Научная статья на тему 'Отработка практических навыков по акушерству и гинекологии при подготовке иностранных студентов'

Отработка практических навыков по акушерству и гинекологии при подготовке иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ФАНТОМЫ / ТРЕНАЖОРЫ / МУЛЯЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова А. М., Мартыненко В. Б., Нестеренко Л. А., Тарасенко К. В., Крутикова Э. И.

Анализируя результаты Крок-2, государственного экзамена, следует отметить, что состояние теоретической подготовки с активной отработкой практических навыков на фантомах, решение ситуационных задач, что способствует развитию клинического мышления, повышает рейтинговый уровень иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова А. М., Мартыненко В. Б., Нестеренко Л. А., Тарасенко К. В., Крутикова Э. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отработка практических навыков по акушерству и гинекологии при подготовке иностранных студентов»

категорш; контролюючi програми, 1х складають переважно на основi тестiв. З 1х допомогою контролюють рiвень засвоення студентами знань i вносять у процесс навчання вщповщш корективи [3,4].

На кафедрi патофiзюлоп розроблено тестовi завдання для студенпв iноземного факультету з англомовною формою навчання з уах тем, включаючи пiдсумковi.

Використання iнформацiйних технологiй значно покращуе умови роботи викладача, сприяе пiдвищенню 11 ефективностi та штенсифшацп навчання. Викладач мае можливiсть оновлювати через 1нтернет новi форми, елементи навчання та контролю навчальних досягнень, доповнювати наявш матерiали, створювати новi посiбники.

Цiлком доречний суб'eктивiзм викладача шд час вибору методiв та форм навчання. Ведомо, що, застосовуючи улюбленi системи навчання, багато викладачiв досягають високих результатiв. Неповнота яко1сь одше1 методики компенсуеться в такому разi майстернiстю та захопленiстю викладача.

1. Пн А.О. Прийоми педагопчно! техшки: Вшьний виб1р: Вщкритгсть: Д1яльн1сть: Зворотний зв'язок: 1деальшсть / А.О. Пн // - Луганськ : Навч. книга, Янтар, 2004.

2. Зламанюк Л.М. Педагопчш технологи в аспект! особиспсно ор1ентовано! осв1ти / Л.М. Зламанюк // Вюн. Укр. держ. ун-ту вод. госп. та природокористування / Педагопка: сучасш технологи навчання: проблеми та перспективи. - 2003. - Вип. 5 (24). - Ч. II. - С. 32-40.

3. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новиков // Педагогика. - 2003. - №9. - С. 32-37.

4. Панюкова С.В. Педагогические программные средства / С.В. Панюкова. // Информатика и образование. - 2003. - №10. - С. 88-95.

5. Пометун О.1. !нтерактивш технологи навчання: теор1я, практика, досвщ / О.1. Пометун, Л.В. Пироженко. - К. : АСК, 2004.

Ж.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛО-ГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ Гришко Ю.М.

Материал статьи дает возможность преподавателю творчески подходить к реализации содержания программы по патофизиологии. Учитывая уровень подготовки иностранных студентов, их интересы и способности преподаватель, пользуясь данными статьи, может предложить свою логику изучения материала с методическим обоснованием целесообразности выбранной методики. Использование инновационных технологий значительно улучшает условия работы преподавателя, способствует повышению ее эффективности и интенсификации обучения.

Ключевые слова: патофизиология, иностранные студенты, интерактивные технологии.

USING INNOVATIVE TECHNOLOGIES DURING PATHOPHYSIOLOGY TEACHING FOR FOREIGN STUDENTS Hryshko Y.M.

Material of article offers the opportunity to be creative in the implementation of the content of program being on pathophysiology. Given the level of training of foreign students, their interests and abilities of the teacher, using the data section may offer its own logic with a methodical study of the material whether the chosen method of justification.Using innovative technologies significantly improves the working conditions of teachers, improves the efficiency and intensification of training.

Key words: pathophysiology, foreign students, interactive technologies.

УДК: 618+376.68

ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО АКУШЕРСТВУ И ГИНЕКОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Анализируя результаты Крок-2, государственного экзамена, следует отметить, что состояние теоретической подготовки с активной отработкой практических навыков на фантомах, решение ситуационных задач, что способствует развитию клинического мышления, повышает рейтинговый уровень иностранных студентов.

Ключевые слова: Болонский процесс, практические навыки, фантомы, тренажоры, муляжи.

