Научная статья на тему 'Влияние различных видов занятий в школах спортивной ориентации на формирование морально-волевых качеств учащихся (по результатам социологического исследования)'

Влияние различных видов занятий в школах спортивной ориентации на формирование морально-волевых качеств учащихся (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЫ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / SPORTS SCHOOLS / MORAL STRONG-WILLED QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевчук Юлия Валентиновна

Согласно результатам проведенного исследования мнения студентов, обучающихся в спортивных школах, и их родителей, очень важная роль различных видов спортивных тренировок, организационных и методологических факторов, нацеленных на формирование высокоморальных и волевых качеств взрослых мальчиков и девочек в спортивных школах, очевидна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of various kinds of trainings at schools of sports orientation to formation of moral-strong-willed qualities of pupils (by results of sociological research)

According to the results of an undertaken research of students' opinion studying at sports schools and their parents a very important role of different kinds of sporting activities, organizational and methodological factors, aimed at the formation of moral and willed qualities of adult boys and girls at sports schools is clear.

Текст научной работы на тему «Влияние различных видов занятий в школах спортивной ориентации на формирование морально-волевых качеств учащихся (по результатам социологического исследования)»

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛАХ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Школы спортивной ориентации, морально-волевые качества.

В процессе модернизации системы образования в современной России значительное внимание уделяется дифференциации учебных заведений по характеру и направленности учебно-воспитательной деятельности, их специализации по видам углубленного изучения отдельных предметов, образовательных циклов. В рамках этой тенденции развивается спортивная специализация школ и классов, которые наряду с общим средним образованием дают учащимся хорошую физическую подготовку, привлекают к систематическим спортивным занятиям, предоставляют талантливым и одаренным детям возможности самореализации в избранных видах спорта.

Работа школ такого профиля отнюдь не ограничивается спортивными тренировками и подготовкой к соревнованиям различного уровня. Здесь растят прежде всего не будущих чемпионов и рекордсменов, а достойных граждан своего отечества, получающих за годы учебы полноценное общее среднее образование. В то же время интенсивная физкультурно-спортивная подготовка, несомненно, накладывает заметный отпечаток на их учебу, воспитание, образ жизни.

Задача нашего многолетнего исследования как раз и заключается в том, чтобы выявить, каким образом усиленные занятия спортом в школах подобного типа влияют на процесс социализации учащихся различных классов, на формирование нравственно-волевых черт их характера, на учебу, на жизнедеятельность в целом. В довольно малочисленной литературе, посвященной работе спортивных школ, преобладают медико-биологические и методические подходы к вопросам тренировочного процесса, его влияния на здоровье школьников, их спортивные достижения. Лишь в некоторых работах обращается должное внимание на психолого-педагогические аспекты работы с юными спортсменами, на роль интенсивных физкультурных занятий в формировании морально-волевых качеств характера учащихся [Бабаян, 1977; Казанцев, 1996; Сюнг, 1996, Цылев, 2001].

Нам представляется, однако, что в деятельности школ спортивной ориентации имеется значительный и далеко не всегда используемый потенциал личного становления юных спортсменов. В настоящей статье мы рассматриваем лишь один аспект нашего многолетнего комплексного исследования специфики социализации подрастающего поколения в школах данного типа. Некоторые результаты исследования нашли отражение в наших публикациях [Шевчук, 2003; 2007; 2010]. Здесь выявляются и анализируются мнения учащихся и их родителей о том, в какой степени формированию нравственных и волевых качеств подростков и юношей способствуют различные факторы, связанные с деятельностью школ спортивной ориентации.

Мы используем с этой целью информацию, полученную в результате очередного репрезентативного анкетирования школьников двух возрастных групп, обуча-

ющихся в трех школах спортивной ориентации г. Красноярска (в школах спортивной гимнастики, художественной гимнастики и акробатики) в 2007—2008 учебном году. Специально разработанные анкеты заполнили 96 учащихся (37 % от всего контингента), в том числе 67 подростков 11—14 лет (44 %), обучавшихся в 5—8 классах, и 29 юношей и девушек 15—17 лет (26 %), обучавшихся в 9—11 классах. Почти все респонденты занимаются в спортшколах многие годы (начиная с дошкольного возраста) и поэтому способны с достаточным основанием отвечать на многочисленные вопросы анкеты.

