Научная статья на тему 'Особенности проведения факультативных занятий по плаванию в условиях дистанционного обучения (на примере СВФУ)'

Особенности проведения факультативных занятий по плаванию в условиях дистанционного обучения (на примере СВФУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / учебно-полевая практика / факультатив по плаванию / дистанционное обучение / карантин при коронавирусной инфекции / student / field training / optional swimming / distance learning / coronavirus pandemic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кладкин Николай Николаевич, Протодъяконова Марианна Николаевна

В статье исследуются особенности проведения факультативных занятий по физической культуре в условиях детонационного обучения на примере занятий по плаванию в условиях дистанционного обучения с середины марта и до конца весеннего семестра в связи с пандемией по коронавирусной инфекции в Северо-Восточном федеральном университете. В статье обобщены особенности дистанционного обучения при продолжительных карантинных условиях поэтапной работы со студентами, находящимися в отдаленных сельских местностях и в арктических районах Якутии на удалении. Показано, что при реализации дистанционных образовательных процессов использовалась такие технологические решения как система электронного дистанционного обучения Moodle, мобильные электронные устройства и практические занятия по приложению Zoom. Указаны характерные особенности проведения факультативных занятий со студентами по дистанционному обучению: проведение занятий, использование упражнений общефизической подготовки, об организационной работе по выяснению способа индивидуальной связи со студентами, о самостоятельных занятиях, о контроле по усвоению заданий. Определены формы реализации информационных технологий при использовании дистанционного обучения и проблемы по использованию сети интернет. Выводы о проблемах и методах дистанционного обучения основан и на мнениях студентов в виде анкетного опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кладкин Николай Николаевич, Протодъяконова Марианна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EATURES OF CONDUCTING OPTIONAL CLASSES IN SWIMMING IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING (ON THE EXAMPLE OF NEFU)

The article examines the features of conducting optional physical education classes in the context of detonation learning using the example of swimming lessons in distance learning from mid-March to the end of the spring semester in connection with the coronavirus pandemic at Northeastern Federal University. The article summarizes the features of distance learning under long-term quarantine conditions of step-by-step work with students who are in remote rural areas and in the Arctic regions of Yakutia at a distance. It is shown that in the implementation of distance learning processes, such technological solutions as the Moodle electronic distance learning system, mobile electronic devices and practical exercises on the Zoom application were used. The characteristic features of conducting optional classes with students in distance learning are indicated: conducting classes, using exercises of general physical training, about organizational work to find out the way of individual communication with students, about independent studies, about control of assimilation of tasks. The forms of implementation of information technologies when using distance learning and the problems of using the Internet have been determined. Conclusions about the problems and methods of distance learning are also based on the opinions of students in the form of a questionnaire survey.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения факультативных занятий по плаванию в условиях дистанционного обучения (на примере СВФУ)»

Особенности проведения факультативных занятий по плаванию в условиях дистанционного обучения (на примере СВФУ)

Кладкин Николай Николаевич,

кандидат педагогических наук, кафедра физического воспитания, Институт физической культуры и спорта, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: kladkin@mail.ru

Протодъяконова Марианна Николаевна

старший преподаватель, кафедра физического воспитания института физической культуры и спорта, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: mn.usan@mail.ru,

В статье исследуются особенности проведения факультативных занятий по физической культуре в условиях детонационного обучения на примере занятий по плаванию в условиях дистанционного обучения с середины марта и до конца весеннего семестра в связи с пандемией по коронавирусной инфекции в Северо-Восточном федеральном университете. В статье обобщены особенности дистанционного обучения при продолжительных карантинных условиях поэтапной работы со студентами, находящимися в отдаленных сельских местностях и в арктических районах Якутии на удалении. Показано, что при реализации дистанционных образовательных процессов использовалась такие технологические решения как система электронного дистанционного обучения Moodle, мобильные электронные устройства и практические занятия по приложению Zoom. Указаны характерные особенности проведения факультативных занятий со студентами по дистанционному обучению: проведение занятий, использование упражнений общефизической подготовки, об организационной работе по выяснению способа индивидуальной связи со студентами, о самостоятельных занятиях, о контроле по усвоению заданий. Определены формы реализации информационных технологий при использовании дистанционного обучения и проблемы по использованию сети интернет. Выводы о проблемах и методах дистанционного обучения основан и на мнениях студентов в виде анкетного опроса.

