Научная статья на тему 'Психологическая готовность субъекта к предпринимательской деятельности как одно из условий самоактуализирующейся личности: теоретические аспекты проблемы'

Психологическая готовность субъекта к предпринимательской деятельности как одно из условий самоактуализирующейся личности: теоретические аспекты проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
665
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / BUSINESSMAN / BUSINESS ACTIVITY / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова Ольга Николаевна, Вязовова Наталия Владимировна

На современном этапе формирование и закрепление слоя предпринимателей идет достаточно быстрыми темпами. Яркой современной тенденцией развития бизнеса стала подготовка ребенка к семейному бизнесу или профессиональной карьере на предпринимательском уровне, что является одним из условий психологической готовности подростка к самоактуализации в бизнес-карьере. Проблемой нашего исследования является создание психологических условий обеспечения психологической готовности школьников к выбору сферы деятельности и образования, позволяющих идентифицировать себя как предприимчивого субъекта деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE SUBJECT FOR ENTERPRISE ACTIVITY AS ONE OF CONDITIONS OF THE SELFACTUALIZED PERSON: THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM

At the present stage formation and fastening of a layer of businessmen goes fast enough rates. Preparation of the child for family business or professional career at enterprise level that is one of conditions of psychological readiness of the teenager to selfactualization in business career became a bright modern line of development of business. A problem of our research is creation of psychological conditions of maintenance of psychological readiness of schoolboys to a choice of a field of activity and the formation, allowing to identify itself as the enterprising subject of activity.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность субъекта к предпринимательской деятельности как одно из условий самоактуализирующейся личности: теоретические аспекты проблемы»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

О. Н. БОРИСОВА, Н. В. ВЯЗОВОВА

На современном этапе формирование и закрепление слоя предпринимателей идет достаточно быстрыми темпами. Яркой современной тенденцией развития бизнеса стала подготовка ребенка к семейному бизнесу или профессиональной карьере на предпринимательском уровне, что является одним из условий психологической готовности подростка к самоактуализации в бизнес-карьере. Проблемой нашего исследования является создание психологических условий обеспечения психологической готовности школьников к выбору сферы деятельности и образования, позволяющих идентифицировать себя как предприимчивого субъекта деятельности.

Ключевые слова: предприниматель, бизнес-деятельность, профессиональное самоопределение, самоактуализация.

Значение и радикальность социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе в 90-е гг. XX в., предоставляют современным исследователям возможность получения уникального эмпирического материала, так как в российской истории нечасто встречались периоды, когда экономические трансформации столь ощутимо затрагивали формы и отношения собственности, как это происходило в последние десятилетия. Изменение отношений общества к роли, месту бизнеса в инфраструктуре и человеческих отношениях в последние десятилетия привело к принципиально новому взгляду на взаимовлияние растущей экономической активности бизнесменов и этических норм, регулирующих их деятельность [6].

Российское общество на пути реформаторского развития должно осуществлять эффективное использование рыночных отношений со всеми их атрибутами, разнообразием форм собственности в развитии предпринимательской деятельности [13].

Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние два десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Ученые предлагают разные классификации форм занятости, в числе которых по формам собственности: государственная, частная, в рамках которой выделяется предпринимательство и самозанятость. Появление этих форм вызвало необходимость адаптации трудоспособного населения к траснформационным процессам в экономике. По мнению М. Л. Каши-

риной, в 90-е гг. XX в. занятость населения в неформальном секторе сыграла определенную положительную роль в расширении рынка товаров и услуг, а также в создании базы для развития малого бизнеса и некоторых навыков предпринимательской деятельности у населения [7].

Трансформация собственности в современной России, как сложный и противоречивый процесс, включает в себя, в первую очередь, системную трансформацию по направлению от командной системы, основанной на монополи государственной собственности к рыночной, базирующейся на полиморфизме собственности при основополагающей роли частной собственности [15].

