Научная статья на тему 'Отношение учащихся и их родителей к учебе в школах спортивной ориентации (по результатам социологического исследования)'

Отношение учащихся и их родителей к учебе в школах спортивной ориентации (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
492
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЫ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗДОРОВЬЕ / НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / SPORTS-ORIENTED SCHOOLS / PHYSICAL DEVELOPMENT / HEALTH / MORAL AND STRONG-WILLED QUALITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевчук Юлия Валентиновна

В статье на основе анализа результатов проведенного автором репрезентативного исследования выявляются отношение учащихся школ спортивной ориентации и их родителей к пребыванию и учебе в этих школах, их мнения относительно того влияния, которое они оказывают на становление личности молодого человека, на его жизненные перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шевчук Юлия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Attitude of Schoolchildren and their Parents to the Study in Sports-Oriented Schools (according to the Results of the Sociological Research)

The attitude of schoolchildren of sports-oriented schools and their parents to attendance and study in these schools is revealed on the basis of results analysis carried out by the author of the representational research. The opinion of the schoolchildren and their parents on the influence that these schools have on the formation of a personality of a young man, on his life prospects is shown.

Текст научной работы на тему «Отношение учащихся и их родителей к учебе в школах спортивной ориентации (по результатам социологического исследования)»

ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ К УЧЕБЕ В ШКОЛАХ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Школы спортивной ориентации, физическое развитие, здоровье, нравственно-волевые качества.

Актуальность темы статьи в современных условиях определяется тем, что совершенствование системы образования в России все в большей мере осуществляется путем дифференциации учебных заведений по характеру и направленности учебно-воспитательной деятельности, их специализации по видам углубленного изучения отдельных предметов, образовательных циклов. В рамках этой тенденции развивается спортивная специализация школ и классов, которые наряду с общим средним образованием дают учащимся хорошую физическую подготовку, привлекают к систематическим спортивным занятиям, предоставляют талантливым и одаренным детям возможности самореализации в избранных видах спорта.

В связи с этим представляет значительный теоретический и практический интерес знакомство с некоторыми социокультурными аспектами жизнедеятельности этой весьма перспективной сферы системы дополнительного образования. Это тем более важно, что работа школ такого профиля отнюдь не ограничивается спортивными тренировками и подготовкой к соревнованиям различного уровня. Здесь растят прежде всего не будущих чемпионов и рекордсменов, а достойных граждан своего отечества, получающих за годы учебы полноценное общее среднее образование. В то же время интенсивная физкультурно-спортивная подготовка, несомненно, накладывает отпечаток на их учебу, воспитание, образ жизни в целом.

Цель нашего исследования как раз и заключается в том, чтобы выявить, каким образом усиленные занятия спортом в школах подобного типа влияют на процесс социализации учащихся различных классов, на формирование нравственно-волевых черт их характера, на учебу, на жизнедеятельность в целом. Нас интересуют мотивы, которыми руководствуются школьники в своих спортивных занятиях, цели, которые они перед собой ставят. Значительное внимание мы уделяем вопросам взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Изучение всех этих проблем важно не только для выявления специфики социокультурной обстановки в школах спортивной специализации. В настоящее время, как известно, в процессе реформирования общеобразовательной школы задачам оздоровления подрастающего поколения придается большое значение. Намечается перспектива значительного роста удельного веса физкультурно-спортивных занятий в учебном процессе, повышения их роли в образовании в целом. В этих условиях особо интересны нынешние школы и классы спортивной ориентации, они как бы представляют в настоящем будущее определенных аспектов развития всей общеобразовательной школы. Изучая их опыт, можно извлечь полезные уроки, которые необходимо учитывать в ходе дальнейшего ее реформирования.

В весьма малочисленной научной литературе, посвященной работе спортивных школ, преобладают медико-биологические и методические подходы к вопросам тренировочного процесса, затрагивается его влияние на здоровье школьников, их спортивные достижения. Лишь в некоторых работах обращается должное внимание на психолого-педагогические

аспекты работы с юными спортсменами, на роль интенсивных занятий физической культурой в формировании морально-волевых качеств характера подростков [Бабаян, 1977; Казанцев, 1996; Сюнг Ю Чжин, 1996; Цылев, 2001].

