иииятиивитвиииияивиии
DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_1_6 УДК 331.1
К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЛОСОФИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЭДВАРДСА ДЕМИНГА В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ТРУДА
Рамазанов Ибрагим Агаевич,
доктор экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Безпалов Валерий Васильевич,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры национальной и региональной экономики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Жариков Роман Викторович,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической безопасности и качества, Тамбовский государственный университет, г. Тамбов, Россия, e-mail: [email protected]
Тютькова Ирина Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Минайченкова Екатерина Игоревна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Московский университет им. С. Ю. Витте, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы применения философии управления качеством Эдвардса Демин-га в российских условиях экономики труда. Отмечается, что в не простое для России время требуются пересмотр приоритетов и улучшение качества исполнения программ и проектов, постоянный статистический подход, качественный менеджмент и контроль этого качества с институциональной стороны в области частной коммерческой деятельности. Исходя из статистических данный примене -ния философии Э. Деминга в российских условиях экономики труда показано, что сотрудники лучше понимают свою работу - конкретные задачи и методы, а также их более высокую ценность. Делается вывод, что идеи ученого могут показаться очевидными, однако они прочно вошли в нашу современную культуру работы.
Ключевые слова: управления качеством; 14 принципов качества; Эдвардс Деминг; цикл PDCA; экономика труда.
UDC 331.1
ON THE APPLICATION OF EDWARDS DEMING'S PHILOSOPHY OF QUALITY MANAGEMENT IN THE RUSSIAN CONDITIONS
OF LABOR ECONOMICS
Ramazanov Ibragim Agayevich,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Basic Department of Trade Policy, Russian University of Economics. Named after G. V. Plekhanova, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Bezpalov Valery Vasilievich,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of National and Regional Economics, Russian University of Economics. Named after G. V. Plekhanova, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Zharikov Roman Viktorovich,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Security and Quality, Tambov State University, Tambov, Russia, e-mail: [email protected]
Tyutkova Irina Anatolievna,
Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Minaichenkova Ekaterina Igorevna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Moscow University. Named after S. Y. Witte, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
The article deals with the application of Edwards Deming's philosophy of quality management in the Russian conditions of labor economics. It is noted that in a difficult time for Russia, a revision of priorities and an improvement in the quality of implementation of programs and projects, a constant statistical approach, high-quality management and control of this quality from the institutional side in the field of private commercial activity are required. Based on the statistical data of the application of E. Deming's philosophy in the Russian conditions of labor economics, it is shown that employees better understand their work - specific tasks and methods, as well as their higher value. It is concluded that the scientist's ideas may seem obvious, but they are firmly embedded in our modern culture of work.
Keywords: quality management; 14 principles of quality; Edwards Deming; PDCA cycle; labor economics.
Понятие «качество» многими в настоящее время понимается неправильно и некорректно. Многие думают о нем со стороны отношения к конечному результату, но, если рассматривать качество как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением, то можно сделать вывод, что качественный продукт сам по себе достигается только с помощью процессов качества, ориентированных на эффективность, инновации и постоянное улучшение. Этого требует совре-
менная культура управления качеством не только в проектах, но и внутри наших органи -заций. Во второй главе книги «Выход из кризиса» Э. Деминг представил 14 принципов, которые, по его мнению, могут сделать отрасль управления более конкурентоспособной за счет повышения качества [10].
Организационные улучшения могут начинаться с любого принципа. Хотя профессиональная сфера деятельности менеджеров проектов ограничена жизненным циклом проекта их влияние часто намного больше, и управление качеством является одной из
тех областей, где квалифицированные менеджеры проектов лучше всего подходят в качестве проводника изменений. Эти изменения могут распространяться на культуру и проектов, и отделов и организаций [34].
Актуальность применения философии управления качеством Э. Деминга в российских условиях экономики труда заключается в том, что если менеджеры проектов будут следовать принципам Э. Деминга, то смогут создать проектную среду, в которой процветает качество [4].
