Научная статья на тему 'ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИСУЖДЕНИЯ ПРЕМИИ ДЕМИНГА ЗА ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В СФЕРЕ КАЧЕСТВА'

ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИСУЖДЕНИЯ ПРЕМИИ ДЕМИНГА ЗА ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В СФЕРЕ КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э. ДЕМИНГ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / ЗАСЛУГИ ЗА КАЧЕСТВО / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нафиков Егор Андреевич, Логунова Нина Юрьевна

В статье рассмотрен вопрос вручения премии Э. Деминга за высокие достижения в сфере качества в современных социально-экономических условиях. Компании, которые получали премию Деминга, использовали систему CWQC, которая помогала достигать большей эффективности. Данная премия вручалась и отдельным предпринимателям, которые внесли свой вклад в развитие методологии контроля качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нафиков Егор Андреевич, Логунова Нина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRY ASPECTS OF THE DEMING AWARD FOR EXCELLENCE IN QUALITY

The article considers the issue of awarding the E. Deming Prize for high achievements in the field of quality in modern socio-economic conditions. Companies that received the Deming Award used the CWQC system, which helped them achieve greater efficiency. This award was also given to individual entrepreneurs who contributed to the development of quality control methodology.

Текст научной работы на тему «ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИСУЖДЕНИЯ ПРЕМИИ ДЕМИНГА ЗА ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В СФЕРЕ КАЧЕСТВА»

Научная статья УДК 677.074

doi: 10.47576/2782-4578_2022_3_22

ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИСУЖДЕНИЯ ПРЕМИИ ДЕМИНГА ЗА ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В СФЕРЕ КАЧЕСТВА

Нафиков Егор Андреевич

Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, oksana.nafikova2014@yandex.ru

Логунова Нина Юрьевна

Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, logunina@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос вручения премии Э. Деминга за высокие достижения в сфере качества в современных социально-экономических условиях. Компании, которые получали премию Деминга, использовали систему CWQC, которая помогала достигать большей эффективности. Данная премия вручалась и отдельным предпринимателям, которые внесли свой вклад в развитие методологии контроля качества.

Ключевые слова: Э. Деминг; принципы управления качеством; заслуги за качество; система менеджмента.

Для цитирования: Нафиков Е. А., Логунова Н. Ю. Отраслевые аспекты присуждения премии Деминга за высокие достижения в сфере качества // Региональная и отраслевая экономика. - 2022. - № 3. - С. 22-26. 10.47576/2782-4578_2022_3_22.

Original article

INDUSTRY ASPECTS OF THE DEMING AWARD FOR EXCELLENCE

IN QUALITY

Nafikov Egor A.

Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, oksana.nafikova2014@yandex.ru

Logunova Nina Yu.

Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, logunina@yandex.ru

Abstract. The article considers the issue of awarding the E. Deming Prize for high achievements in the field of quality in modern socio-economic conditions. Companies that received the Deming Award used the CWQC system, which helped them achieve greater efficiency. This award was also given to individual entrepreneurs who contributed to the development of quality control methodology.

Keywords: E. Deming; principles of quality management; merit for quality; management system.

For citation: Nafikov E. A., Logunova N. Yu. Industry Aspects of the Deming Award for Excellence in Quality. Regional and branch economy, 2022, no. 3, pp. 22-26. doi: 10.47576/2782-4578 2022 3 22.

В нынешнем мире основным фактором принято считать качество, оно представляет собой основную цель конкурентной борьбы. Данный фактор затрагивает не одно лишь качество предоставляемых услуг или же товаров, которые продаются на полках торговых центров. Изначально важно качество управления, организация бизнес-процессов, от этого непосредственно зависит конечный результат и эффективность бизнеса.

Заслуги за качество в бизнесе дают признание передовым компаниям и считаются значимым компонентом в стратегиях, улучшениях, усилении производительности и конкурентоспособности, не только на локальном уровне, а также на мировом. Сегодня можно рассмотреть несколько направлений, по которым могут вручаться награды в области качества [4].

