УДК 159.92
doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-38-9-14
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ АУТОКОМПЕТЕНТНОСТИ
ОПТАНТА В РАМКАХ ИНВАЙРОНМЕНТАЛЬНОГО ПОДХОДА
Мелехова Виола Михайловна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов Вязовова Наталия Владимировна Московский психолого-социальный университет, Россия, г. Москва e-mail: Cassandra1@yandex.ru
Статья посвящена проблеме методического обеспечения процесса профессионального и личностного самоопределения будущего психолога в процессе оптации. Основной задачей процесса оптации является формирование аутокомпетентности и профидентичности как показателей эффективного самоопределения будущего психолога. Акцентируется внимание на фасилитационной роли преподавателя вуза в стимулировании субъектной активности оптанта, профилактике конфликта самоопределения, кризиса профессионального становления. Рассмотрены основные приемы, формы и методы работы, применяемые в рамках инвайронментального подхода, способствующие росту аутокомпетентности студента. В качестве ведущих, развивающих личность оптируемого технологий, используются психологическое сопровождение и самосопровождение. Сопровождение определяется авторами как форма профессиональной поддержки движения оптанта по пути изменения собственной личности с учетом выдвигаемых им в перспективе профессиональных задач, и с целью обретения смысла в профессиональной деятельности, а самосопровождение - как активное соучастие будущего психолога в принятии на себя ответственности за личностный и профессиональный рост на стадии ранней оптации.
Ключевые слова: оптация, аутокомпетентность, психологическое сопровождение, личностное самоопределение, инвайронментальный подход, самосопровождение
Образование - длительный, сложный, многогранный, охватывающий практически всю сознательную жизнь человека процесс, изменение содержания и технологий которого приводит к значительным изменениям личности обучающихся.
Современное профессиональное образование, как и образование в целом, имеет ряд признаков, которые в совокупности позволяют расценивать его как личностно-ориенти-рованное, психологически комфортное и эффективное в плане реализации обучающимся своих потенциалов. Этому способствуют и непрерывность образования, и интеграция учреждений разного уровня в единый образовательный комплекс, и широкая информатизация, и высокая технологизация и компьютеризация.
Но, в первую очередь, следует обратить внимание на неуклонную тенденцию реализации контекстного обучения, способствующего нарастанию самостоятельности человека, ве-
дущей целью которого и смыслообразующим фактором выступает развитие его личности на всех этапах становления таким образом, чтобы приобретенные знания (осведомленность) и раскрытые способности, преломленные в личном опыте, позволяли ему не только давать обоснованные суждения, но и осуществлять эффективные действия в рамках этих суждений, то есть, быть компетентным.
Компетентностный подход раскрывает новые горизонты в овладении любой профессией, так как компетенция проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, интенциях и позволяет человеку устанавливать такие связи между знанием и ситуацией, при которой профессиональные действия отличаются оптимальностью.
Бесспорно, подготовить компетентного профессионала сложно, если профиль его подготовки не будет обеспечен осознанным актом выбора профессии, самоопределением
сразу в нескольких его формах (профессиональное, личностное, социальное, культурное и др.). Применительно к сферам подготовки психолога, педагога-психолога наибольший интерес для нас представляет диада «профессиональное - личностное» самоопределение, так как ведущим инструментом деятельности и воздействия на клиента для психолога выступает его личность во всей полноте качеств, которыми она обладает и которые могут находиться между собой как в устойчивом состоянии, так и неустойчивом динамическом равновесии, выступающем залогом развития личности будущего психолога. Поэтому основной задачей процесса оптации мы считаем задачу формирования аутокомпетентности будущего психолога, как средства эффективного самоопределения.
Как и любая иная профессия, профессия психолога в глазах социума, есть система отношений человека и предмета труда, наделенных социальными и профессиональными стереотипами, на основе которых, согласно широко применяемым типологиям профессионального и личностного самоопределения, психолог - это представитель профессии системы «человек-человек» (Е. А. Климов); обладающий ценностями общения и интеллектуальной активности (Л. А. Йовайша); трудящийся в социальной сфере (Дж. Голланд) и обладающий по преимуществу социальными установками (Э. Шпрангер); самостоятельный и свободный, творческий в пределах труда (С. Г. Струмилин); самоактуализирующийся (А. Маслоу); духовный, гуманистический, просоциальный (Б. С. Братусь) и, конечно же с плодотворной ориентацией - идентичный самому себе, деятельный, любящий, разумный (Э. Фромм).