По нашему мнению, в деятельности школ спортивной ориентации имеется значительный и далеко не всегда используемый потенциал личностного становления юных спортсменов. В настоящей статье мы рассматриваем лишь один аспект нашего многолетнего комплексного исследования специфики социализации подрастающего поколения в школах данного типа. Некоторые результаты исследования нашли отражение в наших публикациях [Шевчук, 2003; Шевчук, 2005; Шевчук, 2007]. Здесь выявляется отношение учащихся и их родителей к пребыванию в этих школах, выясняется их мнение относительно того влияния, которое они оказывают на становление личности молодого человека, на его жизненные перспективы.

С этой целью в 2007-2008 учебном году было проведено очередное репрезентативное анкетирование школьников двух возрастных групп, обучающихся в трех спортивных школах г. Красноярска (в школах спортивной гимнастики, художественной гимнастики и акробатики). Специально разработанные анкеты заполнили 96 учащихся (37 % от всего контингента), в том числе 67 подростков 11-14 лет (44 %), обучавшихся в 5-8 классах, и 29 юношей и девушек 15-17 лет (26 %), обучавшихся в 9-11 классах. Почти все респонденты занимаются в спортшколах многие годы (начиная с дошкольного возраста) и поэтому способны с достаточным основанием отвечать на многочисленные вопросы анкеты.

Одновременно опрашивались отцы и матери учащихся, которые заполняли специальную «Анкету родителей школьников». В общей сложности было опрошено 242 родителя (39 % от всего контингента), в том числе 146 отцов и матерей детей 6-10 лет (41 % из всех родителей детей этого возраста), 67 родителей подростков 11-14 лет (44 %), 29 родителей юношей и девушек 15-17 лет (26 %).

Само поступление детей в спортивную школу, как правило, не случайно. Обычно тренеры, учителя физкультуры отбирают физически одаренных детей и советуют их родителям отдать ребенка в специализированную школу. Родители, желая развить выявленные способности сына или дочери, нередко соглашаются с этим. Чаще всего одаренные дети и сами проявляют такое желание. Заботясь о будущем своих детей, родители надеются, что занятия в спортивной школе «укрепят их здоровье» (на это указали в анкетах 54 % респондентов), сформируют «необходимые для жизни морально-волевые качества» (59 %), «оградят от влияния улицы» (50 %). При этом, отвечая на вопрос о мотивах, которыми они руководствовались, отдавая ребенка в спортивную школу, некоторые из них отметили, что у него «рано обнаружились спортивные данные» (29 %), что сделать это «порекомендовали тренеры» (15 %).

В какой мере оправдались надежды родителей на позитивное влияние занятий в специализированных школах на физическое и психическое развитие детей, на их учебу, перспективы жизненного пути? Насколько удовлетворены своим пребыванием на протяжении ряда лет в спортивной школе сами учащиеся, каковы их оценки различных аспектов своей учебы в этих специфических образовательных учреждениях? Чтобы выяснить это, в «Анкете школьника» и в «Анкете родителей школьников» был сформулирован ряд суждений, отражающих разные стороны возможного влияния спортивных школ на учебу и жизнь учащихся. Респондентам было предложено оценить свое отношение к каждому суждению по трехбалльной шкале: «полностью согласен», «частично согласен», не согласен» или отметить позицию «затрудняюсь ответить».

В табл. 1 приведены выраженные в процентах сведения об ответах учащихся, которые «полностью» или «частично» согласны с тем или иным суждением.

Мы видим, что практически все учащиеся (97 %) согласны с суждением «Я рад, что есть возможность реализовать свои природные способности к спорту». Причем большинство из опрошенных (72 %) разделяют это суждение полностью, а остальные согласны с ним час-

тично. Сам по себе этот факт убедительно свидетельствует, что, во-первых, при отборе детей в спортивные школы в должной мере учитывались их природные данные и наклонности, во-вторых, о том, что вся работа этих образовательных учреждений поддерживает и укрепляет надежды воспитанников реализовать их потенциальные возможности в спортивной сфере. Следует при этом заметить, что такого рода надежды и стремления сохраняются и у старших школьников (93 % из них в той или иной степени одобряют данное суждение), но юноши и девушки, в отличие от подростков, судят о жизненных явлениях более взвешенно, и поэтому их показатели оценок рассматриваемого суждения высшим баллом («полностью согласен») ниже, чем у младших школьников (соответственно 48 и 82 %).