Болонский процесс - это сближение и гармонизация систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран - участниц из 49 стран. Украина, в лице министра образования, в Бергене в 2005 году подписала Болонскую декларацию. Наша академия по европейской системе образования работает с 2006 года. В год своего юбилея (90 - летие от создания Альма матер), произвела первый выпуск врачей, которые учились по Болонской системе, и тем самым сделала важный шаг для вхождения в Европейское учебное пространство и дала возможность выпускникам быть конкурентно способными, признаными специалистами в любой стране. При сохранении независимости и самостоятельности всех высших заведений, каждый вуз работает над повышением конкурентноспособности как вузов, так и учащихся. Содействуя европейскому сотрудничеству в обеспечении качества, большое значение имеет внутривузовская система контроля освоения учебных программ, практических навыков.

Одной из главных проблем, о которых говорят и выпускники и преподаватели медицинских вузов, является более высокий уровень теоретической подготовки в вузе и низкий уровень владения практическими навыками будущей профессии, особенно студентами иностранных факультетов. Поэтому необходимо переходить на разработку учебных

программ и специальное оснащение учебных центров для обучения студентов высших медицинских заведений практическими навыками. Необходимо использование стимуляторов, тренажеров, специально подготовленных актеров, компьютерные технологии «виртуальный пациент» и современное высокотехнологическое оборудование.

Необходимо развитие поэтапного обучение начиная с первого курса. На первых курсах осваиваются навыки первой медицинской помощи, сестринских, фельдшерских умений используя учебные тренажеры, муляжи. На старших курсах самостоятельное клиническое мышление развивается при решении ситуационных задач. Конечно, лучше было бы использовать подготовленных пациентов - актеров. Столкнувшись с трудностями в приобретении практических навыков студентов на кафедре акушерства и гинекологии, когда решение проблем ведения родов и течения беременности, да и гинекологической заболеваемости у постели больного затруднено, мы стараемся у постели разобрать an vitae, an morbi, разбираем течение заболевания, данные лабораторного, инструментального обследования. В последующем все виды осмотра шейки матки в зеркалах, бимануального, определения вставления предлежащей части, моменты биомеханизма родов, пособий, родоразрешающих операций отрабатываем на специальных фантомах -тренажерах. Тренажеры позволяют освоить навыки ведения родов, как в головных, так и в тазовых предлежаниях; обработки пуповины; первую помощь при асфиксии новорожденного, вплоть до интубации трахеи; наложения акушерских щипцов, вакуум экстракция плода; ручное отделение плаценты и выделение последа; эпизио и перионеотомию и ррафию.

Работа на тренажерах требует и подготовки преподавателя. Отход от обучения у постели больного требует создания специальных учебных программ по овладению практическими навыками, т. е. создание единой сквозной учебной программы со своими этапами обучениями с I по VI курс. На некоторых занятиях при решении ситуационных задач, наши преподаватели используют, как форму обучения, - ролевые игры. Хотя низкая демонстративность, изолированные от действительности, групповое обучение, отсутствие индивидуальной ответсвенности сказывается на качестве освоения практичекими навиками. Решение ситуационных задач не сделает хороших практиков -клиницистов, но способствует развитию клинического мышления на пути к врачебному совершенствованию.

Как мы можем оценить правильность процедур? Тренажеры - это оценивает преподаватель, а правильность постановки диагноза, лечения - мы оцениваем путем компьютерной тестовой системы контроля.

В тестовые задания, для контроля практической подготовки студентов мы включаем задачи направленные на диагностику, обследование, выбор метода лечения той или иной патологии. С помощью тестов мы оцениваем и контролируем предварительные, текущие и итоговые знания по тем или другим разделам. Получив результаты по предварительному контролю мы фиксируем исходный уровень знаний - умений и более индивидуально подходим к дальнейшему совершенствованию навыков. Кроме того, контроль знаний стимулирует учебный труд, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала. Итоговое тестирование теоретических и практических знаний мы проводим на VI курсе при подготовке к КРОК 2, вопросы которого входят в сдачу государственного экзамена по акушерству. Практическая часть оценивается при выполнении манипуляций на фантомах фирмы «USA TOLL FPEE». Основной контроль, как теоретический, так и практической подготовки осуществляется уже на ГОС экзамене. Анализируя результаты Крок-2, теоретическую и практическую часть экзамена, следует отметить, что состояние теоретической подготовки с активной отработкой практических навыков на фантомах повышает рейтинговый уровень студентов._

2011 2012

Отеч. Иност. Отеч. Иност.

