Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края'

Проблемы и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
356
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Заец Анна Викторовна

Обсуждаются вопросы, связанные с состоянием, проблемами и перспективами развития рыбохозяйственного комплекса в Камчатском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Заец Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article covers the problems connected with the state, problems and the outlook for fishing industry of Kamchatka region.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края»

УДК 639.2

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

А.В. Заец (КамчатГТУ)

Обсуждаются вопросы, связанные с состоянием, проблемами и перспективами развития рыбохозяйственного комплекса в Камчатском крае.

This article covers the problems connected with the state, problems and the outlook for fishing industry of Kamchatka region.

Рыбохозяйственный комплекс представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-хозяйственный организм, призванный решать вопросы по обеспечению продовольственной безопасности страны, физиологической нормы потребления рыбной продукции населением, исследований и использованию водных биоресурсов в Мировом океане, занятости в рыбном секторе и созданию мотивационных структур к развитию рыболовства.

В рыбохозяйственный комплекс входят предприятия и организации, занятые добычей, выращиванием и переработкой водных биоресурсов, а также хозяйственные структуры по обслуживанию этих предприятий и организаций.

Рыбохозяйственный комплекс Дальневосточного федерального округа является крупнейшим промысловым районом России. На долю камчатских рыбаков приходится более 30% вылова рыбы и морепродуктов в Дальневосточном регионе.

Сложившаяся схема добычи и обработки водных биологических ресурсов, когда 80% выловленной рыбы перерабатывается на бортах судов и сразу же направляется на экспорт, не способствует формированию условий для развития экономики региона и ускорения промышленного роста. Анализ товарной номенклатуры экспортных поставок рыбопродукции свидетельствует о том, что 94,5% рыбной продукции, поставленной в 2006 г. за рубеж, направлено в виде сырья и полуфабрикатов низкой степени переработки (рыба мороженая, ракообразные и моллюски мороженые). Основными потребителями камчатской рыбной продукции являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - Республика Корея, Япония, США, Китай.

В регионе функционирует свыше 300 предприятий, ведущих рыбохозяйственную деятельность, из них 257 имеют квоты на вылов биоресурсов. Построено и действует около 150 рыбоперерабатывающих заводов, из которых 16 осуществляют выпуск рыбных консервов. Суммарная суточная мощность заводов составляет 5,93 тыс. т мороженой продукции, 800 туб консервов.

Эффективному развитию рыболовства препятствует ряд специфических проблем, а именно:

- обязательность использования системы установления общего допустимого улова (ОДУ) для всех без исключения видов водных биоресурсов, а также отсутствие дифференцированного подхода при взимании сбора за пользование водными биоресурсами, приводящее к освоению только высокорентабельных, востребованных рынком объектов промысла (минтай, треска, палтусы, лососи, крабы, креветки, морские ежи), хотя ОДУ на них сокращается; в то же время массовые, но малорентабельные объекты промысла (млекопитающие, сайка, мойва, малоценные глубоководные крабы, пелагические кальмары) в условиях неоправданно высоких сборов за пользование практически не осваиваются;

- наличие существенного дисбаланса между разрешаемыми к использованию объемами водных биоресурсов в исключительной экономической зоне России и производственными мощностями для их изъятия;

- отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих оборот долей и перераспределение квот на вылов водных биологических ресурсов, условия проведения конкурсов по закреплению рыбопромысловых участков для промысла анадромных видов рыб;

- наличие административных барьеров и неэффективная таможенно-тарифная политика при обслуживании промысловых судов в российских портах; требуют совершенствования вопросы разделения между федеральным и региональным бюджетами сумм сбора платежей за пользование водными биоресурсами. Так, в настоящее время указанные суммы делятся в пропорции 70% (федеральный бюджет): 30% (региональный бюджет), а по лососю, выловленному во внутренних водных объектах, 100% платежей уходит в федеральный бюджет, что снижает заинтересованность регионов в полном освоении ОДУ;

- низкий уровень технологической обработки сырья;

- сокращение государственной поддержки рыбного хозяйства;

- недостаточная проработка вопросов кадровой политики, в частности специализированной подготовки и переподготовки кадров для различных направлений рыбохозяйственного комплекса;

- высокая степень износа основных производственных фондов, главным образом промыслового флота. Более 65% общего количества судов находятся в эксплуатации сверх нормативного периода. В результате в Камчатском крае в настоящее время 22% от общего количества единиц флота составляют суда, отработавшие свыше 30 лет, 39% - 20-30 лет, 23% - от 15 до 20 лет, 10% - 10-15 лет. Только 4% судов имеют срок эксплуатации 10-15 лет, 11% судов - 5 лет. Кроме того, происходит изменение структуры флота в сторону увеличения численности средних и малых добывающих судов, что в 1,7 раза уменьшило производственный потенциал отрасли по сравнению с 1991 г. Однако промысловые возможности судов, оборудованных для промысла краба, минтая, трески и других ценных объектов, в несколько раз превышают официально установленные объемы допустимого вылова этих биоресурсов;

