Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПРЕДМЕТА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПРЕДМЕТА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина О.И., Ахматгатин А.А., Швачун О.А., Галимова А.Г.

Цель исследования - выявить эффективность дистанционного обучения на основе сравнительного анализа показателей физической подготовленности студентов до и в период распространения коронавирусной инфекции. Методика и организация исследования. В дистанционном режиме образовательный процесс в ИРНИТУ был реализован с марта по июнь 2020 г. Использование цифровых технологий в практике работы кафедры физической культуры в полном объеме осуществлялось на платформе Moodlе. Были сформированы специальные комплексы физических упражнений для студентов всех функциональных групп здоровья. В исследовании приняли участие 103 студента 2-го курса III функциональной группы 2018/2019 г. обучения (контрольная группа, КГ) и 118 юношей 2-го курса этой же группы 2019/2020 учебного года (экспериментальная группа, ЭГ). Результаты исследования и выводы. Дистанционная форма обучения для студентов III функциональной группы может быть использована только как вынужденная и дополнительная мера к основной традиционной организации физического воспитания в условиях вуза. Причем его применение целесообразно только в отношении тех студентов, которые владеют навыками самостоятельного использования средств физической культуры, навыками самоконтроля. В то же время следует констатировать, что использование на корпоративной платформе вуза современных электронных средств реализации физкультурного образования, интегрированных с цифровыми технологиями, позволяет студентам ИРНИТУ проявлять познавательную активность и самостоятельность, что в связи с ориентацией многих вузов на расширение возможностей самостоятельной работы студентов старших курсов актуально в организации их индивидуальной физкультурной среды и поиске оптимального самостоятельного двигательного режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина О.И., Ахматгатин А.А., Швачун О.А., Галимова А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN ELECTIVE ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION DISCIPLINES: HEALTH TESTS AND PROGRESS ANALYSES

Objective of the study was to analyze benefits and drawbacks of the academic distance learning formats for the students’ physical fitness in the pandemic period versus the pre-pandemic physical fitness test data. Methods and structure of the study. The distance learning format was introduced by Irkutsk National Research Technical University (INRTU) in March through June 2020, with the Physical Education Department making a transition to the Moodle learning platform. The physical education and sport staff offered the distance physical education models customized to the students’ health, age, physical fitness and individual progress needs, with the recommended sets of exercises mobilizing every key muscle group mostly by the own body weight application practices. We sampled for the study the 2-year students (n=221) qualified with the Health Group III and split them up into Reference Group (RG, n=103) trained in the pre-pandemic 2018-19 period and Experimental Group (EG, n=118) trained in the pandemic 2019-20 period. The RG and EG were virtually identical in the primary health conditions and diagnoses. Practical self-reliant/ distant physical trainings were run twice a week and fixed by video-reports. Since the isolation requirements complicated the traditional speed and endurance trainings, the exercise sets were dominated by the strength, coordination and flexibility centered practices. Results and conclusion. The study data and analyses showed that the distance learning format of the academic physical education service for the Health Group III may be recommended only in very limited and provisional training models complementary to the traditional physical education service curricula. It may be beneficial only for the students knowledgeable and skillful in the independent physical education practices plus well equipped with the training technologies and basic self-test systems. It should be mentioned at the same time that the modern university distance learning website with the advanced digital physical education technologies effectively encourages the INRTU students’ cognitive activity and independence. Such the distance learning facilities developed and advanced by many national universities may be beneficial for the self-reliant trainings of the responsible and determined senior students in many domains including modern physical education models for optimal customizable physical activity and healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПРЕДМЕТА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

УДК/UDC 796.015:378.018.4

Поступила в редакцию 14. 05. 2021 г.

