Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ: ОПЫТ РОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ: ОПЫТ РОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПОРТИВНЫЕ ВУЗЫ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ТРЕНЕР / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИКЛ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ДНЕВНИК ТРЕНЕРА / ДНЕВНИК СПОРТСМЕНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова И.Ю., Дусенко С.В., Беломестнова М.Е., Никифорова Ю.О.

Цель исследования - выявить отношение студентов к формату дистанционного обучения и мнение преподавателей, касающееся оптимальности и эффективности использования данного формата работы в российских спортивных вузах. Методика и организация исследования. Эмпирический сбор данных проводился на онлайн-платформе с использованием в качестве инструмента исследования анкеты, разработанной авторами в Google формах. Рандомно и на добровольной основе были сформированы две группы респондентов: первая группа - студенты вузов, вторая группа - преподаватели. Всего были получены ответы от 207 студентов и 60 преподавателей из 11 вузов. Результаты исследования и выводы. Проведенный эксперимент позволил выявить отношение, мотивацию, проблемы и риски дистанционного образования и продемонстрировал удовлетворенность студентов и педагогов университетов дистанционным обучением. Было обнаружено, что и студенты, и педагоги российских университетов (49% - студенты, 56,7% - преподаватели) не хотели бы продолжать работу в дистанционном режиме. Результаты показали, что и студенческой аудиторией, и педагогами были отмечены разные трудности и проблемы в процессе обучения и преподавания в дистанционном режиме, связанные с мотивацией, ценностями, техническими возможностями и проч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова И.Ю., Дусенко С.В., Беломестнова М.Е., Никифорова Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF STUDENTS AND TEACHERS TO DISTANCE LEARNING: THE EXPERIENCE OF RUSSIAN SPORTS UNIVERSITIES

Objective of the study was to identify the attitude of students to the distance learning format and the opinion of teachers regarding the optimality and effectiveness of using this format of work in Russian sports universities. Methods and structure of the study. Empirical data collection was carried out on an online platform using a questionnaire developed by the authors in Google Forms as a research tool. Randomly and on a voluntary basis, two groups of respondents were formed: the first group - university students, the second group - teachers. In total, responses were received from 207 students and 60 teachers from 11 universities. Results and conclusions. The experiment made it possible to identify attitudes, motivations, problems and risks of distance education and demonstrated the satisfaction of students and university teachers with distance learning. It was found that both students and teachers of Russian universities (49% - students, 56.7% - teachers) would not like to continue working remotely. The results showed that both the student audience and teachers noted various difficulties and problems in the process of learning and teaching remotely, related to motivation, values, technical capabilities, and so on. This study can contribute to a theoretical, methodological and practical understanding of the degree and factors of satisfaction of students and teachers of universities with the organization of distance learning.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ: ОПЫТ РОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ»

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ: ОПЫТ РОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ

УДК/UDC 37.018.43

Поступила в редакцию 25.01.2022 г.

Информация для связи с автором: ivanovaiyu@cspu.ru

Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Иванова1

Доктор социологических наук, доцент С.В. Дусенко2

Кандидат педагогических наук М.Е. Беломестнова2

Ю.О. Никифорова2

1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

ATTiTUDE OF STUDENTS AND TEACHERS TO DiSTANOE LEARNING: EXPERiENCE OF RUSSIAN SPORTS UNIVERSITIES

PhD, Associate Professor I.Yu. Ivanova1 Dr. Sc. Sos., Associate Professor S.V. Dusenko2 PhD M.E. Belomestnova2 Yu.O. Nikiforova2

1 South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

2 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить отношение студентов к формату дистанционного обучения и мнение преподавателей, касающееся оптимальности и эффективности использования данного формата работы в российских спортивных вузах.