Крок - 2 95,1 89,9 85,6 90,1

Государственный экзамен 4,06 3,7 4,01 4,04

ж

Таким образом, реформирование медицинского обучения, системы практического здравоохранения, повышает требование к врачам и их обучению. Несмотря на компьютеризацию образования, врач любой специальности, а особенно акушер-гинеколог должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и умениями позволяющими поставить правильный диагноз и провести адекватное лечение и адекватный метод родоразрешения. Чтобы помочь студенту в освоении профессиональными навыками нужно более широкое внедрение тренажеров и тренажерных комплексов, иммитирующих реальную ситуацию.

1. Батман Ю.А. Подготовка тестовых заданий для компьютерного аттестационного экзамена / Ю.А. Батман, Л.А. Левченко, Г.Л. Линчевский [и др.] // Медико - сощальш проблеми ам'1 С. 137 - 138.

2. Шушляпин О.И. Актуализация творческой и лидерской одаренности студентов медицинских вузов / О.И. Шушляпин, Е.Ю. Борзова, Г.Д. Панченко // Методические указания для преподавателей и студентов, Харьков,-2000, 24 с.

В1ДПРАЦЮВАННЯ ПРАКТИЧНИХ НАВИЧОК З АКУШЕРСТВА ТА Г1НЕКОЛОГ11 ПРИ П1ДГОТОВЦ1 1НОЗЕМНИХ СТУДЕНТ1В Громова А.М. , Мартиненко В.Б. , Нестеренко Л.А. , Тарасенко К.В., Крутшова Е.1.

Анатзуючи результата Крок-2, державного кпиту, слщ зазначити, що стан теоретично! пщготовки з активним вщпрацюванням практичних навичок на фантомах, виршення ситуацшних задач, що сприяе розвитку клшчного мислення, пщвшцуе рейтинговий рiвень iноземних студенпв.

PRACTICAL SKILLS IN OBSTETRICS AND GYNECOLOGY IN THE PREPARATION OF FOREIGN STUDENTS Gromova A.M., MartynenkoV.B., Nesterenko L.A., Tarasenko K.V., Krutikova E.I.

Analyzing the results of Step-2, the state exam, it should be noted that the state of theoretical knowledge with active practical skills on phantoms, the resolution of situation tasks, contributing to clinical thinking, raises rating level of foreign students.

Ключош слова: Болонський процес, практичш навички, фантоми, Keywords: credit modular process, practical skills,

тренажори, муляжг phantoms, training, models.

УДК: 618.4+376.68

ПРОБЛЕМЫ ВТ1ЛЕННЯ В НАВЧАЛЬНИЙ ПРОЦЕС 1НОЗЕМНИХ СТУДЕНТ1В ШНОВАЦШНИХ

ТЕХНОЛОГ1Й В ПРОВЕДЕНН1 ПОЛОГ1В

Побудова заняття, поеднання теоретично! шдготовки, зi спiлкуванням з родiллею та породшлею, визначення просування голiвки та вщкриття шийки матки, вiдпрацювання бiомеханiзму полопв на сучасних фантомах, якими забезпечена наша кафедра, сприяе засвоенню матерiалу. Так, при викладаннi модуля №1 за поеднаною схемою: теорiя, робота бшя лiжка хворого та у фантомному клаа, сприяли збiльшенню середнього балу поточного рiвня знань в середньому з 67,54 до 101,94 у шоземних студенттв.

Ключов1 слова: шновацшш технологи, кредитно-модульна система, ваптшсть, пологи, шсляпологовий перюд.

Сучасний розвиток вищо! освiти характеризують двi основш тенденцп: безперервнiсть навчання, як концептуальна основа, й тдвищення якостi за рахунок активiзацil особистого потенцiалу студента в комбшацп з груповими (командними) формами оргашзацп навчання.

Якiсть впровадження кредитно-модульно! системи, як ново! моделi оргашзацп навчального процесу, залежить вщ багатьох факторiв, починаючи з шдготовки викладачiв, розробки нових педагогiчних та шформацшних технологiй навчання, закiнчуючи шдивщуальним пiдходом до навчання студентiв та стимулюванням росту !х iнтелектуального розвитку.

При знайомствi на IV кура з предметом - акушерство, особливу увагу заслуговуе вивчення модулю №1, так як це перше спшкування студенлв з жшкою вагiтною, в пологах, та тсля пологiв.

