Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-КОНСАЛТИНГА'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-КОНСАЛТИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ИНТЕРНЕТ-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замараев Михаил Дмитриевич, Логунова Нина Юрьевна

В статье рассмотрены международные и региональные организационно-экономические аспекты интернет-консультирования в современных социально-экономических условиях. Интернет-консультирование заполняет пробел в бизнес-навыках. Получить помощь со стороны гораздо дешевле, чем нанять нового человека или даже команду для управления проектом или задачей. Показано, что интернет-консультирование дает возможность руководителям предприятий внедрить современные технологии управления бизнесом, тем самым развивать свое дело и оставаться конкурентным на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL AND REGIONAL ASPECTS OF INTERNET CONSULTING

The article considers the international and regional organizational and economic aspects of Internet consulting in modern socio-economic conditions. Online consulting fills a gap in business skills. Getting outside help is much cheaper than hiring a new person or even a team to manage a project or task. It is shown that Internet consulting enables business leaders to introduce modern business management technologies, thereby developing their business and remaining competitive in the market.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-КОНСАЛТИНГА»

Научная статья УДК 338:004

doi: 10.47576/2782-4578_2022_3_39

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-КОНСАЛТИНГА

Замараев Михаил Дмитриевич

Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, ogyrchikman@gmail.com

Логунова Нина Юрьевна

Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, logunina@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены международные и региональные организационно-экономические аспекты интернет-консультирования в современных социально-экономических условиях. Интернет-консультирование заполняет пробел в бизнес-навыках. Получить помощь со стороны гораздо дешевле, чем нанять нового человека или даже команду для управления проектом или задачей. Показано, что интернет-консультирование дает возможность руководителям предприятий внедрить современные технологии управления бизнесом, тем самым развивать свое дело и оставаться конкурентным на рынке.

Ключевые слова: организационно-экономические аспекты; интернет-консультирование; бизнес-навыки.

Для цитирования: Замараев М. Д., Логунова Н. Ю. Международные и региональные аспекты интернет-консалтинга // Региональная и отраслевая экономика. -2022. - № 3. - С. 39-44. doi: 10.47576/2782-4578_2022_3_39.

Original article

INTERNATIONAL AND REGIONAL ASPECTS OF INTERNET

CONSULTING

Zamaraev Mikhail D.

Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, ogyrchikman@gmail.com

Logunova Nina Yu.

Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, logunina@yandex.ru

Abstract. The article considers the international and regional organizational and economic aspects of Internet consulting in modern socio-economic conditions. Online consulting fills a gap in business skills. Getting outside help is much cheaper than hiring a new person or even a team to manage a project or task. It is shown that Internet consulting enables business leaders to introduce modern business management technologies, thereby developing their business and remaining competitive in the market. Keywords: organizational and economic aspects; internet consulting; business skills. For citation: Zamaraev M. D., Logunova N. Yu. International and regional aspects of Internet consulting. Regional and branch economy, 2022, no. 3, pp. 39-44. doi: 10.47576/2782-4578 2022 3 39.

Интернет-консультирование является инновационным на нашем российском рынке. С его помощью руководители бизнеса имеют возможность вести бизнес по современным правилам. Важным показателем эффективности консалтинговой компании является ее способность защитить бизнес от различных хакерских атак и интернет-преступлений. Доля интернет-консультирования на российском рынке с каждым годом растет как по видовым показателям, так и в денежном значении [1]. В качестве основной цели интернет-консалтинга можно выделить формирование и оптимизацию процессов, повышающих эффективность деятельности клиента и получение для него максимальной выгоды за вычетом затрат на оказание услуг консалтинговой компании.

Тема данного исследования очень актуальна, так как в современных условиях эконо -мических преобразований, роста инноваций всех видов, интенсивности трансформации рыночной среды, масштабов происходящих глобализационных изменений, проблема инновационного управления социально-экономическими системами становится очень важной. В таких случаях своевременная про -фессиональная помощь квалифицированного специалиста-консультанта или компании, которая специализируется на предоставлении консалтинговых услуг, становится очень полезной.

Интернет-консультирование заполняет пробел в бизнес-навыках. Получить помощь со стороны гораздо дешевле, чем нанять нового человека или даже команду для управления проектом или задачей. Консультант, вероятно, будет иметь опыт в определенной области, которого может не быть в бизнесе. Кроме того, он может сосредоточиться на проектах, не отвлекаясь на повседневные деловые и операционные задачи. Консультационные услуги могут различаться: более крупные фирмы предоставляют комплексные решения, в то время как другие могут сосредоточиться на конкретных областях знаний.

