Научная статья на тему 'Современные подходы к сущности понятия «Семейные ценности»'

Современные подходы к сущности понятия «Семейные ценности» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12030
1472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / БРАК / MARRIAGE / ЦЕННОСТЬ / VALUE / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мжельская Екатерина Валерьевна

Автор статьи рассматривает современные методологические подходы к классификации семейных ценностей. В исследовании дается анализ классификации семейных ценностей. Автором раскрыта роль и возможности семьи в формировании семейных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN APPROACHES TO THE IDEA OF FAMILY VALUES

The author of the paper reveals the modern methodological approaches to the family values classification. The study presents an analysis of the classification of family values. The author discloses the role of the family and its impact on the family values development.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к сущности понятия «Семейные ценности»»

А.А. Манькевич

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ...

йна, когда была осада Твери?

«Дмитрий Иванович, высказав открытое неповиновение Орде, также стал готовиться к решающей схватке с врагом» [2, С. 148]. С какой Ордой? Хотя о расколе орды на западную и восточную ранее было уже сказано.

Рассказывается о битве на реке Пьяне, но не названа сама битва и дата (2 августа 1377 г.). Причем московско-нижегородские войска были разбиты не Араб-шахом, а Мамаем [2, С. 149].

Далее авторы учебника констатируют: «В довершение всего Дмитрий отказался выплачивать дань Орде» [2, С. 149], но Донской не выплачивал ее еще с 1373 г. (по мнению А.А.Горского).

Л.А.Кацва и А.Л.Юрганов дали полную информацию еще об одном конкуренте Москвы за лидерство в объединении русских земель - Великом княжестве Литовском, о княжении Д.И.Донского. В повествовании о Куликовской битве справедливо сказано, что у Донского не было общерусского войска (не было дружин из Рязани, Твери, Суздаля, Смоленска, Новгорода) [1, С. 182].

Несмотря на отмеченные недостатки, на наш взгляд, учебник Л.А.Кацвы и А.Л.Юрганова отвечает всем современным требованиям.

Во-первых, учебный материал изложен достаточно полно, грамотно и в соответствии с современными достижениями исторической науки.

Во-вторых, в конце каждого параграфа выделены необходимые к запоминанию даты, термины и понятия.

В-третьих, учебник хорошо снабжен интересными иллюстрациями, схемами, картами.

В-четвертых, современный стиль изложения помогает учащимся легче усваивать курс отечественной истории.

Безусловно, данный учебник по истории России с древнейших времен до конца XVI века нуждается в доработке, но при этом может уже сейчас стать базовым, единым для всех общеобразовательных школ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М.: МИРОС, издательство «РОСТ», 2007. 539 с.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 2001. 222 с.

© 2013

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PRESENT-DAY TEXTBOOKS CONTENT ON RUSSIAN HISTORY IN THE XIV CENTURY

A.A. Mankevich, candidate of historical sciences, associate professor of the department

of «Russian history and archeology»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: This article presents a comparative analysis of modern textbooks on Russian history for students of comprehensive schools. Particular attention is paid to the problem of unification of Russian lands into a single state in the XIV century.

Keywords: reasons for Moscow rise, struggle for the yarlyk, struggle for leadership in the unification process.

УДК 371

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

© 2013

Е.В. Мжельская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Всеобщей истории и методики обучения» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Автор статьи рассматривает современные методологические подходы к классификации семейных ценностей. В исследовании дается анализ классификации семейных ценностей. Автором раскрыта роль и возможности семьи в формировании семейных ценностей.

Ключевые слова: семья, брак, ценность, семейные ценности.

Среди ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из крупнейших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В её сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство; в надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Социально-экономические преобразования в современном обществе затронули все сферы общественной жизни, в том числе и семью. Функциональные возможности семьи во многом утрачены, практически разрушены традиционные семейные устои. По мнению А.Б. Рогозянского, семья перестаёт быть высшей ценностью, эти отношения становятся просто ненужными или выхолащиваются до такой степени, что приобретают характер формального общения. Возникает проблема уже даже не «отцов и детей», а отсутствия какой-либо связи, какой-либо преемственности между поколениями [1, с.193].

В исследованиях современных отечественных и зарубежных ученых (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Т.В. Лодкиной, Ч. Рейча, Д. Янкеловича и др.) установлено, что ценность семьи и семейных отношений у молодёжи падает в связи с формированием системы ценностей, основанной на приорите-

те индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, разрушении семейного уклада, низкого уровня представлений о базовой социально-психологической функции человека - родительстве (материнстве и отцовстве) [2, с.62].