Значительная часть респондентов (43 %, в том числе 34 % оценили высшим баллом) разделяют суждение, согласно которому «Школа дает мне перспективу в дальнейшей жизни, поскольку я намерен посвятить себя спортивной деятельности». С данным суждением согласна заметно меньшая часть учащихся, чем с тем, которое было рассмотрено ранее. Дело в том, что одобрение возможности реализовать свои природные способности к спорту и готовность посвятить себя спортивной деятельности - далеко не одно и то же. Доля старшеклассников, проявивших такую готовность, не уступает, а даже немного превосходит соответствующую часть подростков (соответственно 45 и 43 %). Но опять-таки юноши и девушки относятся к этой перспективе куда более осторожно, чем подростки. Среди них почти вдвое меньше тех, кто оценил ее высшим баллом (соответственно 21 и 40 %). Надо полагать, что упорные спортивные занятия на протяжении многих лет учебы в школе обеспечили старшеклассникам заметные достижения на этом поприще, поддерживающие их уверенность в перспективности такой деятельности в дальнейшем. Но более умудренные жизненным опытом по сравнению с подростками юноши и девушки, не исключая для себя в будущем спортивную карьеру, понимают, что успешная спортивная деятельность может совмещаться и с другими видами профессиональных занятий, способствовать жизненному успеху в иных сферах деятельности.

Об этом свидетельствует и тот факт, что очень многие респонденты (в общей сложности - большинство), не собираясь стать профессиональными спортсменами, в то же время удовлетворены учебой в специализированных школах, поскольку сознают, что она полезна для их будущей жизни и профессиональной деятельности во многих отношениях. Так, 57 % опрошенных согласны (в том числе

Таблица 1

Оценка учащимися своего пребывания в спортивной школе

(в процентных показателях числа ответивших «полностью согласен»

и «частично согласен»)

№ п/п Суждения, подлежащие оценке Согласен Всего 11-14 лет 15-17 лет

1 Я рад, что есть возможность реализовать Полностью 72 82 48

свои природные способности к спорту Частично 25 16 45

2 Школа дает мне перспективу в дальнейшей Полностью 34 40 21

жизни, поскольку я намерен посвятить себя спортивной деятельности Частично 9 3 24

3 Я не собираюсь стать профессиональным спортсменом, но удовлетворен учебой в спортивной школе, ибо она:

а) способствует физическому развитию, Полностью 41 46 27

укреплению здоровья Частично 16 12 24

б) формирует нравственно-волевые каче- Полностью 50 60 37

ства, которые необходимы в жизни Частично 19 13 31

в) дает мне чувство уверенности в себе Полностью 20 25 7

Частично 10 12 7

4 Активные спортивные занятия укрепляют мою волю, заставляют меня быть более организованным, целеустремленным и это помогает мне лучше учиться Полностью 61 67 48

Частично 25 19 38

5 Усиленные тренировки мешают мне хорошо учиться, потому что:

а) отнимают много времени, которого не хватает для изучения школьных предметов Полностью 10 15 0

Частично 34 22 62

б) сильно утомляют физически Полностью 20 25 7

Частично 35 25 59

в) увлечение спортом снижает мой интерес к другим дисциплинам Полностью 5 6 3

Частично 26 25 27

41 % согласны «полностью») с тем, что специализированная школа «способствует физическому развитию, укреплению здоровья», 69 % (в том числе 50 % «полностью») с тем, что она «формирует нравственно-волевые качества, которые необходимы для жизни», 30 % (в том числе 20 % «полностью») с тем, что учеба в ней «дает чувство уверенности в себе». (Сумма процентных показателей здесь превышает 100 %, т. к. респонденты могли соглашаться с несколькими позициями.)

Поскольку на этот вопрос отвечали главным образом лишь те респонденты, которые «не собираются стать профессиональными спортсменами», то практически все из них (57 % от общего контингента опрошенных, а остальные 43 %, напомним, видят в спортивной карьере свою жизненную перспективу) признают благотворное влияние спортивных школ на свое физическое развитие и здоровье. Впрочем, это вообще естественно для учащихся школ подобного типа.