И не смотря на тот факт, что каждый выступает сам мерилом собственной готовности к профидентичности, самоопределяется творчески, не учитывать некоторых общепринятых критериев соответствия личности профессии с учетом реальности как объективного фактора, свидетельствующего о подготовленности, трудно и нецелесообразно, даже если эти критерии скорее идеальны. Личностные и индивидные характеристики: уровень притязаний и самооценка, ценностные ориентации, стратегии поведения, ролевой репертуар, характер, активность, потенциал, особенности мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, свойства нервной сис-
темы, темперамент и обучаемость, в самом широком смысле, определяют отношение человека к профессии и себе в профессии, предвосхищая возможность самореализации.
Антиципация или предвосхищающая оценка деятельности (ПОД) - это системное образование, обладающее одновременно признаками представленческого и речемысли-тельного уровней антиципации и сформированной на их основании мотивацией выбора будущей профессиональной деятельности [1, с. 62]. Предвосхищение профессионального будущего стимулирует движение личности от ее прошлого, через настоящее и позволяет преодолевать психологические барьеры, связанные с профессиональной оптацией и последующим становлением. Психологические барьеры (выбор профессии, адаптация к профессии, кризисы профессионального становления, и т. д.) вносят в процесс самоопределения рассогласование, приводят к образованию критических точек развития, преодоление которых требует от личности оптанта серьезных усилий и роста субъектной активности, проявляющейся через потребность и способность самосовершенствоваться, быть креативным в отношении построения самого себя. Таким образом, реализует себя принцип соразвития личности, образования и профессии, объединяя объективные и субъективные возможности реализации индивида.
Исследуя профессиональное самоопределение личности в профессии психолог, под самоопределением мы понимаем способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, умение переосмысливать собственную сущность [2, с. 54.], преодолевая или профилактируя иррациональный ход развития личности (например, комплексы, выученную беспомощность, эгоцентризм и др.).
В наших исследованиях было установлено [3; 4], что именно личностные кризисы, неудовлетворенность собой (особенно для лиц с ОВЗ), для многих оптантов - будущих психологов стали причиной выбора вектора профессионального самоопределения, именно потребность разобраться в себе, заложить новую траекторию развития личности побудила многих стать психологом. Но не всех получение диплома сделало психологами, продуктивно реализованными в деятельности. Для многих психологическое знание, преломленное в личностном опыте, стало камнем преткновения на пути к конструктивным лично-
стным преобразованиям. Вскрылись противоречия душевной жизни человека и объективной действительности, затрагивающие моти-вационно-потребностную либо смысловую стороны его жизнедеятельности, требующие рефлексии переживаний от самоопределения, определения личностного смысла, задающего вектор действования в настоящем ради будущего, принятия ценностей самоактуализирующейся личности, стремящейся совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом деле (А. Маслоу).
Различные аспекты самоактуализации личности в профессиональной деятельности отражены в трудах Л. Ю. Баталовой (2010), А. Ю. Василенко (2008), И. Н. Вербицкой (2003), О. В. Гудименко (2007), П. Д. Ники-тенко (2008), Л. Р. Шафигулина (2009); особенности самоактуализации личности в контексте ее профессиональной самореализации и самоутверждения были рассмотрены в работах Л. В. Гавриловой (1995), А. И. Епифанце-вой (1975), Н. Ф. Калиной (1998), Л. П. Ли-товченко (1992), Л. Н. Ожиговой (2000), А. Б. Орлова (1999), Е. Ю. Пряжниковой (1994)и др.
В отечественной психологии понятия самоактуализации и самоопределения созвучны; так Н. С. Пряжников указывает, что из семи типов самоопределения самый сложный тип -личностное - оно не просто делает человека хозяином всей своей жизни, но и дает возможность, поднявшись над социальными и профессиональными ролями, утвердиться в самобытном «образе Я», утверждая его среди окружающих [5]. Соответственно, только способный разобраться в себе будущий психолог, открывший и реализовавший свои потенциальные возможности, обретший личностный смысл в выполняемой деятельности, обретет уникальный опыт развития и передаст его другим.
