Научная статья на тему 'Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста г. Ставрополя'

Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста г. Ставрополя Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ШКОЛЬНИКИ / БАЗА ДАННЫХ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / INTERNATIONAL PROGRAM / SOCIAL-PEDAGOGICAL MONITORING / HEALTH CONDITION / PHYSICAL ACTIVITY / WAY OF LIFE / SCHOOLCHILDREN / DATA BASE / SOCIAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пестова Татьяна Григорьевна

В статье анализируются данные, полученные в ходе социально-педагогического мониторинга здоровья и поведения школьников, проводимого в рамках Международного проекта «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health Behavior In School-Aged Children». The data, obtained while the social-pedagogical monitoring of schoolchildren's health and behavior held in the frames of the International Project "Health Behavior in School-Aged Children", are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста г. Ставрополя»

ш

ШТ. Г. Пестова

____Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей...

Цшшреше ннуки

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. СТАВРОПОЛЯ

Т. Г. Пестова

SOCIOLOGICAL BASICS OF HEALTHY WAY OF LIFE AND PHYSICAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN STAVROPOL TERRITORY

Pestova T. G.

The data, obtained while the social-pedagogical monitoring of schoolchildren's health and behavior held in the frames of the International Project "Health Behavior in School-Aged Children", are analyzed in the article.

Key Words: international program, social-pedagogical monitoring, health condition, physical activity, way of life, schoolchildren, data base, social pedagogy.

В статье анализируются данные, полученные в ходе социально-педагогического мониторинга здоровья и поведения школьников, проводимого в рамках Международного проекта «Health Behavior In School-Aged Children».

Ключевые слова: международная программа, социально-педагогический мониторинг, состояние здоровья, физическая активность, образ жизни, школьники, база данных, социальная педагогика.

УДК 796/799:347.77

Одно из центральных мест в общественном развитии занимают проблемы сохранения генофонда нации, формирования здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодежи к полноценной самостоятельной жизнедеятельности. На современном этапе развития нашего общества, когда остро стоит проблема здоровья населения, особое значение имеет совершенствование системы образования и формирование здорового образа жизни школьников (1).

На состояние здоровья детей оказывают влияние многие факторы: снижение уровня жизни, ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в материальном и воспитательном потенциале семьи и другие. Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20% от состояния окружающей среды, на 15% - от генетических факторов, на 10% - от деятельности служб здравоохранения и на 50% - от образа жизни.

Специалисты считают, что 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Это убедительно показывают данные Института возрастной физиологии Российской академии образования (2005 г.), в соответствии с которыми в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения физического и психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. За 8-9 ме-

сяцев обучения существенно не меняется влияние экологических и социальных факторов, но резко ухудшается состояние здоровья, что свидетельствует, о том отрицательном влиянии, которое оказывает именно школа, сам педагогический процесс, направленный на получение ребенком качественного образования (7).

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно в течение 10-11 лет, ежедневно. И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие весьма значимо.

Существуют различные характеристики поведения, которые включают в себя показатели образа жизни молодых людей. Они могут непосредственно или косвенно влиять на их здоровье как в короткий промежуток времени, так и в более продолжительный. Также целесообразно рассматривать широкий диапазон показателей, позволяющих оценить поведение детей. Образ жизни школьников изучается с помощью сбора информации относительно проживания в семье, обучения в школе и отношений со сверстниками.

Представляет значительный интерес проведение международных и межрегиональных исследований, цель которых - выявление общего и специфического в социальных процессах и явлениях, а также повторных панельных исследований, проводимых по единой программе с использованием единой методики и процедур анализа данных.

Указанный подход осуществляется факультетом физической культуры ГОУ ВПО «СГУ» в условиях участия в международном проекте «Health Behavior in School-aged Children» - «Здоровье и поведение детей школьного возраста» («ЗПШ»), проводимого под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского регионального бюро ВОЗ-ЕВРО. Участие в разработке стандартной версии анкеты для проведения социологического опроса по данной программе дает возможность накапливать научный опыт зарубежных стран в решении научно-прикладных проблем укре-

пления здоровья школьников и применения в этих целях методов социологической и поведенческой науки (7).

