ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
И.А. Проскурина, аспирант, кафедра менеджмента, маркетинга и предпринимательства, Южный институт менеджмента, г. Краснодар, Россия [email protected]
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
В статье рассмотрены вопросы современного состояния и развития малого предпринимательства в России. Автор отмечает, что малое предпринимательство как рыночный институт обеспечивает решение экономических и социальных задач, таких как создание благоприятной экономической среды, наполнение рынка высококачественными товарами и услугами, формирование новых рабочих мест, рост налоговых платежей в бюджеты разных уровней. В работе проанализированы основные показатели и условия функционирования малого бизнеса, показано его отраслевое и географическое распределение по регионам РФ. Результаты анализа позволяют выявить и оценить совокупность и масштаб основных проблем и препятствий на пути развития малых рыночных структур, а также оценить возможности государства по своевременному корректированию экономических, организационных и политических принципов поддержки данного сегмента экономики. Неэффективные, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности барьеры, негативно сказывающиеся не только на развитии самого малого предпринимательства, но и на деловом климате страны в целом, должны быть нивелированы действенными методами помощи государственных структур. Автором сделан вывод, что факт государственной поддержки малого предпринимательства заключает в себе серьезный потенциал содействия развитию данного сектора экономики. Ключевые слова: малый бизнес, российское предпринимательство, государственная поддержка, административные барьеры, налоговые льготы, финансовая помощь, конкурентная среда.
Предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) являются жизненно важным компонентом здоровой рыночной экономики, поскольку именно данный вид бизнеса является самой распространенной формой предпринимательства, способной реагировать и быстро адаптироваться к меняющейся экономической среде. Это связано с тем, что большинство малых предприятий кли-ентоориентированы, и многие потребители товаров и услуг МСБ остаются лояльными даже в условиях экономического кризиса. Эта лояльность означает, что многие предприятия в состоянии остаться на плаву в трудные времена, а значит способны поддержать и укрепить региональную экономи-
ку. Кроме того, доходы малых предприятий меньше, чем доходы крупных корпораций и они меньше теряют в период экономической нестабильности. Помимо этого, малый и средний бизнес выполняет важнейшую социальную функцию, обеспечивая занятость населения и удовлетворение спроса на повседневные товары и услуги. Именно поэтому развитие малого предпринимательства, по мнению автора, — одна из важнейших задач экономической политики государства.
В России потенциал малого и среднего предпринимательства (МСП) остается пока нереализованным. Достаточно упомянуть, что на тысячу российских граждан при-
ходится около 15 предпринимателей, в то время как в США и ЕС — не менее 40. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России едва превышает 20% (оптимальным считается показатель 48% и выше: в США — 50, в Китае — свыше 60), _
количество занятых колеблется в пределах 20— 25% (табл. 1, составлена автором). Заработная плата на предприятиях среднего бизнеса ниже среднегодовой зарплаты по стране на 20%, а средняя зарплата работающего на малом предприятии (включая микропредприятия) ниже на 30-40%. Объем выручки малого предприятия составляет примерно 150-200 млн. руб. в год — это значительно ниже, чем за рубежом1.
При этом в «Стратегии развития России до 2020 года» говорится о том, что к 2020 году доля предприятий малого и среднего бизнеса должно достигнуть порядка 40% от всего объема экономики, предприятия МСБ должны давать порядка 60% рабочих мест2.
Сектор малых предприятий весьма статичен, как видно из таблицы 1, прирост числа малых новых форм незначителен. Кроме того, по данным аналитиков «Эксперт РА», в 2013 году количество микропредприятий в сегменте малого и среднего бизнеса снизилось сразу на 13% — с 4 млн. до 3,5 млн. Причиной сокращения предпринимательской деятельности явилось повышение страховых взносов государству до 35 тыс. руб. на каждого работника против 17 тыс. руб. в 2012 году. И хотя в начале 2013 года правительство в два раза уменьшило раз-
Уровень инвестиционной активности МСП по сравнению с крупными предприятиями весьма низок, именно здесь наблюдается тенденция «проедания» капитала. Из малого бизнеса плохо «вымываются» неэффективные предприятия, на сегодняшний день примерно 34% МП -убыточны.