Одновременно опрашивались отцы и матери учащихся, которые заполняли специальную «Анкету родителей школьников». В общей сложности было опрошено 242 родителя (39 % от всего контингента), в том числе 146 отцов и матерей детей 6-10 лет (41 % из всех родителей детей этого возраста), 67 родителей подростков 11-14 лет (44 %), 29 родителей юношей и девушек 15-17 лет (26 %).

Новый этап мониторинга подтвердил и конкретизировал полученные ранее данные о значительном и многогранном влиянии учебы в спортивных школах на формирование и развитие нравственно-волевых качеств учащихся. Об этом свидетельствуют ответы на детальные вопросы анкет как школьников, так и их родителей. Среди мотивов, которыми руководствовались родители, отдавая детей в школы спортивной ориентации, первые три места занимали такие соображения: занятия в этих школах «сформируют необходимые для жизни морально-волевые качества» (59 % опрошенных отцов и матерей отметили в анкетах этот мотив), «укрепят здоровье детей» (54 %), «оградят детей от влияния улицы» (50 %).

Судя по результатам анкетирования, эти надежды в целом оправдались. Подавляющее большинство учащихся (69 %, в том числе 50 % «полностью» и 19 % «частично») удовлетворены учебой в спортивной школе, ибо она «формирует нравственно-волевые качества, которые необходимы в жизни». Родители поддерживают позицию своих детей (соответствующие данные — 68 %, в том числе — 49 % «полностью» и 19 % «частично»), В процессе исследования выяснилось, что влияние учебы в спортивных школах на различные личностные качества учащихся весьма неоднозначно. В целом ее воздействие на волевые качества оказывается более значимым, чем на качества морального плана. Причем среди волевых качеств по степени подобного влияния на первое место выдвигается «целеустремленность», а среди нравственных — «коллективизм (взаимопомощь, товарищество)». Совершенствование учебно-воспитательной работы с необходимостью требует выяснить — какие именно виды занятий в школах спортивной ориентации, какие конкретно факторы их деятельности и в какой мере способствуют формированию и развитию взаимосвязанных и в то же время имеющих свою специфику нравственных и волевых личностных качеств учащихся.

С этой целью и школьникам, и родителям были заданы по два аналогичных вопроса. Первый из них должен конкретизировать представления о факторах, формирующих нравственные качества, второй — волевые качества. Первый вопрос, адресовался учащимся: «В какой степени различные виды спортивных занятий и форм организации спортивно-тренировочной деятельности оказывают влияние на формирование у вас нравственных качеств?». Далее перечислялись эти виды и формы и предлагалось оценить влияние каждого фактора по трехбалльной шкале («в значительной мере», «в меньшей степени», «не оказывает») или отметить вариант «затрудняюсь ответить». Результаты опроса отражены в левой части табл. 1. В целях лаконичности и большей наглядности здесь приводятся только оценки высшим баллом («в значительной мере»).

Таблица 1

Учащиеся и родители о влиянии различных факторов на формирование нравственных качеств

(в процентах оценок этого влияния «в значительной мере»)

№ п/п Факторы Учащиеся Родители

всего 11-14 лет 15-17 лет всего учащихся 11—14 лет учащихся 15-17 лет

1 Теоретические занятия (в том числе спецкурс и др.) 31 39 14 41 30 52

2 Тренировки 82 88 69 66 64 69

3 Личный пример тренера, его наставления 67 73 52 65 76 55

4 Личные соревнования 63 66 59 61 70 52

5 Командные соревнования 59 61 55 70 80 39

6 Игры 33 42 14 40 46 34

7 Спортивно-оздоровительный лагерь 56 64 38 63 67 59

8 Внетренировочная деятельность 30 30 31 41 42 41

9 Волонтерская деятельность 13 16 3 10 12 7

Судя по обобщенным для двух возрастных групп учащихся показателям (82 % оценок высшим баллом), первое место безоговорочно принадлежит «тренировкам». И это, очевидно, не случайно, посколько хорошо организованная тренировочная работа побуждает молодых людей мобилизовать все свои силы и возможности, чтобы проявить себя в глазах тренера и товарищей с лучшей стороны. Спортивные тренировки поэтому не только вырабатывают необходимые для соревнований навыки и умения, но и воспитывают трудолюбие, укрепляют чувства собственного достоинства, самостоятельности, ответственности.