В ходе исследования на основе использования современных программных средств и информационных технологий создан уникальный архив социальных данных, что позволяет в дальнейшем применять методы вторичного их анализа. Использование современных программных средств и информационных технологий, систем управления базами данных и статистических информационных систем позволяет решить не просто проблему сбора социологической информации, но и создания электронного архива социальной информации, который не имеет ограничений на объем информации, позволяет включать различные типы данных, значительно упрощает проблемы переноса данных на носителях информации и доступа к ним. Современные электронные архивы позволяют хранить как традиционные конечные результаты социологического исследования (научные публикации), так и исходные эмпирические данные и результаты их поэтапной обработки, начиная от «простейших группировок и классификаций», и заканчивая сложными математическими зависимостями. Таким образом, на основе «открытых» архивов социальных данных стало возможным повторное обращение любого исследователя к первичным эмпирическим данным и проведение так называемого вторичного исследования (1).

Международный проект «Health Behavior in School-aged Children», являясь многолетним научным исследованием, предполагает сбор социологической информации по единой программе с использованием разработанной методики и процедур анализа данных. В процессе исследования используется стандартный инструмент проведения массовых социологических опросов детей 10-15 лет, включающий в себя специальную анкету, а также методику, позволяющую проанализировать отношение школьников к физической культуре, исследовать социально-педагогические факторы формирования физической активности и оценки ее результативности.

Файлы данных программы «ЗПШ» создаются по результатам национальных исследований, проведенных в каждой стране - участнице программы, использовавшей научно-методический документ исследовательского протокола. Национальные файлы данных подаются в международный банк данных, и создается международный файл данных «ЗПШ». Руководители национальных групп, являющихся полноправными членами программы, имеют доступ к международному файлу данных.

Официальным представителем России, получившим статус ассоциативного члена международной программы, является Санкт-Петербургский НИИ физической культуры. Региональные представительства организаций-соисполнителей международ -ного проекта созданы на базах вузов и факультетов физической культуры. Южный федеральный округ представлен ГОУ ВПО «Ставропольский государственный универ -ситет» (факультет физической культуры, кафедра легкой атлетики).

Задачи программы «ЗПШ»:

1. Инициировать и поддерживать национальные и международные исследования аспектов здоровья и поведения, здоровья и благополучия, их социального контекста среди детей школьного возраста.

2. Содействовать теоретической, концептуальной и методологической разработкам в вышеуказанной области исследования.

3. Создавать базу знаний в вышеуказанной научно-исследовательской области.

4. Проверять и сравнивать показатели состояния здоровья, поведения, их социальные контексты среди детей школьного возраста в странах - участницах программы посредством сбора научных данных.

5. Распространять сведения в заинтересованные инстанции, включая исследователей, политиков в сфере здоровья и образования, практиков в области укрепления здоровья школьного персонала, родителей и молодежи.

6. Развивать партнерство с важными внешними агентствами, занимающимися проблемами здоровья, для того чтобы под-

держивать разработку проблем укрепления здоровья детей школьного возраста.

7. Продвигать и поддерживать создание национальной экспертизы по проблемам здоровья и поведения и социального контекста здоровья детей школьного возраста.

8. Устанавливать и усиливать мульти-дисциплинарные международные связи между исследователеми в этой области.

9. Обеспечивать международные ресурсы экспертизы и характеристики здоровья молодежи для системы здравоохранения и практики обучения здоровью.

Инструментарием обследования по программе «ЗПШ» является стандартная анкета, разработанная международной научноисследовательской сетью и обязательная для использования во всех участвующих странах. Целевой объект обследования «ЗПШ» -это молодые люди, посещающие школу (в России это учащиеся 6, 8 и 10-х классов средней школы). Не менее 600 респондентов в каждой из трех возрастных групп (11, 13 и 15 лет) опрашивались в каждой стране. Это, как известно, тот возраст, когда начинается юность, время, когда молодые люди встречаются с проблемами физических и психических изменений, кроме того, средний школьный возраст характеризуется тем, что начинается важный период выбора будущей профессии (2).