Современные эксперты выделяют несколько видов 1Т-консалтинга, среди которых [2]: консалтинг в области мобильных решений; консалтинг по обеспечению непрерывности бизнеса; консалтинг по обеспечению телекоммуникационной инфра-

структуры и консалтинг по организации 1Т-процессов.

Также можно выделить следующие основные типы интернет-консультирования по его предмету: стратегическое интернет-консультирование; экспертиза или аудит юзабилити сайта, поисковой оптимизации сайта, контекстных рекламных кампаний, имиджа компании в Интернете; медиация конфликтов между подрядчиком и заказчиком; организация тендера и др.

Далее хотелось бы обратиться к вопросу о том, какие же компании и специалисты оказывают услуги интернет-консультирования. Итак, на современном этапе услуги интернет-консультирования на рынке предлагают несколько типов участников: производственные компании (веб-студии, SEO-компании и так далее); агентства, связанные с производством (интерактивные, digital-агентства); маркетинговые и консалтинговые агентства; независимые консультанты; производственные компании [3-4].

Разберемся в специфике организации интернет-консультирования вышеуказанными участниками рынка консалтинговых услуг. Экспертный консалтинг (особенно связанный с конкретными инструментами) предлагают очень многие производственные компании. Веб-студии осуществляют аудит юзабилити, SEO-компании организуют аудит поисковой оптимизации, SMM-компании предлагают услуги интернет-консультирования по аудиту продвижения в социальных сетях [5].

Необходимо подчеркнуть тот факт, что, по нашему мнению, очень редкие компании способны на процессный, проектный или обучающий консалтинг из-за отсутствия специальных «мягких» компетенций (бизнес-аналитика, навыки проведения интервью и мозговых штурмов и т. п.). Таким образом, руководителям организаций целесообразнее обращаться за услугами интернет-консультирования в производственные компании с хорошим опытом. Также можно прописать в договоре отказ работать с компанией-консультантом на протяжении какого-то срока (1-2 лет) в области оказанной консультации [1].

Цифровые агентства на международных и региональных рынках в основном образовались на базе производственных компаний, развив навыки выяснения потребностей кли-

ентов и их покупателей, интервьюирования, оценки эффективности различных маркетинговых каналов [1]. Данные агентства могут в определенной мере организовать процессное, проектное и обучающее и стратегическое интернет-консультирование. Если же говорить про применение и развитие интернет-консультирования, то стоит упомянуть, что наиболее активно это происходит в компаниях из большой четверки и большой тройки.

MBB или «Большая тройка» - это группа ведущих консалтинговых фирм: McKinsey & Company, Boston Consulting Group и Bain & Company. Они получают одни из самых высоких выручек среди консалтинговых фирм и считаются одними из самых престижных мест для работы.

Если же говорить про «Большую четверку», то в мире крупных международных корпораций она достаточно хорошо известна, это группа крупнейших транснациональных организаций, оказывающих аудиторские и консалтинговые услуги. В «Большую четверку» входят: Deloitte Touche Tohmatsu (Deloitte); PricewaterhouseCoopers (PwC); Ernst & Young (EY); Klynveld Peat Marwick Goerdeler (KPMG)

Они предоставляют юридические услуги подавляющему большинству зарегистрированных на бирже компаний. Эту группу по праву можно назвать олигополией, поскольку она доминирует на рынке аудита и консалтинга. Большая четверка обслуживает 99 % компаний FTSE-100, 96 % компаний FTSE-250 и 95 % компаний из списка Fortune 500.

Индекс FTSE-100 рассчитывается Британской фондовой биржей и основывается на стоимости акций ста крупнейших компаний по рыночной капитализации. Их общая рыночная капитализация превышает 80 % всех перечисленных компаний.

Современная «большая консалтинговая четверка» занимает стабильное и авторитетное положение на мировом рынке ауди-торско-консалтинговых услуг. Некоторым клиентам они служат более ста лет. Например, KPMG уже 109 лет является аудитором General Electric, а PricewaterhouseCoopers сотрудничает с банком Barclays уже 120 лет.

В качестве примера развития интернет-консультирования приведем пример развития специализированного программного обеспечения в компании КПМП KPMG Advisory

недавно представила на рынке различные облачные сервисы (Sofy Suite), основанные на модели «Программное обеспечение как услуга» (SaaS). ИТ-решения, разработанные и поддерживаемые KPMG в сотрудничестве с партнерами по альянсу, предлагаются клиентам в виде облачных услуг на основе подписки. Как компания, предоставляющая профессиональные услуги, выход КПМГ на рынок готовых программных продуктов путем предоставления их по модели SaaS является новой концепцией. Поскольку мы живем в «эпоху потрясений», любой бизнес должен тщательно изучать свою бизнес-модель и изучать, как информационные технологии могут помочь коренным образом улучшить то, как они приносят пользу своим клиентам [6].

