Научная статья на тему 'Отношение подростков к бизнес-деятельности как условие самореализации личности'

Отношение подростков к бизнес-деятельности как условие самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
960
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / BUSINESS ACTIVITY / SELF-DETERMINATION / SELF-REALIZATION / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Ольга Николаевна, Вязовова Наталия Владимировна

В статье рассматривается современная тенденция подготовки подростка к семейному бизнесу или профессиональной карьере на предпринимательском уровне, как одного из ведущих условий его социализации и психологической готовности к самоактуализации в бизнес-карьере. В исследовании анализируются психологические характеристики, обеспечивающие психологическую готовность школьников к выбору сферы деятельности и образования, позволяющих идентифицировать себя как предприимчивого субъекта деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борисова Ольга Николаевна, Вязовова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION OF TEENAGERS TO BUSINESS ACTIVITY AS CONDITION OF PERSONALITY SELF-REALIZATION

In article the current trend of preparation of the teenager in family business or professional career at enterprise level as one of leading conditions of its socialization and psychological readiness for self-actualization in business career is considered. In research the psychological characteristics providing psychological readiness of school students to a choice of activity and education field, allowing identifying as enterprising subject of activity, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Отношение подростков к бизнес-деятельности как условие самореализации личности»

УДК 159.9:316.356.2

ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

© Ольга Николаевна БОРИСОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: luchik_on@mail.ru © Наталия Владимировна ВЯЗОВОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии, e-mail: cassandra1@yandex.ru

В статье рассматривается современная тенденция подготовки подростка к семейному бизнесу или профессиональной карьере на предпринимательском уровне, как одного из ведущих условий его социализации и психологической готовности к самоактуализации в бизнес-карьере. В исследовании анализируются психологические характеристики, обеспечивающие психологическую готовность школьников к выбору сферы деятельности и образования, позволяющих идентифицировать себя как предприимчивого субъекта деятельности.

Ключевые слова: бизнес-деятельность; самоопределение; самореализация; самоактуализация.

Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности является предметом исследования многих ученых. Предметом исследования психологии стали: личности предпринимателя (Е. Белянова, М.Р. Шиверских, Й. Шумпетер и др.); отличительные признаки предпринимательства (Н.Ф. Наумова); мотивация и качества личности, способствующие успешной предпринимательской деятельности (О.С. Дейнека, А.Л. Журавлев, В. Зомбарт, В.П. Позняков и др.); психологические характеристики типов предпринимателей (В.Н. Дружинин, Ю.Н. Лапыгин и др.).

Теоретико-методологический анализ литературы по исследуемой проблеме позволил выделить ряд психологических особенностей, присущих предпринимателю, что позволило сформулировать рабочее определение, согласно которому предприниматель -это физическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в качестве предпринимателя, обладающее способностями к организаторской и творческой деятельности, конкурентоспособное, идущее на риск при осуществлении активной экономической деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

По мнению А.А. Крупанина, в качестве побудительных мотивов деятельности предпринимателей выступают: потребность в высоких доходах, самоутверждение в качестве специалиста, личностное самоутверждение, стремление быть самостоятельным, ни от кого не зависящим, занимающим руководящую должность, обретение творческой свободы, апробация своих возможностей в неизвестном ранее деле (см.: [1]). Обращаясь к трудам Е.А. Климова, мы узнаем, что деятельность предпринимателя сопряжена с осознанием субъектом бизнеса не только материальной, но и социальной значимости своей деятельности, необходимости волевых усилий и собственной ответственности для достижения результата, роли межличностных отношений в результатах деятельности [2]. Многими исследователями в мотивации предпринимателя все чаще выделяется потребность в самоактуализации, направленная на реализацию своего личностного потенциала, что принципиально отличает подлинного предпринимателя от человека, единственным стремлением которого является обогащение, а также от мелкого предпринимателя, для которого бизнес - способ поддержания определенного уровня существования.