Теория Э. Деминга об улучшении качества особенно актуальна в российских рыночных условиях [12; 9]. Те проекты, которые направлены на экспорт наших невозобновляемых ресурсов, в конце концов приведут нас к острой внешнеторговой зависимости от импортируемой продукции и тех же самых ресурсов из-за рубежа. На самом деле примеров довольно много: железная руда, нефть, газ, металлолом, древесина и т. д. Древесина - это вообще отдельная тема. Мы продаем дешево древесину в Китай, а потом покупаем у них полуфабрикаты, в том числе мебель-
ные товары [36]. Мы все больше импортируем то, что могли бы изготавливать внутри страны и предлагать на внешние рынки.
Э. Деминг говорил: «Но никакие краткосрочные успехи не гарантируют долгосрочного процветания. Краткосрочные решения влекут за собой долгосрочные последствия». Это говорит о том, что многие статьи бюджета российской экономики труда и многие про -екты направлены на получение краткосрочных результатов и достижение максимально быстрых целей [7].
Ученый определил качество как «удовлетворение и превышение потребностей и ожиданий клиентов с последующим постоянным улучшением». Стандарты производительности исключают управление по количеству, количественным целям и замещающее лидерство [1]. Фундамент улучшения состоит в том, чтобы побудить всех в организации, в проектной команде работать над достижением обновления, поскольку обновление - это работа каждого человека, а также постоянно использовать цикл PDСA (рис.).
Рисунок - Цикл Деминга
Э. Деминг утверждал, что менеджмент должен разрушать барьеры между подразделениями. Предполагается, что каждое подразделение будет рассматривать дру-
гое в качестве внутреннего покупателя. Как только это будет выполнено, барьеры начнут рушиться. Организации должны смотреть на полную стоимость продукта или услуги,
предлагаемую другими, а не только на плату за цену[19]. Принятие самого низкого предложения не гарантирует минимальную полную стоимость. Обучение должно проводиться на рабочем месте. Каждый сотрудник должен быть обучен фундаментальным статистическим методам. Это обучение повышает уверенность в себе по той причине, что дает сотрудникам повышенное чувство безопасности и меньший уровень стресса [15].
Э. Деминг полагал, что, приняв определенные принципы управления, организации могут улучшить качество продукта и одновременно снизить затраты. Снижение затрат будет включать сокращение производства отходов, сокращение потерь персонала и судебных разбирательств при одновременном повышении лояльности клиентов. Ключевым моментом было постоянное совершенствование и представление производственного процесса как единого целого, а не как системы, состоящей из несовместимых частей [6].
Российские программы и проекты предусмотрены максимум на десять лет. А в теории Э. Деминга мы имеем понимание о том, что следует разрабатывать и планировать глобальные проекты в стратегической (3-5 лет) и долгосрочной перспективе (5-25 лет). Для этого нужно пересмотреть качество менеджмента, экономики труда и концепцию качества производимой продукции [14]. Нужно задуматься о том, что останется для следующих поколений. Сиюминутное обогащение, не России в целом, а отдельных личностей, пользующихся положением и властью, благодаря которой они служат не интересам страны и общества, а своим личным интересам, целям и выгодам, ведет к разрушению экономики страны и подрыву национальных интересов [21].
В данном случае хотелось бы отметить проблему присутствия в России большого количества рабочей силы из-за рубежа. Подобная проблема была и в Израиле до 2005 г. Когда государство осознало, какой отток наличных денежных средств уходит заграницу, они пересмотрели политику и начали принудительно массово депортировать рабочих гастарбайтеров обратно за рубеж. Для этого они начали обучать местных рабочих навыкам и работе, стали повышать заработную плату. Установили максимальный минимум для минимальной зарплаты. При этом за-
работанные рабочими денежные средства оставались внутри страны, поднимали внутреннюю экономику [27].
Э. Деминг непрерывно говорил о том, что следует обучать людей, сплачивать коллективы и не премировать за конкретные достижения личности, но объединять в коллективные достижения. Проблемы пьянства, безработицы и низкой оплаты труда очень актуальны и пропорциональны. Это говорит не только о нашей низкой культуре и нравственности, а прежде всего о низком качестве управления. Все рычаги управления перечисленными проблемами ведут на институциональный уровень [31].
