Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы предпринимательства и его значение в развитии экономики Мозамбика'

Теоретико-методологические основы предпринимательства и его значение в развитии экономики Мозамбика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РЕСПУБЛИКИ МОЗАМБИК / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MEDIUM BUSINESS OF THE REPUBLIC OF MOZAMBIQUE / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лино Маркес Коимбра Дос Сантос

Рассматриваются основные теоретико-методологические аспекты формирования, организации и исследований предпринимательства и предпринимательской деятельности, в т. ч. осуществляется сравнение классических и современных трактовок сущности предпринимательства. Рассмотрены основные подходы в исследовании предпринимательства, а также социальные и экономические функции предпринимательства, такие как создание новых рабочих мест; расширение производства товаров и услуг; разработка и внедрение технических и других новшеств и др. Дана оценка развитию малого и среднего бизнеса в Южной Африке, в частности в Республике Мозамбик, а развитие бизнеса является одним из направлений стабильного социально-экономического роста экономики. Были выявлены следующие факторы внутренней и внешней среды, оказывающие влияние на развитие и эффективность предпринимательства: профессионализм персонала, нехватка финансовых ресурсов, а также политические и правовые условия. В сфере предпринимательства Республики Мозамбик необходимы следующие экономические и социальные преобразования, способствующие стабильному росту экономики: направленность общества на социально-экономическое развитие; расширение производства конкурентоспособных товаров и услуг; разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств; создание новых рабочих мест и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FUNDAMENTALS OF ENTREPRENEURSHIP AND ITS MEANING IN THE DEVELOPMENT OF ECONOMICS OF MOZAMBIQUE

Were examined the main theoretical and methodological aspects of formation, organization and research of entrepreneurship and entrepreneurial activity, including a comparison, made of classic and modern interpretations of the essence of entrepreneurship. Main approaches in the study of entrepreneurship, and social and economic functions of business such as: the creation of new jobs; expansion of production of goods and services; the development and implementation of technical and other innovations, etc were reviewed. Was given an estimate to the development of small and medium business in South Africa, in particular in the Republic of Mozambique, and business development is one of the areas of stable socio-economic growth of economics. Were identified the following factors of internal and external environment that affect the development and effectiveness of entrepreneurship: the professional staff, lack of financial resources, and political and legal conditions. In the field of entrepreneurship of the Republic of Mozambique, the following economic and social transformations conducive to stable economic growth are needed: focus of society on social and economic development; the expansion of production of competitive goods and services; the development and implementation of technological, technical and organizational innovations; the creation of new jobs and other.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы предпринимательства и его значение в развитии экономики Мозамбика»

УДК 330.341.4:339.13

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ МОЗАМБИКА

© Лино Маркес Коимбра ДОС САНТОС

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]

Рассматриваются основные теоретико-методологические аспекты формирования, организации и исследований предпринимательства и предпринимательской деятельности, в т. ч. осуществляется сравнение классических и современных трактовок сущности предпринимательства. Рассмотрены основные подходы в исследовании предпринимательства, а также социальные и экономические функции предпринимательства, такие как создание новых рабочих мест; расширение производства товаров и услуг; разработка и внедрение технических и других новшеств и др. Дана оценка развитию малого и среднего бизнеса в Южной Африке, в частности в Республике Мозамбик, а развитие бизнеса является одним из направлений стабильного социально-экономического роста экономики. Были выявлены следующие факторы внутренней и внешней среды, оказывающие влияние на развитие и эффективность предпринимательства: профессионализм персонала, нехватка финансовых ресурсов, а также политические и правовые условия. В сфере предпринимательства Республики Мозамбик необходимы следующие экономические и социальные преобразования, способствующие стабильному росту экономики: направленность общества на социально-экономическое развитие; расширение производства конкурентоспособных товаров и услуг; разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств; создание новых рабочих мест и др.

Ключевые слова: предпринимательство; малый и средний бизнес Республики Мозамбик; экономический рост.

Развитие предпринимательской деятельности является базой развития экономики любой страны, которая основывается на рыночных отношениях.

Несмотря на то, что проблемам развития теории предпринимательства посвящены многие научные труды, здесь имеется все еще много спорных, дискуссионных вопросов.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 2) предпринимательство определяется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1].

Понятие «предпринимательская деятельность» тесно связано с такими категориями, как «предпринимательство» (явление, enterprise), «предприниматель» (субъект деятельности, employer) и «предприимчивость» (enterprising).