1. Это признание наилучших товаров и услуг. Победители таких премий, как " Олимп качества", "Народная марка", "Товар года", признаются лучшими на рынках и обладают лучшими потребительскими свойствами.

2. Это персональные премии за вклад в формирование и развитие качества. Пример авторитетных премий: Akao Prize, премия АОК, премия Деминга.

3. Премии компаниям, которым удалось построить успешные системы управления, качественно организовать бизнес-процессы, позволяющие им совершенствовать свою работу и гарантировать конкурентоспособность. Национальные премии в сфере качества в данной отрасли позволяют использовать механизм, который способствует пониманию и принятию философии качества.

Существует три глобально известных национальных премий за качество, признанных во всем мире:

- Премия Деминга - японская премия, вручаемая за эффективную разработку и внедрение методов управления качеством в отношении всей компании.

- Премия Малкома Болдриджа. Данная премия помогла создать и развить философию не только лишь американского бизнеса, но и мирового.

- Европейская премия качества. Является эталоном совместной работы компаний Европы под руководством Европейского фонда управления качеством.

Благодаря премиям значительно растут

показатели деятельности, конкурентоспособности компаний. Данный факт вызвает особый интерес и у бизнес-сообщества. Поэтому многие корпорации и бизнесмены создали свои собственные программы управления качеством, базирующие на базе ведущий мировых премий. В России такой премией является премия Правительства Российской Федерации в области качества, которая была создана на базе Европейской премии качества.

Эксперты в сфере менеджмента заинтересованы в получении именно третьей категории премий в области качества. Зачастую инициаторами созданий премий качества является государство, поэтому они имеют статус национальных. Ответственность за организацию таких премий чаще всего берет на себя либо правительство, либо близкие к правительству организации. Для проведения объективной и экспертной оценки привлекаются председатели государственных структур управления, бизнеса и науки [2].

Премии вручаются в разных номинациях: для больших компаний, средних и малых, отдельных предпринимателей, некоммерческих организаций, для сферы образования, здравоохранения и госучреждений.

Основные этапы организации премий: 1) подготовка сведений о работе фирмы или корпорации с дальнейшей оценкой ее преимуществ и достижений в сфере улучшения качества; 2) анализ полученных сведений; 3) определение лучших компаний после анализа (бенчаркинга); 4) отбор лучших компании и определение призеров; 5) определение победителей; 6) оглашение результатов и награждение.

Основными критериями оценивания являются: 1) подходы и методы управления качеством, которые используют конкурсант; 2) как конкурсанты внедряют использованные подходы и методы управления качеством; 3) какой результат в ходе внедрения был достигнут.

Основной целью, из-за которой многие организации участвуют в данных конкурсах, является экспертное заключение. Это независимый отчет, благодаря которому проводится оценка состояния компании, анализируются ее результаты, подмечаются плюсы и минусы выбранных подходов и методов, даются рекомендации по улучшению. Также

экспертное заключение содержит балльную оценку по каждой из категорий, которая дает понять свой уровень по сравнению с победителями, а также проследить динамичность улучшений по сравнению с прошлыми показателями [5].

В 1951 г. была создана премия имени Деминга за качество и надежность продукции, которая выплачивался из прибыли, полученной от продажи его книги, которую он написал на основе серии своих лекций, которые читал по всему миру. Методы Деминга обрели устойчивую популярность прежде всего среди японских предприятий. Их применение позволило улучшить рабочий процесс многих компаний из Японии. Благодаря своему вкладу в развитие японского бизнеса, он стал национальным героем этой страны. В 1960 г. Император Японии лично наградил Деминга орденом Священного Сокровища второй степени. А данная премия стала одной из самый уважаемых наград страны. Очень многие компании прикладывают множество усилий для получения этой награды, которая стала известной во всем мире маркой качества [1].