- отсутствие законодательных, финансовых и организационных гарантий государства для возможных пользователей водных биоресурсов Мирового океана (в ИЭЗ иностранных государств, в конвенционных и открытых районах Мирового океана), что не позволяет осваивать до 5-6 млн т биоресурсов (в основном мелкие пелагические виды - ставрида, скумбрия, сардина, сардинелла, а также криль и океанические кальмары);

- утвержденные для производственных предприятий энергетические тарифы, а также величина цен на транспортные перевозки ведут к существенному удорожанию выпускаемой продукции и тормозят развитие глубокой переработки в крае;

- крайне низкий уровень развития аква- и марикультуры, что обусловлено существующими проблемами, сдерживающими развитие этого вида бизнеса. В первую очередь сказывается отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность предприятий отрасли, а также отсутствие инновационных разработок по новым технологиям и расширению числа объектов культивирования. Здесь серьезную финансовую поддержку должно оказать государство.

Целесообразно реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование государственного управления использованием водных биоресурсов. К ним относятся:

- переход на систему оперативного управления промыслом всеми видами биоресурсов, при этом необходимо отметить, что оперативное регулирование промыслом лососей будет считаться оперативным, если оно осуществляется в субъекте Российской Федерации;

- ограничение перечня видов водных биоресурсов, промысел которых регулируется через систему ОДУ и квот, только массовыми рентабельными и ценными объектами промысла;

- введение специальных мер регулирования для изъятия недоиспользуемых, низкорентабельных объектов промысла, а также объектов прилова;

- создание нормативной базы, способствующей развитию прибрежного рыболовства, с учетом региональных особенностей приморских субъектов Российской Федерации, предложений субъектов Российской Федерации по возможному изменению Постановления Правительства Российской Федерации № 704 от 20.11.2003 г. и Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ; принятие Федерального закона «О прибрежном рыболовстве»;

- обеспечение необходимого бюджетного финансирования рыбохозяйственных исследований для более точной оценки состояния запасов водных биоресурсов, а также создание нормативной базы для исследования новых и недоиспользуемых объектов и районов промысла;

- создание нормативно-правовой базы, регламентирующей легитимный оборот и изъятие долей у пользователей, не имеющих промысловых возможностей по освоению и переработке рыбного сырья;

- решение вопросов организации охраны и регулирования промысла водных биоресурсов путем закрепления этих функций за Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами;

- обеспечение действенной экологической защиты водных биоресурсов и среды их обитания;

- разработка программы развития искусственного воспроизводства водных биоресурсов;

- разработка отраслевой программы специализированной подготовки и переподготовки кадров для различных направлений рыбохозяйственного комплекса Дальневосточного региона;

- сохранение правовых основ разграничения функций администраций морских рыбных и морских торговых портов;

- повышение роли субъектов Российской Федерации в регулировании освоения неиспользуемых ресурсов Мирового океана;

- оптимизация системы оплаты сбора за пользование водными биоресурсами, которая может предусматривать как изменение порядка уплаты, так и снижение ставок, вплоть до нулевых. Целесообразно установить нулевые ставки для отдельных видов пользования, например: при поставке уловов в свежем виде на территорию России для переработки на территории РФ или реализации населению, при использовании ВБР в целях организации спортивного и любительского рыболовства;

- внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, позволяющих пользователям платить за фактически выловленную рыбу;

- внесение изменений в бюджетное законодательство России относительно перераспределения платы за пользование объектами водных биоресурсов, касающегося зачислений в федеральный и региональный бюджеты приморских субъектов Российской Федерации в определенной пропорции от общего размера сборов индивидуально по каждому субъекту Российской Федерации;

- предусмотреть, что сборы за пользование анадромными видами рыб (тихоокеанскими лососями) оставлять в полном объеме в региональных бюджетах субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется их воспроизводство и освоение;

- экономическое и ресурсное стимулирование организаций, осуществляющих строительство новых судов на российских судоверфях; внедрение лизинговых схем приобретения судов;

- подготовка предложений по снижению административных барьеров и совершенствованию тарифной политики при обслуживании промысловых судов в российских морских торговых портах, в том числе по снижению ставок сбора в морских портах Российской Федерации, повышению эффективности и сокращению времени проведения пограничного, таможенного контроля в пунктах пропуска, установленных и открытых в морских торговых и рыбных портах;

- разработка соответствующих нормативных правовых актов, направленных на пресечение незаконного оборота лососей и продукции из них;

