А. И. Галкина Е. Ю. Бобкова Е. А. Бурнашева
(Москва)
ОТРАСЛЕВАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
INDUSTRY REGISTRATION OF WORKS OF SCIENCE AS A TOOL OF EDUCATION SYSTEM MANAGEMENT
В статье представлены результаты научного исследования, проводимого сотрудниками ФГБНУ ИУО РАО в рамках выполнения государственного задания. Технология регистрации электронных ресурсов, отражающих передовой опыт работников российской науки и образования, прошла апробацию 25-летним сроком безупречной работы фонда электронных ресурсов «Наука и образование»
Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, электронные ресурсы, инфологическая модель, исследовательский прототип базы данных, отраслевая регистрация, наука и образование
In the article results of the scientific research conducted by Institute for Management of Education RAE employees within accomplishment of the state task are presented. The technology of electronic resources registration reflecting the best practices of Russian science and education over the period of 25 years of excellent work of Fund of the electronic resources "Science and education" is described Keywords: intellectual activities, electronic resources, infological model, research prototype of the database, industry registration, science and education
На заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам выделено направление усиления интеграции высшего образования и академической науки в рамках мероприятий по развитию высшего образования.
Проект Института управления образованием РАО по отраслевой регистрации произведений науки, полученных в результате выполнения государственного задания подведомственными Минобрнауки учреждениями образования и науки, выступает как инструмент решения задачи интеграции высшего образования и академической науки.
Актуальность концептуальных изменений в технологии оценки эффективности интеллектуальной деятельности работников науки и образования обусловлена рядом объективно существующих факторов.
Вектор модернизации российского образования породил динамичные изменения в структуре и содержании информационных ресурсов, создаваемых работниками научной и образовательной сферы, а также порядково увеличил их
количество. Данная тенденция нарастает из года в год, что обуславливает разработку комплексного инструментария для реализации задач расширенного воспроизводства научного потенциала нашей страны.
Анализ современного состояния государственной системы регистрации результатов интеллектуальной деятельности показывает, что в настоящее время она не учитывает отраслевых особенностей, специфики системы российского образования, не охватывая, таким образом, более 76% результатов научной деятельности научно-педагогических работников.
Сложившая ситуация не позволяет на государственном уровне достоверно оценить вектор перспективного развития научно-методических работ, их информационную открытость, ценность с точки зрения современных образовательных технологий, направленных на подготовку современных трудовых кадров и воспроизводство научных работников и влечет за собой невозможность обеспечения полного контроля над бюджетным фи-
нансированием научных исследований учреждений, подведомственных Минобрнауки России.
Необходимо отметить, что расширенное воспроизводство научных кадров возможно только при наличии у образовательных учреждений развитого научно-образовательного пространства, которое формируется из результатов научно-исследовательских работ, не регистрируемых ни одной государственной структурой России.
Таким образом, совершенствование методологии учета результатов научной деятельности подведомственных Минобрнауки России образовательных учреждений становится одной из приоритетных задач в области совершенствования государственного учета производимой на территории нашей страны научной продукции.
В процессе научной работы в рамках выполнения государственного задания по совершенствованию методологии отраслевого учета результатов научной деятельности (в частности - научно-методической]авторским коллективом ИУО РАО на первом этапе была разработана концептуальная модель технологии отраслевой регистрации произведения науки, базирующаяся на верифицированном опыте четвертивековой работы по отраслевой регистрации электронных ресурсов, соответствующей современным требованиям законодательства и действующим стандартам.
Исследование основано на обширном корпусе источниковой базы, включающей действующие нормативно-правовые акты, методические рекомендации, издаваемые органами государственной власти [1, 12, 14, 15] и вариативные научные исследования по рассматриваемой проблеме [4, 5]. Также в процессе подготовки НИР авторами был опубликован комплекс промежуточных результатов исследования, прошедший апробацию и обсуждение в научном сообществе [2, 3, 6-11, 13].
Исследования специалистов Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» показали, что 80% результатов научных исследований в системе образования имеют формы, отличные от форм объектов регистрации ФГАНУ «ЦИТИС», РОСПАТЕНТ, ФГУП «НТЦ Информрегистр» [10].