Второе общее место также с высоким обобщенным для обеих групп показателем (67 %) занял такой фактор, как «личный пример тренера, его наставления». И это, конечно, не случайно. Хорошо известно, что нравственный образ учителя, наставника, его доброжелательность, справедливость, умелый подход к каждому играют исключительно важную роль в воспитании молодого человека. В спортивной школе этот эффект усиливается, поскольку тренер в силу специфики своей работы больше общается с воспитанниками, чем обычные учителя-предметники, лучше знает их, имеет больше возможностей для индивидуальной работы с каждым из них.

Последующие третье и четвертое места в интересующем нас отношении с близкими показателями (соответственно 63 и 59 % оценок высшим баллом) заняли «личные соревнования» и «командные соревнования». Оба эти вида соревнований способствуют гармоничному сочетанию индивидуального и коллективного начал в моральном облике человека. Мы специально опрашивали наших юных респондентов о том, какие мотивы преобладают в их стремлении к высоким спортивным достижениям. Высшим баллом («прежде всего») были оценены такие мотивы: «чувство ответственности за успех команды» (81 %), «почувствовать радость победы, достижения успеха» (72 %), «испытать свои силы и возможности, поверить в себя» (71 %), «порадовать родителей, тренеров, друзей» (67 %). Соревнования особо важны для выработки «чувства локтя», проявляющегося в коллективизме, товарище-

стве, когда каждый член команды отдает все силы не только ради личного достижения, но и ради успеха общего дела. Несомненно, соревнования укрепляют и чувство ответственности перед товарищами по команде, перед тренерами, перед школой, заставляют строже, самокритичнее относиться к себе, к своей подготовке, побуждают «выкладываться» до конца, преодолевая усталость, недомогание, а порою и боль. В нравственном отношении немаловажен и тот факт, что присущее молодым людям здоровое честолюбие удовлетворяется на спортивных соревнованиях за счет собственных усилий, собственных достижений подростков и юношей.

Большинство респондентов (56 % всего контингента опрошенных) высоко оценивают воспитательную роль спортивно-оздоровительного лагеря. В летних специализированных лагерях при хорошей организации их работы значительный воспитательный эффект дает умелое сочетание интенсивных спортивных тренировок, укрепляющих здоровье физических упражнений и разнообразных занятий детей в свободное время.

Примерно треть опрошенных большое значение в формировании и развитии своих нравственных качеств придают таким факторам, как «игры» (33 % оценок высшим баллом), «теоретические занятия» (31 %), «внетренировочная деятельность» (30 %). Игры, приближенные по своему характеру к спортивной специализации учащихся, не только способствуют развитию необходимых для спортивных достижений физических качеств, но и вносят разнообразие в монотонный тренировочный процесс, повышают интерес к занятиям, вносят в них элементы азарта, состязательности. Как мы видим, игровые формы подготовки спортсменов по вполне понятным причинам подростки оценивают гораздо выше, чем юноши и девушки (соответственно 42 и 14 % оценок высшим баллом). В старших классах эта форма занятий вообще редко используется.

Примерно такую же ситуацию мы наблюдаем и при оценке нравственно-воспитательного значения «теоретических занятий» (при общем показателе 31 %, у подростков он составляет 39 %, а у юношей и девушек — всего лишь 14 %). В целом сравнительно невысокая роль этих занятий (особенно для старшеклассников) объясняется, скорее всего, тем, что они посвящаются главным образом методике тренировок, тактике спортивных соревнований. Вопросам же морали, в частности спортивной этики, не уделяется должного внимания. Спецкурсы же по данной проблематике не читаются вообще.