- разработка механизма многократного пересечения государственной границы судами прибрежного рыболовства в целях упрощения перехода границы для судов прибрежного рыболовства через 12-мильную зону;

- законодательное закрепление за администрациями прибрежных субъектов РФ права на заключение с предприятиями, осуществляющими вылов водных биологических ресурсов, договоров на поставку уловов на берег, предусматривающих механизм снижения квот на вылов ВБР на следующий промысловый год на величину недопоставленного на берег сырца, или применения иных санкций в случае нарушения пунктов договора;

- при проведении конкурсов по закреплению рыбопромысловых участков и распределению лимитов на вылов тихоокеанских лососей одним из основных критериев должно быть наличие береговых рыбоперерабатывающих заводов в районе рыбопромыслового участка и обеспечение занятости местного населения;

- создание действенного механизма управления аквакультурой. Необходимо выделить национальный проект, связанный с развитием аквакультуры, в качестве самостоятельного (наравне с образованием, здравоохранением, доступным жильем и сельским хозяйством), что должно оказать влияние на развитие не только этого вида деятельности, но и береговой производственной инфраструктуры, глубокой переработки, позволит повысить конкурентоспособ-

ность рыбопродукции, развить внутренний и внешний рынки края, а также обеспечить занятость населения прилегающих поселков;

- законодательное разграничение понятий «в целях обеспечения традиционного образа жизни (на личное потребление)» и «для осуществления традиционной хозяйственной деятельности»; определение «нормативов потребления» по каждому из этих направлений;

- нормативное закрепление порядка осуществления коренными малочисленными народами Севера прибрежного рыболовства, предполагающего прежде всего освоение квот на вылов водных биоресурсов с использованием промысловых судов.

Рыбохозяйственный комплекс в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет оставаться ведущей и значимой отраслью специализации Камчатского края, природно-ресурсную основу которой обеспечивает высокая продуктивность биоресурсов Берингова и Охотского морей, а также прикамчатских и прикурильских районов Тихого океана. Накопленный производственный, инфраструктурный и кадровый потенциал рыбного хозяйства края при наличии благоприятных экономических условий может стать основой устойчивого и экономически эффективного развития рыбохозяйственного комплекса, обеспечения занятости значительной части населения, решения геополитических общегосударственных задач России на северо-востоке Азии и в северной части Тихого океана.

Развитие регионального рыбохозяйственного комплекса планируется на основе эффективного и рационального освоения водных биологических ресурсов, что предполагает расширение выпуска продукции высокой степени переработки с применением передовых технологий, приоритетное развитие береговых предприятий рыбопереработки, первоочередную ориентацию на удовлетворение спроса российских рынков, сохранение и воспроизводство всего разнообразия водных биологических ресурсов.

Реализация поставленной цели потребует решения следующих основных задач:

- осуществление организационно-правовых мероприятий по обеспечению развития рыбохозяйственного комплекса;

- приоритетное наделение квотами на вылов (добычу) водных биологических ресурсов камчатских предприятий, осуществляющих прибрежное рыболовство в прикамчатских промысловых районах;

- развитие прибрежного рыболовства с целью введения в рыбохозяйственный оборот дополнительных гидробионтов, не используемых в полном объеме в настоящее время; создание условий для развития и расширения береговой переработки сырья;

- совершенствование системы охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов и укрепление ее материально-технической базы;

- повышение инвестиционной активности в рыбохозяйственном комплексе;

- ускоренное развитие аквакультуры;

- увеличение поставок рыбных товаров на внутренний рынок в целях обеспечения продовольственной безопасности страны и выхода на обоснованный уровень потребления населением рыбы и морепродуктов;

- формирование эффективной системы контроля за экспортом рыбной продукции;

- разработки на государственном уровне механизмов, стимулирующих модернизацию и качественное обновление основных фондов отрасли, прежде всего флота, и мобилизующих финансовые ресурсы для реализации этого направления;

- создание новых социально значимых и экономически эффективных рабочих мест.

На первоначальном этапе развития предполагается создание сети сезонных модульных перерабатывающих цехов и рыбоперерабатывающих предприятий в населенных пунктах побережья Камчатки, увеличение продолжительности рабочих сезонов, переход к преимущественно круглогодичной переработке водных биологических ресурсов, что позволит производить более глубокую переработку сырья, расширить ассортимент выпускаемой рыбопродукции, включая деликатесную и продукцию вторичной заморозки. В дальнейшем возможно развитие производств биологически активных веществ и фармацевтических препаратов из морепродуктов и отходов рыбопродукции.