Неоспоримо, что полноценно функционирующий профессионал проверяет все теории на собственном опыте и опыте ближайшего окружения, пропуская их через смысловое поле он стремится к самоосуществлению через познание себя, другого и себя в другом, становится активным, творческим, духовно насыщенным (Б. Ю. Березин, Б. С. Братусь, А. А. Деркач, В. П. Зинченко, В. Н. Маркин, Ш. Бюлер, К. Г. Юнг и др.).
Вторя Б. Спинозе, утверждавшему, что субстанция есть причина самой себя («Эти-
ка») и субстанция эта Бог [6], мы можем говорить, что и человек является причиной самого себя в силу того обстоятельства, что он может стать интернальным постоянно познавая себя, ища себя, оценивая и преобразуя, то есть, сознательно созидая себя, учитывая как самовосприятие так и восприятие своего «Я» в другом (В. А. Петровский) [7].
Итак, открываясь возможным вариантам будущего, обладая сформированной ПОД, и соответствующей системой аттракторов - траекторий профессионального развития, оптант, по нашему мнению, может сделать саморазвитие предсказуемым, а благодаря активному взаимодействию с учебно-профессионализирующей развивающей средой, осознанию беспредельности собственного развития, принять происходящие в нем изменениям, бесконфликтно и устойчиво самоопределиться в профессиональной деятельности, перенеся собственный опыт в ситуацию клиента.
А это значит, что уже в период оптации в вузе должны быть созданы условия для инициации процесса саморазвития. Учитывая, что оптируемый - будущий психолог - и в процессе обучения он должен иметь возможность реализовать себя в определенных видах профессиональной деятельности, можно предложить хорошо зарекомендовавшую себя модель психологического сопровождения, применяемую в рамках разработанного нами ин-вайронментального подхода, позволяющего в период оптации апробировать профессиональные роли к личностной роли.
Активное профессиональное оптирование, посредством включения в профессиональное сообщество и деятельность, направлено на актуализацию и усиление профессиональной мотивации оптантов в период обучения в вузе за счет инвайронментального преобразования имплицитных перцепций будущей профессии.
В рамках подхода можно применять психологическое сопровождение, определяемое нами как профессиональная поддержка движения оптанта по пути изменения собственной личности с учетом выдвигаемых им в перспективе профессиональных задач, и с целью обретения смысла в профессиональной деятельности.
Сопровождение в деятельности психолога - это развивающая технология, принципиально меняющая взаимодействие профессионала и обучаемых. Применительно к высшему об-
разованию, сопровождению студента эта функция возлагается на преподавателя, способного в процессе учебно-профессионализирующей деятельности создать условия для развития личности будущего психолога, повышения его учебно-профессиональной мотивации.
Обладая авторитетом и референтными признаками, владея современными технологиями профессиональной деятельности, а также навыками фасилитации, при наличии высокого уровня эмпатии и толерантности к самовыражению и нестандартному поведению оптанта, он может создать ситуацию роста потребности в самопознании и саморазвитии уже с первых месяцев обучения студента. Так, в курсе «Введение в профессию» можно организовать комплексную диагностику личностных качеств студента и предложить осуществить сравнительный анализ данных характеристик с эталонным рядом, предложенных к ранжированию профессиональных и личностных качеств психолога, представленных в работах Г. С. Абрамовой, И. В. Вачкова, И. В. Дубровиной.
Интерпретируя результаты диагностики психологических характеристик оптантов, мы наделяем их субъективной значимостью, расширяем психологическую компетентность оптанта и выстраиваем траекторию развития его личности на ближайшую и отдаленную перспективу с целью профилактики возможных затруднений на последующих этапах профессионального становления. По сути, мы даем студенту инструмент для самосопровождения, не исключаем работу в диадах по взаимному сопровождению, что может стимулировать их к самореализации профессионально-психологического потенциала личности. Под самосопровождением мы понимаем активное соучастие будущего психолога в принятии на себя ответственности за личностный и профессиональный рост на стадии ранней оптации в плане реализации принятого решения о самоопределении.
В случае затруднений в самосопровождении, преподаватель осуществляет дополнительные индивидуальные консультации по запросу оптанта, а также групповые консультации по наиболее общим вопросам профессионального развития.