Практически на одинаковом невысоком уровне подростки и юноши оценивают в интересующем нас отношении роль «внетренировочной деятельности» (общий показатель — 30 %, подростки — 30 %, юноши и девушки — 31 %). Между тем охватываемые этой деятельностью мероприятия, в частности практикуемые в спортшколах туристические походы (на «Столбы» и другие) учащихся совместно с тренерами, могли бы внести более значительный вклад в сплочение коллективов школьников, в их нравственное воспитание.

Наконец, лишь 13 % всего массива респондентов признают значительную роль в формировании нравственных качеств своего участия в «волонтерской деятельности». Причем контраст в оценках между подростками и юношами даже в рамках этого низкого общего показателя здесь особенно велик (соответственно 16 и 3 %). Это свидетельствует о том, что «волонтерская деятельность», под которой понимается вся общественно полезная деятельность учащихся, в школах спортивной ориентации организована весьма слабо, используется бессистемно, от случая к случаю, и ее большой воспитательный потенциал остается невостребованным.

До сих пор речь шла преимущественно о показателях, общих для всего массива опрошенных нами учащихся. Информация, содержащаяся в табл. 1, позволяет дифференцировать мнения представителей двух возрастных групп респондентов — подростков и юношей, выявить общее и различия в их позициях.

Сопоставляя эти позиции, нетрудно заметить, что подростки (учащиеся 11— 14 лет) значимость практически всех факторов (за исключением «внетренировоч-ной деятельности») оценивают высшим баллом чаще, чем юноши и девушки (учащиеся 15—17 лет). Основные причины подобного расхождения связаны, очевидно, главным образом с возрастной спецификой этих групп учащихся. Подростки более эмоциональны, чем их старшие товарищи, более впечатлительны, в большей мере склонны к преувеличению значимости как позитивных, так и негативных явлений и факторов окружающей действительности. Повзрослевшие и обладающие уже некоторым опытом юноши и девушки избавляются от детской восторженности, судят о жизненных явлениях более здраво и взвешенно. Они лучше сознают многогранность и противоречивость реальности, понимают, что нравственность человека формируется не только спортивной школой.

Сказывается здесь, конечно, и то обстоятельство, что на разных этапах многолетней учебы по мере перехода из начальных классов в средние, а затем в старшие изменяются удельный вес и значимость тех или иных видов учебных занятий, форм спортивно-тренировочной деятельности. Надо полагать, что этим в первую очередь объясняется в ряде случаев весьма большой разрыв интересующих нас показателей между подростками и юношами. Мы уже отмечали, что, например, роль «игр» в нравственно-воспитательном аспекте подростки оценивают высшим баллом в три раза чаще, чем юноши и девушки (соответственно 42 и 14 %).

В то же время необходимо отметить, что между позициями учащихся подросткового и юношеского возраста имеется много общего в главном и основном - в ранговом порядке оценок. Представители обеих групп наиболее высоко оценили нравственно-воспитательную значимость таких факторов, как «тренировки», «личные» и «командные соревнования», «личный пример тренера», «спортивно-оздоровительный лагерь». Последние места в этом отношении, по мнению как подростков, так и юношей, заняли «внетренировочная деятельность» и «волонтерская деятельность».

Мы познакомились с мнениями школьников относительно влияния различных факторов, связанных с учебой в спортивных школах, на воспитание нравственных черт их характера. По этому вопросу опрашивались и родители учащихся. Возможно, многие из них прежде чем ответить, советовались с детьми. Но, во-первых, это не ослабляет интерес к их мнениям, которые, конечно, сохраняют известную самостоятельность. Во-вторых, факты такого рода «консультаций» сами по себе оказывают благотворное влияние на воспитание ребенка в семье, поскольку при совместном обсуждении и дети, и родители лучше узнают друг друга, лучше сознают достоинства и недостатки как в работе спортивной школы, так и в собственной деятельности. Результаты опроса родителей представлены в правой части табл. 1.