Методика и организация исследования. Эмпирический сбор данных проводился на онлайн-платформе с использованием в качестве инструмента исследования анкеты, разработанной авторами в Google формах. Рандомно и на добровольной основе были сформированы две группы респондентов: первая группа - студенты вузов, вторая группа - преподаватели. Всего были получены ответы от 207 студентов и 60 преподавателей из 11 вузов. Результаты исследования и выводы. Проведенный эксперимент позволил выявить отношение, мотивацию, проблемы и риски дистанционного образования и продемонстрировал удовлетворенность студентов и педагогов университетов дистанционным обучением. Было обнаружено, что и студенты, и педагоги российских университетов (49% - студенты, 56,7% - преподаватели) не хотели бы продолжать работу в дистанционном режиме. Результаты показали, что и студенческой аудиторией, и педагогами были отмечены разные трудности и проблемы в процессе обучения и преподавания в дистанционном режиме, связанные с мотивацией, ценностями, техническими возможностями и проч.

Ключевые слова: COVID-19, дистанционное обучение, спортивные вузы, удовлетворенность студентов и педагогов.

Abstract

Objective of the study was to identify the attitude of students to the distance learning format and the opinion of teachers regarding the optimality and effectiveness of using this format of work in Russian sports universities. Methods and structure of the study. Empirical data collection was carried out on an online platform using a questionnaire developed by the authors in Google Forms as a research tool. Randomly and on a voluntary basis, two groups of respondents were formed: the first group - university students, the second group - teachers. In total, responses were received from 207 students and 60 teachers from 11 universities.

Results and conclusions. The experiment made it possible to identify attitudes, motivations, problems and risks of distance education and demonstrated the satisfaction of students and university teachers with distance learning. It was found that both students and teachers of Russian universities (49% - students, 56.7% - teachers) would not like to continue working remotely. The results showed that both the student audience and teachers noted various difficulties and problems in the process of learning and teaching remotely, related to motivation, values, technical capabilities, and so on. This study can contribute to a theoretical, methodological and practical understanding of the degree and factors of satisfaction of students and teachers of universities with the organization of distance learning.

Keywords: COVID-19, distance learning, sports universities, student and teacher satisfaction.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Во время пандемии COVID-19 традиционный процесс обучения в университетах был заморожен. У университетов не оставалось иного выбора, кроме как разрабатывать гибкие механизмы обучения, чтобы соединять различные географические местоположения участников образовательных отношений, отдельные курсы и разные часовые пояса. В этом контексте дистанционное образование и механизм онлайн-обучения имел и имеет огромную ценность для университетов [7]. Ускорение и увеличение информационных потоков, уменьшение «периода полураспада» информации и доступность общения людей на разных континентах, благодаря

использованию ИК-технологий, появившихся и активно развивающихся в наши дни, играет важную роль в глобализации всех процессов, в том числе в системе высшего образования, способствует стиранию национальных границ коммуникации, общения и мгновенного обмена информацией [2, 4].

Вслед за Р. Ма^а можно сделать вывод о том, что условия изоляции членов общества на фоне ковидной инфекции форсировали развитие и уровень использования цифрового образования, «потому что распространение компьютеров и широкополосного интернета дало мощный импульс к использованию их в образовательной деятельности» [6].

60

http://www.teoriya.ru

2022 Июнь | Juni

Стремясь смягчить распространение пандемии COVID-19, большинство учебных заведений по всему миру было закрыто примерно с марта 2020 года. Это затронуло более 90 % учащихся в мире (ЮНЕСКО, 2020 a) [7]. Закрытие вузов и школ из-за кризисов в области здравоохранения, таких как вспышка лихорадки Эбола, современная угроза, связанная с COVID-19, серьезно влияют на качество образования обучающихся [5]. Активизация дистанционного обучения усугубляет порой и без того слабые системы управления и организации образования, сбора данных, большая часть учебных программ не может быть быстро адаптирована к обучению онлайн. Обучающиеся испытывают тревогу в связи с тем, что не видят четких ориентиров своего продвижения в обучении (UNICEF, 2020 a) [3].

Цель исследования - выявить отношение студентов к формату дистанционного обучения и мнение преподавателей, касающееся оптимальности и эффективности использования данного формата работы в российских спортивных вузах.

