Научная статья на тему 'Репутационный менеджмент вузов, как участников системы профессиональной ориентации'

Репутационный менеджмент вузов, как участников системы профессиональной ориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / INFORMATION RESOURCE / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / SCIENTIFIC PERSONNEL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / СОБСТВЕННЫЙ / OWN / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / SPECIALTY / РЕПУТАЦИЯ / REPUTATION / ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ / MANPOWER RESERVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина А.И., Бобкова Е.Ю., Бурнашева Е.А., Гришан И.А.

Настоящая статья посвящена проблемам отраслевой регистрации информационных ресурсов образовательных учреждений, в частности, вузов главных участников системы профориентации. Репутационный менеджмент вузов воплощается в собственных информационных ресурсах, которые с этого года стали показателем мониторинга образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина А.И., Бобкова Е.Ю., Бурнашева Е.А., Гришан И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to problems of industry registration of information resources of educational institutions, in particular, of higher education institutions the main participants of system of career guidance. Reputation management of higher education institutions is realized in own information resources which from this year became an indicator of monitoring of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Репутационный менеджмент вузов, как участников системы профессиональной ориентации»

2017, №1 ПАРОЛИIЩИ научный журнал

Галкина А.И., Бобкова Е.Ю., Бурнашева Е.А., Гришан И.А.

Институт управления образованием Российской академии образования,

г. Москва, Россия.

РЕПУТАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ВУЗОВ, КАК УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация: Настоящая статья посвящена проблемам отраслевой регистрации информационных ресурсов образовательных учреждений, в частности, вузов -главных участников системы профориентации. Репутационный менеджмент вузов воплощается в собственных информационных ресурсах, которые с этого года стали показателем мониторинга образовательных учреждений.

Ключевые слова: вуз, информационный ресурс, менеджмент, научные кадры, образовательное учреждение, профессиональная ориентация, собственный, специальность, репутация, трудовые резервы.

В эпоху глобального экономического кризиса, постиндустриального развития хозяйства страны, и, как следствие, умиранию целого ряда специальностей и профессий, возникновению новых профессий, на фоне ротации трудовых кадров страны, особое внимание приобретает система профессиональной ориентации.

Главными участниками системы профессиональной ориентации являются вузы, репутационный менеджмент которых опирается на качество компонентов информационно-образовательной среды, в том числе информационных ресурсов.

Информационно-образовательная среда вуза - совокупность возможностей и условий, предоставляемых вузом своим работникам и студентам (основным потребителям его продукции и услуг) для личного развития, роста и самореализации. Полная, качественная и эффективная информационно-образовательная среда вузов мотивирует студентов к учебе и научной деятельности, учащихся к профориентации, профессионалов к профпереориентации при смене вида деятельности. Ключевой метрикой оценки эффективности вузов является качество информационно-образовательной среды вузов.

Начиная с этого года, в соответствии с Приказом Минобрнауки России № 1399 от 09.11.2016. информационные ресурсы (далее - ИР) -один из показателей мониторинга образовательных учреждений.

На основании информационных ресурсов вуза составляется представление о вузе, его возможностях, его рейтинге среди прочих вузов, востребованности его выпускников на рынке труда и т.д.

научный журнал

Анализ формы создаваемых образовательными учреждениями, результатов интеллектуальной деятельности (РИД) выявил следующее распределение формы РИД в программном и цифровом коде (информационные ресурсы).

Таблица 1.

Год РИД в программном РИД в цифровом коде

коде

2010 23,8% 76,2%

2011 33,6% 66,4%

2012 35% 65%

2013 21,1% 78,9%

2014 20,0% 80%

2015 19,7% 80,3%

2016 19,5% 80,5%

Диаграмма 1.

Как видно, результаты интеллектуальной деятельности, разрабатываемые образовательными учреждениями, в цифровом коде имеют преимущественное преобладание над результатами интеллектуальной деятельности в программном коде.

Это объясняется тем, что, во-первых, в результатах интеллектуальной деятельности в форме информационных ресурсов всегда на первое место

выступает содержание - что ближе преподавателям-, педагогам- и методистам-профессионалам, а форма - вторична.

