УДК 37
Горбунов Николай Анатольевич
Ассистент кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, gorbunov_n@ mail.ru, Рязань
ПРОБЛЕМА САМОВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ
Gorbunov Nikolay Anatolyevich
Assistant Ryazan State University, [email protected], Ryazan
THE PROBLEM OF TEENAGERS’ MORAL AND WILL QUALITIES SELF-TRAINING DURING THE EDUCATIONAL PROCESS AT SPORT SCHOOLS
В современных условиях популяризации физической культуры и стремления правительства Российской Федерации к увеличению спортивных достижений высшего мастерства особое значение имеет юношеский и подростковый спорт. Являясь начальным этапом спортивной карьеры, детско-юношеские спортивные школы становятся место дополнительного образования подростков, где они проводят основную часть свободного времени. В этих учреждениях особое место отводится системе самовоспитания подростков, направленности этого процесса и создания условий для появления потребностей в их дальнейшем развитии на протяжении всей жизни. Вместе с тем, система дополнительного образования довольно сложна и многогранна. Детско-юношеские спортивные школы находится в рамках законодательства в области образования и в области физической культуры и спорта. Соблюдение данных правоустанавливающих документов подразумевает обучение спортивным дисциплинам по строго направленным на достижение высоких спортивных результатов образовательным программам, а получение материальной выгоды от результатов своих воспитанников тренерами-преподавателями нередко сводит подростковый спорт с противоречащими общечеловеческим ценностям деяниями и методам работы при организации учебно-тренировочного процесса.
В процессе анализа процесса формирования самовоспитания нравственно-волевых качеств подростков, обучающихся в спортивных школах, выявлена недостаточность внимания педагогов к его развитию. В целях изменения сложившейся ситуации и повышения уровня потребности в самовоспитании у подростков разработана модель становления и развития самовоспитания нравственно-волевых подростков, в образовательном процессе спортивной школы.
Обучения в спортивной школе - это сложный педагогический процесс, занимающий длительный период развития юноши или девушки. Опираясь на рамки правовых норм в сфере физической культуры и спорта, в области системы дополнительного образования было определено четыре этапа обучения: 206
этап начальной подготовки, учебно-тренировочный этап, этап спортивного совершенствования и этап высшего спортивного мастерства. Всем этапам обучения соответствует тот или иной возрастной аспект, уровень сформированное™ двигательных умений и навыков, уровень физической подготовки и психологической устойчивости.
5 Ё
1 а
ю « о 8 £ і °«§
2 § « р 1) к
ь- а
О о ? Сі;
§ ё 8 £ § « Л а о
§ = в
о .'-Г а
о
X ^ а>
5 § г
2 -3 о
т О К
В" й о н « ї г о г •г к и й 5 ю
к о О- <о £ §
<* « ы 3 й и § & в Я о -
0 с ^
1 = 5-
Э-Е £
'О4 н
Р
с-
с 5 си 2
£ о о 5 о іг<
_й
Ї я а
І і I
3 Я ч
5 §■&
Тренер-преподаватель ] спортивной школы |
Подросток, обучающийся в спортавной школе
Цель: становление и развитие самовоспитания нравственно-волевых качеств у подростков в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы
Этапы обучения в детско-юношеской спортивной школе
Задачи
- выявление индивидуальных особенностей ребенка;
- создании предпосылок для процесса
самовоспитания:
- развитие двигательных навыков и физических качеств
Методы:
- спортивные
и подвижные игры.
- опросы
и анкетирование.
- беесды с родителями.
Формы:
- групповые
учебно-тренировочные
занятия;
- родитяьские
собрания.
і
г
Результат:
-прсдетавл ЧШЄ
о единооорствлх;
- владение
элементарными
двигательными
умениями« еловекл;
-ПОЯВЛС1П{С предпосы-ю»
к сомовостггаюпо.
Задачи:
- формирование нравств снио-волсвых
- организация процесса самовоспитания:
- создашь
технихо-тактического арсенала борца.
Методы:
- епорлвные игры;
- беседы с детьми и родителями-.
- просмотр видео-описей
- создание педагогических ситуаций;
выполнение контрольных злда>шй.
Формы'
- индивидуальные
и групповые учебно-трснировп’шые занятия.
- опорптно-оздоровительные лагеря;
- соревнования.
Результат:
- целостное представление
о единоборствах;
- владение
базовыми спортивными умениями.
- элементарный технихо-тяктичеекий арсенал;
-становление и развитие нравстп енно-волсвых Качеств.
