УДК 351:664.8/9
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
С.Р. Древинг, В.М. Марченко (КамчатГТУ), М.Л. Шпилева (Министерство рыбного хозяйства Камчатского края)
Отражен механизм государственного регулирования деятельности рыбохозяйственного комплекса, предложены направления экономической поддержки со стороны государства предприятиям рыбохозяйственного комплекса по совершенствованию законодательной базы. Представлен анализ федеральных планов развития комплекса и возможностей получения федерального финансирования инвестиционных проектов.
Mechanism of governmental regulation offishery complex is shown in the article. Directions for legal framework improvement of fishery complex enterprises are offered. Analysis of governmental plan of fishery complex development and opportunities of federal financing of investment projects is given.
Правовой основой осуществления деятельности в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Федеральные органы государственной власти определяют условия функционирования рыбохозяйственного комплекса, в том числе:
- режим доступа к водным биологическим ресурсам (режимы квотирования и контроля за рыбопромысловой деятельностью);
- режим обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах Российской Федерации;
- режим налогообложения и налогового администрирования;
- режим регулирования внешнеторговой деятельности;
- режим экономической и политической поддержки российских производителей рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- тарифы на услуги инфраструктурных отраслей, включая портовое хозяйство и железнодорожный транспорт.
Учитывая ключевую роль рыбохозяйственного комплекса в экономике региона, необходимо закрепить за Камчаткой не только величину, но и долю квоты вылова рыбы в море, которая должна составить без учета лососевых 800 тыс. т, или 44% общего вылова рыбы на Дальневосточном бассейне.
Для обеспечения устойчивого функционирования, развития береговой рыбопереработки в Петропавловск-Камчатской агломерации, развития прибрежного рыболовства и обеспечения занятости населения прибрежных поселков необходимо определить Западно-Камчатскую, Камчатско-Курильскую, Петропавловск-Командорскую и Карагинскую подзоны районами континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства.
Особое значение на современном этапе приобретает экономическая поддержка предприятий со стороны государства. В этих целях прежде всего необходимо:
1. Внести дополнения в ст. 346.2 гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» части второй Налогового кодекса РФ в части отнесения к сельскохозяйственным товаропроизводителям наряду с градо-и поселкообразующими рыбохозяйственными организациями предприятий категории «российские рыбохозяйственные организации», предоставив им право выбора налогового режима.
Кроме того, необходимо внести изменения в п. 6 ст. 346.2. гл. 26.1 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, имеющие филиалы и (или) представительства, в части исключения данного условия из перечня ограничений при переходе организаций на уплату единого сельскохозяйственного налога, поскольку многие организации, учитывая отдаленность территорий, на которых расположены объекты рыбохозяйственного комплекса региона, и недостаточно развитую инфраструктуру региона, в целях оперативной работы, связанной с реализацией продукции собственного производства и своевременным обеспечением производства необходимыми материалами, нуждаются в создании представительств и филиалов.
2. Внести изменения в п. 2 ст. 164 гл. 21 части второй Налогового кодекса РФ «Налог на добавленную стоимость» в части снижения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость для градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций в отношении деятельности, связанной с реализацией добытых (выловленных) и (или) переработанных объектов водных биологических ресурсов, до 2% (при существующей ставке 10%) при реализации:
- рыбы живой, за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира;
- море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы холодного копчения; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча холодного копчения, теши кеты и боковника чавычи холодного копчения; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира холодного копчения; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов).
3. Внести изменения в п. 1 ст. 284 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ в части снижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет, для градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций в отношении деятельности, связанной с реализацией добытых (выловленных) и (или) переработанных объектов водных биологических ресурсов, с 6,5 до 0%.
4. Дополнить ст. 150 «Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения)» гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ нормой, освобождающей от обложения налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию РФ вновь построенных, а также прошедших модернизацию и ремонт за пределами таможенной территории РФ судов, осуществляющих добычу и (или) переработку рыбопродукции и (или) морепродуктов.