В основе методологии повышения качества Э. Деминга лежало использование статистики для выявления недостатков в производственном процессе деятельности организации. Он также разработал более широкую философию управления, в которой особое внимание уделяется решению проблем на основе сотрудничества [22]. Учил менеджеров поощрять подчиненных проявлять инициативу в своей работе и искать способы улучшения процесса, призывал менеджеров сделать так, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно, улучшали свое рабочее место [2].
Доктор Деминг говорил, что 98 % брака или низкого качества зависит от менеджеров и управленцев на разных уровнях и лишь 2% от самих рабочих. Так почему же нам самим не пересмотреть политику управления и производства, для того чтобы замотивировать внутренние рабочие ресурсы на высокую производительность и культуру, чтобы значительно повысить качество? [26] Почему мы должны приглашать иностранных рабочих из соседних стран, прежде всего их стран СНГ, которые готовы делать низкопробную дешевую работу, ту за которую россияне не возьмутся? [13]
А почему? Потому что оплата не соответствует выработке. Но в конце концов мы платим вдвойне. Заработанные деньги уходят из страны. Экономические реформы рынка труда должны осуществляться на самом высоком, институциональном, уровне и своевременно доходить до рабочих и служащих. Пример Э. Деминга с «красными бусами» ярко показывает, как можно путем правильного менеджмента улучшить качество производства [25].
И на примере американского опыта снизить затраты на производство нужно не путем перебора поставщиков или столкновения их друг с другом, что также приведет в конце концов к снижению качества поставляемой продукции, а путем улучшения качества на производстве и управленческой деятельности [29], то есть с помощью использования «циклов Деминга» самым грамотным качественным способом, начиная с планирования улучшений для установления целей и необходимых процессов для получе -ния результатов в соответствии с требованиями потребителя и политикой организации. Далее выполнение с учетом экономного использования всех ресурсов для получения результатов в соответствии с требованиями и показателями качества [3].
Контролю Э. Деминг придавал особое значение. Он призывал делать постоянный мониторинг и расчет статистических данных. Это позволяло отследить и определить проблемные места, для того чтобы в дальнейшем можно было изменить ситуацию не доводя до критических мер [30]. Он призывал не увольнять, но работать с персоналом, постоянно обучать и помогать в решении проблем. В кризисных ситуациях также не увольнять, но лишать премий прежде всего высший менеджмент и, если таких шагов не хватало, снижать уровень заработной платы начиная с топ-менеджмента и до самих рабочих. Но главным образом не увольнять [8].
14 принципов Деминга-Шухарта основываются не только на целях по улучшению качества продукции и услуг, а на целой философии для нового экономического периода, где особые изменения касаются менеджеров, которые путем познания и обязательного обучения управлению становятся настоящими лидерами и используют нововведения для улучшения того самого качества [11].
В не простое для России время особенно требуется пересмотр приоритетов и улучшение качества исполнения программ и проектов. Требуются постоянный статистический подход, обучение менеджеров в государственных учреждениях и соответственно реформы. Нужны действия по реализации долгосрочных форсайт-проектов. Необходим пересмотр внешнеэкономической деятельности Российской Федерации для экономии
и правильного использования внутренних ресурсов страны [20].
Так, например, в Соединенных Штатах уже давно разведаны на материке и близлежащих шельфах практически все месторождения нефти, газа, каменного угля, сланца. Эти месторождения практически законсервированы, то есть топливное сырье и материалы не только не экспортируются, но и добываются в малом количестве для экономии ресурсов будущим поколениям. С учетом экономических санкций и внешнеторговых войн с Россией и Китаем, большая часть горючего импортируется в США из арабских стран. Может не всегда гуманным способом, но в войне за ресурсы все способы хороши [28].