С точки зрения истории развития предпринимательства, ее первую форму, которая

устойчиво воспроизводилась и со всей необходимостью продолжает воспроизводиться в реальности, определил Р. Кантильон, который зафиксировал фигуру индивидуального предпринимателя в виде деятеля рынка (фермера, ремесленника, торговца), действующего в условиях нестабильных и неопределенных цен на свой страх и риск и получающего доход в условиях риска и неопределенности.

Направленность действий предпринимателя в данном случае - это купить подешевле и продать подороже, что в учебной и научной литературе фиксируется как арбитражи-рование. В основе данной деятельности лежит способность видеть новые возможности (несоответствие цен на разных рынках), не замечаемые другими, и на основе этого находить выгодные возможности покупки товара и выгодные возможности его продажи и, как следствие, получение прибыли.

В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля указывается, что предприимчивый - это склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам; смелый, решительный, отважный на дела этого рода,

а предприимчивость - свойство, качество и способность к таким делам [2].

Еще А. Смит (1723-1790) утверждал, что предприниматель - это прежде всего собственник капитала, который ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономические риски [3]. И с этим нельзя не согласиться.

Между тем, как известно, еще в 1934 г. Й. Шумпетер подчеркивал, что предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии.

По нашему мнению, это может быть только одной из черт предпринимателя, но не обязательное условие.

Другой известный ученый в области теории предпринимательства, П. Друкер (1964 г.), указывал, что предприниматель - это человек, использующий новую возможность с максимальной выгодой. Он также писал, что предприниматель должен иметь инновационный тип мышления.

Прежде всего предприниматель является владельцем собственного дела. Однако он также должен осуществлять предпринимательскую деятельность, т. е. осуществлять действия по приращению капитала.

Кроме того, предприниматель может быть фактически предпринимателем, если он осуществляет на практике предпринимательскую деятельность, которая не должна носить формальный характер или противоречить сути предпринимательства.

Если же он только вложил свой капитал в бизнес (покупка акций, вхождение в уставной капитал), то он, по нашему мнению, является хозяином своего капитала, но не предпринимателем.

Если хозяин капитала доверяет его использовать на рынке наемному работнику -менеджеру, то он, не являясь предпринимателем, осуществляет предпринимательскую деятельность.

Безусловно, основным стимулом предпринимательской деятельности является прибыль. Стремление получить прибыль обязывает предпринимателя вкладывать определенный капитал, рисковать им.

Однако предпринимательская деятельность (или цель предпринимателя) должна быть, по нашему мнению, направлена не только на получение сиюминутной прибыли (это еще не предпринимательство), а на дос-

тижение устойчивого состояния бизнеса, его устойчивого роста и, в конечном смысле, устойчивого развития через улучшение качества продукции и услуг, снижение их себестоимости, удовлетворение потребностей и желаний клиентов и, как следствие, не только удержание их, но и расширение клиентской базы.

Субъектами предпринимательства выступают предпринимательские структуры различных форм собственности, видов экономической деятельности, масштабов деятельности.

В конце XX в. предпринимательство стали рассматривать как одно из важных условий развития прогресса. В качестве важнейшей компоненты повышения жизнеспособности и динамики развития национальных экономик в 70-80 гг. ХХ в., на основе разработки общенациональных стратегий развития стала предпринимательская деятельность в условиях, когда определяющим для социально-экономического развития становится способность видеть, воспринимать и упреждать возникающие проблемы, адаптироваться к изменениям внешней среды.

Роль современного предпринимательства значительно возрастает в XXI в. Американский ученый Дж. Тимсон подчеркивает: «...Тихая революция предпринимательства, внедренная в систему взглядов и культуру малых и больших организаций, пересекшая национальные границы, изменит мир XXI в. так же или даже еще значительнее, чем промышленная революция изменила мир XX в.» [4].

Действительно, роль предпринимательства в развитии экономики страны (региона) возрастает. Благодаря предпринимательской инициативе создаются новые товары и услуги, внедряются инновационные способы производства и формы его организации, за-действуются новые сферы приложения труда, меняются принципы и формы менеджмента.

Известный ученый в области управленческих наук П. Друкер пишет: «...Менеджмент должен охватывать всю предпринимательскую деятельность... Он должен ориентироваться на результат и эффективность во всех этапах экономической цепочки» [5].