Технология социально-педагоги-

ческого мониторинга использовалась для изучения здоровья, физической активности и образа жизни школьников Российской Федерации в целом и Южного федерального округа в частности. Выполнен сравнительный анализ результатов социологического исследования на локальном (Южный федеральный округ), федеральном (Российская Федерация) и глобальном (международном) уровнях (А. Г. Комков, Г. К. Калугина, 2002, В. А. Ма-гин, Т. Г. Пестова, В. Ситаш, 2005-2008).

Результаты нашего социологического исследования свидетельствуют о том, что в системе жизненных ценностей школьников г. Ставрополя здоровье как базовая ценность занимает 3-5-е места, после «семьи», «работы» и «учебы». В условиях современной социально-экономической ситуации ценность

67/2010

Вестник Ставропольского государственного университета Щр

здоровья все в большей степени приобретает инструментальный характер. Это связано также с тем, что при низких стартовых возможностях вхождения в рыночные отношения у большинства населения нашей страны идет эксплуатация наиболее доступного ресурса, а у детей, подростков и молодежи нередко и единственного ресурса - своего здоровья (4).

Можно выделить комплекс показателей, которые характеризуют отношение индивида к своему здоровью:

1) самооценка здоровья;

2) медицинская информированность;

3) место здоровья в системе жизненных ценностей;

4) наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);

5) экологические факторы;

6) стрессогенные факторы;

7) физическая активность.

Именно эти показатели изучались в ходе исследования, проводимого в рамках Международного проекта «Здоровье и поведение школьников». Однако следует отметить, что феномен «здоровье подростка» обладает определенной спецификой.

Сложность изучения состояния здоровья подростка состоит в том, что в основе его поведения, связанного со здоровьем, ле-

жат самые различные, иногда конфликтные потребности. При этом значительная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье, обусловливается мотивами, никак не связанными со здоровьем.

В целом результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения дальнейших исследований, направленных на изучение поведения подростков в сфере здоровья.

Показатели самооценки здоровья в совокупности с другими показателями позволяют прогнозировать поведение подростков в случае формирования групп риска. Поэтому самооценка и в качестве мотивационной детерминанты поведения относительно факторов, способствующих или угрожающих здоровью, и в качестве показателя здоровья требует пристального внимания и анализа.

В социологическом плане стресс у подростков связан с особенностями взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, удовлетворенностью своей жизнью. Преобладание негативных переживаний приводит к возникновению у подростков состояния тревожности и растерянности, что может спровоцировать возникновение серьезных отклонений в физическом и психическом состоянии, возникновение болезней.

Таблица 1

Вредные привычки и стрессогенные факторы в структуре образа жизни детей школьного возраста г. Ставрополя (%)

Показатели Возраст и пол

11 лет 13 лет 15 лет

м д м д М д

Как часто ты употребляешь что-либо из алкоголя (пиво)?

Каждый день 3,9 6,25 1,4 1,8 4,4 2,3

Каждую неделю 2,6 0,00 17,3 1,8 13,4 11,9

Каждый месяц 5,2 2,08 11,5 10,3 16,4 10,7

Редко 25,0 35,4 34,7 40,5 34,3 39,2

Никогда 63,1 56,2 34,7 45,2 31,3 35,7

Как часто ты употребляешь что-либо из алкоголя (вино)?

Каждый день 3,3 2,08 1,45 0,00 1,4 1,1

Каждую неделю 3,3 2,08 5,8 1,8 7,3 2,3

Каждый месяц 4,6 2,08 17,3 7,5 19,1 16,2

Редко 23,3 41,6 34,7 53,7 35,2 53,4

Никогда 65,3 52,08 40,5 36,7 36,7 26,7

Выпивал ли ты когда-нибудь так много алкоголя, чтобы быть по-настоящему пьяным?