В России нужен качественный менеджмент и контроль этого качества с институциональной стороны в области частной коммерческой деятельности [32]. Нужна защита прав не только потребителей, но и самих рабочих в частном и государственном секторе. Для этого следует провести реформы на примере Израиля, который отстаивает права рабочих в суде. И в 99 % суд полагается на сторону работников, а не работодателей. У нас подобные ситуации последнее время встречаются, но все еще не так широко. И это будет толчком для улучшения качества жизни населения в России.
Для того чтобы понять эффективность применения данной философии в российских условиях экономики труда, необходимо хотя бы частично проанализировать принципы, предлагаемые Э. Демингом [5]. Можно выделить следующие основные положения, которые свидетельствуют о возможности применения философии управления качеством в российских условиях экономики труда:
1. Э. Деминг основал свою философию на идеале сотрудничества. Чтобы реализовать свой потенциал, команда проекта или организация должна использовать силу каждого работника на своем рабочем месте. По этой причине один из принципов запрещает некачественное изготовление, плохое обслуживание и негативное отношение со стороны компании [12].
2. Чтобы способствовать сотрудничеству, Э. Деминг поддерживает свою теорию глубоких знаний. Глубокие знания включают расширенные взгляды и понимание кажу-
щихся отдельными, но по-настоящему взаимозависимых элементов, составляющих более крупную систему - проектную команду / организацию / компанию [14]. Э. Деминг считал, что каждый работник имеет почти неограниченный потенциал, если находится в среде, которая адекватно поддерживает, воспитывает чувство гордости и ответственности. Большая часть (85 %) эффективности сотрудника определяется его окружающей средой и лишь в минимальной степени - его собственными навыками[16].
3. Менеджер, руководитель проекта, стремящийся создать такую среду, должен понимать психологию команды, коллектива (групп и отдельных лиц) [18].
4. Руководитель должен формировать организацию в большую команду, разделенную на подгруппы, работающие над разными аспектами одной и той же цели. Барьеры между отделами (проектными группами) часто порождают противоречивые цели и создают ненужную конкуренцию [24].
5. Руководитель должен распределять прибыль между сотрудниками как командами, а не отдельными лицами [17].
6. Нельзя допускать возникновение чувства страха, зависти, гнева и мести в процессе выполнения сотрудником своих прямых должностных обязанностей и на рабочем месте (в команде / коллективе) [ 23].
Исходя из статистических данный применения данной философии на практике, в получившейся проектной команде (организации) сотрудники лучше понимают свою работу - конкретные задачи и методы, а также
их более высокую ценность. Таким образом, стимулированные и наделенные полномочиями сотрудники работают лучше [33].
Таким образом, идеи Э. Деминга сейчас могут показаться обычными или очевидными, однако они прочно вошли в современную культуру работы. Идеи ученого об упорстве, искренности, порядочности и личной ответственности навсегда изменили мир менеджмента. «Недостаточно просто стараться изо всех сил или много работать. Вы должны знать, над чем работать», - писал Э. Деминг.
Э. Деминг не вдавался в подробности о том, как добиться конкретных изменений, но его философия оказала глубокое влияние на сферу бизнеса. С практической точки зрения использование 14 пунктов Э. Деминга в каче -стве всеобъемлющей философии приведет к изменениям - и это будет изменение к лучшему [35]. Когда в организации, осуществляющей проектную деятельность, или в проектной команде под рукой есть современное программное обеспечение для рабочих процессов, то внедрение изменений в процессы деятельности становится наиболее простой задачей. Членам проектной команды или сотрудникам организации не нужно запоминать каждое изменение и каждую настройку, когда они получают новые, уточненные инструкции по задачам процесса. И когда руководитель и команда решают, что та или иная «деталь» могла бы работать более эффективно, сделать изменение в повседневной работе так же просто, как изменить, удалить или скорректировать шаг процесса.
Список литературы _
1. Аль-Явар, А. А. Повышение качества продукции (услуг) как антикризисная мера / А. А. Аль-Явар, Р. В. Жариков // Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России : материалы III Всероссийского форума по экономической безопасности. - 2021. - С. 114-117.
