УДК 796.015 + 37.013
REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF ONLINE TRAINING
Levina I.
doctor of medical Sciences, Professor, Novokuznetsk Institute (branch) Kemerovo state University
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-
ТРЕНИРОВОК
Левина И.Л.
доктор медицинских наук, профессор, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета
Abstract
The article deals with the problems of the educational and training process in the conditions of quarantine and termination of full-fledged sports training. To maintain physical performance and technical and tactical readiness of athletes, it is necessary to switch to remote forms of educational and training process using information and communication technologies. According to the survey of athletes, coaches and young athletes, the features of online training, their orientation, as well as the difficulties and limitations of the widespread introduction of this form of training were found out.
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы учебно-тренировочного процесса в условиях карантина и прекращения полноценных спортивных тренировок. Для поддержания физической работоспособности и технико-тактической подготовленности спортсменов необходим переход к дистанционным формам учебно-тренировочного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. По данным опроса спортсменов, тренеров и юных спортсменов выяснены особенности онлайн-тренировок, их направленность, а также трудности и ограничения повсеместного внедрения данной формы тренировок.
Keywords: quarantine, training process, online training, distance learning technologies
Ключевые слова: карантин, учебно-тренировочный процесс, онлайн-тренировки, дистанционные образовательные технологии.
Введение. Пандемия СДУТО-19 привела к огромному числу изменений в жизни каждого человека и общества в целом. Более того, о всех последствиях этого мирового явления человечеству еще только предстоит узнать. Но уже сегодня очевидно, что одни из самых серьезных изменений произошли в спорте, от детско-юношеского до олимпийского. Карантин и режим самоизоляции привели к повсеместному прекращению соревновательной деятельности и к почти полному прекращению и/или видоизменению учебно-тренировочной деятельности. Разрушены фундаментальные принципы тренировки - систематичность и непрерывность. В этих условиях становится актуальным поиск адекватных форм использования современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-тренировочном процессе.
Этому способствует то, что доля интернет пользователей сегодня составляет более 81% населения страны [8, с.202]. Кроме того, виртуальное пространство ничем не ограничено, а его использование не имеет даже временных препятствий, т.к. записи занятий могут храниться как угодно долго.
Анализ литературы последних лет показывает, что информационно-коммуникационные технологии в спортивной деятельности использовались мало и то лишь в качестве вспомогательных технических средств. Онлайн-обучение, s. электронное или дистанционное, обучение достаточно широко
использовалось и используется для изучения теоретических дисциплин, для переподготовки тренерских и управленческих кадров, для повышения квалификации учителей и тренеров [1, 3 5, 8]. В 2019 году в своей деятельности 60% физкультурных вузов России применяли дистанционные образовательные технологии [6, с. 38]. Отдельные исследования показывали возможности современных мобильных технологий для повышения уровня двигательной активности обучающихся [3, с. 62]. Дистанционному обучению (ДО) в области физической культуры посвящено небольшое число диссертационных исследований. Совершенно нет исследований по использованию дистанционных образовательных технологий в тренировочном процессе.
В условиях вынужденного перерыва в учебно -тренировочном процессе тренеры, вслед за учителями, преподавателями и фитнес-инструкторами обратили свое внимание на возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [4, с. 128]. Однако использование ИКТ натолкнулось на серьезные противоречия между высоким обучающим потенциалом дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и отсутствием опыта, методик и знаний закономерностей тренировок онлайн; между традиционным face-to-face learning (обучением лицом к лицу) в режиме реального времени и виртуальным (опосредованным и, порой, отсроченным) общением с воспитанниками.
Для устранения данных противоречий необходим поиск путей эффективного применения дистанционных образовательных технологий в деле повышения физической, технической и тактической подготовленности спортсменов.
Цель исследования состоит в изучении возможностей информационно-коммуникационных технологий в организации дистанционного учебно-тренировочного процесса с поиском наиболее рациональных средств и методов его осуществления.
Методика и организация исследования. Для достижения цели проведен онлайн-опрос 2499 подписчиков группы вКонтакте (https://vk.com/sport_psycholog_irina_levina).
Среди подписчиков группы спортсмены составляют 12,19%, тренеры - 28,67%, родители юных спортсменов - 50,72%, спортивные психологи - 8,42%.
По полу состав группы: женщин - 53,5%, мужчин - 46,5%.
Возраст участников группы: до 17 лет - 4,2%; 17-25 лет - 13,5%; 25-40 лет - 60%, от 40 лет и старше - 22,3%.