Заслуживает внимания тот факт, что представители обеих возрастных групп выше всего оценили духовно-воспитательную роль спортивных школ - их влияние на формирование «нравственно-волевых качеств, которые необходимы для жизни». Этот факт уже сам по себе свидетельствует о том, что в такого рода специализированных школах при должном пси-холого-педагогическом обеспечении происходит не просто «накачка мускулов» учащихся, а формирование единства их физических и морально-психологических качеств.

Заметим, что в нашем исследовании этой проблеме уделяется особое внимание. Мы специально изучаем степень сформированности у наших воспитанников нравственных и волевых черт характера, степень влияния на их формирование конкретных видов и форм учебно-воспитательной работы (теоретических занятий, в том числе спецкурсов, тренировок, лично-командных соревнований, бесед с тренером, его примера и наставлений), взаимодействия школы с семьей. Но это - тема для специальной статьи.

Скромнее всего наши респонденты оценили влияние учебы в спортивной школе на формирование «чувства уверенности в себе». Особенно мало признавших это влияние оказалось среди юношей и девушек (в общей сложности только 14 %, в том числе лишь 7 % согласных с этим «полностью»). Очевидно, возрастные особенности молодых людей, вступающих в жизнь в сложных условиях современной России, в обстановке неопределенности будущего страны и собственной судьбы дают себя знать.

Впрочем, мы здесь снова видим, что старшеклассники и в оценке других форм позитивного влияния на их учебу в спортивной школе занимают более умеренные позиции по сравнению с подростками. Их более взвешенный и скептический подход, как это мы уже наблюдали ранее, проявляется в том, что они заметно реже, чем подростки, дают оценки высшим баллом («полностью согласны»). Соответствующие показатели в оценке влияния

на физическое развитие и здоровье - 27 и 46 %, на формирование нравственных и волевых качеств - 27 и 60 %, на уверенность в себе - 7 и 25 %.

Представляют интерес мнения школьников о том, каким образом усиленные спортивные занятия влияют на учебу в целом, на успеваемость по общеобразовательным предметам. Для выяснения этих мнений в анкете были сформулированы два противоположных суждения.

Первое из них: «Активные спортивные занятия укрепляют мою волю, заставляют меня быть более организованным, целеустремленным, и это помогает мне лучше учиться». Подавляющее большинство опрошенных (86 %) разделяют это мнение с большей или меньшей уверенностью. Воспитанники спортивных школ, как правило, на собственном опыте убеждаются в том, какую значительную роль может и должен играть спорт в волевой закалке человека, необходимой для преодоления трудностей в работе, в учебе, в жизни. В принципе признают это в одинаковой пропорции и младшие, и старшие респонденты (86 % и тех и других согласны с данным суждением). Однако и в этом случае юноши и девушки выражают свое одобрение в более умеренной степени - оценку высшим баллом («полностью согласен») дают 48 % из них, в то время как у подростков этот показатель составляет 67 %.

Многие старшие школьники, надо полагать, лучше понимают противоречивый характер влияния интенсивных спортивных занятий на их жизнь и учебу. Среди них больше тех, кто не закрывает глаза на обратную сторону медали, на то, что усиленные тренировки в ряде случаев могут отрицательно сказаться на учебе. Об этом убедительно говорят оценки, которые респонденты дали второму суждению: «усиленные тренировки мешают мне хорошо учиться».

Оказалось, что 44 % опрошенных полностью (10 %) или частично (34 %) согласны с этим суждением, потому что, по их мнению, усиленные тренировки «отнимают много времени». Причем если среди подростков так считают 37 % опрошенных (в том числе 15 % согласны с этим полностью), то среди юношей и девушек такого мнения придерживается большинство (62 %). Но никто из старших школьников это мнение не разделяет «полностью», они согласны с ним лишь «частично».

В качестве фактора, негативно влияющего на отношение к учебе, респонденты ссылаются и на то, что тренировки «сильно утомляют физически». В общей сложности на это сетуют в той или иной мере 55 % опрошенных (50 % среди младших и 66 % среди старших школьников). Причем и в данном случае свое отношение к проблеме юноши и девушки выражают менее категорично (лишь 7 % из них «согласны полностью» в признании негативной роли этого фактора).