Нет, никогда 81,58 89,80 57,14 70,37 33,82 52,94

Да, один раз 9,87 6,12 14,29 13,89 25,00 16,47

Да 2-3 раза 1,97 2,04 11,43 7,41 26,47 17,65

Да 4-10 раз 1,97 0,00 8,57 2,70 8,82 3,53

Да более 10 раз 4,61 2,04 8,57 4,63 5,88 9,41

В течение последних 12 месяцев сколько раз ты участвовал в д раках?

Не участвовал в драках 41,5 69,3 35,7 62,9 47,0 79,3

1 раз 20,7 16,3 14,2 20,3 14,7 6,9

2 раза 11,04 6,1 15,7 5,5 14,7 5,7

3 раза 8,4 6,1 7,1 1,8 5,8 2,3

4 раза 18,1 2,04 27,1 9,2 17,6 5,7

За последние 6 месяцев как часто ты испытывал раздражительность или плохое настроение?

Почти каждый день 16,6 11,3 23,1 18,2 8,8 11,4

Более раза в неделю 13,3 15,9 8,7 20,1 16,1 22,9

Почти каждую неделю 13,3 20,4 18,8 16,3 26,4 16,09

Почти каждый месяц 19,3 20,4 24,6 24,04 11,7 34,4

Редко или никогда 37,3 31,8 24,6 21,2 36,7 14,9

В ходе нашего исследования установлено, что около половины подростков во всех возрастных группах хотя бы один раз в месяц испытывают состояние нервного напряжения. Наиболее выраженные гендерные различия выявлены у подростков возрастной группы 13 лет (5,4% мальчиков и 18,4% девочек испытывают состояние нервного напряжения). Уровень личностной тревожности у мальчиков и юношей во всех возрастных группах ниже, чем у девочек и девушек того же возраста.

Анализ результатов нашего исследования свидетельствует о том, что по показателю «экспериментирования» с табакокурением достоверных различий у девушек по сравнению с юношами не выявлено, кроме возрастной группы 11-летних подростков. Интересно то, что 13-летние девочки имеют большие показатели «экспериментирования» с табакокурением (40,8% девочек пробовали курить), чем мальчики этого же возраста (22,3%).

Установлено, что 13,8 % девочек в возрасте 13 лет курят ежедневно, в то время как показатель приобщенности к курению у 13-летних мальчиков составляет 10,4%. В возрасте 15 лет курят ежедневно 20,8%

юношей, это достоверно выше, чем у девушек этого же возраста (12,4%).

Огорчает тот факт, что к 17-летнему возрасту практически все подростки имеют опыт употребления алкогольных напитков, а некоторые подростки (11-летние!) несколько раз бывали по-настоящему пьяными. Если в возрасте 11 лет состояние опьянения более 10 раз испытали 1,9% девочек и 2,2% мальчиков, то в возрасте 13 лет - 3,3% девочек и 7,5% мальчиков, а в возрасте 15 лет - 3,8% девушек и 12,9% юношей (различия достоверны).

Особо следует отметить, что «критическим» возрастом в плане приобщения подростков к употреблению алкогольных напитков является возраст13-14 лет. В этом возрасте 47,0% девочек и 38,5% мальчиков впервые попробовали алкогольные напитки, а 26,2% девочек и 28,2% мальчиков впервые испытали состояние алкогольного опьянения. Анализ результатов ранее выполненных исследований свидетельствует о том, что для российских 15-летних подростков характерно увеличение степени приобщенности к употреблению алкогольных напитков (уровень употребления алкогольных напитков различной крепости российскими подростками увеличился в 1,8-2,5 раза).

В ходе исследований, направленных на изучение особенностей употребления детьми и подростками наркотических веществ, установлено, что употреблению наркотиков обычно предшествуют курение и употребление алкогольных напитков (чем раньше подросток начинает курить, тем выше вероятность того, что в будущем он приобщится к наркотикам). Установлено также, что в последние 3-5 лет среди подростков 13-15 лет увеличилась распространенность употребления наркотических веществ, алкогольных напитков и курения, объединенных общим названием «психоактивные вещества». Так, уровень распространенности ежедневного курения увеличился в 1,4 раза, алкоголизации - в 1,8 раза, наркотизации - в 3,0 раза.

