Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмелева Е. А., Кисляков П. А., Константинова Н. П., Пчелинова В. В.

Цель исследования - выявить формы и способы использования специалистами по физической культуре цифровых технологий для организации физической активности обучающихся в условиях дистанционного обучения в период пандемии COVID-19. Методика и организация исследования. Описаны подходы к организации двигательной активности обучающихся в условиях дистанционного обучения в России и за рубежом, обоснована целесообразность применения в обучении физической культуре цифровых приложений и сервисов. Полученные в ходе социологического опроса данные обрабатывались с использованием качественных и количественных методов анализа. Результаты исследования и выводы. В опросе приняли участие педагоги, тренеры и инструкторы по физической культуре. Выявлено, что чаще всего педагоги использовали компьютеры с камерой и микрофоном, мобильное приложение в телефоне, а самыми востребованными формами оказались видеоуроки/тренировки на Youtube, размещение в социальных сетях практических заданий для самостоятельных занятий, проведение онлайн уроков/тренировок в Zoom, Skype. В поддержании собственной физической активности самыми востребованными среди педагогов оказались смартфоны с приложениями, обеспечивающими построение графика тренировок и контроль за состоянием организма. Обобщены основные трудности при реализации дистанционного обучения физической культуре. Анализ корреляций выявил, что педагоги, сами использующие мобильные приложения, активно их применяют в удаленном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмелева Е. А., Кисляков П. А., Константинова Н. П., Пчелинова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES DRIVEN PHYSICAL ACTIVITY/ EDUCATION SERVICE IN DISTANCE LEARNING FORMATS DURING COVID-19 PANDEMIC: QUESTIONNAIRE SURVEY

Objective of the study was to analyze, based on questionnaire survey data, popularity and benefits of the most popular physical education digital technologies applicable for students’ physical activation during the COVID-19 pandemic. Methods and structure of the study. For the physical education digital technologies study purposes, we run the questionnaire survey and processed and analyzed the questionnaire survey data using mathematical SPSS Statistics 22 software toolkit. We sampled physical education teachers (n=72) including university physical education teachers (25.0%); children and youth sport school coaches (23.6%); school physical education teachers (19.4%); physical education instructors (18.1%); college physical education teachers (8.3%); and personal trainers (5.6%). Results and conclusion. The most popular physical education digital technologies for physically active and sporting lifestyles were ranked as follows: video lessons/ training models available on Youtube, etc. (16.7%); physical education guides for self-training in the social networks (15.6%); real-time online classes using Zoom and Skype (15.6%); theoretical physical education support via Viber, WhatsApp, Telegram and other messengers (14.0%); mobile physical education tools (13.4%); and emailed practical physical education guidelines (9.7%). Less popular were the following physical education platforms: Russian electronic school, Uchi.ru, YaKlass, Google Classroom, Moodle, etc. (8.1%); and the university/ school/ college physical education websites (7.0%).

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

цифровые технологии организации физической активности обучающихся в условиях удаленных образовательных коммуникаций в период пандемии 0йую-19

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 24.03.2021 г.

Информация для связи с автором: noc shmeleva@mail.ru

Доктор психологических наук, доцент Е.А. Шмелева1, 2 Доктор психологических наук, доцент П.А. Кисляков1 Кандидат философских наук Н.П. Константинова1 Кандидат психологических наук В.В. Пчелинова1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

2 Ивановский государственный университет, Шуя

DiGiTAL TEcHNoLoGIEs DRIVEN pHYsIOAL ACTIVITY/ EDucATioN sERviOE iN DISTANCE LEARNING FORMATS DURING C0VID-19 PANDEMIC: QUESTIONNAIRE SURVEY

Dr. Sc. Psych., Associate Professor E.A. Shmeleva1, 2 Dr. Sc. Psych., Associate Professor P.A. Kislyakov1 PhD N.P. Konstantinova1 PhD V.V. Pchelinova1

1 Russian State Social University, Moscow

2 Ivanovo State University, Shuya

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с

га

^

о ш

■С

I—

Аннотация

Цель исследования - выявить формы и способы использования специалистами по физической культуре цифровых технологий для организации физической активности обучающихся в условиях дистанционного обучения в период пандемии COVID-19.