Ключевые слова: студент, учебно-полевая практика, факультатив по плаванию, дистанционное обучение, карантин при ко-ронавирусной инфекции.

о с

CJ

см о см I—

В основе программ физической культуры в нашей стране в области массового плавания лежат требования Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне!».

В 2019-2020 учебном году вузовскому преподаванию физкультуры произошли трансформации, связанные с карантином при коронавирусной инфекции Covid-19. Вместе с тем возросла актуальность самостоятельных занятий физической культурой и спортом, осознанной двигательной активности, направленных на сохранение здоровья и укрепление иммунитета. Плавание, как часть физической культуры, необходимо как студентам, проходящим летнюю учебно-полевую практику в местах с открытыми природными водоемами, а также всем студентам для приобретения такого значимого навыка как умение плавать.

Вечерние факультативные занятия по плаванию для студентов Северо-Восточного федерального университета начали проводить с 2018 года. Целью факультативных занятий является начальное обучение студентов плаванию, ознакомление их с правилами безопасного поведения в условиях естественных водоемов, подготовка их в дальнейшем к сдаче норматива Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО и получение допуска к летней учебно-полевой практике.

Критериями получения допуска к практике является умение студента передвигаться по воде любым доступным способом, понимание важности умения плавать для безопасности на воде. На факультатив по плаванию записываются студенты очного обучения независимо от курса обучения, т.е. с 1 по 5 курсы.

В нашей практике дистанционная форма физической культуры в весеннем семестре 2020 года является единственным опытом. Все занятия по физической культуре и спорту и учебно-полевые практики студентов были переведены на удаленную форму обучения.

Как отмечают исследователи, дистанционное обучение является не позволяет в полной мере реализовать функцию социализации, что окажет влияние на качество подготовки специалистов [2,13].

Дистанционное обучение меняет профессиональные компетенции разных поколений учителей, директоров школ, экспертов, студентов и родителей. У студентов на первый план выходят такие функции как саморазвитие, самореализация и индивидуализация личности.

О дефиците социального общения указывает Левтерова-Гаджалова Д.С.: «Все же обучение не может быть постоянной забавой, и учащиеся начинают испытывать отсутствие пространственных физических связей и развлечений в реальной среде со сверстниками» [5, 23]. Поэтому образование в электронной среде требует больше времени, ресурсов, настойчивости.

Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Эти процессы имеют смешанные последствия для позиционирования, как университетов, так и преподавательского состава. Необходимые компетенции зачастую приобретаются вне аудиторной деятельности, так как образовательные программы зачастую не успевают за динамикой развития технологий. [4, 83].

Цифровизация при карантинных мероприятиях стало причиной развития образовательной программы в дистанционном обучении студентов, и освоению ими информационных технологий. Одним из основных элементов цифровизации образования является цифровая грамотность как главный приоритет образования, это способность проектировать и использовать контент с помощью цифровых технологий, применяя компьютерное программирование, графические техники визуализации, компьютерную графику, мультимедиа разработку онлайн-курсов, поиск и обмен информацией, коммуникация с другими обучающимися. Различают различные виды цифровой грамотности: медиаграмотность, отношение к инновациям, коммуникативная, компьютерная, информационная грамотность. Орлова Л.В., акцентируя внимание на интерактивных видах взаимодействия, отмечает, что обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно получать знания и порождать собственное инновационное знание, тем самым формировать новые компетенции XXI века: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация. [9, 353].

В сельской местности цифровую грамотность для всего населения обеспечивают школьники и студенты, которые в данное время находятся в дистанционном обучении кто по Zoom и Moodle.

Мы согласны с точкой зрения А.В. Уваровой, которая считает, что в структуру цифровой образовательной среды должен входить информационный блок, включающий информационные системы, сервисы, инструменты, применяемые при решении определенных задач. Такие сервисы, как MOODLE, 1С давно используются в вузах и позволяют отслеживать изменения контингента студентов и преподавателей, определять их рейтинг. Интеллектуальные образовательные программы и экспертная система являются очень перспективными, быстро распространяются [9, 354].

Овладение мобильными средствами как компонентами образовательной деятельности в области физической культуры и спорта позволит студенту планировать и организовать содержание самостоятельного учебно-тренировочного процес-

са. Создаются предпосылки к самостоятельному управлению творческим потенциалом, активному взаимодействию студента с образовательной средой, формированием потребности в самопознании и саморазвитии [7, 33].