Структура онлайн-опроса была представлена анкетой и письменным опросом, касающимся организации онлайн-тренировок в период карантина в марте-апреле 2020 г.
На вопросы анкеты ответили более 240 человек. Развернутый ответ в свободной форме дали еще около 100 человек.
Анкета в структуре проведенного онлайн-опроса включала в себя три группы по три вопроса в каждой. Все вопросы были ориентированы на выяснение наличия, особенностей и специфики он-лайн-тренировок.
Под онлайн-тренировками мы понимаем специальным образом организованное взаимодействие тренера и воспитанников, направленное на поддержание спортивной работоспособности, физической и технико-тактической подготовленности спортсменов с помощью специально подобранных физических упражнений, осуществляемое удаленно на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Первая группа вопросов позволила выяснить, какая доля опрошенных перешла на онлайн-трени-ровки. По данным нашего опроса, у 17,1% такие тренировки не проводятся вообще. В 45,7% случаев онлайн-тренировку проводит тот тренер, который и ранее осуществлял учебно-тренировочный процесс. Еще 13,9% опрошенных тренируются дистанционно с другим тренером. Еще 23,3% респондентов не ответили на этот вопрос.
Вторая группа вопросов касалась направленности тренировок. В 60,1% случаев онлайн-трени-ровка направлена на общефизическую (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Кроме того, закрепление уже усвоенных элементов и упражнений осуществляется на 36,8 % тренировок. Гораздо реже - в 16,2 % случаев - онлайн-тре-нировка направлена на изучение новых элементов и упражнений.
Третья группа вопросов была направлена на изучение используемых тренером средств. В отличии от реальной тренировки, у тренера в данной ситуации очень мало возможностей - это показ и рассказ.
Ответы респондентов распределились таким образом. Тренер показывает упражнение и коротко его комментирует в 14,8%; подробно рассказывает, затем показывает упражнение, фиксируя внимание на ключевых элементах - в 21,8 %; показывает упражнение, четко проговаривает алгоритм его выполнения, затем снова показывает с фиксацией внимания на правильности исполнения каждого элемента - в 24,5 % случаев.
Из опроса остается непонятным, как осуществляется тренировка в дистанционном режиме в остальных 38,9% случаев.
Выяснить ситуацию с онлайн-тренировками удалось с помощью письменных, а в ряде случаев и устных, ответов участников опроса.
Как уже указывалось выше, большую часть подписчиков составляют родители юных спортсменов. Поэтому они написали наибольшее количество комментариев и письменных отчетов. Ниже приведены наиболее информативные ответы (стилистика ответов сохранена).
О.К. «Нам выдаются просто задания. Качество выполнения никто не проверяет. Хотя бы записи видео тренер спрашивал. Как можно исправить ошибки? Видео трансляция тренировки могла бы дисциплинировать».
Ю.К «У младшей художественная гимнастика. Тренер начал тренировать через неделю онлайн. Старшая фигурное катание. Тренер не тренирует можно сказать совсем. Выдала СФП один раз. И всё. Сама тренируется. Бегает, СФП, спин-нер.»
Е.Щ. «Плавание. Онлайн тренировок нет. Тренер дал задания и установку как заниматься на карантине. Никак не контролируется процесс тренировок. Только время от времени узнаёт, как обстоят дела со здоровьем и тренируются ли дети... Места дома мало и полностью воспользоваться даже инвентарем нет возможности. Раз в неделю выезжаем на дачу, только там занимается плодотворно».
И.Ф. «Подводное плавание. Мой тренер от он-лайна отказался. Есть много онлайн-тренировок у других тренеров, с которыми лично знакома. Однако, в силу того, что я чистый кинестетик и уже в возрасте, отказалась от этой практики, т.к. либо получу травму, либо не будет пользы от неправильно выполненного упражнения. Также габариты квартиры не позволяют использовать инвентарь, заявленный в тренировке. Делаю в очень лайтовом режиме примитивные упражнения на растяжку, в правильности выполнения которых уверена».
М.А. «Ребёнок занимается плаванием. Никаких тренировок тренер не выдавал и не связывался. Занимался сам время от времени. Недавно нашли тренировки в zoom для пловцов. Тренер занимается с детьми по 1,5 часа, проговаривает, показывает,
мотивирует. Просто здорово. Жаль наша спорт школа так не практикует».
К.С «Сыну 5 лет, фигурное катание. Тренер дала одну тренировку по ОФП, добровольно можно прислать видео на проверку. Прислали, откорректировали ошибки. Каждый день её делать - печально, поэтому я сама ищу и придумываю упражнения, обязательно занимаюсь ОФП с ребёнком. Надеюсь, это поможет быстро вернуться».