Как было сказано выше, сама премия было создана и учреждена в 1951 г. за вклад Деминга в развитие отраслевых предприятий промышленности Японии. Уже тогда в Японии широко применялся контроль качество на предприятиях, а многих из них перешли на систему CWQC, которая была основана на основе SQC. Компании, которые получали премию, использовали систему CWQC, которая помогала достигать большей эффективности. Данная премия вручалась не только предприятиям, но и отдельным предпринимателям, которые внесли свой вклад в развитие контроля качества [6].

Подача заявлений на премию похожа на прохождение экзамена. Претендент пройдет этот экзамен только в том случае, если его подход к улучшению качества успешен и соответствует его типу бизнеса, предоставляя положительный результат. Сейчас премия Деминга котируется не только для японского бизнеса, но для и мирового. Ее лауреаты есть и за рубежом, но всего две иностранные компании смогли ее получить с 1987 по 1994 гг., ведь требования для получения были очень высокие. Первая компания - Florida Power and Light с локацией из США - полу-

чила премию в 1989 г. за созданную ею программу под названием «Процесс улучшения качества» (Quality Improvement Process). По мнению комиссии премии Демпинга, награждение компании такой почетной премией было не спроста, а именно потому, что их программа управлением качества соответствовала японской идеологии CWQC. Второй компанией была Philips Taiwan. Данная компания удостоилась этой премии за успешное практическое применение Всеобщего контроля качества среди зарубежных компаний. Программа так же соответствовала системе CWQC.

В период с 1951 по 1993 г. премию получило 129 японских компаний. Самые известные из них: Nissan, Toyota, Fuji, Xerox. В настоящий момент премия присуждается по пяти номинациям:

1. Премия Деминга для крупных компаний.

2. Премия Деминга для малых предприятий.

3. Премия Деминга для подразделений.

4. Персональная премия Деминга (для отдельных лиц или групп).

5. Премия Деминга для зарубежных компаний.

Также рассматриваются 10 ключевых моментов в оценке деятельности претендентов: 1) политика и цели; 2) организация и ее функционирование; 3) образование и его развитие; 4) сбор, распространение и использование информации; 5) анализ; 6) стандартизация; 7) контроль; 8) обеспечение качества; 9) результаты; 10) дальнейшие планы.

Оценка осуществляется по 100-балльной системе. Для получения премии требуется набрать не меньше 70 баллов. Но для этого участникам нужно приложить много усилий, при этом важно, чтобы результаты были практичными и подтверждены бухучетом. Премия выдается в четвертом квартале года - чаще всего это ноябрь, в Японии этот месяц объявлен месяцем качества. Вручение премии транслируется по национальным каналам телевидения. Но важно понимать, что премия Деминга не является единственно премией в Японии, которая выдается за достижения в области качества, существуют также премия министра внешней торговли и промышленности, премия за лучшие печатные работы по контролю качества и др. [3]

Можно сформулировать преимущества, которые получают компании, участвующие в конкурсе:

1. Победа приносит признание лидерства организаций или компаний со стороны бизнес-сообщества.

2. Подтверждает марку высокого качества и надежность организации.

3. Показывает на проблемы организации и на ее лучше стороны.

4. Участие создает репетиционный имидж компании и готовность к изменениям.

5. Модель и критерии премий предлагают готовую стратегию развития компании.

6. Создание эффективной системы управления на принципах постоянного совершенствования.

7. Приведение в единую систему всех действий по улучшению качества.

8. Самосовершенствование и измерение

динамики улучшений компании через самооценку.

9. Сравнение результатов оценки организации по критериям премий с эталонными и результатами конкурентов.

10. Повышение производительности и конкурентоспособности компаний на внутреннем и мировом рынках и, как следствие, развитие национальной экономики.