Прошло то время, когда в организации предпринимательской деятельности, как утверждал В. Н. Крамник, русских людей отличала уравнительная и коллективистская психология, которая за советский период превратилась в стойкую черту, трудно поддающуюся изменению и вызывающую самое сильное недовольство в условиях резкой поляризации общества в ходе радикальных экономических реформ [9].

С происходящими переменами в жизни общества утверждение малого предпринимательства в России стало одним из важнейших процессов, характеризующих переходное состояние российского общества.

Так, в отечественной науке личность предпринимателя стала объектом изучения после вступления

в силу с 1 мая 1987 г. Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», когда предпринимательская деятельность была официально легализована, но уже в дореволюционной России предпринимательство наделялось чертами и признаками, не утратившими со временем своего значения.

Говоря о месте предпринимателя в современной социальной структуре общества, экономисты выделяют 2 типа предпринимателя: предприниматель - наемный управляющий и предприниматель - собственник, владеющий основными фондами, по аналогии с классиками политической экономики, где господствовало видение предпринимателя как собственника капитала (А. Смит) или управляющего своим же капиталом (Ф. Кэне). В других работах предприниматель чаще всего рассматривается как бизнес-лидер, организатор производства, вовсе не обязательно отягощенный правами собственника (М. Вебер, В. Зомбарт, Р. Кантильон, Й. Шумпетер).

По Спенсеру, все субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и развиваться, полагаясь только на собственные силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Данную концепцию он называет «концепцией выживания сильнейших при социальной конкуренции». Эти идеи получали широкое распространение в условиях развития свободного предпринимательства и прежде всего в таких странах, как Англия и США в конце XIX в. [1].

Традиционная отечественная культура видит в предпринимателе «предприимчивого торговца, способного к предприятиям, крупным оборотам, смелого, решительного, отважного на дела этого рода» [4], либо «капиталиста, владельца предприятия, крупного деятеля, предприимчивого и практичного человека» [11].

Развернутую интерпретацию данному понятию дает «Популярный словарь» (1993 г.)

Г. Я. Кипермана и Б. С. Сурганова. «Предпринимательская деятельность - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и имущественную ответственность в пределах, зависящих от организационно-правовой формы предприятия. Предпринимательская деятельность без привлечения наемного труда рассматривается как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда регистрируется как предприятие». «Предприниматели все равны, в своей деятельности они руководствуются законодательством и требованиями рынка. Понятие «вышестоящая ор-

ганизация» по отношению к предпринимателям не существует» [8].

Особый интерес вызывает определение научного предпринимательства, предложенное в «Книге делового человека». Под научным предпринимательством (англ. scientific enterpreneurship) понимают «форму деятельности в сфере создания научно-технической продукции и представления услуг с целью получения возможно большей прибыли».

Наряду с понятием предпринимательства, широко представлено и понятие предпринимателя (бизнесмена) (О. В. Кобяк, С. А. Кузнецов, О. Е. Ку-тафин, Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, Е. Б. Стародубцев, Й. Шумпетер):

а) «предприниматель - это основной субъект предпринимательской активности, стремящийся к максимизации своей прибыли за счет сознательного повышения экономического риска, связанного с вложением в дело собственных средств и принятием на себя имущественной ответственности за результаты хозяйственной деятельности»;

б) предприниматель, прежде всего, новатор, который реформирует и революционизирует производство путем внедрения изобретений, использования инновационных технологий для производства новых товаров или выпуска прежних товаров иными способами;

в) предприниматель рассматривается как «владелец промышленного, торгового и т. п. предприятия; организатор выгодного дела, мероприятия», а бизнесмен - «тот, кто занимается бизнесом; предприниматель, делец». Таким образом, и бизнесмен, и предприниматель понятия синонимичные и, потому, бизнес есть «предпринимательская деятельность, приносящая доход»;

г) предприниматель является лицом, зани-

мающимся предпринимательской деятельностью, а бизнесмен - деловой человек, предприниматель, антрепренер, лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее свое дело в целях получения прибыли или иной выгоды. Понятия предпринимательство и бизнес объединяются и получают определение: «инициативная, самостоятельная,

осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена). А бизнес приравнивают к предпринимательству: «бизнес (англ. business - дело, предпринимательство) - предпринимательство».