Информация для связи с автором: ariana.ru@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент О.И. Кузьмина1 Кандидат педагогических наук, профессор А.А. Ахматгатин1 Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Швачун2 Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Галимова3

1 Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

2 Российский государственный университет правосудия, Воронеж

3 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск

DISTANCE LEARNING IN ELECTIVE ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION DISCIPLINES: HEALTH TESTS AND PROGRESS ANALYSES

PhD, Associate Professor O.I. Kuzmina1 PhD, Professor A.A. Akhmatgatin1

PhD, Associate Professor O.A. Shvachun2 PhD, Associate Professor A.G. Galimova3

1 Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

2 Russian State University of Justice, Voronezh

3 East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk

Аннотация

Цель исследования - выявить эффективность дистанционного обучения на основе сравнительного анализа показателей физической подготовленности студентов до и в период распространения коронавирусной инфекции. Методика и организация исследования. В дистанционном режиме образовательный процесс в ИРНИТУ был реализован с марта по июнь 2020 г. Использование цифровых технологий в практике работы кафедры физической культуры в полном объеме осуществлялось на платформе Woodte. Были сформированы специальные комплексы физических упражнений для студентов всех функциональных групп здоровья. В исследовании приняли участие 103 студента 2-го курса III функциональной группы 2018/2019 г. обучения (контрольная группа, КГ) и 118 юношей 2-го курса этой же группы 2019/2020 учебного года (экспериментальная группа, ЭГ). Результаты исследования и выводы. Дистанционная форма обучения для студентов III функциональной группы может быть использована только как вынужденная и дополнительная мера к основной традиционной организации физического воспитания в условиях вуза. Причем его применение целесообразно только в отношении тех студентов, которые владеют навыками самостоятельного использования средств физической культуры, навыками самоконтроля. В то же время следует констатировать, что использование на корпоративной платформе вуза современных электронных средств реализации физкультурного образования, интегрированных с цифровыми технологиями, позволяет студентам ИРНИТУ проявлять познавательную активность и самостоятельность, что в связи с ориентацией многих вузов на расширение возможностей самостоятельной работы студентов старших курсов актуально в организации их индивидуальной физкультурной среды и поиске оптимального самостоятельного двигательного режима.

Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая подготовленность, студенты.

Abstract

Objective of the study was to analyze benefits and drawbacks of the academic distance learning formats for the students' physical fitness in the pandemic period versus the pre-pandemic physical fitness test data. Methods and structure of the study. The distance learning format was introduced by Irkutsk National Research Technical University (INRTU) in March through June 2020, with the Physical Education Department making a transition to the Moodle learning platform. The physical education and sport staff offered the distance physical education models customized to the students' health, age, physical fitness and individual progress needs, with the recommended sets of exercises mobilizing every key muscle group mostly by the own body weight application practices. We sampled for the study the 2-year students (n=221) qualified with the Health Group III and split them up into Reference Group (RG, n=103) trained in the pre-pandemic 2018-19 period and Experimental Group (EG, n=118) trained in the pandemic 2019-20 period. The RG and EG were virtually identical in the primary health conditions and diagnoses.

Practical self-reliant/ distant physical trainings were run twice a week and fixed by video-reports. Since the isolation requirements complicated the traditional speed and endurance trainings, the exercise sets were dominated by the strength, coordination and flexibility centered practices.

Results and conclusion. The study data and analyses showed that the distance learning format of the academic physical education service for the Health Group III may be recommended only in very limited and provisional training models complementary to the traditional physical education service curricula. It may be beneficial only for the students knowledgeable and skillful in the independent physical education practices plus well equipped with the training technologies and basic self-test systems. It should be mentioned at the same time that the modern university distance learning website with the advanced digital physical education technologies effectively encourages the INRTU students' cognitive activity and independence. Such the distance learning facilities developed and advanced by many national universities may be beneficial for the self-reliant trainings of the responsible and determined senior students in many domains including modern physical education models for optimal customizable physical activity and healthy lifestyle.

Keywords: distance learning, physical fitness, students.