мер взносов в социальные фонды, ситуация в этом сегменте не изменилась.
Таким образом, на текущий момент существенного расширения класса предпринимателей не происходит, поскольку большин-. ство новых фирм, как правило, создается «старым» кругом предпринимателей. Уровень инвестиционной активности МСП по сравнению с крупными предприятиями весьма низок, именно здесь наблюдается тенденция «проедания» капитала. Из малого бизнеса плохо «вымываются» неэффективные предприятия, на сегодняшний день примерно 34% МП — убыточны4.
Большая часть малых предприятий сосредоточена в Центральном и Северо-Западном ФО. Основные центры активной предпринимательской деятельности — Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Самарская, Саратовская, Нижегородская области, где на 1000 жителей приходится порядка 20 малых предприятий (в отличие от 6—7 малых предприятий в среднем по России). В российских регионах-лидерах вклад малого бизнеса в ВВП составляет 20—25% и более.
Основные сферы деятельности малого и среднего бизнеса — это оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, транспорт, строительство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность (табл. 2, составлена автором).
Согласно данным таблицы 2 основную долю в общем объеме производства зани-
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий РФ за 2012—2013 гг. 3
Показатели Малые предприятия* Средние предприятия
2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.
Количество предприятий, тыс. ед. 2003,0 2062,3 13,8 25,7
Среднесписочная численность работников, млн. чел. 10,7 11,6 1,7 2,5
Оборот предприятий, млрд. руб. 23463,7 24778,2 4710,6 3953,6
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 521,5 574,4 207,5 -
* включая микропредприятия.
Таблица 2
Структура малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности, 2013 г.5
Виды экономической деятельности Доля МСП в общем объеме производства,%
Оптовая и розничная торговля 48
Услуги, в т. ч. ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий 15
Транспорт 8
Производство 6
Строительство 5
Инновационный бизнес 1
Другие виды экономической деятельности 17
мает оптовая и розничная торговля (48%), в то время как на производство и инновационный бизнес приходится 6 и 1% соответственно. Малый бизнес предпочитает оптовую и розничную торговлю, поскольку здесь не требуется больших капитальных вложений и достаточно высока оборачиваемость капитала. Современные экономические условия, связанные с взаимными санкциями РФ, США и ЕС, ощутимо ударили по предприятиям малого бизнеса, которые заняты в торговле импортными товарами (овощи, фрукты, продукты питания) и посреднической деятельностью. Многим предприятиям этой сферы пришлось переориентироваться на отечественного производителя или вести полулегальный бизнес, зарабатывая на поставках продуктов из сопредельных стран. Тем не менее количество предприятий МСП, занятых в оптовой и розничной торговле, из-за введенных санкций практически не изменилось, хотя существенной государственной помощи по поддержанию бизнеса они не получили.
Исследования, проведенные в развитых странах, показывают, что малые предприятия эффективны в различных сферах экономики. Помимо потребительского сектора, МСП заняты в производстве отдельных узлов, малых механизмов, полуфабрикатов, то есть той продукции, которая невыгодна крупным предприятиям. За рубежом, в отличие от российского рынка, достаточно хорошо сформирована система аутсорсинга, когда предприятия крупного бизнеса передают выпуск различных элементов для своей конечной продукции предприятиям малого и среднего бизнеса. Причем эта тенденция наблюдается не только в производственной сфере, но и в области науки
и высоких технологий. Так, в США отдача от инвестиционных вложений в малые научные предприятия в четыре раза превышает отдачу в НИОКР крупных предприятий. Поэтому в современных российских условиях государственные интересы направлены на формирование и развитие производственно-инновационных и высокотехнологичных предприятий в секторе МСБ. Такие предприятия создают конкурентоспособную (как на отечественном, так и на мировом рынке) продукцию, дополнительные рабочие места (с высококвалифицированным персоналом), что, несомненно, должно приводить к увеличению уровня и качества жизни населения страны и региона в целом.