Огорчает, тот факт, что по итогам нашего исследования по г. Ставрополю, показатели куривших достаточно высоки, даже выше, чем в целом по России! (таблица 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Отношение школьников к курению: пробовали курить (%)

Страны мира (регионы) Возраст и пол

11 лет 13 лет 15 лет

м д м д м д

Гренландия 38 40 66 80 82 90

Словакия 50 27 70 47 80 67

Финляндия 29 16 60 54 73 78

Г ермания 30 15 56 51 68 71

Россия 24 9 52 42 56 56

Израиль 21 10 36 29 54 40

Бельгия 16 6 32 29 52 55

Португалия 12 9 32 28 60 49

Греция 5 3 23 20 48 45

Ставрополь 30 37 50 52 65 66

Сравнивая результаты данных по России с результатами в других странах, можно сказать, что процент курящих девушек и девочек не так высок, но тем не менее 42 % девочек 13 лет пробовали курить, а это почти половина опрошенных!

Причинами начала курения в детском и подростковом возрасте являются любопытство, влияние средств массовой информации, реклама, пример друзей и взрослых, боязнь оказаться несовременным, отстать от сверстников и т. п.

В последние годы для детей и подростков нашей страны характерно злоупотребление алкогольных напитков различной крепости (пиво, джин-тоник, вино, водка и т. п.). На слуху рекламный слоган А кто пойдет за "Клинским"?, реальностью стал «пивной алкоголизм» подростков.

По мнению экспертов, реальные масштабы этого явления еще более значительны, что свидетельствует о недопустимо низком уровне профилактической работы среди подростков.

Что касается организации профилактической работы среди подростков, то следует отметить, что и здесь не все так просто и однозначно. Так, например, в ходе ранее проведенных у нас в стране и за рубежом исследований установлено, что разъяснительная работа является менее эффективным средством, чем запрет на курение.

И хотя в России 10 июля 2001 года был принят Федеральный закон № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», направленный, главным образом, на регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой и розничной торговле ими, тем не менее подростки имеют возможность приобщаться к курению посредством бесплатной рекламы табачных изделий и беспрепятственного приобретения сигарет в магазинах и уличных киосках («прибыль, прежде всего»).

Следует также отметить, что употребление детьми и подростками психоактивных веществ (курение, алкоголь, наркотики) тесно связано с изменением их сексуального поведения. Установлено, что у большинства подростков, имеющих ранний половой опыт, сексуальные связи начинались с курения, употребления алкоголя и наркотиков. Случайные

половые связи приводят к заражению болезнями, передающимися половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.), в том числе ВИЧ-инфекцией и СПИД. Такой комплекс факторов риска актуален для определенной

части подростковой и молодежной среды и существенно осложняет формирование у них самосохранительного поведения.

Таблица 3

Отношение детей школьного возраста к вредным привычкам і

Показатели Возраст и пол

11 лет 13 лет 15 лет

м д М д М Д

В каком возрасте ты выкурил сигарету (затянулся больше одного раза)?

Никогда 66,6 40,0 58,8 51,4 33,8 40,2

11 лет и младше 22,2 40,0 20,5 11,6 13,8 14,6

12 лет 0,00 20,0 7,3 6,8 12,3 7,3

13 лет 11,1 0,00 8,8 13,5 15,3 7,3

14 лет 0,00 0,00 1,4 15,5 12,3 14,6

15 лет 0,00 0,00 0,00 0,9 4,6 14,6

16 лет 0,00 0,00 2,9 0,00 7,6 1,2

В каком возрасте ты пробовал гашиш, марихуану?