Задачи:
- организация и котгроль процесса самовоспитания:
- увеличение тсхнико-тшгпгчсской подготовленности:
- создашь прсдпосыл01 аля работы над собой и участия в общественных
видах деятельности
Методы.
работа над шпагой техникой:
- создание педагогических ситуаций:
- ауторснинги;
- судейская практика.
- ЙЬШоЛНСКИС КОНТРОЛЬНЫХ заданий.
-------------£-------------
Формы:
- индивидуальные
и групповые учебно-тренирово'пше занятия:
- спортивные лагеря:
- соревнования:
- учебно-троюгровочные сборы*.
- судейские семинары
Результат:
-положительная мотзоіация к спортивной деятельности:
- впадение набором техюосп-тактнчских элементов:
- рсильная самооценка гобствснных возможностей •самосовершенствование
і спорте.
Задачи:
- контроль и направленность процесса самовоспитания:
оздцнне педагоіических условий дня самостоятельно!) работы:
- участие в общественной жн-мої и работе с детьми
Методы:
- работа над личной технихой-.
- сочдаїшс
педагогических ситуаций
- аутореиинги; судейская Практика; идсомоторнля
треїшровка;
- помощь тренеру при про» едении занятий
Формы:
- индивидуальные
У'1ебнО-ТрСЮ1рОВО'ШЫе
занятия:
- соревнования:
- учабНО-Трс|ЩрОВО'ШЫК сборы.
- судейские семинары.
- медихо-
ьосстановигельныс
мероприятия
Результат:
- положительная мотивация
к самореализации в спорте;
- активность личности в общественной деятельности: -самоко)проль и самосовершенствование в спорте.
Соответствие физических показателей и потребностей в самовоспитании нравственноволевых качеств Владение арсеналом технико-тактических действий, достаточный уровень физической подготовки Активное участие в общественной и личностно значимой деятельности в области физической культуры и спорта С ф ормиров анность нравственно-волевых качеств (самостоятельность, организованность, ответственность) нового более высокого уровня и потребность в их дальнейшем развитии
Самовоспитание нравственно-волевых качеств подростков
с? і) н
-05-
е |
1) Оч
я р £ £
Д л & 5| § э
я 2 а |
о й
2 5
Ш 0
ее = & 1
^ =5 «І Я о, а еЗ я X
^ § о Я
03 С<
О. С
я «
н о
2 >»
Ю 4) О са
.. 4> та Т 3 а
со С
я О я о та х
си * о
К о
О
о о
§ I и 2
з
ХО 1) о
о
О и
-в* §
Я <в я £
4> О
а, о
Н СХ, % § Ю Я
Модель становления и развития самовоспитания нравственно-волевых качеств у подростков, в образовательном процессе спортивной школы
Самовоспитание подростка сложный для педагогического контроля и наблюдения процесс. Становление и развитие самовоспитания происходит под влиянием различных факторов, влияние которых усиливается или ослабляется в зависимости от возраста и этапа обучения. В исследовании все факторы разделены на две группы: внутренние и внешние. Внешние - правила и требования спортивной школы и тренера; социальное окружение; спортивное сообщество; родители; друзья; средства массовой информации и популяризация материально-вещевых отношений; правовые отношения государства в сфере физической культуры; этнокультурные и географические особенности; занимаемое место в семье, учебной или иной социальной группе; внутренние - личностные особенности организма - особенности возраста, характера, воспитания; психологические и психические особенности организма; ценностные ориентиры подростка; генетические особенности; социальный опыт; уровень притязаний личности и потребности в саморазвитии; физиологические особенности; особенности настроения и отношения к спортивной деятельности.
В разработанной модели процесс самовоспитания нравственно-волевых качеств у подростков (рисунок) осуществляется на основе следующих принципов:
- непрерывность и преемственность, отражающие временную, пространственную и содержательную связь этапов и уровней нравственно- волевого развития личности подростка;
- опора воспитательного процесса в спортивной школе на ценностное отношение учащихся к социальным и культурным достижениям в общественном развитии;
- единство системного и личностно-деятельностного подходов, позволяющих педагогу-тренеру видеть и понимать интегративность воспитательных воздействий всех институтов социализации личности, ее неповторимую индивидуальность, развивать и утверждать гуманистические отношения во взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса;
- вариативность и динамичность использования средств, форм, методов и приемов воспитания в зависимости от уровней, нравственно-волевого развития подростков, этапа этого процесса, их индивидуальности;
- единство использования ближних, средних и дальних целей спортивной деятельности как необходимого условия последовательной мобилизации и проявления необходимых нравственно-волевых, психофизических возможностей учащихся для перехода на более высокую ступень личностного, социального и спортивного роста.
