные районы из Приморского края в 3-5 раз выше, чем из европейской части России.

Следует отметить, что существующая налоговая и таможенная политика стимулирует уход предприятий с внутреннего рынка, что подтверждается ростом поставок рыбной пробной продукции на экспорт (87,5% из вывозимой из края продукции). В другие регионы России направляется из Приморского края восьмая часть вывозимой за пределы края продукции. По консервам рыбным напротив: основной объем вывозимой из края продукции (93,5%) поставляется в другие регионы России. В 2008 году объемы поставок увеличились в 3,7 раза по сравнению с прошлым годом.

Одной из причин роста цен на рыбопродукцию выступает увеличение звенности в циркуляции товаров, наличие многочисленных посредников. Разница между ценой продукции в районе лова и ценой товара в розничной продаже составляет 1,5—2,5 раза при условии, что в цепочке участвуют производитель, оптовый посредник, розничный торговец и покупатель. Указанные факторы существенным образом затрудняют развитие конкуренции в рыбохозяйственном комплексе края и требуют системного подхода к развитию конкурентной среды на данном рынке.

Основные направления по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса Приморского края:

- формирование развитого и эффективно функционирующего рынка водных биологических ресурсов и продуктов их переработки;

- поддержка создания новых технологий глубокой и комплексной переработки водных биологических ресурсов;

- обновление и расширение рыбодобывающего флота, в том числе за счёт средств федерального бюджета;

- подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты: ст. 30 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающих возможность освоения промышленных квот в территориальном море Российской Федерации; гл. 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающих введение механизма рыночного оборота долей промышленных квот добычи водных биоресурсов; в ряд статей Налогового кодекса Российской Федерации с целью изменения применения льготной системы налогообложения и льготной ставки сбора за пользование водными биоресурсами рыбохозяйственными организациями;

- развитие прибрежного рыболовства, промышленного рыбоводства;

- ликвидация и снижение административных, инфраструктурных и финансовых барьеров в рыбном секторе.

Положение в отрасли усугубилось и за счет существенного уменьшения запасов водных биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке (минтай, треска, отдельные виды ракообразных, осетровые виды рыб и др.). Это было вызвано как экономическими причинами внутри страны, так и ужесточением регламентации промысла в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству. В результате значительная часть отечественного рыбопромыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую зону Российской Федерации.

Существенную добавку в сырьевое обеспечение рыбной отрасли могли бы дать аквакультура и марикультура. Прибрежная часть морей Дальневосточного бассейна характеризуется благоприятными условиями для развития промышленной марикультуры. В частности, в водах южной части Дальнего Востока могут успешно культивироваться различные водоросли, моллюски, иглокожие, другие беспозвоночные, являющиеся сырьем для производства агара, альгинатов, хитина, хитозана, различных биологически активных веществ, высокоэффективных медицинских препаратов. Технология выращивания и переработки этих биоресурсов разработана и успешно испытана в опытно-промышленных условиях, но массовая организация производства сдерживается отсутствием необходимых для этих целей инвестиций (инвестиции в основной капитал по рыболовству, рыбоводству по Дальнему Востоку не превышает 1%).

В настоящее время на огромной территории Дальнего Востока работают всего несколько десятков рыбоводных заводов. Разводят в основном кету и горбушу (преимущественно в Сахалинской области и на Курильских островах), другие виды лосося и частиковых рыб. Большинство

имеющихся предприятий, особенно прудовые, устарели, так как были сданы в эксплуатацию со многими недоделками, не вышли на проектную мощность и работают малоэффективно. Удельный вес искусственного воспроизводства рыбы и морепродуктов в общем объеме добычи составляет около 1%. Хотя в последние годы аква- и марикультурные хозяйства во внутренних и морских водоемах многих стран мира развиваются весьма стремительно, опережая развитие морского рыболовства.

Торговля Дальнего Востока со странами АТР

Значение внешней торговли для экономики Дальнего Востока велико. На современном этапе она является одним из системообразующих факторов, условием выживания и будущего развития экономики региона, важнейшим источником дохода региональных и местных бюджетов.