Во-вторых, программное обеспечение, предназначенное для разработки информационных ресурсов и формирования информационной научно-образовательной среды вузов, является пользовательски ориентированным. Не обладая навыками программирования, педагоги и преподаватели создают высококачественные по содержанию компоненты среды, которые будучи обработанными и размещенными в среде вузов являются ее компонентами с высоким потребительским качеством, а именно:

• соответствуют педагогическим требованиям (высокое качество учебного, образовательного, просветительского материала, методическая проработка, дидактические решения и т.д.);

• соответствуют психологическим требованиям (ориентированность на возраст; психологическая неконфликтность подачи материала целям и возрасту и т.д.);

• соответствуют требуемым эргономическим требованиям (дизайн, шрифт, цвет, звук, местоположение на экране компьютера или гаджета и. т.д.).

Однако, анализ распределения зарегистрированных в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» результатов интеллектуальной деятельности демонстрирует явное преимущество зарегистрированных РИД в программном коде над зарегистрированными РИД в цифровом коде.

Диаграмма 2.

Распредление РИД по виду кода

■ программный код ■ цифровой код

Это объясняется многочисленными заимствованиями, компиляциями, дублированием информационных ресурсов в рамках их разработки, которые создаются средствами:

2017, №1

ПАРАДИГМА

научный журнал

• Word

• HTML

• Power Point

• кодеки

• блокнот

• Publisher

• OneNote

и которые отсекаются на этапе оценки новизны разработки при отраслевой регистрации.

Рассматривая распределение информационных ресурсов по видам инструментальных средств, используемых при разработке, констатируем преимущественное преобладание информационных ресурсов, разработанных в Ms Word.

Диаграмма 3.

Количественное распределение ИР по видам инструментальных средств разработки

Word

■ HTML

■ Power Point

■ кодек

■ блокнот

■ Publisher

■ OneNote

Информационные ресурсы по функциональному признаку делятся на два пула:__

Образовательный пул информационные ресурсы для поддержки решения организационных задач в системе образования

информационные ресурсы для поддержки решения организационно-экономических задач в системе образования

информационные ресурсы для поддержки решения экономических задач в системе образования

информационные образовательные ресурсы

информационные ресурсы для поддержки образовательного процесса

Научный пул научные ресурсы вида: • монография; • диссертация; • репринт отчета; • сборник статей; • сборник тезисов; • научное издание; • статья; • автореферат; • курсовая работа.

Научные ресурсы подлежат обязательному учету в системе ЕГИСУ НИОКТР (ФГАНУ ЦИТИС).

Информационные ресурсы из образовательного пула регистрируются на отраслевом уровне в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ФГБНУ ИУО РАО), демонстрируя следующее распределение по формо-функциональному признаку:

В целях исключения дублирования, заимствования, компиляции информационных ресурсов на входе процедуры отраслевой регистрации оценивается новизна информационных ресурсов.

Оценка новизны ИР осуществляется поиском аналогов в базе данных Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» по совокупности его общих характеристик: ФИО автора/авторов, наименование, место разработки, дата завершения разработки, инструментальные средства разработки, форма.

Поиск аналогов информационного ресурса осуществляется обращением к базе данных ОФЭРНиО посредством Конструктора Запросов:

Диаграмма 4.

Распределение ИР по формо-функциональному признаку

■ Web-среда

■ Виртуальная обучающая среда

комплект информационных материалов и слайд-шоу

■ Образовательный проект

■ Экспертно-аналитическая система Презентация

■ Виртуальное путешествие

■ Концепция Комплект слайдов

■ Образовательный контент Web-сайт

Информационные материалы

рисунок 1.

ПАРАДИГМА

научный журнал

Поиск посредством Конструктора Запросов на основании совокупности общих характеристик информационного ресурса реализуется через морфологический поиск.

Морфологический поиск аналогов организован без учёта морфологии слова, т.е. видоизменений (словоформ) слова по родам, числам, падежам, спряжениям и т.д.

Рисунок 2.

научный журнал

1 II II

ОКП: Дополнительные сведения Решон: Адрес в интернете:

1 II II

ББК: E-mail:

1 1 1

Номер журнала: * Номер газеты:

ГРНТИ: Возможные области применения:

Уровни образования:

Парметры поиска:

поиск по: | упрощенной маске

логика: И

Прикрепленные документы Системные фильтры

Параметры запроса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способ отображения: • таблица (|30 | записей на стр.); карточек;

| Очистить форму~|| Послать запрос^

Сортировка по:

Инв№ ОФЭРНиО

* возрастанию убыванию

Морфологический поиск по базе данных ОФЭРНиО организован в упрощенной форме - по "маске" слова или "упрощенной маске", что, однако, не сказывается на полноте и точности поиска, например: поиск "Информационная" организован как поиск "Информационн".