В ходе эмпирического исследования А. Н. Семеновой было установлено, что лишь один из трех предпринимателей стремится

исключительно к материальному достатку, а 65 % испытуемых стремятся к личностному и профессиональному росту, самоактуализации и возможности проявить себя в данной деятельности. Это говорит о том, что потребность в самоактуализации является значимым субъективным фактором, детерминирующим стремление к бизнес-статусу.

Современный российский бизнес представлен, в основном, возрастной группой от 30 до 49 лет. Но, как выяснилось, возраст человека, начинающего предпринимательскую деятельность, обычно не имеет принципиального значения, что позволяет предположить возможность более раннего включения в предпринимательство при наличии высокой внутренней мотивации, необходимых знаний и психологической подготовки, предоставляющих будущему бизнесмену большие возможности. Именно потому яркой современной тенденцией стало вовлечение ребенка в семейный бизнес. Наступило время, когда мы стали использовать опыт традиционно-патриархального стиля воспитания (Р. Бенедикт), постепенно включающего ребенка в дело семьи, от посильного труда, который отвечает возможностям ребенка, до профессионально ориентированного, и, наконец, управленческого с учетом образования и способностей. И это оправдано, т. к. в возрасте 14-15 лет у подростка возрастает интерес к самосознанию и самореализации, планированию будущего [3].

О важнейших психологических проблемах подросткового возраста впервые с социально-психологических позиций заговорил К. Левин, выдвинувший в качестве первоочередных задач развития ориентацию подростка в мире взрослых и проблему конструирования подростком жизненных планов и целей. Пытаясь занять значимое место в обществе, самоутвердиться, подросток усваивает нормы взаимоотношений, позволяющих ему решать задачу жизненного самоопределения и жизненной самореализации через профессиональное самоопределение (см.: [4]).

Самореализация как применение своих индивидуальных способностей с помощью творчества «отвечает изначальному стремлению осуществить свои возможности, прожить достойную жизнь, достичь того, чего достоин по своим критериям» [5], и первой ступенью на пути к самореализации стано-

вится профессиональное самоопределение. Его успешность определяется психологической готовностью старшеклассника к выбору профессии, а адекватность зависит от соответствия выбранной профессии склонностям, профессиональной направленности, способностям и потенциалам развития личности (Л. А. Головей), а также ситуации на рынке труда.

Многие исследователи (А.А. Бодалев, М.В. Данилова и др.) убеждены, что от степени ориентации человека в огромном числе разнообразных профессий, от готовности к профессионально-статусной роли зависит успешное вхождение оптанта во взрослую жизнь, его позитивный настрой, удовлетворенность жизнью. Низкая активность и отсутствие заинтересованности в профессиональном самоопределении свидетельствуют о неготовности к самостоятельному выбору (С.В. Калинина, 1998; Е.Ф. Рыбалко, 2003 и др.). Н.В. Вязововой, Т.А. Горюновой, Е. А. Климовым и другими подчеркивается ведущая роль в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности таких психологических механизмов, как идентификация с родителями, с учителями, друзьями; рефлексия личного и чужого опыта; оптация к профессиональной деятельности в период обучения; стимулирование осознания своей профессиональной пригодности [4]. Отношение родителей, близких членов семьи оказывает исключительное влияние на восприятие подростками престижа и значимости профессий (З.Т. Голенкова, 2003), в семье формируются будущие профессиональные ориентации личности, профессиональные интересы, склонности и специальные способности ребенка [3].

Исследование А. А. Фроловой показало, что ряд молодых людей ориентирован на бизнес, прежде всего потому, что в нем предполагают реализовать «деловую хватку», «умение руководить людьми», «организаторские способности» и, в целом, резюмирует автор, юношеское стремление реализовать свои возможности [6]. Многие подростки стремятся к предпринимательству, ощущая потребность заниматься делом, требующим творческого, нестандартного подхода, стремясь к самореализации при высоком материальном стимуле труда (И.А. Бобылева, 2005; И.В. Гелета, 2005), что обеспечивает в

совокупности психологическую и экономическую состоятельность.