Массовое использование информационных технологий, с одной стороны, отчуждает обучающихся от занятий физической культуры, спорта и фитнеса, с другой - реализация данных технологий, а особенно использование мобильных устройств в сфере физической культуры, спорта и фитнеса содействует активизации двигательного режима, что, в свою очередь, способствует повышению физического развития и функциональных показателей здоровья молодежи. В связи с этим необходимо использование мобильных устройств, как средств для организации физкультурной деятельности молодежи через построение концепции и реализации технологии подготовки студентов к сдаче норм ВФСК ГТО [6, 39].

Условия пандемии коронавируса выявили некоторые дефекты дистанционного обучения, такие как обеспеченность устройствами, позволяющими организовывать образовательную деятельность. Например, в наших группах, состоящих от 15 до 20 студентов, наличие планшета или ноутбука отмечалось, в среднем, у 50% в группе.

Следующая проблема была трудна для преодоления. Расширение доступа к сетям Интернета и мобильным компьютерам помогает преодолеть цифровой разрыв.

Особенностью прошедшего учебного года в вузе явилось сочетание практических учебных занятий в условиях бассейна в течение месяца с самостоятельными занятиями в домашних условиях во время вынужденного карантина во втором и третьем. Таким образом, обучение плаванию проходило в 3 этапа.

Этап 1. Вечерние факультативные практические занятия в бассейне в первом месяце проходили 2 раза в неделю по 45 мин. на воде - 11 часов.

Этап 2. Организационная работа по выяснению способа индивидуальной связи со студентом во время вынужденного карантина - 1 неделя (2 часа).

Этап 3. Самостоятельные домашние занятия в условиях вынужденного карантина, по Moodle и по Zoom практически - 20 часов.

Этап 4. Контрольный этап - зачетные видеоработы, дистанционные видео-беседы для допуска к летней полевой практике.

Основная часть студентов не имеют устойчивый доступ к сети Интернет. Но, несмотря на это, нами был достигнут всеобщий охват дистанционным обучением всех студентов до завершения весеннего семестра.

В весеннем семестре этого года провели по расписанию 11 факультативных занятий по практическому плаванию. На практических занятиях в бассейне обучали студентов наиболее подходящим способам плавания на выбор: кроль на груди, кроль на спине и брасс. Каждое занятие начинали

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

с упражнения, когда студенты, лежа вниз головой на воде и держась обеими руками за край борта, сочетали активные попеременные движения ногами по воде с работой над дыханием: вдох - над водой, выдох - в воде. В начале занятий из 15 студентов не умели плавать 4, плохо умели или только на воде держались 3, остальные 8 умели плавать. Но к концу практических занятий на воде не умеющие плавать смогли освоить кроль на груди и кроль на спине, остальные 11 студентов смогли уверенно плавать кролем на груди и на спине, и освоить брасс. Тем, кто начинает плавать всеми способами, предлагались индивидуальные задания на проплывание определенной дистанции освоенными стилями плавания.

Организационная работа по подготовке форм дистанционного обучения. Одну неделю во время карантина потратили на организационную работу по дистанционной работе с учебными группами. В это время мы уточнили методы дистанционной работы с учебной группой: по вузовской программе Moodle, электронной почте и по ватсапу. Оставшиеся студенты и постоянно проживающие в городе использовали программу Moodle, а уехавшие в районы использовали часть - Moodle, часть -электронную почту и ватсап.

Для дистанционного обучения студентов данного факультатива нами были выбраны практические комплексы упражнений из общефизической подготовки для поддержания спортивной формы студентов и для оздоровительных целей. При этом дали возможность самим студентам внести в эти комплексы свои изменения по индивидуальным предпочтениям, исходя из условий проживания.

Главной задачей дистанционного обучения является ежедневная физическая работа студентов на свежем воздухе соблюдая все меры предосторожности, дистанцируясь от скопления людей.

На контрольном этапе дистанционного обучения был проведен опрос студентов и преподавателей. Многие ответы содержат информацию о том, что интернет-ресурсы по поддержке мышечного тонуса и иммунитета организма очень полезны. Особенно был отмечен Цикл упражнений с записью тренировочных видео, разработанный тренером сборной команды России по плаванию Дмитрием Комаровым. Было отмечено, что эти упражнения особенно помогают в условиях пандемии коронавируса поддерживать форму дома.