При поиске без учета словоформ допускается:

• использование любого регистра букв. Например: можно искать как "Иванов", так и "иванов" - результат будет одинаков.

• использование специальных символов: символ % (процент) в любом поле запроса заменяет любую последовательность любых символов; символ _ (подчеркивание) заменяет один любой символ.

• использование знака вертикальной черты "|", который по логике заменяет логическое ИЛИ внутри любого поля запроса. Если в поле "Город", ввести "Иркутск|Ярославль", то в результате будут найдены записи, о разработках из Иркутска или Ярославля. В одном поле может быть использовано любое количество связок ИЛИ например: "Иркутск|Ярославль|Омск|Рязань".

Ниже приведен протокол поиска информационного ресурса -Компьютерная презентация «Предметная область "Технология" в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения», автор - Широкова С.Ю. (Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»):

научный журнал

Главная страница :: Форма запроса : Технология/ MS Office; Dispace/ презентация/Широкова С.Ю./ Стерлитамак/ 10.11.2015: Печать страницы :: Закрыть окно

Записей, удовлетворяющих вашему запросу, найти в БД не удалось.

Время исполнения: 0.020324945449829 сек.

Текст рекламно-технического описания информационного ресурса, как правило, содержит выдержку из текста самого информационного ресурса или его полный текст.

В качестве допустимого нижнего уровня чужих заимствований в тексте РТО информационного ресурса, отвечающего требованиям новизны, устанавливается уровень в 30%.

Это положение является одним из зафиксированных выводов государственной научно-исследовательской программы "Оценка качества программ для ЭВМ" (1980-1990 гг.). Научно-исследовательская программа констатировала, что программа, отвечающая требованиям новизны, сопровождается описывающей ее документацией, оригинальность текста которой не ниже 70%.

Этот вывод транспонирован на документы, описывающие информационные ресурсы.

Таким образом, собственные информационные ресурсы вуза - его визитная карточка, воплощение его репутационного менеджмента, характеризующий вуз как научно-образовательное учреждение, учреждение профессиональной ориентации и профессиональной переподготовки, решающее задачи воспроизводства научных кадров и подготовки трудовых резервов.

Библиографический список

1. Галкина А.И. Деловая репутация и имидж российских вузов (по материалам объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование»)/ Екатеринбург: ФГБОУ ВО РГППУ // Материалы VII международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». 2014. С. 304-308

2. Галкина А.И., Бобкова Е.Ю. Актуальные проблемы отраслевой регистрации произведений науки, создаваемых работниками научных и образовательных учреждений и организаций // Парадигма. 2016. №2.

3. Галкина, А.И., Бобкова, Е.Ю. Бурнашева, Е.А. Методологические подходы к отраслевой регистрации произведений науки как инструменту управления системой образования // Человек и образование. 2016. № 4. С. 43-48.

4. Galkina, A.I., Bobkova, E.Yu., Burnasheva, E.A. Issues of Statutory Registration of Research Outcomes in the Education Sector of the Russian Federation // Scientific Research Publishing Company /The Social Sciences, №11. pp. 5762-5770, DOI: 10.3923/sscience.2016.5762.5770.

5. Неустроев С.С., Предыбайло В.А, Галкина А.И., Бобкова Е.Ю., Бурнашева Е.А., Гришан И.А. Электронная коллективная монография "Отраслевая регистрация РИД как инструмент управления сферой образования на рубеже ХХ-XX веков" ("Проблемы авторского права на РИД в сфере науки и образования в конце ХХ-ХХ1 века"). - М.: ФГБНУ ИУО РАО, 2016.

Galkina A.I., Bobkova E.Yu., Burnasheva E.A., Grishan I.A.

Reputational management of universities, as participants in the vocational

guidance system

Abstract. This article is devoted to problems of industry registration of information resources of educational institutions, in particular, of higher education institutions - the main participants of system of career guidance. Reputation management of higher education institutions is realized in own information resources which from this year became an indicator of monitoring of educational institutions.

Keywords: higher education institution, information resource, management, scientific personnel, educational institution, professional orientation, own, specialty, reputation, manpower reserves.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.