д) выделяя предпринимателя как «физическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в качестве предпринимателя и, которое самостоятельно и на свой риск осуществляет активную экономическую деятельность без учреждения какого-либо предприятия, кроме крестьянского (фермерского) хозяйства», можно приравнивать к предпринимателям физические лица, «самостоятельно осуществляющие на основе лицензии, свидетельства или иного подобного документа, выданного уполномоченным органом, те виды экономической деятельности, которые в соответствии с законодательством РФ не относятся к предпринимательской деятельности». Это занимающиеся частной практикой нотариусы, аудиторы, детективы, охранники.

е) с позиций юриспруденции, предпринимательской является деятельность «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке». «Предпринимательскую деятельность осуществляют коммерческие организации и граждане -индивидуальные предприниматели».

Осуществив анализ понятийного аппарата, мы установили, что понятия бизнесмен, предприниматель, предпринимательство и бизнес в экономической и юридической литературе не имеют принципиального смыслового различия, что говорит о рядоположенности данных понятий и выделении в них таких значимых компонентов как:

1. Предприниматель - это физическое или юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в качестве предпринимателя; коммерсант, бизнесмен, занимающийся любым законным видом экономической деятельности. Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направлена на получение систематического дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

2. Предприниматель - это предприимчивый и практичный человек, крупный деятель, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, готовый принять на себя имущественную ответственность за результаты хозяйственной деятельности в пределах, зависящих от организационно-правовой формы предприятия.

3. Предприниматель - это новатор, реформирующий и революционизирующий производство путем внедрения изобретений, использования инновационных технологий для производства новых

товаров или выпуска прежних товаров иными способами.

4. Предприниматель является владельцем промышленного, торгового и т. п. предприятия; организатором выгодного дела, мероприятия. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами сознательным повышением экономического риска, связанного с вложением в дело собственных средств [3].

Проведенный нами теоретико-методологический анализ содержания предпринимательской деятельности показал, что оно включает систему требований к субъекту деятельности в плане наличия определенных личностных характеристик, обеспечивающих склонность человека к ее успешному воплощению. Как следствие, можно предположить, что своевременное выявление данных качеств у подрастающего поколения и психологопедагогическое и социализирующее стимулирование развития этих качеств может способствовать в перспективе росту числа лиц, способных эффективно реализовать себя в бизнесе, работать в условиях риска, в ситуациях с неопределенным результатом.

В онтопсихологии А. Менегетти рассматриваются три группы качеств успешного предпринимателя, среди которых условно можно выделить интеллектуальные способности, личностные качества и приобретенные умения. К первой группе - интеллектуальным способностям -

А. Менегетти относит: развитое логическое мышление, проницательность, оригинальность мышления, любопытство, способность усваивать новые знания и навыки, интуицию и образованность. Вторая группа - черты характера личности -включает: инициативность, гибкость, склонность к творчеству, смелость, уверенность в себе, уравновешенность, самостоятельность, амбициозность, адекватность самооценки, обязательность, энергичность, надежность, властность, работоспособность, независимость, а к числу приобретенных умений относит умения сотрудничать, завоевывать престиж и популярность, выражать свои мысли, брать на себя риск и ответственность, организовывать других людей, понимать юмор, разбираться в людях, а также дипломатичность и такт входят в третью группу приобретенных умений [16].

Психологические характеристики предпринимателя проявляются не только в сфере профессионального труда, но и в конкурентоспособности и менеджерской успешности. «Полагаясь на свой опыт, чувства и разум, а не замшелые традиции, и очень взвешено оценивая мнение других людей и позиции авторитетов, они формулируют для себя крупномасштабные цели. Не уходя от ответственности за по-

следствия, они не боятся для их достижения пойти по непроторенным и часто небезопасным путям. Проявляя одержимость при осуществлении захватившего их замысла, они концентрируют свои физические и духовные силы на его выполнении, реализуя, таким образом, свой творческий потенциал» [2].