Методика и организация исследования. Социологическое исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов. Эмпирическое исследование осуществлено с использованием разработанных анкет для студентов и преподавателей. Анкетирование проводилось с использованием Google форм в онлайн-формате на добровольной основе. Случайным образом были сформированы две группы респондентов: первая группа - студенты вузов, вторая группа -преподаватели. Каждая анкета состояла из 25 закрытых и открытых вопросов. В ходе опроса соблюдались правила анонимности респондентов, вся личная информация была защищена от распространения.

Анкетированием было охвачено 207 студентов 1-4-го курсов бакалавриата, обучающихся магистратуры и аспирантуры (очной (93,2 %%) и заочной (6,8 %%) форм обучения), также в опросе приняли участие 60 преподавателей вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Воронежа, Хабаровска, Смоленска, Уфы, Ростова-на-Дону и прочих, из них 80 % имеют ученую степень и звание (кандидат наук, доктор наук, доцент, профессор, PhD).

В анкету для студентов были включены вопросы, касающиеся следующих аспектов удовлетворенности дистанционным обучением в вузе: особенностей адаптации к условиям дистанционного обучения, мотивации к обучению в рамках дистанционной формы, удобства пользования вузовской системой дистанционного обучения и материально-технической базой, объема учебной нагрузки, организации и качества образовательного процесса, трудностей и технических проблем.

Анкета для педагогов представлена следующими вопросами: удобство проведения занятий в дистанционном режиме, трудозатратность подготовки и реализации учебных занятий, материально-техническая база, трудности и проблемы процесса преподавания и организации практик, аттестация студентов (в том числе государственного экзамена и защиты ВКР), организация образовательного процесса, качество учебного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно оценки студентами своих возможностей адаптации к новым условиям дистанционного обучения, выявлено, что для 60,4 % респондентов этот процесс не доставил проблем, отдельные проблемы адаптации испытывали 26,1 %%, значительные проблемы ощутили более 12 %%. Трудности адаптации не связаны ни с курсом обучения в вузе, ни с половой принадлежностью студентов. Удобство обучения в дистанционном режиме отметили 27,5 % студентов, отдельные сложности обучения испытывали 31,4 %, значительные трудности - 28,5 %. Инте-

ресно, что 4,3 % студентов ответили, что им такое обучение давалось очень легко.

Полученные данные о субъективном восприятии опрошенными объема учебной нагрузки в дистанционном формате свидетельствуют об ее увеличении 50,2 %%, при этом 30,9 %% отметили значительное увеличение. Интересно, что чуть более 5 %% обучающихся считают, что учебная нагрузка уменьшилась. Трудности в обучении у студентов в большей степени были связаны с большими объемами задаваемых материалов (47,3 %), со сложностью выполнения практических заданий без объяснения преподавателя (28,5 0%).

Анкета предполагала также вопросы, позволяющие выяснить позитивные стороны дистанционного обучения, согласно мнения студентов. Низкий риск заражения инфекцией обеспечивает данный формат образования - 36,7 %, возможность выполнять задания в течение определенного времени, не сразу - 24,6 %, возможность самообучения - 16,4 %. Стоит отметить, что нами были предложены более 20 вариантов ответов, но студенческие предпочтения распределились в большинстве на представленных выше ответах.

Анкетирование педагогов вузов показало следующие результаты. На вопрос «Довольны ли вы дистанционным форматом обучения?» 53,3 % респондентов ответили, что не в полной мере довольны, 25 % - в целом довольны, 21,7 % участников остались полностью недовольны. Примечательно, что студенты при ответе на аналогичный вопрос выявляли удовлетворение 15,5 %, при этом полностью недовольными остались 22,2 % человек. В процентном соотношении в распределении количества недовольных респондентов в обеих группах примерно равное.