Рыбная продукция Дальнего Востока идет на экспорт более чем в 20 стран. Рассматривая географическую направленность, можно отметить, что свежая и свежемороженая рыба, филе в течение ряда лет экспортируются в азиатские государства - Японию, Китай, Республику Корею и Сингапур, а также в Америку - США, Панаму, Виргинские острова, из европейских государств - в Германию (зачастую эти же страны возвращают нам переработанное сырье в виде готовой продукции). На международном рынке наиболее приоритетными являются минтай, треска, палтус и сельдь. Рыбные «деликатесы» (икра, печень, ракообразные, моллюски) предпочитают такие страны, как Япония, Республика Корея, Китай, Сингапур, США, Панама, Нидерланды, Германия. Консервированную продукцию покупают Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Япония, Канада, Греция, Израиль. Причем в Республику Корею экспортируется продукция в основном из Камчатского (46%) и Приморского (30%) краев; в Китай - из Приморского края (55%) и Сахалинской области (29%); в США - из Хабаровского (36%) и Приморского (26%) краев; в Японию - из Сахалинской (56%) и Магаданской (17%) областей.

Недостаточно активное наращивание производства в рыбном хозяйстве Дальнего Востока, да и России в целом, а также растущий экспорт преимущественно мороженой рыбы может лишь закрепить экономическое положение отрасли как поставщика первичного сырья из рыбы и морепродуктов для традиционных стран-импортеров (Япония, Республика Корея, страны ЕС, Норвегия и др.) с развитой рыбообрабатывающей промышленностью. Более того, низкое освоение выделяемых России квот на промысел грозит неизбежной потерей соответствующих ресурсов.

Выход на внешний рынок не решил проблем отрасли, так как, располагая значительными водными биологическими ресурсами, рыбная промышленность из-за отсутствия современного оборудования и новейших технологий, не в состоянии выступать на Азиатско-Тихоокеанском рынке

в качестве равноправного партнера, ее экспортные возможности ограничиваются поставками сырья и мороженых полуфабрикатов по соответствующим ценам. Кроме того, дополнительные поставки продукции на внешний рынок, сбалансированный по спросу-предложению, приводят к резкому падению цен. Опыт создания компаний со смешанным россий-ско-иностранным капиталом показал, что иностранные фирмы не заинтересованы в передаче российской стороне передовых технологий и новой техники, они в первую очередь заинтересованы в приобретении сырья.

Ухудшилось положение с транспортировкой готовой рыбной продукции из мест ее массового производства, в первую очередь с Дальнего Востока, в такой основной район потребления, как европейская часть России. Причинами этого являются отмена льгот по тарифам на железнодорожные перевозки, продолжающееся удорожание транспортных расходов и тарифов на обслуживание. Это повлекло за собой довольно низкий уровень потребления рыбы и морепродукции во многих регионах России. Так, в Дальневосточном федеральном округе среднегодовое потребление составило 22,5 кг, в Северо-Западном - 18,2 кг, в Центральном - 14,3 кг, в Уральском - 14,2 кг, в Сибирском - 11,7 кг, в Южном - 10,4 кг, в Приволжском - 9,9 кг при рекомендуемой норме 23,5 кг.

Основой производственного потенциала рыбопромышленного комплекса Российской Федерации является рыбодобывающий флот, составляющий более половины общей стоимости его основных фондов. При этом непосредственная добыча флотом водных биоресурсов составляет основную часть производственного цикла. В настоящее время темпы обновления основных фондов рыбохозяйственного комплекса значительно замедлились. Уровень технологической и технической оснащенности предприятий рыбного хозяйства существенно снизился. Физический износ основных производственных фондов составляет в среднем более 60%. Истекли нормативные сроки эксплуатации свыше 65% рыбопромысловых судов, 70% добывающих судов.