Никогда 100,0 80,00 81,1 96,08 68,1 80,2

11 лет и младше 0,00 20,00 1,4 0,98 9,09 1,2

12 лет 0,00 0,00 4,3 0,00 3,03 1,2

13 лет 0,00 0,00 7,2 1,96 3,03 3,70

14 лет 0,00 0,00 1,4 0,98 7,5 7,4

15 лет 0,00 0,00 2,9 0,00 6,06 3,7

16 лет 0,00 0,00 1,4 0,00 3,03 2,4

Насколько ты согласен с утверждением, что наркотики помогают расслабиться?

Полностью согласен 0,00 20,00 18,84 2,94 12,31 1,19

Согласен 0,00 20,00 13,04 17,65 18,46 17,86

Еще не решил 0,00 0,00 15,94 13,73 15,38 17,86

Не согласен 0,00 20,00 17,39 23,53 23,08 27,38

Полностью не согласен 100,0 40,00 34,78 42,16 30,77 35,71

Как отмечают И. В. Журавлева (2002) и С. Ситее1а! (2002, 2004), в целом для российских подростков характерен более низкий уровень показателей медицинской информированности по сравнению с их зарубежными сверстниками; причем у мальчиков и юношей он ниже, чем у девочек и девушек того же возраста.

Уровень медицинской информированности подростков изучали на основе анализа показателей, характеризующих отношение учащихся 10-х классов г. Ставрополя к употреблению наркотических средств. Установлено, что 24,8 и 45,0% девушек и 24,8

и 39,3% юношей полностью согласны или согласны с утверждением: «Многие молодые люди употребляют наркотики». 20,8% девушек и 18,8% юношей считают, что употребление наркотиков «позволяет чувствовать себя лучше», а 20,3% девушек и 24,8% юношей - что употребление слабых наркотиков безвредно.

В ходе исследования выполнен анализ некоторых демографических показателей здоровья детей и подростков, рассмотрены поведенческие факторы здоровья детей, дана характеристика технологии социальнопедагогического мониторинга здоровья и

физической активности школьников, разработан электронный архив социальной информации по проблеме «Здоровье и поведение школьников».

Объективный анализ количественных и качественных показателей образа жизни и особенностей поведения детей школьного возраста, самооценки физического и психического здоровья, социального благополучия, учет конкретных условий обучения в школе, проживания в семье, взаимоотношений со сверстниками направлен на повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов, психологов, социологов, медиков. Социальной задачей является формирование здорового работоспособного подрастающего поколения.

Оздоровление школьников зависит от многих условий и обстоятельств: повышения уровня жизни, просвещения родителей и учителей, ликвидации психологической безграмотности, постоянного врачебного контроля за детьми, осознанного отношения всех участников образовательного процесса к собственному здоровью. Все это необходимо осуществлять в комплексе и при такой организации обучения и воспитания, которая, не исключая трудности, позволяет соблюсти соответствие нагрузки возрастным особенностям детей и подростков, сохраняет их работоспособность, обеспечивает правильное, гармоничное, всестороннее развитие и тем самым формирует культуру здоровья.

Тем не менее постоянно следят за своим здоровьем 23,5% старших школьников, время от времени - 63,2% , и никогда этого не делают 7,3% опрошенных. Возникает закономерный вопрос: «Как можно следить за своим здоровьем и при этом никогда не заниматься физической культурой и спортом, никогда не соблюдать режим дня (58,8% респондентов), никогда не придерживаться правильного питания (33,8% респондентов).

В настоящее время Россия относится к числу наиболее загрязненных в экологическом отношении стран мира. Особенно это касается Южного федерального округа, исторически являющегося наиболее крупным регионом страны.

Определено, что в целом для девочек и девушек характерен более низкий уровень физической активности, чем для мальчиков и юношей того же возраста. Так, 64,8%; 65,0% и 67,3% девочек и девушек соответственно 11, 13 и 15 лет занимаются физическими упражнениями недостаточно часто. Это не позволяет добиться развивающего (тренирующего) эффекта занятий. Процентное отношение мальчиков и юношей соответствующего возраста, которые занимаются физическими упражнениями недостаточно часто, составляет 44,7%; 44,6 % и 53,9%. Самостоятельным занятиям физической культурой 25% школьников уделяют не более 30-ти минут в неделю. 27% школьников уделяют занятиям физической культурой и спортом 2-3 часа в неделю; 8 часов и более уделяет занятиям физической культурой и спортом - лишь 5,8 % школьников от общего числа опрошенных.

