Научная статья на тему 'Отношения в семье как фактор воспитания'

Отношения в семье как фактор воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2094
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мустафаева Диана Шарафудиновна

В статье дается характеристика семьи как фактора воспитания подрастающего поколения. Показана значимость формирования готовности к созданию семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношения в семье как фактор воспитания»

46

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

УДК 37.018.1

ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ

©гою Мустафаева Д.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье дается характеристика семьи как фактора воспитания подрастающего поколения. Показана значимость формирования готовности к созданию семьи.

The author of the article characterizes a family as a factor of a rising generation’s education. She shows the significance of forming the readiness to create a family.

Ключевые слова: семья, фактор воспитания, подрастающее поколение, семейные ценности.

Keywords: family, educational factor, rising generation, family values.

Уникальность семьи как воспитательной среды выражается в интенсивном контакте ребенка с родителями и другими членами, ориентированном на формирование культуры поведения и внешнего вида, развитие интересов и потребностей и т.д. Сегодня в условиях системного (духовно-нравственного, этнокультурного, социально-экономи-ческого и социально-правового) кризиса в обществе накопилось много серьезных проблем, которые могут быть решены преимущественно на основе использования этнопедагогического потенциала, в процессе семейного воспитания, в том числе формирования семьянина, что представляется актуальной задачей, обусловленной:

- низким уровнем и качеством жизни основной массы населения;

- ростом смертности, существенным сокращением продолжительности жизни;

- сокращением количества браков, увеличением числа разводов;

- осложнением взаимоотношений в семье;

- увеличением смертности при родах, ростом патологии рождаемости;

- всевозрастающими трудностями воспитания из-за ухудшения нравственного состояния окружающей среды;

- ростом количества внебрачных связей, в том числе среди несовершеннолетних;

- распространением алкоголизма, наркомании, проституции среди подростков и т.д.

Все эти явления требуют стратегического, концептуального решения через использование многообразного, уникального материала по подготовке к семейной жизни детей, накопленного у народов Дагестана, преодоление правовой ограниченности педагогических, организационных и управленческих структур, взаимодействие органов государственных и местного самоуправления, духовных, национальных и общественных организаций. С позиций вышеизложенного улучшению положения в семейном воспитании может способствовать разработка программы, направлен-

Психолого-педагогические науки • • •

ной на подготовку к созданию полноценной семьи.

Задача нашего исследования состоит в определении путей преодоления противоречия между потребностями использования этнопедаго-гических аспектов в формировании готовности к созданию полноценной семьи и отсутствием научнотеоретических основ. Ее важность объясняется значимостью для образовательных учреждений республики (педагогические университеты, колледжи, училища и т.д.) и современной системы воспитания, решения вопросов приобщения обучающихся к национальной культуре, будущих учителей к работе, направленной на формирование у воспитанников национального самосознания, умения продолжать развивать самобытность своего народа, региона и т.д.

Объектом исследования выступает система воспитания подрастающего поколения, ориентированная на формирование готовности к созданию полноценной семьи.

Предмет исследования - традиционная дагестанская культура семейного воспитания.

Цель исследования - научное обоснование содержания и процесса формирования готовности к семейной жизни: ее возникновения, развития и нынешнего состояния, определить основные направления совершенствования воспитания в семье как в этнопедагогическом пространстве.

Следует отметить, что в условиях полиэтнической среды Дагестана наблюдается взаимообогащение духовного мира за счет культур совместно проживающего населения, усвоения законов и норм существующих в конкретном социуме отношений. Кроме того, в такой среде наблюдаются двуязычие и многоязычие, семья нередко живет в конгломерате культур, вследствие чего возникают противоречия не только культур, но и обычаев, морали, религий, жизненных ориентаций, что приводит к дифференциации

47

структуры семьи, отношений членов семьи друг с другом, поведения детей и родителей.

В настоящее время отсутствуют условия для реализации всех имеющихся ресурсов жизнедеятельности и жизнеобеспечения семьи, утеряно многое из социальных завоеваний. Прежде всего это относится к этнодуховным ресурсам, которые эффективно использовались для формирования личности семьянина. Для решения данной проблемы необходимо задействовать духовно-нравственные, этнокультурные, социальные, материальные и другие ресурсы. При этом использование ресурсов в значительной степени зависит от наличия ресурсов более высокого ранга: социальных, этнокультурных, духовно-нравственных. Поэтому изучим один из главных факторов, оказывающих самое большое влияние - семью и отношения внутри семьи.

Семья представляет собой одну из высших моральных ценностей общества, которая выполняет разнообразные функции, главная из которых физическое и социальное воспроизводство. При этом репродуктивность не сводится лишь к рождению и уходу за ребенком; включает и социальное воспроизводство, то есть формирование ребенка как социально самостоятельного существа, способного осуществлять социальные роли.

Следовательно, воспитательная функция семьи заключается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремления и т.д., где главной духовной силой выступает чувство родства, кровное содружество.