С целью выявления результативности реализации представленной модели становления и развития самовоспитания был организован формирующий эксперимент. Он проводился среди учащихся спортивных школ Рязани, с 2008 по 2010 гг., а так же в летний период на учебно-тренировочных сборах в загородном спортивно-оздоровительном лагере.
В нем были задействованы экспериментальная и контрольная группы, 25 и 27 человек соответственно. Эти группы являлись однородными, подрост-
ки были одного возраста и уровня развития, раннее спортом не занимались. В экспериментальной группе обучение происходило с учетом определенной направленности на становление процесса самовоспитания, стимулирование и управление контролем развития нравственно-волевых качеств подростка. В контрольной группе обучение происходило по традиционной методике, разработанным ранее учебным планам и образовательным программам, носило направленность на достижение высоких результатов в области физической культуры и профессионального спорта.
Для диагностики развития физических качеств и технико-тактических элементов был разработан ряд тестов и контрольных нормативов и определены три уровня развития: высокий, средний, низкий. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что предложенная модель становления и развития самовоспитания нравственно-волевых качеств не менее эффективна, чем традиционная методика. Количество учащихся с высоким уровнем развития в экспериментальной группе составил 20%, в контрольной - 19%; со средним уровня развития - 52% в обеих группах.
Развитие у подростков уровня владения технико-тактическими действиями наблюдалось в условиях соревнований, так же проводился анализ просмотра записи борьбы и учет выполненных технических действий (бросков, удержаний, болевых приемов). Анализ данных о количестве технико-тактических действий, использованных подростками в контрольной и экспериментальной группах, отличаются незначительно, соответственно развитие технических и физических качеств одинаково успешно происходит у подростков обеих групп.
В тоже время цель нашей модели самовоспитания нравственно-волевых качеств, соответственно ведущим показателем эффективности её реализации является сформированность нравственно-волевых качеств. Для выявления результативности становления и развития нравственно-волевых качеств подростков в процессе эксперимента проведен анализ действий подростков, участвующих в исследовании при ответе на вопросы о понятиях «нравственность» и «воля», о их значимости для человека, об отношении к ним как важным качествам для каждого спортсмена. До проведения эксперимента максимальное количество подростков отвечало без проявления интереса - 32%; отвечало с интересом - 14%, а отстаивало свою точку зрения и пыталось вступать в дискуссии и диалог по данным вопросом всего 7%. На заключительном этапе эксперимента в контрольной группе соотношение практически не изменились, только отказывающихся отвечать подростков стало меньше и составило 22% обучающихся. В экспериментальной группе количество подростков отвечающих без интереса и желания составило 15% от общего числа группы, отвечающих с нейтральным уровнем эмоций 22%, с интересом 43%, а вступило в дискуссии и было готова к дальнейшим разговорам всего 9%. Такое соотношение показывает значимость нравственно-волевых качеств в жизни подростка. Дети начинают задумываться о нравствености и воле, вступают в дисскуссии. Когда ре-
бенок в процессе своей деятельности задумываться о нравственно-волевых качествах, он впревые сравнивает их с проявлением у себя, анализирует свои поступки и деяния, старается проявить их в деятельности. Таким образом четкое выражение при ответах на данные вопросы показывает заинтересованность в желании познать эти качества, а стремлении к дискуссии показывает отношение к ним подростка.
В процессе проведения эксперимента мы обратились к сравнительному анализу занимаемого места в жизни юного спортсмена нравственных, волевых и нравственно-волевых качеств. По полученным результам видно, что в контрольной группе наиболее развиты волевые качества. По нашему мнению это связано с направленностью и спецификой спортивной деятельности, где достижение спортивных результатов зависит от проявления волевых качеств. В экспериментальной группе наиболее развиты нравственно-волевые качества - 65%, волевые - 20%, а нравственные - 15%. По нашему мнению это обусловлено направленностью и контролем процесса самовоспитания подростков, обучающихся в экспериментальной группе.