Введение. Практические занятия физической культурой являются важной составляющей жизни современного студента, предопределяющим фактором состояния его здоровья [1]. Однако, несмотря на стремительное развитие высоких технологий, достижения медицины, внедрение в практику работы вузов новых методик и актуальных видов двигательной активности, состояние здоровья молодого поколения в целом продолжает ухудшаться. Актуализирует проблему стремление многих вузов перевести значительную часть практических занятий по физической культуре на самостоятельный формат обучения, включая занятия со студентами начальных курсов, при условии еще не сформировавшегося у многих из них ответственного отношения и четкого ориентира на здоровый образ их жизни. Сложившаяся эпидемиологическая обстановка последних лет, в результате которой все образовательное пространство высшего звена было вынуждено перейти на дистанционный формат обучения, значительно усугубляет проблемы современной молодежи, связанные с сохранением и укреплением их здоровья. Вынужденное уменьшение объемов двигательной активности выражается в снижении показателей физического развития и физической подготовленности студентов, росте числа их заболеваний и функциональных нарушений [2].

Как показала практика, в рамках дистанционной формы организации физического воспитания сохранение здоровья студентов может быть реализовано путем формирования у них навыков самостоятельного использования средств физической культуры и спорта, к чему в условиях пандемии многое студенты оказались не готовы. В связи с этим важно актуализировать проблему усвоения обучающимися личностных ценностей физической культуры для улучшения качества их жизни [3].

Цель исследования - выявить эффективность дистанционного обучения на основе сравнительного анализа показателей физической подготовленности студентов до и в период распространения коронавирусной инфекции.

Методика и организация исследования. В дистанционном режиме образовательный процесс в ИРНИТУ был реализован с марта по июнь 2020 г Использование цифровых технологий в практике работы кафедры физической культуры в полном объеме осуществлялось на платформе Moodte. Были сформированы специальные комплексы физических упражнений для студентов всех функциональных групп здоровья, что позволило реализовать разработанную дистанционную методику обучения с учетом гендерных особенностей, уровня физической подготовленности, состояния и индивидуальных особенностей здоровья занимающихся. Комплексы задействовали основные группы мышц и были в основном ориентированы на работу с собственным весом.

В исследовании приняли участие 103 студента 2-го курса III функциональной группы 2018/2019 года обучения (контрольная группа, КГ) и 118 юношей второго курса этой же группы 2019/2020 учебного года (экспериментальная группа, ЭГ). По количественному составу студентов в нозологических группах и количеству нозологий контрольная и экспериментальная группы были почти идентичны. Практические занятия в дистанционном режиме проводились студентами самостоятельно в полном объеме - два раза в неделю с использованием предложенных комплексов физических упражнений и видеоотчетов. Ввиду того, что в условиях изоляции возникли сложности с реализацией упражнений, направленных на развитие быстроты и выносливости, комплексы и тесты были ориентированы прежде всего на развитие силы, координации, гибкости. Технология проведения контрольных испытаний предполагала их выполнение по заранее предоставленному на электронной образовательной платформе вуза перечню упражнений, одновременно входящему в мониторинг физического развития и физической подготовленности студентов (в ИРНИТУ проводится два раза - в начале и конце учебного года), что позволило сопоставить полученные данные студентов за 2019/2020 учебный год, сравнить их с данными студентов предыдущего года и сделать выводы

Таблица 1. Физическая подготовленность студентов III функциональной группы здоровья до и во время реализации дистанционного обучения 2019/2020 учебного года (ЭГ)

Курсы Проба Штанге (с) Проба Генчи (с) Подъем туловища за 30 с (раз) Подтягивания (количество раз) Наклон вперед из и. п. сидя (см) Отжимание (количество раз)