Модуль 1 включае в себе вивчення фiзiологiчного перебiгу вагiтностi, пологiв та шсляпологового перiоду, та передбачае конкретш цiлi: сформувати клiнiчний пiдхiд до анатомо^зюлопчних особливостей жiночого органiзму; засво!ти особливостi будови i функцп фето-плацентарного комплексу: плаценти, навколоплiдних вод, плода, взаемовщносин системи мати-плацента-плiд; засво1ти анатомiчнi особливостi тазу, статевих органiв з акушерсько! точки зору;засво1ти анатомiчнi особливосп доношеного плода як об'екта полопв; трактувати поняття акушерсько! термшологи; засво!ти параметри фiзiологiчноl норми щодо ваптностц оволодiти практичними навичками, необхщними лшарю для дослiдження вагiтних рiзних термшв; трактувати фiзiологiчнi аспекти родового акту: причини початку полопв, пологова дiяльнiсть,перiоди полопв; засво!ти бiомеханiзм пологiв при передньому i задньому видах потиличного передлежаннях; засво!ти особливостi клiнiчного переб^ пологiв в рiзнi перiоди: характер пологово! дiяльностi, поняття про перейми та потуги, мехашзми вiдшарування плаценти, поняття допустимо! крововтрати;оволодпи методами ведення пологiв в рiзних перiодах: проводити зовнiшне та внутрiшне обстеження в 1 та 11 перюдах пологiв, оцшку стану плода, надавати допомогу при народженш плода, проводити оцiнку стану новонародженого, первинний туалет новонародженого, проводити третш перюд за активною або оч^вальною тактикою, проводити оцiнку ступенякрововтрати;засво!ти особливостi перебiгу фiзiологiчного пiсляпологового перюду; оволодiти методами нагляду в шсляпологовому перiодi при фiзiологiчному його переб^.

Втiлення iнновацiйних технологiй при шдготовщ та веденнi пологiв передбачае тдготовку до пологiв не тiльки ваптно!, але i членiв и ам'!, шляхом навчання в «Школi вщповщального батьювства». Тому при вивченнi модулю №1 студенти також повинш бути обiзнаними в питаннях, якi виносяться на обговорення при пiдготовцi ам'!. Це сприятиме активному самостiйному спшкуванню з жiнкою у пологовiй заш, та пiсля пологiв. В практичш навички ми включаемо не тшьки теми допологового навчання, але i вiдвiдування цих занять - це входить в самостшну роботу. Мотивуючи необхщшсть розгляду цих тем, викладач зазначае, що допологове навчання жшки та сiм'l сприяе значному зниженню застосування знеболюючих препаратiв пiд час полопв, тдвищенню настрою та викликае позитивш емоцil у жiнки та члешв родини, не мае негативних наслщюв.

Викладач допомагае студенту визначити послдовнють дiй у разi нормального переб^ пологiв. А саме: ретельне ознайомлення з обмiнною карткою жшки щодо переб^ дано! вагiтностi, з'ясування скарг. Для оцiнки стану родiллi здiйснюеться обстеження: загальний огляд, вишрювання температури тiла кожнi 4 години, пульсу кожш 2 години, артерiального тиску кожнi 2 години,частоти дихання, обстеження внутрiшнiх органiв. Здiйснюеться вишрювання висоти стояння дна матки, обводу живота та розмiрiв тазу. Пщраховуеться термiн вагiтностi та очiкувана маса плода, проводиться аускультацiя серцебиття плода. Аускультащя мае проводитися кожнi 30 хвилин протягом латентно! фази та кожш 15 хвилин протягом активно! фази першого перюду полопв. В нормi ЧСС плода знаходиться в межах 110-170 ударiв за хвилину. Звертаеться увага на те, що для отримання достовiрних результатiв перюдично! аускультацil, слiд дотримуватися наступно! методики: родшля знаходиться у положеннi на боцц аускультацiя починаеться пiсля зашнчення найбiльш iнтенсивноl фази перейми; аускультащя тривае щонайменше 60 секунд. Проводиться зовшшне акушерське дослiдження: визначення положення, виду та позицil плода, характер пологово! дiяльностi, знаходження передлегло! частини плода. Особливосп розкриття шийки матки та поступове опускания голiвки плода, вщносно площини входу у малий таз - за даними зовшшнього та внутрiшнього дослiдження, особливостi бюмехашзму пологiв, якi вiдпрацьовуються зi студентами на сучасних фантомах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.