Большинство из вышеуказанных результатов научных исследований в системе образования имеют единичное исполнение и сразу по завершению разработки размещаются в локальных сетях образовательных учреждений,
формируя научно-образовательное пространство данных образовательных учреждений [11].
Таким образом, 76% результатов научной деятельности подведомственных Минобрнауки России учреждений, в том числе выполненных по государственным заданиям, оказываются неучтенными и неизвестными российскому и международному научно-преподавательскому сообществу [10]. При этом во время процедуры лицензирования и аттестации образовательных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, в соответствии с нормативными документами Министерства науки и образования РФ востребованные процедурами лицензирования и аттестации показатели не подтверждаются ни одним видом регистрации ввиду ее отсутствия [11].
Аналогичная ситуация складывается во время аттестации научно-педагогических работников, в особенности при прохождении процедуры присвоения ученых званий. В Положении о присвоении ученых званий, утвержденном постановлением Правительства РФ, есть множество пунктов, касающихся результатов научно-методической деятельности по основным образовательным программам в виде учебников и учебных пособий.
Данные научно-педагогические материалы нигде не регистрируются, за исключением Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (ФГБНУ ИУО РАО], регистрация в котором является факультативной, не учитываемой при аттестации научно-преподавательского состава.
Следовательно, в период жесточайшего мирового кризиса, в условиях ограниченного бюджетного финансирования подведомственных учреждений Минобрнауки России есть востребованность в отраслевой регистрации произведений науки, сопровождаемой оценкой новизны и приоритетности результатов интеллектуальной деятельности.
В настоящее время создана инфологиче-ская модель базы данных отраслевой регистрации произведений науки, полученных в результате выполнения государственного задания подведомственных учреждений Минобрнауки (Рис. 1].
Инфологическая модель базы данных отраслевой регистрации произведений науки разработана в рамках инициативной научно-исследовательской работы «Отраслевая регистрация произведений науки». Модель описывает состав атрибутов суперсущности, в качестве которой выступает ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАУКИ.
Рис. 1. Мифологическая модель базы данных «Произведения науки».
Инфологическая модель произведений науки построена в логике ER (Модель «сущность-связь» (entity-relationship model]].
В логике проводимого в рамках государственного задания научного исследования был построен исследовательский прототип базы данных отраслевой регистрации научной продукции учреждений, подведомственных Минобрнауки России.
Формирование прототипа исследовательской базы данных отраслевой регистрации произведений науки выполнено в соответствии с Госзаказом, оно основывалось на накопленном и апробированном организационно-распорядительном, нормативно-методическом, программном и информационном обеспечении Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование».
За основу исследовательской базы данных произведений науки взята база данных ОФЭРНиО за 2016 год, из которой были исключены сведения о результатах интеллектуальной деятельности:
- научных и образовательных учреждений РАН, Минобороны России, Минкультуры России, Минсельхоза России, Минтранс-порта России, Минсвязи России, Минздрава России;
- авторов-индивидуалов;
- авторских коллективов;
- коммерческих и негосударственных вузов.
Таким образом, объем базы данных, представляющих результат регистрации РИД учреждений, подведомственных Минобрнау-ки России, составил 51% от всей базы данных с января этого года по текущий момент.
Характеристики полей базы данных, как апробированные на протяжении 25 лет, остались теми же, что в БД ОФЭРНиО, но уточнены и обновлены справочники, из которых производится выборка и заполнения целого ряда значений полей базы данных, в частно-сти:специальность и специализация, направление подготовки, уровень образования, вид произведения науки и целый ряд других справочников.
Однако состав полей базы данных (БД) претерпел значительное сокращение, так как создается:
- база данных отраслевой регистрации произведений науки (исключена инфор-
мация о результатах регистрации в ФГА-НУ ЦИТИС - 58,5% от всего объема БД ОФРНиО);
- централизованная база данных без участия представительств и отделений в регионах (ликвидируется посредничество 30 отделений и представительств ОФЭР-НиО);
- БД произведений науки, по форме не подлежащих регистрации в ФГАНУ ЦИ-ТИС, РОСПАТЕНТ, НТЦ ИНФОРМРЕГИСТР (РИДы почти 700 форм);
- БД произведений науки, отвечающих требованиям новизны, приоритетности и научности.