По мнению русского ученого И. А. Ильина (1882-1954), человеческая семья, в отличие от «семьи животных», представляет собой «целый остров духовной жизни» и, если семья этому не соответствует, она обречена на разложение и распад. Be-

48

Известия ДГПУ, №2, 2010

ликие крушения и исчезновения народов, возникающие из духовнорелигиозных кризисов, приводят, прежде всего, к разложению семьи». При этом, характеризуя семью как «первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости», И. А. Ильин подчеркивает, что человек «призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - Родине и Государству» [1. С. 142-146].

Согласно И. А. Ильину, семья является «первичным лоном человеческой культуры, первоначальной исходной ячейкой духовности», поскольку именно в ней человек впервые научается (или, увы, не научается) быть сильным духом, в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, переносит затем на общественную и государственную жизнь [1. С. 146]. Следовательно, духовный кризис поражает исходную ячейку духовности, поскольку колеблется и слабеет духовность, в семейных традициях и в семейной жизни. Поколебавшись в семье, духовность начинает слабеть и вырождаться во всех человеческих отношениях и организациях.

Практика показывает, что горцы всегда оценивали семью, родителей по тому, как они растили детей, в каком направлении их воспитывали, насколько отец и мать справляются со всеми воспитательными задачами. При этом основной целью семьи считали рождение и воспитание детей, что подразумевало, по народным воззрениям, не только иметь их, но и вырастить и воспитать, передавая позитивный социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный человечеством. С учетом того, что опыт может быть передан подрастающему поколению путем воспита-

ния, основной целью семьи по народным воззрениям выступала подготовка всесторонне и гармонично развитых людей. Старшие всегда переживали за судьбу своего народа, которая во многом зависела от подрастающего поколения, качества воспитания молодежи. Рассчитывая на молодых как на продолжателей жизни народа, на защитников Родины, они заботливо их воспитывали, готовили к жизни, развивая в личности носителя социальных отношений, члена общества, способного взаимодействовать с людьми, принимать активное участие в общественных событиях и отношениях, что предопределяется уровнем освоения духовной и материальной культуры.

Семья, наряду с государством и обществом, определяет сущность и основные направления духовного, физического и эмоционального развития личности, для чего важно с первого дня жизни ребенка выполнить главный родительский долг, связанный с формированием личности через испытания, ведущие к развитию духовных и физических сил. При этом решению разнообразных вопросов родителям помогают родительская любовь, жизненный опыт и интуиция, где отношения родителей к детям и детей к родителям, обстановка в семье обогащают и закрепляют жизненный опыт, формируют модели отношений и т.д.

С позиций системного подхода к обществу семья характеризуется:

- взаимозависимостью и взаимообусловленностью ее членов;

- относительной целостностью, основанной на солидарности членов;

- поддерживанием в качестве части общества равновесия с социальной средой;

- реализацией потребности членов, где индивидуальные стремления подчиняются нуждам семьи [7. С. 18].

Следует отметить, что семейные ценности обусловлены уникально-

Психолого-педагогические науки • • •

стью и социальным значением семьи, среди которых;

- удовлетворение потребности в родительстве;

- удовлетворение потребности в любви и признании;

- реализация потребности в общении, расширение его круга;

- преемственность поколений;

- сохранение и расширение семейных традиций [2. С. 3-10].

Семейные ценности могут быть представлены как самодостаточные и инструментальные, где к первому типу относятся социальный статус и социальная значимость семьи, ответственность перед родными, близкими людьми и обществом, привязанность, уважение и любовь к детям, супругу, родителям; реализация самоутверждения. В отличие от самодостаточных инструментальные ценности включают отношения, качества, знания, умения, навыки, закладка и формирование которых происходят в родительской семье, а развитие и реализация в течение всей жизни составляет основу личности семьянина [3. С. 217].

Особое место в формировании личности будущего семьянина занимает нравственный аспект, в первую очередь воспитание качеств доброжелательности, доброты, внимания и милосердия к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие и т.д.

При этом вырабатывается готовность к определенным видам отношений, среди которых социальнобиологические, хозяйственно-

экономические, юридические, нравственные, психологические, эстетические и т.д.

Формирование готовности к социально-биологическим отношениям, которые включают в себя половые связи, родственные чувства, проблемы рождаемости, поскольку численность семьи в значительной мере обусловливает ее прочность и устойчивость, определяет характер отношений между супругами, родителями

49

и детьми, влияет на установление здорового психологического климата.

Формирование юридической готовности к семейным отношениям охватывает обучение правовому нормированию имущественных и личных прав и обязанностей будущих супругов с позиций общества, собственности, поскольку права человека представляют собой комплекс понятий, характеризующих признание за каждым индивидом права на жизнь, на свободу совести, на владение собственностью и т.д.