Т.К. «Тренировки каждый день. 3 раза спорт от тренера, 4 раза дополнительная нагрузка + 2 раза йога онлайн. Спорт у ребёнка - скалолазание. Кроме как ОФП ничего не сделаешь. Лазить пытается, где только можно. Часто тренера дают шутливые задания-челленджи. Детям интересно. И взрослые подключаются. Но по скалодрому все скучают. Дети, родители, тренера... Быстрее бы кончился это коронавирус!!!».
Н.Д. «Дочь в художественной гимнастике, тренировки проводит наш тренер онлайн ежедневно по 4 часа 6 раз в неделю. После онлайн тренировки даёт домашнее задания очень разные: много на творчество, придумать постановку с музыкой с образом, под разные стили музыки мини-постановки, придумать мастерства с предметами на элементах, много заданий на отработку координации, ритма, музыкальности. Различные танцевальные связки, много предметной подготовки, все необходимые материалы для выполнения заданий высылает в видео. Проводит среди девочек конкурсы. Ведётся ежедневный видео и фото отчёт по домашнему заданию, строго до 21.00. Так же ведётся ежедневный дневник питания с отчётом. Делает внезапные видео- звонки, помогает индивидуально разобрать элементы».
Ответы и комментарии тренеров содержательно более наполнены. Итак, вот некоторые из них.
П.К. «Я сам тренер, провожу тренировки со своими детьми. От тренировок через интернет отказался, т.к. нет обратной связи и невозможно контролировать правильность выполнения упражнений. Другие дети занимаются по ранее выданным программам самостоятельно. Но тут также нет обратной связи, очень редко кто отчитывается по выполнению».
У.О. «Я тренер, сначала выслала каждой группе видео обучение, где называю упражнения или элементы и показываю их. Обязательный видео или фотоотчет, где я указываю ошибки или хвалю. Сейчас веду онлайн тренировки индивидуально, либо 4 человека. Никаких новых элементов, это риск травматизма. Поддержание хорошей формы и отработка старых элементов».
А.О. «Я тренер по художественной гимнастике, веду две группы сейчас, начинающих и продолжающих. Онлайн через Zoom. Специфика нашего спорта позволяет заниматься дома и не только для поддержания формы, но и улучшения своих показателей. ... ОФП СФП и разучиваем новые элементы (база была заложена)».
Ю.Б. «Я видео ролики с упражнениями отправляю. Но обратная связь очень плохая. Родителям напрямую скинул видео. Видимо, напрямую не работает... Один скинул, поправил, похвалил. Скинул второй ролик, дня 4 тишина».
Д.Р. «Я сама, как тренер детей по скалолазанию, высылают детям ОФП и СФП. Если новые упражнения, то снимаю видео с собой или дочкой, делаю акцент на правильности выполнения. В скалолазании без скалодрома и скалы никак. Тренировки неполноценные, но хоть что-то. Дочка танцами занимается. Им видеоуроки присылают с подробным разбором упражнений. Я их включаю и слежу за выполнением и поправляю. Лучше, чем ничего. Танцами дома проще заниматься, чем скалолазанием».
Л.Я. «Я тренер по фигурному катанию. Тренировки онлайн провожу сама. Заранее пишу родителям, какой инвентарь понадобится (скакалка, утяжелители, мяч, спиннер, жгуты). Тренировку провожу так: бег на месте (назначаю кто проводит и все выводят на монитор этого спортсмена). Далее перечисляю упражнения и так же назначаю одного из группы, на кого будут смотреть остальные. Сама ничего не показываю, только комментирую и исправляю ошибки. В основном провожу ОФП, т. к. СФП онлайн проводить сложно, нужна живая тренировка. ...Проводим ОФП в коньках (на полу в чехлах), даем простые упражнения (приседания, выпады и т.п. Коньки нужно периодически одевать, иначе ноги отвыкают и тяжело будет «вкатывать» их после такого большого перерыва».
A.Б. «Я тренер по триатлону. Со спортсменами работами в разном режиме изначально скидывала комплексы обратная связь была 2 недели, потом пару дней тишина. Теперь тренируемся онлайн, но желающих маловато. В тренировках онлайн использую и ОФП и СФП, йогу. давала рекомендации по фильмам, книгам, им это интересно».