Психологии проблема преемственности семейного бизнеса интересна с точки зрения рассмотрения ее как социально-психологического условия самоактуализации личности ребенка на уровне идентификации с родителем. Повсеместно прослеживается, что, наряду с возрастанием потребности молодежи реализовать себя в сфере бизнеса, она не находит удовлетворения в полной мере, т. к. не созданы социально-психологические условия к самореализации в предпринимательстве. Именно поэтому проблемой нашего исследования стал поиск условий обеспечения психологической готовности школьников к выбору сферы профессионального образования и деятельности, позволяющих в дальнейшем презентовать себя как предприимчивого субъекта деятельности.

Внимание к подростковому возрасту как оптимальному для подготовки к предпринимательской деятельности обусловлено потребностью подростка в самостоятельности, в иерархизации мотивов, обеспечиваемых социализирующим воздействием с учетом бизнес-карьеры как ценности [7]. Исследуя самоопределение подростков, необходимо учитывать психологические особенности личности как предпосылки самореализации в профессиональной деятельности и в бизнесе. Выдвигая актуальные задачи самоопределения подростка в бизнес-деятельности, мы обеспечиваем благоприятные условия для самореализации и самоактуализации в профессиональной деятельности / бизнесе для следующего возрастного периода; иначе говоря, изучая актуальное состояние отношения к предпринимательству, прогнозируем возможные трудности самореализации в бизнесе и способствуем развитию необходимых для самореализации качеств личности.

По нашему мнению, способствовать подросткам в самоопределении - значит помочь им оценить наличие у себя необходимых для бизнеса качеств и уровень их развития, помочь осознать собственный потенциал, дать четкие представления о перспективах самореализации, подготовить к активной и самостоятельной позиции, способствующей дальнейшему развитию необходимых качеств.

Для выявления профессиональной направленности современных подростков, мы провели комплексное психодиагностическое исследование среди учащихся 9-х классов лицея № 6 г. Тамбова в количестве 60 человек. Использовались методики: Диагностики уровня личностной готовности к риску («Р8К» Шуберта), Экспресс-диагностики организаторских способностей, Социальноперцептивной дифференциации малых групп, Экспресс-диагностики личностной конкурентоспособности, Диагностики интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина), Диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазу-кин в адаптации Н.Ф. Калина).

Результаты исследования показали, что более половины школьников (51,7 %) выразили желание заниматься предпринимательством, 5 % опрошенных не определились с профессиональными предпочтениями, остальные видят себя в будущем занятыми на государственной службе (23,3 %), в государственном аппарате и в работе по найму (по 10 %).

Уровень личностной готовности к риску выражен у 30 % опрошенных (68,3 % - дети родителей предпринимателей; 31,7 % - родителей, занятых в других сферах деятельности), что свидетельствует о выраженности данной поведенческой черты у детей, чьи родители заняты в бизнесе и способствуют ее формированию у детей.

Высокий уровень организаторских способностей наблюдается лишь у 25 % респондентов (53,5 % - дети предпринимателей, 46,5 % - дети не предпринимателей), средний - 70 % (49 % - дети предпринимателей, 51 % - дети не предпринимателей), низкий -5 % (45,9 % - дети предпринимателей,

54,1 % - дети не предпринимателей), что актуализирует необходимость их дальнейшего развития с помощью тренинга.

Диагностика личностной конкурентоспособности (ЛК) показала, что каждый третий (27,3 %) из детей бизнесменов имеет высокий уровень ЛК, 40,9 % - средний, а 27,3 % - незначительный уровень ЛК. Лишь у 4,5 % респондентов наблюдается незначительное преобладание свойств, препятствующих проявлению ЛК. Среди детей, имеющих родителей не бизнесменов, 15,8 % имеют высокий уровень ЛК, 36,8 % - сред-

ний, а 39,5 % - незначительный уровнем ЛК, 7,9 % - демонстрируют незначительное преобладание свойств, препятствующих проявлению ЛК. Таким образом, можно констатировать, что часть подростков, чьи родители занимаются предпринимательством, осознают необходимость борьбы за «место под солнцем» и способны к конкуренции; пропорциональная им по численности часть группы ориентирована на помощь родителей и не способна к ответственности за свою жизнь. Недостаточно выраженная ответственность, наряду с недооценкой роли субъективной активности, приводит к стереотипизации реакций на жизненные ситуации [8]. Однако дети предпринимателей оказались в большей мере готовыми к соперничеству, несмотря на то, что показатель конкурентоспособности в целом выражен ниже среднего.