Обращают на себя внимание также ответы на вопрос, касающийся удобства проведения занятий в дистанционном режиме. Педагоги отвечали так: 58,3 % - удобно, но значительно сложнее, чем в очном формате; 30 % ответили, что неудобно проводить занятия онлайн. Эти данные подтверждаются субъективными ощущениями педагогов, 80 % которых считают, что стали работать больше по сравнению с очным форматом обучения, 16,7 % ответили, что объем работы не изменился. На вопрос о положительных сторонах проведения занятий в дистанционном режиме педагоги, так же как и группа студентов (36,7 %), наибольший процент выборов сделали в пользу ответа «низкий риск заражения инфекцией» - 53,3 %; экономия времени на дорогу до работы (31,7 %) также воспринимается как позитивный элемент дистанционного обучения; 8,3 % отмечают использование современных технологий обучения.

На вопросы о преимуществах электронного обучения мы получили ответы, которые позволили нам сделать вывод о том, что преобладающие ценности дистанционного образования - ценности здоровья своего и других людей, времени, комфорта, самостоятельности в получении образования и проч. Мы считаем, что в процессе организации дистанционных форм обучения в вузах эти данные необходимо учитывать для повышения мотивации студентов.

Данные, полученные в ходе опросов, говорят о высокой ежедневной нагрузке, как педагогов, так и студентов в период дистанционного обучения, что вызывает утомление, негативные чувства и, как следствие, неудовлетворенность в целом процессом обучения. Данный факт требует оптимизации процессов планирования, проектирования, контроля и управления процессом обучения в дистанционном формате с использованием возможностей ИКТ-технологий.

Анализируемые данные свидетельствуют о недостаточной готовности вузов к организации и проведению также практического обучения в условиях дистанционного образования, что является значимой проблемой современного высшего образования. При этом позитивный опыт образовательных орга-

№6 • 2022 Июнь | Juni

http://www.teoriya.ru

профессиональное образование

низаций требует, по-нашему мнению, обсуждения, системного анализа и распространения в педагогической среде.

Выводы. Результаты показали, что и студенческой аудиторией, и педагогами были отмечены разные трудности и проблемы в процессе обучения и преподавания в дистанционном режиме, связанные с мотивацией, ценностями, техническими возможностями и прочим.

Настоящее исследование может способствовать теоретическому, методическому и практическому пониманию степени и факторов удовлетворенности студентов и педагогов университетов организацией дистанционного обучения.

References

1. Belomestnova M.E., Ivanova I.Yu. Building professional competence of future humanities specialists at university. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. 2021. pp. 1955-1962. [Electronic resource] Available at: https://www.europeanproceed-ings.com/book-series/EpSBS/books/vol107-isckmc-2020 (date of access: 23.01.2022).

2. Cohen J. Diverting the radicalization track. Promoting alternatives among the Middle East's youths. In Hoover Institution Policy Review,

2009. Iss. 154. [Electronic resource] Available at: https://files.eric. ed.gov/fulltext/EJ871035.pdf (date of access: 23.01.2022).

3. Graham A., Sahlberg P. Schools are moving online, but not all children start out digitally equal. The Conversation, 2020. [Electronic resource] Available at: https://theconversation.com/schools-are-moving-online-but-not-all-children-start-out-digitally-equal-134650 (date of access: 23.01.2022).

4. Habiburrahim H. The Internet and ICT: Opportunities or Threats to the Education World? Englisia Journal, 2015. №. 3(1). pp. 1-8. [Electronic resource] Available at: https://doi.org/10.22373/ej.v3i1.533 (date of access: 23.01.2022).

5. Hallgarten J. Evidence on efforts to mitigate the negative educational impact of past disease outbreaks. 2020. [Electronic resource] Available at: https://opendocs.ids.ac.uk/opendocs/bitstream/han-dle/20.500.12413/15202/793_mitigating_education_effects_of_dis-ease_outbreaks.pdf?sequence=6 (date of access: 23.01.2022).

6. Makosa P. Advantages and disadvantages of digital education. Research gate, 2013. [Electronic resource] Available at: https://www. researchgate.net/publication/264419797_Advantages_and_disad-vantages_of_digital_education (date of access: 23.01.2022).