Сопоставляя оценки детей и родителей, мы обнаруживаем общее и различия в их мнениях. Родители, например, подобно учащимся, признали высокую значимость «тренировок», «личного примера тренера», большую роль «командных соревнований», а на последнее место поставили «волонтерскую деятельность». В ряде случаев оказались очень близкими и даже полностью совпали конкретные показатели (например, 69 % старшеклассников и 69 % их родителей оценили высшим баллом роль «тренировок»).

В то же время наблюдаются порой и существенные расхождения в оценках. Родители при этом проявляют недостаточную осведомленность о настроениях своих сыновей и дочерей и, очевидно, исходят не столько из «сущего», сколько из «должного», то есть не из того, что есть на самом деле, а из того, что по их разумению, должно быть. Так, воспитательную роль «теоретических занятий» оценивают высшим баллом 52 % отцов и матерей старших школьников и лишь 14 % их детей, соответствующие показатели по «играм» — 34 и 14 %, по «внетренировочной деятельности» — 41 и 31 %. Вместе с тем значимость «личных соревнований» и «командных соревнований» юноши и девушки оценивают заметно выше, чем их родители.

Заметим, что в целом оценки родителей подростков как в ранговом, так и в количественном аспектах ближе к оценкам их детей, чем оценки родителей юношей и девушек. Не исключено, что это является следствием растущего отчуждения, ослабления взаимопонимания между родителями и детьми по мере взросления последних.

Как уже отмечалось выше, и школьникам, и родителям были заданы аналогичные вопросы относительно степени влияния тех же самых факторов учебы в спортивных школах на формирование волевых качеств подростков и юношей. Результаты опроса отражены в табл. 2.

Таблица 2

Учащиеся и родители о влиянии различных факторов на формирование волевых качеств

(в процентах оценок этого влияния «в значительной мере»)

№ п/п Факторы Учащиеся Родители

всего 11-14 лет 15-17 лет всего учащихся 11—14 лет учащихся 15-17 лет

1 Теоретические занятия (в том числе спецкурс и др.) 31 37 17 22 28 17

2 Тренировки 81 85 72 87 89 86

3 Личный пример тренера, его наставления 64 72 48 67 76 59

4 Личные соревнования 66 66 65 67 76 59

5 Командные соревнования 72 75 65 66 78 55

6 Игры 36 42 24 31 45 17

7 Спортивно-оздоровительный лагерь 53 60 38 56 64 38

8 Внетренировочная деятельность 34 39 24 20 31 10

9 Волонтерская деятельность 20 25 7 6 10 3

При сопоставлении обеих таблиц прежде всего обращают на себя внимание общие черты во влиянии различных видов и форм спортивных занятий на формирование как нравственных, так и волевых качеств характера школьников. И в данном случае на первое место безоговорочно выходят «тренировки». Высшим баллом их роль в воспитании волевых качеств оценило подавляющее большинство и подростков, и юношей, и родителей учащихся. Подобное единодушие объясняется, очевидно, тем, что только упорным, каждодневным трудом, многократными повторениями одних и тех же упражнений можно добиться определенных достижений в спорте. Именно в процессе такой деятельности под присмотром и руководством

тренеров формируются трудоспособность, умение управлять своими чувствами, настроением, появляется уверенность в себе, выковываются решительность, целеустремленность и другие волевые качества.

Большинство учащихся второе и третье призовые места в интересующем нас здесь отношении отдали «командным» и «личным соревнованиям» (соответственно 72 и 66 % оценок высшим баллом по всему контингенту опрошенных). Причем показатели младших и старших школьников по «личным соревнованиям» практически совпали (соответственно 66 и 65 %). Родители и в данном случае в целом солидаризируются с детьми.

Когда речь шла о нравственных качествах, учащиеся (особенно подростки) роли «личного примера тренера, его наставлений» придавали в целом большее значение в их воспитании, чем соревнованиям. Что касается формирования волевых качеств, то здесь значимость соревнований оказалась для школьников более предпочтительной. Жизнь свидетельствует, что волевые качества выковываются прежде всего не под влиянием бесед и примера даже достойных и уважаемых людей, а главным образом в ходе практической деятельности человека, складываются и укрепляются на собственном опыте мобилизации духовных и физических сил, преодоления лени, малодушия, трудностей.