На рисунке 1 отражен уровень затрат времени на занятия физической культурой и спортом школьников. Если среди мальчиков только 13,2% не занимаются физической культурой и спортом, то среди девочек эта цифра возрастает до 41,6%. Регулярно занимаются физической культурой 3 раза в неделю среди девочек - 13,2%, среди мальчиков этот показатель равен нулю. Огорчает тот факт, что у девочек 12,7% и у мальчиков 29% сократили свои занятия физической культурой до 30 минут в неделю, как правило, это те школьники, которые ранее уделяли физической культуре и спорту 4-5 часов в неделю.

45

40

35-

30

25-

20

15

10

5

0

41,6%

29,5%

29,2%

12,7%

28,7%

□ 30 мин.-1 час

□ 6-7 часов

13,2%

---9,1 % _ ----

6.8 ___________

■1_

0%

0%

мальчики

□ 2-3 часа

□ 8 час. И более

девочки

□ 4-5 часов

□ не занимаются

Рис. 1. Затраты времени школьниками на занятия физической культурой и спортом (в неделю)

Выявлена тенденция к снижению уровня физической активности и интереса к урокам физической культуры у школьников с увеличением возраста. Регулярно занимаются физическими упражнениями вне школьных уроков (так, чтобы почувствовать одышку или вспотеть), 45,5% учащихся шестых, 38,8% учащихся восьмых и 34, 5% учащихся десятых классов.

Отметили, что считают очень важным для себя учебным предметом физическую культуру 48,1% шестиклассников, 32,5% восьмиклассников и 28,1% десятиклассников. Уроки физической культуры в школе очень нравятся 43,3% учащихся шестых классов, 21,9% учащихся восьмых и лишь 14,4% учащихся десятых классов.

В школьном возрасте закладывается потребность заниматься спортом и физическими упражнениями в будущем. Так, например, планируют заниматься спортом и физическими упражнениями, достигнув возраста 20 лет, 40,9% шестиклассников, 34,4% восьмиклассников и 33,1% десятиклассников.

Большая часть респондентов (73,0%) считают себя достаточно осведомленными в области физической культуры, однако при этом 62,0% респондентов отметили, что мало

знакомы с требованиями к двигательному режиму школьников, 58,0% - с методами самоконтроля состояния и регулирования нагрузок, 56,0% - с влиянием занятий физическими упражнениями на функциональные системы организма.

Таким образом, наблюдается несоответствие между высокой самооценкой школьниками своих знаний в области физической культуры и низкой степенью осведомленности в основных вопросах организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

О завышенной самооценке школьниками своих успехов в спорте свидетельствует и следующий факт: хотя 54% респондентов не являются членами спортивных секций, тем не менее оценивают свои успехи в спорте как хорошие и отличные 62,3 % шестиклассников, 57,7 % восьмиклассников и 55,4 % десятиклассников на фоне недостаточного уровня физической активности в целом.

Уровень физической активности девочек (девушек) существенно ниже по сравнению с мальчиками (юношами) одного возраста. Так, регулярно занимаются физическими упражнениями вне школьных уроков 48,0% школьников и 30,1% школьниц, регулярно занимаются физическими упражнениями с достижением тренирующего эффекта 26,9 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мальчиков (юношей) и 9,8% девочек (девушек).

Считают очень важным для себя предметом физическую культуру 46,2% респондентов мужского пола и 25,2% респондентов женского пола. Уроки физической культуры в школе очень нравятся 30,7% мальчиков (юношей) и 22,9% девочек (девушек).

Планируют заниматься спортом и физическими упражнениями в будущем 41,9 % школьников и 29,6% школьниц.