2. Аль-Явар, А. А. Повышение качества продукции (услуг) коммерческих организаций / А. А. Аль-Явар, Р. В. Жариков, В. В. Безпалов // Modern Economy Success. - 2020. - № 6. - С. 120-126.
3. Айвазян, Н. Л. Анализ факторов влияния на развитие менеджмента качества отраслевой инфраструктуры и строительного комплекса России / Н. Л. Айвазян, Т. К. Капия, Р. В. Жариков, В. В. Безпалов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2021. - № 1 (79). - С. 82-88.
4. Айвазян, Н. Л. Концепции Э. Деминга в управлении качеством : монография / Н. Л. Айвазян, В. В. Безпалов, Е. С. Беспалова, С. А. Гайворонская и др. - Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский университет. - 2020. С. 178.
5. Будович, Л. С. Управление качеством компонентов высокотехнологичных кластеров в современных экономических условиях / Л. С. Будович, Д. С. Горин // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-2 (89). -С. 592-595.
6. Генералов, Д. А. Бережливое производство, как элемент интегрированной модели TLS, в управлении качеством современного производственного предприятия / Д. А. Генералов, Д. С. Горин // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2019. - № 1 (119). - С. 18.
7. Генри Нив. Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга = The Deming Dimension / Генри Нив. - Москва : Альпина Паблишер, 2011. - 370 с.
8. Гладкова, В. Е. Формирование социальных стандартов качества жизни населения / В. Е. Гладкова, Р. В. Жа -риков, М. В. Ершова // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2015. - № 45. - С. 295-301.
9. Деминг, Э. Менеджмент нового времени: Простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Эдвардс Деминг ; пер. с англ. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 182 с.
10. Деминг, Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Эдвардс Деминг ; пер. с англ. - 2-е изд. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2009. - 419 с.
11. Есина, О. Н. Экономическая диагностика факторов, определяющих качество услуг / О. Н. Есина, Н. Н. Терещенко, С. В. Трусова // Микроэкономика. Институт экономических стратегий (Москва). - 2016. - № 3. С. 67-71.
12. Жариков, Р. В. Системная модель оценки и повышения качества машиностроительной продукции / Р. В. Жариков // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2016. - № 1 (59). - С. 58-62.
13. Жариков, Р. В. Влияние затрат на качество на финансовые результаты предприятия / Р. В. Жариков, Н. В. Тезикова // Глобальный научный потенциал. - 2016. - № 1 (58). - С. 46-49.
14. Жариков, Р. В. Инновационное обеспечение управления качеством машиностроительной продукции (теория, методология, практика) : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Р. В. Жариков ; Тамбовский государственный технический университет. - Тамбов, 2011.
15. Жариков, Р. В. Концепция и методология инновационного обеспечения управления качеством машиностроительной продукции : монография / Р. В. Жариков ; Тамбовский государственный технический университет. - Тамбов, 2011.
16. Жариков, Р. В. Инновационное обеспечение управления качеством машиностроительной продукции: теория, методология, практика : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Р. В. Жариков ; Тамбовский государственный технический университет. Тамбов, 2011
17. Жариков, Р. В. Сущность и содержание инновационного обеспечения управления качеством машиностроительной продукции / Р. В. Жариков // Проблемы техногенной безопасности и устойчивого развития : сборник научных статей молодых ученых, аспирантов и студентов / Тамбовский государственный технический университет. - Тамбов, 2011. - С. 326-330.
18. Жариков, Р. В. Оптимизация затрат на повышение качества машиностроительной продукции / Р. В. Жариков // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2011. - Т. 17. - № 2. - С. 638-641.
19. Жариков, Р. В. Процессный подход к инновационному обеспечению управления качеством машиностроительной продукции / Р. В. Жариков // Организатор производства. - 2011. - № 1 (48). - С. 85-88.
20. Иващенко, Н. С. Виды резервов повышения качества продукции и их значимость в зависимости от этапа жизненного цикла товара / Н. С. Иващенко, М. В. Радовская // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - 2011. - № 4 (333). - С. 12-15.