С позиции системного подхода, предпринимательская структура, к которой относится, наряду с малым и средним бизнесом,

крупный бизнес, является открытой социально-экономической системой со своими содержанием, функциями, целями, связями с внешней средой и т. д., имеет иерархичность построения, включая входящие в нее подсистемы.

Следовательно, предпринимательская структура является сложной и взаимосвязанной по своим элементам системой, удовлетворяя всем системным принципам, главными из которых предлагается считать принципы целенаправленности, комплексности, системности, адаптивности, эффективности.

Один из выдающихся экономистов XX в. Л. Мизес, основатель новой австрийской экономической школы, подчеркивал: «Предприниматель является той силой, которая преодолевает инерцию состояния производства, неспособного удовлетворять настоятельные потребности самым дешевым способом... Они (предприниматели) просто превосходят основную массу по силе ума и энергичности, являются лидерами на пути к материальному развитию» [6].

Роль предпринимательства необходимо исследовать на основе функционального подхода.

Предпринимательство выполняет важные социальные функции:

1) формирование широкого слоя собственников (среднего класса), который является гарантом политической стабильности и движущей силой рыночной экономики в регионах;

2) создание новых рабочих мест, что может вести к снижению уровня безработицы;

3) снижение социальной напряженности.

К экономическим функциям предпринимательства можно отнести:

1) способность приспосабливаться к изменению конъюнктуры рынка;

2) активизацию и расширение конкурентных отношений;

3) расширение производства потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, приближение их к потребителю;

4) вовлечение в производство части материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;

5) обеспечение стабильных бюджетных поступлений;

6) расширение инновационной деятельности, разработку и внедрение технологических, технических и организационных новшеств, что способствует развитию научно-технического прогресса с целью выживания в конкурентной борьбе.

Успешное развитие предпринимательства зависит от факторов внутренней и внешней среды.

К факторам внутренней среды относятся прежде всего соответствующий количественный и качественный уровень персонала, его профессионализм, организационная культура бизнес-структуры. Данные факторы позволяют не только иметь желание осуществлять предпринимательскую деятельность, но и повышать ее результативность и эффективность.

По нашему мнению, нехватка финансовых и материальных ресурсов как факторов внутренней среды предпринимательства, с одной стороны, ограничивает его возможности, с другой стороны, может стимулировать и активизировать развитие предпринимательства в конкретной бизнес-структуре с целью изменения ситуации.

К внешним факторам предпринимательской среды относят, как известно, социально-экономические, политические, правовые, культурные условия, в которых функционирует бизнес-структура и которые должны не только не мешать бизнесу, но и стимулировать его развитие.

Предпринимательство в малом и среднем бизнесе играет важную роль в развитии Южной Африки.

Средний и малый бизнес в Южной Африке с самого начала был единственной и ключевой формой организации производственно-торговой деятельности, которая была ориентирована преимущественно на внутренний рынок. Эта особенность малого предпринимательства во многом сохраняется и по настоящее время. Экономика Южной Африки достигла значительных результатов в 2000-х гг., в это время расширялась свобода деятельности в торговле, предпринимательстве, улучшалась техническая обеспеченность малого и среднего бизнеса, росла взаимосвязь с крупными компаниями, усиливалась роль малых компаний в качестве инновационных структур. Около 60 % активно-

го населения Южной Африки занято в малом и среднем бизнесе.

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса, сегмента самого мобильного, рискованного и конкурентного в экономике любой страны, включая Мозамбик, является одним из направлений стабильного роста экономики.

Целевая стратегия развития предпринимательства в Мозамбике на ближайшую и дальнюю перспективу, несомненно, направлена на необходимость социального и экономического скачка к качественно новому облику страны.

Мозамбик как одна из стран Южной Африки - одна из беднейших стран мира. Тем не менее ее относят к странам с динамично развивающейся экономикой. ВВП в конце 1990-х и начале 2000-х гг. рос примерно на 7-8 % в год и достиг в 2010 г. 22,19 млрд долл. по паритету покупательной способности (1000 дол. на душу населения по паритету покупательной способности). Промышленность дает 23 % ВВП, сельское хозяйство -22 %. За чертой бедности находится 70 % населения. 1/5 часть трудоспособного населения - безработные. После обретения независимости в 1975 г. Мозамбик был одной из беднейших стран мира. Социалистическая бесхозяйственность и жестокая гражданская война 1977-1992 гг. усугубили ситуацию.