Около трети учащихся (31 %) признает, что «увлечение спортом снижает интерес к другим дисциплинам». При этом ситуация в обеих группах примерно одинакова и характеризуется незначительным процентом тех, кто полностью согласен с данным суждением. Вполне естественно, что увлечение, повышенный интерес к какой-то сфере занятий и знаний уменьшает интерес и внимание к другим сферам, но отнюдь их не исключает. И это хорошо понимают наши респонденты, лишь частично соглашаясь с данным суждением.

С целью получения более объективной картины роли спортивных школ в социализации личности учащихся мы одновременно опрашивали и их родителей. Как уже отмечалось выше, отдавая детей в специализированные школы, родители надеялись, что многолетнее пребывание в них не только благотворно скажется на их здоровье и физическом развитии, но и внесет заметный вклад в формирование их личности, воспитание морально-волевых качеств, подготовит к жизни в современном обществе.

Каким образом оправдываются ожидания родителей, в какой мере они удовлетворены различными аспектами учебы и пребывания своих детей в спортивной школе, как соотносятся их мнения с оценками самих учащихся? Чтобы выяснить все это, в «Анкете для родителей» были сформулированы несколько суждений, каждое из которых респонденты

должны были оценить по трехбалльной шкале («полностью согласен», «согласен», «не согласен») или отметить вариант «затрудняюсь ответить». Суждения (за исключением последних двух) построены аналогично тем, которые предлагались на рассмотрение школьникам (табл. 1). Это позволяет сопоставлять мнения двух групп респондентов.

Результаты опроса родителей, представленные в табл. 2, выражены в процентах доли респондентов, которые дали соответствующим суждениям высшие оценки («полностью согласен»), а также оценки «частично согласен». Данные приводятся по массиву родителей в целом («всего») и отдельно по трем группам родителей в соответствии с возрастом их детей (от 6 до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 17 лет).

Таблица 2

Оценка родителями пребывания своего ребенка в спортивной школе

(в процентных показателях числа ответивших «полностью согласен»

и «частично согласен»)

№ Суждения, подлежащие оценке Согласен Всего Воз эаст детей (лет)

6-10 11-14 15-17

1 Мы довольны тем, что наш ребенок получил возможность реализовать свои природные способности к спорту Полностью 47 44 55 38

Частично 41 42 33 55

2 Школа дает ему подготовку к дальнейшей жизни, поскольку он намерен посвятить себя спортивной деятельности. Мы одобряем его планы Полностью 10 10 13 3

Частично 11 7 13 24

3 Мы не хотим, чтобы наш ребенок стал профессиональным спортсменом, но мы довольны тем, что он занимается в спортивной школе, ибо она:

а) способствует физическому развитию, укрепляет здоровье Полностью 41 39 48 38

Частично 28 32 21 24

б) формирует нравственно-волевые качества, которые необходимы в жизни Полностью 47 51 46 27

Частично 27 25 24 41

в) дает ему чувство уверенности в себе Полностью 41 40 43 41

Частично 30 31 28 27

4 Активные спортивные занятия укрепляют его волю, заставляют его быть более организованным, целеустремленным и это помогает ему лучше учиться Полностью 40 37 49 34

Частично 42 44 34 48

5 Усиленные тренировки мешают ему хорошо учиться,потому что:

а) отнимают много времени, которого не хватает для изучения школьных предметов Полностью 3 1 6 7

Частично 9 7 10 17

б) сильно утомляют физически Полностью 3 1 9 -

Частично 11 2 21 38

в) увлечение спортом снижает его интерес к другим дисциплинам Полностью 2 1 4 3

Частично 4 2 7 10

6 Взвешивая положительные и отрицательные стороны обучения нашего ребенка в спортивной школе, мы в целом удовлетворены этим выбором и не сожалеем о нем Полностью 47 42 60 41

Частично 46 50 37 48

Задумываясь о достоинствах обучения нашего ребенка в спортивной школе, мы приходим к выводу, что лучше было бы отдать его в обычную общеобразовательную школу

Полностью 1 - 3 -

Частично 1 - 1 3

7

Подавляющее большинство родителей (88 %), как мы видим, в той или иной мере согласны с суждением «Мы довольны тем, что наш ребенок получил возможность реализовать свои природные способности к спорту». Не согласны с этим лишь 4 % опрошенных. (Остальные затрудняются с ответом или не дали ответа вообще.)