Методика и организация исследования. Описаны подходы к организации двигательной активности обучающихся в условиях дистанционного обучения в России и за рубежом, обоснована целесообразность применения в обучении физической культуре цифровых приложений и сервисов. Полученные в ходе социологического опроса данные обрабатывались с использованием качественных и количественных методов анализа. Результаты исследования и выводы. В опросе приняли участие педагоги, тренеры и инструкторы по физической культуре. Выявлено, что чаще всего педагоги использовали компьютеры с камерой и микрофоном, мобильное приложение в телефоне, а самыми востребованными формами оказались видеоуроки/тренировки на Youtube, размещение в социальных сетях практических заданий для самостоятельных занятий, проведение онлайн уроков/тренировок в Zoom, Skype. В поддержании собственной физической активности самыми востребованными среди педагогов оказались смартфоны с приложениями, обеспечивающими построение графика тренировок и контроль за состоянием организма. Обобщены основные трудности при реализации дистанционного обучения физической культуре. Анализ корреляций выявил, что педагоги, сами использующие мобильные приложения, активно их применяют в удаленном обучении.

Ключевые слова: физическая активность, цифровые технологии, пандемия COVID-19, социальная изоляция, дистанционное обучение.

Abstract

Objective of the study was to analyze, based on questionnaire survey data, popularity and benefits of the most popular physical education digital technologies applicable for students' physical activation during the COVID-19 pandemic. Methods and structure of the study. For the physical education digital technologies study purposes, we run the questionnaire survey and processed and analyzed the questionnaire survey data using mathematical SPSS Statistics 22 software toolkit. We sampled physical education teachers (n=72) including university physical education teachers (25.0%); children and youth sport school coaches (23.6%); school physical education teachers (19.4%); physical education instructors (18.1%); college physical education teachers (8.3%); and personal trainers (5.6%).

Results and conclusion. The most popular physical education digital technologies for physically active and sporting lifestyles were ranked as follows: video lessons/ training models available on Youtube, etc. (16.7%); physical education guides for self-training in the social networks (15.6%); real-time online classes using Zoom and Skype (15.6%); theoretical physical education support via Viber, WhatsApp, Telegram and other messengers (14.0%); mobile physical education tools (13.4%); and emailed practical physical education guidelines (9.7%). Less popular were the following physical education platforms: Russian electronic school, Uchi.ru, YaKlass, Google Classroom, Moodle, etc. (8.1%); and the university/ school/ college physical education websites (7.0%).

Keywords: physical activity, physical inactivity, physical education teacher, CO-VID-19 pandemic, social isolation, distance learning, digital technologies, questionnaire survey, social networks, mobile applications.

Введение. Сложившиеся во всем мире кризисные пандемические условия обусловили проблему сохранения эмоционального и физического здоровья учащейся молодежи, причиной которой стало соблюдение режима самоизоляции на фоне резкого снижения двигательной активности [2, 5]. С целью снижения негативных рисков влияния малоподвижного образа жизни ВОЗ рекомендовала в период пандемии

заниматься как минимум 150 мин умеренной или 75 мин интенсивной физической активностью в неделю [1]. Физические упражнения и двигательная активность во время вспышки COVID-19 рассматриваются как средство управления психическим здоровьем и психосоциальным благополучием [4, 7].

Использование педагогами технологии онлайн-руковод-ства во время занятий физкультурой стало отличной стра-

тегией, когда обучающиеся не могут посещать школу [3]. Кроме того, онлайн-технологии обеспечивают возможность вводить людей в иммерсивную среду, моделирующую виртуальную и дополненную реальность, увеличивая их активность, психоэмоциональное состояние, что благоприятно сказывается на улучшении деятельности иммунной и сердечно-сосудистой систем [6].

Цель исследования - выявление форм и способов использования специалистами по физической культуре цифровых технологий для организации физической активности обучающихся в условиях дистанционного обучения в период пандемии COVID-19.

Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 72 педагога по физической культуре, среди них: 25,0 % - преподаватели вуза; 23,6 % - тренеры ДЮСШ; 19,4 % - школьные учителя; 18,1% - инструкторы; 8,3 % - преподаватели колледжей; 5,6 % - персональные тренеры.