Формирование хозяйственно-эконо-мической готовности к семейным отношениям предполагает обучение ведению домашнего хозяйства, самообслуживанию, материальному обеспечению членов семьи, соблюдению семейного бюджета, накоплению ценностей и т.д., составляющих материальную базу семьи, поскольку они создают трудовую атмосферу семьи. «Без труда, дельного серьезного труда, семейное счастье есть не что иное, как романтическая химера», -писал великий русский педагог К. Д. Ушинский [5. С. 340].

Формирование нравственной готовности к отношениям, регулирующим повседневную жизнь семьи, поведение ее членов, включает в себя интимность, взаимозаинтересованность, родительский долг, мужское и женское достоинство, особую доверительность, ответственность будущих супругов за воспитание детей, поскольку в нравственных отношениях заключена основа культурной преемственности поколений, социализации, осуществляемой в семье. При этом здоровые нравственные отношения направлены на развитие потребности в любви, искренности, самодисципли-нировании, гуманности и т.д.

Формирование эстетической готовности к отношениям является основой у членов семьи чувства прекрасного, проявляющегося во всех сферах жизни (в отношениях к людям, в быту, труде, природе, искусстве и т.д.).

50

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

Формирование психологической готовности к отношениям включают психологическую совместимость будущих супругов, их духовную общность, поскольку, как утверждает И. А. Ильин, муж и жена могут верно воспринимать друг друга только тогда, когда они едины духом, верят друг другу и друг в друга [1. С. 140]. Повседневная организация жизнедеятельности будущей семьи и выполнения воспитательной функции предполагает создание здорового психологического климата, поскольку, как устойчивая социальная общность, семья выступает фактором воспитания личности, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций и т.д.

Анализ практики показывает, что дагестанские семьи по характеру внутрисемейных отношений, как в городе, так и в селе, делятся на традиционные, основанные на патриархальных (авторитарных) взаимоотношениях, и современные, или элитарные семьи. При этом традиционная семья с авторитарными отношениями подчинения жены мужу, детей - отцу характеризуется многодетностью, с четким половозрастным разделением прав и обязанностей и строгим соблюдением традиций и обычаев.

В отличие от традиционной, современная семья, основанная на идеологии равенства, взаимопомощи, ответственности, взаимопонимания, как правило, малодетная (реже среднедетная и бездетная), развивает жизнеспособные традиции прошлого, преодолевает устаревшие культурные стереотипы и т.д.

Все перечисленные аспекты жизненного пространства семьи обладают равной социально-

педагогической значимостью, где воспитание личности сопряжено с определенными трудностями: занятость родителей, различного рода соблазны (игровые клубы, дискоклубы, развлекательные центры и т.д.),

психологически угнетающая среда (многоэтажность застройки, анонимность проживания, «звуковое опьянение»), дополненная отрывом от старых связей, знакомств.

Данные анкетирования студентов ДГПУ указывают на психологическую разобщенность, дистантность, анонимность, что накладывает отпечаток на всю систему формирования готовности к семейным отношениям. Кроме того, отмечается утрата корней, снижение морального и духовного авторитета семьи, что, по нашему мнению, можно объяснить отсутствием или недостаточным обращением к народным идеям и опыту семейного воспитания, а также разнообразием внесемейных контактов и источников влияния.

Таким образом, настоящие реалии социума, значимость формирования готовности к созданию семьи в общей системе образования подчеркивают исключительную ее роль в становлении личности, в жизнедеятельности общества, поскольку в ней субъект проходит первичную и самую главную воспитательную идентификацию, и семья выступает одной из основных сил, влияющих на его формирование.

Контент-анализ литературных источников [4. С. 162], результаты исследования и наши наблюдения позволяют утверждать, что, с одной стороны, в семье в как бы замкнутом объединении людей ревностно защищаются внутренний мир, тайны, секреты, обеспечивается противостояние внешним воздействиям.

В то же время в современном мире усиливается значимость формирования готовности к созданию полноценной семьи, разработке семейной политики, направленной на радикальное укрепление положения семьи в обществе среди других социальных институтов, что предполагает, на наш взгляд, решение следующих проблем:

- повышение роли и ценности семейного образа жизни, родительства,

Психолого-педагогические науки

• • •

51

укрепление социальных норм семьи и брака, детности семьи;

- обеспечение условий суверенности семьи, устранение подчинен-

Примечания

ности семьи государству, улучшение и совершенствование процесса семейного воспитания в целях улучшения жизни будущих поколений.

1. Ильин И. А. О семье. Собрание сочинений. T. 1. М. : Русская книга, 1993. С. 142-167. 2. Ни-кандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. С. 3-10. 3. Семья на пороге третьего тысячелетия / под ред. А. И. Антонова и др. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1995. 237 с. 4. Токарева С. Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. М., 1989. 169 с. 5. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Собрание сочинений. М.-Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. T. 2. С. 333-361. 6. Хатаев Е. Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М. : Народная педагогика, 1993. 132 с. 7. 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

Статья поступила в редакцию 27.05.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.