По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», основные препятствия, мешающие ведению предпринимательства в производственной сфере, — это высокие административные и налоговые барьеры, неконкурентные условия ведения бизнеса6.
Для малого бизнеса как в России, так и за рубежом проблема административных барьеров считается наиболее острой. Под административными барьерами понимаются дополнительные издержки предпринимателей, связанные с различными платежами: регистрацией, лицензированием, согласованием, экспертизой, сертификацией и т. п. Конкретные расчеты показывают, что административные барьеры в расчете на одного работника существенно разнятся в зависимости от размера предприятия. Информация, полученная в странах ЕС, свидетельствует о том, что административное бремя в расчете на одного человека для предприятия со штатом 1—9 работни-
ков составляет в среднем 3 500 евро в год, тогда как для фирм со штатом 100 человек этот показатель равен 600 евро7. Те же данные применительно к США показывают, что конкретные затраты и время, связанные с оформлением бумаг и исполнением административных требований, обходятся для фирм с 1—4 работниками в 2 090 долл. США на одного работника в год. В то же время крупные фирмы с числом работников от 500 до 900 человек тратят примерно 120 долл. на одного работника8.
По мнению европейских экспертов, в общей сложности административные барьеры для малого бизнеса обходятся в пределах 3—4% от ВВП.
Важнейшей предпосылкой роста российского инновационного предпринимательства так же является снижение административных барьеров. По оценке «Опоры России», предприятия малого и среднего бизнеса тратят на их преодоление до 13 тысяч рублей в месяц и до 70 часов на одного работника в год9. Это значит, что уровень экономической свободы в РФ по-прежнему остается на низком уровне и требует серьезного внимания не только со стороны регулирующих и контролирующих органов, но и активных действий со стороны самих предпринимателей.
Серьезным препятствием для ведения предпринимательской деятельности в сфере производства является непродуманная налоговая политика, которая, по существу, укрепляет криминальные структуры, активно курирующие «теневую экономику». Провозглашенные цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов среднего и малого предпринимательства пока остаются не более чем декларациями.
В современных условиях общий размер налогов и сборов в секторе МСП составляет 47% от фонда заработной платы, (с учетом оплаты НДФЛ — 13%). Это приводит к тому, что налоговое бремя вынуждает предпринимателей уходить в теневой бизнес, выплачивать зарплату в кон-
Важнейшей предпосылкой роста российского инновационного предпринимательства является снижение административных барьеров. По оценке «Опоры России», предприятия малого и среднего бизнеса тратят на их преодоление до 13 тысяч рублей в месяц и до 70 часов на одного работника в год.
вертах. В гораздо худшем положении остаются производственные малые и средние компании, которые вынуждены работать по обычной системе налогообложения. Зачастую именно они в полной мере испытывают на себе все «несовершенства» налогового администрирования и являются основным источником недовольства проводимой государством экономической политики.
Конкурентная среда для предпринимателей является важным стимулом для развития бизнеса, выхода на новые рынки, внедрения новых технологий и запуска собственных технологических инноваций. На сегодняшний день малые и средние предприятия находятся в неравных условиях ведения бизнеса по сравнению с крупными предприятиями. Особенно это заметно при проведении государственных тендеров, когда соблюдение условий участия в госконтрактах представляется основным препятствием для малого бизнеса и лишает возможности работать на госзаказ значительное число небольших предприятий. В настоящее время объем закупок заказчиков составляет не менее 7 трлн. руб. в год. По оценкам экспертов, доля субъектов МСП в этих закупках составляет суммарно не более 10%, что во многом связано с ориентацией системы закупок на крупный бизнес, в первую очередь дочерние и аффилированные компании заказчиков10.