Ведущим мотивом физкультурноспортивной активности школьников, независимо от возраста и пола, является улучшение здоровья (71,0 %). Далее следуют желания научиться управлять своим телом (64,0 %) и приобрести красивую фигуру (56,0 %).

Высокое место здоровья в структуре ценностей объясняется тем, что, будучи качественной характеристикой личности, оно способствует достижению многих целей и удовлетворению различных потребностей человека, а в условиях современной социальной и экономической ситуации выступает иногда как единственное средство достижения поставленных задач, что делает здоровье все в большей степени объектом эксплуатации, а его ценность становится все более инструментальной.

Социальные последствия эксплуатации здоровья детей и подростков очевидны: экономические потери от качества здоровья трудовых ресурсов, дополнительные финансовые вложения в программы социальной защиты населения, здоровье будущих поколений, социальное самочувствие общества, рост социальных девиаций. А в связи с увеличением в системе здравоохранения доли платных услуг при параллельном сокращении доходов

большинства населения страны, росте безработицы можно уверенно прогнозировать дальнейший рост инструментальной ценности здоровья.

По нашему мнению, концепцию социально-педагогического мониторинга здоровья, физической активности и образа жизни школьников следует рассматривать на трех уровнях: методологическом, теоретиче-

ском и праксиологическом.

На методологическом уровне социально-педагогический мониторинг представляет собой механизм сбора, анализа и использования комплексной научной информации, характеризующей уровень физической культуры школьников для планирования, реализации и оценки эффективности деятельности по укреплению здоровья, формированию физической активности и здорового образа жизни у детей и подростков. На теоретическом уровне социальнопедагогический мониторинг ориентирован на получение новых знаний в сфере здоровья и здоровьесберегающего поведения детей и подростков, на разработку современных концепций оздоровления школьников. На праксиологическом уровне социальнопедагогический мониторинг позволяет, во-первых, реализовать идеи системного и деятельностного подходов в решении педагогических проблем современной школы, идеи культуросообразности образования; во-вторых, обеспечить отбор содержания физкультурного и санитарно-гигиенического образования на основе данных мониторинга; в-третьих, разработать образовательные

программы с учетом региональных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлева И. В. Здоровье подростков: социологический анализ. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002. — 240 с.

2. Здоровье и поведение школьников: Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников: Уральский федеральный округ / сост. А. И. Федоров, С. Б. Шарманова. — Че-

лябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ Урал РАО, 2004. — 88 с.

3. Комков А. Г. Система социально-педагоги-

ческого мониторинга физической активности и здоровья подрастающего поколения: методические рекомендации. — СПб.:

СПбНИИФК, 2002.

4. Комков А. Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного раз-

вития школьников // Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 6. — С. 2—7.

5. Комков А. Г., Лубышева Л. И., Малинин А. В. и др. «Здоровье и поведение российских школьников». 0тчет-2003: Национальные и региональные особенности. — СПб.: СПБНИИФК, 2004. — 228 с.

6. Федоров А. И., Шарманова С. Б., Комков А. Г., Калугина Г. К. Некоторые аспекты образа жизни детей школьного возраста в Южно-Уральском регионе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. — № 3.

7. Шарманова С. Б., Федоров А. И., Калугина Г. К., Трифонова Н. Ю. Особенности физической активности юношей и девушек старшего школьного возраста разных стран // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры:

сб. науч. тр. / под ред. А. И. Федорова, С. Б. Шармановой. - Челябинск: УралГАФК,

2000. - Вып. 4. - Ч. 2. - С. 170-176.

8. Health and Health Behaviour among Young People. WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents Issue 1. International Report / Editor C.Currie, K.Hurrelmann, W.Settertobulte, R.Smith, J.Todd. - Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 2004. - 132 p.

Об авторе

Пестова Татьяна Григорьевна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», доцент кафедры легкой атлетики. Сфера научных интересов - системное здравоукрепле-ние населения в образовательной сфере. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.