В процессе исследования был так же был проведен анализ данных об отношении к жизненно важным ценностям и о приоритете их воздействия на бытие и сознание человека. До начала эксперимента ведущее место занимало материальное положение и материальные блага - 48%). В процессе опытно-экспериментальной работы в контрольной группе уровень материальных ценностей понизился, но увеличилось ценностное отношения к карьерной деятельности - 24%. В экспериментальной группе значительно увеличилось значение уважения и достоинства - 56%, изменилась ценности семьи и карьеры. По нашему мнению такая градация соответствует развитию нравственно-волевых качеств, а недостаточное внимание к семье и карьере обусловлена возрастными особенностями подросткового возраста. Подростковый возраст меняет ориентиры деятельности и в зависимости от этого меняется ценность деятельности.
Результаты экспериментальной работы
Критерии и показатели результативности модели становления и развития самовоспитания нравс-твенно-волевых качеств До проведения эксперимента (%) Экспериментальная группа после эксперимента (%) Контрольная группа после эксперимента (%)
1 2 3 4
Уровень развития физических качеств и технико-тактических элементов Высокий 14 20 19
Средний 44 52 52
Низкий 42 28 29
Окончание таблицы
1 2 3 4 5
Значимые ценности в жизни подростка Семья 7 7 16
Карьера 9 10 24
Любовь 25 14 17
Материальное положение 48 13 29
Уважение, достоинство И 56 14
Личностные качества Волевые 36 15 40
Нравственные 28 20 32
Нравственно- волевые 36 65 28
Действия подростков при ответе на вопросы о знании понятии «нравственность» и «воля» Отказывается отвечать 25 7 22
Отвечает нехотя, смущается 32 15 32
Отвечает с равнодушно 22 26 30
Отвечает с интересом 14 43 9
Вступает в дискуссии 7 9 7
Анализ результатов проведенного эксперимента позволяет заключить, что исследуемые педагогические условия обеспечивают эффективность образовательного процесса, представленного в виде модели, по управлению развитием у подростков процесса самовоспитания и как следствием становления и развития у них нравственно-волевых качеств. Разработанные и используемые критерии и показатели выявляют достаточно высокий уровень развития общей и специальной физической подготовки; результаты выступления на соревнованиях констатируют необходимый уровень технико-тактической подготовки, а сформированность нравственно-волевых качеств нового уровня и потребность в их дальнейшем развитии доказывает правомерность разработанной модели.
Библиографический список
1. Выготский, JL С. Проблемы возрастной периодизации детского развития [Текст] / JI. С. Выготский. // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.
2. Ковалев, А. Г. Самовоспитание школьников.[Текст]/ А. Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1967. - 159 с.
3. Немов, Р. С. Психология. [Текст]/ Р. С. Немов. - М.: Просвещение, 1990. -301 с.
4. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М: Изд. Центр «Академия», 2000.
5. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М.: Издат. центр «Академия», 2001.
6. Чедов, К. В. «Спортивно-ориентированное физическое воспитание учащихся 10-11 лет общеобразовательных школ на основе дзюдо» [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / К. В. Чедов. - М., 2006.
7. Романов, В. В. Методика спортивного отбора борцов-самбистов на учебнотренировочном этапе. [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / В. В. Романов, -М, 2006.
УДК 371
Тулохонова Марина Прокопьевна
Учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения «Боханская средняя общеобразовательная школа № 1». Аспирант кафедры управления образовательными процессами и педагогическими технологиями Областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Иркутский институт повышения квалификации работников образования»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ИММУНИТЕТА ШКОЛЬНИКОВ
Tulohonova Marina Procopievna
Teacher of history and social sciences Bocan secondary school № 1, post-graduate of department of management of educational processes and pedagogical technologies, Irkutsk Institute of Post-graduate Pedagogical Education
INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES AS A MEAN OF THE INFORMATION IMMUNITY OF SCHOOLCHILDREN
В современном мире школьники широко вовлечены в процесс взаимодействия со средствами массовой коммуникации. Информация, поступающая из различных источников, может негативно влиять на сознание ребенка. Решение проблемы информационной безопасности школьников становится главной задачей современной российской общеобразовательной школы. Мы видим решение проблемы в развитии у школьников информационного иммунитета, характеризуемого как способность личности блокировать негативные эффекты информационной среды.
Большие возможности для развития информационного иммунитета школьников имеют интерактивные технологии. Обеспечивая эффективное познавательное общение, занятия с использованием интерактивных технологий обучения формируют у школьников навыки самостоятельного критического мышления. Практическое использование знаний и умений в учебной ситуации, максимально приближенной к реальности, помогает 212