Во многом деятельность преподавателя напоминает работу супервизора, оказывающего профессиональную психологическую
помощь будущему психологу. Обсуждая с ним(и) трудности в работе над собой, преподаватель способствует росту оценки происходящих процессов и состояний в ходе оптации, эмоционально поддерживает оптанта(ов) в трудных ситуациях, формирует потребность в психологическом образовании, обмене психологическим опытом, прививает навыки эффективной интеракции, сотрудничества, способствует осознанию своих профессионально-личностных ограничений, актуализирует потребность в подключении максимально возможных ресурсов для освоения профессии.
Средствами отслеживания динамики изменений выступают мониторинг, способствующий росту аутокомпетентности и проблемные семинары, как форма интеракции субъектов саморазвития.
Таким образом, психологическое сопровождение и самосопровождение выступают актами поддержки и самоподдержки личности будущего психолога, позволяют ему осознать степень субъективной ответственности в своем профессиональном становлении и профессиональной деятельности, нацеливают на своевременное выявление негативных переживаний, связанных с самореализацией и развитием. Интернальность и субъектная активность в ходе самосопровождения в сочетании с интрасубъектностью, предоставленной сопровождающим, фасилитатором - создают уникальные возможности для ментального взаимодействия.
Весь процесс работы по формированию аутокомпетентности оптанта проходит ряд этапов, на которых он ставит перед собой особые задачи:
- изучить себя и принять таким, какой ты есть;
- осуществить сравнительный анализ личностных качеств и эталонных качеств личности психолога;
- оценить, что мешает или помогает быть таким, каким ты хочешь;
- самомотивация на позитивные изменения и изменение поведенческой стратегии;
- осуществление самосопровождения -диагностика происходящих изменений, фиксирование собственных переживаний, получение поддержки со стороны, поиск активных профессиональных связей.
Критерий оценки достигнутого - переход от внутренних противоречий, негативных переживаний к активным, осознанным, целенаправленным взаимодействиям внутри про-
фессионального сообщества, осознание проблемных полей развития и поиск новых средств повышения аутокомпетентности (например, посещение тренингов личностного роста).
Как показывают опросы первокурсников, многие впервые получают возможность узнать себя в ходе профессионального обучения, тогда же растет либо падает уверенность в правильности сделанного выбора, и только переход к самосопровождению, сотрудничеству, усвоению социально-профессиональной роли способствует ментализации в профессиональном сообществе уже в стенах вуза.
Реализуя идею личностно ориентированного образования, направленного на развитие личности оптанта, мы не ставим задачи привести его в соответствие с эталоном, а побуждаем его к постоянной работе над собой, к самореализации психологического потенциала, к гармоничному самоопределению, обретению психологической зрелости, что позволит подготовить к разрешению мотивационно-потребностных конфликтов выбора и реализации в профессии, конфликта нереализованных ожиданий, нереализованных возможностей.
Значительно при этом возрастает роль познания, оптант заинтересован в получении психологического знания, которое он сразу же в той или иной мере может применить или увидеть как оно преломляется при решении собственных задач личностно-профессио-нального становления и становления его сокурсников. В группе формируется уникальная атмосфера единения, формируются навыки, способы поведения, указывающие на заинтересованность каждого друг в друге, появляется социальная чувствительность к другому -особый стиль социального и профессионально ориентированного отношения.
Таким образом, коллективная, субъектно значимая учебно-профессионализирующая деятельность, успешно влияет на профессиональную идентификацию, предотвращая многие противоречия процесса профессиональной оптации, прежде всего за счет социального принятия и поддержки, а также специально организованного психологического просвещения.
В ходе психологического сопровождения оптант получает необходимые знания, навыки, способствующие самопознанию, получению адекватного представления о своих личностных и профессиональных характеристиках, а
также овладевает способами профилактики возможных профессиональных деструкций и конфликтов профессионального становления, то есть становится аутокомпетентным.