Таким образом, важнейшей задачей общества является создание единой системы, направленной на укрепление и сохранение семьи как основной микросреды социализации и защиты человека с целью формирования у него истинных общечеловеческих ценностей, которые с изменением исторических условий трансформировались, модифицировались, но вместе с тем, остались признанными всем цивилизованным обществом [3, с. 8].

Общество испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, в изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. Система образования должна занимать в этом процессе основное место, так как она обладает рядом преимуществ по сравнению с другими социальными системами: располагает педагогическими кадрами, специальными временными, материальными ресурсами. Образовательные учреждения могут проводить систематическую целенаправленную подготовку школьников к семейной жизни, форми-

ровать общественное мнение о ценности семьи для общества и для каждого человека в отдельности [4, с. 87].

Исследование проблемы формирования семейных ценностей связано с изучением теоретических основ и выявлением специфических особенностей данного процесса. Для понимания, почему семья является одной из главных ценностей человека и общества, какие семейные ценности будут важными и основополагающими для каждой семьи следует определиться с базовыми понятиями: «ценность», «семья», «ценность семьи», «семейные ценности». Анализ научной литературы показывает наличие различных точек зрения относительно определения указанных категорий. В логике исследования рассмотрим сущность данных понятий.

В «Национальной философской энциклопедии» ценность - это термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности [5].

В «Большом толковом словаре русского языка» под ценностью понимается важность, значимость [6,1461].

В исследовании В.П. Бездухова, А.В. Бездухова при анализе понятия «ценность» рассматривается подход М.С. Кагана, который определяет ценность как значение данного предмета для субъекта, специфическое отношение, связывающее объект с субъектом, и Г. Олпорта, трактующего ценность как некий личностный смысл, категорию «значимости», а не категорию знания [7, с.97].

Осмысление представленных выше определений категории «ценность» показывает, что специфический признак существования ценности - значимость, важность. Ценность всегда и одновременно значимость чего-то (кого-то) и для кого-то. Её основой может быть объективная реальность, продукты человеческого творчества и содержания сознания. Ценность возникает в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценки человеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы.

Ценности всегда носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека, в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей [5].

Древнейшим жизнеустройством на земле, одним из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей, является семья. В современной философии, социологии, психологии, педагогике нет единого определения семьи. Каждая из наук в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи.

В «Большом толковом словаре русского языка» семья определяется как «группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе» [6, с. 1175].

Педагог Т.А. Куликова определяет семью как «малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения» [8, с. 22].

Таким образом, наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве. В последние годы семью всё чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчёркивая тем самым, что для неё характерна особая система межличностных отношений, которые в боль-114

шей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание её членов, общее домашнее хозяйство.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе, понятие «семья» часто отождествляют с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее значение, не являются синонимами. «Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Брак и семья возникли в разные исторические периоды, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей» [8, с. 23].

Общепризнанным является взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм общественного регулирования между полами. В первобытном обществе постепенно складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования отношений между мужчиной и женщиной, направленные на продолжение непрерывности жизни, т.е. возникают брачные отношения между полами. Постепенно меняется характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные критерии: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчинённость женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

Проанализировав понятия «ценность» и «семья», необходимо определить, в чем заключается ценность семьи. Ценность семьи - это значимость, важность малой социально-психологической группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения, для каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Однако в реальной жизни ценность семьи не всегда и не всеми осознаётся с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг жизненного благополучия, начинают задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что так легко потеряли и вряд ли могут воссоздать в том же виде опять.

В последнее время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Это связано с необходимостью осознания, что происходит в семье и почему так часты разводы, от чего семья всё чаще ограничивается одним ребёнком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.

Вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи - дело отнюдь не такое простое. Успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с Самарский научный вестник. 2013. № 4(5)

осознанием всей огромной ответственности. Поэтому подрастающее поколение необходимо готовить к семейной жизни. Каким образом это можно осуществить? По мнению специалистов, занимающихся вопросами укрепления института семьи в современном российском обществе, эффективный путь осуществления этой задачи - формирование у школьников ценности семьи и семейных духовно-нравственных ценностей. Что такое семейные ценности? Чем отличается данное понятие от понятия «ценность семьи»?

По федеральному закону Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступающему в силу с 1 сентября 2012 года (статья 5, пункт 5), к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, среди прочей, информация, «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи» [9]. При этом содержание понятия «семейные ценности» в законе не раскрывается.