Начало 3-го курса 73.2±0.6 34.1±0.4 18.8±0.3 11.1±0.8 10.3±0.4 20.4±0.4

Конец 2-го курса 69.7±0.8 32.7±1.3 24.9±0.7 9.7±0.6 12.4±0.6 24.6±0.8

р(1-2) р>0.05 р>0.05 р<0.05 р>0.05 р>0.05 р<0.05

Таблица 2. Сравнение физической подготовленности студентов III функциональной группы здоровья за 2018/2019 учебный год (КГ) и данных студентов ЭГ за 2019/2020 учебный год

Курсы Проба Штанге (с) Проба Генчи (с) Подъем туловища за 30 с (раз) Подтягивания(количество раз) Наклон вперед из и. п. сидя (см) Отжимание (количество раз)

Начало 2-го курса (КГ) 71,9±0.6 32.2±0.1 19.1±0.4 9.4±0.5 12.3±0.2 19.4±0.7

Конец 2-го курса(КГ) 75.7±0.7 38.7±0.5 27.9±0.4 12.1±0.6 16.4±0.6 26.0±0.4

р (КГ) р<0.05 р<0.01 р<0.01 р<0.05 р<0.05 р<0.01

Начало 2-го курса р (КГ-ЭГ) р>0.05 р>0.05 р>0.05 р>0.05 р>0.05 р>0.05

Конец 2-го курса р (КГ-ЭГ) р<0.01 р<0.01 р<0.05 р<0.05 р<0.05 р>0.05

(U

V-□

. ±i □

и

га у

г. CL

ч—

. О OJ

CL

' "О С га

Ii

О (U .с Н

68 http://www.teoriya.ru №7^ 2021 Июль | July

об эффективности дистанционного обучения по элективным дисциплинам по физической культуре (табл. 1). Физиометри-ческие показатели в конце учебного года определялись студентами самостоятельно по функциональным пробам Штанге и Генчи. Количество студентов при тестировании менялось в зависимости от противопоказаний к выполнению конкретного теста. Статистическая обработка проведена с использованием критерия Стьюдента.

Как и следовало ожидать, тренд в значениях показателей проб Штанге и Генчи имеет отрицательную динамику, как и результаты в тесте «Подтягивание на высокой перекладине», на успешность которого, безусловно, повлияло отсутствие у многих турника. Несмотря на то, что значения функционального состояния системы внешнего дыхания соответствуют хорошему уровню, отрицательный тренд свидетельствует о снижении функций циркуляторного аппарата, кислородо-обеспечивающих систем организма, а следовательно, о снижении устойчивости организма студентов к кислородной задолженности и общей их тренированности. Следует отметить достоверное улучшение результатов в тестах «Подъем туловища за 30 с» и «Отжимание» и незначительное улучшение значений показателей гибкости.

Для понимания того, насколько эффективным было дис-танционнное обучение студентов, был проведен сравнительный анализ значений показателей тех же тестов в КГ и сопоставлены данные студентов за оба учебных года (табл. 2).

Исследование показало, что, в отличие от режима дистанционного обучения, по всем предложенным тестам наблюдается значительная (р<0.05; 0.01) положительная динамика физической подготовленности студентов (КГ) во время традиционной системы организации учебного процесса (на момент начала и окончания 2-го курса). Сопоставив данные студентов контрольной и экспериментальной групп, совершенно очевидно преимущество физической подготовленности студентов КГ, за исключением результатов в тесте «Отжимание».

Проанализировав полученные результаты, можно заключить:

• очевидно преимущество традиционной системы организации учебного процесса по элективным дисциплинам по физической культуре;

• эффективность методики дистанционного обучения доказана в пределах тех физических качеств, на которые она ориентирована, - силы, скоростно-силовых способностей, за исключением развития гибкости. Однако недостаточность оборудования и ограничение пространства не позволяет студентам в полной мере развивать все свои физические качества;

• отсутствие или недостаточная техническая оснащенность студентов и преподавателей не позволяет в должной мере использовать возможности дистанционного обучения;

• работая в дистанционном режиме, в случае ухудшения самочувствия студентов при напряженной мышечной работе преподаватель лишен возможности оказать им необходимую своевременную помощь;