На российском рынке существует большое количество малых предприятий, которые готовы участвовать в государственных = закупках. Небольшие инновационные предприятия, в отличие от крупных компаний, как правило, узкоспециализированны, имеют гибкую производственную структуру, более дешевую и эффективную технологию и поэтому могут поставлять необходимое количество товаров в короткие сроки и по более низким ценам. Но на практике именно небольшой размер предприятий МСП мешает им участвовать в государственных тендерах, так как «сложно найти сред-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
ства для обеспечения заявки на участие в торгах, которые порой доходят до 30% от многомиллионных сумм контракта»11. Свободных собственных средств у предприятий малого бизнеса в таких размерах зачастую нет, а получить банковскую гарантию, особенно в современных условиях, весьма проблематично. К тому же механизм участия малых и средних предприятий в государственных тендерах требует опре- :
деленных знаний, особенно по проведению электронных торгов, что влечет дополнительные расходы на консультантов или посредников.
В современных условиях государственные органы выразили реальное желание защитить интересы малого бизнеса в этом направлении. Так, премьер-министр Дмитрий Медведев принял решение «к началу 2018 года установить обязательную минимальную долю государственного заказа для МСБ в размере 25%»12.
Однако во многих странах, например в Китае, процент контрактов, которые предписано отдавать малым предприятиям, — 30% и более. Поэтому потенциал привлечения российских предприятий МСП в госзакупки еще не исчерпан.
Таким образом, соблюдение всех условий участия МСБ в госконтрактах наравне с крупным бизнесом само по себе является главным препятствием для его развития и лишает возможности работать на госзаказ значительное число небольших предприятий. Поэтому политика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должна представлять собой сознательное формирование государственными и частными структурами экономических и правовых условий и стимулов для развития конкурентной предпринимательской среды.
Реализация потенциала российского малого предпринимательства приведет к изменению рыночной структуры, технологическим изменениям в производстве и росту занятости. В свою очередь, государственная поддержка в этом сегменте экономи-
Государственным структурам поддержки предпринимательства (федеральным и региональным) имеет смысл всячески стимулировать интерес руководителей предприятий и предпринимателей к развитию инновационного предпринимательства.
ки, на наш взгляд, должна осуществляться по следующим направлениям.
Сегодня очевидна необходимость устранения административных и налоговых барьеров, что подчеркивается как представителями малого бизнеса, так и органами власти. Снижение (снятие) административных барьеров в отношении малого бизнеса связано с упрощением государственных регулирующих про-= цедур, таких как упрощение порядка регистрации предприятий МСП; сокращение перечня лицензируемых видов деятельности; минимизация количества контролирующих и согласующих инстанций; унифицирование административных процедур; упрощение формы отчетности, ведения документации; облегчение процесса получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов и др.13. Государственным структурам поддержки предпринимательства (федеральным и региональным), по нашему мнению, имеет смысл всячески стимулировать интерес руководителей предприятий и предпринимателей к развитию инновационного предпринимательства.
Снижение налоговой нагрузки, которую реализует государство, — это еще один акт поддержки малого бизнеса. Для развития инновационного предпринимательства необходимо предпринять следующие меры: стабилизировать существующую систему налогообложения; снизить налоговую ставку до 10% от оборота, чтобы дать бизнесу возможность развиваться; освободить от налогов всё, что идет на развитие инновационного бизнеса — все средства на реконструкцию, на расширение бизнеса (эти средства должны идти на издержки предприятия). Кроме того, в феврале этого года Минфин предложил внести поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие предоставление двухлетних налоговых каникул вновь созданным малым предприятиям. Окончательное решение о предоставлении подобных льгот должны принимать региональные власти. Возможно, уже в ближайшие годы у предпринимателей появится реаль-
ный шанс создать свое дело и закрепиться на рынке.
