Научная статья на тему 'Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников'

Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
806
80
Поделиться
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / THE CLASSIFICATION OF THE FAMILY VALUES / THE FAMILY BUILDING / MORAL ETHICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акутина Светлана Петровна

В статье раскрываются различные научные подходы к классификации семейных ценностей, их значение в становлении семейного уклада; выявлены компоненты семейного уклада, показана его роль в воспитании духовно-нравственных ценностей. Выделены главные ценности семьи в различных брачно-семейных сферах.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акутина Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Family Way in Education of Spiritual-Moral Values of Schoolboys

In this articles there are enlightened different scientific ways to the family values classifications, their roles in the family forming process; there are underlined the family built components, as well as, indicated the role of the family building in education of moral ethical principles. The main family values are determined in different matrimonial family spheres.

Текст научной работы на тему «Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников

С. П. Акутина

В статье раскрываются различные научные подходы к классификации семейных ценностей, их значение в становлении семейного уклада; выявлены компоненты семейного уклада, показана его роль в воспитании духовно-нравственных ценностей. Выделены главные ценности семьи в различных брачно-семейных сферах.

Ключевые слова: классификация семейных ценностей, семейный уклад, духовно-нравственные ценности.

Family Way in Education of Spiritual-Moral Values of Schoolboys

S. P. Akutina

In this articles there are enlightened different scientific ways to the family values classifications, their roles in the family forming process; there are underlined the family built components, as well as, indicated the role of the family building in education of moral ethical principles. The main family values are determined in different matrimonial family spheres.

Key words: the classification of the family values, the family building, moral ethical principles.

Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры: истине, благу и красоте. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни формирует она у своих детей.

Ученые, занимающиеся проблемой семейных ценностей, классифицируют их с различных научных позиций. Так, по мнению социологов М. С. Мацковского, Л. И. Савинова и т. д., в число ценностей семьи в различных брачно-семейных сферах входят следующие:

- в сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности - любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи: ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества: поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям;

- в сфере родительства (сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга);

- дети как семейная ценность (наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни);

- семейные функции как ценность (хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.);

- сфера отношений как семейная ценность (истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т. д.);

- выполнение семейной роли (способность к плодотворности, разрушению);

- социализация как семейная ценность (приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие) [7].

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.

В контексте научного исследования проанализируем, за счет чего традиционный строй семьи давал людям возможность не растрачивать попусту жизненные силы, а приумножать их. Для этого дадим краткую характеристику составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя следующие компоненты:

- обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),

- традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно значимого содержания культуры, жизни семьи),

- отношения (сердечные чувствования и настроения),

- правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,

- распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года.

На наш взгляд, осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире. Смысл этой задачи заключается, по мнению И. А. Ильина, в том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях». И. А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовет и раскрывается». Это природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности, истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости, неподдельное сочувствие всему страдающему, действенная любовь к ближним, блаженная сила совестного акта, мужество национального героя, творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью, непосредственное молитвенное обращение к Богу, «который и слышит, и любит, и помогает» [2. С. 199-214].

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать сложную задачу: становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям; создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Сложностями на пути решения этих задач являются современное секуляризованное социокультурное окружение, скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания, отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и не-

достаточность личной духовной опытности, отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей, духовная немощь сегодняшних детей и родителей.

Мы поддерживаем точку зрения А. М. Русец-ка, которая указывает, что эффективность формирования культурных ценностей у детей обеспечивается опорой на принципы семейной педагогики. Реализация принципов формирования у них культурных ценностей осуществляется на основе потребностей в зависимости

- от возраста и интересов членов семьи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совместного участия в культурной жизни, выполнения общественных, культурных и профессиональных ролей;

- обретения самостоятельности молодым поколением и одновременно укрепления его связей с семьей;

- разумного применения поощрений и наказаний в семье;

- самоактивности растущего человека в культуре;

- творческого проявления активности ребенка в культуре, самоуправления его в культурной жизни [6. С. 10].

Ученый указывает, что в процессе формирования семейного уклада и воспитания духовно-нравственных ценностей необходимо основываться на следующих принципах: культивирования семейных ценностей (мировоззренческие взгляды супругов, отношение к различным обрядам, ритуалам, традициям); рационального и дружного совместного действия членов семьи в решении нравственных и экзистенциальных проблем; партнерских взаимоотношений и уважения к индивидуальности каждого члена семьи; защиты семьи от негативных общественных влияний (средств массовой информации, соседей, отдельных личностей, с которыми взаимодействуют члены семьи); любви, совместной ответственности всех членов семьи за ее благополучие и функционирование; уважения к опыту старшего поколения (сохранение национальных, религиозных и семейных традиций); поддержки дружественных отношений с ближайшей родней, дальними родственниками и соседями [6. С. 29-30].

Говоря о современной семье, Н. Н. Обозов подчеркивает, что если в прошлом семью объединяли чисто внешние, формальные факторы (закон, нравы, общественное мнение, традиции и др.), то в настоящее время формируется новый тип семьи, единство которой все больше зависит

от личного отношения друг к другу всех ее членов - их взаимопонимания, привязанности, взаимного участия, уважения, преданности, симпатии и любви [4. С. 16].