Облако в целом, но в частности «Программное обеспечение как услуга», очень быстро стало де-факто стандартной моделью доставки технологий, и, по прогнозам, ее быстрый рост продолжится. К 2021 году, по данным Gartner, объем рынка почти удвоится по сравнению с 2017 г. и составит 113 миллиардов долларов.

Предоставляя свои услуги по модели SaaS, КПМГ сможет не только вносить новшества в то, как клиенты используют предоставляемые им IT-услуги, но и изобретать новые способы оказания помощи своим клиентам в решении многочисленных бизнес-задач. Одной из основ индустрии профессиональных услуг всегда была специализация и опыт. Этот опыт традиционно заложен в методологиях фирм и, что, возможно, более важно, в умах экспертов, которых они нанимают. Внедряя улучшенные практики и методологии экспертов в предметной области в глобальные решения SaaS, интернет-консультанты могут распространять знания гораздо быстрее и шире, благодаря присущей технологии масштабируемости. Более широкое распространение помогает создать эффект информационного маховика, когда более специализированные запросы и взаимодействие клиентов и экспертов способствуют дальнейшему совершенствованию в результате их отзывов. Это, в свою очередь, обеспечивает еще большее международное и региональное распространение.

Экспертиза, заложенная в технологическом решении, становится гораздо более доступной для клиентов по сравнению с ис-

пользованием консультанта или предписанного метода. После того как клиенту были предоставлены удобные технологические инструменты, он может легко внедрить эти экспертные знания в свои бизнес-процессы. Преимущество наличия легкодоступных знаний означает, что клиент может продолжать улучшать свою организацию без необходимости в консультанте. Использование этих технологических решений означает, что интернет-консультанты могут оказывать большее международное и региональное влияние.

Все большее число клиентов ищут советы, которые можно применить для быстрого создания ценности для их организаций на международном и региональном уровне. Включение определенных аспектов рекомендаций и методов в стандартизированные технологические решения позволяет клиентам быстро принять предлагаемое решение и извлечь из него выгоду. Имея доступные технологические решения, которые могут быстрее решать бизнес-задачи, интернет-консультанты могут намного быстрее помогать международным и региональным клиентам.

Тем не менее большинство агентств имеют собственные производства или интерес в получении последующего заказа (например, реализации разработанной стратегии). Поэтому к ним также в полной мере относится рекомендация о принудительном прописывании независимости интернет-консультирования в договоре.

На наш взгляд, маркетинговые и консалтинговые агентства не имеют недостатков в аспекте организации интернет-консультирования, связанных с потенциальной заинтересованностью в переводе услуг из консалтинговой плоскости в производственную. Как правило, такие агентства имеют все компетенции, необходимые для осуществления процессного и проектного интернет-консультирования.

Хотелось бы отметить также и возможный недостаток в работе некоторых международных и региональных маркетинговых агентств, который, по нашему мнению, заключается в отсутствии достаточно глубоких экспертных знаний о специфике интернет-консультирования. Поскольку данная отрасль находится в непрерывном процессе эволюции, агент-

ство должно иметь постоянную практику именно в интернет-консультировании. Поэтому руководителю, который обращается в маркетинговое агентство, необходимо обязательно убедиться в их активной практике в области интернет-консультирования (изучить портфолио, отзывы). Также плюсом в сторону агентства будет наличие партнерских отношений с экспертами международных и региональных рынков (в том числе производ -ственными компаниями разного профиля) для их привлечения, если понадобится узкая технологическая экспертиза [7].

Независимые консультанты - это бывшие наемные эксперты в технологиях и производстве (являются специалистами в области экспертного интернет-консультирования, но не достаточно профессиональны в процессном). Также среди независимых консультантов встречаются работники международных и региональных маркетинговых компаний (данные специалисты хороши для проектного интернет-консультирования, но будут не достаточно компетентны в вопросах экспертного). Независимые бизнес-консультанты, взявшие уклон в интернет-маркетинг хороши для процессного консалтинга, но также слабы в экспертном интернет-консультирова-нии[8].

На наш взгляд, главный недостаток независимых консультантов заключается в том, что один человек не может быть достаточно компетентен во всех вопросах, в то время как агентства могут привлекать нескольких специалистов, тем самым понижая расходы фирмы на найм новых квалифицированных сотрудников на постоянную должность. Однако для крупных международных и региональных корпораций чаще всего бывает выгоднее иметь свой штат сотрудников, оказывающих консалтинговые услуги. Онлайн-консалтинг же хорошо подойдет для начинающих компаний и производств, которые не обладают определенными ресурсами для наличия своего штата на этапе развития.