Антимонопольная политика государства формирует конкурентную среду, в которой предприятия МСБ добиваются конкурентоспособности своей продукции, работ и услуг. Для ее повышения в сфере госзакупок необходимо увеличить количество малых предприятий в этом сегменте и снизить стоимость обеспечения заявки на участие в государственном аукционе до 1% от суммы контракта. Кроме того, важно заставить заказчиков предварительно оплачивать заказ в размере 30% от суммы его обеспечения, необходимо уменьшить сроки платежа до 10—15 рабочих дней против 90, которые установлены сегодня (сюда должны входить сроки приема и оплаты всех выполненных работ). Это особенно актуально для малого предпринимательства, так как небольшие фирмы не могут подолгу ждать своего дохода.
Помимо этого следует снизить процент кредитования малого бизнеса для участия в госзакупках до 10% годовых (сейчас они превышают 20%), с учетом дефицита у малого бизнеса собственных оборотных средств. Залогом для кредитных учреждений при выдаче кредита или банковской гарантии должен стать госконтракт.
Таким образом, малое и среднее предпринимательство является одной из наиболее массовых форм бизнеса, во многом определяющей социально-экономическое развитие страны. В силу своих особенностей предпринимательство оказывается наиболее чувствительным к изменениям внешней среды и является достаточно рисковым видом деятельности, особенно в современных, меняющихся условиях. Интенсивный количественный и качественный рост субъектов малого предпринимательства без действенной поддержки государства невозможен. Следовательно, для реализации имеющегося потенциала необходимо создавать и развивать эффективную систему поддержки и функционирования бизнеса, что, в частности, должно обеспечиваться государством. ^
Литература
1. Плешакова М.В., Широкая Л.П. Современные направления развития малого бизнеса в России //
Российское предпринимательство. 2011. № 9—2. С. 103-108.
2. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия — 2020»: новая модель роста — новая социальная политика». [Электронный ресурс]. URL: http://2020strategy. ru/documents/32710234.html (дата обращения: 02.11.2014).
3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 03.11.2014).
4. Григорьева Э. Большие проблемы «малышей» // Новые известия. [Электронный ресурс]. URL: http://www. newizv.ru/economics/2014-03-03/197951-bolshie-problemy-malyshej.html (дата обращения: 03.11. 2014).
5. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 03.11.2014).
6. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ. Отчет по результатам общероссийского исследования. М.: Опора России — ВЦИОМ, 2010. 235 с.
7. Кудряшова И.В., Плешакова М.В. Основные тенденции международного совместного предпринимательства в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2011. № 2. С. 233—239.
8. Там же.
9. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ. Отчет по результатам общероссийского исследования. М.: Опора России — ВЦИОМ, 2010. 235 с.
10. Григорьева Э. Большие проблемы «малышей». // Новые известия. [Электронный ресурс]. URL: http://www. newizv.ru/economics/2014-03-03/197951-bolshie-problemy-malyshej.html (дата обращения: 03.11. 2014).
11. Там же.
12. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия — 2020»: новая модель роста — новая социальная политика». [Электронный ресурс]. URL: http://2020strategy. ru/documents/32710234.html (дата обращения: 02.11.2014).
13. Плешакова М.В., Широкая Л.П. Современные направления развития малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. 2011. № 9—2. С. 103—108.
THE STATE AND PERSPECTIVES OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES' DEVELOPMENT WITH COOPERATION WITH STATE SUPPORT SYSTEM
I.A. Proskurina, postgraduate, the department of management, marketing and entrepreneurship, South Institute of Management, Krasnodar, Russia, [email protected]
This article considers the problems of modern state and development of small entrepreneurship in Russia. The author underlines that small entrepreneurship as a market institute provides solution in economic and social fields, like creation of favorable economic environment, filling the market with high-quality goods and services, new job places' formation, growth of tax payments in budgets of different levels. The article analyzes main indices and conditions of small business functioning, its branch and geographical distribution in RF regions. The analysis's results allow unveiling and estimation of scale of problems and barriers on the way of small market structures' development, and also evaluating of state possibilities for timely correction of economic, organizational and political principles of this economic segment support. Inefficient barriers influence negatively not only development of entrepreneurship but also business climate of the whole county; it should be balanced by efficient measures of state structures. The author makes a conclusion that a factor of state support contains a very serious potential for this economic sector's development.