• отсутствие постоянного контроля со стороны преподавателя не позволяет быть уверенным в оптимальности нагрузки для каждого конкретного студента специальной медицинской группы;

• отсутствие соревновательного элемента как мощного побудительного стимула, применяемого на практических

занятиях со студентами при приеме контрольных испытаний, может снижать их результативность. Выводы. Дистанционная форма обучения для студентов III функциональной группы может быть использована только как вынужденная и дополнительная мера к основной традиционной организации физического воспитания в условиях вуза. Причем его применение целесообразно только в отношении тех студентов, которые владеют навыками самостоятельного использования средств физической культуры, навыками самоконтроля. В то же время следует констатировать, что использование на корпоративной платформе вуза современных электронных средств реализации физкультурного образования, интегрированных с цифровыми технологиями, позволяет студентам ИРНИТУ проявлять познавательную активность и самостоятельность, что в связи с ориентацией многих вузов на расширение возможностей самостоятельной работы студентов старших курсов актуально в организации их индивидуальной физкультурной среды и поиске оптимального самостоятельного двигательного режима.

Литература

1. Голубятникова М.В. Влияние физических упражнений на показатели коэффициента здоровья, физическую подготовленность, физическое состояние и работоспособность студентов в процессе занятий физической культурой / М.В. Голубятникова, В.Н. Яковлева, Л.Н. Макарова и др. // Спортивная медицина: наука и практика. - 2017. - № 7(3). - С.14-21.

2. Кузьмина О.И. Мониторинг здоровья студенток III функциональной группы как инструмент контроля и основа проектирования образовательной среды (физическая культура) в непрофильном вузе / О.И. Кузьмина, В.Ю. Лебединский, М.Д. Кудрявцев и др. // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - Т. 19.

- № 4. - С. 78-91.

3. Лубышева Л.И. Философские этюды к пониманию кинестезы / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 1.

- С. 95.

4. Лубышева Л.И. Философские этюды к современному пониманию физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева // Физическая культура и здоровье молодежи: XVI Всероссийская науч.-практ. конф., 27 марта 2020 г. - СПб.: СПбГУП, 2020. - С. 15-17.

References

1. Golubyatnikova M.V., Yakovleva V.N., Makarova L.N. et al. Vliya-nie fizicheskikh uprazhneniy na pokazateli koeffitsienta zdorovya, fizicheskuyu podgotovlennost, fizicheskoe sostoyanie i rabotospo-sobnost studentov v protsesse zanyatiy fizicheskoy kulturoy [Effect of physical exercises on of health coefficient indices, physical fitness, physical condition and working capacity of students in physical education process]. Sportivnaya meditsina: nauka i praktika. 2017. No. 7(3). pp.14-21.

2. Kuzmina O.I., Lebedinskiy V.Y., Kudryavtsev M.D. et al. Monitoring zdorovya studentok III funktsionalnoy gruppy kak instrument kon-trolya i osnova proektirovaniya obrazovatelnoy sredy (fizicheskaya kultura) v neprofilnom vuze [Monitoring of female functional group III students' health III as control tool and basis for design of educational environment (physical education) in non-core university]. Chelovek. Sport. Meditsina. 2019. V. 19. пЖ pp. 78-91.

3. Lubysheva L.I. Filosofskie etyudyk poznaniyu kinestezy [Philosophical studies for kinesthesia interpretation]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2020. No. 1. P. 95.

4. Lubysheva L.I. Filosofskie etyudy k sovremennomu ponimaniyu fizicheskoy kultury i sporta [Philosophical studies for modern understanding of physical education and sports]. Fizicheskaya kultura i zdorovye molodezhi [Philosophical studies to modern understanding of physical education and sports]. Proceedings XVI national research and practical conference, 27 March 27, 2020. St. Petersburg: SPb-GUP publ., 2020. pp. 15-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.