Таким образом, в последние несколько лет комитет премии сформулировал систему оценки, которые стали более понятными и прозрачными: политика в области управле -ния и ее реализация; разработка новой продукции и инновация процессов; поддержание и улучшение качества; система менеджмента; анализ информации и применение новых технологий; развитие человеческих ресурсов.

Список источников

1. Концепции Э. Деминга в управлении качеством : монография / Айвазян Н.Л., Безпалов В.В., Беспалова Е.С., Гайворонская С.А., и др. Белгород : БГНИУ, 2020.

2. Айвазян Н. Л., Капия Т. К., Жариков Р. В., Безпалов В. В. Анализ факторов влияния на развитие менеджмента качества отраслевой инфраструктуры и строительного комплекса России // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2021. № 1 (79). С. 82-88.

3. Качество 4.0: стратегическое преимущество образовательных организаций в новых конкурентных условиях : монография / Безпалов В. В., Бубенникова А. И., Буряк Ю. Ю., Жариков Р. В., Круг

3. А. и др. Белгород, 2021.

4. Мезенцева Е. В., Мишаков В. Ю. Актуальность вопроса дополнительной верификации показателей качества при внедрении новых стандартов // Теория и практика экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции : сборник научных трудов по материалам круглого стола с международным участием. М., 2021. С. 138-143.

5. Филатов В. В., Моисеева О. А., Положенцева И. В., Меньщиков А. Р. Конвергенция ценностей, культуры и качества в экономической философии постмодерна // Вестник Академии. 2021. № 1. С. 173-184.

6. Филатов В. В., Горелова Т. П., Серебровская Т. Б., Литвина М. И. Внедрение принципов управления качеством Эдвардса Деминга и Масааки Имаи в производственный менеджмент ГУП «Мосгор -транс» // Муниципальная академия. 2022. № 1. С. 88-95.

References

1. Ayvazyan N.L., Bezpalov V.V., Bespalova E.S., Gaivoronskaya S.A., etc. E. Deming's concepts in quality management. Monograph. Publishing house: Belgorod State National Research University, Belgorod,

2020, p.178

2. Ayvazyan N.L., Kapiya T.K., Zharikov R.V., Bezpalov V.V. Analysis of factors influencing the development of quality management of industrial infrastructure and the construction complex of Russia. Issues of modern science and practice. V.I. Vernadsky University. 2021. No. 1 (79). pp. 82-88.

3. Bezpalov V.V., Bubennikova A.I., Buryak Yu.Yu., Zharikov R.V., Krug E.A., etc. Quality 4.0: strategic advantage of educational organizations in new competitive conditions. Collective monograph. Belgorod,

2021.

4. Mezentseva E.V., Mishakov V.Yu. The relevance of the issue of additional verification of quality indicators during the introduction of new standards. In the collection: Theory and practice of expertise, technical regulation and conformity assessment of products. Collection of scientific papers based on the materials of the Round Table with international participation. Moscow, 2021. pp. 138-143.

5. Filatov V.V., Moiseeva O.A., Polozhentseva I.V., Menshchikov A.R. Convergence of values, culture and quality in postmodern economic philosophy. Bulletin of the Academy. 2021. No. 1. pp. 173-184.

6. Filatov V.V., Gorelova T.P., Serebrovskaya T.B., Litvina M.I. Implementation of the principles of quality management by Edwards Deming and Masaaki Imai in the production management of SUE "Mosgortrans". Municipal Academy. 2022. No. 1. pp. 88-95.

Сведения об авторах

НАФИКОВ ЕГОР АНДРЕЕВИЧ - Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, oksana.naflkova2014@yandex.ru

ЛОГУНОВА НИНА ЮРЬЕВНА - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники пищевых производств, Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, logunina@yandex.ru

Information about the authors

NAFIKOV EGOR A. - Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, oksana.naflkova2014@ yandex.ru

LOGUNOVA NINA YU. - candidate of technical sciences, associate professor, associate professor of the Department of Informatics and Computer Engineering of Food Production, Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, logunina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.