Key words: small business, journal of Russian entrepreneurship, government support, administrative barriers, tax incentives, financial assistance, competitive environment.
References
1. Pleshakova M.V., Shirokaia L.P. Sovremennye napravleniia razvitiia malogo biznesa v Rossii [Modern directions of development of small business in Russia]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo — Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, no. 9—2, pp. 103—108.
2. Final report on the results of the expert work on actual problems of socio-economic strategy of Russia for the period till 2020 "Strategy - 2020": a new growth model — a new social policy" (in Russian). Available at: http://2020strategy.ru/documents/32710234.html (accessed: 02.11.2014).
3. The Federal service of state statistics (in Russian). Available at: http://www.gks.ru (accessed 03.11.2014).
4. Grigor'eva E. Bol'shie problemy «malyshei» [Big problems "kids"]. Novye izvestiia — New news. Available at: http://www. newizv.ru/economics/2014-03-03/197951-bolshie-problemy-malyshej.html (accessed 03.11. 2014).
5. The Federal service of state statistics (in Russian). Available at: http://www.gks.ru (accessed 03.11.2014).
6. Usloviia i faktory razvitiia malogo predprinimatel'stva v regionakh RF. Otchet po rezul'tatam obshcherossiiskogo issledovaniia [Conditions and factors of development of small entrepreneurship in the Russian regions. Report on the results of the all-Russian research]. Moscow, Opora Rossii - VTslOM Publ., 2010. 235 p.
7. Kudriashova I.V., Pleshakova M.V. Osnovnye tenden-tsii mezhdunarodnogo sovmestnogo predprinimatel'stva v Rossii [Main trends in international collaborative ventures in Russia]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta — Vestnik of Volgograd state University. Part 3. Economy. Ecology, 2011, no. 2, pp. 233—239.
8. Kudriashova I.V., Pleshakova M.V. Osnovnye tenden-tsii mezhdunarodnogo sovmestnogo predprinimatel'stva v Rossii [Main trends in international collaborative ventures in Russia]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta — Vestnik of Volgograd state University. Part 3. Economy. Ecology, 2011, no. 2, pp. 233—239.
9. Usloviia i faktory razvitiia malogo predprinimatel'stva v regionakh RF. Otchet po rezul'tatam obshcherossiiskogo issledovaniia [Conditions and factors of development of small entrepreneurship in the Russian regions. Report on the results of the all-Russian research]. Moscow, Opora Rossii - VTsIOM Publ., 2010. 235 p.
10. Grigor'eva E. Bol'shie problemy «malyshei» [Big problems "kids"]. Novye izvestiia — New news. Available at: http://www. newizv.ru/economics/2014-03-03/197951-bolshie-problemy-malyshej.html (accessed 03.11. 2014).
11. Grigor'eva E. Bol'shie problemy «malyshei» [Big problems "kids"]. Novye izvestiia — New news. Available at: http://www. newizv.ru/economics/2014-03-03/197951-bolshie-problemy-malyshej.html (accessed 03.11. 2014).
12. Final report on the results of the expert work on actual problems of socio-economic strategy of Russia for the period till 2020 "Strategy - 2020": a new growth model — a new social policy" (in Russian).Available at: http://2020strategy ru/documents/32710234.html (accessed 02.11.2014).
13. Pleshakova M.V., Shirokaia L.P. Sovremennye napravleniia razvitiia malogo biznesa v Rossii [Modern directions of development of small business in Russia]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo — Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, no. 9—2, pp. 103—108.