21. Капырин, П. А. Разработка и практическая реализация методологии управления качеством высшего образования в условиях современной инновационной экономики / П. А. Капырин // Управление экономикой, системами, процессами : сборник статей международной научно-практической конференции / под общей редакцией Б. Н. Герасимова. - 2017. - С. 41-46.
22. Капырин, П. А. Качество высшего образования как источник безопасности экономического развития страны / П. А. Капырин // Материалы ежегодной научно-практической конференции памяти Дага Хаммаршельда. -2016. - Т. 2. - С. 302-306.
23. Капырин, П. А. Разработка и практическая реализация методологии управления качеством высшего образования / П. А. Капырин // Вестник университета. - 2015. - № 5. - С. 229-233.
24. Кобиашвили, Н. А. Повышение эффективности системы менеджмента качества предприятия на основе оптимизации функциональной подсистемы / Н. А. Кобиашвили, В. Н. Женжебир, Т. В. Осинская, А. С. Фадеев, В. М. Медведев, А. В. Шестов, М. И. Кретов // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 3 (28). - С. 42.
25. Мажарова, А. М. Оплата труда - как элемент системы мотивации с учетом статистики роста заработной платы и инфляции / А. М. Мажарова, Р. В. Жариков // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона : материалы II Международной научно-практической конференции. -2019. - С. 374-382.
26. Мосякин, Т. Д. Анализ категорий качество и ценности с точки зрения психологии, социологии и экономики / Т. Д. Мосякин, Е. И. Минайченкова, И. В. Положенцева // Журнал прикладных исследований. - 2021. - № 1, том 2. - С. 41-44.
27. Першукова, С. А. Значение системы менеджмента качества услуг / С. А. Першукова // Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (Инновации-2020) : сборник материалов международной научно-технической конференции. - 2020. - С. 136-139.
28. Попова, В. А. Концепция "бережливое производство" как фактор обеспечения экологической безопасности предприятия / В. А. Попова, Р. В. Жариков // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона : материалы II Международной научно-практической конференции. -2019. - С. 352-357.
29. Рябова, Т. Ф. Управление качеством бизнес-процессов в условиях глобализации / Т. Ф. Рябова, В. В. Филатов, З. Б. Проскурина // Вестник университета. - 2013. - № 16. - С. 158-168.
30. Сафронов, А. С. Управленческий анализ автомобильной отрасли сборочного машиностроения при помощи кругов эйлера через категорийный триплекс: качество - ценности - культура / А. С. Сафронов, А. О. Кущенко, В. В. Филатов, Е. В. Ломакина, Д. С. Горин // Вестник Академии. - 2021. - № 1. - С. 82-91.
31. Тезикова, Н. В. Методологические основы управления качеством машиностроительной продукции / Н. В. Тезикова, Р. В. Жариков // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-1 (69). - С. 520-522.
32. Филатов, В. В. Методика оценки качества работы менеджмента на основе ретроспективных данных / В. В. Филатов, А. Ю. Дорофеев // Вестник университета. - 2012. - № 15. - С. 152-158.
33. Филатов, В. В. Управление качеством : учебное пособие / В. В. Филатов, Т. В. Хомутинникова, В. А. Деева,
B. В. Князев, А. П. Бачурин, В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева, И. П. Паластина. - Москва : ЦНТБ пищевой промышленности, 2009.
34. Филатов, В. В. Конвергенция ценностей, культуры и качества в экономической философии постмодерна / В. В. Филатов, О. А. Моисеева, И. В. Положенцева, А. Р. Меньщиков // Вестник Академии. - 2021. - № 1. -
C. 173-184.
35. Чечеткина, Н. В. Балльно-рейтинговая система как система учета качества выполнения текущей работы в семестре при выставлении итоговой оценки по дисциплине / Н. В. Чечеткина, Е. В. Ломакина // Физика в систе -ме современного образования (ФССО-15) : материалы XIII Международной конференции. - 2015. - С. 376-379.
36. Шейнова, И. П. Анализ ситуации по освоению низкокачественной древесины и древесных отходов в РФ / И. П. Шейнова, О. А. Полянская, О. М. Мушкарова // Современные аспекты экономики. - 2018. - № 12 (256). -С. 142-147.
