отношение студентов к организации процесса физического воспитания в дистанционном формате обучения
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 12.06.2021 г.
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Радаева1
Кандидат педагогических наук В.С. Сосуновский1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Беженцева1
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
DISTANCE PHYSICAL EDUCATION SERvICE: STUDENTS' ATTITUDES AND ADAPTATION SURvEY
PhD, Associate Professor S.V. Radaeva1 PhD V. S. Sosunovsky1
PhD, Associate Professor L.M. Bezhentseva1
1National Research Tomsk State University, Tomsk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - выявить уровень адаптации студентов к условиям дистанционного обучения и оценить их отношение к занятиям физическими упражнениями в дистанционном формате.
Методика и организация исследования. В работе были опрошены 768 студентов отделения СМГ 1-3-го курсов обучения факультетов гуманитарного, естественно-научного и физико-математического профиля. Возраст участников составил 18-20 лет, из них 64,7% девушек и 35,3% юношей. Результаты исследования и выводы. Выявленные данные показывают, что организация процесса физического воспитания в дистанционном формате должна включать в себя прямые онлайн занятия по запланированному расписанию и запись данных занятий, к которым студенты могут обратиться в свободное время.
Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия COVID-19.
Abstract
Objective of the study was to survey the students' progress in adaptation to the modern distance physical education service formats, their benefits and drawbacks.
Methods and structure of the study. We sampled for the survey the 18-20 year-old (1-3-year) special health group students (n=768, 64.7% female and 35.3% male sample) from the Humanities, Natural Sciences and Physics and Mathematics Departments of the National Research Tomsk State University. Own distance physical education adaptation was rated excellent, good, satisfactory and poor by 34%, 42%, 20% and 4% of the sample, respectively. Results and conclusion. The distance physical education service was found beneficial under certain conditions as it makes the training process more versatile, optional, mobile, free in time and space and, hence, more effective; albeit such service formats may be still challenging when combined with the traditional collective trainings in classes and gyms.
Generally, the modern distance physical education service formats may be beneficial for many academic physical education goals. The questionnaire survey data and analyses of the students' adaptation and attitude to the distance physical education give grounds to make recommendations on how the distance physical education service should be designed and managed for success.
Keywords: distance education, COVID-19 pandemic.
Введение. В 2020 г из-за пандемии COVID-19 многие преподаватели вузов, ведущие дисциплину «Физическая культура и спорт» («ФКиС»), столкнулись со множеством сложностей, связанных с переходом на дистанционный формат обучения [1-3]. Реализация дисциплины «ФКиС» подразумевает непосредственное взаимодействие преподавателя со студентами, правильно оборудованное помещение, инвентарь и многое другое, сопутствующее проведению занятия [4, 5].
Особенно важным при этом представляется разработка модели организации физического воспитания студентов специальной медицинской группы в процессе дистанционного обучения с учетом мнения студентов.
Цель исследования - выявить уровень адаптации студентов к условиям дистанционного обучения и оценить их
отношение к занятиям физическими упражнениями в дистанционном формате.
Методика и организация исследования. В исследовании были опрошены 768 студентов отделения СМГ 1-3-го курсов обучения факультетов гуманитарного, естественно-научного и физико-математического профиля. Возраст участников составил 18-20 лет, из них 64,7 % девушек и 35,3 % юношей.
Результаты исследования и их обсуждение. На вопрос «Как Вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения?» 34 0% респондентов ответили «Отлично», большинство 42 0% опрошенных - «Хорошо», 20 % - «Удовлетворительно» и «Плохо» - всего 4 0%.
Большинство вузов РФ имеет собственные информационные платформы для осуществления дистанционного об-
№10 • 2021 Октябрь | October
http://www.teoriya.ru
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с
га
^
О (U .с Н
учения, в основном данные платформы базируются на СДО Moodle, созданной изначально для поддержки очного обучения. На вопрос «Устраивает ли Вас система СДО Moodle?» 68 % студентов отметили положительное отношение к данной информационной системе, 12 % - отрицательное отношение и 20 %о затруднились с ответом на данный вопрос.
Следующим этапом разработанной анкеты являлось выявление отношения студентов к организации процесса физического воспитания в дистанционном формате. Анкета включала в себя вопрос «По Вашему мнению, дисциплину «Физическая культура» можно осуществлять в дистанционном формате?», на который большинство студентов СМГ 75 0% дало положительный ответ, 13 % студентов отрицательно ответили на данный вопрос и 12 % затруднились с ответом.
Затем анкета предполагала выявление причин положительного отношения занятий физическими упражнениями в дистанционном формате. 68,5 % студентов отметили, что им удобно заниматься физическими упражнениями в формате записанного видео и представленного от преподавателя. Свой положительный интерес указали 39,6 % студентов к съемке видеоотчета, который позволяет им посмотреть на свое выполнение физических упражнений со стороны. 4,1 % студентов СМГ отметили, что им удобно заниматься физическими упражнениями в формате прямой трансляции, когда преподаватель видит всех участников и может вовремя сделать организационно-методические указания.
Выявленные данные показывают, что организация процесса физического воспитания в дистанционном формате должна включать в себя прямые онлайн занятия по запланированному расписанию и запись данных занятий, к которым студенты могут обратиться в свободное время. Также возникает вопрос об организационно-методических указаниях преподавателя при онлайн занятиях, решением данной ситуации может служить предварительная запись преподавателем занятия, а при его организации преподаватель осуществляет педагогический контроль, сидя за монитором компьютера. Для студентов, которые выполняют упражнения самостоятельно, следует прикрепить отчетный видеофайл с обязательной рефлексией учащегося о выполненных физических упражнениях.