Р.В. ««Я тренер по фигурному катанию. Сидим с конца марта на самоизоляции. Первую неделю делала видео с упр., написала несколько вариантов тренировок в текстовом формате, далее начали тренировки онлайн... Для меня было сложно заставить себя вести онлайн. Было много страхов, но в итоге все вышло очень здорово, мне нравится получать новый опыт и снова убедилась в том, что у меня самые лучшие спортсмены»
B.М. «В условиях нынешней самоизоляции дистанционные тренировки со своими спортсменами проводим посредством платформы скайп. Тренировки провожу лично я, уделяя внимание по большей части технической и специально физической подготовке, хореограф нашей группы, занимающаяся хореографической подготовкой со спортсменами, а также тренер по ОФП, который соответственно работает узко направленно в части общей физической подготовки. Направленность тренировок в основном заключается в поддержании имеющихся навыков и умений, а также в формировании базы для дальнейшего изучения новых элементов. Ввиду специфики нашего вида спорта, считаю сла-
бореальным овладение новыми элементами без ледовой подготовки. Отличие онлайн тренировки от реальной, прежде всего, в принципиально ином контакте со спортсменом, когда ты не можешь тактильно и на собственном примере показывать то, чего хочешь от ученика (а это особенно важно с младшими спортсменами), поэтому приходится как можно понятней и ярче изъяснять задания и требования в словесной форме».
Ответов спортсменов оказалось значительно меньше, чем тренеров и родителей спортсменов.
К.в. «Спортивная гимнастика. Тренировки каждый день онлайн, в основном ОФП+ СФП+ растяжка. Также хореография 3 раза в неделю онлайн. Без зала и снарядов очень тяжело, ждём скорейшего выхода в зал».
Н.С. «Вид спорта-плавание. Без воды -совсем не то. Но спасибо большое тренеру - тренировки онлайн каждый день. В основном ОФП и растяжка + спец упражнения на резине. Тренер за всем следит и исправляет. Но ОЧЕНЬ хочется в воду».
А.У. «Уменя комбо, я и тренер, и спортсмен, и мама. Как спортсмен, тренируюсь с другим тренером онлайн (ОФП, СФП). Мой тренер карантин не признаёт, продолжает проводить тренировки, а многие продолжают на них ходить. Но не я. Как у тренера, накануне карантина у меня было сильное профессиональное выгорание, поэтому я взяла себе заслуженный отпуск. За явку не переживаю, кто захочет - тот вернётся. А если нет, то это не моё решение и не мне его принимать. Как маме мне очень тяжело замотивировать детей на занятия. Их тренер молчит, а меня как тренера они видеть не хотят. Поэтому занятия получается нерегулярные и только когда все звёзды сошлись хотя старший одно время "ходил" на мои тренировки».
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный опрос и анализ его результатов показал реальную или близкую к реальной ситуацию с учебно-тренировочным процессом в настоящее время. Дистанционные тренировки в условиях карантина и самоизоляции могли бы закрыть дефицит организованной двигательной активности спортсменов с сохранением их качества за счет современных информационных и телекоммуникационных технологий. Вместе с тем, отсутствие опыта ДО у тренеров, соответствующего методического и программно-технического обеспечения, личная неготовность многих тренеров привели к тому, что только 59,6% из числа респондентов указали на наличие различных вариантов онлайн-тренировок. Вероятнее всего, реальная цифра обеспеченности спортсменов дистанционными тренировками гораздо ниже.
Усложняют ситуацию тот факт, что к такому повороту событий - переходу на ДО - оказались неготовыми все, в т.ч. школы, ССУЗы, ВУЗы, спортивные школы. Об этом свидетельствуют и ответы наших респондентов, в которых они указывают на недостаточный объем и невысокое качество удаленной работы тренера с воспитанниками. Большинство тренеров просто дают рекомендации по организации самостоятельных тренировок дома, не
обеспечивая этот процесс методически и не контролируя его с помощью обратной связи. В результате занимающиеся либо постепенно теряют всякую мотивацию на занятия спортом, либо начинают самостоятельно искать в социальных сетях любую возможность продолжать тренировочный процесс.
Следующим серьезным моментом является направленность онлайн-тренировок. Как уже было сказано, онлайн-тренировки в основном направлены на общефизическую и специальную физическую подготовку, а также на закрепление уже усвоенных элементов и упражнений. Тренеры не видят возможности удаленно обучать новым элементам, т.к. не могут гарантировать правильность их исполнения и закрепления правильной техники.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является использование тренерами тех же средств педагогического воздействия на воспитуе-мых, как и в реальных тренировках, т.е. показ и рассказ. Отсутствие непосредственного, в т.ч. тактильного, контакта с воспитанниками, возможности многократного повторения воспитанниками изучаемого элемента и его визуального контроля тренером делают почти невозможным изучение новых элементов. В целом, онлайн-тренировки сами тренеры считают «неполноценными» и не ожидают от них реального тренирующего эффекта.