Как мы видим, эти показатели суммарно очень близки к мнениям их детей при ответе на аналогичный вопрос (табл. 1). Возможно, родители и дети советовались друг с другом, заполняя анкеты. Но это не только не снижает значимости их оценок, но свидетельствует об их более продуманном и взвешенном характере. В то же время обе группы респондентов, как мы убедимся в дальнейшем, не копируют друг друга, а сохраняют самостоятельность в своем видении ситуации, что нередко проявляется в различии их оценок.

Существенно меньшая часть опрошенных (21 %, в том числе лишь 10 % «полностью») разделяют суждение «Школа дает ему подготовку к дальнейшей жизни, поскольку он намерен посвятить себя спортивной деятельности. Мы одобряем его планы». И здесь просматривается аналогия с мнениями школьников, среди которых также значительно меньше тех, кто согласен с предыдущим суждением. Хотя на этот раз о близости оценок говорить не приходится. Среди родителей по сравнению с их сыновьями и дочерьми примерно в два раза меньше тех, кто в какой-либо степени одобряет намерения детей стать профессиональными спортсменами (соответственно 21 и 43 %).

Большинство родителей не хотят, чтобы их дети стали профессиональными спортсменами, но в то же время довольны тем, что они занимаются в специализированной школе, поскольку понимают, какую большую пользу приносят активные занятия спортом в ряде отношений. Так, 69 % опрошенных согласны (в том числе 41 % «полностью согласны») с тем, что спортивная школа «способствует физическому развитию, укрепляет здоровье» (соответствующие показатели школьников несколько ниже - 57 и 41 %), с тем, что она «формирует нравственно-волевые качества, которые необходимы в жизни» (74 и 47 %, а соответствующие показатели школьников - 69 и 50 %), с тем, что школа «дает ему чувство уверенности в себе» (71 и 41 %, а школьники - соответственно 30 и 20 %).

За исключением последнего случая, сходство в оценках, как мы видим, весьма значительное. Однако многие родители явно переоценивают влияние спортивной школы на такое важное психологическое качество, как «чувство уверенности в себе». В подростковом и юношеском возрасте школьники порой бравируют своей независимостью, кажутся взрослым слишком самоуверенными. На самом же деле они еще не сложились как личности, не определили свое место в мире, испытывают растущую тревогу за свое будущее. Даже родители старших школьников, очевидно, недостаточно понимают своих детей в этом плане, заблуждаются в оценке влияния спортивных занятий на их самочувствие, полагая что физическая закалка, приобретенная за годы занятий в спортивной школе, сама по себе может дать им уверенность в себе. Так считают 68 % родителей старшеклассников (в том числе 41 % полностью разделяют это мнение). Совсем иначе думают и чувствуют их дети: лишь 14 % из них признают позитивное влияние спортивной школы в этом отношении. Причем только 7 % опрошенных юношей и девушек дают соответствующую оценку высшим баллом («полностью согласен»).

Сопоставим теперь мнения представителей разных поколений («отцов и детей») о том, как активные занятия спортом сказываются на учебном процессе в целом, на успеваемости по общеобразовательным предметам. Для того чтобы такое сравнение стало возможным,

на суд родителей были вынесены два противоположных суждения, аналогичные тем, которые содержались в анкетах школьников.

Первое из них: «Активные спортивные занятия укрепляют его волю, заставляют его быть более организованным, целеустремленным, и это помогает ему лучше учиться». Подавляющее большинство опрошенных (82 %, в том числе 40 % «полностью») согласились с этим суждением. Суммарные показатели школьников находятся в целом на таком же высоком уровне. Заметные различия обнаруживаются лишь в том, что в рамках суммарных показателей школьников больший удельный вес по сравнению с их родителями принадлежит оценкам высшим баллом («полностью согласен»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родители, как и их дети, видят и некоторые возможные негативные последствия усиленных тренировок, препятствующие успешной учебе. При сопоставлении мнений тех и других обнаруживается, что родители по всем перечисленным в анкете позициям в гораздо меньшей степени склонны придавать серьезное значение такого рода негативным последствиям. Так, вредным влиянием на учебу «сильного физического утомления» озабочены в общей сложности 14 % родителей и 55 % опрошенных школьников. Соответствующие данные о негативном влиянии на учебу других факторов, отраженных в таких суждениях, как «усиленные тренировки отнимают много времени» и «увлечение спортом снижает интерес к другим дисциплинам» - 12 и 44 %, 6 и 31 %. Правда, заметим, что родители старшеклассников озабочены этими обстоятельствами в несколько большей степени, чем отцы и матери подростков и тем более младших детей. Сказывается, очевидно, тревога за приближающееся окончание средней школы, за подготовку к ЕГЭ и выпускным экзаменам. Но и в этом случае юноши и девушки настроены гораздо более негативно, чем их родители. Так, на отрицательное влияние «сильного физического утомления» ссылаются в общей сложности 66 % старшеклассников и 38 % их родителей, на дополнительную затрату дефицитного времени - 62 и 24 % респондентов этих групп, на то, что увлечение спортом снижает интерес к другим предметам - 30 % детей и 13 % их родителей.