Следует отметить, что при организации процесса физического воспитания в дистанционном формате у студентов развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, а также аналитическое мышление, учащиеся получают возможность детально изучить технику двигательного действия. Данный факт подтверждается проведенным анкетированием, 38,1 % студентов СМГ отметили, что они повысили свои навыки работы в видеоредакторах. 10,3 % респондентов указали на развитие творческих способностей при отправке видеоматериала занятия, что положительно влияет на мотивацию к выполнению физических упражнений.
Выполнение упражнений в дистанционном формате влияет и на самооценку студента, если во время очных занятий физическими упражнениями у некоторых студентов не получалось выполнять технически правильно двигательные действия, они стеснялись тренироваться перед посторонними людьми ввиду слабой физической подготовленности, то занятия двигательной активностью в условиях дома становятся отличным тому решением.
Обучаясь дистанционно, учащийся вуза не ограничен пространственными и временными рамками - имеет возможность обучаться по персональному расписанию. Данный фактор, который повлиял на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями, отмечает большинство студентов - 84,9 %%.
На вопрос «Использует ли преподаватель дополнительные средства массового информирования студентов о прохождении курса и его результатах?» большинство респондентов 67 % отметили, что преподаватель не пользуется дополнительными средствами для передачи информации по физической активности и ведению здорового образа жизни студентов. В свою очередь 62 % респондентов нуждаются в данной информации. При этом многим студентам хотелось бы получать данную информацию из социальных сетей - таких, как vkontakte - 72,10%, а также через мессен-джер Telegram - 34,6 %.
Выводы. Дистанционное обучение в процессе организации физического воспитания при соблюдении определенных условий имеет ряд преимуществ, обогащает процесс, делает его мобильным, более эффективным, но в сочетании с традиционным аудиторным (контактным) обучением имеет достаточно много трудностей. Такая форма преподавания, как дистанционное обучение, позволяет повысить эффективность решения образовательных задач в области физической культуры.
Проведенное анкетирование, направленное на выявление уровня адаптации и отношения студентов к процессу физического воспитания в дистанционной форме обучения, позволяет сформировать элементы модели по организации и проведению дисциплины «Физическая культура и спорт» в дистанционном формате. На наш взгляд, разработанная модель в дальнейшем может применяться в процессе смешанного обучения и будет являться одним из факторов повышения интереса и мотивации к физической активности и ведения здорового образа жизни, а также знаний в области физического воспитания.
Литература
1. Воронин Д.М. Организация занятий физической культурой в дистанционном формате / Д.М. Воронин, Е.Г. Воронина, А.В. Киселев и др. // Современные здоровьесберегающие технологии. -
2020. - № 2. - С. 7-18.
2. Загревский В.И. Адаптивное управление как инструмент устранения двигательной ошибки спортсмена / В.И. Загревский, О.И. Загревский // Теория и практика физ. культуры. - 2020. -№ 10. - С. 21-23.
3. Иноземцева Е.С. Особенности занятий физической культурой с использованием средств художественной гимнастики с девушками 20-25 лет / Е.С. Иноземцева, Е.Г. Хацкалева // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 10. - С. 89-90.
4. Максимов Д.Н. Применение информационных ресурсов на дистанционных занятиях по физической культуре / Д.Н. Максимов, С.В. Аб-залова // Вопросы педагогики. - 2021. - № 1-2. - С. 167-170.
5. Сосуновский В.С. Кинезиологическая образовательная технология физического воспитания дошкольников / В.С. Сосуновский, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. - 2020. -№ 11. - С. 68-70.
References
1. Voronin D.M., Voronina E.G., Kiselev A.V. et al. Organizatsiya zanyatiy fizicheskoy kulturoy v distantsionnom formate [Organization of distance physical education lessons]. Sovremennye zdorovyesberegay-ushchie tekhnologii. 2020. No. 2. pp. 7-18.
2. Zagrevskiy V.I., Zagrevskiy O.I. Adaptivnoe upravlenie kak instrument ustraneniya dvigatelnoy oshibki sportsmena [Adaptive control as tool to eliminate movement errors in athletes]. Teoriya i praktika fiz. kul-tury. 2020. No. 10. pp. 21-23.
3. Inozemtseva E.S., Khatskaleva E.G. Osobennosti zanyatiy fizicheskoy kulturoy s ispolzovaniem sredstv khudozhestvennoy gimnastiki s de-vushkami 20-25 let [Benefits of rhythmic gymnastics tools for physical education of 20-25 year old females]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 10. pp. 89-90.
4. Maksimov D.N., Abzalova S.V. Primenenie informatsionnykh resursov na distantsionnykh zanyatiyakh po fizicheskoy kulture [Information resources in distance physical education lessons]. Voprosy pedagogiki.
2021. No. 1-2. pp. 167-170.
5. Sosunovskiy V.S., Zagrevskaya A.I. Kineziologicheskaya obrazo-vatelnaya tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya doshkolnikov [Kine-siological educational technology in physical education of preschoolers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 11. pp. 68-70.
76
http://www.teoriya.ru
№10^ 2021 Октябрь | October