В 1987 г. правительство начало ряд макроэкономических реформ, направленных на стабилизацию экономики. Эти меры в сочетании с донорской помощью, политической стабильностью после многопартийных выборов в 1994 г. привели к значительным улучшениям в темпах экономического роста страны. Налоговые реформы, в т. ч. введение налога на добавленную стоимость и реформирование таможенной службы, повысили доходы страны.

За последние годы наблюдается рост количества малых и средних предприятий в Республике Мозамбик. Особенно это видно в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Так, количество средних предприятий в 2011 г. увеличилось на 52,5 % по сравнению с 2010 г., количество малых предприятий увеличилось за этот период на 12,9 %.

По нашему мнению, произведенная продукция и услуги малого и среднего бизнеса способны: во-первых, наводнить рынок кон-

курентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, и, в-третьих, подтолкнуть процесс формирования основы социально-экономического развития общества на стадии развития.

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса, сегмента самого мобильного, рискованного и конкурентного в экономике любой страны, включая Мозамбик, является одним из направлений стабильного роста экономики.

Правительства африканских стран также оказывают особое внимание и поддержку малому предпринимательству [7].

Малый бизнес в Южной Африке с начала времен был единственной и ключевой формой организации производственно-торговой деятельности, которая была ориентирована преимущественно на внутренний рынок. Эта особенность малого предпринимательства во многом сохраняется и по сей день. Экономика Южной Африки достигла значительных результатов в 2000-х гг., в это время расширялась свобода деятельности в торговле, предпринимательстве, улучшалась техническая обеспеченность малого бизнеса, росла взаимосвязь с крупными компаниями, усиливалась роль малых компаний в качестве инновационных структур.

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса, сегмента самого мобильного, рискованного и конкурентного в экономике любой страны, является одним из направлений в поисках стабильности растущей экономики, что много раз подтверждалось в мировой практике.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2002.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1982. Т. 3.

3. Предпринимательство / под ред. М.Г. Лапус-ты. М., 2001.

4. Дынкин А.А. Предпринимательство в конце XX в. М., 1992.

5. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI в. Москва; Санкт-Петербург; Киев, 2000.

6. Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М., 2000.

7. Лось Б.В. Глобализация и Африка // Социальные и гуманитарные науки. Серия 9: Востоковедение и Африканистика. Реферативный журнал. 2001. № 4.

1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. M., 2002.

2. Dal' V.I. Tolkovyy slovar' zhivogo veliko-russkogo yazyka: v 4 t. M., 1982. T. 3.

3. Predprinimatel'stvo / pod red. M.G. Lapusty. M., 2001.

4. Dynkin A.A. Predprinimatel'stvo v kontse XX v. M., 1992.

5. Druker P. Zadachi menedzhmenta v XXI v. Moskva; Sankt-Peterburg; Kiev, 2000.

6. Mizes L. Chelovecheskaya deyatel'nost'. Traktat po ekonomicheskoy teorii. M., 2000.

7. Los' B.V. Globalizatsiya i Afrika // Sotsial'nye i gumanitarnye nauki. Seriya 9: Vostokovedenie i Afrikanistika. Referativnyy zhurnal. 2001. № 4.

Поступила в редакцию 13.11.2014 г.

UDC 330.341.4:339.13

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FUNDAMENTALS OF ENTREPRENEURSHIP AND ITS MEANING IN THE DEVELOPMENT OF ECONOMICS OF MOZAMBIQUE

Lino Marques Coimbra DOS SANTOS, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Political Economy and Global Economy Department, e-mail: [email protected]

Were examined the main theoretical and methodological aspects of formation, organization and research of entrepre-neurship and entrepreneurial activity, including a comparison, made of classic and modern interpretations of the essence of entrepreneurship. Main approaches in the study of entrepreneurship, and social and economic functions of business such as: the creation of new jobs; expansion of production of goods and services; the development and implementation of technical and other innovations, etc were reviewed. Was given an estimate to the development of small and medium business in South Africa, in particular in the Republic of Mozambique, and business development is one of the areas of stable socio-economic growth of economics. Were identified the following factors of internal and external environment that affect the development and effectiveness of entrepreneurship: the professional staff, lack of financial resources, and political and legal conditions. In the field of entrepreneurship of the Republic of Mozambique, the following economic and social transformations conducive to stable economic growth are needed: focus of society on social and economic development; the expansion of production of competitive goods and services; the development and implementation of technological, technical and organizational innovations; the creation of new jobs and other.

Key words: entrepreneurship; small and medium business of the Republic of Mozambique; economic growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.