Впрочем, школьники роль тренера и в данном отношении отнюдь не игнорируют. Более половины из них (64 % от всех опрошенных) оценили ее высшим баллом. Причем этот показатель особенно высок у подростков (72 %), которые, очевидно, больше нуждаются в поддержке и опоре со стороны взрослых, чем юноши и девушки. Родители же, порой склонные, как отмечалось выше, исходить не из «сущего», а из «должного», значимость этого фактора оценили на одном уровне с «личными» и «командными соревнованиями».

Ранговая последовательность степени влияния остальных факторов на формирование волевых качеств учащихся практически повторяет порядок их расположения в случае с нравственными качествами. Согласно общим показателям по массиву респондентов в целом, пятое место в этой своеобразной «табели о рангах» занимает «спортивно-оздоровительный лагерь» (53 % оценок высшим баллом), далее следуют «игры» (36 %), «внетренировочная деятельность» (34 %), «теоретические занятия» (31 % и, наконец, «волонтерская деятельность» (20 %).

В силу уже известных нам причин юноши и девушки по всем позициям (за исключением «личных соревнований») реже используют высшие баллы по сравнению со своими младшими товарищами. При этом роль ряда факторов в формировании волевых качеств оценивается юношами и девушками выше, чем их же роль в воспитании нравственных качеств: «теоретические занятия» (соответственно 17 и 14 % оценок высшим баллом), «тренировки» (72 и 69 %), «личные соревнования» (65 и 59 %), «командные соревнования» (65 и 55 %), «игры» (24 и 14 %). Напротив, по мнению старшеклассников, на воспитание нравственных качеств в большей мере, чем на формирование волевых, оказывают влияние «личный пример тренера» (соответственно 52 и 48 %) и «внетренировочная деятельность» (31 и 24 %).

Специфические особенности воспитательных функций тех же самых факторов характерны и для подростков. На формирование их волевых качеств в большей степени, чем на воспитание нравственных, оказывают влияние «теоретические занятия» (соответственно 39 и 37 %), «командные соревнования» (75 и 61 %), «внетренировочная деятельность» (39 и 30 %), «волонтерская деятельность» (25 и 16 %). Нравственному же воспитанию, по мнению подростков, в большей мере, чем волевой закалке, способствуют «тренировки» (соответственно 88 и 85 %), «спортивно-оз-

доровительный лагерь» (64 и 60 %). Влияние остальных факторов находится примерно на одинаковом уровне.

Сходство мнений родителей относительно факторов формирования волевых качеств характера учащихся проявляется в еще большей степени, чем в случае с нравственными качествами. Это выражается прежде всего в почти полном совпадении ранговых мест рассматриваемых факторов. Возможно, здесь сказывается влияние бесед с детьми. Но как мы уже отмечали, сам факт подобных бесед, попыток прояснить и согласовать свои мнения — явление, несомненно, позитивное в воспитательном плане.

Библиографический список

1. Бабаян К.Л. Факторная структура волевых качеств спортсмена// Теория и практика физической культуры. 1977. № 10.

2. Казанцев В.Н. Нравственно-волевое воспитание школьников в физкультурно-спортивной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 1996.

3. Сюнг Ю Чжин. Оценка характерологических особенностей гимнастов и ее применение в практике подготовки спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1996.

4. Т Тыле в В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера: из опыта работы педа-гога-психолога гимназии № 6 г. Мурманска // Вопросы психологии. 2001. № 5.

5. Шевчук Ю.В. Отношение учащихся и их родителей к учебе в школах спортивной ориентации (по результатам социологического исследования) // Вестник К! НУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 100-110.

6. Шевчук Ю.В. Психологическое здоровье старшеклассников (по материалам социологического исследования) // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7.

7. Шевчук Ю.В. Формирование нравственно-волевых черт характера подростков в школах спортивной ориентации: учеб.-метод, пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.