Оценка интерактивной направленности личности показала, что ориентация на личные интересы и маргинальная ориентация у респондентов выражены слабо (96,7 % детей предпринимателей имеют низкий и 3,3 % -средний уровни ориентации на личные интересы; дети родителей не предпринимателей не ориентированы на личные интересы вообще - 100 %). Низкий уровень маргиналь-ности свидетельствует о том, что подростки активны в отношении к происходящим событиям и заинтересованы в конечном результате, но незначительная ориентация на личные интересы говорит, скорее, о преобладании в системе образования воспитательного воздействия традиционного типа, культивирующего ориентацию на групповые интересы, что свойственно традиционной русской культуре.

Важно отметить, что дети предпринимателей менее заинтересованы в поддержании конструктивных отношений с членами группы, они менее эмпатичны и не заинтересованы в совместной деятельности (70 % - низкий уровень, из них 54 % - дети бизнесменов и 46 % - не предпринимателей; 30 % - средний уровень, из них 40 % - дети бизнесменов и 60 % - не предпринимателей), что говорит о формировании индивидуалистической позиции у детей бизнесменов. При диагностике социально-перцептивной дифференциации

малых групп оказалось, что большая часть опрошенных обеих групп относится к праг-

матическому типу (ср. балл 7,18 и 7,61 соответственно), оценивает групповое взаимодействие с точки зрения полезности, отдавая предпочтение контактам с наиболее компетентными источниками информации.

По данным диагностики самоактуализации личности наиболее выражены шкалы «ориентации во времени» (ср. балл 8,52 и 8,96 у подгрупп), «ценностей» у обеих групп (ср. балл 8,00 и 8,55), «креативности» (8,05 у детей родителей не предпринимателей), «потребности в познании» (7,91) и «самопонимание» (7,77) у детей предпринимателей. Остальные шкалы выражены ниже среднего, наименее выражена шкала «спонтанности» (ср. балл 6,27 и 6,39), что говорит о неуверенности подростков в своих силах и недоверии к окружающему миру.

Статистическая обработка результатов осуществлялась в программе 8Р88: корреляционный анализ Пирсона и коэффициент ранговой корреляции Спирмена, факторный анализ, и-критерий Манна-Уитни, Т-крите-рий Вилкоксона, %2

Критерий Манна-Уитни показал, что личностные качества подростков практически не зависят от рода деятельности родителей и их статуса, существенных различий между личностными качествами детей предпринимателей и не предпринимателей не обнаружено. Применение критерия Манна-Уитни к оценке качеств детей предпринимателей показало, что желание стать предпринимателями при выраженном коллективистическом типе направленности статистически значимо (при Л8ушр. равном 0,008),

что свидетельствует о стремлении подростков к лидерству в «команде», объединенной общими целями, а при прагматическом типе направленности статистически значима (при Л8ушр. равном 0,08) реализация собственных потребностей (табл. 1).

Коэффициент корреляции Пирсона отразил наличие слабой корреляции между прагматическим типом личности подростков и стремлением к самоактуализации (г = 0,309), организаторскими способностями (г = 0,375), ориентацией во времени (г = 0,341), взглядом на природу человека (г = 0,475), ценностями (г = 0,402); организаторскими способностями и самоактуализацией (г = 0,314), ценностями (г = 0,365), самопониманием (г = 0,349).