References _
1. Al-Yawar A.A., Zharikov R.V. Improving the quality of products (services) as an anti-crisis measure. In the collection: Strategies for countering threats to Russia's economic security. Materials of the III All-Russian Forum on Economic Security, 2021, pp. 114-117.
2. Al-Yavar A.A., Zharikov R.V., Bezpalov V.V. Improving the quality of products (services) of commercial organizations, Modern Economy Success, 2020, no. 6, pp. 120-126.
3. Ayvazyan N.L., Kapiya T.K., Zharikov R.V., Bezpalov V.V. Analysis of factors influencing the development of quality management of industrial infrastructure and the construction complex of Russia, Questions of modern science and practice. V. I. Vernadsky University, 2021, no. 1 (79), pp. 82-88.
4. Ayvazyan N.L., Bezpalov V.V., Bespalova E.S., Gaivoronskaya S.A., etc. E. Deming's concepts in quality management. Monograph. Publishing house: Belgorod State National Research University, Belgorod, 2020, p. 178.
5. Budovich L.S., Gorin D.S. Quality management of components of high-tech clusters in modern economic conditions, Economics and entrepreneurship, 2017, no. 12-2 (89), pp. 592-595.
6. Generalov D.A., Gorin D.S. Lean production as an element of the integrated TLS model in the quality management of a modern manufacturing enterprise, Management of economic systems: an electronic scientific journal, 2019, no. 1 (119), p. 18.
7. Henry Neve. Organization as a system. Principles of building a sustainable business by Edwards Deming = The Deming Dimension. Moscow: Alpina Publisher, 2011, 370 p.
8. Gladkova V.E., Zharikov R.V., Yershova M.V. Formation of social standards of quality of life of the population, Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship, 2015, no. 45, pp. 295-301.
9. Deming E. Management of the new time: Simple mechanisms leading to growth, innovation and market dominance / Edwards Deming; Translated from English. Moscow: Alpina Publisher, 2019, 182 p.
10. Deming E. Getting out of the crisis: A new paradigm of managing people, systems and processes / Edwards Deming; Trans. from English. 2nd ed. Moscow: Alpina Business Books, 2009, 419 p.
11. Esina O.N., Tereshchenko N.N., Trusova S.V. Economic diagnostics of factors determining the quality of services, Microeconomics. Institute of Economic Strategies (Moscow), 2016, no. 3, pp. 67-71.
12. Zharikov R.V. A system model for evaluating and improving the quality of machine-building products, Questions of modern science and practice. V. I. Vernadsky University, 2016, no. 1 (59), pp. 58-62.
13. Zharikov R.V., Tezikova N.V. The impact of quality costs on the financial results of the enterprise, Global scientific potential, 2016, no. 1 (58), pp. 46-49.
14. Zharikov R.V. Innovative support for quality management of machine-building products (theory, methodology, practice), dissertation for the degree of Doctor of Economics / Tambov State Technical University. Tambov, 2011.
15. Zharikov R.V. The concept and methodology of innovative quality management of machine-building products. Monograph / GO VPO Tambov State Technical University. Tambov, 2011.
16. Zharikov R. V. Innovative quality management of machine-building products: theory, methodology, practice. Abstract of the dis.... Doctors of Economic Sciences / Tambov State Technical University. un-T. Tambov, 2011.
17. Zharikov R.V. The essence and content of innovative quality management of machine-building products. In the collection: Problems of technogenic safety and sustainable development. Collection of scientific articles by young scientists, postgraduates and students. Tambov State Technical University. Tambov, 2011. pp. 326-330.
18. Zharikov R.V. Optimization of costs for improving the quality of machine-building products, Bulletin of the Tambov State Technical University, 2011, vol. 17, no. 2, pp. 638-641.
19. Zharikov R.V. Process approach to innovative quality management of machine-building products, The organizer of the production, 2011, no. 1 (48), pp. 85-88.