Здесь необходимо отметить следующее. Среди видов тренировок есть тренировка идеомоторная, под которой понимаются различные способы воздействия субъекта на собственное психическое состояние и другие функции организма путем использования словесных формулировок и соответствующих им мысленных образов. Многочисленные исследования идеомоторной тренировки показали ее безусловную эффективность. В структуре он-лайн-тренировки ее идеомоторная составляющая является незаменимой, позволяющей решить многие проблемы - проблему обратной связи, проблему контроля выполнения техники исполнения элемента или упражнения и проч. Однако, из числа опрошенных тренеров практически никто не указал на использование хотя бы элементов идеомоторной тренировки.
Проведенное исследование позволило не только выявить состояние учебно-тренировочного процесса в период карантина и самоизоляции, но и выяснить ограничения и трудности при организации онлайн-тренировок с использованием дистанционных образовательных технологий.
К последним мы можем отнести следующие, предварительно разделив их на объективные и субъективные.
Объективные трудности и ограничения:
— Недостаточный уровень подготовки спортивных тренеров в сфере ИКТ.
— Полное отсутствие методического обеспечения осуществления дистанционного учебно-тренировочного процесса.
— Отсутствие стабильной интернет-связи, сбои в работе каналов связи и серверного оборудования.
Субъективные трудности и ограничения:
- Недоверие тренеров к электронным ресурсам, средствам и формам дистанционной работы.
- Техническая неготовность подавляющего числа тренеров к работе с применением информационно-коммуникационных технологий, не понимание ими неизбежности информатизации спортивной подготовки образования в современных условиях.
- Отсутствие технической, моральной, финансовой поддержки со стороны руководства спортивных школ и клубов.
Еще одним важным ограничением в использовании ДОТ в учебно-тренировочном процессе является абсолютная неготовность подавляющего числа тренеров и занимающихся к такому стремительному изменению событий - введению карантина, отмене соревнований, закрытию спортивных залов, школ, стадионов, переходу к совершенно иным условиям, формам и методам тренировки.
Выводы: Дистанционные, или онлайн-трени-ровки в период карантина и самоизоляции являются действенным средством предотвращения длительного перерыва в учебно-тренировочном процессе всех уровней. Их внедрение в практику связано с целым рядом объективных и субъективных трудностей и ограничений, среди которых наиболее важным является психологическая и техническая неготовность многих тренеров к переходу на удаленный режим работы и использование дистанционных образовательных технологий.
В тех случаях, когда тренер владеет подобными технологиями и проводит онлайн-трени-ровки, их качество можно повысить за счет использования возможностей идеомоторной тренировки.
Широкое внедрение тренировок на основе использования дистанционных образовательных технологий и обязательного включения идеомоторной тренировки позволит сократить последствия длительного перерыва в учебно-тренировочном процессе. Использование ДОТ делает тренировочный
процесс более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения тренера и воспитанников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бондаренко Г.А. Проблемы подготовки педагогических кадров дистанционным обучением // Проблемы и перспективы образования в России, 2015. - №32. - С. 160-164
2. Веснина В.А., Осипов А.Ю., Стародубцева Н.В. Увеличение уровня двигательной активности студентов с помощью использования мобильных технологий. // Проблемы современного педагогического образования, 2019. - № 62-2. - С. 128
3. Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением // Гуманизация образования, 2010. - № 1. - с. 58-63
4. Кремнева В.Н., Неповинных Л.А. Вызов дистанционного обучения и возможные варианты решения задач. // Вопросы педагогики 2020. - № 41. - С. 128
5. Мукажанов Е.Б., Телебаев Е.Е. Электронное обучение - неотъемлемая часть современного образования //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012. - № 5. - С. 239-241.
6. Стеценко Н.В., Широбакина Е.А. Цифро-визация в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса // Наука и спорт: современные тенденции, 2019. - Т. 22. - № 1(22). - С. 38
7. Филоненко Н.В., Кулькова И.В. Маркетинг платных услуг физической культуры и спорта в системе подготовки-переподготовки тренерских и управленческих кадров. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства, 2020. - Т. 19. - № 1. С. 202
8. Филоненко Н.В., Ушакова Н.А. Некоторые аспекты качества онлайн-образования подготовки-переподготовки кадров физической культуры и спорта // Путеводитель предпринимателя, 2020. -Т.13, № 1.