Мы согласны с Л. М. Панковой, выделяющей следующие главные ценности семьи: любовь, дети, здоровье всех и совместно проведенное свободное время. Духовные ценности семьи обладают долговечностью и часто представлены вещественно. Это может быть домашняя библиотека, которую собирал еще дед или прадед, фонотека, записи-воспоминания, дневники, письма, фотоальбомы, портреты, семейный архив в целом, документы, награды, ордена и т. д. Это могут быть особые реликвии: пуля, вынутая из тела после боя; молочный зубик ребенка, удаленный матерью в домашних условиях с помощью нитки; первые, неосознанные рисунки маленького человечка; прописи с первым словом «мама, мир, родина»; камень, изъятый из почки во время операции; кортик офицера, служившего на флоте, может быть, много лет тому назад; пожелтевшие страницы солдатских писем; личные вещи умерших людей и т. д. Если все это хранится в доме, то может быть использовано в воспитательной работе, так как обладает духовной памятью прошлого [5. С. 77-78].

На протяжении всего своего существования институт семьи реализовывал те ценности и семейный уклад, ради которых семья существует. Это так называемые родовые ценности семьи и брака. Вслед за Л. И. Савиновым к родовым ценностям семьи мы относим

— сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которых является любовь;

— рождение детей - ценность, в ходе достижения которой проявляются не только биологический инстинкт, но и важные духовные и социальные параметры;

— различные ценностные ориентации, благодаря которым в многопластовой сфере общения члены семьи имеют возможность окунуться в мир человечности. Этому способствует выполнение роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и т. д. [7. С. 31].

Мы, вслед за Е. И. Зритневой, Л. М. Панко-вой, Л. И. Савиновым, взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с жизнью и функциями традиционной семьи, выделяем следующие ценности семьи:

— ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения (социальная значимость семьи, традиционность

роли семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе и т. д.);

— ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве (принятие на себя новой социальной роли родителя, самоутверждение в этой роли, осознание творческого характера воспитательного процесса в семье, осознание ребенка как ценности и т. д.);

— ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании (принятие каждого члена семьи со всеми его достоинствами и недостатками, возможность чувствовать себя любимым, нужным и самому проявлять чувства в отношении близких людей и т. д.);

— ценности, связанные с удовлетворением физиологических потребностей супругов; позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность (длительность семейно-брачных отношений, постоянство партнера, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка и т. д.);

— ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, с супругом, с родственниками, с друзьями супруга и детей, обмен духовными ценностями и т. д.);

— ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т. д.) [1]. Анализируя научные источники, проводя экспериментальное исследование, мы пришли к выводу, что основой прочного семейного уклада являются духовно-нравственные ценности.

Стремительное изменение в течение последних десятилетий духовно-нравственных ценностных ориентаций, во многом повлиявших на развитие взаимоотношений внутри семьи, возрастающая ценность эмоционально-психологической стороны семейной жизни резко повышают уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, к выполнению роли семьянина, реализовать которые многие супруги просто не в состоянии в силу социокультурных традиций общества и своих индивидуальных особенностей.

Мы соглашаемся с точкой зрения А. В. Муд-рика в том, что высокий уровень эмпатии, взаимоуважение и принятие, полную интимность и другие ценностные стороны семейной жизни не-

возможно достичь, не имея соответствующего опыта, подготовленности к браку и не прилагая довольно больших усилий [3]. Таким образом, в ситуации кризиса воспитания, глобальной дис-функционализации семейных отношений, утраты многих семейных ценностей, приоритета личных интересов над семейными своевременное и всестороннее воспитание духовно-нравственных ценностей старшеклассников, воспитание будущего семьянина, ответственного и осознанного отношения к родительству способствует решению психолого-педагогических проблем современной семьи.

Для полноценной реализации роли семьянина и, как следствие, благополучного бытия семьи, для формирования духовности школьников необходим ряд обстоятельств: защита интересов семьи в целом и отдельных ее субъектов (родителей, детей, мужа, жены); адекватная репрезентация и признание всех ее составляющих в разных сферах духовной культуры; воспитание будущего семьянина на основе духовно-нравственных ценностей; многоаспектное взаимодействие семьи, школы и других общественных институтов, отвечающих за сохранение и развитие личности и за развитие комплекса семейных ценностей. Все сказанное подтверждает значимость взаимодействия семьи и школы в воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников на современном этапе, обу-

славливает актуальность и своевременность

представленного исследования.

Библиографический список

1. Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук; 13. 00. 01 / Е. И. Зритнева; Северо-Кавказский государственный технический университет. -Ставрополь, 2006. - 370 с.

2. Ильин, И. А. Путь духовного обновления [Текст] / И. А. Ильин. - М. : Русская книга, 1993. - С. 199214.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] : учеб. пособие для студентов / А. В. Мудрик. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

4. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] : Н. Н. Обозов. - Киев; Лыбить, 1990. - 191 с.

5. Панкова, Л. М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 09. 00. 13 / Л. М. Панкова; Ленинградский государственный областной институт им. А. С. Пушкина. -СПб., 2006. - 385 с.

6. Русецка, А. М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье [Текст] : автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13. 00. 02 / А. М. Русецка. -М., 2007. - 45 с.

7. Савинов, Л. И. Семьеведение [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Савинов; Мордовский университет. -Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. - 196 с.