В «Большом толковом словаре русского языка» семейные ценности понимаются как «ценности, относящиеся к семье; связанные с жизнью семьи, в семье» [6,с. 1173].

В исследовании Н.И. Лапина, семейные ценности определяются как «положительные или отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями» [10, с. 21].

С.П. Акутина определяет семейные ценности как «духовно-нравственные ориентиры, социально одобряемые и разделяемые большинством людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи» [11, с.52].

В методических рекомендациях к реализации в образовательных учреждениях программы «Уроков семьи и семейных ценностей» от 1 сентября 2012 г. семейные ценности определены как явная (открыто одобряемая и культивируемая в кругу семьи) или неявная характерная для семьи совокупность представлений, которая влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия и т. п. [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что семейные ценности - это показатели значимости, важности объектов, связанных с жизнью в семье, духовно-нравственные ориентиры, определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи.

Учёные, занимающиеся проблемой семейных ценностей, классифицируют их с различных научных позиций.

Социологи М.С. Мацковский и Л.И. Савинова среди ценностей семьи в различных брачно-семейных сферах выделяют следующие:

- в сфере брачного поведения и выбора брачного партнёра: для личности - любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи - ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи;

- в сфере родительства: сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга;

- дети как семейная ценность: наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни;

- семейные функции как ценность: хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля;

- сфера отношений как семейная ценность: истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т.д.;

- выполнение семейной роли - способность к плодот-

ворности, разрушению;

- социализация как семейная ценность: приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие [1].

Согласно Н.И. Лапину, «помимо ценностей, выделяемых на основе их конкретного предметного содержания, особый интерес для науки представляют так называемые базовые ценности. Базовые ценности составляют основание ценностного сознания людей и подспудно влияют на их поступки в различных сферах жизнедеятельности» [10, с. 24].

Таких ценностей не много, они формируются до 1820 лет, т.е. в течение первичной социализации индивида, и остаются стабильными на протяжении практически всей жизни. Однако кризисы, серьёзные перемены в жизни человека могут повлиять, «пошатнуть» эту достаточно устойчивую систему, затронуть не только состав, но и структуру ценностей, т.е. иерархические соотношения между ними в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности становятся более значимыми, а другие получают низкий статус или ранг. Следствием этого выступает изменение социального смысла тех или иных ценностей для индивидов и других социальных объектов.

Какие ценности могут выступать как базовые семейные ценности? С.П. Акутина выделяет следующие виды семейных духовно-нравственных ценностей: абсолютные ценности (любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота, соборность); видовые духовно-нравственные ценности: при-родно-географические ценности (природные условия и ресурсы, труд); общественно-государственные ценности (Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, достоинство, мир); культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды) [11, с. 18].

Основные семейные ценности, без сомнения, для каждой семьи будут уникальными. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савинов Л.И. Семьеведение: учеб.пособие / Л.И. Савинов; Мордовский университет. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. 196 с.

2. Брынцева О.С. Роль личности педагога в формировании у старшеклассников ценностного отношения к семье // Воспитание школьников. 2012. № 3. С. 62-66.

3. Семья XXI века: ценности, ориентиры: материалы Пмеждународной конференции (ноябрь 2008 г.)/Под общ. ред. В.Я. Манчева, Л.В. Куриленко. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2008. 304 с.

4. Брынцева О.С. Педагогические основы подготовки учителей к системе повышения квалификации к формированию ценностей семьи и семейных отношений у старшеклассников // Педагогическое образование в России. 2011. № 1.С. 86-92.

5. Ценности, их природа и принципы классификации. Виды ценностей. Конспект по философии. Понятие и природа ценностей [Электронный ресурс]: Национальная философская энциклопедия. Режим доступа: http://terme.ru, свободный.

6. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998. 1536 с.

7. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. Самара: Изд-во Сам ГПУ,

2000. 185 с. 10. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в

8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее Кризисной России // Социологические исследования. воспитание. Учебник для студентов средних и высших 1993. № 9. С. 17-28.

педагогических учебных заведений. М.: Изд. Центр 11. Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духов-

«Академия», 2008. 232 с. но-нравственных ценностей школьников // Ярославский

9. Федеральный Закон Российской Федерации от педагогический вестник. 2009. № 2. С. 51-54. 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информа- 12. Проведение в образовательных учреждениях ции, причиняющей вред их здоровью и развитию» «Уроков семьи и семейных ценностей» (методические [Электронный ресурс]: Информационно-правовой пор- рекомендации) [Электронный ресурс]: ГАОУ «АО тал «Гарант». 1990-2012. Режим доступа: http://www. ИППК РО», Режим доступа: http://ippk.arkh-edu.ru, сво-garant.ru, свободный. бодный.