Обобщая рассматриваемую проблему профессионального самоопределения личности в период оптации, выделим основные моменты:
- профессиональное самоопределение -это избирательное, осознанное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;
- выбор профессии происходит с учетом индивидных особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и ПОД;
- профессиональное самоопределение является характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самоактуализации, аутокомпе-тентности;
- кризисы самоопределения и профессионального становления могут иметь как объективные, так и субъективные причины, а потому профилактика деструктивного профессионального самоопределения может быть решена еще в период оптации с помощью ин-вайронментального подхода, позволяющего гармонизировать личностные и профессиональные ожидания, заложить основы индивидуальности будущего психолога.
Литература
1. Вязовова Н. В. Формирование профессиональной ментальности будущего психолога в условиях вуза. Тамбов, 2006.
2. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
3. Вязовова Н. В., Толстошеина В. М. Психологическое знание как условие сохранения и укрепления психологического здоровья лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Образование: традиции и инновации / отв. ред. Н. В. Ува-рина. Прага, 2016. С. 68-73.
4. Мелехова В. М., Вязовова Н. В. Самооценка профессиональной и личностной готовности к деятельности студента-психолога // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / отв. ред. Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. Тамбов, 2018. С. 72-79.
5. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Профориентация. М., 2010.
6. Спиноза Б. Этика. М., 2016.
7. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д., 1996.
References
1. Vyazovova N. V. Formirovaniye profes-sional'noj mental'nosti budushchego psikhologa v usloviyakh vuza [Formation of professional mentality of future psychologist in the conditions of higher education institution]. Tambov, 2006.
2. Shchedrovitskij P. G. Ocherki po filosofii obrazovaniya [Sketches on education philosophy]. M., 1993.
3. Vyazovova N. V., Tolstosheina V. M. Psikhologicheskoye znaniye kak usloviye sokhraneniya i ukrepleniya psikhologicheskogo zdorov'ya lits s OVZ v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Psychological knowledge as a condition of preservation and strengthening of psychological health of persons with health limitations in the conditions of inclusive education] // Obrazovaniye: traditsii
i innovatsii / otv. red. N. V. Uvarina. Praga, 2016. S. 68-73.
4. Melekhova V. M., Vyazovova N. V. Samootsenka professional'noj i lichnostnoj gotovnosti k deyatel'nosti studenta-psikhologa [Self-assessment of professional and personal readiness for activity of the student psychologist] // Lichnostnoye i professional'noye razvitiye budushchego spetsialista / otv. red. L. N. Makarova, I. A. Sharshov. Tambov, 2018. S. 72-79.
5. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Yu. Proforientatsiya [Career guidance]. M., 2010.
6. Spinoza B. Etika [Ethics]. M., 2016.
7. Petrovskij V. A. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub"ektnosti [The personality in psychology: subjectivity paradigm]. Rostov-n/D., 1996.
* * *
PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE OF DEVELOPMENT OF AUTOCOMPETENCE OPTANT WITHIN ENVIRONMENTAL APPROACH
Melekhova Viola Mikhaylovna
Derzhavin Tambov State University, Russia, Tambov
Vyazovova Nataliya Vladimirovna
Moscow Psychological-Social University, Russia, Moscow e-mail: Cassandra1@yandex.ru
Authors devoted the article to a problem of methodical ensuring process of professional and personal self-determination of future psychologist in the course of option. The main objective of process of option is a formation of an autocompetence and professional identity as indicators of effective self-determination of future psychologist. Authors focused the attention on a facilitative role of the teacher of higher education institution in stimulation of subject activity of the optant, prevention of the conflict of self-determination, crisis of professional formation. Authors considered the main methods, forms and methods of work applied within environmental approach, promoting growth of the student's autocompetence and used psychological maintenance and self-maintenance as the leaders developing the personality chosen technologies. Authors defined maintenance as a form of professional support of the movement of the optant on the way of change of own personality with the professional tasks put forward by him in the long term, and for the purpose of finding of sense in professional activity, and self-maintenance - as active partnership of future psychologist in acceptance on itself responsibility for personal and professional growth on stages of early option.
Key words: option, autocompetence, psychological maintenance, personal self-determination, environmental approach, self-maintenance
Об авторах:
Мелехова Виола Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Вязовова Наталия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики образования Московского психолого-социального университета, г. Москва
About the authors:
Melekhova Viola Mikhaylovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Defectology Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov
Vyazovova Nataliya Vladimirovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Psychology and Pedagogics of Formation Department, Moscow Psychological-Social University, Moscow