Карантинные меры показали, что использование мобильных устройств может быть эффективным средством организации физкультурной деятельности молодежи и подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО [6, 39].

Дистанционное обучение может быть только вынужденной мерой в таких ситуациях, как пандемия с длительным карантином. Но при дистан-5 ционном обучении студенты могут добиться под-§ держания своей спортивной физической формы, ^ занимаясь комплексно по общей физической под-еЗ готовке помимо учебных занятий самостоятельно ав используя возможности интернет-ресурсов.

Литература

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация /А.А. Андреев, В.И. Солдаткин // Издат-во: МЭСИ, - М.,1991, С. 31.

2. Бикмаева К.И. Дистанционное обучение в Монголии в период пандемии коронавируса в 2020 г. /К.И. Бикмаева// журнал: «Современное педагогическое образование» Изд-во: ООО «Русайнс», - М.: № 5, 2020 г. С. 9-13.

3. Веснина В.А., Осипов А.Ю., Стародубцева Н.В. Увеличение уровня двигательной активности студентов с помощью использования мобильных технологий. /В.А. Веснина, А.Ю. Осипов, Н.В. Стародубцева // журнал: «Проблемы современного педагогического образования» Издат-во: федеральное гос-ое автономн. образ. учрежд. высш. образ. «Крымский федер. унив-т им. В.И. Вернадского» разд. Педагогика. - г. Симферополь, 2019, № 62-2. С. 48-52.

4. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // журнал «Вестник Майкопского государственного технологического университета» Изд-во: Майкопского го-го унив-та, - г. Майкоп, 2019, 1/40 С. 83-91.

5. Левтерова-Гаджалова Д.С. Межпоколенческие отношения в условиях образования в электронной среде во время пандемии COVID-19/ Д.С. Левтерова-Гаджалова // Материалы XVI Международной научно-практич. конф. «Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегич. выборы в психолого-педагогич. науке и практике». Изд-во: федер. гос-е бюджетн. научное учрежд. «Психологический инст-т Российск.академии образ-я» - М.: 2020. C.21-25.

6. Наговицын Р.С., Рассолова Е.А., Сенатор С.Ю., Торбина И.И. Разработка веб-портала для подготовки студентов к тестированию по нормам ГТО /Р.С. Наговицын, Е.А. Рассолова, С.Ю. Сенатор, И.И. Торбина // журнал ТиП-ФК, - М., № 1, 2016, С. 39-42.

7. Наговицын Р.С., Владыкина И.В., Волков П.В., Тутолмин А.В., Сокольникова Э.И. Программное управление совершенствованием физической культуры студентов с применением мобильных средств. / Р.С. Наговицын, И.В. Владыкина, П.В. Волков, А.В. Тутолмин, Э.И. Сокольникова //журнал ТиПФК, - М., № 4, 2015 С.33-35.

8. Осницкий А.К. Межпоколенные связи и циф-ровизация. / А.К. Осницкий // Материалы XVI Международной научно-практич. конф. «Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегич. выборы в психолого-педагогич. науке и практике». Изд-во: федер. гос-е бюджетн. научное учрежд. «Психологический инст-т Российск.академии образ-я» - М.: 2020 г. С. 18-21.

9. Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании. /Н.П.

Петрова, Г.А. Бондарева // журнал «Мир науки, культуры, образования», Изд-во: Мир науки, культуры, образования» - М.: № 5,(78), 2019. С.353-355.

10. Стеценко Н.В., Широбакина Е.А. Цифровиза-ция в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса. /Н.В. Стеценко, Е.А. Широбакина // журнал «Наука и спорт: современные тенденции». Изд-во: «Поволжская гос-я академия физич. культ спорта и туризма», - г. Казань, № 1 (vol 22), 2019 г. С. 35-39. Science and sport: current trends

EATURES OF CONDUCTING OPTIONAL CLASSES IN SWIMMING IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING (ON THE EXAMPLE OF NEFU)

Kladkin N.N., Protodyakonova M.N.