THE MODERN APPROACHES TO THE IDEA OF FAMILY VALUES

© 2013

E.V. Mzhelskaya, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of «World history and methodology of education»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The author of the paper reveals the modern methodological approaches to the family values classification. The study presents an analysis of the classification of family values. The author discloses the role of the family and its impact on the family values development.

Keywords: family, marriage, value, family values.

УДК 93/94(091)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© 2013

Н.Н. Мокина, ассистент кафедры «Всеобщей истории и методики обучения», соискатель кафедры

«Отечественной истории и археологии»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные вопросы организации почтовой связи на территории Среднего Поволжья в 1941-1945 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, отделения перевозки почты, почтовые конторы, почтамты, городские и районные узлы связи, почтовые отделения связи, почтовые агентства.

В годы Великой Отечественной войны на связистов была возложена чрезвычайно важная задача - почтовое обслуживание Советской Армии и Военно-Морского флота, миллионов советских людей на фронте и в тылу. Учитывая большое значение почтовой связи в военное время, партийно-государственные органы власти уделяли ей большое внимание. В данной статье на основе изучения материалов Центрального государственного архива Самарской области (ЦГАСО), Государственного архива Пензенской области (ГАПО), Государственного архива Ульяновской области (ГАУО) рассматриваются основные проблемы развития сети почтовых предприятий связи в военный период в трех областях Среднего Поволжья - Куйбышевской, Пензенской и Ульяновской.

Анализ документов показал, что в 1940-е гг. в систему почтовых учреждений Среднего Поволжья входили отделения перевозки почты, почтовые конторы (в Куйбышевской области с 1944 г. - почтамт), городские и районные узлы связи и входящие в их состав отделения связи и почтовые агентства (см. приложение №1). Среди них отделение перевозки почты - специализированный тип предприятия, который выполнял операции, связанные только с обработкой почтовых отправлений как собственной, так и транзитной почты, а также обеспечивал обмен и перевозку почты по закрепленным маршрутам [1].

Остальные почтовые учреждения по характеру выполняемых функций относятся к предприятиям объединенного типа, которые предоставляли услуги всех (почта, телефон, телеграф, радио) или нескольких видов связи. Наиболее крупным из них в начале войны была Куйбышевская почтовая контора, функционирующая в областном центре. В 1944 г. в результате переклассификации Куйбышевская почтовая контора была отнесена в группу почтамтов [2, Л. 44]. Почтамт, как и почтовая контора, организовывал работу почтовой связи на территории города и области, развивал сеть отделений связи, которые работали под его руководством. Наряду с

управленческой функцией почтамт выполнял производственные функции по предоставлению услуг почтовой и электрической связи населению, предприятиям, учреждениям и организациям, производил обработку почтовых отправлений, осуществлял перевозку почты по почтовым маршрутам и доставку почтовых отправлений на закрепленной территории.

Согласно архивным данным, в Пензенской области почтовая контора начала функционировать с 1 декабря 1942 г. Она была создана путем реорганизации Пензенской объединенной конторы Наркомата связи [3, Л. 275].

Производственными подразделениями почтовой конторы (почтамта) являлись отделения связи, которые были территориально удалены от нее в целях предоставления услуг связи более широким слоям населения. Отделения связи принимали почтовую корреспонденцию, отправляли ее в почтамт или в узел связи и доставляли поступающую от них почту адресатам, т.е. выполняли те же производственно-технические функции, что и другие предприятия связи.

В областных и автономных центрах изучаемых регионов функционировали почтовые узлы - конторы связи, за каждой из которых была закреплена определенная территория. Так, в городах работали городские, а в районных центрах - районные узлы связи, которые являлись центральными предприятиями, оказывающими населению все виды услуг связи. Городские и районные узлы связи руководили размещением в городе или сельской местности отделений связи и почтовых агентств и организовывали связь на территории города или района [1].

Отметим, что почтовые агентства - это небольшие предприятия связи, которые оказывали клиентам лишь некоторые виды почтовых услуг. В изучаемых регионах почтовые агентства получили широкое распространение в сельских районах.

Таким образом, в Среднем Поволжье в изучаемый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.