7. UNESCO. Adverse consequences of school closures. UNESCO. 2020. [Electronic resource] Available at: https://en.unesco.org/ themes/education-emergencies/coronavirus-school-closures/con-sequences (date of access: 23.01.2022).

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

оценка эффективности управления тренировочным процессом современным детским тренером

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа1 Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Пустошило2 Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Зайнетдинов2

1Российский государственный университет физической

культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

2Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

УДК/ШС 796.015.4

Ключевые слова: тренировочный процесс, тренер, компоненты педагогической деятельности, цикл, планирование, дневник тренера, дневник спортсмена.

Цель исследования - изучить профессиограмму современного детского тренера, выявить слабые стороны в компонентах его педагогической деятельности.

Методика и организация исследования. В работе приняли участие 50 тренеров детских спортивных школ г. Москвы, представляющих 25 различных видов спорта. Каждый из них обладал довольно большим стажем работы со своим контингентом (не менее 10 лет). Основным методом сбора информации стал метод анкетирования. Анкеты участников были закрытыми и анонимными.

Результаты исследования и их обсуждение. Конструктивный или проектировочный компонент является важнейшим в педагогической деятельности, поэтому одной из первых задач, поставленных нами в исследовании, было выяснить, используют ли вообще в своей практике тренеры планирование по макро-, мезо- и микроциклам. Цифры, полученные в ходе анкетирования, дают четкое представление о явном нарушении всего учебно-педагогического процесса - 44 % приглашенных участников вообще не используют планирование. В этом случае совершенно непонятно, как тренеры выстраивают учебно-тренировочный процесс, какую цель они пытаются достигнуть совместно со своими занимающимися.

Для определения уровня организаторского компонента нами был выбран дневник спортсмена (дневник самоконтроля) и дневник тренера. Причем последний инструмент отражает не только организаторские способности педагога, но и гностический компонент его деятельности, и проектировочный. Дневник тренера, где фиксируют каждую

evaluatíon of the effícíency of training process

management by a modern children's trainer

Dr. Hab., Professor V.P. Guba1 PhD, Associate Professor P.V. Pustoshilo2 PhD, Associate Professor M.V. Zainetdinov2 1Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow 2Moscow State University of Sport and Tourism, Moscow

Поступила в редакцию 08.04.2022 г.

тренировку, объем нагрузок и другие важные составляющие тренировочного процесса, «состоит на вооружении» только у 58 % опрошенных. Резонный вывод, который приходится сделать, - оставшиеся 42 % совсем ничего не фиксируют. Приходится констатировать и тот факт, что современные тренеры стали пренебрегать еще одним важнейшим инструментом в достижении поставленной цели - дневником спортсмена.

Гностический компонент педагогической деятельности тренера - определение достоинств и недостатков его деятельности, анализ и внесение корректив - определяли через процесс изучения методической литературы. К сожалению, приходится констатировать весьма невысокий процент тренеров, регулярно изучающих спортивную литературу, - 64 %. Тем не менее, стоит отметить высокие коммуникативные компетенции участвующих в эксперименте. Всего 10 % позволяют на занятиях нецензурную лексику, а 74 % держат тесную связь с родителями. Двигательный компонент нами не изучался, так как требует отдельной методики организации исследования.

Вывод. Основные компоненты педагогической деятельности тренера - такие, как проектировочный, организаторский и гностический - требуют значительного совершенствования, ровно, как и тренерские курсы повышения квалификации должны быть скорректированы с учетом обозначенных проблем.

Литература

1. Ильин, Е.П. Психология спорта: учебное пособие / Е.П. Ильин -СПб.: Питер, 2012.

2. Михайлова, Т.В. Дневник спортсмена: методическое пособие / Т.В. Михайлова, В.П. Губа. - М.: Спорт, 2017. - 78 с.: ил.

Информация для связи с автором: smolguba67@mail.ru

62

http://www.teoriya.ru

№Б^ 2022 Июнь | Juni

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.