Таблица 1

Анализ группы по прагматическому и коллективистическому типам личности (по критериям Манна-Уитни и Вилкоксона)

Test Statistics

Прагматический тип Коллективистический тип

Mann-Whitney U 250,5 198,5

Wilcoxon W 386,5 1188,5

Z -1,72200692 -2,63127931

Asymp. Sig. (2-tailed) 0,085068266 0,008506409

Таблица 2

Специфика самоопределения подростков в зависимости от статуса родителя

roditeli Total

drugie predprinimatel

V3PR YA 1 - predpr (15) - 39,5 % (16) - 72,7 % (31) - 51,7%

ya xochy stat' 2 - drugoe (23) - 60,5 % (6) - 27,3 % (29) - 48,3%

Total (38) - 100 % (22) - 100 % (60) - 100%

Профессиональные предпочтения детей, имеющих родителей с разными статусами, принципиально отличаются, что было установлено с использованием критерия %2; дети родителей предпринимателей чаще выбирают профессию, полезную для будущего бизнеса, а дети не предпринимателей - виды деятельности, востребованные на рынке труда (табл. 2).

Таким образом, в ходе эмпирического исследования получила подтверждение гипотеза о том, что выбор подростками сферы деятельности предопределен в т. ч. статусом родителей, степенью их успешности, обеспечивающей уровень жизни семьи и перспективой материального и личностного роста.

Также стало очевидным, что желание школьников стать предпринимателями не предполагает в подростковом возрасте наличия необходимых для этого качеств (склонности к риску, организаторских способностей, конкурентоспособности, стремления к лидерству и т. п.). Поэтому подростки не осознают возможных трудностей в процессе самореализации, т. к. не учитывают специфики бизнес-деятельности, а руководствуются исключительно привлекательной стороной бизнеса - статусом и финансовой независимостью.

Комплексное исследование проблемы позволило нам определить ведущую прикладную задачу работы психолога-консуль-

танта - помочь школьнику грамотно осуществить выбор профессионального поля деятельности, вооружить его определенными знаниями: о видах профессий, требованиях, предъявляемых их спецификой к личности профессионала; о потребностях рынка труда, учебных заведениях, обеспечивающих соответствующее профессиональное образование, и, главное, объективным знанием о личностной готовности к самоопределению и самоактуализации в любой, в т. ч. в предпринимательской, деятельности.

Системный анализ теоретической литературы и эмпирических результатов исследования позволил определить содержание, направленность и структуру формирующего эксперимента. Структура программы, особенности ее реализации и результаты применения будут освещены нами в следующей статье.

1. Семенова А.Н. Психологические особенности адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

3. Данилова М.В. Профессиональное самоопределение подростков в связи с интеллектуально-личностными особенностями и социальносемейной ситуацией развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009.

4. Вязовова Н.В., Борисова О.Н. Психология самоактуализации личности и бизнес-карьера // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций. Тамбов, 2011. С. 55-61.

5. Альбуханова-Славская К.А. Время личности и время жизни. СПб., 2001.

6. Фролова А.А. Представления о будущем как необходимое условие реализации личностного потенциала в юношеском возрасте // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 1 (45). С. 277-283.

7. Борисова О.Н., Вязовова Н.В. Психологическая готовность субъекта к предпринимательской деятельности как одно из условий самоактуализирующейся личности: теоретические аспекты проблемы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 7. С. 292-296.

8. Гулякина В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. Орел, 2000.

Поступила в редакцию 16.05.2012 г.

UDC 159.9:316.356.2

RELATION OF TEENAGERS TO BUSINESS ACTIVITY AS CONDITION OF PERSONALITY SELFREALIZATION

Olga Nikolayevna BORISOVA, Tambov state university of a name G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-Graduate Student, General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: luchik_on@mail.ru

Nataliya Vladimirovna VYAZOVOVA, Tambov state university of a name G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogical and Age Psychology Department, e-mail: cassandral @yandex.ru

In article the current trend of preparation of the teenager in family business or professional career at enterprise level as one of leading conditions of its socialization and psychological readiness for self-actualization in business career is considered. In research the psychological characteristics providing psychological readiness of school students to a choice of activity and education field, allowing identifying as enterprising subject of activity, are analyzed.

Key words: business activity; self-determination; self-realization; self-actualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.