Предусмотреть освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость ввозимого на территорию РФ судового и технологического оборудования, запасных частей, используемых при ремонте и (или) модернизации рыбопромысловых и (или) рыбоперерабатывающих судов на отечественных судоверфях, а также ввоз на территорию РФ технологического оборудования, запасных частей, используемых при ремонте и (или) модернизации береговых рыбоперерабатывающих заводов.
5. Дополнить ст. 35 «Освобождение от пошлины» разд. 6 «Тарифные льготы» Федерального закона от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» нормой, освобождающей от уплаты таможенной пошлины вновь построенные, а также прошедшие модернизацию и ремонт за пределами таможенной территории РФ суда, предназначенные для осуществления вылова (добычи) и (или) переработки рыбопродукции и (или) морепродуктов, а также судовое и технологическое оборудование, запасные части, используемые при ремонте и (или) модернизации рыбопромысловых и (или) рыбоперерабатывающих судов на отечественных судоверфях, а также используемые при ремонте и (или) модернизации береговых рыбоперерабатывающих заводов.
6. В условиях стремительного роста цен на топливо необходимо на федеральном уровне принять нормативные правовые документы, дающие право российским рыбохозяйственным организациям, поставляющим уловы на территорию субъектов Российской Федерации, на получение из федерального бюджета компенсации в размере 50% от расходов на горюче-смазочные материалы.
7. В целях стимулирования береговых перерабатывающих заводов, российских рыбохозяйственных организаций к обновлению и модернизации флота разработать и утвердить на федеральном уровне порядок, правила и размер (не менее 2/3 действующей ставки рефинансирования) предоставления российским градо- и поселкообразующим, а также рыбохозяйственным организациям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение рыбопромысловых судов, изготовленных на российских верфях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбопромысловых судов, изготовленных на российских верфях, строительство и реконструкцию береговых перерабатывающих заводов.
Кроме того, необходимо в качестве государственной поддержки рассмотреть возможность строительства за счет средств федерального бюджета рыболовных сейнеров и последующей их передачи рыболовецким компаниям в лизинг на конкурсной основе.
Правоотношения в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в Камчатском крае регулирует Закон Камчатского края от 14.04.2008 г. № 29 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в Камчатском крае» [1].
Положениями Закона определены полномочия Законодательного собрания, Правительства и исполнительных органов государственной власти Камчатского края, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.
Согласно ст. 8 Закона для координации деятельности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в Камчатском крае может формироваться Камчатский рыбохозяйственный совет. Кроме того, в нормативном акте определен механизм осуществления как рыболовства для обеспечения традиционного образа жизни, осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Камчатском крае, так и любительского и спортивного рыболовства в крае.
Региональные программы развития рыбохозяйственного комплекса края не утверждены отчасти из-за интенсивного реформирования нормативно-правовой базы отрасли на федеральном уровне. Предстоит разработать и принять концепции и программы развития прибрежного рыболовства, береговой перерабатывающей промышленности, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.
Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2003 г. № 1265-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. № 1057-р), определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития отрасли на долгосрочный период. В концепции сформулированы цели, задачи, направления и способы обеспечения интересов России в сфере эффективного использования, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов и повышения конкурентоспособности рыбной продукции [2].
В целях создания условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Правительство Российской Федерации утвердило Постановлением от 12.08.2008 г. № 606 федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах» [3].
Цель программы - обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса для удовлетворения растущего спроса населения Российской Федерации на рыбную продукцию при опережающем росте предложения отечественной продукции с высокой долей добавленной стоимости и максимальном приближении к состоянию продовольственной достаточности. В задачи программы входит увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, повышения эффективности проведения комплексных рыбохозяйственных исследований состояния запасов водных биологических ресурсов в районах промысла, включая исключительные экономические зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана; повышение эффективности добычи водных биологических ресурсов; повышение эффективности государственного контроля за выполнением пользователями водных биологических ресурсов законодательства в области рыболовства; расширение видового состава водных биологических ресурсов и тиражирование технологий культивирования их ценных видов; увеличение объемов доставки рыбной продукции и сырья на территорию Российской Федерации путем повышения пропускной способности (грузооборота) рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации; удовлетворение растущего спроса населения Российской Федерации на рыбную продукцию за счет увеличения объема производства товарной пищевой рыбной продукции.