Практически в любой области производства на передовых позициях оказывается тот, кто обладает творческим потенциалом и успешно его применяет в рабочем процессе. Этот факт применим для любой эпохи человечества, но ясное осознание его пришло только в последние десятилетия, когда потребность в творческой реализации профессионала резко возросла и стала государственной программой к действию. И таким образом, креативность - «способность создавать значимые новые формы», стала основным источником конкурентного преимущества специалиста.

Так как изменение роли человека в производстве является определяющим в эволюции социально-рыночного хозяйства, становится необходимым предоставление возможности наиболее полного развития и реализации человеческого потенциала, что требует инвестиций в развитие человека, его образование, достойного уровня доходов как обусловливающего уровень и качество жизни населения, безопасные и благоприятные условия труда и отдыха [14].

Уже более двух десятилетий исследования ученых направлены на динамический аспект социально-психологической феноменологии, обусловленной происходящими изменениями, среди которых особый интерес вызывает психологический анализ содержания форм и отношений собственности. Весь этот период в масштабах страны осуществляется естественный экономический «эксперимент», важнейшим элементом которого является переход от государственной и коллективно-кооперативной форм собственности к большему их разнообразию, многоукладности [6]. Новые формы собственности: акционерные общества открытого и закрытого типов, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные частные предприятия (ПБОЮЛ), предприятия с совместным иностранным капиталом и т. п., породили и новые социальные отношения не только внутри социальных групп, объединенных предпринимательской деятельностью, но и между группами с различными формами собственности и деятельности, а также на микро уровне сказались на социальном институте семьи, породив ее особую форму - бикарьерная семья.

На современном этапе формирование и закрепление слоя предпринимателей идет достаточно

быстрыми темпами. Обнаруживаются различные механизмы вхождения в бизнес в сегментах частного сектора: разные типы карьеры малых собственников, сотрудников средних фирм и крупных частных предприятий, где успешность карьеры детерминируется запасом деловой активности, особенностями отрасли предпринимательства.

Бесспорно, роль предпринимателя в общественном развитии неизменно возрастает и в концентрированном виде состоит в постоянном «возмущении» общественного производства, предохраняющем последнее от «застоя». Преследуя в процессе своей хозяйственной деятельности собственные экономические интересы, предприниматели, в результате, заставляют эволюционировать всю макроэкономическую систему и стимулируют новые социальные отношения.

Финансовый доход предпринимателя имеет не только мотивирующее значение, так как речь идет об обеспечении себя и семьи материальными благами, но и отражает систему ценностей бизнесмена.

В. А. Хащенко установлена общая тенденция возрастания значимости таких ценностей, как: «собственность», «богатство», «материальная обеспеченность», объединенных в единый комплекс «экономических ценностей». В связи с чем, нельзя не отметить главенствующую роль материального достатка в жизни людей, принадлежащих к любой социальной группе и, тем более, к сфере бизнеса.

Как показал опрос различных социальных групп, потребность человека быть материально обеспеченным, богатым растет с развитием производства, с научно-техническим прогрессом, с человеческим прорывом, модернизацией жизни и ее условий и включен в иерархии потребностей в пятерку самых значимых, наряду с такими традиционно высокозначимыми, как «здоровье» и «семья». Тенденция возрастания значимости материального благополучия подкреплена результатами исследования Е. В. Журавлевой, обнаружившей, что в группе ру-ководителей-акционеров лидирует такая ценность, как «материально обеспеченная жизнь» [6].

И сейчас важным признаком современной модели экономики должно стать социальноустойчивое развитие, предполагающее стабильность положения населения общества при росте его благосостояния [14]. С развитием общества в стране происходит рост национального богатства, которое состоит из природных ресурсов, а также объемов товаров и услуг, которые создают ее жители. Благосостояние - это та степень удовлетворенности, которую человек и общество получают в результате богатства. Его и называют жизненным уровнем человека [10].