Результаты исследования и их обсуждение. Самыми востребованными формами образовательной коммуникации в период удаленного обучения физической культуре и спорту стали ссылки на видео уроки/тренировки на Youtube и др. (16,7 %), размещение в социальных сетях практических заданий для самостоятельных занятий (15,6 %), проведение онлайн уроков/тренировок в Zoom, Skype (15,6 %), теоретические задания через мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram и др. (14,0 %), использование мобильных устройств (13,4 %), практические задания для самостоятельных занятий по электронной почте (9,7 %). Менее востребованными стали занятия с использованием образовательных платформ (Российской электронной школы, Учи.ру, ЯКласс, Google Classroom, Moodle и др.) (8,1 %) и электронной информационной образовательной среды школы, колледжа, вуза (7,0 %).

Учителя физической культуры в школе и преподаватели в колледжах больше, чем все остальные, направляли практические задания для самостоятельных занятий по электронной почте. Задания в социальных сетях размещали наиболее часто вузовские преподаватели. Онлайн уроки/тренировки в Zoom, Skype проводили чаще всего тренеры спортивных школ/клубов, почти треть тренеров выбрали эту форму проведения занятий, а вот среди учителей физкультуры в школе таковых оказалось не более 5 %.

Тренеры спортивных школ/клубов и преподаватели высшей школы чаще чем другие рекомендовали заниматься физической активностью с использованием мобильных устройств: 16,3 % преподавателей вузов и 14,8 % инструкторов выбрали эту форму занятий. Видеоуроки/тренировки на Youtube и др. наиболее активно использовали школьные учителя и тренерский корпус. Самыми активными пользователями электронной образовательной среды организации стали вузовские преподаватели.

Таким образом, для школьных учителей самыми актуальными стали видеоуроки/тренировки на Youtube и др. (23,1 %), для инструкторов по физической культуре - онлайн-уроки/трени-ровки в Zoom, Skype (18,5 %), ссылки на видео уроки/тренировки на Youtube и др. (18,5 %), теоретические задания через мессенджеры Viber; WhatsApp, Telegram и др. (18,5 %). Бол ьшая часть тренеров спортивных школ/вузов проводили онлайн-за-нятия/тренировки в Zoom, Skype (29,5 %), а большинство преподавателей физической культуры в колледжах пользовались электронной почтой и видеоресурсами Youtube и др. Преподаватели вузов размещали задания в социальных сетях (18,4 %) и в информационной образовательной среде организации (16,3 %), а также рекомендовали обучающимся использовать мобильные устройства (16,3 %).

В период удаленного обучения самым популярным среди педагогов по физической культуре и спорту стало исполь-

зование компьютеров с камерой и микрофоном, а также мобильного приложения в телефоне (40,4 %). Всего лишь 13,2 % респондентов применяли в удаленном обучении фит-нес-браслеты, а 6,1 % педагогов не пользовались никакими цифровыми устройствами.

Компьютер/планшет с камерой и микрофоном как средство трансляции занятий стали наиболее востребованы среди школьных учителей (52,2 %) и преподавателей колледжей (45,5 %), в остальных категориях их использовали не менее трети респондентов. Мобильное приложение в телефоне наиболее активно применяли тренеры и преподаватели вузов (44,4 % и 44,1 % соответственно). По всей видимости, для спортивно ориентированных обучающихся и студентов вузов использование гаджетов в самостоятельных занятиях физической активностью стало наиболее эффективным, хотя более трети школьных педагогов и преподавателей колледжа также использовали специальные приложения. Нельзя сказать, что такие цифровые устройства, как фитнес-браслеты, активно использовались в удаленном обучении физической культуре и спорте. Оказалось, что почти треть инструкторов по физической культуре не использовала никаких цифровых устройств и интернет-приложений.

В поддержании собственной физической активности сами педагоги чаще всего используют смартфоны с приложениями, обеспечивающими график тренировок и контроль состояния организма, фитнес-браслеты. В ходе анализа корреляций выявилось, что педагоги, сами использующие мобильные приложения, активно их применяют в удаленном обучении (г=0,243, р<0,01). Опыт самостоятельного использования цифровых технологий в поддержании собственной физической активности и сформированные digital-навыки позволяют использовать их и в образовательном взаимодействии с обучающимися (см. рисунок).