Программные мероприятия осуществляются по следующим направлениям:
1. Строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов. В рамках этого направления предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета реконструкции в 2011-2013 гг. лососевого рыбоводного завода «Кеткино» в пос. Раздольный Елизовского района на сумму 120 млн руб., строительство в 2009-2013 гг. лососевого рыбоводного завода «Апачинский» на реке Камчатка Усть-Большерецкого района стоимостью 635,3 млн руб., строительство в 2011-2013 гг. лососевого рыбоводного завода на р. Начи-лова Усть-Большерецкого района стоимостью 120,0 млн руб..
2. Строительство и модернизация рыбопромысловых судов в российских судостроительных организациях. Программой предусмотрено в 2009 г. финансирование за счет внебюджетных средств проектов постройки двух судов для перевозки охлажденной рыбы, выпускаемой ООО «Петропавловск-Камчатский рыбоконсервный завод», в объеме 90 млн руб.
3. Реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов. Кроме того, запланирована реконструкция в 2009-2013 гг. объекта федеральной собственности «Петропавловский морской порт», предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, на сумму 905 млн руб. за счет средств федерального бюджета.
4. Научные исследования и разработки в рыбохозяйственной сфере.
Предполагается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям:
- научное обеспечение развития экспедиционного промысла водных биологических ресурсов за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации;
- научное обеспечение мероприятий по увеличению объема искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;
- научное обеспечение разработки новых технологий глубокой переработки водных биологических ресурсов;
- исследование возможностей и подготовка технологий вылова водных биологических ресурсов с больших глубин Мирового океана.
Целями научных исследований и разработок являются: увеличение вылова водных биологических ресурсов отечественными судами в отдаленных районах Мирового океана и во внутренних водоемах, создание эффективных биотехнологий для получения ценных, биологически активных веществ и добавок, научное обоснование управления промыслом с оценкой запасов водных биологических ресурсов и прогнозирование их динамики, выявление новых видов промысловых водных биологических ресурсов.
Рыбоохрана - неотъемлемая часть рыбохозяйственного комплекса, так же как и портовое хозяйство, наука и рыбообработка. Необходимо сосредоточить все функции рыбоохраны в одном федеральном органе - Федеральном агентстве по рыболовству, что подразумевает передачу функции морской рыбоохраны от Пограничной службы ФСБ России в ведение руководства отрасли. Федеральное агентство по рыболовству планирует введение самых передовых методов рыбоохраны, таких как авиаоблеты промысловых районов (в том числе беспилотные), совершенствование отраслевой системы мониторинга, строительство новых современных рыбоохранных судов (что предусмотрено Федеральной целевой программой «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг.»), создание штабов по проведению путин и т. д. [3].
При этом за Пограничной службой ФСБ России останется контроль за входом (выходом) в (из) ИЭЗ России промысловых судов посредством осуществления контрольно-проверочных мероприятий в морских контрольных пунктах (точках) на внешней границе ИЭЗ России, пресечения незаконного вывоза продукции за пределы ИЭЗ России и оказания силовой поддержки органам рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству в районах промысла.
Реализация указанных предложений позволит обеспечить контроль за морским промыслом и внешнеторговыми операциями с рыбной продукцией, будет способствовать поддержанию имиджа РФ как государства, эффективно противодействующего браконьерскому промыслу, облегчит осуществление контроля за организацией охраны водных биоресурсов со стороны контролирующих органов, снизит социальную напряженность в морских регионах.
Литература
1. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. - 2004. - № 52. - Ст. 5270.
2. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2003 г. № 1265-р (с учетом изм., внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. № 1057-р) // СЗ РФ. - 2003. - № 36. - Ст. 3557.
3. Федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг.»: Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 г. № 606 // СЗ РФ. - 2008. - № 34. - Ст. 3917.
4. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в Камчатском крае: Закон Камчатского края от 14.04.2008 г. № 29 // Официальные ведомости. - 2008. - 17 апр.