С точки зрения психологии проблема ценности семейного бизнеса интересна как условие самоактуализации личности ребенка в соответствии с образцом деятельности родителей на уровне идентификации с ним. В настоящее время возросла потребность молодежи реализовывать себя в сфере бизнеса, но данная потребность не будет удовлетворена в полной мере, если не создать психологических предпосылок к реализации. Проблемой нашего исследования является поиск условий обеспечения психологической готовности школьников к выбору сферы деятельности и образования, позволяющих идентифицировать себя как предприимчивого субъекта деятельности. Внимание к подростковому возрасту как оптимальному для подготовки к предпринимательской деятельности, обусловлен потребностью субъекта в иерархизации мотивов, обеспечиваемых социализирующим воздействием, с учетом бизнес-карьеры как ценности.

Проблемное поле исследования на региональном уровне обусловлено снижением качества уровня жизни населения в связи с ростом безработицы и падением уровня доходов. Следствием чего является снижение рождаемости и дестабилизации семьи [5]. Соответственно, становится очевидно, что население не имеет достаточного материального обеспечения для полноценной жизнедеятельности и функционирования института семьи, что говорит о потребности в дополнительном заработке, либо смене вида профессиональной деятельности на деятельность, приносящую больший доход. Из-за отсутствия возможности реализации в государственных структурах, люди ищут возможность материального обеспечения своей семьи с помощью реализации своего потенциала в бизнес-деятельности. Снижение активности государственного сектора порождает потребность активизации сектора предпринимательской деятельности, психологическая готовность к которой должна быть обеспечена до профессионального развития субъекта.

Литература

1. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. М., 2001.

2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

3. Борисова О. Н., Вязовова Н. В. Бизнес-статус как ценность и детерминанта самореализации ребенка // Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы девятой Междунар. конф. (заоч.). 5 июня 2010 г. Тамбов, 2010. С.104-109.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1978. Т. 3.

5. Жарикова М. В. Качество жизни и демографическая ситуация в стране // Вестн. Тамб. ун-та.

Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2001. Вып. 1(45).

С. 176-178.

6. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М., 2003.

7. Каширина М. Л. Формы занятости в период трансформации экономической системы России // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 3(47). С. 53-61.

8. Киперман Г. Я., Сурганов Б. С. Популярный экономический словарь. М., 1993.

9. Крамник В.Н. Реформы и русская ментальность // Изв. СПб. ун-та экономики и финансов. 1995. №2. С. 123-124.

10. Надточий Ю. Е. Различные подходы к экономическому развитию человеческого общества // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5(49).

11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

12. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцев Е. Б. Современный экономический словарь. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

13. Смагин И. И. Формирование и функционирование переходных экономик: Особенности трансформации социально-экономической системы современной России // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 1(45). С. 146-150.

14. Степченко Е. В. Социальный вектор в процессе формирования постиндустриальной экономической системы // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 2(70). С. 286-289.

15. Ульянов Г. В. Трансформация отношений и прав собственности экономических организаций: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2001. С. 228-230.

16. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса. СПб., 2008.

* * *

PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE SUBJECT FOR ENTERPRISE ACTIVITY AS ONE OF CONDITIONS OF THE SELFACTUALIZED PERSON: THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM

O. N. Borisova, N. V. Vyazovova

At the present stage formation and fastening of a layer of businessmen goes fast enough rates. Preparation of the child for family business or professional career at enterprise level that is one of conditions of psychological readiness of the teenager to selfactualization in business career became a bright modern line of development of business. A problem of our research is creation of psychological conditions of maintenance of psychological readiness of schoolboys to a choice of a field of activity and the formation, allowing to identify itself as the enterprising subject of activity.

Key words: businessman, business activity, professional self-determination, self-actualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.