Для всех педагогов в условиях удаленного взаимодействия самой большой трудностью оказался контроль процесса и результатов обучения (см. рисунок). По всей видимости, проблема контроля должна решаться воспитанием у обучающихся навыков самоконтроля при выполнении физических упражнений. Кроме того, более широкое использование современных цифровых технологий в образовательном процессе может обеспечить самоконтроль физической активности. Существенной проблемой оказалось отсутствие условий для проведения уроков/тренировок для 78,6 % школьных учителей и для половины инструкторов. На эту же проблему указали 40 % тренеров и преподавателей колледжей. 35,7 % школьных учителей видят проблему в недостаточности современных цифровых устройств для проведения занятий.

Выводы. Большинство педагогов физической культуры признали неподготовленность к дистанционному обучению. Учитывая, что опрос проводился осенью 2020 года, когда первая волна пандемии завершилась, педагоги все же не смогли освоить необходимые цифровые навыки, и к началу второй волны пандемии эта проблема не разрешилась. Требуются специальные программы повышения квалифика-

Сложностей не возникало

Недостаток современных цифровых устройств

Недостаточность навыков в работе с цифровыми устройствами Неподготовленность к дистанционному обучению

Увеличилось время на проверку домашнего задания

Отсутствиеусловийдля проведения уроков/тренировок

Сложности контроля обучения/тренировки ^ ^^

дистанционно '

«С какими сложностями в преподавании физической культуры и спорта Вы столкнулись в период пандемии Covid-19?», %

21,80%

№6 • 2021 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

ции педагогов физической культуры и спорту по цифровым технологиям образовательного взаимодействия.

Исследование проведено в рамках Договора № 0373100110420000008 на выполнение НИР по теме: «Разработка современных форм и методов физической активности для вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и спортом с учетом диапазона допустимых физических нагрузок для лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в зависимости от возраста и пола»(ФГБУ ФНЦ «ВНИИФК»).

Литература

1. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. Всемирная организация здравоохранения. - 2010. - 60 с.

2. Зайцева Н.В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период самоизоляции студентов вуза / Н.В. Зайцева, Ю.В. Кульчицкая // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практ. конф.: Белгород: ООО «Агентство перспективных научных исследований» (АПНИ), 2020. - С. 125-129.

3. Замогильнов А.И. Учитель физической культуры как субъект инновационной образовательной среды / А.И. Замогильнов, М.А. Правдов, Е.А. Шмелева // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 3. - С. 30-35.

4. Кисляков П.А. Социально-психологический анализ безопасного просоциального поведения россиян в период пандемического вызова / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, О.А. Силаева // Методология современной психологии. - 2020. - № 11. - С. 139-149.

5. Лысков В.В. Особенности организации занятий физической культурой студентов в условиях самоизоляции / В.В. Лысков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - № 9. - С. 98-100.

References

1. Globalnye rekomendatsii po fizicheskoy aktivnosti dlya zdorovya. Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya [Global recommendations on physical activity for health. WHO]. 2010. 60 p.

2. Zaytseva N.V., Kulchitskaya Y.V. Puti realizatsii distsipliny «Fiziches-kaya kultura» v period samoizolyatsii studentov vuza [Ways of implementing Physical Education discipline during self-isolation of university students]. Razvitie nauki, natsionalnoy innovatsionnoy sistemy i tekhnologiy [Development of science, national innovation system and technology]. Proceedings International research-practical conference: Belgorod: LLC "Agency for Advanced Scientific Research" (APNI), 2020. pp. 125-129.

3. Zamogilnov A.I., Pravdov M.A., Shmeleva E.A. Uchitel fizicheskoy kulturyi kak sub'ekt innovatsionnoy obrazovatelnoy sredy [Teacher of physical culture as a subject of innovative educational environment]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2013. No. 3. pp. 30-35.

4. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Silaeva O.A. Sotsialno-psikho-logicheskiy analiz bezopasnogo prosotsialnogo povedeniya ros-siyan v period pandemicheskogo vyzova [Socio-psychological analysis of safe pro-social behavior of Russians during pandemic challenge]. Metodologiya sovremennoy psikhologii. 2020. No.11. pp. 139-149.

5. Lyskov V.V. Osobennosti organizatsii zanyatiy fizicheskoy kulturoy studentov v usloviyah samoizolyatsii [Physical education classes for students in self-isolation: features of organization]. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2020. No. 9. pp. 98-100.

6. Filho E.S., Teixeira A., Xavier J., Braz D., Barbosa R.A., Jessica Andrade de Albuquerque J. A. (2020) Physical education role during coronavirus disease 2019 (COVID-19) pandemic Physical education and COVID-19. Motriz, Rio Claro, v. 26, Issue 2, e10200086.

7. Mental health and psychosocial considerations during the COVID-19 outbreak (https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/ mental-health-considerations.pdf).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с

га

^

О ш

■С

I—

теоретическая подготовка квалифицированных футболистов при туровой системе организации соревнований

Кандидат педагогических наук П.В. Макеев1 Кандидат педагогических наук, профессор А.В. Лексаков1 1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва УДМ^С 796.052

Ключевые слова: футбол, квалифицированные спортсмены, соревновательная деятельность, теоретическая подготовка.

Цель исследования - обосновать эффективность теоретической подготовки квалифицированных футболистов при туровой системе организации соревнований.

Методика и организация исследования. В разработке приняли участие квалифицированные футболисты команд-участниц чемпионата г. Москвы по футболу в составе 32 человек. Теоретическая подготовка включала разбор игровых ситуаций с помощью интерактивных технологий и моделирование их на практических занятиях. Оценка результатов осуществлялась с помощью динамики показателей технико-тактических действий в соревнованиях у игроков контрольной (КГ, п=16 чел.) и экспериментальной группы (ЭГ, п=16 чел.).

Результаты исследования и их обсуждение. Теоретическая подготовка квалифицированных футболистов показала, что в процессе проведения формирующего педагогического эксперимента эффективность ведения у спортсменов ЭГ составила 34%, а у КГ - 27%, при этом брак при ведении мяча составил 21 и 31%, соответственно (р<0,05). Результаты исследования показали, что спортсмены ЭГ в процессе игр выполняют достоверно больше передач мяча - 214 раз, по сравнению с КГ - 209 раз (р<0,05).

THEORETiCAL TRAINiNG OF QUALiFiED FOOTBALLERS iN TOUR SYSTEM OF ORGANiZiNG Competitions

PhD P.V. Makeev1

PhD, Professor A.V. Leksakov1 1Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 22.04.2021 г.

Примечательным является тот факт, что у спортсменов ЭГ и КГ отмечаются примерно равные показатели количества выполнения ударов по мячу - 155 и 159 раза, соответственно (р>0,05). Исследованиями установлено, что в игре спортсмены ЭГ и КГ выполняют примерно одинаковый объем перехватов - 160 и 158 раз соответственно (р>0,05). Однако следует отметить, что у спортсменов ЭГ достоверно выше показатели эффективного перехвата мяча (138 раз), по сравнению с КГ - 119 раз (р<0,05). Характерно, что у футболистов КГ также достоверно выше количество неэффективных перехватов мяча (39 раз) по сравнению с ЭГ - 22 раза (р<0,05).

Вывод. В процессе применения теоретических занятий, направленных на разбор игровых ситуаций и моделирование их в тренировочных условиях с помощью специализированных упражнений, у спортсменов ЭГ существенно возросли показатели технико-тактических действий игры в нападении и защите по сравнению с КГ, что свидетельствует о целесообразности внедрения интерактивных технологий в тренировочный процесс квалифицированных футболистов.

Литература

1. Губа В.П. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы: монография / В. Губа, А. Стула, К. Кромке. - М.: Спорт, 2017. - 269 с.

2. Макеев П.В. Скоростно-силовая подготовка футболистов 1415 лет различных соматических типов и игровых амплуа на основе использования силовых тренажеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.В. Макеев. - М., 2020. - 24 с.

Информация для связи с автором: Studentfootball@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.