Чем объясняются столь существенные расхождения во мнениях представителей поколений отцов и детей? Возможно, родители недооценивают трудности, с которыми сталкиваются их дети. Но скорее всего дело в том, что с позиций взрослого человека все эти негативные явления кажутся менее значимыми, а порождаемые ими проблемы преодолимыми, чем с позиций подростков и юношей, которые в своей жизни с действительно серьезными трудностями еще не встречались. Впрочем, не исключено, что некоторые школьники ссылаются на эти трудности, вольно или невольно пытаясь оправдать свою лень и неорганизованность.

Два заключительных суждения, предложенных вниманию только родителей, призваны подытожить их мнение относительно учебы и пребывания детей в спортивной школе. Первое из них гласит: «Взвешивая положительные и отрицательные стороны обучения нашего ребенка в спортивной школе, мы в целом удовлетворены этим выбором и не сожалеем о нем». Высокий суммарный показатель позитивных оценок по контингенту родителей в целом (93 %) и по каждой их группе (родители младших детей - 92 %, родители подростков -97 %, родители юношей и девушек - 89 %), большой процент оценок высшим баллом как по всему массиву опрошенных (47 %), так и по отдельным категориям респондентов (соответственно, 49, 60 и 41 %). Знаменателен и тот факт, что выразил несогласие с этим суждением только один респондент (что составило лишь 0,4 % от всего контингента).

Второе суждение сформулировано таким образом: «Задумываясь о достоинствах обучения нашего ребенка в спортивной школе, мы приходим к выводу, что лучше было бы отдать его в обычную общеобразовательную школу». Разочаровавшихся учебой своих детей в спортивной школе оказалось совсем немного. С этим негативным по отношению к спортивным школам суждением согласились всего два процента из всех опрошенных родителей. Причем подавляющее большинство (79 % от всего контингента, а по выделенным вы-

ше трем категориям - соответственно 77, 82 и 79 %) выразили решительное несогласие с данным суждением.

Таким образом, репрезентативный опрос учащихся и их родителей убедительно свидетельствует, что надежды респондентов при поступлении в школу спортивной ориентации в основном оправдались как в плане физического развития и укрепления здоровья школьников, так и в отношении ожидаемого благотворного влияния спортивных занятий на формирование их морально-волевых качеств. Спортивные школы могут и должны внести весомый вклад в социализацию личности значительной части молодых людей, в подготовку достойной смены старшего поколения.

Библиографический список

1. Бабаян К.Л. Факторная структура волевых качеств спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1977. № 10.

2. Казанцев В.Н. Нравственно-волевое воспитание школьников в физкультурно-спортивной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 1996.

3. Сюнг Ю Чжин. Оценка характерологических особенностей гимнастов и ее применение в практике подготовки спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1996.

4. Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера: Из опыта работы педагога-психо-лога гимназии № 6 г. Мурманска // Вопросы психологии. 2001. № 5.

5. Шевчук Ю.В. Формирование нравственно-волевых черт характера подростков, в школах спортивных ориентации: учеб.-метод. пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2003.

6. Шевчук Ю.В. Оценка школьниками своего психического здоровья // Проблемы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи и детей дошкольного возраста. Красноярск: РИО КГПУ, 2005.

7. Шевчук Ю.В. Психическое здоровье старшеклассников (по материалам социологического исследования) // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.