Значимая часть рыболовецких коллективов на Дальнем Востоке оказалась под влиянием иностранных компаний (например, при работе по схеме «бербоут-чартер»), которые имеют собственные налаженные связи с портами, перерабатывающими и судоремонтными предприятиями за пределами России. С этим тесно связана задача обеспечения качественного ремонта судов на российском дальневосточном побережье. Сейчас большинство предприятий судоремонта находится в крайне сложном положении, с трудом выдерживая конкуренцию со стороны случайных бригад, предлагающих некачественные, но дешевые услуги. Проблема износа судов решается в основном способами, неудовлетворительными с точки зрения стратегических перспектив отрасли (как правило, это закупка или аренда иностранных судов, бывших в эксплуатации). За последние годы

также приобретено большое количество единиц старого флота зарубежной постройки в связи с его низкой стоимостью по сравнению с новыми судами.

Крайне неудовлетворительным является состояние вспомогательного флота, в том числе аварийно-спасательных судов. Поэтому одной из самых серьезных и первостепенных задач в рыбной промышленности Дальнего Востока остается обновление рыбопромыслового флота, которое практически приостановилось с переходом отрасли на работу в новых экономических условиях. Основные проблемы приобретения новых судов российскими предприятиями заключаются в невозможности получения внутренних кредитов в полном объеме, а также в отсутствии отечественных проектов судостроения, соответствующих мировому уровню.

Ежегодное сокращение объемов финансирования по капитальным вложениям на строительство судов федерального подчинения сопровождается увеличением финансовых средств на работы по капитальному ремонту судов, находящихся в эксплуатации 20 и более лет. Вследствие этого судовладельцы вынужденно планируют ремонт судов федерального подчинения, отслуживших нормативные сроки эксплуатации, что приводит к увеличению бюджетных затрат на ремонт судов. Для поддержания технического состояния судов, находящихся в эксплуатации 25-30 лет, судовладельцы ежегодно расходуют на работы по капитальному ремонту только корпусов судов финансовые средства, значительно превышающие ежегодный объем финансирования, выделяемого на строительство судов федерального подчинения. Отсутствие благоприятных условий обслуживания рыбопромысловых судов в отечественных портах привело к переориентации российских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах, снизило загрузку отечественных рыбопромышленных предприятий.

Существенно возросшие масштабы незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж негативно сказываются на состоянии рыболовства и, в первую очередь на запасах ценных видов водных биологических ресурсов.

За последнее время не удалось создать нормативную правовую базу, необходимую для эффективного функционирования рыбного хозяйства, обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биологическими ресурсами. На развитие рыбной отрасли наше государство в 2009 г. в рамках федеральной программы развития рыбохозяйственного комплекса планирует выделить 61,6 млрд руб., в том числе: из федерального бюджета -32,4 млрд руб.; из бюджетов субъектов Российской Федерации - 0,3 млрд руб.; из внебюджетных источников - 28,9 млрд руб. Данные средства предполагается направить на развитие рыбоперерабатывающего комплек-

са, портовой инфраструктуры, обновление и модернизацию рыбообрабатывающего оборудования на предприятиях рыбопереработки. Однако, учитывая серьезные последствия экономического кризиса, данная программа может и не осуществиться.

Таким образом, современную ситуацию в рыбной отрасли Дальневосточного региона России можно охарактеризовать следующим образом: отсутствие государственной поддержки (нет специальных государственных и политических мер, способствующих развитию рыбного хозяйства), несовершенная законодательная база, стареющий флот, пониженная сырьевая база, сокращение производства и инвестиционная непривлекательность.

Совокупность всех перечисленных выше проблем не способствует улучшению экономической ситуации в отрасли. В результате внутренний рынок теряет ежегодно сотни тысяч тонн традиционного для россиян ценного белкового продукта питания.

1. Гпоненко А.Л., Дульшикова Ю.С. Региональная экономика и управление: учебник - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 616 с.

2. Ерухимович В.Б., Жариков Е.П. Рыбопромышленный комплекс // Дальний Восток России: экономический потенциал. Владивосток: Даль-наука, 1999. С. 120-127.

3. Жариков Е. П. Рыбная промышленность Приморского края в АТР // АТР: экономика, политика, сотрудничество. - Владивосток. -2000. № 1. - С. 77-85.

4. Орешин В.П., Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник (Сер. «Высшее образование»): ИНФРА-М, 2010.- 415 с.

1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Прморскому краю. ЦКЬ: www.primstat.ru.

2. Федеральная служба государственной статистики. ЦКЬ: www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.