В заключение хотелось бы отметить, что интернет-консультирование дает возможность руководителям предприятий внедрить современные технологии управления бизнесом, тем самым развивая свое дело и оставаясь конкурентным на международном и региональном рынках. Также интернет-консультирование позволяет организовать

слаженную работу отдельных филиалов международных и региональных компаний, которые находятся на большом расстоянии друг от друга. Интернет-консультирование оказывает поддержку бизнес-процессам, происходящим на предприятии. Консультан-

ты начинают с анализа реальных возможностей и будущих перспектив, выбирают информационную платформу для обеспечения наиболее эффективного ведения проекта и сопровождают процесс до самого завершения.

Список источников

1. Блинов А. О., Дресвянников В. А. Управленческое консультирование. М.: Дашков и К, 2017. 212 с.

2. Воронцова М. А. Маркетинговые коммуникации на рынке ИТ-консалтинга // Молодой ученый. 2019. № 5. С. 108-110.

3. Галимова С. А., Рущицкая О. А. Основные направления антикризисного консалтинга для Российских предприятий // Аграрный вестник Урала. 2017. № 12(118). С. 76-79.

4. Жуков В. А. Продвижение консалтинговых услуг на основе использования интегрированных маркетинговых коммуникаций // Вестника Университета (Государственный Университет Управления). 2018. № 3. С. 83-89.

5. Зайцева Л. А., Мишаков В. Ю. Анализ рынка консалтинговых услуг при патентовании // Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития» (Вектор-2019) : сборник материалов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). М., 2019. С. 133-136.

6. Лобачев В. О., Мишаков В. Ю. Анализ актуальности внедрения в коммерческую организацию экспертно-консультационных услуг // Всероссийская научной конференции молодых исследователей «Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития» (Вектор-2019) : сборник материалов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). М., 2019. С. 232-235.

7. Лобачев В. О., Мишаков В. Ю. Этапы оказания консультационно-экспертных услуг поставщику потребительских товаров согласно федеральному закону №44-ФЗ // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020) : сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина». 2020. С. 111-114.

8. Мезенцева Е. В., Мишаков В. Ю. Актуальность вопроса дополнительной верификации показателей качества при внедрении новых стандартов // Теория и практика экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции : сборник научных трудов по материалам круглого стола с международным участием. М., 2021. С. 138-143.

References

1. Blinov A. O., Dresvyannikov V. A. Management consulting. M.: Dashkov and K, 2017. 212 p.

2. Vorontsova M. A. Marketing communications in the IT consulting market. Young scientist. 2019. No. 5. pp. 108-110.

3. Galimova S. A., Ruschitskaya O. A. The main directions of anti-crisis consulting for Russian enterprises. Agrarian Bulletin of the Urals. 2017. No. 12(118). pp. 76-79.

4. Zhukov V. A. Promotion of consulting services based on the use of integrated marketing communications. Bulletin of the University (State University of Management). 2018. No. 3. pp. 83-89.

5. Zaitseva L. A., Mishakov V. Yu. Analysis of the consulting services market in patenting. All-Russian Scientific Conference of young researchers "Economics today: current state and development prospects" (Vector-2019): collection of materials / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art). M., 2019. pp. 133-136.

6. Lobachev V. O., Mishakov V. Yu. Analysis of the relevance of the introduction of expert consulting services into a commercial organization. All-Russian scientific conference of young researchers "Economics today: current state and development prospects" (Vector-2019): collection of materials / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, A.N. Russian State University. Kosygina (Technology. Design. Art). M., 2019. pp. 232-235.

7. Lobachev V. O., Mishakov V. Yu. Stages of providing consulting and expert services to a supplier of consumer goods in accordance with Federal Law No. 44-FZ. Economics today: current state and Development Prospects (Vector 2020) : a collection of materials of the All-Russian scientific conference of young researchers with international participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University. 2020. pp. 111-114.

8. Mezentseva E. V., Mishakov V. Yu. The relevance of the issue of additional verification of quality indicators during the introduction of new standards. Theory and practice of expertise, technical regulation and conformity assessment of products : a collection of scientific papers based on the materials of the round table with international participation. M., 2021. pp. 138-143.

Сведения об авторах

ЗАМАРАЕВ МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ - Российский биотехнологический университет, Россия, Москва, ogyrchikman@gmail.com

ЛОГУНОВА НИНА ЮРЬЕВНА - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники пищевых производств, Российский биотехнологический университет, Россия, Москва, logunina@yandex.ru

Information about the authors

ZAMARAEV MIKHAIL D. - Russian Biotechnological University, Russia, Moscow, ogyrchikman@gmail. com

LOGUNOVA NINA YU. - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Informatics and Computer Engineering of Food Production, Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, logunina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.