20. Ivashchenko N.S., Radovskaya M.V. Types of reserves for improving product quality and their significance depending on the stage of the product life cycle. News of higher educational institutions, Technology of the textile industry, 2011, no. 4 (333), pp. 12-15.
21. Kapyrin P.A. Development and practical implementation of the methodology of quality management of higher education in the conditions of modern innovative economy. In the collection: Management of the economy, systems, processes. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of B.N. Gerasimov, 2017. pp. 41-46.
22. Kapyrin P.A. The quality of higher education as a source of security for the economic development of the country. Materials of the annual scientific and practical conference in memory of Dag Hammarskjold, 2016, vol. 2, pp. 302-306.
23. Kapyrin P.A. Development and practical implementation of the methodology of quality management of higher education, Bulletin of the University, 2015, no. 5, pp. 229-233.
24. Kobiashvili N.A., Zhenzhebir V.N., Osinskaya T.V., Fadeev A.S., Medvedev V.M., Shestov A.V., Kretov M.I. Improving the efficiency of the enterprise quality management system based on the optimization of the functional subsystem, Online journal of Science Studies, 2015, vol. 7, no. 3 (28), p. 42.
25. Mazharova A.M., Zharikov R. V. Remuneration of labor-as an element of the motivation system, taking into account the statistics of wage growth and inflation. In the collection: Statistical methods of research of socio-economic and ecological systems of the region. Materials of the II International Scientific and Practical Conference, 2019, pp. 374-382.
26. Mosyakin T.D., Minaichenkova E.I., Polozhentseva I.V. Analysis of the categories quality and values from the point of view of psychology, sociology and economics, Journal of Applied Research, 2021, no. 1, vol. 2, pp. 41-44.
27. Pershukova S.A. The value of the quality management system of services. In the collection: Design, technologies and innovations in the textile and light industry (Innovations-2020). Collection of materials of the International Scientific and Technical Conference, 2020, pp. 136-139.
28. Popova V.A., Zharikov R.V. The concept of "lean production" as a factor of ensuring environmental safety of the enterprise. In the collection: Statistical methods of research of socio-economic and ecological systems of the region. Materials of the II International Scientific and Practical Conference, 2019, pp. 352-357.
29. Ryabova T.F., Filatov V.V., Proskurina Z.B. Quality management of business processes in the conditions of globalization, Bulletin of the University, 2013, no. 16, pp. 158-168.
30. Safronov A.S., Kushchenko A.O., Filatov V.V., Lomakina E.V., Gorin D.S. Managerial analysis of the automotive industry of assembly engineering using Euler circles through a categorical triplex: quality-values-culture, Bulletin of the Academy, 2021, no. 1, pp. 82-91.
31. Tezikova N.V., Zharikov R.V. Methodological foundations of quality management of machine-building products, Economics and entrepreneurship, 2016, no. 4-1 (69), pp. 520-522.
32. Filatov V.V., Dorofeev A.Yu. Methodology for assessing the quality of management work based on retrospective data, Bulletin of the University, 2012, no. 15, pp. 152-158.
33. Filatov V.V., Khomutinnikova T.V., Deeva V.A., Knyazev V.V., Bachurin A.P., Dolgova V.N., Medvedeva T.Yu., Palastina I.P. Quality management. Training manual. Publishing house. Moscow, Publishing House of the Central Research Institute of Food Industry, 2009.
34. Filatov V.V., Moiseeva O.A., Polozhentseva I.V., Menshchikov A.R. Convergence of values, culture and quality in postmodern economic philosophy, Bulletin of the Academy, 2021, no. 1, pp. 173-184.
35. Chechetkina N.V., Lomakina E.V. Point-rating system as a system of accounting for the quality of current work in the semester when issuing a final assessment for the discipline. In the collection: Physics in the system of modern education (FSSO-15). Materials of the XIII International Conference, 2015, pp. 376-379.
36. Sheinova I.P., Polyanskaya O.A., Mushkarova O.M. Analysis of the situation on the development of low-quality wood and wood waste in the Russian Federation, Modern aspects of the economy, 2018, no. 12 (256), pp. 142-147.