Перспективы развития береговой переработки связываются с внедрением в производство современных ресурсосберегающих видов оборудования и инновационных технологий. Внедрение передовых технологий глубокой переработки рыбы и морепродуктов требует привлечения в развитие береговых предприятий в первую очередь отечественных инвестиций, поскольку на

фоне сложившейся конъюнктуры азиатско-тихоокеанских рынков рыбопродукции существенного притока иностранных инвестиций в развитие береговой переработки в среднесрочной перспективе не прогнозируется.

Существенным шагом в развитии береговой переработки может стать значительное снижение за счет целевого субсидирования из федерального бюджета тарифов на электроэнергию для всех категорий потребителей и установление с 1 ноября 2007 г. до 1 января 2009 г. на всей территории Камчатского края единого тарифа на электроэнергию для промышленных и прочих потребителей в размере 2,65 руб. за 1 кВт • ч. В то же время только это решение в силу относительной краткосрочности своего действия не может стать достаточной основой роста инвестиционной привлекательности не только рыбной промышленности, но и других отраслей экономики Камчатки.

За счет мер целевого бюджетного субсидирования на первом этапе и реализации системы эффективных инвестиционных проектов развития энергетики в последующем необходимо в долгосрочной перспективе выдержать динамику роста энергетических тарифов в пределах динамики общей инфляции. Практическая реализация именно такого сценария для инвесторов должна быть очевидной.

Перспективными районами развития рыбопромышленного комплекса определены города Петропавловск-Камчатский, Елизово, Усть-Большерецкий район, село Соболево, поселки Усть-Камчатск, Оссора, Ивашка. В целях обеспечения эффективного использования водных биологических ресурсов как возобновляемых необходимо обеспечивать устойчивое бюджетное финансирование отраслевой науки и мероприятий по воспроизводству и сохранению водных биологических ресурсов.

Необходимые темпы и качество обновления производственных фондов отрасли, в первую очередь рыбопромыслового флота, в долгосрочной перспективе может быть обеспечено в ходе формирования и развития отечественной программы промыслового судостроения, а также развертывания выпуска современного технологического оборудования для отрасли на российских предприятиях. Учитывая высокую стоимость промысловых судов, необходимо формирование лизинговых схем их приобретения, в том числе и с государственной поддержкой.

Одной из основ эффективной работы отрасли должно стать дальнейшее совершенствование системы управления хозяйственного использования водных биологических ресурсов. В этом смысле существенным резервом является использование мирового опыта работы саморегулирующихся организаций, который показывает, что высокие доходы обеспечиваются в результате жесточайшего соблюдения требований, выработанных членами сообщества. При этом требования касаются таких профессиональных тонкостей, которые непонятны не только законодателю, но и традиционному производителю. Создание таких сообществ на Камчатке и Дальнем Востоке позволит государству поэтапно отказаться от неэффективной составляющей регулирования в рыбной отрасли и ограничиться нормативным закреплением ключевых принципов рыболовства, изучением и охраной водных ресурсов.

Создание российских оптовых рыбных бирж, в том числе в Петропавловске-Камчатском, позволит стабилизировать цены на рыбную продукцию внутреннего рынка и повысить эффективность экспорта рыбной продукции за счет формирования единой ценовой политики в отношении рыбных товаров, поставляемых на внешний рынок, что в конечном счете позволит расширить степень участия государства в управлении поставками рыбных товаров на внутренний и внешний рынки, минимизирует масштабы промышленного браконьерства.

Последовательное совершенствование нормативной правовой базы и дальнейшее развитие института прибрежного рыболовства сформируют условия, стимулирующие обновление крупно-и среднетоннажного рыбопромыслового флота в целях наращивания промысловой деятельности как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в открытых районах Мирового океана и зонах иностранных государств. В целом реализация мер по развитию рыбохозяйственного комплекса позволит увеличить улов рыбы и добычу морепродуктов к 2020 г. до 900-910 тыс. т (148,3% к уровню 2006 г.), а в 2025 г. - до 970-980 тыс. т. Прогнозируемое увеличение добычи существенно снизит среднюю «товарность» сырца за счет снижения в общем улове доли высоколиквидных видов водных биологических ресурсов (крабы, лососевые, минтай и др).

В то же время опережающий по отношению к динамике уловов выпуск товарной пищевой рыбной продукции, в том числе углубленной переработки, обеспечит в 2015 г. индекс роста производства по отношению к 2006 г. на уровне 120%, а в 2025 г. - 160%.

Развитие рыбной промышленности создаст условия для развития портовой инфраструктуры, осуществляющей прием, переработку, хранение уловов и вывоз рыбной продукции на внешний и внутренний рынки сбыта; судоремонтных производств, выполняющих техническое обслуживание и ремонт флота, а также тарного и сетеснастного производств.

Литература

1. РомановЕ.А. Экономика рыбохозяйственного комплекса России. - М.: Мир, 2005. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.