Состав полей базы данных описан в ин-фологической модели БД произведений науки подведомственных Минобрнауки России научных и образовательных учреждений.
Исследовательский прототип БД произведений науки имеет формат Excel, который через формат csv трансформируется в формат серверной СУБД mySQL. База данных произведений науки выполнена в Excel-2016 и имеет формат *.xlsx, который через формат csv трансформируется в формат MS SQL.
В завершении представления промежуточных результатов научного исследования необходимо отметить, что внедрение системной регистрации произведений науки в процесс деятельности научных и образовательных учреждений России позволит осуществлять мониторинг среди подведомственных учреждений Минобрнауки в целях выявления наиболее наукоемких и перспективных научных центров, формирования качественной научно-образовательной среды, сокращения финансирования научных работ подведомственных Минобрнауки России учреждений за счет исключения дублирования результатов НР.
Результаты научного исследования прямо повлияют на процедуру выявления перспективного вектора подготовки научных кадров, обеспечение эффективного управления и контроля за целевым использованием выделенных бюджетных средств, создадут условия для расширенного воспроизводства научного потенциала страны, что соответствует целям Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы.
Литература
1. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ) // Справочно-правовая система Кон-сультантПлюс. Дата обращения: 23.07.2016.
2. Galkina A. I., Bobkova E. Yu., Burnasheva E. A., Grishan A. I., Komarova M. V. The Current Trends Of Development Of The Experimental And Experimental Support Of An Education System (On Materials Ofernio) // Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria) Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K. Yanakieva. Yelm, WA, USA, 2015. С. 33-43.
3. Galkina A. I., Burnasheva E. A., Grishan I. A., Komarova M. V., Bobkova E. Y. Statistics Of Productivity And Effectiveness Of Experimental Support Of The Educational System (For Scientists And Education Experts) // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5 S3. С. 62-70.
4. Nazarevich S., Smirnova M., Tushavin V. Integral Criteria For Evaluation Of Scientific And Technical Research / / International Journal for Quality Research. 2015. Vol. 9. No 3. P. 467-480.
5. Rakhman P. A., Bobkova E. Yu. Reliability model of fault-tolerant data processing system with primary and backup nodes // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2016. Т. 124. № 1. С. 012023.
6. Бобкова Е. Ю., Галкина А. И. Актуальные проблемы правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в образовательных учреждениях РФ в рамках развития инновационной составляющей образовательного процесса // Методологические основы и экономическое стимулирование инновационной деятельности промышленного предприятия: коллект. мо-ногр. / под ред. проф. Т. Н. Шаталовой. - Saint-Louis, Missouri, USA, 2016. - С. 133149.
7. Галкина А. И., Бобкова Е. Ю. Актуальные проблемы классификации объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в образовательных учреждениях / / Методология и практика на преподаване в XXI век: сборник от научни стати / ред.-сост. А. Л. Фурсов. - Варна, Болгария, 2015. - С. 45-49.
8. Галкина А. И., Бобкова Е. Ю., Бурнашева Е. А., Гришан А. И., Комарова М. В. Современные тенденции развития опытно-экспериментального обеспечения системы образования (на материалах ОФЭРНИО) // Международна научна школа «Парадигма». Лято - 2015 сборник научни статии в 8 тома. Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева. - 2015. - С. 77-86.
9. Галкина А. И., Бурнашева Е. А., Бобкова Е. Ю., Гришан И. А., Комарова М. В. Практика обеспечения юридической защиты прав на результаты научно-исследовательской деятельности в образовании в условиях нормативной неопределенности // Информатизация образования и науки. - 2015. - № 4 (28). - С. 176-186.
10. Галкина А. И., Сошникова Е. А., Бобкова Е. Ю., Гришан И. А. Статистика результативности и эффективности научного обеспечения системы образования // Информатизация образования и науки. - 2014. - № 4 - (24). - С. 177-190.
11. Неустроев С. С., Галкина А. И., Бобкова Е. Ю. Государственная регистрация научных результатов в сфере образования Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Управление образованием: теория и практика. - 2016. -№ 1 (21). - С. 5-13.
12. Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы: (утв. Ми-нобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 22.12.2014) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 23.07.2016.