North -Eastern Federal University named after M.K. Ammosova

The article examines the features of conducting optional physical education classes in the context of detonation learning using the example of swimming lessons in distance learning from mid-March to the end of the spring semester in connection with the coronavirus pandemic at Northeastern Federal University. The article summarizes the features of distance learning under long-term quarantine conditions of step-by-step work with students who are in remote rural areas and in the Arctic regions of Yakutia at a distance. It is shown that in the implementation of distance learning processes, such technological solutions as the Moodle electronic distance learning system, mobile electronic devices and practical exercises on the Zoom application were used. The characteristic features of conducting optional classes with students in distance learning are indicated: conducting classes, using exercises of general physical training, about organizational work to find out the way of individual communication with students, about independent studies, about control of assimilation of tasks. The forms of implementation of information technologies when using distance learning and the problems of using the Internet have been determined. Conclusions about the problems and methods of distance learning are also based on the opinions of students in the form of a questionnaire survey.

Keywords: student, field training, optional swimming, distance learning, coronavirus pandemic.

References

1. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distance learning: essence, technology, organization / A.A. Andreev, V. I. Soldatkin // Publishing house: MESI, - M., 1991, p. 31.

2. Bikmaeva K.I. Distance learning in Mongolia during the coronavirus pandemic in 2020 / K.I. Bikmaeva // journal: "Modern pedagogical education" Publishing house: LLC "Rusays", - M .: No. 5, 2020. S.9-13.

3. Vesnina V.A., Osipov A. Yu., Starodubtseva N.V. Increasing the level of students' motor activity through the use of mobile technologies. / V.A. Vesnina, A. Yu. Osipov, N.V. Starodubtseva // journal: "Problems of modern pedagogical education" Publishing house: federal state autonomous. form. institutions. higher. form. "Crimean Feder. univ-t them. IN AND. Vernadsky "section. Pedagogy. - Simferopol, 2019, No. 62-2. S. 48-52.

4. Kozlova N. Sh. Digital technologies in education / N. Sh. Kozlo-va // Journal "Bulletin of the Maikop State Technological University" Publishing house: Maikop State University, - Maykop, 2019, 1/40 P. 83-91.

5. Levterova-Gadzhalova D.S. Intergenerational relations in the conditions of education in the electronic environment during the COVID-19 pandemic / D.S. Levterova-Gadzhalova // Materials of the XVI International Scientific and Practical. conf. "In-tergenerational Relations: Contemporary Discourse and Strategic. elections to the psychological and pedagogical. science and practice ". Publishing house: Feder. state budget scientific institution. "Psychological Institute of the Russian Academy of Image" - M .: 2020. P. 21-25.

6. Nagovitsyn R.S., Rassolova E.A., Senator S. Yu., Torbina I.I. Development of a web portal to prepare students for testing according to the TRP / R.S. standards. Nagovitsyn, E.A. Rassolova, S. Yu. Senator, I.I. Torbina // journal TiPFK, - M., No. 1, 2016, pp. 39-42.

7. Nagovitsyn R.S., Vladykina I.V., Volkov P.V., Tutolmin A.V., Sokolnikova E.I. Programmed management of students' physical culture improvement using mobile devices. / R.S. Nagovitsyn, I.V. Vladykina, P.V. Volkov, A.V. Tutolmin, E.I. Sokol-nikov // Journal of TiPFK, - M., No. 4, 2015 P. 33-35.

8. Osnitsky A.K. Intergenerational communication and digitaliza-tion. / A.K. Osnitsky // Materials of the XVI International Scientific and Practical. conf. "Intergenerational Relations: Contemporary Discourse and Strategic. elections to the psychological and pedagogical. science and practice ". Publishing house: Feder. state budget scientific institution. "Psychological Institute of the Russian Academy of Image" - M .: 2020. S.18-21.

9. Petrova N.P., Bondareva G.A. Digitalization and digital technologies in education. / N.P. Petrova, G.A. Bondareva // journal "World of Science, Culture, Education", Publishing House: World of Science, Culture, Education "- M .: No. 5, (78), 2019. P. 353-355.

10. Stetsenko N.V., Shirobakina E.A. Digitalization in the field of physical culture and sports: state of the art. / N.V. Stetsenko, E.A. Shirobakina // Science and Sport: Modern Trends magazine. Publishing house: "Volga State Academy of Physics. the cult of sports and tourism ", - Kazan, No. 1 (vol 22), 2019, pp. 35-39. Science and sport: current trends.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.